Современная концепция школьного географического образования. Концепция географического образования в средней школе. Новый подход в преподавании географии

Разработка концептуальных подходов к изучению различных школьных предметов стала актуальной тенденцией нашего времени. Уже разработаны концепции по ряду дисциплин (русский язык, литература, отечественная история, математика), теперь очередь дошла и до географии (Концепция развития географического образования в Российской Федерации ).

Проект этого документа создан межведомственной рабочей группой под эгидой Русского географического общества и Министерства образования и науки РФ . Он представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные направления развития школьного географического образования и просвещения.

По мнению авторов проекта документа, современная система географического образования не отвечает запросам времени и требует существенной коррекции. В проекте концепции представлены предложения по разработке нового стандарта школьного географического образования и требований к структуре учебно-методического комплекса; даны рекомендации по проведению конкурса и созданию новых линий учебников по географии; организации курсов повышения квалификации учителей.

В июле – августе 2016 года в Российской академии образования пройдёт серия съездов представителей ассоциаций учителей-предметников, посвящённых обсуждению проблем преподавания школьных предметов. Открыл серию этих мероприятий съезд учителей химии, состоявшийся 19 июля, а 26 августа состоится съезд представителей ассоциации учителей географии, где будет обсуждаться, в том числе, и проект Концепции. В работе съезда примет участие академик РАО, главный редактор журнала «География в школе» Михаил Викторович Рыжаков.

– Как бы Вы обосновали необходимость разработки Концепция развития географического образования в Российской Федерации?

– Концепция – очень важный, нужный и ответственный документ. В основе которого глубокий анализ, рефлексия, прогноз, проект основных направлений развития в будущем. Поэтому концепция не может создаваться «на пустом месте». Тем более концепция такого уровня. Ведь заявлено, что это концепция развития географического образования в крупнейшей стране мира - России!
Почему я говорю «на пустом месте»? За последние 20 лет разработано как минимум две концепции и концепция федерального государственного образовательного стандарта по географии, которая была признана лучшей на Всероссийском конкурсе стандартов. Впечатление такое, что авторы обсуждаемого текста об этом ничего не знают. Здесь видится первое и крайне серьёзное методологическое упущение. Без серьёзного анализа, сделанного до вас в интересующей вас сфере, ничего путного получиться не может. И вы будете обречены повторять уже давно известное, «ходить по кругу», что и демонстрирует обсуждаемый текст проекта. По этой же причине вне поля зрения авторов остались те проблемы, решение которых, прежде всего и определяют векторы развития географии как школьного предмета, да и в целом географического образования. Речь идёт о правовом поле, которое изменилось. Речь идёт о научном географическом знании, которое уже давно ушло от парадигмы «изучаем, что где находится». Между прочим, термину «конструктивная география» скоро исполнится 40 лет, а мы всё занимаемся страноведением. Появилась совершенно новая информационная среда, и даже – виртуальная реальность. Обострились, по-новому осознаются многие экологические проблемы, вопросы геополитики. Всё более активное сопротивление встречают идеи глобализации, особенно в крупных государствах. И многое, многое другое. Здесь и надо искать обоснование новой концепции, однако ничего подобного мы не видим. Такой подход с неизбежностью приводит впоследствии к профессиональной декомпетенции, потере профессионализма.

– Согласны ли Вы с утверждением авторов проекта концепции о том, что «система географического образования и просвещения, сложившаяся в России на протяжении многих лет, в настоящее время находится в состоянии деградации, что проявляется, в частности, в постоянном уменьшении количества часов, выделяемых на преподавание географии в основной и старшей школе»?

– Я разделяю это мнение. Но надо обосновать причину, по которой это произошло. Уменьшение количества часов – это не причина, а следствие. А главная причина заключается в том, что в нынешнем виде школьная география мало кому интересна. Её образовательная ценность постоянно уменьшается. Можно сказать, что школьная география всё хуже выполняет возложенные на неё задачи (функции). Вы, конечно же, спросите, что это за функции? Я бы тоже спросил, но авторы концепции, похоже, этим вопросом даже не задавались. Поэтому попробую высказать ряд позиций, не претендуя на истину в последней инстанции. Идти надо от уникальности географического знания, в том числе и школьного. Здесь мы точно не ошибёмся: Земля – главный и единственный объект географического образования. А география – единственный учебный предмет, дающий целостное представление о Земле, как небесном теле и планете людей. Географическое знание – надёжная основа для воспитания ответственного, бережливого гражданина своей страны и всей планеты как общего дома человечества. После этого можно формировать спектр целей и получить достаточно полное представление о возможной структуре и содержании нашего предмета.
Обратите внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» и Федеральными государственными образовательным стандартами содержание образования определяется участниками образовательного процесса самостоятельно. Уменьшение часов на географию свидетельствует прежде всего о том, что школьные администрации не видят большой пользы от изучения этой дисциплины. Положение усугубляется ещё и тем, что у географии появились «конкуренты» в лице таких предметов, как обществознание, ОБЖ, экономика, экология, в рамках которых изучается много тем, представленных и в курсе географии. Примеры здесь не требуются, учителя очень хорошо об этом знают.

То же самое происходит и в системе высшего образования. В экономических вузах и на географических факультетах география уже перестала быть обязательным предметом на вступительных экзаменах. Вполне возможно, что скоро география уйдёт из педагогических университетов. Дело в том, что в ноябре прошлого года в Москве прошла Всероссийская конференция по обсуждению результатов проектов модернизации педагогического образования, на которой серьёзно обсуждался и продолжает обсуждаться новый профиль подготовки: «учитель основного общего образования». Не учитель географии, физики, биологии или химии, а учитель основного общего образования. Можно только предполагать, что станет с соответствующими факультетами.

Если авторы концепции утверждают, что существующая система деградировала, значит, надо искать системные варианты решений. И здесь мы видим ещё одну фундаментальную ошибку, которая состоит в том, что они считают существующую структуру школьной географии незыблемой и не предлагают никаких изменений в этом направлении, ограничиваясь лишь косметическими «в масштабах предмета» мерами. При этом авторы даже не задаются вопросами: а нужны ли те курсы, что есть в школьной программе сейчас? Отвечают ли они потребностям современного общества? В правильной ли последовательности они изучаются, или их надо заменить другими? А ведь существующая ныне структура курса была создана более полувека назад. Мне представляется, что она давно устарела. Действительно, зачем нужны в основе своей страноведческие курсы, когда есть огромное количество источников информации на эту тему. Может быть, лучше всё-таки сосредоточиться на объяснении причин или следствий? Учить детей размышлять, а не запоминать и ретранслировать?

– Насколько эффективны, по Вашему мнению, основные направления реализации концепции, предложенные авторами, в числе которых – сохранение количества часов по предмету география в объеме 2-х часов в неделю в каждом классе (с 6 по 9 класс), введение курса «География родного края» для 8–9-х классов по 1 часу в неделю в каждом классе за счёт части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса?

– Мы сегодня живём в новых реалиях. Базисный учебный план, утверждавшийся на федеральном уровне, отменён, государство количество часов на учебные предметы не регулирует. Осталась только предельно допустимая учебная нагрузка. Если разработчики концепции адресуют свои пожелания директорам школ, то повторюсь, мало кто захочет тратить драгоценное учебное время на изучение бесполезного, по их мнению, предмета. Если вспомнить историю, то самое большое количество времени на изучение географии – 17 часов в неделю – отводилось в СССР в довоенные годы. Это не менее 40% учебного времени. В то время единственным источником информации по географии был учебник, который открывал детям окно в мир. После Великой отечественной войны наша страна всё больше открывалась миру, и мир открывался нам. Бурно развивались человеческие контакты. Вспомним, например, о Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве, бурное развитие телевидения и т. д. Огромный объём географической информации люди стали получать вне школы, естественно, сокращалось и время, отводимое на изучение предмета. Наконец, капитально начали меняться программы и учебники, особенно в связи с переходом на новое содержание среднего образования (70-е годы XX в.). Страноведческие курсы географии впервые в истории получили общие разделы, предваряющие изучение стран и территорий. Это была первая серьёзная попытка органично вписать теорию в страноведческий контекст. География «училась» не только описывать, но и объяснять объекты и явления. Термин «формирование понятий» на многие годы стал ведущим в методике. Но курсовая структура предмета в целом оставалась прежней. Хотя до сих пор никто не сможет объяснить, почему, например, тектонику плит или климатические закономерности надо изучать в 5–6 классах, а не в старшей школе.

– Может быть, введение обязательных ОГЭ и ЕГЭ по географии поможет изменить ситуацию к лучшему?

– Трудно представить себе, что такое когда-нибудь случится. Но если это решение будет воплощено в жизнь, тогда придётся вводить в качестве обязательных ОГЭ и ЕГЭ по химии, физике, биологии – предметам, общеобразовательное значение которых не подлежит сомнению. Более того, именно они определяют то, что мы сегодня называем научно-техническим прогрессом. Вслед за естественнонаучными дисциплинами подтянутся гуманитарные, формирующие мировоззрение, – история, обществознание, литература, экономика, иностранные языки. И так мы вернёмся к системе, от которой столько лет старательно убегали. Можно ввести географию в качестве обязательного вступительного испытания при приёме на обучение по ряду специальностей/направлений подготовки, как это предлагают авторы концепции. Да, её будут учить, но это не сделает предмет интересным, познавательным, формирующим личность ученика. Не будем забывать о том, что география всегда была мощнейшим средством патриотического воспитания. Только делать это надо умеючи, и большого количества часов для этого не требуется. Да и «обязаловка» здесь точно не поможет.

– По данным Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), ЕГЭ по географии сдают менее 3% выпускников 11-х классов, зато ОГЭ по этому предмету выбирают 20–25% учащихся 9-х классов. Как бы Вы объяснили столь странную статистику?

– С выпускниками средней школы всё понятно: они – прагматики и выбирают только те предметы, которые потребуются для поступления в вуз. Что же касается выпускников 9-х классов, поделюсь любопытным наблюдением: когда я учился в школе, география считалась одним из самых лёгких предметов. Подготовка к ней не требовала больших усилий, неуспевающих по этой дисциплине не было. Думаю, причина предпочтений девятиклассников понятна – она заключается в том, что подготовиться к экзамену по географии проще, чем к какому-либо другому. Но боюсь, что очень скоро ситуация изменится к худшему. Современные школьники Москвы, утверждают, что это очень сложный предмет, материал перегружен, часто непонятен даже хорошим ученикам. Я расцениваю это явление как очень тревожное, потому что пусть лучше будет легко и интересно, чем трудно и непонятно.

– Разработчики концепции предлагают усилить практическую направленность в преподавании географии, а также развивать различные формы дополнительного образования – традиционные и новые: экскурсии и походы, слёты и соревнования, олимпиады, интеллектуальные турниры, квесты и дискуссионные клубы, проектно-исследовательскую деятельность... Может, такие формы деятельности увлекут подростков?

– Ничего нового я в этих предложениях не вижу, всё это было и раньше. Часто до половины уроков по естественнонаучным предметам в советских школах посвящалось практическим и лабораторным занятиям. Активно проводились экскурсии, слёты, краеведческая работа и многое другое. Проектная деятельность тоже развивалась, только она называлась по-другому. Десятки и сотни книг написаны на эту тему. Возникает только один вопрос: почему появились подобные предложения? Самым логичным выглядит следующий ответ: скорее всего потому, что ничего этого в школе теперь нет. И в университетах этому практически не учат. Словом, опять мы только в начале пути, но пришли сюда, как говорят, «своим ходом».

– Какие изменения и поправки к проекту концепции Вы бы предложили?

– Я бы её заново написал и выделил бы в ней три крупных блока: 1) школьная география; 2) вузовская география; 3) географическая просветительская деятельность. И в каждом блоке указал бы направление развития. Что же касается школьного курса, требуются кардинальные изменения структуры и содержания. Для того чтобы понять, какие именно изменения потребуются, необходимо провести серьёзные исследования. Убеждён, если привлечь ведущих учёных, педагогов-профессионалов, учителей-практиков, то подготовить такую Концепцию можно, и она будет долго служить нынешнему поколению и будущим поколениям учителей географии.

Беседовала Ольга Дашковская

В начале ноября в Ломоносовском корпусе Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова прошел второй Всероссийский съезд учителей географии.
В работе съезда приняли участие более 550 учителей географии, методистов, преподавателей высшей школы, представителей региональных отделений Русского географического общества, Российской ассоциации учителей географии из всех субъектов нашей страны.
От Калужской области на съезде работали заведующий кафедрой географии КГУ им. К.Э.Циолковского О.И.Алейников, учитель села Нижние Прыски Козельского района Калужской области, победитель конкурса «Учитель года — 2016» в Калужской области Б.М.Сергеев и наш земляк, учитель географии Кременской средней школы, заместитель председателя ассоциации учителей географии Калужской области Э.А.Краснов.
Организаторами Второго Всероссийского съезда учителей географии выступили Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Министерство образования и науки РФ, Русское географическое общество, Российская академия образования и Российская ассоциация учителей географии. Основной темой съезда стало обсуждение Концепции развития географического образования в России.
Открывая съезд, ректор МГУ, академик РАН В.А.Садовничий признал: «Над географией нависла угроза из-за непродуманных реформ в школе. При этом география была и остается предметом, формирующим сознание человека и его отношение к жизни. География как наука формирует сознание и отношение человека к жизни. Каждую секунду своей жизни мы находимся в этой среде — в среде природы, в среде человеческой, и все это требует глубокого изучения, фундаментальных знаний».
Президент Российской ассоциации учителей географии, заведующий кафедрой экономической и социальной географии, доктор педагогических наук, профессор МПГУ А.А.Лобжанидзе ознакомил участников съезда с результатами обсуждения основных положений Концепции географического образования в
региональных отделениях РАУГ.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С.Кравцов отметил, что географию для сдачи ЕГЭ выбирают небольшой процент выпускников, а в 2016 году ЕГЭ сдали всего около 18 тысяч школьников, или 3% участников ЕГЭ. В этом учебном году планируются Всероссийские проверочные работы по географии в 11-х классах на добровольной основе.
Первый вице-президент РГО, Президент географического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, академик РАН Н.С.Касимов также говорил о работе региональных отделений РГО по обсуждению основных положений данной Концепции.
После пленарного заседания в работе одиннадцати круглых столов проводилось обсуждение по основным положениям проекта Концепции развития географического образования в Российской Федерации: модернизация содержания географического образования, проблемы методики преподавания географии, система дополнительного образования и школьной географии, географическое просвещение и популяризация географии, система оценки качества географического образования и др.
На втором, заключительном, дне работы съезда пленарное заседание, которое также открыл ректор МГУ В.А.Садовничий, перед участниками съезда выступил Президент Русского географического общества С.К.Шойгу. Он отметил важность участия научного, экспертного и педагогического сообщества в работе над проектом Концепции и роль РГО в популяризации географии в молодежной среде. Также С.К.Шойгу напомнил всем делегатам и участникам съезда о проведении 20 ноября 2016 года Всероссийского диктанта по географии, призвал всех принять активное участие в ходе его подготовки и проведения.
Роль предмета географии в формировании личности и общегражданской идентичности и необходимость создания в школах хорошо оснащенных кабинетов географии отметила министр образования и науки РФ О.Ю.Васильева. Также она поддержала инициативу введения обязательного экзамена по географии в 9-х и 11-х классах и подчеркнула важность проведения Всероссийских проверочных работ по географии в общеобразовательных учреждениях.
В заключение первый вице- президент РГО, академик РАН Н.С.Касимов зачитал резолюцию съезда о принятии Концепции географического образования. По итогам работы делегаты и участники съезда приняли ее единогласно.
География — важный предмет в программе современной школы, позволяющий сформировать у учащихся понимание целостности современного мира, изучить природу в совокупности природных комплексов, различных отраслей хозяйства, экономических и
географических особенностей и глобальных проблем. Будем надеяться, что прошедший съезд поможет школьной географии обрести ее былой высокий статус, а для наших школьников стать самым увлекательным, полезным и актуальным школьным предметом.

Краткий обзор проекта научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания учебного предмета «География». Содержит инофрмацию о преобразование предмета география до 2020 года

Просмотр содержимого документа
«Obzor»

Г еография - предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся
комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете
людей, знакомящий их с территориальным (региональным) подходом как особым методом
научного познания и важным инструментом воздействия на социально-экономические
процессы посредством региональной политики.

Слайд 2. Целью географического образования является формирование географической
культуры учащихся как необходимого качества человека, живущего в условиях
глобализированного мира, как части общечеловеческой культуры. Общая цель
географического образования отражает социальный заказ общества, соотносится с общей
целью образования, направленной на развитие и саморазвитие индивидуальности.

Географическая культура - неотъемлемая часть всесторонне образованной
личности. Географическая культура представляет собой исторически сложившийся
социальный опыт человечества, связанный с познанием, освоением и преобразованием
географического пространства. ЮНЕСКО отнесло географию к числу
четырех ведущих школьных предметов, на которые ложится особая ответственность не
только за формирование у будущих поколений гуманистического мировоззрения и
социально-ответственного поведения в современном мире.

Сегодня мы становимся свидетелями невиданного ранее информационного взрыва,
необратимого вторжения в учебный процесс компьютерных технологий, методов
моделирования и имитации, мультимедийных средств обучения, космических и
аэрофотоснимков, графических, сетевых и динамических моделей. К сожалению, одновременно, мы наблюдаем некоторое снижение статуса географии (уменьшается количество часов)

Слайд 3.
преодоления.
1. Проблемы содержательного характера 8 проблем ( в географических курсах при изучении их региональной части необходимо уделять большее внимание изучению населения, его традициям, быту, хозяйствованию, социальным проблемам. При этом необходимо делать упор на наиболее характерных чертах, присущих данному региону, при этом усиливаются этнографическая, геополитическая, геодемографическая, геоэкологическая и социально-географическая составляющие курса.)

2. Технологические проблемы:3 проблемы ( в обучении географии имеет место доминанта позиции учителя, сохраняется транслирующий способ обучения, не учитывается личностный опыт субъекта ине затрагивается ценностно-смысловые глубины рефлексии субъекта образовательного процесса)

3.Проблемы кадрового характера – 2 проблемы (в педагогических ВУЗах уменьшается или не производится вообще прием по направлению «География», что в самом ближайшем будущем приведет к кадровому дефициту)

4. Проблемы мотивационного характера 4 проблемы ( низкой востребованностью географии, как предмета на вступительных экзаменах, в том числе в профильных вузах)

Слайд 4. С целью дальнейшего развития познавательного интереса и усиления мотивации в
изучении географии в общеобразовательных организациях, выявления и оказания помощи
одаренным учащимся, повышения престижа предмета, а также повышения уровня
преподавания данной дисциплины необходима система олимпиад по предмету география

Комплекты должны различаться по параллелям, Задания олимпиады должны быть оригинальными; допускается использование задач и иных видов заданий, опубликованных в сборниках, профильных периодических изданиях и
источниках в сети Интернет только в качестве прототипов (моделей) для их составления;

Слайд 5. Цель Концепции: В более узком смысле эта цель заключается в создании условий для учащихся с законченной системой географических знаний, а также овладения ими системой базовых компетенций,

    теоретико-мировоззренческим задачам географического образования

    прикладным задачам географического образования

Слайд 6. «география».

Изучения географии в основной школе – цели и блоки

Цели изучения географии в старшей школе – на базовом и профильном уровнях. Структура курса

Слайд 7. Приоритетные направления, методы преподавания:

    Педагогическая технология

    Интерактивное обучение

    Работа в малых группах (игровая технология, диалоговое обучение)

    Проблемного обучения.

    Модульное обучение

    Технология развития критического мышления.

    Технология развивающего обучения

    Проектная технология.

    Информационно-коммуникационные технологии

Например. 1)Учитель сообщает обучающимся учебную информацию и определяет пути, формы,
средства и методы освоения и приобретения знаний и умений, направляет исследовательский
и творческий поиск обучающихся; является активным участником становления их
профессионального выбора. 5 указаний.

Слайд 9. Инструментарий и средства материально-технического обеспечения предоставлены в виде таблицы, в которой прописаны наименование, необходимое количество и примечание (часть таблицы).

Слайд 10. Основные формы и виды учебной деятельности.

Перечисленны матоды и их характеристика указано 5 методов обучения (словесные, наглядные). Указаны виды учебно-познавательной деятельности и их предметы с описанием (наблюдение, работа с книгой)

Слайд 11.

    Требования ФГОС к результатам образования (личностным, метапредметным, предметным) по основным общеобразовательным программам

Примерные общеобразовательные программы начального, основного и среднего
общего образования должны уточнять и конкретизировать личностные, метапредметные и предметные результаты образования (требования ФГОС) в процессе реализации содержания предмета «География»

    Требования к кадровым условиям реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС

Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы
основного, основного и среднего общего образования для организации образовательного
процесса в рамках предмета «География» (уровень квалификации педагогических работников организации, организующих обучение и воспитание обучающихся в рамках предмета «География»)

    Учебно-методический комплекс «Полярная звезда»

    Учебно-методический комплекс «Сфера»

    Учебно-методический комплекс классической линии издательства «Дрофа»

    Выявлены особенности УМК

    Даны ответы на следующие вопросы: В чем инновационные особенности современного УМК по географии?

    Какие лучшие традиции отечественной педагогики он сохраняет и развивает

Слайд 13. Описание наиболее эффективных подходов к преподаванию предмета «география», факторов,способствующих повышению качества преподавания предмета «география», рекомендации по их использованию с учетом региональной специфики

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических
технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать какая из них
лучше для достижения положительных результатов. Выбор той или иной технологии зависит
от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы
занятия и т.д

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся
технологии как:

Информационно-коммуникационная технология;

Технология развития критического мышления;

Проектная технология;

Технология развивающего обучения;

Технология проблемного обучения;

Игровая технология;

Модульная технология;

Технология мастерских;

Кейс-технология

Научно-обоснованные предложения по модернизации содержания и технологий обучения в предмета «география»

На федеральном и региональном уровнях, а так же для ассоциации учителей географии, для руководителей (Разработать программы выездных мероприятий с целью апробации и рецензии
программ непрерывного географического образования с учетом регионального
(вариативного компонента), в соответствии требованиями к реализации Федерального
государственного образовательного стандарта к результатам обучения, на основе учебнометодических материалов.)

Слайд 14. Система планирования деятельности по реализации концепций в соответствии с поставленными целями и задачами и описание порядка их внедрения, механизмы
мониторинга результатов реализации концепций, ключевые показатели и индикаторы эффективностиреализации концепций (не менее 20 показателей и
индикаторов).

Цель, задачи и критерии.

Критерии общеобразовательной организации: 17. Количество преподавателей, прошедших стажировку в других регионах 18. Количество преподавателей, прошедших стажировку из других регионов 19. Место организации в региональной оценке качества образования путем
регионального (всероссийского) конкурса за текущий год 20. Результат ЕГЭ (средний) по географии 21. Результат ГИА (средний) по географии 22. Количество учеников-победителей региональных олимпиад, конкурсов по географии 23. Количество учеников-победителей всероссийских олимпиад (международных

Слайд 15 Условия эффективности реализации концепции предметной области «география» (включая ключевые показатели и индикаторы эффективности реализации концепции, механизмы мониторинга результатов реализации концепции предметной
области «география») 9 условий

Слайд 16. Дорожная карта (план мероприятий) по внедрению и апробации проекта концепции преподавания предмета «география» в российской федерации актуальность, цели, задачи, предпосылки, направления имеется в приложении (часть таблицы на слайде 17 )

Просмотр содержимого презентации
«Obzor»

Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания учебного предмета «География»

краткий обзор Скурихиной Д.А. п.Артюгино


ЦЕЛЬЮ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ является формирование географической культуры учащихся как необходимого качества человека, живущего в условиях глобализированного мира, как части общечеловеческой культуры.


Проблемы системы школьного географического образования и пути их преодоления

Проблемы кадрового характера

Технологические проблемы

Проблемы содержательного характера

Проблемы мотивационного характера



Цель Концепции: в создании условий для учащихся с законченной системой географических знаний, а также овладения ими системой базовых компетенций

прикладные задачи географического образования

теоретико-мировоззренческие задачи географического образования


Основные содержательные линии учебного предмета «география

Основная школа

Старшая школа (профильный уровень)

Структура курса

Старшая школа (базовый уровень

Структура курса

Основная школа


  • Педагогическая технология
  • Интерактивное обучение
  • Работа в малых группах (игровая технология, диалоговое обучение)
  • Проблемного обучения.
  • Модульное обучение
  • Технология развития критического мышления.
  • Технология развивающего обучения
  • Проектная технология.
  • Информационно-коммуникационные технологии

  • Учитель сообщает обучающимся учебную информацию и определяет пути, формы, средства и методы освоения и приобретения знаний и умений, направляет исследовательский и творческий поиск обучающихся; является активным участником становления их профессионального выбора

ИНСТРУМЕНТАРИЙ И СРЕДСТВА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ



  • Требования ФГОС к результатам образования (личностным, метапредметным, предметным) по основным общеобразовательным программам.
  • Требования к кадровым условиям реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС.

Учебно-методический комплекс

«Полярная звезда»

Учебно-методический комплекс

классической линии издательства «Дрофа»

Линия страноведческих учебников «Дрофы»


  • Описание наиболее эффективных подходов к преподаванию предмета «география»,

факторов, способствующих повышению

качества преподавания предмета «география»,

региональной специфики.

  • Научно-обоснованные предложения по модернизации содержания и технологий обучения в предмета «география».
  • Организационная схема мониторинга внедрения нового содержания и новых технологий преподавания учебного предмета «география».
  • Описание процессов нормативно-правового, научно-методического, кадрового, материально-технического, программного и информационно-ресурсного обеспечения образовательной деятельности.





Представленная концепция написана профессионально, отражает все стороны географического образования. Коллектив, который составлял данный проект, знает проблемы географического образования не понаслышке. Авторы проекта глубоко проанализировали и изучали данный вопрос.

В концепции показано значение географического образования, проблемы изучения и преподавания географии. В Концепции сформированы цели и задачи проекта. Представлены основными направления реализации Концепции и предполагаемые результаты.

Написано все хорошо, «гладко» и правильно. НО не стоит переоценивать географическое образование и возносить данный предмет, как предмет решающий все проблемы образовательной и экономической сферы.

Опасность представляется в том, что «заставь чиновника Богу молиться, он лоб расшибет». Может сложиться ситуация, которая была создана при введении предмета ОБЖ (во всех классах), физкультуры по 3 часа в неделю, обществознание (как предмета, который учит всему). Подобные перекосы могут привести к разочарованию к любимому предмету (география).

При введении 1 часа в неделю в 5 классе и 1 часа в неделю в 6 классе (по ФГОС в данный момент), нецелесообразно вводить 2 часа в неделю в 6 классе (если в 5 классе останется 1 час). Считаю, что учащиеся должны сдавать экзамен по географии по желанию, а не поголовно все.

Выделить средства на развитие детского, самодеятельного туризма.

Отзыв на Концепцию по развитию географического образования в Российской Федерации Чурляев Ю.А. доцент ВИРО, учитель географии Лицей 9 Воронеж

Оставьте свой комментарий, спасибо!

Комментарии к «Концепция географического образования. Проект.»

  • Марина , 02.12.2016 в 21:04

    ЕГЭ по географии надо сдавать

  • Pavel , 02.12.2016 в 21:04

    ЕГЭ ввести необходимо. Хотя бы что то хорошее в реформе образования будет.

  • Елена Давыдова , 23.08.2016 в 17:12

    Уважаемый Юрий Алексеевич, коллега, спасибо большое за то, что смогла найти на вашем сайте информацию о Втором съезде учителей географии, уже отправила Анкету участника. С первым съездом было как-то проще — задолго было предложено написать интересную статью, о съезде можно было прочитать в Интернете. Отношусь к числу тех учителей, которые поедут, если повезёт, самостоятельно — сами от себя и своего сердца. У нас квота в Краснодарском крае- всего 3 человека, попасть через региональный отдел РГО нереально, да и не это главное. Если бы не вы, трудно сказать, когда смогла бы что-то узнать.
    И ещё. Абсолютно согласна с тем, что географию должны сдавать как предмет по выбору. безумие делать его обязательным для всех. Трудно понять и объяснить распространённое среди далёких от нашего предмета людей мнение, что география — легко, беспроблемно, едва ли не от нечего делать может быть сдана любым ребёнком. Особенно в этом уверены родители, не оценивающие ситуацию реально.Если буду на съезде, непременно поддержу тех, кто заговорит об этой проблеме, а разговор такой, конечно же, будет.
    Ещё раз спасибо за неожиданную помощь. Всего вам самого доброго.
    С уважением Елена Николаевна, отдавшая любимой географии уже 40 лет))

Концепция географического образования в средней школе

Школьная география переживает очень сложный период. Престиж географии падает. Несмотря на то, что в базисном учебном плане география является обязательным предметом, часы на ее изучение сокращаются.

В обществе происходят глубокие изменения в социальной и экономической жизни. Все это, а также современные достижения науки, потребовали создания новой концепции школьной географии. Нужно показать значение географии в формировании личности, как уникальной науки, которая в комплексе показывает единство природы-общества-экономики, анализирует причинно-следственные связи, прогнозирует и предлагает пути решения экономических, социальных и экологических проблем.

Без географических знаний и умений, без представления о Земле, как о едином целом и одновременно неоднородном пространстве, без географической культуры невозможна современная деятельность человека.

Цели и задачи школьного географического образования

    на основе конкретного географического материала сформировать систему принципов и взглядов по отношению к Земле, как своему дому, единственной среде обитания.

    на основе комплексного подхода создать целостное восприятие мира, дать представление о географических объектах и явлениях, их разнообразии в природе и обществе, объяснить их объективность. Рассматривать каждый регион как единую территориальную общественную систему.

    особое внимание уделить выявлению, изучению, анализу причинно-следственных связей. Учащиеся должны понимать, что все в мире взаимосвязано и взаимообусловлено, все объекты и явления развиваются во времени и пространстве. Отсюда необходимость рассматривать все в историческом плане, в развитии, уметь прогнозировать последствия, предвидеть возникновение проблем, уметь предлагать их решения.

    география-наука территориальная, поэтому необходима привязка всех объектов, явлений и процессов к определенному месту. Это обусловливает необходимость умения пользоваться картой как источником информации.

    формирование экологической культуры, понимания значения и роли каждого человека в системе природа-человек-общество.

Основные направления школьной географии

    Гуманитаризация (“очеловечивание”). Это знания о роли выдающихся личностей в развитии географии. Рассмотрение всех объектов, явлений, процессов в отношении к человеку. Влияние природы на развитие материальной и духовной культуры, роль природы в формировании нравственности, национальные традиции природопользования и ведения хозяйства. Роль человека в формировании современных ландшафтов.

    Краеведческий подход в изучении географии - максимум внимания к своему краю, начиная от окружения школы и кончая территорией своей области (региона). Включены знания фактического материала по своему краю и проявления общих физико-географических закономерностей и причинно-следственных связей на знакомой местности. Предлагается также введение комплексных курсов краеведения в VI-X классах.

    Экологизация курсов географии на основе воспитания любви и бережного отношения к Земле как к дому, где мы живем. Основной принцип: мыслить глобально, действовать локально. Роль каждого человека в решении экологических проблем.

    Дифференцированный подход. Это четкое разделение географического содержания по уровням: для ознакомления, базовый уровень, углубленное изучение. Кроме того, специализированные и профильные курсы, блоки и пр., для этого необходимы альтернативные программы и учебники.

    Комплексный подход при изучении отдельных регионов на основе сформированных знаний по общей географии.

Структура школьных курсов

География не должна изучаться в начальной школе, т.к. там ее преподают неспециалисты. Они допускают ошибки, которые трудно впоследствии исправить. Кроме того, у детей создается впечатление, что они все уже изучили, а это снижает интерес к географии в старших классах.

V класс - курс “Природоведение” на краеведческой основе.

VI класс - физическая география мира. Изучаются общие географические закономерности, понятия, представления. На материки и океаны отводится 2-3 часа для общего представления.

VII класс - физическая география России. (Природа России).

VIII класс - экономическая и социальная география России.

IX класс - общая физическая и экономическая география.

X класс - экономическая и социальная география мира.

Материальное обеспечение учебного процесса

Для обеспечения полноценного изучения географии в школе необходим комплект учебных пособий в полном объеме. Каждая программа должна иметь: учебник, атлас, рабочую тетрадь, методическое пособие для учителя, контурные карты, книгу для учащихся, набор стенных карт.

Учебник должен быть не просто книгой для чтения, а представлять собой пособие для самостоятельной работы, размышления, формирования общеучебных и специальных умений и навыков.

В таком же объеме должны быть и учебные пособия по своей области.

Концепция школьного географического образования обсуждена и одобрена на заседании Совета кабинета географии ИУУ.

Козаренко А.Е.

Место геологии
в современном школьном курсе географии

Геология фундаментальная наука, теснейшим образом связанная с географией. Без геологических знаний невозможно само существование географии. Современный облик Земли нельзя объяснить без геологического прошлого. Литосфера является литогенной основой географической оболочки. Горные породы есть тот субстрат, на котором формируются различные ландшафты. Они также являются объектом деятельности человека, в результате которой могут возникать экологические катастрофы.

Анализ современных школьных программ по географии и соответствующих учебников показал, что геологические знания занимают около 5% учебного времени, отведенного на географию. В то же время, например тема “Атмосфера” занимает 15 20% учебного времени. Количество и преемственность геологических понятий в школьных курсах географии показаны ниже.

В учебниках географии VI класса дается около 100 геологических понятий, из которых в VII XI классах сохраняется от 20 до 50%. В учебниках VII класса количество геологических понятий несколько снижается. Около 30 60% этих понятий используется в VIII XI классах. Максимальное количество геологического материала приходится на VIII класс (около 150). В учебниках IX XI классов используются в основном названия полезных ископаемых (16 40 понятий и полезных ископаемых)

Во всех курсах географии и почти во всех существующих школьных учебниках используются понятия о полезных ископаемых, месторождениях, термины “минерал”, “горная порода”, “геология” и некоторые другие. К сожалению, многие понятия, раскрытые и используемые в VI классе, не используются в VII XI классах. В учебных пособиях по экономической географии практически не используется багаж предыдущих классов. Необходимо также отмечать не только истощение запасов полезных ископаемых, но и экологические последствия антропогенеза для литосферы.

Большое количество разнообразных учебников по географии для средней школы, выпущенные в последнее время, отражает многообразие подходов к преподаванию географии. Однако многие из них страдают неточностями и даже грубыми ошибками в изложении геологических знаний. Часто используется устаревшая геологическая информация. Например, утверждается, что добиогенный этап развития географической оболочки закончился 570 млн. лет назад. Однако, известна огромная роль организмов в формировании атмосферы, гидросферы и литосферы в докембрии, на что указывал еще В.И. Вернадский.

Предлагаем схему и последовательность изучения геологических знаний в школьных курсах географии.

VI класс. Происхождение Земли как планеты и ее внутреннее строение. Основные минералы и горные породы, слагающие земную кору. Понятие о геотектонике и ее методах. Внутренние геологические процессы: магматизм интрузивный и эффузивный (вулканизм). Метаморфизм. Полезные ископаемые магматического и метаморфического происхождения. Структурные основные элементы земной коры: континенты и океаны, платформы и подвижные пояса. Общие черты их строения и развития. Тектонические карты. Внешние процессы: выветривание, геологическая деятельность текучих поверхностных вод, подземных вод, ледников, ветра, моря. Образование осадочных горных пород и важнейшие полезные ископаемые осадочного происхождения. Участие живых организмов в формировании земной коры, атмосферы и гидросферы.

VII класс. Современные представления о строении литосферы и земной коры. Типы земной коры. Основные геотектонические гипотезы. Литосферные плиты: механизм и причины их движения. Развитие подвижных поясов и горообразование. Разрушение гор под воздействием внешних процессов. Формирование платформ. Зависимость крупных форм рельефа от геологического строения земной коры. Полезные ископаемые платформ и подвижных поясов. Геологический круговорот вещества.

VIII класс. Рельеф и строение земной коры территории России. Геологическое летоисчисление. Геохронология и стратиграфия. Геохронологическая таблица. Геологическая карта и карта четвертичных отложений. Понятие о палеонтологии и восстановлении физико-географических обстановок геологического прошлого. Общие закономерности развития Земли: периодичность и направленность геологических процессов. Байкальский, каледонский, герцинский, мезозойский и альпийский тектонические циклы. Геологическая история России в неогене и четвертичном периоде. Человек как геологическая сила. Понятие о ноосфере В.И. Вернадского.

IX класс. Минеральные ресурсы России и закономерности их распространения. Горючие и рудные ископаемые. Агрохимическое и химическое сырье. Экологическая геология неотъемлемая часть геоэкологии. Экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая и геохимическая. Экологическая геология России.

X класс. Минеральные ресурсы мира и закономерности их распространения. Глобальная экологическая геология и человек.

Корниенко Е.В.

Москва, школа № 1314

Новый подход в преподавании географии

Объем учебного материала с каждым годом увеличивается, а количество часов сокращается, так чему же учить детей в этой ситуации?

Главные вопросы, на которые должен ответить учитель географии, обдумывая следующий урок, - какую мыслительную способность можно сформировать у детей, работая с данным географическим материалом, и есть ли мыслительные способности, которые адекватнее формировать именно на уроках географии.

Размышляя над этими вопросами и проверяя их на практике, я пришла к выводам, с которыми хочу познакомить вас.

У географии, несомненно, есть свое место в общей системе школьных предметов. В силу сложившейся сетке часов по разным предметам в разных классах, именно с географии (природоведения) начинается курс естествознания. А это ставит перед учителем задачу научить детей различать предметные поля. Это совсем не тривиальная задача, т.к. в данном случае ребенок должен понимать, что он исследует вместе с учителем и какие способы и средства есть в арсенале данной предметности. Объектом исследования является природа, а средствами – данные, полученные физикой, химией, зоологией, которыми дети начнут заниматься позже. Таким образом, на первом этапе география призвана оснастить ребенка культурными средствами, выработанными в естественнонаучных предметах. Это система различений и оснований (параметров) данных различений, полученных, прежде всего, в физике. Другими словами, ученик должен овладеть языком предмета и понимать способы получения параметров (температура, высота, скорость движения и т.д.). В педагогической практике это называется овладением предметными понятиями. Но это не так. Происходит подмена красивыми словами реальной педагогической деятельности иного типа. Овладеть понятием – это, значит, знать в какой реальной ситуации возникло данное слово и, какую реальную ситуацию за счет этого удалось разрешить. Нужно отдать себе отчет, что учитель, как впрочем, и методисты такими знаниями не обладают. Этому не учат ни в университете, ни в пединституте.

Здесь для учителя открывается колоссальное поле для творчества вместе с детьми. Научить ребенка владеть понятиями, а не знать большое количество определений понятий – вот в чем задача географии. В педагогической деятельности необходимо стремиться к созданию таких учебных ситуаций, в которых ученик начнет порождать необходимую систему понятий и тем самым освоит их.

Методикой по созданию таких учебных ситуаций занимается московская школа № 1314 (Экспериментальный методологический колледж). Эта методическая форма получила название Задачная форма организации занятий (ЗФО).

Основная идея географического образования состоит в том, чтобы помочь ребенку овладеть знаниями, а не информацией. Под знаниями понимается не только владение языком предмета, но и понимание специфики получения (набор измерительных средств) и ограничения знаний (набор моделей). В качестве примера приведу 2модели. Это теория геосинклиналей и теория движения литосферных плит, которые учителя используют для объяснения особенностей рельефа и характера залегания горных пород. Каждая из моделей имеет свои ограничения и с этим тоже необходимо знакомить детей.

В географической предметности заложена особая мыслительная способность – умение составить прогноз. Поэтому основная цель географического образования – сформировать способность к прогнозированию. Все выше сказанное является составной частью способности к прогнозированию.

В связи с этим для каждого последующего курса географии определяется своя педагогическая задача:

V VI класс - Овладение системой различений и формирование понятий;

VII класс - Овладение модельными представлениями;

VIII класс - Овладение способностью к прогнозированию

При этом в каждом курсе есть то, что указано в предыдущем, но смещаются акценты.

Для IX-X классов дидактическая работа преследует цель – работа формированием проектных способностей и позиционным анализом различных ситуаций. Именно в курсах экономической географии дети должны работать с системами знаний различных предметов, понимать их ограничения и уметь использовать для прогнозов и анализов.

Лобжанидзе А.А.

к.г.н., МПГУ

Президент РАУГ

О подходах к формированию современного
географического образования

Мир, стоящий перед школьниками, получающими образование в XXI веке, будет более угрожающим для дальнейшей жизни критически опасным с точки зрения состояния окружающей среды, непредсказуемым с точки зрения мировой экономики, которая станет все более конкурирующей и взаимосвязанной. В этой связи резко возрастает значение географического образования, которое должно претерпевать определенное реформирование и в связи с переходом к 12-летней школе.

В современном мире география, как наука не ограничивается коллекционированием различной информации. География имеет дело, в большей степени, с выяснением вопросов и решением проблем, чем с запоминанием изолированных фактов. Вот основные вопросы, которые решают географы при изучении Земли: “Где расположено что-либо?” “Почему это там?” “Как это там образовалось?” “Как это взаимодействует друг с другом?”

Что представляет собой география, как учебная дисциплина? Зачастую она ориентирована именно на запоминание фактов и коллекционирование географической информации. В условиях перехода к новой Концепции географического образования необходимо отойти от фактологического подхода и усилить деятельностный подход, создав необходимые условия для реализации следующих основных умений и навыков у российских школьников:

    отвечать на географические вопросы;

    приобретать географическую информацию;

    организовывать (представлять) географическую информацию;

    анализировать географическую информацию;

Умение отвечать на географические вопросы и сегодня составляет одно из основных умений, формируемых на уроках географии. Однако, важно, чтобы учащиеся самостоятельно разрабатывали географические вопросы. Необходимо учить школьников размышлять относительно возможных ответов на эти вопросы, потому что различные предположения ведут к разработке гипотез, а те в свою очередь к поиску географической информации.

Приобретение географической информации. Чтобы отвечать на географические вопросы, школьники должны начать собирать географическую информацию

Школьники должны уметь собирать данные из различных источников: научных работ, материалов полевых исследований, материалов периодической печати, различных видов карт, использовать источники графической информации, интервью, статистические данные.

Источники географической информации, особенно результаты полевых работ, выполняемые учащимися, являются важными в географическом исследовании школьников, пробуждают их любопытство, и делают географию более полезным и практически значимым предметом. Это способствует активному изучению теоретических вопросов географии, с тем чтобы, наблюдая, формулировать новые вопросы и проблемы, усиливает восприятие природных и социальных процессов.

Организация географической информации . Вся собранная географическая информация должна быть организована и отображена различными способами через анализ и интерпретацию. Данные должны быть систематизированы и представлены в визуальных (графических) формах: графики, диаграммы, таблицы, фотографии, картограммы и карты. Такой подход особенно полезен, когда изготовляемые учащимися визуальные формы, сопровождаются устными или письменными комментариями. Творческий потенциал школьников в полной мере должен проявляться в разработке различных видов карт, графиков и диаграмм (в т.ч. и электронных). Они лучше всего отражают собранные учеником данные.

Создание собственных карт может означать использование карт-эскизов (картосхем), в письменных работах или как результат наблюдений в поле. Для школьников изготовление карты должно стать таким же простым и естественным делом как запись параграфа. Учащиеся должны быть квалифицированы в создании символов карты, использования масштаба, уметь критически оценивать информацию, отображенную на картах.

Анализ географической информации включает отбор значимых примеров или явлений в природной или социальной среде. Аналитические процессы ведут к ответам на вопросы, которые сначала составляли цель исследования и должны привести к разработке географических моделей и обобщений. Разработка обобщений и выводов, основанных на собранных, организованных и проанализированных данных, являются вершиной исследовательской деятельности школьника.

Умения, связанные с ответом на географические вопросы включают способность делать выводы основанными на информации, полученной в графической форме (карты, таблицы, графы) или в устных и письменных ответах.

В разработке ответов на географические вопросы важна масштабность. Это умение включает способность отличать обобщения, которые применяются на локальном уровне от тех, которые применяются на глобальном уровне проблемы.

Разработка обобщений требует, чтобы школьники использовали информацию, которую сами собрали, обработали, и проанализировали. Обобщения могут быть сделаны, используя индуктивное или дедуктивное рассуждение. Индуктивное рассуждение требует от школьников синтеза географической информации, чтобы ответить на вопросы и сделать выводы. Дедуктивное рассуждение требует, чтобы школьники идентифицировали вопросы, собрали и оценили доказательства, выявили, являются ли обобщения соответствующими, проверяя их в реальной работе.

Школьники, в ходе географического исследования, должны овладевать гражданской позицией, распространяя полученные результаты собственных исследований на реальные действия в природно-социальной среде. Если школьник способен связать полученные результаты, отвечающие на географические вопросы с жизнью, то это умение настоящего гражданина.

Географическая информация может быть представлена в виде художественного или литературного произведения, игры или видеофильма. Широкую возможность для получения современной географической информации представляют компьютерные мультимедиа-программы и международная компьютерная сеть “Интернет”. Выбор оптимальных средств обеспечения ответов на географические вопросы важное умение для школьников. Важно, чтобы учащиеся понимали, что имеются альтернативные способы получения географической информации, умели ими пользоваться.

Документ

Итоги лицензирования образовательной деятельности, аттестации, государственной аккредитации и инспектирования образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием Челябинской области за 2001-2002 учебный год

  • Влияние православной культуры на духовную жизнь в сибири в XVII-начале ХХ веков

    Книга

    Простак С.Л., кандидат исторических наук, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин и связей с общественностью Новокузнецкого филиала Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права.