Умение учиться на протяжении жизни. Обучение в течение всей жизни. Специализация и смерть нервных клеток

В настоящее время практически все страны ЕС разработали или разрабатывают национальные стратегии обучения в течение жизни, основанные на эффективном партнерстве деловых кругов, социальных партнеров и учебных заведений всех уровней образования. Эти стратегии предусматривают формирование механизмов оценки ранее приобретенного образования в целях создания условий, открытых, привлекательных и доступных для каждого, особенно для представителей групп с ограниченными возможностями.

Под обучением в течение всей жизни принято понимать любое целенаправленное обучение, осуществляемое на постоянной основе для совершенствования знаний, умений и компетенций и способствующее личностному и социальному развитию и трудоустройству.

В обучение в течение всей жизни входит три типа образования и обучения:

* формальное обучение, предоставляемое учебными заведениями или

обучающими структурами, упорядоченное в соответствии с целями обучения и его продолжительностью и завершающееся присвоением свидетельства об образовании;

* спонтанное обучение в ходе повседневной жизнедеятельности человека, связанной с его работой, жизнью в семье или проведением досуга и не структурированное с точки зрения целей и продолжительности обучения и помощи в обучении. Такое обучение не приводит к получению свидетельства об обучении.

* неформальное обучение, которое происходит вне рамок учебного заведения и не приводит к получению свидетельства об обучении. Тем не менее, оно структурировано в плане целей и продолжительности обучения и помощи в обучении.

Обучение в течение всей жизни включает в себя формирование активных граждан, личностную самореализацию, социальную гармонизацию, а также аспекты, связанные с профессиональным обучением и занятостью.

Приоритеты развития обучения в течение всей жизни включают в себя:

* доступность обучения в течение жизни для всех граждан, независимо от возраста, при этом особое внимание требуется лицам с ограниченными возможностями, лицам, не принимающим участие в обучение и образовании, мигрантам;

* предоставление возможностей приобрести и/или совершенствовать базовые умения в таких областях, как информационные технологии, иностранные языки, технологическая культура, предпринимательские и социальные умения;

* подготовку, наем и повышение квалификации преподавателей для развития обучения в течение жизни;

* эффективную оценку и признание официальных квалификаций, наряду с неформальным и неофициальным обучением, во всех странах и секторах образования для увеличения прозрачности и обеспечения качества образования и обучения;

* высокое качество и доступность для целевых групп информации, наставничества и консультационных услуг о возможностях обучения в течение жизни и его преимуществах;

* стимулирование представительства соответствующих секторов, а также молодежи в существующих и будущих сетях и структурах, действующих в различных областях.

Ключевыми элементами стратегии обучения в течение всей жизни являются:

* высокое качество дошкольного образования;

* начальное образование, дающее всем детям возможность приобрести прочные умения чтения, письма, счета и пользования ИКТ, а также социальные умения;

* среднее образование, учитывающее потребности рынков труда и развивающее необходимые умения и способности у всех учащихся, а не только у тех, кто стремится к получению высшего образования и профессиональной карьере;

* профессиональное образование и обучение, которое формирует умения, отвечающие потребностям рынка труда и требованиям самых современных технологий, а также открывает путь к приобретению более высокой профессиональной квалификации в различных областях;

* высшее образование, открывающее возможности для каждого, способного извлечь выгоду из работы в качестве дипломированного специалиста, при финансовой поддержке, необходимой для обеспечения доступа к нему всех, способных воспользоваться этими возможностями;

* профессиональная подготовка взрослого населения, которая соответствующим образом поддерживается государством или работодателями и удовлетворяет потребности семьи, а также предоставляет реальные возможности для профессиональной переподготовки на протяжении всей трудовой жизни человека, что требует наличия высококачественных систем обучения на производстве и формирования у людей умения учиться.

Обучение в течение всей жизни предполагает обучение, реализуемое как в рамках, так и за рамками системы формального образования в широком разнообразии новых контекстов. Это означает, что основным ключевым умением становится способность человека искать и находить новые знания и приобретать новые компетенции без поддержки со стороны формального образования.

Дальнейшее развитие стратегии обучения в течение всей жизни предполагает поиск новых способов мышления в рамках системы образования, в том числе:

* структурированный подход к обучению, в рамках которого обучающиеся активно участвуют в процессе обучения, начиная с дошкольного уровня и уровня начальной школы;

* предоставление доступа к информации о возможностях формального и неформального образования;

* наличие систем официального признания компетенций, приобретенных вне системы формального образования.

Стратегия обучения в течение всей жизни основана на шести приоритетах:

1. Признание ценности знаний.

Цель: углубление понимания важности участия в обучении и его результатов, особенно неформального и спонтанного обучения.

2. Информация, профориентирование и консультирование.

Цель: обеспечение доступа к качественной информации и консультациям относительно возможности получения образования и обучения в Европе на протяжении всей жизни человека.

3. Инвестиции в обучение.

Цель: значительное увеличение уровня инвестиций в человеческие ресурсы для развития важнейшего капитала Европы - ее населения.

4. Приближение возможностей обучения к потребителям.

Цель: максимальное приближение возможностей получения обучения к

потребителям, к месту их жительства, использование там, где это возможно, информационных и коммуникационных технологий.

5. Базовые умения.

Цель: гарантированный всем гражданам постоянный доступ к обучению для освоения и обновления умений, необходимых для жизни в обществе, основанном на знаниях.

6. Инновационная педагогика.

Цель: разработка эффективных методов обучения и ситуаций для обучения в течение всей жизни и всеобъемлющего обучения. (Всеобъемлющее обучение является одним из аспектов обучения в течение всей жизни. Оно включает в себя формальное, неформальное и спонтанное обучение.)

Происходящие в настоящее время изменения касаются как индивидуального обучения, так и обучения в организации, а также систем распространения знаний.

Поэтому все реформы систем ПОО (профессионального образования и обучения) должны быть тесно связаны с государственной политикой в области рынков труда и инноваций и соответствовать растущим потребностям в высококвалифицированной рабочей силе, одновременно обеспечивая привлечение на рынок труда людей, не имеющих базовых умений.

В связи с этим особое значение приобретает повышение гибкости систем ПОО в плане их открытости новым требованиям, возникающим в процессе становления экономик, основанных на знаниях, что, в свою очередь, означает адаптивность ПОО к изменяющимся потребностям в умениях, информация о которых поступает от работодателей, и, соответственно, повышение роли социальных партнеров. В 21 стране ЕС социальное партнерство в сфере ПОО объявлено приоритетом.

Экономика, основанная на знаниях, нуждается в изменениях в области организации труда, что требует создания новой среды, новых форм и методов обучения.

Формируются так называемые «обучающиеся» организации, в которых проводится постоянное обучение персонала, рассматриваемое как источник профессионального развития и повышения конкурентоспособности.

Особое значение придается развитию таких форм, как работа в команде и взаимное обучение в рамках группы, поскольку именно они формируют «обучающую» среду на производстве/предприятии.

Обеспечение прозрачности и сопоставимости квалификаций в интересах доступа к образованию различных категорий граждан.

Все процессы в области развития образования и обучения в странах ЕС обусловлены целым рядом факторов, связанных с переходом к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях, или, как его еще называют, обучающемуся обществу. Требования новой парадигмы общественного развития привели к формированию стратегии обучения в течение всей жизни, призванной предоставить максимальные возможности профессиональной и личностной самореализации гражданам. Для этого сформулированы и решаются следующие задачи:

* обеспечение сравнимости квалификаций, получаемых гражданами разных стран;

* расширение возможностей освоения квалификаций, в том числе и путем постепенного накопления единиц квалификаций (так называемых «кредитных единиц»);

* признание квалификаций, полученных в ходе предыдущей трудовой деятельности и в результате как формального, так и неформального обучения, в качестве основы эффективного развития рынка труда

обучение общество жизнь ориентированный

В ближайшие 10–20 лет учеба постепенно будет переходить в онлайн, и учиться придется всю жизнь

ШКОЛЬНАЯ ПАРТА – В ПРОШЛОМ

Современных детей можно назвать «цифровым» поколением: они много времени проводят онлайн, а информацию черпают из интернета - в общем, жизни без технологий не представляют. Согласно прогнозу исследовательской организации Ericsson ConsumerLab и шведского фонда Riksbankens Jubileumsfond, к 2020 году «цифровые» дети будут составлять 50% населения планеты. В связи с этим среднее образование постепенно переместится в онлайн. Например, уже сейчас во многих американских школах ученики смотрят видеолекции по предметам дома, а уроки посвящаются обсуждениям. То же ждет и вузы. «Сейчас почти в любой точке мира, где есть интернет, можно слушать курсы лучших профессоров из Гарварда и Принстона. Традиционные лекции со скучным пересказом учебников будут вытесняться новыми формами обучения», - прогнозирует старший научный сотрудник Института высшего образования НАПН Сергей Курбатов.

Единственные, кто не будет полностью учиться онлайн, - малыши. «Главная цель начальной школы - не дать знания, а научить ребенка учиться, приучить к работе в коллективе, помочь социализироваться. А для этого интернет не нужен», - считает директор экспериментальной школы-парка DIXI Ярослав Коваленко.

БУМ МИНИ-ШКОЛ И ДОМАШНИХ УЧЕНИКОВ

«Традиционная школа подходит лишь для малого количества учеников, остальные не вписываются в систему. Поэтому в будущем появится много учебных заведений новых типов, рассчитанных на самых разных детей», - говорит доцент Киевского университета им. Б. Гринченко, президент Всеукраинской тьюторской ассоциации Сергей Ветров. «Школа будет рассыпаться на осколки религиозных, узкоспециализированных, национальных и других мини-школ, где все друг друга знают и есть влияние родителей на учебный процесс, - говорит Ярослав Коваленко. - Все движется в этом направлении. Так, в Финляндии государство платит учителям и дает помещение любой новой школе, если за ее создание подписалось с десяток родителей. Да и в Киеве за последние три года появилось минимум пять мини-школ». Ожидают эксперты и бума семейного, или домашнего, образования. «Уже сейчас в школы экстернов, рассчитанные на домашних учеников, записаться проблематично - слишком много желающих», - говорит Ярослав Коваленко. Также, по словам Сергея Ветрова, появится множество центров, которые будут поддерживать семьи с такими детьми, давать юридические, учебные консультации, организовывать образовательный досуг для тех, кто учится дома.

ВУЗЫ ПОТЕРЯЮТ МОНОПОЛИЮ НА ЗНАНИЯ

В высшем образовании тоже произойдут изменения. «Развитие проектов массовых онлайн-курсов, таких, как Coursera, EdX, встряхнет существующую систему, ведь они открывают доступ к лучшим профессорам и лекциям мира. Поэтому ценность знаний, полученных на этих курсах, будет стремительно расти. Кроме того, некоторые провайдеры онлайн-образования уже объединяют отдельные курсы в долгосрочные программы. Так что со временем онлайн-проекты станут полноценными игроками на рынке, что приведет к потере вузами монополии на высшее образование, - рассказывает основатель проекта «Университет-онлайн» Иван Примаченко. - Но это не означает, что в вузах не будет студентов. Ведь есть те, кому нужно, чтобы их заставляли учиться. Для них разработают смешанные программы: например, лекции студенты будут слушать дома онлайн, а в институт будут приходить на практические занятия, консультации и т. д. Но в любом случае будущее - за онлайн-курсами. И те вузы, которые не начнут создавать свой онлайн-продукт, рискуют остаться просто местом, куда приходят подтвердить полученные онлайн знания и получить корочку». Кроме того, многие онлайн-проекты сейчас активно работают над признанием своих сертификатов. Так что не исключено, что в будущем они составят серьезную конкуренцию вузовским дипломам.

«Следует ожидать и развития узкопрофессиональных корпоративных университетов, нацеленных на подготовку специалистов для конкретных компаний», - прогнозирует Сергей Курбатов. По его словам, можно прогнозировать и развитие центров сертификации профпригодности: «Это могут быть как независимые центры, так и центры при компаниях и фирмах».

УЧЕБНЫЙ «ИНДПОШИВ» И НОВЫЕ ФОРМАТЫ

В учебе появится т. н. «индпошив». «Ученик будет сам выбирать, какие знания получить, - говорит соучредитель частной школы «Афины» Алексей Греков. - Сейчас все больше школ переходит на т. н. продуктивное обучение: дети получают новые знания, реализуя командные или индивидуальные проекты, и знания в такой системе - уже не цель, а средство. То есть они сначала берутся за создание модели корабля, черпая конкретные знания для этого, а не наоборот - сначала изучают весь курс математики с физикой, чтобы потом применить это на практике». Большое место будет отводиться игре: образовательные ролевые или онлайн-игры включат в учебные курсы. А город, по словам психолога, бизнес-тренера, руководителя холдинга OpenEDU Евгения Мирошниченко, станет большой учебной площадкой: «Это может быть урок астрономии в планетарии, химии - в лаборатории НИИ или имитация жизни первобытных людей на уроке истории».

Один и тот же предмет школьники будут изучать по-разному. «Так, на информатике технари будут изучать техническую составляющую ПК-программ, гуманитарии - как их использовать для создания своих творений. Хоть дети и будут в одном помещении, каждый из них будет принадлежать к своеобразному виртуальному классу», - говорит Алексей Греков. «Привычная классно-урочная система может кануть в Лету. Возможно, как в Древней Греции, ученики разного (!) возраста, прогуливаясь по парку с наставником, будут получать от него новые знания, дискутировать», - прогнозирует директор департамента общего среднего и дошкольного образования МОН Олег Ересько.

ОЦЕНОК БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ

«В мире появляется все больше школ, которые отказываются от оценок, потому что они перестают мотивировать детей. Более того, порой даже демотивируют. Кроме того, в стремлении получить наивысший балл многие школьники начинают учиться ради оценок, а не ради знаний», - говорит Олег Ересько. Да и, по словам экспертов, в оценках больше не будет потребности: так как в школе все будет построено на проектной работе и сам проект будет результатом того, как ученик усвоил материал, то наставник, видя его качество, будет решать, что делать со школьником. Если проект качественный - наставник разрешит ему двигаться дальше в учебе, если плохой - не разрешит до тех пор, пока проект не станет лучше.

УЧИТЬСЯ БУДЕМ В РЕЖИМЕ "24/7"

По словам Ивана Примаченко, стремительное развитие современного мира приведет к тому, что образование станет делом всей жизни человека, то есть он будет учиться постоянно: «Одни отрасли появляются, другие - умирают. Через 15–20 лет представители определенных профессий останутся без работы - их заменят роботы или «умные» ресурсы. Уже сейчас существуют роботизированные автомобили, которые самостоятельно преодолевают сотни километров, автоматизированные бухгалтерские или туристические сервисы и т. д. Люди, потерявшие работу, будут вынуждены переучиваться. Все остальные - постоянно обновлять свои знания, проходя мастер-классы, тренинги, курсы. Ведь сейчас знания быстро стареют».

ОСТАНУТСЯ ЭЛИТНЫЕ ВУЗЫ

Хоть у вузов появятся конкуренты, элитные учебные заведения сохранятся. «Не случайно ведущие вузы - это прежде всего исследовательские университеты, где исследования доминируют над процессом обучения, - говорит Сергей Курбатов. - Можно прогнозировать сохранение элитного сегмента университетского образования в качестве своеобразных «фабрик новых знаний», которые привлекают интеллектуалов». «Такие вузы, как Гарвард или Стэнфорд, будут завлекать в свои стены учебой в мини-группах, высочайшим качеством образования, отличным преподавательским составом, - говорит Иван Примаченко. - Но такое образование будет, как и прежде, доступно лишь немногим из-за высокой стоимости».

УЧИТЕЛЯ ПРЕВРАТЯТСЯ В НАСТАВНИКОВ

«Современный мир меняется так быстро, что люди, чтобы успеть за ним, в среднем каждые пять лет меняют сферу своей деятельности, - говорит Евгений Мирошниченко. - Поэтому роль школы изменится: она не будет всецело ориентирована на подготовку к профессии. Вместо этого в детях будут развивать способности к переучиванию, учить их быстро меняться и т. д.». «Так как учителя больше не являются единственным источником знаний, ведь есть интернет, то они превратятся в наставников: будут учить школьников работать с информацией, применять полученные знания», - прогнозирует Олег Ересько. По словам Евгения Мирошниченко, образование станет более индивидуальным, и у каждого школьника появится своя учебная траектория. «По сути, наставник будет гарантом того, что ученик овладел нужными знаниями и умениями, и именно он будет оценивать то, насколько подготовлен человек, - говорит эксперт. - То есть оценивание перестанет быть прерогативой школы. Впрочем, это касается и вузовского образования, в котором тоже появится понятие наставников, мастеров, которые, не исключено, даже будут выдавать свои дипломы». Также, по словам Евгения Мирошниченко, учителя отчасти уступят свое место детям: «Старшие ученики будут преподавать младшим. Передавая им свой опыт и знания, они сами начнут лучше разбираться в предмете».

В УЧЕБУ ПРИДУТ НОВЫЕ IT –РЕШЕНИЯ

Развитие IT-технологий привнесет интересные технические решения в образование. Например, по словам Ивана Примаченко, уже сейчас начинают создаваться ресурсы для т. н. адаптивного обучения (например, проект Knewton), которое использует искусственный интеллект. «На основании того, какие онлайн-курсы проходит человек, какие оценки получает, с какими заданиями справляется, а с какими - нет, система будет выстраивать виртуальную карту знаний пользователя и «подсказывать», что ему еще нужно пройти, выучить. Не исключено, что такой виртуальный тьютор будет сопровождать человека с первого класса», - рассказывает Иван Примаченко.

Сыграет свою роль развитие технологий дополненной реальности, которые позволят получать новые знания везде: например, наведя камеру смартфона на разрушенный исторический объект, человек на экране сможет увидеть, каким он был. Подобные технологии будут применяться и в бумажных учебниках (например, в Японии такие уже существуют - при наведении на страницу камеры смартфона включается анимация, иллюстрирующая материал).

Еще одно решение, которое изменит образование, - нейроинтерфейс, система, позволяющая нашему мозгу обмениваться информацией с компьютером и давать ему команды (образцы уже есть). Как минимум, это создаст еще одну возможность людям с ограниченными возможностями получать образование.

ОХОТА ЗА ТАЛАНТАМИ

Доступность образования сделает возможной глобальную охоту за талантами в будущем. «Такие проекты, как Coursera, имеют возможность полностью анализировать, как себя вел студент во время учебы, например, был ли он активным участником обсуждений, быстро ли сдает онлайн-тесты и на какие оценки, сколько раз просмотрел лекцию. Доступ к такой информации позволит ведущим компаниям находить себе идеальных сотрудников, и движение в этом направлении уже началось, - рассказывает Иван Примаченко. - Также благодаря появлению полноценных бакалаврских или магистерских программ, которые будут проходить полностью в режиме массовых онлайн-курсов (например, такую программу уже создал Университет Джорджии в США), любой человек, независимо от страны проживания, сможет получить диплом любой страны. Это тоже позволит развитым странам «выкачивать» таланты из развивающихся стран».

Компании не только будут находить «звездочек», но и инвестировать в них. Так, уже сейчас создаются онлайн-платформы, на которых инвесторы встречаются с талантливыми молодыми людьми. Последние просят профинансировать их учебу, обязуясь после выпуска платить инвестору процент со своего заработка.

БУДУЩЕЕ: ВУЗЫ БУДУТ ВЫПУСКАТЬ ДИЗАЙНЕРОВ ГМО

В ближайшие пять–семь лет наиболее востребованными станут такие направления подготовки, как работотехника, искусственный интеллект, 3D-проектирование, дополненная и виртуальная реальность, облачные технологии, биоинформатика и IT в медицине, IT в образовании и т. д. Это показал опрос студентов, топ-менеджеров и аналитиков, проведенный HeadHunter и рядом других компаний. В связи с этим в ближайшем будущем появятся такие новые профессии, как, например, инженер 3D-печати, архитектор виртуальной реальности, дизайнер онлайн-курсов и даже дизайнер ГМО.

НОУ-ХАУ: В ЯПОНИИ РОБОТ СДАЕТ ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ

В Японии в рамках проекта сотрудничества Национального института информатики и технологических компаний (среди них - Fujitsu и IBM) ученые разрабатывают умного робота, который мог бы сдать вступительные экзамены в Токийский университет (они считаются одними из самых сложных в стране). Недавно робот прошел свои первые испытания - экзамены по математике, ответив правильно на четыре вопроса из десяти. По прогнозам разработчиков, к 2016 году робот должен сдавать экзамены на высокие баллы, в 2021-м - набрать столько баллов, сколько нужно для поступления.

Любой работающий человек может сказать, то, что много раз сталкивался с неизвестной задачей на работе, когда надо было изучить что-то новое, чтобы выполнить и осуществить её. Ведь наш мир не стоит на месте и развитие, как технологическое, так и информационное, происходит постоянно. В связи с этим мы должны успевать за временем, чтобы идти с ним в ногу.

Обязательное условие нашего времени — чтобы вырасти в своём обществе и преуспеть в своём деле или на работе, нужно постоянно развиваться , изучать что-то новое и неизведанное. А, ведь, беда в том, что нам постоянно не хватает времени, того самого, в ногу с которым нам положено идти. Не хватает, даже на самые важные и серьёзные дела, откуда же тогда взять желание на такую ерунду, как постоянная учёба? А может в этом и кроется наша проблема, то что процесс развития и самосовершенствования мы считаем незначительным? Отстал от прогресса — не освоил компьютер — не успел на работе во время закончить отчёт — поздно приехал домой — времени хватило только лечь спать. А завтра всё сначала. Пожалуй, для того, чтобы везде и всегда успевать, надо изменить своё отношение учёбе.

Время сущность очень обидчивая, поначалу мы убиваем его, потом оно нас, а где-то по середине, нам его просто катастрофически не хватает, а оно летит и не хочет останавливаться, возможно вам будет интересно узнать:

Есть множество причин, которые не дадут нам остановиться в обучении, и мы будем совершенствоваться постоянно. Давайте немного задумаемся, для чего еще стоит постоянно учиться.

Пять причин, которые не дадут остановиться в обучении

1. Необходимо всегда стремиться быть лучшим, первым в своём деле

Чтобы оставаться на плаву и не дать своему делу или идеи зачахнуть, нужно постоянно быть информированным новыми идеями развития в этом направлении. Чтобы вас не сместили конкуренты, необходимо лидировать в своей области, для этого надо много знать, и уметь применять это на практике. Вот почему спустя 1-2 года простоя специалист теряет свою ценность.

2. Всегда делать что-то чуточку лучше, чем могли бы и это вознаградится

Нужно прилагать больше усилий, чем обычно, чтобы быть успешным. Это закон успешных людей, они не сидят сложа руки, эти люди постоянно рискуют, не бояться и приветствуют новые проблемы. Решение этих проблем на пути, становится постоянной практикой в их жизни. Люди добиваются в жизни высот, только тогда, когда не боятся преодолеть себя, свои страхи, и делать чуточку больше, чем хотелось бы, приложить больше усилий.

Однако для того, что бы не бояться трудностей и препятствий, нужно обязательно иметь представление о результате. Представлять и знать, что будет впереди, а чтобы себе в этом помочь всегда нужны знания. Поэтому подготовившись к своему великолепному шагу, изучив и поняв к какому результату придете, можно смело шагать вперед.

Обязательно прочитайте следующие статьи о том как добиваться своего, нужно ведь не только расшибиться в лепешку, но и правильно распознать свои желания и добиваться их:

3. Быть здоровым долгожителем

Разные исследования по всему миру показали, что, если человек постоянно ведёт активную умственную деятельность, то это становиться ключевым фактором на пути к продолжительной и здоровой жизни. Так же учёными доказано, что люди, которые ведут активную мозговую деятельность намного меньше страдают от потери памяти или от болезней Паркинсона, Альцгеймера. Примером людей такой активности, могут служить театральные деятели — актёры, актрисы. Они постоянно учат сложнейшие тексты для своих выступлений. И до глубокой старости могут работать на любимой сцене, и их ум остаётся светлым и ясным.

Нужно уяснить для себя, что только приложив усилия и выделив на развитие какое-то время из абсолютно каждого дня, можно добиться результата. Если же актерская деятельность не для вас, то можно, к примеру, выучить любой иностранный язык, который всегда пригодиться в путешествии к вашей долгой и здоровой жизни.

Личное здоровье можно разделить на здоровье физическое и здоровье духовное, но не стоит забывать о старинной мудрости: «в здоровом теле — здоровый дух», так что всегда уделяйте внимания обоим аспектам:

4. Быть счастливым и получать удовольствие от знаний

Это тоже важная причина того, чтобы не останавливаться и идти тропой знаний вперёд на пути к своему развитию. Ведь любое дело, которым человек занимается, должно приносить результат, и от того какой он будет, станет ясно, помогли ли приобретённые знания или нет.

Если результат превосходит все ожидания, то это ли не счастье? Ведь если смогли изучить чужой язык и говорить на нем в путешествии, разве вы не будете получать от этого удовольствие? Нужно не забывать о себе и каждый день быть счастливым.

Знания нужны, чтобы оставаться счастливым, любить себя, свою жизнь, всё что нас окружает. Когда нет знаний, нет понимания, отсутствие понимания порождает страх. Начните с любви к себе, но не эгоизма, а уважения и любви:

5. Повысит самооценку в разы

Самообразование и обучение в разных направлениях, и придаст уверенности в любом случае. Ведь наша цепочка — которая начинается с обучения, далее происходит работа на основе полученных знаний, и в итоге хороший результат — дадут не только прекрасное настроение, но также мы сможем подняться в глазах не только себя, но и окружающих нас людей. Это будут не только коллеги, друзья, а в первую очередь самые родные и близкие вам люди, которые всегда поддержат и помогут в любых начинаниях.

Знания — дорога в мир открытий

Понятно, что всего знать мы не можем, но никогда нет предела совершенству. Ведь знания открывают нам удивительный мир, мир в котором мы живём. Знания позволяют увидеть всё его великолепие. Есть очень хорошая и всем известная пословица: «Ученье – свет, а неученье – тьма». Не будем же погружаться во тьму ереси невежества, будем всю жизнь оставаться в лучах света, ведь стоит лишь на мгновение остановиться, как холодные руки безграмотности тянут нас на дно.

Думаю, многие из вас, особенно в школьные годы, с полным отчаянием задавали себе этот вопрос. Я помню, что, когда я впервые где-то услышала, что человек учится на протяжении все своей жизни, я просто пала духом. В школе учишься, потом в университете еще учиться, а потом это не конец, а потом надо учиться всю жизнь. Сколько же можно? Когда же жить? Но чуть позже я поняла эту простую истину, поняла, насколько это важно.

И речь здесь не идет об учебе как о зазубривании материала (кстати, такое неполное понимание поэтому в школьные годы воспринимается в штыки). Учиться всю жизнь означает гораздо больше – совершенствоваться, развиваться, расти.

Что означает учиться всю жизнь?

Замирает на том уровне, на котором остановился. А мир, мир он движется, он живой, он постоянно меняется. И если мы останавливаемся, а жизнь уходит вперед, это значит, что относительно жизни мы движемся назад, мы теряем все то, что у нас есть.

Учиться всю жизнь означает гораздо больше – совершенствоваться, развиваться, расти.

Развиваться – это часть нашей естественной природы, мы должны помнить об этом. И вся наша жизнь – это как большой предмет, состоящий из множества уроков, экзаменов, работ над ошибками. Каждое событие, будь оно счастливое или печальное, несет в себе какой-то обучающий момент.

Те, кто отрицает жизнь как большого учителя, останавливается в своем развитии.

Думаю, многие из вас станут мне возражать: как может быть, что несчастье может меня чему-то научить, особенно когда это несчастье случилось по вине другого человека. Как может быть уроком болезнь близкого человека или неожиданное увольнение с работы, когда работа так важна. Или как может вообще быть моим уроком, если меня, скажем, ограбили, я же не воровал никогда и ничего.

Парадоксально, но если мы смотрим на все негативные события в нашей жизни, как «кто-то виноват», мы теряем эту возможность понять, в чем же урок. Успехи мы с удовольствием приписываем себе, а неудачи «кому-то»: начальник, погода, жена-тражира, муж-козел. На самом деле мир очень целостен и совершенен, мы лишь не всегда это понимаем. Все события имеют свою причину, которую не всегда видно на первый взгляд, которая случилась когда-то давно и, только спустя долгие годы, дает нам отклик. Мы часто не понимаем, что сами создали себе проблемы, потому что не улавливаем эту связь, но она существует.

если мы смотрим на все негативные события в нашей жизни, как «кто-то виноват», мы теряем эту возможность понять, в чем же урок.

Только осознав, что любое событие в жизни (негативное или позитивное) – это наш урок, проверка, материал для нашего обучения и развития, только тогда мы начинаем открывать для себя и постепенно понимать, чему же жизнь нас учит. Учит любить, сострадать, служить, отказываться от корысти, реализовывать свои таланты, а не подчиняться воле других и многому другому.

А она всегда нас учит чему-то: либо бороться со своими недостатками, либо раскрывать и взращивать свои достоинства. Ведь даже успех – это особый урок, не каждый человек проходит испытание большим успехом. Кто-то срывается и пускается во все тяжкие. Получив состояние, люди прожигают его, получив власть, пользуются ей и эксплуатируют людей.

Позиция ученика

В чем же состоит эта удивительная позиция истинного ученика, который идет в гармонии с миром и своей жизнью, который использует подаренные ему уроки для собственного развития? Какой он, ученик?


Для того, чтобы стать таким учеником, надо поменять в своем сознании отношение к миру, как к чему-то угрожающему и насильному, навязанному. Надо удерживать постоянно мысль, что мир – он учит нас чему-то, мне надо лишь понять, чему. Тогда рано или позднее приходит понимание, в чем же был урок, чему именно я учился. Эта истина открывается тому, кто ищет, кто думает и размышляет. И тогда учиться всю жизнь становится приятным, важным и естественным состоянием, которое не пугает, а помогает развиваться.