В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. Многие его произведения поднимают эту проблему; как каждый человек, поэт пытается понять и осмыслить окружающий мир, постичь тайну бессмертия.
Эволюция мировоззрения, восприятия жизни и смерти Пушкина шла на протяжении всего творческого пути поэта.
В лицейские годы Пушкин упивается своей молодостью, его стихи не отягощают мысли о смерти, о безысходности жизни, он беззаботен и весел.
Под стол холодных мудрецов,
Мы полем овладеем,
Под стол ученых дураков!
Внутренний мир лирического героя предстаёт читателю разнообразным, в нём можно выделить несколько аспектов. Рассуждая о смерти и подводя итоги жизни, С. Есенин первым делом вспоминает природу, землю; именно прощаясь с «берёзовыми чащами» и родной землёй автор «не в силах скрыть тоски», именно природа занимает наибольшее место во внутреннем мире лирического героя.
Любовь к женщинам также занимает немалую роль в жизни лирического героя; он рад тому, что за жизнь ему приходилось любить.
Ещё одним составляющим внутреннего мира лирического героя является любовь к животным, автор заявляет, что в течение жизни бережно относился к животным:
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Тема жизни и смерти звучит в стихотворении А.С. Пушкина «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»). Пушкинское стихотворение созвучно с есенинским в том, что оба поэта исполнены любви к жизни. Однако если Есенин подводит итоги своей жизни и думает о скорой смерти, то Пушкин, наоборот, не желает смиряться с её неизбежностью: «Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;». Также мы можем заметить, что Пушкин смотрит в будущее, надеется, что светлые и прекрасные моменты ещё будут в его жизни, в то время как Есенин рассуждает о том, что будет после смерти.
Данную тему также поднимает в своём стихотворении «Дума» М.Ю. Лермонтов. Лирический герой этого поэта считает, что его поколение, как и он сам, не умеет жить, наслаждаясь жизнью. В отличие от позиции Есенина, Лермонтов утверждает, что жизнь скучна, что люди не умеют жить искренне: «И ненавидим мы, и любим мы случайно». В отношении к смерти поэты солидарны: оба лирических героя не боятся смерти и относятся к ней со спокойствием.
Обновлено: 2018-08-14
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Полезный материал по теме
Сочинение
«Его стихов пленительная сладость / Пройдет веков завистливую даль» — так сказал о Жуковском Пушкин. Он считал себя учеником Жуковского, высоко ценил его поэтическое мастерство.
Константин Батюшков в одном из писем замечал по поводу этого поэта: «У него сердце на ладони». Жуковский принес в русскую поэзию интонацию истинного лирика. Но только ли в меланхолические тона окрашено его творчество? Нет, оно разнообразно. Но это разнообразие мягких, приглушенных красок, тонких переходов, требующих от читателей зоркости, чуткого внимания.
Жуковский продолжил традиции западно-европейского романтизма. Для этого направления было типично присутствие двоемирия: реальность переплеталась с мистикой, фантазией. В центре же был человек с его непростым отношением к миру. Герой вступает в конфликт с окружающим, не удовлетворяющим его. Поэтому его охватывает пессимизм, из которого он находит два пути: уход в мистику, фантастику или обращение к прошлому, воспоминаниям. При этом у героя Жуковского всегда богатый духовный мир.
Жуковский написал множество стихотворений на философскую тему. Особенно стоит выделить его элегии. На примере одной из них можно понять представления Жуковского о жизни.
Произведения романтиков часто имеют не один смысл. В них за реальными явлениями и предметами почти всегда скрывается нечто недоговоренное. Я бы хотел (а) рассмотреть элегию Жуковского «Море».
Поэт рисует море в спокойном состоянии, во время бури и после нее. Водная стихия представляется ему живым, тонко чувствующим и мыслящим существом, которое таит в себе «глубокую тайну». Море «дышит», оно наполнено «смятенной любовью, тревожною думой»:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
В разгадке «тайны» моря раскрываются взгляды на жизнь Жуковского-романтика. Море находится в неволе, как и все земное. На земле все постоянно, жизнь полна печали, утрат и разочарований. Там, на небе, все прекрасно и вечно. Поэтому море тянется «из земной неволи» к «далекому, светлому» небу.
Тема смерти в лирике Жуковского более глубока и сложна. Человек даже после смерти стремится оставить хоть малую частичку себя на земле, где жил:
Ах! нежная душа, природу покидая,
Надеется друзьям оставить пламень свой.
Но даже смерть не может разрушить самых высоких чувств: любовь, веру, надежду, дружбу. Никто не знает, что там, за чертой. Но Жуковский не воспринимает смерть как нечто ужасное, страшное и разрушительное, хотя и говорит в стихотворении «Сельское кладбище», что умирать никому не хочется:
И кто с сей жизнью без горя расставался?
Кто прах свой по себе забвенью предавал?
Кто в час последний свой сим миром не пленялся
И взора томного назад не обращал?
Завеса смерти — нечто таинственное, неразгаданное. Но она не мешает людям душой оставаться с умершими друзьями, любимыми. Жуковский верит, что всем друзьям и влюбленным, всем тем, кто был связан какими-то особо прочными узами, суждено встретиться после смерти.
Философский взгляд на тему жизни и смерти у Жуковского весьма неоднозначен. С одной стороны, смерть — это и страх, и ужас перед неизвестностью. С другой же — шанс встретить тех, кого когда-то потерял, шанс обрести долгожданный покой. Жизнь тоже прекрасна и страшна по-своему. Сколько приятных моментов дарит она, связывая судьбы людей, посылая удачу и вдохновение. Но сколько горя и несчастья может она принести, разом отобрав то, что некогда сама принесла в дар.
Многие русские писатели, помимо Жуковского, пытались найти ответ на извечный вопрос: что такое жизнь и что такое смерть? Каждому из них удалось с разных сторон подобраться к разгадке этой тайны. Я думаю, что Жуковскому удалось особенно близко подойти к поставленной цели. Он сумел по-своему раскрыть этот сложный философский вопрос.
Многие русские поэты задумывались в своих произведениях над проблемой жизни и смерти. Например, А.С. Пушкин («Брожу ли я вдоль улиц шумных…») и А.А. Ахматова («Приморский сонет»). Сопоставим эти произведения со стихотворением С.А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу…».
Обоснованием для сопоставления Пушкинского стихотворения со стихотворением Есенина служит то, что лирические герои стихотворений являются отражениями авторов, а то, что оба поэта воспринимают смерть как нечто неизбежное, однако относятся к ней различно.
Так, А.С. Пушкин пишет о смерти: «Мы все сойдем под вечны своды». То есть поэт осознает естественность и неминуемость смерти. Так же и Есенин согласен с пушкинским убеждением, о чем и свидетельствует первая строка стихотворения: «Мы теперь уходим понемногу». Но отношение лирических героев к смерти отличается друг от друга. «Может быть, и скоро мне в дорогу/Бренные пожитки собирать», - пишет Есенин, ничуть не боящийся приближающегося конца. Стихотворение поэта проникнуто спокойствием, и лирический герой задумывается не о том, что финал судьбы совсем близок, а о том, как он прожил свою жизнь:
Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Пушкинский же герой боится смерти, желает отдалить гибель как можно дальше: «Но ближе к милому пределу/ Мне все б хотелось почивать». В стихотворении поэт использует эпитеты «забвенный», «охладелый», «бесчувственный», что и свидетельствует о мрачной атмосфере произведения и нежелании автора принять смерть.
Отражением автора является и лирический герой ранее упомянутого стихотворения А. А. Ахматовой. Обоснованием для сопоставления это стихотворения со стихотворением С.А. Есенина служит то, что оба поэта относятся к смерти без страха и трагизма. Так, Ахматова заменяет слово «смерть» романтичной метафорой «голос вечности». «Там», утверждает поэтесса, «среди стволов еще светлее». Такая эмоциональная окраска стихотворение передает истинное отношение Ахматовой к смерти. Есенин так же убежден, что «там» царит «тишь и благодать». И потому лирический герой стихотворения не стремится отдалять смерть, он лишь смиренно прощается с миром, подводя итоги своей жизни.
Таким образом, и С.А. Есенин, и А.С. Пушкин, и А.А. Ахматова рассуждали над темой жизни и смерти, и все названные поэты едины в одном – смерть, в их понимании, вполне естественна.
Обновлено: 2019-01-01
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
В каких произведениях русской лирики звучит тема жизни и смерти и в чем они перекликаются с есенинским стихотворением?
Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.
Мы теперь уходим понемногу В ту страну, где тишь и благодать. Может быть, и скоро мне в дорогу Бренные пожитки собирать. Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящим Я не в силах скрыть своей тоски. Слишком я любил на этом свете Все, что душу облекает в плоть. Мир осинам, что, раскинув ветви, Загляделись в розовую водь. Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил, И на этой на земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил. Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве, И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове. Знаю я, что не цветут там чащи Не звенит лебяжьей шеей рожь. Оттого пред сонмом уходящим Я всегда испытываю дрожь. Знаю я, что в-той стране не будет Этих нив, златящихся во мгле. Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле. |
С. А. Есенин, 1924
Укажите классический жанр лирики, черты которого присутствуют в есенинском стихотворении (грустное философское размышление о смысле бытия).
Пояснение.
Такой жанр называется элегией. Элегия - лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.
Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Лирический герой размышляет о прошлом так, будто его жизнь уже подошла к концу. Ему грустно и тоскливо, но само то, что он «дышал и жил» наполняет его душу счастьем.
Ответ: элегия.
Ответ: Элегия
В стихотворении С. А. Есенина осины, заглядевшиеся в «розовую водь», наделены человеческими свойствами. Укажите название этого приема.
Пояснение.
Олицетворение - изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Осины глядеть в розовую водь не могут.
Ответ: олицетворение.
Ответ: Олицетворение
В четвертой строфе стихотворения смежные строки имеют одинаковое начало:
Много дум я в тишине продумал, Много
песен про себя сложил,
Как называется эта стилистическая фигура?
Пояснение.
Данная стилистическая фигура называется анафорой или единоначатием. Единоначатие, или анафора - одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи, состоящий в повторении созвучий отдельных слов или одинаковых синтаксических построений в начале стихотворных строк и строф или отдельных фраз в прозаическом художественном произведении.
Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
Повторяется слово много .
Ответ: анафора.
Ответ: Анафора|единоначатие
Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («на земле угрюмой »)?
Пояснение.
Эпитет - художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т. п.
Ответ: эпитет.
Ответ: Эпитет
Укажите размер, которым написано стихотворение С. А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу...» (ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп).
Пояснение.
Данное стихотворение написано размером «хорей».
Хорей - двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.
МНОго ПЕсен ПРО сеБЯ слоЖИЛ.
Ответ: хорей.
Ответ: Хорей
Каким предстает внутренний мир лирического героя в стихотворении С. А. Есенина?
Пояснение.
Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу» - монолог поэта, который делится своими самыми сокровенными думами и чувствами. Основная интонация стихотворения исповедальная, доверительная, грустная, прощальная и в то же время благодарная за счастье жить на этой земле. Жизнь быстротечна, молодость безвозвратно уходит – об этом поэт жалеет. Но в стихотворении звучат и жизнеутверждающие ноты: ему довелось испытать жизнь с ее радостями и горестями – и это прекрасно.
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил. -
говорит поэт, и эти слова вызывают светлое чувство.
Пояснение.
В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. В стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных» автор размышляет о неотвратимости смерти, постоянные мысли о ней неотвязно следуют за поэтом. Он, думая о бессмертии, находит его в будущем поколении:
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе - цвести.
Размышляя над этой темой, поэт приходит к такому выводу: жизнь кончается, а смерть, возможно, лишь этап жизни. Пушкин не ограничивается рамками земной жизни одного человека - бессмертие каждого в его внуках и правнуках - в его потомстве.
Тема жизни и смерти - вечная в литературе - является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти, думами о конце человеческой жизни проникнуты многие стихи поэта. В стихотворении «И скучно и грустно…» поэт размышляет о том, что жизнь быстротечна и скоро предстоит перейти в какое-то другое измерение. Лирический герой хоть и говорит об этом с грустью, но без страха: смерть – естественное явление, не надо жалеть о жизни, растраченной впустую:
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -
Такая пустая и глупая шутка...
Лирический герой стихотворения Есенина «Мы теперь уходим понемногу» словно оглядывается перед уходом и смотрит на то, что оставляет в этом мире. Он сожалеет лишь о двух ценностях этого света: о неповторимых красотах природы, которых, увы, нет в той благодатной стране, и о людях, которые живут на земле, обрабатывают ее, делая еще прекраснее (сеют хлеб, «золотящийся во мгле»). В природе смерть одного человека компенсируется продолжением рода, появлением новых живых душ: детей, внуков, правнуков. У Есенина же конечность человеческого бытия звучит вдвойне пессимистично: процесс ухода неотвратим, а жизнь хрупка и коротка. Поступательное движение человека по жизни лишь приближает его к роковому концу.
Проанализировав стихотворения Пушкина, Лермонтова и Есенина, нельзя не заметить их очень похожего отношения к проблеме жизни и смерти.