Но более всего любовь к родному краю. Тема родины в творчестве есенина Но более всего любовь к родному краю

10.03.2023 Стратегии


Посвящается П.Чагину


Я о своем таланте
Много знаю.
Стихи - не очень трудные дела.
Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.


Стишок писнуть,
Пожалуй, всякий может -
О девушке, о звездах, о луне...
Но мне другое чувство
Сердце гложет,
Другие думы
Давят череп мне.


Хочу я быть певцом
И гражданином,
Чтоб каждому,
Как гордость и пример,
Был настоящим,
А не сводным сыном -
В великих штатах СССР.


Я из Москвы надолго убежал:
С милицией я ладить
Не в сноровке,
За всякий мой пивной скандал
Они меня держали
В тигулевке.


Благодарю за дружбу граждан сих,
Но очень жестко
Спать там на скамейке
И пьяным голосом
Читать какой-то стих
О клеточной судьбе
Несчастной канарейки.


Я вам не кенар!
Я поэт!
И не чета каким-то там Демьянам.
Пускай бываю иногда я пьяным,
Зато в глазах моих
Прозрений дивных свет.


Я вижу все
И ясно понимаю,
Что эра новая -
Не фунт изюму вам,
Что имя Ленина
Шумит, как ветр, по краю,
Давая мыслям ход,
Как мельничным крылам.


Вертитесь, милые!
Для вас обещан прок.
Я вам племянник,
Вы же мне все дяди.
Давай, Сергей,
За Маркса тихо сядем,
Понюхаем премудрость
Скучных строк.


Дни, как ручьи, бегут
В туманную реку.
Мелькают города,
Как буквы по бумаге.
Недавно был в Москве,
А нынче вот в Баку.
В стихию промыслов
Нас посвящает Чагин.


"Смотри, - он говорит, -
Не лучше ли церквей
Вот эти вышки
Черных нефть-фонтанов.
Довольно с нас мистических туманов,
Воспой, поэт,
Что крепче и живей".


Нефть на воде,
Как одеяло перса,
И вечер по небу
Рассыпал звездный куль.
Но я готов поклясться
Чистым сердцем,
Что фонари
Прекрасней звезд в Баку.


Я полон дум об индустрийной мощи,
Я слышу голос человечьих сил.
Довольно с нас
Небесных всех светил -
Нам на земле
Устроить это проще.


И, самого себя
По шее гладя,
Я говорю:
"Настал наш срок,
Давай, Сергей,
За Маркса тихо сядем,
Чтоб разгадать
Премудрость скучных строк".


Другие статьи в литературном дневнике:

  • 27.10.2012. ***
  • 25.10.2012. ***
  • 23.10.2012. ***
  • 16.10.2012. Xnj, s nj pyfxbkj
  • 15.10.2012. ***
  • 11.10.2012. Из собственных жизненных наблюдений.
  • 02.10.2012. Шота Руставели. Витязь в тигровой шкуре.
  • 01.10.2012. Сергей Есенин.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании

«Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла…» ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ПОЭЗИИ С. А. ЕСЕНИНА (1895 -1925)

Самой главной темой в творчестве С. Есенина была тема Родины. В ранних стихах поэт постигает душой и воплощает в живые зримые образы свою «малую» родину – село Константиново и его окрестности. Родина, Россия предстает в ранней лирике Голубой Русью, чудесной страной в черемуховом снегу. Любовь к Родине находит выражение в любви к родной природе. Поэт ощущает свою слитность с родным краем: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных…»

Стихи С. Есенина о природе пронизаны легкой грустью, какой-то щемящей нежностью. Приглушенные, как бы сквозь дымку просвеченные солнцем пейзажи воссоздают Родину, Русь в разное время года и дня. Особенно Есенин любит восходы и закаты («Там, где капустные грядки…» , «Выткался на озере алый свет зари…» , «Вот уж вечер. Роса…»). Любовь к родной земле выливалась в проникновенные поэтические строки: О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

Постепенно пределы «страны березового ситца» расширяются. Понятие Родины становится более емким, наполненным. Поэт видит не только ширь степных раздолий, синь озер, как в ранних стихах («Край любимый! Сердцу снятся…» , «Гой ты, Русь, моя родная…» , «Спит ковыль. Равнина дорогая…»), но «черную, потом пропахшую выть» , «деревню, потонувшую в ухабинах» .

Любовь к природе России переливается в любовь к ее людям, в сопричастность их горю. Он видит крестьян, у которых «сохнет рожь и не всходят овсы» , старого деда, который, согнувши спину, «чистит вытоптанный ток» , деревенских парней-рекрутов. От идеализации природной, патриархальной Руси («Преображение» , «Сельский часослов») Есенин переходит к постижению России начала ХХ века.

После Октябрьской революции творчество Есенина характеризуется поворотом. Поэт принимал революцию, по его же выражению, «с крестьянским уклоном» , ждал идиллического земного рая. В стихотворениях «Иорданская голубица» , «Небесный барабанщик» , в поэме «Иония» он говорит о том новом, что несет Родине революция. Есенин надеется на преображение России, с восторгом причисляет себя к когорте обновителей земли русской: Небо – как колокол, Месяц – язык, Мать моя – родина, Я – большевик.

Но надежды поэта не оправдались. Он переживает духовный кризис, не принимая путей развития советской России: В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, что не пойму, Куда несет нас рок событий.

В поэзии Есенина появляется тема противопоставления города деревне Противоречивое отношение к индустриализации, к вторжению «железного гостя» , представление о будущем как о царстве железных машин, убивающих красоту природы, обусловили появление пессимистических, пронизанных тревогой стихов.

Поэт с грустью называет себя «последним поэтом деревни» . Он стремится преодолеть отъединенность от революционных преобразований, понять суть событий («Возвращение на Родину» , «Русь уходящая» , «Русь советская»). В послереволюционной поэзии Есенина усиливается импульс трагического. Он ощутим в неприятии «железного Миргорода» , обостряется от предчувствия возможной утраты человеком единства с природой. Вместе с тем Есенин понимал, что поворот назад в истории не возможен. Отсюда его тревожные раздумья о будущем крестьянской Руси, противоречивые, мучительные: Я не знаю, что будет со мною… Может, в новую жизнь не гожусь, Но и все же хочу я стальную Видеть бедную, нищую Русь.

Вся поэзия Есенина, по его словам, «жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве» . Все годы Есенин оставался верен чувству, пропетому им в юношестве: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою» .

Врача на помощь не зови – он не излечит от любви. Легко разбрасывает роза дары багряные свои. Я другу сердце открываю – оно горит, оно – в крови. Взойди, любимая, как солнце, все озари и обнови. Твоя любовь – ларец закрытый. Где спрятаны ключи твои? Отдай их мне без сожаленья, будь щедрой, бога не гневи. Не будь скупой, спаси Хафиза, смягчи страдания мои. (Хафиз. Газели)

Сергея Есенина до глубины души трогали стихи поэтов Востока. В газелях Хафиза земная любовь – это бесценный дар, величайшая ценность бытия. Он утверждает, что торжество любви – приговор силам зла, лжи и насилию. Его произведения отличает вера в лучшие качества человека – жажду добра и правды. Классическая поэзия средневековой Персии была очень популярна на рубеже XIX – XX столетий. Сергею Есенину хотелось своими глазами увидеть Шираз, пройти узкими улочками к могилам великих лириков Персии. Но он сумел осуществить только путешествие на Кавказ, куда отправился в 1920 году. Поэт доехал только до Тифлиса и возвратился в Москву.

Большими событиями в жизни Есенина были его поездки в закавказские республики. За последние два года жизни он бывал там трижды, каждый раз набираясь новых впечатлений и с радостью отдавая себя творческому труду. Первая поездка растянулась на целое полугодие. Выехав из Москвы в начале сентября 1924 года, Есенин до конца февраля 1925 года пробыл в Баку, Тифлисе, Батуми. Он много печатался в закавказских газетах «Заря Востока» и «Бакинский рабочий» , выпустил две книги стихов («Русь Советскую « - в Баку и «Страну Советскую» - в Тифлисе) и с необыкновенной продуктивностью работал. Это был период подъема, вдохновения, радостей и плодотворной работы.

В письмах из Батума в Москву поэт сообщал: «Работается и пишется мне дьявольски хорошо. До весны я могу и не приехать. Меня тянут в Сухум, Эривань, Трапезунд и Тегеран, потом опять в Баку» . И в другом письме: «Только одно во мне сейчас живет. Я чувствую себя просветленным, не надо мне этой глупой шумливой славы, не надо построчного успеха. Я понял, что такое поэзия… Я скоро завалю Вас материалом. Так много и легко пишется в жизни очень редко. Это просто потому, что я один и сосредоточен в себе. Говорят, я очень похорошел. Вероятно, оттого, что я что-то увидел и успокоился»

В Закавказье Есениным за шесть месяцев были написаны «Баллада о двадцати шести» , стихотворения «Памяти Брюсова» , «Письмо к женщине» , «Капитан земли» , «Русь уходящая» , «Русь бесприютная» , «Цветы» , «Воспоминание» , «Мой путь» и др. , начата работа над поэмой «анна Снегина» и циклом «Персидские мотивы» . Период с конца марта до конца мая 1925 года Есенин провел в Баку и Мардакьянах, он интенсивно сотрудничал в «Бакинском рабочем» , написал стихотворения «Заря окликает другую…» , «Письмо к сестре» , «Неуютная жидкая лунность…» , «Прощай, Баку!» . В тех же местах он провел последние дни июля и весь август, создал четыре новых стихотворения, написал памфлет «Дама с лорнетом» и закончил «Персидские мотивы» .

В «Персидских мотивах» значительно усилен метафорический и экзотический элемент. Объясняется это тем. Что Есенин здесь не стремился ни к полноте, ни к точности пейзажной картины: в Персии, в Багдаде, на Босфоре он не бывал и, работая над циклом своих стихотворений, во многом «примыслил» эти места. «Никогда я не был на Босфоре…»

Известная доля экзотической условности проглядывает и в синих цветах Тегерана, и в «свете вечернем шафранового края» , и в садах и в стенах Хороссана. Но все это, как бы увиденное самим поэтом, воссоздано с силой живого, непосредственного чувства. Воображение художника дает нам возможность погрузиться в романтический мир сказочной природы – мир осязаемый, видимый, ощутимый. Его отличие от всех «восточных миров» , встречавшихся в живописи, в поэзии, тот преломленный луч, который из волшебного Шираза, из босфорской дали проливает свет на неброскую, но и неповторимую красоту рязанских полей. Шаганэ ты моя, Шаганэ! Потому, что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне. Шаганэ ты моя, Шаганэ. Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз, Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий. Потому, что я с севера, что ли. Я готов рассказать тебе поле, Эти волосы взял я у ржи, Если хочешь, на палец вяжи - Я нисколько не чувствую боли. Я готов рассказать тебе поле. Про волнистую рожь при луне По кудрям ты моим догадайся. Дорогая, шути, улыбайся, Не буди только память во мне Про волнистую рожь при луне. Шаганэ ты моя, Шаганэ! Там, на севере, девушка тоже, На тебя она страшно похожа, Может, думает обо мне… Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Видя в чужой стране то, что радует его душу, поэт готов это взять с собой, воспеть на своей отчизне: В Хороссане есть такие двери, Где обсыпан розами порог. Там живет задумчивая пери. В Хороссане есть такие двери, Но открыть те двери я не мог. У меня в руках довольно силы, В волосах есть золото и медь. Голос пери нежный и красивый. У меня в руках довольно силы, Но дверей не смог я отпереть. Ни к чему в любви моей отвага. И зачем? Кому мне песни петь? - Если стала неревнивой Шага, Коль дверей не смог я отпереть, Ни к чему в любви моей отвага. Мне пора обратно ехать в Русь. Персия! Тебя ли покидаю? Навсегда ль с тобою расстаюсь Из любви к родимому мне краю? Мне пора обратно ехать в Русь. До свиданья, пери, до свиданья, Пусть не смог я двери отпереть, Ты дала красивое страданье, Про тебя на родине мне петь. До свиданья, пери, до свиданья.

Встречаясь с тем, с чем не может смириться душа – чадрой на лице персиянки, - он возвращается мыслью к родной стране и готов петь такое, что на Востоке не пел еще никто: «Свет вечерний шафранного края…»

Своеобразие цикла усиливают некоторые традиционные формы восточной поэзии, рефрены, повторы, а также обрамляющие строки в строфе: «Голубая родина Фирдуси…»

В есенинском цикле слышатся отзвуки древнеперсидской поэзии, в нем видятся очертания благодатной, сказочной страны. Но цикл этот нельзя прочесть – а тем более понять, - если не слышать в нем биения сердца русского поэта, в экстазе своего мистифицированного путешествия восклицающего: «В Хороссане есть такие двери…»

Нельзя не ощутить всей прелести и своеобразия этого цикла, если не заметить и того, с какой тонкостью, душевностью и поэтичностью художник ввел в созданную им композицию мотивы русской природы.

1 апреля исполняется 95 лет со дня рождения талантливого живописца, заслуженного деятеля искусств Якутской АССР, члена Союза художников СССР Льва Габышева .

Лев Михайлович родился 1 апреля 1923 г. в Якутске в семье известного олёкминского мецената, «якутского Третьякова» в области изобразительного искусства, доктора экономических наук, профессора Михаила Федоровича Габышева . Учился в Московском художественном училище памяти 1905 года, живописном факультете Московского государственного художественного института имени В.И.Сурикова.

Творческая биография Л.М.Габышева началась в годы Великой Отечественной войны. Его сатирические плакаты, рисунки, карикатуры, агитплакаты на страницах газет «Кыым» и «Социалистическая Якутия» являлись орудием борьбы юного художника против фашизма. В 1944 г. состоялась первая персональная выставка работ Льва Габышева, где земляки узнали его и как автора пейзажной живописи.

Постепенно его занятия живописью начали сочетаться с искусствоведческими интересами. С 1952 по 1975 гг. становится директором Якутского республиканского музея изобразительных искусств, является активным организатором художественной жизни республики. При его содействии в 1962 году в собрание музея поступил безвозмездный дар – коллекция отца, профессора М.Ф.Габышева. Это собрание, в составе которого более 250 произведений западноевропейского искусства ХVI-ХIХ веков, послужило основой для открытия Музея западноевропейского искусства в столице республики.

Лев Михайлович был пропагандистом изобразительного искусства, выступал в печати, на радио и телевидении. Ему принадлежит исследование о малоизвестных якутских косторезах XIX-начала XX веков; совместно с сотрудниками центральных художественно-реставрационных мастерских он установил авторство нескольких работ, благодаря чему возникновение живописи Якутии было отодвинуто на целое столетие назад.

Сегодня Национальный художественный музей – бесценная национальная сокровищница Республики Саха (Якутия), где имеются шедевры мирового и отечественного искусства. В этом огромная заслуга Льва Габышева, замечательного художника и подвижника музейного дела.

Среди известных работ Льва Михайловича вы могли видеть «Ленские дали», «Старая деревня на берегу Лены», «Осень в Юнкюре» и другие. В фондах Олекминского музея бережно хранятся картины «Таёжная краса», «Якутский всадник», «Портрет мужчины», в которых он передал любовь к родному краю и красоту якутской природы.

В скором времени работы Льва Михайловича и работы других якутских художников займут достойное место и будут представлены посетителям в новом здании Олёкминского музея истории земледелия.

Юлия ЕРКО ,

хранитель Олёкминского музея истории земледелия.

На фото: Л.М.Габышев; в кругу семьи; работы художника: портрет мужчины; Таёжная краса: Якутский всадник.

В Рязанском государственном университете им С.Есенина 14-15 октября состоится Всероссийская научно-практическая конференция «Новые технологии внедрения региональных исторических материалов в практику преподавания школьного и вузовского курсов истории России».
Предполагается участие в конференции не только ученых, преподавателей истории вузов и школ Рязани, но и представителей научного сообщества ряда российских городов и даже гостей из-за рубежа, в частности, из Германии. Ведь именно в этой стране в свое время перед историками стояла задача, сходная с нашей, — как изменить отношение общества к прошлому собственной страны, не поступаясь патриотическими чувствами.
Актуальность заявленной темы конференции не вызывает сомнений хотя бы потому, что в последнее время в российском государстве и обществе очевидна озабоченность уровнем преподавания отечественной истории как в школах, так и в высших учебных заведениях. Незнание молодым поколением прошлого России, своеобразный исторический нигилизм достигли своего апогея, подтверждений чему более чем достаточно.
Надо сказать, что наряду с обозначившимися в последние десятилетия проблемами интерпретации собственной истории происходит все-таки немало хорошего. Прежде всего, это касается устойчивого интереса к местной, собственной, даже семейной истории, обозначившегося в последнее время. Именно в последние 15-20 лет краеведческий компонент отечественной истории переживает своеобразный ренессанс: более доступными для краеведческой работы стали архивные фонды, активизировались местные музеи, в том числе и школьные, публикуется все больше книг и исследовательских материалов на тему истории родного края. Ситуация с изучением местной истории сильно напоминает начало
прошлого века. Тогда все хорошо начиналось активизацией краеведческой работы, но быстро завершилось предубеждением советской власти к краеведам. Советской стране была нужна новая, одна на всех история. Местные разночтения и акценты считались излишними и даже вредными.
Теперь все вернулось на круги своя. Историки — профессионалы и энтузиасты-краеведы по крупинкам собирают свидетельства прошлого, большей частью утраченные. Наполняют ими местные музеи и частные коллекции. Готовится рязанский учебник по регионоведению, краеведческий компонент все шире используется в школьных уроках преподавателями истории, которые именно таким образом спасают своих учеников от беспамятства.
В университете, где готовят профессиональных исследователей и учителей истории, также накоплен многолетний опыт научных исследований прошлого земли рязанской, подготовлено немало публикаций, диссертационных исследований на материалах
рязанских архивов и библиотек. Библиотеки, кстати, стали своеобразными центрами изучения местной истории, накопления знаний о ней. Не случайно участие в предстоящей конференции и Рязанской областной библиотеки имени Горького, хранилища и активного пропагандиста огромного массива знаний о прошлом региона.
Как соединить весь накопленный потенциал в один мощный созидательный поток, направленный к конкретной цели? Преподавать историю как предмет и при этом формировать один из элементов социального самосознания общества, передавать позитивные ценности от поколения к поколению, воспитывать позитивное отношение к своей стране и к себе.
Конференция, инициатором которой стала кафедра истории России РГУ под руководством профессора А.Ф. Агарева, начнет свою работу 14 октября в 10 часов утра в конференц-зале Рязанского государственного университета. Об итогах ее работы мы расскажем подробнее.
Ирина Сизова Рязанские ведомоти №192 (10.10.2008)

Но более всего,Любовь к родному краю,Меня томила,Мучила и жгла. С. Есенин.Тема Родины в русской литературе-одна из самых любимых тем русских писателей и поэтов.Нет ни одного известного мне творца,который не затронул бы этой темы в своих произведениях.Одни из них лишь мельком касались ее,другие посвящали Родине все свои творения,вкладывая в них любовь и чувства, доказывая, что Родина - немаловажная,а порой и самая главная часть их жизни и творчества. Это отношение к родной земле врывалось в их произведения бурным потоком эмоций,в течении которого были и восхищение землей русской,и необъятная любовь к Родине. “Тема Родины, России, -основная во всех моих стихах...” -нередко упоминал Есенин.Да, именно горячая любовь к России,к тому уголку земного шара,где он родился, была силой, которая воодушевляла его на новые произведения."Лицом к лицу Лица не увидать.Большое видится на расстоянье..."- так можно охарактеризовать словами самого поэта его взгляд, обращенный к России из “прекрасного далека”.Создавая цикл “Персидские мотивы”,Есенин,не будучи никогда в Персии,дает прекрасный образ Родины.Даже находясь в благодатном краю,он не может забыть,что "Луна там огромней в сто раз,Как бы ни был красив Шираз,Он не лучше рязанских раздолий,Потому,что я с севера,что ли?".Разделяя вместе с Россией трагические повороты ее судьбы,он зачастую обращается к ней,как к близкому человеку,ища сочувствия и ответа на горькие неразрешимые вопросы:"Ах, родина! Какой я стал смешной.На щеки впалые летит сухой румянец.Язык сограждан стал мне как чужой,В своей стране я словно иностранец!".Так он воспринимает революционные события,таким он видит себя в новой России.В годы революции был всецело на стороне Октября,но принимал все по-своему,“с крестьянским уклоном”.Устами крестьян выражает свое отношение Есенин к действиям новых хозяев России:"Вчера иконы выбросили с полки,На церкви комиссар снял крест...".Но,сожалея о “Руси уходящей”,Есенин не хочет отставать и от “Руси грядущей”:"Но все ж я счастлив.В сонме бурь Неповторимые я вынес впечатленья.Вихрь нарядил мою судьбу В золототканое цветенье.".При всей любви к патриархальной России Есенина обижает ее отсталость и убогость,он восклицает в сердцах:"Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям! Нищету твою видеть больно И березам и тополям.".Но какие бы невзгоды ни терзали Россию, красота ее все равно оставалась неизменной,благодаря дивной природе.Чарующая простота есенинских картин ни может не покорить читателей.Уже за один “Синий туман.Снеговое раздолье,тонкий лимонный лунный свет” можно влюбиться в Россию поэта.Каждый листок, каждая травинка живет и дышит в стихотворениях Есенина,а за ними-дыхание родной земли. Есенин очеловечивает природу,даже клен у него похож на человека:"И,как пьяный сторож, выйдя на дорогу.Утонул в сугробе,приморозил ногу".За кажущейся простотой образов-великое мастерство,и именно слово мастера передает читателю чувство глубокой любви и преданности родному краю.Но Русь немыслима без чувства уважения и понимания непростого характера русского народа.Сергей Есенин,испытывая глубокое чувство любви к Родине,не мог не преклоняться перед своим народом,его силой,могуществом и выносливостью,народом,который сумел пережить и голод,и разруху:"Ах,поля мои,борозды милые,Хороши вы в печали своей! Я люблю эти хижины хилые С поджиданьем седых матерей.Припаду к лапоточкам берестяным,Мир вам,грабли,коса и соха!".Но однозначно сформулировать,за что именно любима Родина, невозможно.Еще Лермонтов говорил о своей странной любви к России и о неподвластности этого чувства рассудку:"Люблю Отчизну я,но странною любовью...".Эхом почти через век откликнется Есенин:"Но люблю тебя,Родина кроткая! А за что - разгадать не могу." (12.05.2007)