Елена Фадеева
Игры с геометрическими фигурами (ФЭМП) для детей старшего дошкольного возраста.
ИГРЫ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ .
/ старший дошкольный возраст /
В играх используются 8 геометрических фигур : круг, овал, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, многоугольник, треугольник, 10-ти цветов : красный, синий, жёлтый, зелёный, оранжевый, фиолетовый, белый, розовый, коричневый, серый.
Всего 80 штук. Чтобы облегчить игру, надо уменьшить количество цветов и количество геометрических фигур .
Геометрические фигуры имеют цвет с двух сторон, размер 10 х 10см (для подвижных игр, для настольных игр размер уменьшен в половину (5 х 5см) .
Эти игры можно использовать в работе по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста .
ИГРА №1 «КТО БЫСТРЕЕ СОБЕРЁТ ФИГУРЫ СВОЕГО ЦВЕТА »
Цель : Учить отбирать предметы по названному признаку, чётко выполнять задание, развивать быстроту реакции. Закреплять знание цветов. Развивать партнёрство и доброжелательность во время игры .
В игре используются геометрические фигуры 10-ти цветов по 8 фигур каждого цвета .
На столе лежат полоски 10 –ти цветов 2х6 см, по 2 штуки каждой, цветом вниз. Воспитатель предлагает каждому подойти к столу и взять по одной полоске. Дети с полосками одинакового цвета встают в пары. И собирают фигуры того цвета , какого цвета им досталась полоска.
По команде воспитателя дети начинают выполнять задание, побеждает та пара, которая быстрее и правильнее выполнит задание. Дети сами анализируют правильность выполнения заданий.
ИГРА №2 «КТО БЫСТРЕЕ СОБЕРЁТ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ »
Цель : Закрепить знания детей о геометрических фигурах , учить слышать задания педаго-га и точно выполнять его. Развивать партнёрство во время игры .
На полу разбросаны геометрические фигуры .
Всего 8 геометрических фигур : квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник, трапеция, ромб, многоугольник – эти фигуры десяти цветов . Дети делятся на пары. Участвуют 8 пар.
Воспитатель даёт детям задание распределиться парами для игры , рассчитаться по порядку номеров в парах. Дети запоминают порядковый номер своей пары.
Воспитатель даёт парам задание :
1-я пара собирает квадраты,
2-я пара собирает треугольники,
3-я пара собирает круги,
4-я пара собирает овалы,
5-я пара собирает трапеции,
6-я пара собирает ромбы,
7-я пара собирает прямоугольники,
8-я пара собирает многоугольники.
(Закрепить, какая пара что собирает) .
По сигналу воспитателя дети начинают выполнять задание. После игры воспитатель предлагает парам проверить друг у друга правильность выполнения задания, для этого они меняются собранными фигурами и , просматривая их, проверяют правильность выполнения задания.
Побеждает та пара, которая быстро и правильно выполнила задание.
ИГРА №3 «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ - 1» .
Цель : Развивать у детей умение выполнять задание по установке воспитателя, действовать быстро, закрепить знание названий геометрических фигур .
На полу разбросаны фигуры : круги, треугольники, овалы, прямоугольники, квадраты, многоугольники по 8 штук каждого цвета. Ромбы, трапеции для этой игры убираются . Геометрические фигуры беспорядочно разбросаны на полу. Всего 60 фигур .
Дети делятся на 2 команды, команда девочек и команда мальчиков, выбираются «капитаны» команд.
Дети могут придумать название своей команде.
Воспитатель даёт играющим задание :
Команда девочек собирает четырёхугольники (квадраты, прямоугольники) .
Команда мальчиков собирает фигуры без углов (овалы, круги) .
Побеждает тот, кто быстрее выполнит задание, для проверки правильности выполнения задания, можно поменяться собранными фигурами и проверить друг у друга правильность выполнения задания.
Дети сами оценивают правильность выполнения игрового задания.
ИГРА №4 «КТО БОЛЬШЕ СОБЕРЁТ ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКОВ» .
Цель : Развивать у детей быстроту , умение слышать игровое задание взрослого и чётко выполнять его.
На полу разбросаны геометрические фигуры : квадраты, прямоугольники, круги, овалы, треугольники, ромбы, трапеции, многоугольники – все эти фигуры 10-ти цветов . Воспитатель обращает внимание детей на то , что собирать фигуры надо по одной , ползать по полу на коленках запрещается.
Дети стоят в большом кругу, геометрические фигуры разбросаны в середине круга.
Под весёлую музыку дети бегут по кругу, по сигналу или команде воспитателя дети собирают только четырёхугольники. После окончания игры воспитатель предлагает каждому посчитать, сколько он собрал фигур четырёхугольной формы.
«Поднимите руку, у кого 1 четырёхугольник» .
«Поднимите руку, у кого 2 четырёхугольника» .
«Поднимите руку, у кого 3 четырёхугольника» .
«Поднимите руку, у кого 4 четырёхугольника» и т. д.
Побеждает тот, кто больше всех собрал четырёхугольников.
ИГРА №5 «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ -2» .
Цель : Развивать внимание, добиваться у детей умения четко выполнять правила игрового задания, воспитывать доброжелательность к партнёрам по игре.
На полу разбросаны геометрические фигуры разных цветов -80 штук (8 различных фигур десяти цветов ) .
Дети стоят в кругу, руки сзади, глаза закрыты, педагог проходит сзади стоящих детей , кому он дотронулся до руки, считается играющим. Отбирается половина детей (10 человек) .
Воспитатель :- Подойдите ко мне те дети, до кого я дотронулась, вы будете играть сейчас , а остальные чуть позже.
Выбранные дети делятся на 2 команды : команда девочек и команда мальчиков (по 5 человек в каждой команде) .
Каждая девочка собирает : 2 синие фигуры и 2 жёлтые фигуры ; каждый мальчик должен собрать 2 красные фигуры и 2 зелёные фигуры . На выполнение задания даётся определённое время.
Игра начинается после слов воспитателя :
Один, два, три, четыре, пять, начинаем собирать.
Побеждает тот, кто быстро и правильно выполнит задание. Дети меняются собранными фигурами , проверяют правильность выполнения задания.
ИГРА №6 «СЧИТАЙ, НЕ ОШИБИСЬ» .
Цель : Развивать слуховое и зрительное внимание, умение четко выполнять задания педагога, закрепить навыки счёта.
На полу разбросаны геометрические фигуры разных цветов – 80 штук.
Считалкой выбирается один ребёнок, он должен не говоря, одним взглядом выбрать 5 девочек и 5 мальчиков для игры . Дети по взгляду должны понять и выйти на игру.
В игре участвуют 5 девочек и 5 мальчиков.
По команде воспитателя девочки собирают по 5 фигур , мальчики по 4 фигуры (любого цвета и формы) .
Побеждает тот, кто быстро и правильно выполнил задание.
ИГРА №7 «НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ» .
Цель : Учить видеть в предметах сходные признаки, уметь объяснить свой выбор, развивать быстроту и внимание.
Детям раздаются геометрические фигуры , разного цвета (по количеству детей ) .
Дети под музыку бегают врассыпную. По сигналу воспитателя они должны найти себе пару и аргументировать свой выбор (по каким признакам они искали себе пару : по цвету, по форме, по цвету и форме).
ИГРА №8 «ХУДОЖНИКИ» .
Цель : Развивать абстрактное мышление, умение подгруппой договариваться и планировать работу согласно заданной воспитателем теме. Учить строить общий план и действовать по плану.
На полу разбросаны 80 геометрические фигуры разного цвета и формы.
Дети делятся на 4 команды, или выбираются 4 человека. Воспитатель объясняет задание : «- Составьте из геометрических фигур изображение любого животного. Но прежде чем начать работу, вы должны договориться о том, какое животное вы будете собирать , и ка-кие геометрические фигуры вам для этого понадобятся». По сигналу воспитателя дети начинают выполнять задание.
Задания могут быть различными, например : выложить весёлого человечка.
Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.
Дети сами выбирают победителя, объясняя свой выбор.
Даты находятся в промежутке от 14 до 19. Числа 18 и 19 встречаются по разу. Если день рождения в эти даты, то Бернард сразу бы сказал месяц.
Если Шерил сказала Альфреду, что родилась в мае или июне, значит, день рождения может быть 19 мая или 18 июня. Раз Альфред точно знает, что Бернард не знает ответ, значит, речь не о мае или июне. Остаются июль или август.
В июле и августе остались даты в диапазоне от 15 до 17, а 14 встречается дважды. Если бы день рождения был 14-го, то Бернард после реплики Альфреда еще не мог бы дать точного ответа. Значит, речь не о 14-ом. Остаются 16 июля, 15 августа и 17 августа.
Если бы Шерил сказала Альфреду, что родилась в августе, то после ответа Бернарда, Альфред не мог бы точно узнать дату рождения - ведь целых 2 даты приходятся на август.
Значит, Шерил родилась 16 июля.
Эту задачку Конгу показала племянница друга. Она же разыграла телеведущего, сказав, что головоломка предназначена для 10-летних школьников.
Дебаты о том, как решить «простую» задачку, развернулись нешуточные. Спустя 2 дня, когда большинство участников сдались, выяснилось, что задача - олимпиадная, для 14-летних школьников.
Дополнительные материалы
Уважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои комментарии, отзывы, пожелания. Все материалы проверены антивирусной программой.
Обучающие пособия и тренажеры в интернет-магазине "Интеграл" для 1 класса
Тренажер к учебнику Моро М.И.
Тренажер к учебнику Петерсон Л.Г.
1.1. Как называется эта фигура? Напишите её название: ___________.
1.2. Как называется эта фигура? Напишите её название: ___________.
1.3. Как называется эта фигура? Напишите её название: ___________.
1.4. Сколько треугольников на рисунке: ___________.
1.5. Измерь длину каждой из сторон треугольника и напиши их: _________.
1.6. Измерь длину каждой из сторон прямоугольника и напиши их: _________
1.7. Нарисуй красный прямоугольник. Две его стороны равны 3 см, а две другие равны 5 см.
1.8. Нарисуй синий прямоугольник. Две его стороны равны 4 см, а две другие равны 8 см.
1.9. Нарисуй черный прямоугольник. Две его стороны равны 5 см, а две другие равны 2 см.
1.10. Попробуй нарисовать красный треугольник со сторонами, равными 5, 5 и 2 см.
1.11. Попробуй нарисовать синий треугольник со сторонами, равными 4, 6 и 5 см.
2.1. Какие фигуры похожи на конус?
2.2. Какие фигуры похожи на цилиндр?
2.3. Какие фигуры похожи на цилиндр?
Как познакомить ребенка с геометрией?
Геометрия - наука, с которой можно и нужно обучать деток с самого раннего возраста.
На данной страничке представлена подборка материалов - карточки, раскраски, темы для заданий, игры, при помощи которых вам будет легко познакомить ребенка с основными геометрическими формами и фигурами.
Все материалы вы можете открыть, скачать и распечатать по прямым ссылкам.
Яркие карточки с самыми основными геометрическими фигурами и формами. Карточки можно использовать, как наглядное пособие на первом занятии.
1.Тетрадь-раскраска для детей 3-5 лет. На каждой странице тетради простые графические упражнения и задания.
Скачать
2. Рабочая тетрадь в 2ух частях с понятными и интересными заданиями для детей 3-4 лет. Выполняя задания, ребенок познакомится с геометрией и узнает названия геометрических фигур и форм.
Скачать Скачать
3. Еще одна очень хорошая тетрадь для ознакомительных занятий с геометрией для детей 4-5 лет. В тетради много увлекательных и забавных заданий, выполняя которые ребенок легко усвоит начальные основы и понятия геометрии.
4. Тетрадь с обучающими и развивающими заданиями для детей 6-7 лет.
В тетради ребенку предлагается выполнить не сложные графические задания. Ребенок учится работать с линейкой и циркулем.
Скачать
1. Занимательная книга в стихах "Весёлая геометрия для самых маленьких" - автор Александр Тимофеевский.
Смешные и задорные стихи помогут малышам быстро познакомиться и запомнить много важной информации о геометрических фигурах и о масштабе предметов.
В весёлых стихах А. Тимофеевского юмор и шутка помогут маленькому читателю соотнести пока непонятные геометрические понятия с давно привычными бытовыми предметами. Дети увидят в юбке трапецию, в тарелке круг, а в трубе цилиндр. И, как сказал поэт, "школьные науки дадутся сами в руки".
Книгу можно скачать и распечатать, но лучше конечно приобрести оригинал.
Игры с геометрическим материалом на воссоздание фигур-силуэтов для детей старшего дошкольного возраста
Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ОШ» Киквидзенского района Волгоградской областиМеня - я… (треугольник)
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная бываю всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я… (квадрат)
Не треугольник и не круг,
И овалу я не друг.
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня...(квадрат)
Четыре угла, как квадрат я имею,
Но только квадратом назваться не смею,
И всё же, похож на квадрат, между прочим,
Две длинные стороны, две - покороче. (четырехугольник)
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат…(четырехугольник)
Примеры составления фигур:
КороваПрезентация на тему: Математические игры с геометрическими фигурами