М.Е. Салтыков-Щедрин "История одного города": описание, герои, анализ произведения. "История одного города": анализ произведения по главам Щедрин история 1 города краткое содержание

03.02.2023 Стратегии

ОПИСЬ ГРАДОНАЧАЛЬНИКАМ

В разное время в город Глупов от вышнего начальства поставленным (1731 - 1826)

1) К л е м е н т и й, Амадей Мануйлович. Вывезен из Италии Бироном, герцогом Курляндским, за искусную стряпню макарон; потом, будучи внезапно произведен в надлежащий чин, прислан градоначальником. Прибыв в Глупов, не только не оставил занятия макаронами, но даже усильно к тому принуждал, чем себя и воспрославил. За измену бит в 1734 году кнутом и, по вырывании ноздрей, сослан в Березов.

2) Ф е р а п о н т о в, Фотий Петрович, бригадир. Бывый брадобрей оного же герцога Курляндского. Многократно делал походы против недоимщиков и столь был охоч до зрелищ, что никому без себя сечь не доверял. В 1738 году, быв в лесу, растерзан собаками.

3) В е л и к а н о в, Иван Матвеевич. Обложил в свою пользу жителей данью по три копейки с души, предварительно утопив в реке экономии директора. Перебил в кровь многих капитан-исправников. В 1740 году, в царствование кроткия Елисавет, быв уличен в любовной связи с Авдотьей Лопухиной, бит кнутом и, по урезании языка, сослан в заточение в чердынский острог.

4) У р у с - К у г у ш - К и л ь д и б а е в, Маныл Самылович, капитан-поручик из лейб-кампанцев. Отличался безумной отвагой и даже брал однажды приступом город Глупов. По доведении о сем до сведения, похвалы не получил и в 1745 году уволен с распубликованием.

5) Л а м в р о к а к и с, беглый грек, без имени и отчества, и даже без чина, пойманный графом Кирилою Разумовским в Нежине, на базаре. Торговал греческим мылом, губкою и орехами; сверх того, был сторонником классического образования. В 1756 году был найден в постели, заеденный клопами.

6) Б а к л а н, Иван Матвеевич, бригадир. Был роста трех аршин и трех вершков и кичился тем, что происходит по прямой линии от Ивана Великого (известная в Москве колокольня). Переломлен пополам во время бури, свирепствовавшей в 1761 году.

7) П ф е й ф е р, Богдан Богданович, гвардии сержант, голштинский выходец. Ничего не свершив, сменен в 1762 году за невежество.

8) Б р у д а с т ы й, Дементий Варламович. Назначен был впопыхах и имел в голове некоторое особливое устройство, за что и прозван был "Органчиком". Это не мешало ему, впрочем, привести в порядок недоимки, запущенные его предместником. Во время сего правления произошло пагубное безначалие, продолжавшееся семь дней, как о том будет повествуемо ниже.

9) Д в о е к у р о в, Семен Константиныч, штатский советник и кавалер. Вымостил Большую и Дворянскую улицы, завел пивоварение и медоварение, ввел в употребление горчицу и лавровый лист, собрал недоимки, покровительствовал наукам и ходатайствовал о заведении в Глупове академии. Написал сочинение: "Жизнеописания замечательнейших обезьян". Будучи крепкого телосложения, имел последовательно восемь амант. Супруга его, Лукерья Терентьевна, тоже была весьма снисходительна, и тем много способствовала блеску сего правления. Умер в 1770 году своею смертью.

10) М а р к и з д е С а н г л о т, Антон Протасьевич, французский выходец и друг Дидерота. Отличался легкомыслием и любил петь непристойные песни. Летал по воздуху в городском саду, и чуть было не улетел совсем, как зацепился фалдами за шпиц, и оттуда с превеликим трудом снят. За эту затею уволен в 1772 году, а в следующем же году, не уныв духом, давал представления у Излера на минеральных водах5.

11) Ф ер д ы щ е н к о, Петр Петрович, бригадир. Бывший денщик князя Потемкина. При не весьма обширном уме был косноязычен. Недоимки запустил; любил есть буженину и гуся с капустой. Во время его градоначальствования город подвергся голоду и пожару. Умер в 1779 году от объедения.

12) Б о р о д а в к и н, Василиск Семенович. Градоначальничество сие было самое продолжительное и самое блестящее. Предводительствовал в кампании против недоимщиков, причем спалил тридцать три деревни и, с помощью сих мер, взыскал недоимок два рубля с полтиною. Ввел в употребление игру ламуш и прованское масло; замостил базарную площадь и засадил березками улицу, ведущую к присутственным местам; вновь ходатайствовал о заведении в Глупове академии, но, получив отказ, построил съезжий дом. Умер в 1798 году, на экзекуции, напутствуемый капитан-исправником.

13) Н е г о д я е в, Онуфрий Иванович, бывый гатчинский истопник. Размостил вымощенные предместниками его улицы и из добытого камня настроил монументов. Сменен в 1802 году за несогласие с Новосильцевым, Чарторыйским и Строговым (знаменитый в свое время триумвират) насчет конституций, в чем его и оправдали последствия.

14) М и к а л а д з е, князь, Ксаверий Георгиевич, черкашенин, потомок сладострастной княгини Тамары. Имел обольстительную наружность и был столь охоч до женского пола, что увеличил глуповское народонаселение почти вдвое. Оставил полезное по сему предмету руководство. Умер в 1814 году от истощения сил.

15) Б е н е в о л е н с к и й, Феофилакт Иринархович, статский советник, товарищ Сперанского по семинарии. Был мудр и оказывал склонность к законодательству. Предсказал гласные суды и земство. Имел любовную связь с купчихою Распоповою, у которой, по субботам, едал пироги с начинкой. В свободное от занятий время сочинял для городских попов проповеди и переводил с латинского сочинения Фомы Кемпийского. Вновь ввел в употребление, яко полезные, горчицу, лавровый лист и прованское масло. Первый обложил данью откуп, от коего и получал три тысячи рублей в год. В 1811 году, за потворство Бонапарту, был призван к ответу и сослан в заключение.

16) П р ы щ, Иван Пантелеич. Оказался с фаршированной головой, в чем и уличен местным предводителем дворянства.

17) И в а н о в, статский советник, Никодим Осипович. Был столь малого роста, что не мог вмещать пространных законов. Умер в 1819 году от натуги, усиливаясь постичь некоторый сенатский указ.

18) Д ю Ш а р и о, виконт, Ангел Дорофеевич, французский выходец. Любил рядиться в женское платье и лакомился лягушками. По рассмотрении, оказался девицею. Выслан в 1821 году за границу.

20) Г р у с т и л о в, Эраст Андреевич, статский советник. Друг Карамзина. Отличался нежностью и чувствительностью сердца, любил пить чай в городской роще и не мог без слез видеть, как токуют тетерева. Оставил после себя несколько сочинений идиллического содержания и умер от меланхолии в 1825 году. Дань с откупа возвысил до пяти тысяч рублей в год.

21) У г р ю м - Б у р ч е е в, бывый прохвост. Разрушил старый город и построил другой на новом месте.

22) П е р е х в а т - З а л и х в а т с к и й, Архистратиг Стратилатович, майор. О сем умолчу. Въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Характеристика градоначальников города Глупова («История одного города» Салтыков-Щедрин)

2 слайд

Описание слайда:

Амадей Мануйлович Клементий (правил с 1731 по 1734 гг.) В Италии работал поваром, искусно стряпал макароны. Был привезен в Россию герцогом Курляндским в качестве повара. Затем получил необходимый чин и стал градоначальником Глупова. В Глупове принуждал население стряпать макароны, чем и прославился. В 1734 году за измену сослан в Березов.

3 слайд

Описание слайда:

Фотий Петрович Ферапонтов (правил с 1734 по 1738 гг.) Бригадир. Бывший парикмахер герцога Курляндского. Усиленно боролся с неплательщиками налогов. Любил зрелища настолько, что присутствовал каждый раз, когда кого-то секли розгами. В 1738 году был растерзан собаками в лесу.

4 слайд

Описание слайда:

Иван Матвеевич Великанов (правил с 1738 по 1740 гг.) Утопил в реке директора экономии (чиновника, ведающего хозяйственными вопросами). Ввел в свою пользу налог по 3 копейки с человека. Жестоко избил множество капитан-исправников. В 1740 году был уличен в любовной связи с Авдотьей Лопухиной и сослан в чердынский острог.

5 слайд

Описание слайда:

Маныл Самылович Урус-Кугуш-Кильдибаев (правил с 1740 по 1745 гг.) Капитан-поручик из лейб-гвардии. Отличался безумной отвагой и даже брал однажды приступом город Глупов. В 1745 году уволен со своего поста с широкой оглаской.

6 слайд

Описание слайда:

Ламврокакис (правил с 1745 по 1756 гг.) Беглый грек без имени, отчества и чина. До приезда в Глупов торговал на базаре в Нежине греческим мылом, губкою и орехами. Был сторонником классического образования. В 1756 году был найден в постели, заеденный клопами.

7 слайд

Описание слайда:

Иван Матвеевич Баклан (правил с 1756 по 1761 гг.) Бригадир. Был ростом в 3 аршина 3 вершка (около 2,2 метра). Гордился тем, что происходит по прямой линии от Ивана Великого (известная в Москве колокольня). Переломлен пополам во время бури в 1761 году.

8 слайд

Описание слайда:

Богдан Богданович Пфейфер (правил с 1761 по 1762 гг.) Гвардии сержант, голштинский выходец. Ничего не свершив, сменен в 1762 году за невежество.

9 слайд

Описание слайда:

Дементий Варламович Брудастый (правил в 1762 году) В голове вместо мозгов имел устройство наподобие органа, за что получил прозвище «Органчик». Работал усердно, с жителями не общался и все время произносил одну фразу: "Не потерплю!". Держал город в ужасе и страхе, активно собирал недоимки. После него в Глупове 7 дней была анархия и междоусобные войны.

10 слайд

Описание слайда:

Семен Константинович Двоекуров (правил с 1762 по 1770 гг.) Очень деятельный руководитель и новатор. Вымостил две улицы в городе, завел пивоварение и медоварение, заставит жителей выращивать и есть горчицу и лавровый лист, собрал недоимки, пытался открыть в Глупове академию. Постоянно сек глуповцев розгами, чтобы усмирять их. Умер в 1770 году своею смертью.

11 слайд

Описание слайда:

Маркиз Антон Протасьевич де Санглот (правил с 1770 по 1772 гг.) Французский выходец и друг Дидерота. Отличался легкомыслием и любил петь непристойные песни. Уволен в 1772 году.

12 слайд

Описание слайда:

Петр Петрович Фердыщенко (правил с 1772 по 1779 гг.) Бригадир, в прошлом простой солдат. Бывший денщик князя Потемкина. 6 лет правил городом тихо и мирно, но потом как будто взбесился. Имел небольшой ум и страдал косноязычием (дефектом речи). Глупый, сластолюбивый, легкомысленный правитель. Недоимки запустил. Во время его правления Глупов перенес голод и пожар. Совершил нелепое путешествие по окрестностям Глупова. Умер от объедания в ходе этого путешествия в 1779 году.

13 слайд

Описание слайда:

Василиск Семенович Бородавкин (правил с 1779 по 1798 гг.) Правление Бородавкина – самое продолжительное и самое блестящее в Глупове. В борьбе с недоимками спалил 33 деревни, взыскав всего 2,5 рубля. Ввел в употребление курточную игру ламуш и прованское масло. Замостил одну площадь и озеленил одну улицу. Пытался основать академию, но, получив отказ, построил съезжий дом (место для арестантов). Провел в Глупове 4 войны за просвещение и 3 войны против просвещения. Готовился сжечь весь город, но внезапно умер в 1798 году.

14 слайд

Описание слайда:

Онуфрий Иванович Негодяев (правил с 1798 по 1802 гг.) По происхождению - простой крестьянин, бывший истопник (топил печи в Гатчине). Разрушил вымощенные в городе улицы и из добытого камня настроил монументов. При нем город пришел в упадок, а жители одичали и обросли шерстью. Уволен в 1802 году.

15 слайд

Описание слайда:

Ксаверий Георгиевич Микаладзе (правил с 1802 по 1806 гг.) Князь-черкашенин, потомок сладострастной княгини Тамары. Ласковый и кроткий градоначальник. Первый начал обращаться с глуповцами без ругательств. Имел привлекательную внешность и любил женщин. При нем население Глупова увеличилось почти вдвое. Умер в 1806 году от истощения сил (по другой версии - в 1814 г.).

16 слайд

Описание слайда:

Феофилакт Иринархович Беневоленский (правил с 1806 по 1811 гг.) Статский советник, товарищ Сперанского по семинарии. При нем глуповцы жили благополучно и очень располнели. Его главной страстью являлось сочинение законов. Имел любовную связь с купчихою Распоповою, у которой по субботам едал пироги с начинкой. В свободное от занятий время сочинял для городских попов проповеди и переводил с латинского сочинения Фомы Кемпийского. Вновь ввел в употребление горчицу, лавровый лист и прованское масло. Первый обложил данью откуп, за что и получал три тысячи рублей в год. В 1811 году был сослан за тайную связь с Бонапартом.

17 слайд

Год написания: 1869-1870

Жанр произведения: сатирический роман

Главные герои: глуповцы

Салтыков-Щедрин в мире литературы известен как мастер сатиры, краткое содержание романа «История одного города» для читательского дневника напомнит об основной задумке классического произведения.

Сюжет

Жил на Руси небольшого ума народ - головотяпы. Захотелось им порядка и нашли они начальника. Он был глуп. И народ свой назвал «глуповцами», а заложенный острог - Глупов.

Целый век стоит Глупов, и за это время в нём сменилось 2 десятка градоначальников - как на подбор всё дураки. В Глупове никак не воцарится стабильность: люди то богатеют, то беднеют, то скачут от радости, но умирают с тоски. Здесь часто случаются пожары и неурожаи. А вина всему - беспросветная глупость простых жителей и их управляющей верхушки.

Самодурство начальства здесь терпят до последнего - страшно вовсе без главы остаться. Пару раз глуповцы устраивали забастовки, но их организация была так нелепа, что эффекта от народных возмущений не последовало. История обрывается в 1826 году, но догадаться, что будет с глуповцами дальше несложно. Их жизнь никогда не изменится.

Вывод (моё мнение)

Талантливый русский сатирик XIX века М. Е. Салтыков-Щедрин посвятил свою жизнь написанию произведений, в которых обличал самовластие и крепостничество в России. Он как никто другой знал устройство «государственной машины», исследовал психологию начальников всех рангов, русского чиновничества. Для того чтобы показать пороки общественного управления во всей полноте и глубине, писатель использовал прием гротеска, который считал самым эффективным средством отображения действительности. Гротескный образ всегда выходит за рамки правдоподобия. С помощью гротеска можно так выделить, увеличить какую-либо черту характера, что станут понятны причины того или другого явления. Гипербола и фантастика, по мнению писателя, не искажают действительность, это особые формы образного повествования, позволяющие выявить настоящую природу происходящего.

Салтыков-Щедрин считал, что «миром управляют призраки». Начальники, правители, чиновники – это не живые люди, это функции. Они не видят и не слышат людей, всячески отгораживаются от них, им надоели вечные просьбы. Задача российского чиновника или градоправителя состоит в том, чтобы «гнать» и «не пущать». Думать при этом не нужно и даже вредно.

Служение призраку государства нашло свое отражение в «Истории одного города». В этом произведении Салтыков-Щедрин нарисовал целую галерею правителей, представителей самодержавной власти. Как предмет исследования писатель берет историю города Глупова за сто лет и прослеживает деятельность всех его градоначальников в хронологическом порядке. Цель писателя – показать полную историческую несостоятельность самодержавия.

В книге «Летописец» содержится история города Глупова, состоящая из биографий градоначальников и описания их замечательнейших действий, а именно: быстрой езды на почтовых, взыскания недоимок, походов против обывателей, устройства мостовых и обложения данями торговцев. Главная черта всех правителей – это их однообразие. Отличия наблюдались только в применении наказаний. Все правители секли горожан, только некоторые объясняли за что, а другие – нет.

Градоначальник Бородавкин, приехав в Глупов, первым делом изучил деяния своих предшественников, но только ахнул, поскольку определить, чем занимались все эти люди до него, не представлялось возможным. Перед Бородавкиным было какое-то «сонное мечтание», мелькали образы без лиц. Так писатель показывает обезличенность градоначальников, которые могли только кричать «Разорю!», «Не потерплю!», а о чем шла речь – непонятно. Автор замечает, что его герои – это тени, выходящие из мрака.

Все градоначальники невежественны, умственно ограниченны, тупы. Вот как характеризуются они в «Летописце»: «При не весьма обширном уме был косноязычен»; «Ничего не свершив, сменен в 1762 году за невежество»; «Умер в 1819 году от натуги, усиливаясь постичь некоторый сенатский указ».

Двух градоначальников Салтыков-Щедрин описывает подробнее. Это Брудастый и Угрюм-Бурчеев. Брудастый имел в голове вместо мозга органчик, который мог воспроизводить только две фразы: «Разорю!», «Не потерплю!». Этого ему хватало, чтобы править городом и даже «привести в порядок недоимки». В образе Брудастого писатель обыгрывает безмозглость начальников.

В последнем градоначальнике, Угрюм-Бурчееве, не осталось ничего человеческого, у него отсутствуют чувства и эмоции, автор сравнивает его с механизмом. Бесчувственность Угрюм-Бурчеева наводит ужас на посетителей. «Он не топал ногами, не жестикулировал, не повышал голоса, не скрежетал зубами, не гоготал, не заливался начальственно-язвительным смехом… Совершенно беззвучным голосом выражал он свои требования». Затем он устремлял пристальный, мертвенный взгляд на посетителя. Этого застывшего взгляда вынести никто не мог. Взгляд его был «светлый, как сталь» и «совершенно свободный от мысли». Писатель замечает: «Разума он не признавал вовсе и даже считал его злейшим врагом, опутывающим человека сетью обольщений». Угрюм-Бурчеев был лишен даже чувства гнева, раздражения, ненависти, что делало общение с ним еще страшнее. Автор прямо говорит, что перед нами – идиот. Далее в тексте он не раз называет так градоначальника. Приняв какое-то безумное решение, Угрюм-Бурчеев шел напролом, считая себя правым во всем. Он решил регламентировать всю жизнь глуповцев, более того, подчинить себе весь мир, «и притом с таким непременным расчетом, чтоб нельзя было повернуться ни назад, ни вперед, ни направо, ни налево». Так в произведении возникает образ пустыни, в которую превращают все вокруг себя тупые, ограниченные начальники. Символически выглядит портрет Угрюм-Бурчеева. На картине он одет в военного покроя сюртук, в руке «Устав», кругом пейзаж пустыни, в середине которой стоит тюрьма, а вместо неба надо всем нависла серая солдатская шинель. Пустыня символизирует рай – в ней нет никого, никто не беспокоит.

Салтыков-Щедрин создал монументальный образ, сочетающий в себе самые отвратительные, враждебные человеку качества. Градоначальник победил в себе «всякое естество», у него «деревянное лицо», окаменевшая фигура. Он «со всех сторон наглухо закупоренное существо», действует, как бездушный механизм: ни жалости, ни сочувствия, ни понимания. Писатель-сатирик добился необычайного эффекта обобщения, показав в образе «всевластного идиота» самую суть тирании.

    • «История одного города» М. Е. Салтыкова‑Щедрина написана в форме повествования летописца‑архивариуса о прошлом города Глупова, но писателя интересовала не историческая тема, он писал о настоящей России, о том, что волновало его как художника и гражданина своей страны. Стилизовав события столетней давности, придав им черты эпохи XVIII в., Салтыков‑Щедрин выступает в разных качествах: сначала он ведет повествование от лица архивариусов, составителей «Глуповского летописца», затем от автора, выполняющего функции […]
    • В «Истории одного города» обличаются несовершенство общественной и политической жизни России. К сожалению, России редко везло на хороших правителей. Доказать это можно, открыв любой учебник истории. Салтыков‑Щедрин, искренне переживая за судьбу своей родины, не мог остаться в стороне от этой проблемы. Своеобразным решением и стало произведение «История одного города». Центральным вопросом в этой книге является власть и политическое несовершенство страны, точнее одного города Глупова. Все – и история его […]
    • «История одного города» – это величайшее сатирическое полотно‑роман. Это беспощадное обличение всей системы управления царской России. Законченная в 1870 г. «История одного города» показывает, что народа в пореформенное время осталось таким же бесправным, что чиновники – самодуры 70‑ых гг. отличались от дореформенных только тем, что грабили более современными, капиталистическими способами. Город Глупов – олицетворение самодержавной России, русского народа. Его правители воплощают в себе конкретные черты […]
    • «История одного города» по праву может считаться вершиной творчества Салтыкова‑Щедрина. Именно это произведение и принесло ему славу писателя‑сатирика, на долгое время, упрочив ее. Я считаю, что «История одного города» – одно из самых необычных книг, посвященных истории российского государства. Оригинальность «Истории одного города» – в удивительном сочетании реального и фантастического. Книга создавалась как пародия на «Историю государства Российского» Карамзина. Историки часто писали историю «по царям», чем и […]
    • Для второй половины XIX века творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина имело крайне важное значение. Дело в том, что не было в той эпохе настолько жёстких и суровых поборников истины, осуждавших общественные пороки, как Салтыков. Писатель выбрал такой путь вполне сознательно, так как был глубоко убеждён, что должен быть художник, выполняющий роль указующего перста для общества. Примечательно, что карьеру «разоблачителя» он начал как поэт. Но это не принесло ему ни широкой популярности и известности, ни […]
    • Где-то я вычитал и запомнил мысль, что когда в искусстве выходит на первый план политическое содержание произведения, когда обращают внимание прежде всего на идейность, соответствие определенной идеологии, забывая о художественности, - искусство и литература начинают вырождаться.Не потому ли сегодня с неохотой читаем мы «Что делать?» Чернышевского, произведения Маяковского, и уж совсем никто из молодых не знает «идейные» романы 20-30-х годов, скажем, «Цемент», «Соть» и прочие. Мне кажется, что преувеличение […]
    • М. Е. Салтыков‑Щедрин – русский сатирик, создавший множество замечательных произведений. Его сатира всегда справедлива и правдива, он бьет точно в цель, вскрывая проблемы современного ему общества. Вершин выразительности автор достиг в своих сказках. В этих небольших по объему произведениях Салтыков‑Щедрин обличает злоупотребления чиновничества, несправедливость порядков. Его огорчало, что в России прежде всего заботятся о дворянах, а не о народе, к которому он сам проникся уважением. Все это он показывает в […]
    • Сатира М. Е. Салтыкова‑Щедрина правдива и справедлива, хотя нередко ядовита и зла. Его сказки – это и сатира на самодержавных правителей, и изображение трагического положения угнетенного народа, его каторжного труда, и высмеивание господ и помещиков. Сказки Салтыкова‑Щедрина – это особая форма сатиры. Изображая действительность, автор берет только наиболее яркие черты, эпизоды, по возможности сгущает краски при их изображении, показывая события как бы под увеличительным стеклом. В сказке «Повесть о том, как […]
    • Творчество М. Е. Салтыкова‑Щедрина занимает особое место в русской литературе XIX в. Все его произведения проникнуты любовью к народу, желанием сделать жизнь лучше. Однако сатира его нередко едкая и злая, но всегда правдивая и справедливая. М. Е. Салтыков‑Щедрин в своих сказках изображает множество типов господ. Это и чиновники, и купцы, и дворяне, и генералы. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» автор показывает двух генералов беспомощными, глупыми и высокомерными. «Служили […]
    • Творчество Салтыкова‑Щедрина можно с полным правом назвать высшим достижением социальной сатиры 1860–1880‑х гг. Ближайшим предшественником Щедрина не без основания принято считать Н. В. Гоголя, создавшего сатирико‑философскую картину современного мира. Однако Салтыков‑Щедрин ставит перед собой принципиально иную творческую задачу: разоблачить и уничтожить как явление. В. Г. Белинский, рассуждая о творчестве Гоголя, определял его юмор как «спокойный в своем негодовании, добродушный в своем лукавстве», сравнивая с […]
    • Было бы несправедливо ограничить всю проблематику сказок Салтыкова‑Щедрина описанием противостояния крестьян и помещиков и бездеятельности интеллигенции. Находясь на государственной службе, автор имел возможность поближе познакомиться с так называемыми хозяевами жизни, образы которых нашли свое место в его сказках. Примерами таковых являются «Бедный волк», «Сказка о щуке зубастой» и др. В них присутствуют две стороны – те, кого угнетают и притесняют, и те, кто угнетает и притесняет. Мы привыкли к определенным […]
    • Произведения о крестьянах и помещиках занимают значительное место в творчестве Салтыкова‑Щедрина. Скорее всего это произошло потому, что с этой проблемой писатель столкнулся еще в юном возрасте. Свое детство Салтыков‑Щедрин провел в селе Спас‑Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Его родители были достаточно богатыми людьми, владели землей. Таким образом, будущий писатель своими глазами видел все недостатки и противоречия крепостного права. Осознавая проблему, знакомую с малолетства, Салтыков‑Щедрин подверг […]
    • Сказки Салтыкова‑Щедрина отличают не только едкая сатира и подлинный трагизм, но и своеобразное построение сюжета и образов. К написанию «Сказок» автор подошел уже в зрелом возрасте, когда многое было осмыслено, пройдено и детально обдумано. Обращение к самому жанру сказки также неслучайно. Сказка отличается иносказательностью, емкостью высказывания. Объем народной сказки тоже не очень большой, что позволяет сосредоточиться на одной конкретной проблеме и показать ее как бы через лупу. Мне кажется, что для сатиры […]
    • Имя Салтыкова‑Щедрина стоит в одном ряду с такими всемирно известными сатириками, как Марк Твен, Франсуа Рабле, Джонатан Свифт и Эзоп. Сатиру всегда считали «неблагодарным» жанром – государственный режим никогда не принимал едкую критику писателей. Народ пытались оградить от творчества таких деятелей самыми разными способами: запрещали книги к изданию, ссылали писателей. Но все было напрасно. Этих людей знали, читали их произведения и уважали за смелость. Не стал и исключением и Михаил Евграфович […]
    • Эта достаточно традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и др. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал Пушкин в своей поэзии. Наиболее ярко это проявилось в теме поэта и поэзии. Этот вопрос затрагивается уже в первом опубликованном стихотворении «К другу стихотворцу» (1814 г.). Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых …хвалят все, питают – лишь журналы; Катится мимо их фортуны колесо… Их жизнь – ряд горестей, […]
    • В романе описываются военные события 1805-1807 годов, а также Отечественная война 1812 года. Можно сказать, что война как некая объективная реальность становится главной сюжетной линией романа, и поэтому судьбы героев необходимо рассматривать в едином контексте с этим “враждебным” человечеству событием. Но одновременно война в романе имеет более глубокое понимание. Это поединок двух начал (агрессивного и гармонического), двух миров (естественного и искусственного), столкновение двух жизненных установок (правды и […]
    • «Слово о полку Игореве», созданное более восьми веков назад, является самым значительным памятником древнерусской культуры. Его изучают, им восхищаются и пытаются понять. Возможно, мы никогда не сможем постичь всю глубину и мудрость этого шедевра. Исследователи «Слова о полку Игореве» пришли к мнению, сто это произведение повествует не об отдельном человеке, а о всей Русской земле того времени. Образ князя Игоря собирательный и символизирует всех князей Древней Руси. С одной стороны, автор видит в своем герое […]
    • «Денискины рассказы» Виктора Драгунского – одна из моих самых любимых книг! Каждый рассказ написан от лица ученика младших классов Кораблева Дениса. Каждый рассказ по-своему веселый, интересный и поучительный. Больше всего мне запомнилась история «Тайное становится явным», в которой Дениска приправил свое нелюбимое блюдо – манную кашу – всем, что находилось в доме, а потом выбросил ее через окно на голову прохожего. Смешно и весело, но выводы о том, что любое вранье обнаруживается, приходят сами собой. Еще мне […]
    • Творчество Николая Васильевича Гоголя пришлось на мрачную эпоху Николая I. Это были 30‑е гг. XIX столетия, когда в России после подавления восстания декабристов царила реакция, все инакомыслящие преследовались, лучшие люди подвергались гонениям. Описывая современную ему действительность, Н. В. Гоголь создает гениальную по глубине отражения жизни поэму «Мертвые души». Основа «Мертвых душ» в том, что книга является отражением не отдельных черт действительности и характеров, а действительности России в целом. Сам […]
    • В романе «Капитанская дочка» и в поэме «Пугачев» два автора разных времен описывают предводителя крестьянского восстания и его взаимоотношение с народом. Пушкин серьезно интересовался историей. К образу Пугачева обращался дважды: при работе над документальной «Историей пугачевского бунта» и в «Капитанской дочке». Отношение Пушкина к восстанию было сложным, основными чертами бунта он считал отсутствие долговременной цели и звериную жесткость. Пушкина интересовали истоки восстания, психология участников, роль […]
  • «История одного города», краткое содержание которой приведено в данной статье, это ироническая, гротескная летопись города Глупова. Сатира Салтыкова-Щедрина прозрачна, поэтому в тексте легко угадывается облик современной России.

    Только на первый взгляд кажется, что повесть, как опись градоначальников – галерея безумия и моральных уродств человеческих. На самом деле каждый образ узнаваем по-своему.

    К сожалению, произведение не теряет своей уникальности по сей день.

    История создания «Истории одного города»

    Замысел произведения вынашивался автором несколько лет. В 1867 году появляется рассказ о градоначальнике с фаршированной головой, съеденной с аппетитом в конце. Данный герой преобразился в губернатора по фамилии Прыщ. А сам рассказ стал одной из глав повести.

    Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889)

    Через год автор приступил к написанию самой летописи Глупова. Работа длилась более года. Изначально произведение называлось «Глуповский летописец», окончательное заглавие появилось позднее. Перемена названия обусловлена тем, что второе несет более широкую смысловую нагрузку.

    В год окончания повесть впервые напечатана в альманахе «Отечественные записки», где Михаил Евграфович подписался псевдонимом Н. Щедрин. Через полгода выходит самостоятельное издание. Текст несколько отличается. Изменена последовательность глав, а характеристика и описание губернаторов переписаны в сокращении, но стали выразительнее.

    Главные герои и их характеристика

    Главные герои произведения – это градоначальники и горожане – обитатели Глупова. Ниже приводится таблица с характеристиками. Дан кратко обзор основных персонажей.

    Амадей Мануйлович Клементий Итальянец. На Родине служил поваром. Его коронным и самым вкусным блюдом были макароны. Герцог Курляндский, восхищенный его кулинарными способностями, забрал его с собой в качестве семейного повара. После Амадей Мануйлович получил высокий статус, что помогло ему занять должность градоначальника. Клементий заставлял всех глуповцев делать макароны. Отправлен в ссылку за государственную измену.
    Фотий Петрович Ферапонтов Был личным парикмахером герцога Курляндского. После чего стал управлять городом. Большой любитель зрелищ. Никогда не пропускал публичных наказаний на площади. Всегда присутствовал, когда кого-либо пороли розгами. В 1738 году управленца растерзали псы.
    Иван Матвеевич Великанов Знаменит тем, что утопил директора, ответственного за экономику и хозяйство в водоеме. Впервые ввел налог с горожан. С каждого по несколько копеек в казну правления. Часто жесточайше избивал исправников. Замечен в неприличной связи с первой женой Петра I (Авдотьей Лопухиной). После чего был заключен под стражу, где пребывает до сих пор.
    Маныл Самылович Урус-Кугуш-Кильдибаев Бравый военный, гвардеец. Методы управления соответствующие. Запомнился горожанам отвагой, граничащей с безумием. Как-то раз даже брал штурмом город Глупов. В летописи о нем информации мало. Но известно, что в 1745 его уволили с должности губернатора.
    Ламврокакис Беглый гражданин Греции неизвестного происхождения, имени и рода. До того, как стать градоначальником, торговал на рынке соседнего города мылом, маслами, орехами и прочими мелочами. Погиб в собственной кровати в неравном бою с клопами.
    Иван Матвеевич Баклан Знаменит высоким ростом более двух метров. Погиб во время урагана. Сильный ветер сломал мужчину пополам.
    Дементий Варламович Брудастый Роль мозга в его голове выполнял своеобразный механизм, напоминающий орган. Но это не препятствовало выполнению обязанностей губернатора, составлению и оформлению бумаг. Поэтому жители называли его ласково Органчик. С публикой он не контактировал, но постоянно изрекал единственную грозную фразу «Не потерплю!» Отчего городские обитатели пребывали в вечном страхе. Активно взыскивал налоги и подати. После его правления около недели была анархия.

    Образ символизирует глупость, пустоту и ограниченность большинства чиновников и управленцев.

    Семен Константинович Двоекуров Активный и деятельный управляющий. Мостил дороги (целых две). Организовал местное производство пива и медовых напитков. Принуждал жителей к взращиванию и употреблению горчицы, а также лаврового листа. Активнее других собирал недоимки. За любые провинности и без них сек глуповчан розгами. Единственный, кто умер естественной смертью.
    Петр Петрович Фердыщенко Бывший солдат. Был денщиком самого Потемкина, чем изрядно гордился. Первые шесть лет прошли спокойно. Но потом бригадир будто спятил. Глубиной ума не отличался. Имел дефект речи, поэтому был косноязычен. Скончался от переедания.
    Василиск Семенович Бородавкин Появляется в главе «Войны за просвещение».

    Портрет героя соответствует фамилии.

    Самое длительное правление в истории города. Предшественники запустили недоимки, поэтому Бородавкин взялся строго. В процессе сгорело более 30 деревень, а выручить удалось всего два с полтиной рубля. Обустроил одну площадь, высадил деревья на одной улице.

    Постоянно застегивался на все пуговицы, тушил пожары, создавал ложные тревоги. Решал проблемы, которых не было.

    Заставлял глуповцев возводить дома на фундаменте, разводить персидскую ромашку, употреблять прованское масло.

    Мечтал присоединить Византию, после чего переименовать Константинополь в Екатериноград.

    Пытался открыть академию, не получилось. Поэтому построил тюрьму. Боролся за просвещение, но одновременно против него. Правда обитатели города не видели разницы. Мог сделать еще много «полезного», но внезапно скончался.

    Онуфрий Иванович Негодяев Человек из народа. Служил истопником в Гатчине. Велел разрушить улицы, вымощенные предшественниками. А из полученного камня отстроить монументы и памятники. Глупов пришел в упадок, кругом разруха, а горожане стали дикими, даже заросли шерстью.

    С должности был уволен.

    Угрюм-Бурчеев В прошлом военный, поэтому помешан на армии и боевых действиях. Пустой ограниченный, глупый, как большинство героев книги. Предпочел разрушить Глупов и отстроить рядом другой город, сделав из него боевое укрепление. Принудил жителей ходить в военной форме, жить по армейскому распорядку, выполнять абсурдные приказания, строиться и маршировать. Угрюмов всегда спал на голой земле. Пропал без вести во время природного явления, которое никто не мог объяснить.
    Эраст Андреевич Грустилов Выглядел всегда обиженным, огорченным, что не мешало быть развращенным, пошлым. Во время его правления город погряз в разврате. Писал меланхолические оды. Умер от необъяснимой тоски.
    Прыщ Как многие правители города, из бывших военных. Был при должности несколько лет. Решил взяться за управление, чтобы отдохнуть от работы. Глуповцы неожиданно разбогатели при нем, что вызвало подозрение и нездоровые реакции в людских массах. Позднее выяснилось, что у губернатора фаршированная голова. Финал плачевен и неприятен: голову съели.

    Второстепенные персонажи

    Князь Заграничный правитель, которого глуповцы попросили стать их князем. Был глуп, но жесток. Все вопросы решал восклицанием: «Запорю!»
    Ираида Лукинична Палеологова Самозванка, появившаяся в период смуты после смерти Брудастого (Органчика). На основании того, что муж ее царствовал несколько дней, и ее исторической фамилии (намек на Софью Палеолог – бабушку Ивана Грозного) потребовала власти. Правила несколько дней за городом.
    Перехват-Залихватский Победоносно явился на белом коне. Сжег гимназию. Залихватский стал прообразом Павла I.
    Глуповцы Жители города. Собирательный образ народа, слепо поклоняющегося самодурству власти.

    Список героев приведён не полный, дан в сокращении. Только во времена смуты сменилось более десяти правителей, из них шесть женщин.

    Представляет собой конспект произведения по главам.

    От издателя

    Рассказчик уверяет читателя в подлинности документа. В доказательство отсутствия художественного вымысла приводится аргумент об однообразии повествования. Текст целиком посвящен биографиям градоначальников и особенностям их правления.

    Рассказ начинается с обращения последнего писаря, излагавшего хронику событий.

    О корне происхождения глупцов

    Глава описывает доисторический период. Племя головотяпов вело междоусобные войны с соседями, победив их. Когда последний враг был повержен, население растерялось. Тогда начали поиски князя, чтобы правил ими. Но даже самые глупые князья не хотели браться за власть над дикарями.

    Нашли того, кто согласился «володеть», но жить на территорию владений не поехал. Отправлял наместников, которые оказывались ворами. Пришлось явиться князю собственной персоной.

    Органчик

    Началось правления Дементия Брудастого. Обывателей удивляло отсутствие у него эмоций. Выяснилось, что в голове его небольшое устройство. Механизм проигрывал всего две короткие композиции: «Разорю» и «Не потерплю».

    Потом агрегат сломался. Местный часовщик не смог самостоятельно починить. Заказали из столицы новую голову. Но посылка, как это часто бывает в России, потерялась.

    Из-за безвластия началась смута, а затем недельная анархия.

    Сказание о шести градоначальницах

    Во время анархической недели сменилось шесть самозванок. Притязания на власть женщин основывались на том, что их мужья, братья или другие родственники когда-то правили. Либо они сами были в услужении в семьях градоначальников. А у некоторых вовсе не было оснований.

    Известие о Двоекурове

    Семен Констатинович пробыл у власти около восьми лет. Правитель передовых взглядов. Основные новаторства: пивоварение, медоварение, посадки и употребление лаврового листа и горчицы.

    Реформаторская деятельность достойна уважения. Но перемены были насильственными, нелепыми и ненужными.

    Голодный город

    Первые шесть лет губернаторства Петра Фердыщенко были размеренными, спокойными. Но потом он влюбился в чужую супругу, которая чувств не разделила. Началась засуха, потом другие катаклизмы. Как следствие: голод и смерти.

    Народ взбунтовался, отловил и сбросил избранницу чиновника с колокольни. Восстание было жестоко подавлено.

    Соломенный город

    После следующей любовной связи управителя начались пожары. Сгорел целый район.

    Фантастический путешественник

    Градоправитель отправился в путешествие по домам и селам, требуя, чтобы ему выносили еду. Это и стало причиной его гибели. Обыватели напуганы, что их обвинят в намеренном закармливании начальника. Но все обошлось. На смену фантастическому путешественнику из столицы прибыл новый.

    Войны за просвещение

    Бородавкин подошел к должности основательно. Изучил деятельность предшественников. Решил равняться на реформатора Двоекурова. Велел снова высевать горчицу, собирать недоимки.

    Жители взбунтовались, стоя на коленях. С ними стали вестись войны «за просвещение». Победа всегда была за властью. В наказание за неповиновение велено употреблять прованское масло и сеять персидскую ромашку.

    Эпоха увольнения от войн

    При Негодяеве город обнищал еще больше, чем при предыдущем властителе. Это единственный управленец из народа, ранее служил истопником. Но демократическое начало не принесло пользы населению.

    Примечателен период Прыща. Он не занимался никакой деятельностью, но народ богател, что вызвало сомнения. Предводитель дворянства раскрыл секрет: голова начальника была начинена трюфелями. Догадливый приспешник самолично ее полакомился.

    Поклонение мамоне и покаяние

    Преемник фаршированной головы – статский советник Иванов скончался от указа, которого не смог понять, лопнул от мыслительной натуги.

    На смену явился виконт де Шарио. При нем жилось весело, но бестолково. Административными делами никто не занимался, но было много праздников, балов, маскарадов, иных забав.

    Подтверждение покаяния и заключение

    Последним управляющим стал Угрюм-Бурчеев. Тупоголовый тип, солдафон. Автор называет его «чистейшим типом идиота». Полагал разрушить город и воссоздать новый – Непреклонск, сделав из него военное укрепление.

    Оправдательные документы

    Приводятся записки, созданные бригадирами в назидание последователям и приемникам.

    Анализ произведения

    Произведение не может относиться к малым литературным формам: рассказу или сказке. По содержанию, композиции и глубине смыслов оно значительно шире.

    С одной стороны, слог, стиль письма напоминают реальные сводки. С другой – содержание, описание героев, событий, доведенные до абсурда.

    Пересказ истории города охватывает около сотни лет. В написании летописи участвовало поочередно четыре местных архивариуса. Сюжет освещает даже историю народности. Местные жители произошли от древнего племени «головотяпы». Но потом были переименованы соседями за дикость и невежество.

    Вывод

    Отражена история государства со времен призвания Рюрика на княжество и феодальной раздробленности. Освещено появление двух Лжедмитриев, царствование Ивана Грозного и смута после его смерти. Он появляется в образе Брудастого. Двоекуров, который становится активистом и новатором, учреждая пивоварение, медоварение, символизирует Петра I с его реформами.

    Глуповцы бессознательно поклоняются самодержцам, тиранам, выполняя самые абсурдные приказы. Жители – образ российского народа.

    Сатирическая хроника могла быть применена к любому городу. В произведении иронически передана судьба России. Повесть не теряет своей актуальности по сей день. По произведению снят фильм.