Что произошло в те десять дней, которые потрясли мир. Десять дней которые потрясли мир Д рид 10 дней которые потрясли мир

Десять дней, которые потрясли весь мир

ПРЕДИСЛОВИЕ К АМЕРИКАНСКОМУ ИЗДАНИЮ

В.И.Ленин, 1917 г.

Прочитав с громаднейшим интересом и неослабевающим вниманием книгу Джона Рида: «Десять дней, которые потрясли весь мир», я от всей души рекомендую это сочинение рабочим всех стран. Эту книгу я желал бы видеть распространённой в миллионах экземпляров и перевёденной на все языки, так как она даёт правдивое и необыкновенно живо написанное изложение событий, столь важных для понимания того, что такое пролетарская революция, что такое диктатура пролетариата. Эти вопросы подвергаются в настоящее время широкому обсуждению, но прежде чем принять или отвергнуть эти идеи, необходимо понять всё значение принимаемого решения. Книга Джона Рида, без сомнения, поможет выяснить этот вопрос, который является основной проблемой мирового рабочего движения.

Н.Ленин.

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

«Десять дней, которые потрясли мир» - так озаглавил Джон Рид свою замечательную книжку. В ней необычайно ярко и сильно описаны первые дни Октябрьской революции. Это - не простой перечень фактов, сборник документов, это - ряд живых сцен, настолько типичных, что каждому из участников революции должны вспомниться аналогичные сцены, свидетелем которых он был. Все эти картинки, выхваченные из жизни, как нельзя лучше передают настроение масс - настроение, на фоне которого становится особенно понятен каждый акт великой революции.

На первый взгляд кажется странным, как мог написать эту книгу иностранец, американец, не знающий языка народа, быта… Казалось, он должен был бы на каждом шагу впадать в смешные ошибки, должен был бы проглядеть многое существенное.

Иностранцы иначе пишут о Советской России. Они или вовсе не понимают совершающихся событий, или берут отдельные факты, не всегда типичные, и их обобщают.

Правда, очевидцами революции были очень немногие.

Джон Рид не был равнодушным наблюдателем, он был страстным революционером, коммунистом, понимавшим смысл событий, смысл великой борьбы. Это понимание дало ему ту остроту зрения, без которой нельзя было бы написать такой книги.

Русские тоже иначе пишут об Октябрьской революции: они или дают оценку её, или описывают те эпизоды, участниками которых они являлись. Книжка Рида даёт общую картину настоящей народной массовой революции, и потому она будет иметь особо большое значение для молодёжи, для будущих поколений - для тех, для кого Октябрьская революция будет уже историей. Книжка Рида - своего рода эпос.

Джон Рид связал себя целиком с русской революцией. Советская Россия стала ему родной и близкой. Он в ней погиб от тифа и похоронен под Красной стеной. Тот, кто описал похороны жертв революции, как Джон Рид, достоин этой чести.

Н.Крупская.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга - сгусток истории, истории в том виде, в каком я наблюдал её. Она не претендует на то, чтобы быть больше чем подробным отчётом о Ноябрьской революции, когда большевики во главе рабочих и солдат захватили в России государственную власть и передали её в руки Советов.

Естественно, большая часть книги посвящена «Красному Петрограду», столице и сердцу восстания. Но пусть читатель помнит, что всё происшедшее в Петрограде - в разное время, с разной напряжённостью, - почти в точности повторилось по всей России.

В этой книге, первой из ряда книг, над которыми я работаю, мне придётся ограничиться записью тех событий, которые я видел и переживал лично или которые подтверждены достоверными свидетельствами; ей предпосланы две главы, кратко обрисовывающие обстановку и причины Ноябрьской революции. Я сознаю, что прочесть эти главы будет не легко, но они весьма существенны для понимания последующего.

Перед читателем, естественно, встанут многие вопросы. Что такое большевизм? Какого рода политический строй создан большевиками? Если до Ноябрьской революции большевики боролись за Учредительное собрание, то почему впоследствии они разогнали его силою оружия? И если до того момента, как большевистская опасность стала явной, буржуазия выступала против Учредительного собрания, то почему же впоследствии она стала его поборницей?

На эти и многие другие вопросы здесь не может быть дан ответ. Ход революций, вплоть до заключения мира с Германией, я прослеживаю в другой книге «От Корнилова до Брест-Литовска». Там я показываю происхождение и характер деятельности революционных организаций, развитие и смену народных настроений, роспуск Учредительного собрания, структуру Советского государства, ход и результаты Брестских переговоров.

Рассматривая растущую популярность большевиков, необходимо понять, что развал русской экономической жизни и русской армии совершился не 7 ноября (25 октября) 1917 г., а много месяцев раньше, как неизбежное, логическое следствие процесса, начавшегося ещё в 1915 г. Продажные реакционеры, державшие в своих руках царский двор, сознательно вели дело к разгрому России, чтобы подготовить сепаратный мир с Германией. Теперь мы знаем, что и нехватка оружия на фронте, вызвавшая катастрофическое летнее отступление 1915 г., и недостаток продовольствия в армии и в крупных городах, и разруха в промышленности и на транспорте в 1916 г. - всё это было частью гигантской кампании саботажа, прерванной в решительный момент Мартовской революцией.

В первые несколько месяцев нового режима как внутреннее состояние страны, так и боеспособность её армии безусловно улучшились, несмотря на сумятицу, неизбежную при великой революции, неожиданно давшей свободу ста шестидесяти миллионам наиболее угнетённого народа в мире.

Но «медовый месяц» длился недолго. Имущие классы хотели всего-навсего политической революции, которая отняла бы власть у царя и передала её им. Они хотели, чтобы Россия стала конституционной республикой, подобно Франции и Соединенным Штатам, или конституционной монархией, подобно Англии. Народные же массы желали подлинной рабочей и крестьянской демократии.

Десять дней, которые потрясли весь мир

ПРЕДИСЛОВИЕ К АМЕРИКАНСКОМУ ИЗДАНИЮ

В.И.Ленин, 1917 г.

Прочитав с громаднейшим интересом и неослабевающим вниманием книгу Джона Рида: «Десять дней, которые потрясли весь мир», я от всей души рекомендую это сочинение рабочим всех стран. Эту книгу я желал бы видеть распространённой в миллионах экземпляров и перевёденной на все языки, так как она даёт правдивое и необыкновенно живо написанное изложение событий, столь важных для понимания того, что такое пролетарская революция, что такое диктатура пролетариата. Эти вопросы подвергаются в настоящее время широкому обсуждению, но прежде чем принять или отвергнуть эти идеи, необходимо понять всё значение принимаемого решения. Книга Джона Рида, без сомнения, поможет выяснить этот вопрос, который является основной проблемой мирового рабочего движения.

Н.Ленин.

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

«Десять дней, которые потрясли мир» - так озаглавил Джон Рид свою замечательную книжку. В ней необычайно ярко и сильно описаны первые дни Октябрьской революции. Это - не простой перечень фактов, сборник документов, это - ряд живых сцен, настолько типичных, что каждому из участников революции должны вспомниться аналогичные сцены, свидетелем которых он был. Все эти картинки, выхваченные из жизни, как нельзя лучше передают настроение масс - настроение, на фоне которого становится особенно понятен каждый акт великой революции.

На первый взгляд кажется странным, как мог написать эту книгу иностранец, американец, не знающий языка народа, быта… Казалось, он должен был бы на каждом шагу впадать в смешные ошибки, должен был бы проглядеть многое существенное.

Иностранцы иначе пишут о Советской России. Они или вовсе не понимают совершающихся событий, или берут отдельные факты, не всегда типичные, и их обобщают.

Правда, очевидцами революции были очень немногие.

Джон Рид не был равнодушным наблюдателем, он был страстным революционером, коммунистом, понимавшим смысл событий, смысл великой борьбы. Это понимание дало ему ту остроту зрения, без которой нельзя было бы написать такой книги.

Русские тоже иначе пишут об Октябрьской революции: они или дают оценку её, или описывают те эпизоды, участниками которых они являлись. Книжка Рида даёт общую картину настоящей народной массовой революции, и потому она будет иметь особо большое значение для молодёжи, для будущих поколений - для тех, для кого Октябрьская революция будет уже историей. Книжка Рида - своего рода эпос.

Джон Рид связал себя целиком с русской революцией. Советская Россия стала ему родной и близкой. Он в ней погиб от тифа и похоронен под Красной стеной. Тот, кто описал похороны жертв революции, как Джон Рид, достоин этой чести.

Н.Крупская.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга - сгусток истории, истории в том виде, в каком я наблюдал её. Она не претендует на то, чтобы быть больше чем подробным отчётом о Ноябрьской революции, когда большевики во главе рабочих и солдат захватили в России государственную власть и передали её в руки Советов.

Естественно, большая часть книги посвящена «Красному Петрограду», столице и сердцу восстания. Но пусть читатель помнит, что всё происшедшее в Петрограде - в разное время, с разной напряжённостью, - почти в точности повторилось по всей России.

В этой книге, первой из ряда книг, над которыми я работаю, мне придётся ограничиться записью тех событий, которые я видел и переживал лично или которые подтверждены достоверными свидетельствами; ей предпосланы две главы, кратко обрисовывающие обстановку и причины Ноябрьской революции. Я сознаю, что прочесть эти главы будет не легко, но они весьма существенны для понимания последующего.

Перед читателем, естественно, встанут многие вопросы. Что такое большевизм? Какого рода политический строй создан большевиками? Если до Ноябрьской революции большевики боролись за Учредительное собрание, то почему впоследствии они разогнали его силою оружия? И если до того момента, как большевистская опасность стала явной, буржуазия выступала против Учредительного собрания, то почему же впоследствии она стала его поборницей?

На эти и многие другие вопросы здесь не может быть дан ответ. Ход революций, вплоть до заключения мира с Германией, я прослеживаю в другой книге «От Корнилова до Брест-Литовска». Там я показываю происхождение и характер деятельности революционных организаций, развитие и смену народных настроений, роспуск Учредительного собрания, структуру Советского государства, ход и результаты Брестских переговоров.

Рассматривая растущую популярность большевиков, необходимо понять, что развал русской экономической жизни и русской армии совершился не 7 ноября (25 октября) 1917 г., а много месяцев раньше, как неизбежное, логическое следствие процесса, начавшегося ещё в 1915 г. Продажные реакционеры, державшие в своих руках царский двор, сознательно вели дело к разгрому России, чтобы подготовить сепаратный мир с Германией. Теперь мы знаем, что и нехватка оружия на фронте, вызвавшая катастрофическое летнее отступление 1915 г., и недостаток продовольствия в армии и в крупных городах, и разруха в промышленности и на транспорте в 1916 г. - всё это было частью гигантской кампании саботажа, прерванной в решительный момент Мартовской революцией.

В первые несколько месяцев нового режима как внутреннее состояние страны, так и боеспособность её армии безусловно улучшились, несмотря на сумятицу, неизбежную при великой революции, неожиданно давшей свободу ста шестидесяти миллионам наиболее угнетённого народа в мире.

Но «медовый месяц» длился недолго. Имущие классы хотели всего-навсего политической революции, которая отняла бы власть у царя и передала её им. Они хотели, чтобы Россия стала конституционной республикой, подобно Франции и Соединенным Штатам, или конституционной монархией, подобно Англии. Народные же массы желали подлинной рабочей и крестьянской демократии.

В своей книге «Благовест России» («Russia`s Message»), представляющей очерк революции 1905 г., Уильям Инглиш Уоллинг даёт прекрасное описание состояния духа русских рабочих, впоследствии почти единодушно выступивших на стороне большевизма:

«Они (рабочие) видели, что даже при самом свободном правительстве, если оно окажется в руках других социальных классов, им, возможно, придётся по-прежнему голодать…

Русский рабочий - революционер, но он не насильник, не догматик и не лишён разума. Он готов к боям на баррикадах, но он изучил их, и - единственный среди рабочих всего мира - изучил на собственном опыте. Он готов и горит желанием бороться со своим угнетателем, капиталистическим классом, до конца. Но он не забывает о существовании других классов. Он только требует от них, чтобы в надвигающемся грозном конфликте они встали либо на ту, либо на другую сторону…

Они (рабочие) все согласны, что наши (американские) политические учреждения предпочтительнее их собственных, но они вовсе не жаждут променять одного деспота на другого (т.е. на класс капиталистов).

Рабочие России подвергались расстрелам и казням сотнями в Москве, Риге и Одессе, заключению тысячами в каждой русской тюрьме и ссылкам в пустыни и арктические области не ради сомнительных привилегий рабочих Гольдфильдса и Криппл-Крика…».

Вот почему в России в разгар внешней войны политическая революция переросла в революцию социальную, нашедшую своё высшее завершение в торжестве большевизма.

В своей книге «Рождение русской демократии» А.Дж.Сак, директор враждебного Советскому правительству Русского информационного бюро в Америке, говорит следующее:

«Большевики создали свой собственный кабинет с Николаем Лениным - премьером и Львом Троцким - министром иностранных дел. Неизбежность их прихода к власти стала очевидной почти немедленно вслед за Мартовской революцией. История большевиков после революции есть история их неуклонного роста».

Иностранцы, и особенно американцы, часто подчёркивают «невежество» русских рабочих. Верно, им не хватает политического опыта западных народов, зато они прошли прекрасную школу в своих добровольных организациях. В 1917 г. русские общества потребителей (кооперативы) имели свыше двенадцати миллионов членов, а Советы сами по себе являются чудесным проявлением организационного гения русских трудящихся масс. Более того, во всём мире, вероятно, нет народа, который столь хорошо изучил бы социалистическую теорию и её практическое применение.

Десять дней, которые потрясли мир

Десять дней, которые потрясли мир
Ten Days that Shook the World

Обложка 1919 г., издательство Boni & Liveright

Жанр :
Язык оригинала:
Оригинал издан:
Издательство:

Boni & Liveright, Нью-Йорк

«Десять дней, которые потрясли мир» - книга американского журналиста Джона Рида об Октябрьской революции 1917 года в России, свидетелем которой он был сам.

Концепция и история создания книги

Описывая русскую революцию, Джон Рид находился в командировке от социалистического журнала The Masses. Хотя Рид утверждал, что он «пытался смотреть на события с точки зрения добросовестного журналиста, заинтересованного в установлении истины» , в предисловии он писал: «В борьбе мои симпатии не были нейтральны» (книга склоняется к большевикам и их точке зрения). Прежде чем Джон Рид уехал в Россию, 15 июня 1917 года в США был принят «Закон о шпионаже», карающий штрафом или арестом тех, кто мешал вербовке солдат или писал в газетах или журналах статьи, способствующие этому . Из-за этого журнал The Masses под давлением федерального правительства был вынужден прекратить публикации осенью 1917 года , после отказа редакции изменить политику в отношении войны. Поэтому статьи Рида о Русской революции публиковало издание The Liberator, основанное Максом Истменом . Чтобы сохранить журнал, Истмен был вынужден скомпрометировать опубликованную информацию.

В предисловии Рид назвал книгу «первой в серии» и обещал вскоре выпустить второй том под названием «От Корнилова до Брест-Литовска» (“Kornilov to Brest-Litovsk”), однако не успел ее закончить.

Критика

С момента первой публикации в 1919 г. книга вызвала широкий диапазон критических отзывов - от крайне негативных до положительных. Тем не менее книга была оценена в целом положительно, несмотря на неприязненное отношение некоторых критиков к политическим убеждениям Рида. Так, Джордж Ф. Кеннан , американский дипломат и историк, не питавший любви к большевизму и известный как создатель теории военного сдерживания , похвалил книгу:

«Несмотря на его откровенно предвзятый, в политическом отношении, характер, отчёт Рида о событиях того времени превосходит все иные исторические свидетельства той эпохи в силу своего литературного дара, своей проницательности и особого внимания к деталям. Эту книгу будут помнить даже тогда, когда иные свидетельства постигнет участь забвения. Во всём этом рассказе, во всём этом причудливом повествовании о собственных приключениях и недоразумениях мы видим отражение кристальной честности и чистоты помыслов автора, чем он оказал, даже не предполагая этого, честь американскому обществу, взрастившему его и достоинства которого он так и не смог осознать в полной мере».

Книга изображает Троцкого как одного из самых главных руководителей Революции, наряду с Лениным, что и опроверг Сталин. По этой причине в СССР книга не переиздавалась с 1930 по 1957 годы, а за ее хранение можно было попасть под репрессии. [источник? ]

Публикация

Сразу после первой публикации, Владимир Ильич Ленин прочитал книгу и согласился написать вступление, которое впервые появилось в издании 1922 года , опубликованное издательством Boni & Liveright (Нью-Йорк) :

Прочитав с громаднейшим интересом и неослабевающим вниманием книгу Джона Рида: «Десять дней, которые потрясли весь мир», я от всей души рекомендую это сочинение рабочим всех стран. Эту книгу я желал бы видеть распространённой в миллионах экземпляров и перевёденной на все языки, так как она даёт правдивое и необыкновенно живо написанное изложение событий, столь важных для понимания того, что такое пролетарская революция, что такое диктатура пролетариата. Эти вопросы подвергаются в настоящее время широкому обсуждению, но прежде чем принять или отвергнуть эти идеи, необходимо понять всё значение принимаемого решения. Книга Джона Рида, без сомнения, поможет выяснить этот вопрос, который является основной проблемой мирового рабочего движения.

См. также

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Десять дней, которые потрясли мир" в других словарях:

    Название книги (1919, первый русский перевод 1923) американского писателя и журналиста Джо на Рида (1887 1920), свидетеля первых дней октябрьского переворота 1917 г. Скончался от тифа в России (1920). Употребляется: иносказательно в отношении… … Словарь крылатых слов и выражений

    ДЕСЯТЬ ДНЕЙ, КОТОРЫЕ ПОТРЯСЛИ МИР, СССР, ЦТ, 1987, цв., 145 мин. Телеспектакль. По мотивам одноименной книги Джона Рида. Народное представление в двух частях с пантомимой, буффонадой и стрельбой в исполнении труппы театра драмы и комедии на… … Энциклопедия кино

    Жарг. арм. Шутл. Отпуск, предоставляемый солдату срочной службы, курсанту военного училища. ЖЭСТ 1, 233. /i> Шутливая реминисценция названия книги об Октябрьской революции Дж. Рида “Десять дней, которые потрясли мир” (1919 г.) … Большой словарь русских поговорок

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рид. О снукеристе см. Рид, Джон (снукерист). Джон Сайлас Рид John Silas Reed … Википедия

    См. также: Революция 1905 1907 годов в России Смена власти в России в 1917 1918 годах … Википедия

    Джон Сайлас Рид (англ. John Silas Reed; 22 октября 1887 Портленд, США 19 октября 1920, РСФСР) американский журналист, коммунист, автор книг «Десять дней, которые потрясли мир» (1919), «Восставшая Мексика». Содержание … Википедия

    Джон Рид Джон Сайлас Рид (англ. John Silas Reed; 22 октября 1887 Портленд, США 19 октября 1920, РСФСР) американский журналист, коммунист, автор книг «Десять дней, которые потрясли мир» (1919), «Восставшая Мексика». Содержание … Википедия

    Основная статья: Высоцкий, Владимир Семёнович Содержание 1 Список песен 2 Произведени … Википедия

PUBLICATION PREVIEW. PsyAnima has already published all (Our Monday). The forthcoming issue of the journal will release the last series of newspaper reviews of this author, the publications in Gomel" newspaper "Polesskaia pravda" (Pravda of Polessie) in September-December, 1923. These materials complete the publication of early Vygotsky"s newspaper reviews and contributes to the first phase of . Here, as an online first, preview publication, the reader is invited to have a look at the last Vygotsky"s review that came out in Gomel" in December 1923: book review of Ten Days that Shook the World (1919) , a book by American journalist and socialist John Reed about the October Revolution in Russia in 1917, which Reed experienced firsthand.
В рамках проекта были опубликованы ранние театральные и литературные рецензии и заметки этого автора, . В предстоящем номере журнала состоится завершающая публикация этой серии материалов: критические заметки и рецензии Выготского, вышедшие в сентябре-декабре 1923 г. в гомельской газете "Полесская правда", включившей в себя расформированную к тому времени газету "Наш понедельник".

В качестве предпубликации, читателю здесь дается возможность познакомиться с последей газетной заметкой Выготского, опубликованной в Гомеле в 1923. Это его рецензия на книгу Джона Рида "10 дней, которые потрясли мир ", написанную непосредственным свидетелем событий большевистского октябрьского переворота в Петрограде в 1917 году, впервые опубликованную в 1919 г. на английском языке


10 дней, которые потрясли мир

Эту книгу-самую верную картину октябрьской революции-написал американец Джон Рид. «Русские иначе пишут об октябрьской революции, говорит в предисловии Н. Крупская: они или дают оценку ее или описывают те эпизоды, участниками которых они являлись. Книжка Рида дает общую картину настоящей народной массовой революции». В этом именно сила книги. Она передает те события, которые знакомы каждому. Никаких особенных, исключительно ярких или новых подробностей и сцен она не рисует. Она передает именно типичное в революции, самое неуловимое для современников даже, а уж тем более для потомков-«настороение масс,-настроение, на фоне которого становится особенно понятен каждый акт великой революции». И это настроение не в силах воссоздать ни историк, ни мемуарист-только художник А Джон Рид по манере своего письма все время остается художником, но не вымысла, а правды. Его книга, кроме того, что она верный перечень событий и фактов, еще очень сложная и тонкая композиция сцен, диалогов, описаний, рассказов, которая читается как роман.
Революцию сделали Ленин и Троцкий, кучка большевиков. Так, к сожалению, думали не одни враги революции, так в большей или меньшей степени думает до сих пор обыватель. Он поневоле преувеличивает роль личного имени, подписавшего декрет, сказавшего речь, отдавшего приказ. Но события совершаются, история движется, особенно в революционные эпохи, волею масс, исполняющих декрет, слушающих речь и претворяющих ее в жизнь, проводящих приказ. Роль вождей- только оформить, ввести в русло стихию, уложить в берега, направить в цель- героическую волю масс.
Революцию сделали не Ленин и Троцкий, а рабочие и солдатские массы, революционные народные низы-вот о чем говорит каждая строка книги Рида. И героизм, безымянный, безвестный, неуловимый героизм масс, улавливает и рисует она прежде всего.
Рид интересовался всем. Разговор с извозчиком, солдатский митинг, упреки квартирной хозяйки, случайное восклицание шофера-нет такой ничтожной мелочи, которую он не подобрал бы в пыли истории, не поставил на надлежащее место, чтоб она засияла светом правды и смысла переворота., светом героизма.
Вот простая сценка, анекдот революции, а вслушайтесь, как много она говорит.
«Однажды, когда я прошел внешние ворота (Смольного, где был штаб переворота), рассказывает Рид, я увидел впереди себя Троцкого и его жену. Их остановил часовой.
Троцкий искал во всех своих карманах и не мог найти пропуска.
Ничего,-сказал он, наконец,-вы знаете меня: мое имя-Троцкий.
У вас нет пропуска,-ответил солдат хладнокровно.-Вы не можете пройти. Имя ничего мне не говорит.
Но я-председатель петроградского совета.
Ну, ответил солдат,-если вы такое важное лицо, то у вас должна быть хоть какая-нибудь маленькая бумажка».
Вызвали разводящего.
Троцкий об"яснил ему все дело.
«Мое имя Троцкий»,-повторил он.
- Троцкий?-Разводящий почесал затылок.--Я где-то слышал это имя,-
сказал он, наконец.-Ну, я думаю, все обстоит благополучно. Вы можете войти, товарищ»...
Вот эта сила и упорство часового, поставленного здсь не для того, чтоб исполнять чей-то приказ, хотя бы председателя совета, и чтоб склониться перед отдающим приказы,-и есть маленькая пылинка того большого героизма масс, который сделал революцию. И этот разводящий- солдаты у Смольного накануне переворота, когда открыто страна раскололась на два враждебных лагеря, не мог быть просто ничего не знающим. Он не мог не знать, за какое дело он стоит на часах. Но в том-то и дело, что имя Троцкого значило меньше, чем революционное сознание солдата. Разводящий где-то слышал это имя.
Или вот еще.
Два комиссара по военным и морским делам, Антонов и Дыбенко, отправляются на революционный фронт сейчас после переворота.
«В тот момент, когда они поворачивали на Невский, лопнула шина.
- Что мы будем делать?-спросил Антонов.
- Захватим другую машину,-предложил Дыбенко, размахивая своим револьвером.
Антонов стал на средину улицы и остановил проходящую машину, которой управлял какой-то солдат.
Мне нужна эта машина,-сказал Аптонов.
А вы ее не получите,-ответил солдат.
- Вы знаете, кто я?-Антонов вынул документ, в котором было написано, что он назначен главнокомандующим всеми армиями Русской Республики, и что каждый должен повиноваться ему без возражений.
- А мне все равно-будь вы самим чортом,-сказал солдат.-Эта машина принадлежит первому пулеметному полку, и мы перевозим на ней аммуницию. Поэтому вы ее не получите»...
Опять анекдот. В общем механизме революции они (а их было таких анекдотов миллионы миллионов) скорее тормозили, а не ускоряли дело. Но не будь этого упрямого, никому не подчиняющегося сознания, этой воли к победе, к отстаиванию своего у рядового солдата-не было бы и самой революции. Солдат не уступит самому чорту то, что принадлежит его первому пулеметному полку. Все дело вождей было только согласовать, слить воли этих отдельных полков, но революционная воля шла снизу вверх, от сердца к мозгам революции, как кровь в теле, от солдата к главнокомандующему, а не наоборот.
Или вот еще один эпизод-третий и последний
Только что отдан приказ Троцкого о победе революции над войсками Керенского в «ночь, которая на всегда останется на скрижалях истории». Возвращаясь из Смольного, Рид встречает на Знаменской площади, у вокзала на Москву, необычайную толпу: «Много тысяч моряков собрались здесь, ощетинясь ружьями.
Стоя на ступеньках, член Викжеля (высшей организации ж.-д. рабочих) упрашивал их.
- Товарищи, мы не можем везти вас в Москву. Мы нейтральны. Мы не провозим войск ни той, ни другой стороны. Мы не можем повезти вас в Москву, где кипит страшная гражданская война...
Вся бурлящая площадь ответила ему громом негодующих возгласов. Солдаты стали продвигаться вперед. Внезапно широко открылась другая дверь. В ней появилось два иди три кондуктора, кочегар и еще кто-то.
- Сюда, товарищи!-воскликнул один из них.--Мы повезем вас в Москву, во Владивосток,-куда вы хотите. Да здравствует революция».
И он-этот многомиллионный кочегар повез революцию в Москву, во Владивосток,-куда вы хотите. А вожди были нейтральны: они сразу оказались вне событий-растерянные и жалкие.
И картины страшной и комической растерянности интеллигенции, временного правительства, комитетов, социалистов, всех «живых сил страны», всех тех, кто еще только что вел куда-то Россию-чередуются с картинами героизма масс.
Что касается настоящих вождей революции-их было немного. Ленин и Троцкий высказались за восстание на собрании 23 октября.
«Тогда поднялся простой рабочий с лицом искаженным гневом. «Я говорю от имени петроградского пролетариата,- сказал он резко,-мы за восстание. Пусть будет по вашему, но я говорю вам теперь, что, если вы допустите уничтожение советов, то нам с вами больше не по дороге ».
Несколько солдатских представителей присоединилось к нему. И после того, как вопрос был поставлен на перебаллотировку,-дело восстания победило ».
Страшные минуты колебания были у людей, все время видевших ясно смысл событий. Во время перестрелки в Москве Луначарский пишет письмо о выходе из правительства-«я больше не могу».
Ряд вождей выходит из совнаркома, другие из ЦК партии большевиков. Ленин ближайшим друзьям и товарищам бросает: дезертиры.
Но были и истинные вожди. Они не были только ярлыками, которые дают имя великим событиям, в чем во мнению Толстого и заключается роль великих людей в истории. Они были сознанием и мозгом революции, которые руководили ее стихийной волей. Как мозг, они получали от сердца революции народных масс-кровь и возвращали мысль.
«Ленин говорил: 6-го ноября будет слишком рано действовать: для восстания нужна всероссийская основа, а 6-го не все еще делегаты на с"езд прибудут. С другой стороны, 8 ноября будет слишком поздно действовать: к этому времени с"езд сорганизуется, а крупному организованному собранию трудно принимать быстрые и решительные мероприятия. Мы должны действовать 7-го-в день открытия с"езда так, чтобы мы могли сказать ему: Вот власть! Что вы с ней сделаете? ».
Вот отточенная мысль революции-ее алгебра. «Революция, сделанная с часами в руках: 6-рано, 8-поздно, значит-7. Вот в какие математические формулы была уложена революционная стихия. И этот человек не сказал ни одной красивой яркой фразы, эффектного слова за всю революцию.
Сейчас после победы. Ленин ва трибуне. Гром оваций. Он спокойно говорит деловым тоном:
- «Итак мы приступаем к социалистическому строительству».
И только. Как-будто от одного очередного дела-от восстания-к другому.
Едва-ли не самая трудная проблема в истории-это вопрос о соотношении массы и героев в великих событиях. Книга Рида вскрывает правду этой проблемы: горячее сердце, посылающее кровь во все артерии революции, отточенный мозг, подчиняющий эту кровь математически-точной мысли. Поэтому-то эти 10 дней и потрясли мир.

Книгу Джона Рида "Десять дней, которые потрясли мир" я в первый раз прочитал в классе восьмом или девятом. Помню, что потом очень удивился, когда заметил, что американский журналист не совсем так подаёт октябрьские события 1917 года, как об этом писали учебники по "Истории СССР" для десятого класса и "Истории КПСС" для вузов.

Тогда я для себя решил, что прав, скорее всего Джон Рид. Всё-таки книгу писал репортер, очевидец событий, а учебники творили историки в угоду существующей власти. И потом сам Ленин очень высоко отозвался о "Десяти днях..." и рекомендовал её рабочим всех стран.

Много позже я прочитал другие книги об этих поворотных в истории страны событиях. Это и мемуары Троцкого, Антонова-Овсеенко, Керенского, Питирима Сорокина "Долгий путь", лидера правых эсеров Виктора Чернова "Перед бурей", лидера кадетов Павла Милюкова "История второй русской революции".

А в этом году перечитал Джона Рида. Очень позавидовал его профессионализму - он постоянно оказывался в нужное время в нужном месте. Не каждому журналисту такое дано.

И, конечно, бросились в глаза разночтения не только с тем, что проходил в школе и в университете, но и с этими мемуаристами. И вновь решил отдать предпочтение "Десяти дням". Троцкий, Антонов-Овсеенко, Керенский, Сорокин, Чернов и Милюков всё-таки были не просто очевидцами, но и активными участниками тех событий. А Джон Рид, хоть и сочувствовал большевикам, но наблюдал за событиями со стороны. И честно писал о том, что видел. В предисловии к первому американскому изданию он признаётся: "В борьбе мои симпатии не были нейтральны. Но, рассказывая историю тех великих дней, я старался рассматривать события оком добросовестного летописца, заинтересованного в том, чтобы запечатлеть истину".

Пересказать книгу Джона Рида невозможно. Но есть смысл немного поразмышлять на тем, какие мифы она разрушает.

1. Лев Троцкий - вовсе не враг и не демон революции, который только и делал, что мешал Ленину. Он был одним из главных вождей этого переворота (или, если это так нравится Щиголеву, Великой Октябрьской социалистической революции, хотя Джон Рид так её не называет). Среди большевиков не было единства, но Ленин и Троцкий действовали фактически как одно целое. Даже намёка нет на какие-либо расхождения. Более того, в книге Троцкий упоминается даже чаще, чем Ленин. А вот роль Сталина в этих событиях близка к нулю. Он упоминается только в списке членов первого большевистского правительства и ещё как подписавший вместе с Лениным один из документов по национальному вопросу.

2. Вопреки мнению некоторых антисемитов и еврейских националистов, в этих событиях никаким боком не просматривается еврейский или сионистский след. Эта тема напрочь отсутствует в многочисленных речах и выступлениях большевиков, их противники также сионизм или еврейство не ставили им в вину. Джон Рид приводит списочный состав первого большевистского правительства. Кроме Троцкого, евреев там не было. Он часто упоминает Зиновьева, Каменева, Рязанова, Свердлова. Рид не говорит, что они евреи. И совершенно очевидно, что они отказались от своего еврейства, а потому, кроме Свердлова, взяли себе русские псевдонимы. В отличие, кстати, от также не менее часто упоминавшихся противостоящим большевикам Дана, Либера, Гоца, Иоффе, Абрамовича и т.д. Кроме того, имена Подвойского, Антонова-Овсеенко, Крыленко, Менжинского, Бухарина, Рыкова, Ногина, Милютина, Теодоровича звучат ничуть не реже. А это русские, украинцы, поляки. Большевики в то время были интернационалистами не на словах, а на деле.

3. Выстрел "Авроры" вовсе не послужил сигналом к штурму Зимнего. Рид пишет, что не только "Аврора", но и крейсеры "Олег" и "Республика" стали на якорь на Неве и направили орудия на подступы к городу. В другом месте он упоминает о двух снарядах, выпущенных из "Авроры" по Зимнему, но не причинивших ущерба зданию. Впрочем, он не был свидетелем выстрела. Возможно, что она стреляла холостыми для устрашения. О том, что выстрел крейсера не мог служить сигналом, догадаться и без того нетрудно. Большевики атаковали не со стороны Невы, а с Дворцовой площади. Видеть "Аврору" они не могли, а чтобы понять, что именно она даёт сигнал к штурму, надо знать, как звучит выстрел этого крейсера. Ведь стреляли ещё и из пушек Петропавловской крепости. Да и нужен ли был какой-то сигнал?..

4. Впрочем штурма, как такового, не было. Во всяком случае, такого красивого, как изображали в нашем кино, начиная с ленты Эйзенштейна "Октябрь". За несколько часов до захвата Зимнего большевиками Джон Рид со своими друзьями преспокойно зашёл во дворец, они полюбовались на картины, пообщались с защитниками, убедившись, что всерьёз они защитить временное правительство не смогут.

5. (главное) Противоборствующие стороны жили иллюзиями и пустыми надеждами. Те, кто противостоял большевикам, верили, что вот-вот в Петроград войдёт Керенский с казаками и всех большевиков повесит. А сами большевики были убеждены, что они бросили искру, от которой возгорится пожар мировой революции. Особенно они уповали на революцию в Германии. И тогда сама собой закончится мировая война.

Однако большевики сумели удержать власть, а мировая революция не случилась. И пришлось заключать "похабный", по выражению Ленина, Брестский мир, отдавать немцам значительную часть своей территории. Иллюзии в политике опасны, а любая революция, любой переворот порождает их в немалом количестве.

Как охарактеризовать то, что случилось 96 лет назад? Я думаю можно одной фразой: очень больная страна заразилась большевистской утопией. "Зараза" выглядела красиво: всеобщее равенство, счастье и братство.

Но всё обернулось своей противоположностью. Вместо постепенно отмирающего государства (В.И.Ленин "Государство и революция") зародилась тоталитарная империя с таким всевластием бюрократии, какого Россия ещё не знала. Вместо свободного труда свободно собравшихся людей - рабский труд колхозников и зэков. Вместо рухнувших темниц - ГУЛАГ.

По Марксу социализм должен придти на смену капитализму потому, что его экономика более эффективна, а производительность труда на порядок выше. Но советское плановое хозяйство оказалось гораздо менее эффективным, чем западный рынок на основе частной инициативы. СССР не выдерживал конкуренции с капиталистическими странами, а потому и рухнул в 1991 году.

Кроме того, советская система была по своей сути мобилизационной. В годы гражданской войны большевикам удалось мобилизовать значительную часть рабочего класса, крестьянства и интеллигенции идеей скорой победы над буржуазией, после которой наступит счастливая жизнь (вспомните фильм "Чапаев", где главный герой говорит об этом Петьке и Анке-пулемётчице). В тридцатые годы людей мобилизовывали на стройки первых пятилеток. Во время ВОВ - на борьбу с агрессором, а после - на восстановление народного хозяйства. В последние десятилетия XX века мобилизовывать уже было не на что. Народ не верил в скорое наступление всеобщего счастья и думал о счастье личном. И это стало ещё одной из причин крушения советской системы.

Только Джон Рид всего этого не увидит. Мечтатель-идеалист, заразившийся красивой утопией, создаст в США коммунистическую партию, а потом вернётся в Москву, где и умрёт от тифа в 1920 году. И будет похоронен на Красной площади у кремлёвской стены.