Конспект индивидуального логопедического занятия
с ученицей 1 класса общеобразовательной школы.
Речевое заключение: общее недоразвитие речи III уровня.
Тема: Звуки и буквы Ль - Й.
Этап: Дифференциация звуков в словах, предложениях, в тексте.
Цели:
образовательные:
Уточнить артикуляцию звуков [Й] и [Лʼ],выделяя сходство и различия.
Добиваться чёткой дифференциации звуков на слух и в произношении.
Правильно соотносить звуки с соответствующими буквами.
Обучать осознанному чтению.
коррекционные:
Развивать фонематический слух и анализ.
Работать над развитием полноты зрительных, слуховых и кинестетических ощущений.
Предупреждение дисграфических ошибок.
Развитие мелкой моторики рук.
воспитательные:
Воспитание умения понимать учебную задачу.
Воспитание устойчивого интереса к логопедическим занятиям.
Оборудование: зеркало, профили артикуляции звуков, компьютер, презентация.
План занятия.
I . Орг. момент.
II . Артикуляция и характеристика звуков.
III
IV Дифференциация в фразах.
V . Физминутка.
VII
VIII . Дифференциация в тексте.
IX . Итог занятия.
X . Домашнее задание
Ход занятия.
I . Орг. момент.
II . Артикуляция и характеристика звуков.
Особенности артикуляции звука [Л"]. Особенности артикуляции звука [Й].
Звук [Л"] –мягкий звонкий согласный.
Звук [Й] – всегда мягкий звонкий согласный.
III . Дифференциация в слогах, словах.
Игра «Наоборот».
я – я – я – ля – ля – ля
ё – ё – ё – лё – лё – лё
ю – ю – ю – лю – лю – лю
е – е – е – ле – ле – ле
ай – ай – ай – аль – аль – аль
ой – ой – ой – оль – оль – оль
эй – эй – эй – эль – эль – эль
юг – люк лежи – ежи
йод – лёд полезть – поесть
ямка – лямка ляжка – Яшка
юбочка – Любочка Коля - колья
IV Дифференциация в фразах.
Прочитай фразы.
бо л ьшо й пче л ины й ро й, да л ёки й горны й кра й, глубокое ущел ье, бал ьный танец
Закончи фразы (по картинкам).
короб…пл етёный, замок … жел езный, васил ёк …пол евой, тюл ьпан …садовый
Этот кувшин … гл иняный , а этот … - хрустал ьный .
Этот л ес … л иственный , а этот …- хвой ный .
Какие гномы по характеру?
Этот гном … трудол юбивый , а этот - …л енивый .
Этот гном … заботл ивый , а этот – … безразл ичный .
V .. Физминутка.
Упражнение для мелкой моторики рук.
Жил
и братья
, не тужил
и,
Но однажды приуныл
и.
Стал
и думать и гадать,
Как же имена всем дать?(Сгибать пальцы обеих рук)
Я
хоть ростом не вел
ик,
Но веселый
озорник.
Все стоите вы за мной
Буду зваться я
Бо
л
ьшо
й
.
(Крутить большими пальцами обеих рук, остальные пальчики сжаты в кулачок)
Я
указывать л
юбл
ю
На цветы и на Луну,
Очень я внимател
ьный
ПалецУказате
л
ьны
й
.
(Крутить указательными пальцами обеих рук).
Я
стою посередине,
Буду зваться я
отныне
Средни
й
пал
ец – удал
ец
Вот такой
я
молодец! (Крутить средними пальцами обеих рук)
Меньше всех я
братье
в ростом.
Ох, как мал
еньким непросто!
Но меня л
егко узнать,
Пусть Мизинцем
будут звать. (Крутить мизинцы обеих рук)
Брат один как ни гадал,
Имя так себе не дал.
Но е
го не обижаю
т,
Безымянным
называю
т!
(Показать безымянный пальчик обеих рук, остальные прижать к ладошке с помощью больших пальцев.)
VI . Дифференциация в чистоговорках
«Ой – ой – ой » – стонет мой бол ьной .
Ел ь – ел ь – ел ь – кл юквенный кисел ь.
Л ю –л ю - л ю – тел ефон я свой л юбл ю.
Л ей – л ей – л ей – ты воды не жал ей .
Ай – ай – ай – хорошенько подметай .
Уй – уй – уй – рисунок нарисуй .
VII . Дифференциация в предложениях.
Отгадай и заучи загадку.
Конь стал ьной , хвост л ьняной . (иголка)
Измени предложение по образцу:
любоваться красотой кленовых листьев
Я … Ты … Он … Она … Мы … Вы … Они …
VIII . Дифференциация в тексте.
К. И. Чуковский «Доктор Айболит»
Договори предложения, используя слова: Айболит, лечиться, излечит, исцелит, лиса, клюнула .
Добрый доктор . Он под деревом сидит. Приходи к нему …. и корова, и волчица, и жучок, и червячок,и медведица. Всех.… , … добрый доктор !
И пришла к Айболиту . И пришёл к Айболиту Барбос: « Меня курица … в нос!»
IX . Итог занятия.
Чему мы учились на уроке?
Какое задание было самым сложным?
Нарисуй своё настроение.
X . Домашнее задание (в напечатанном виде вклеивается в тетрадь).
XI . Оценка деятельности учащихся.
Дифференциация звуков [Л] — [Ль] в предложениях, стихах и текстах
Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет подборку текстов для дифференциации звуков [Л] — [Ль] в предложениях, стихах и текстах.
логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта
Повторить словосочетания и предложения со звуками [Л] и [Ль]:
* Холодный лёд, школьный мел, зелёный лук, морская мель, горячий уголёк, мотоцикл с коляской, тихий уголок, солнечная поляна, туалетное мыло, мелкая галька, холодный ключ, лимонная кислота, плавный вальс, книжная полка, лесной ландыш, золотые кольца, весёлая полька, слишком тёплый, вольная волна
* Плывет шлюпка. У Коли лыжи. Поля мыла пол. Стояло тёплое лето. Юля играла с юлой. Алла ела лимоны. Белка живёт в дупле. Клара поймала моль. Корабль сел на мель. Я села и всё съела. Я смотрю в голубую даль. Галка прыгала по гальке. Алла и Оля катались на лодке. Голуби влетели в голубятню. Ель поставили в углу комнаты. Через океан плывёт великан. Коля поймал зелёную лягушку. Мне дали отдельную палатку. Лена бежала по левой лыжне. Я любовалась белым ландышем. Меня угостили яблоками и клюквой. Голуби любили нашу зелёную улицу. Молодой месяц осветил спящие улицы. Лариса вылепила лукошко из пластилина. Тяжёлые облака устало плывут над землёй. Алла посадила фиалки, а Коля - лилии.
Повтори чистоговорки, скороговорки и пословицы:
И я там был и слушал быль.
Еле – еле Лена ела, есть от лени не хотела.
Ла – ла – ла - куча мала.
Ля – ля – ля - во дворце у короля.
Лу – лу – лу - танцую на балу.
Лю – лю – лю - я лимоны куплю.
Лы – лы – лы - деревянные столы.
Ли – ли – ли - мы гулять пошли.
Ул – ул – ул - дайте стул.
Уль – уль – уль - несу я куль.
Ел – ел – ел - он был смел.
Ель – ель – ель - кушайте кисель.
Ал – ал – ал - я упал.
Аль – аль – аль - потерял сандаль.
Ол – ол – ол - как я зол.
Оль – оль – оль - пришёл Поль.
Ыл – ыл – ыл - где я был!
Ыль – ыль – ыль - какая пыль!
Выучить наизусть стихотворения. Чётко проговаривать звуки [Л] и [Ль]:
Л ивень л ьёт! Л ивень л ьёт!
Пл яшут капл и в л ужице,
Пл от пл ывёт! Пл от пл ывёт!
Пл от по л уже кружится.
Л ягушонок вл ез на пл от
И кричит: «Ура! Вперёд!»
Пл ещут вол ны! Хл ещут вол ны!
Зал ивают с гол овой!
Что мне вол ны! Самый пол ный! -
Не сдаётся рул евой.
Я на вол нах попл ыву!
По канал у - и в Москву!
Тол ько л ивень всё сил ьнее.
Тол ько капл и всё крупнее.
Хвастунишку не жал ея,
Бьют сил ьнее и бол ьнее!…
Л ягушонок в л ужу - пл юх!
И на земл ю, под л опух.
Почему у дома угол
Превратил ся сразу в угол ь —
Без пожара, просто так?
Это сдел ал мягкий знак.
Сдел ать нам не так уж трудно,
Чтоб на мел ь не сел о судно:
Мягкий знак перечеркнуть -
И свободен водный путь.
Корабл и пл ывите смел о!
Стал а мел ь кусочком мел а.
Пришл а ко мне подружка,
И мы играл и с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг, пригл янул ась ей:
Л ягушка заводная,
Весёл ая, смешная.
Мне скучно без игрушки -
Л юбимая был а!
Но, всё же, я подружке
Л ягушку отдал а.
Мягкий знак - хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в сл ово часто просится.
Почему у дома угол
Превратил ся сразу в угол ь —
Без пожара, просто так?
Это сдел ал мягкий знак.
Сдел ать нам не так уж трудно,
Чтоб на мел ь не сел о судно:
Мягкий знак перечеркнуть -
И свободен водный путь.
Корабл и пл ывите смел о!
Стал а мел ь кусочком мел а.
Перескажи близко к тексту:
ЛИСА И КОЗЁЛ
Бежала лиса, зазевалась и упала в колодец. Воды в колодце было много. Утонуть нельзя, но и выскочить трудно. Сидит лиса в колодце. Идёт козёл, головой мотает. От нечего делать заглянул в колодец, увидел там лису и спрашивает:
А козлу давно пить хотелось.
Прыгнул козёл в колодец, чуть лису не задавил. А она ему:
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога и выскочила из колодца. Чуть не пропал козёл с голоду в колодце. Насилу его отыскали и вытащили.
Ольга Илюхина
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [л]-[л’]»
Цель : учить дифференцировать звуки [Л]- [Ль] .
Задачи :
Коррекционно-образовательные :
Закреплять умение дифференцировать звуки [Л]- [Ль] в словах , словосочетаниях, предложениях;
Продолжать учить определять место звука в слове ;
Коррекционно-развивающие :
Развивать навыки согласования числительных с существительными;
Развивать фонематический слух;
Развивать мелкую моторику;
Развивать слуховое внимание, память.
Коррекционно-воспитательные :
Воспитывать интерес к логопедическим занятиям ;
Создать у ребенка положительное эмоциональное настроение.
Оборудование : игрушка Фея; «веселые картинки» для проведения артикуляционной гимнастики; наклейка с изображением Феи; словарный материал : пчела, волк, лось, голубь, лошадь, белка, дятел, осел, слон, ласточка, лиса, олень, кролик, лебедь, цапля, филин, шмель, клест, лев, улитка; мяч.
1. Организационный момент.
Здравствуй Оля, сегодня у нас на занятие новый гость . Внимательно послушай загадку и догадайся кто это?
Кто волшебницу узнает?
Над землей она летает.
Чудеса творит умея,
Всем в беде поможет… (фея)
Правильно, это добрая лесная Фея, а зовут ее Лейла. Она хочет послушать, как ты учишься правильно произносить звуки , и поиграть с тобой в разные игры.
Но сначала давай покажем Фее, какие ты упражнения для язычка знаешь. А в этом тебе помогут «веселые картинки» .
2. Артикуляционная гимнастика.
«Почистим зубки»
Открывай рот, детвора,
Чистить зубы нам пора.
«Иголка»
Острый кончик потяну,
Раз, два, три, четыре, пять!
Иголку я могу держать…
«Улыбка»
Вот улыбка до ушей,
Улыбайся веселей.
«Лошадка»
К нам лошадка прискакала
Стук копыт мы услыхали.
Вверх поднимем язычок
И поскачем на лужок.
«Часики»
Язык, как маятник часов,
Качаться вновь и вновь готов.
Котенок улыбается,
Он, как и ты, старается.
«Вкусное варенье»
Знает это весь народ :
Любит мишка вкусный мед.
Язычком губу оближет
И подсядет к меду ближе.
3. Игра «Половинки» .
Лейла загадала слово и назовет его половину (начало) . А ты добавь недостающую часть слова и проговори его целиком (слогом ЛА или ЛЯ ) .
Пи (ла) Ю (ля)
Ю (ла) Га (ля)
Мет (ла) Ва (ля)
Ска (ла) О (ля)
Иг (ла) пет (ля)
Шко (ла) кег (ля)
Пасти (ла) ваф (ля)
Аку (ла) туф (ля)
4. Игра «Посчитай» .
У Лейлы много друзей и они все пришли на лесную лужайку к Фее. Посчитай их, не забывай четко и правильно произносить звуки [Л]- [Ль] в словах .
(Белка, дятел, олень, волк, лиса) .
Одна белка, две белки…
Один олень, два оленя…
5. Игра «Игрушки для друзей» .
Лейла и ее подруга Стелла решили поиграть. Как ты думаешь, какие игрушки выберет Лейла, а какие Стелла? Не забывай, что Лейле нравятся игрушки, в названиях которых есть звук [Ль] , а Стелле - в названиях которых есть звук [Л] .
Кукла ослик
Лошадка лейка
Юла коляска
Лопатка лиса
Клоун плита
Скакалка львенок
Велосипед цыпленок
6. Игра «Приготовь сок» .
Лейла решила приготовить фруктово-ягодный сок. Помоги назвать ей получившийся сок одним словом.
Сок из сливы какой? – сливовый.
Сок из земляники какой? – земляничный.
Сок из яблок какой? – яблочный.
Сок из клубники какой? – клубничный.
Сок из облепихи какой? - облепиховый.
Сок из апельсина какой – апельсиновый.
Сок из клюквы какой – клюквенный.
7. Физминутка.
А сейчас мы отдохнем,
И опять играть начнем.
Тик-так, тик-так… (по два наклона головы)
Я умею делать так : (по два наклона туловища)
Влево-тик, вправо-тик…
Тик-так, тик-так.
Лейле очень понравилась твоя зарядка.
8. Игра» Вагончики».
У Лейлы гостили друзья. Пришла пора их провожать, приехали они на вокзал и забыли, кто в каком вагоне едет. Помоги им сесть на свои места. Гостей со звуками [Л] , [Ль] в начале слова посади в первый вагон, со звуками
[Л], [Ль] в середине слова – в средний вагон, со звуками [Л] , [Ль] в конце слова – в последний вагон.
Словарный материал : пчела, волк, лось, голубь, лошадь, белка, дятел, осел, слон, ласточка, лиса, олень, кролик, лебедь, цапля, филин, шмель, клест, лев, улитка.
9. Игра «Какой? Какая? Какие?»
Лейла хочет узнать, как ответить на вопрос, одним словом. Помоги ей, ответь на вопросы, четко произнося звуки [Л]- [Ль] .
Шляпа из соломы какая? – соломенная.
Цветы на лугу какие? – луговые.
Мука для блинов какая? – блинная.
Сок из апельсина какой? – апельсиновый.
Юбка в полоску какая? – полосатая.
Варенье из земляники какое? – земляничное.
Палки для лыж какие? – лыжные.
Лист с клена какой? – кленовый.
Ветка ели какая? – еловая.
Свет от луны какой? – лунный.
Варенье из облепихи какое? – облепиховое.
Молодец! Ты прекрасно справилась с заданием.
10. Игра «Один-много» (с мячом) .
Фея придумала для тебя еще одно задание. Она будет называть один предмет, а ты много таких предметов. Повтори словосочетания правильно.
Голубой автомобиль - голубые автомобили
Зеленый чулок –
Золотая медаль –
Теплый плед –
Соломенная шляпа –
Веселый школьник –
Полосатая тельняшка –
Фиолетовый платок –
Желтый клен –
Лунный календарь –
Ленивый кашалот –
11. Выучи стихотворение.
Лейла предлагает тебе выучить шуточное стихотворение.
Незаметная фиалка.
В гладиолусах фиалка
Незаметно зацвела.
«Мне фиалку очень жалко» ,
Тихо молвила пчела.
12. Итог занятия .
Фее Лейле пора возвращаться на свою лесную лужайку. Ей очень понравилось с тобой играть. Она хочет подарить тебе красивую наклейку со своим изображением.
Организуйте автоматизацию звука в форме игровых занятий. Занятия по продолжительности должны занимать 15 - 20 минут для детей до 4,5 лет, старше - 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у малыша.
Прежде, чем приступить к автоматизации, ребенок должен научиться правильно произносить изолированный звук .
Произносить слова.
лавка - лямка
игла - земля
слон - силен
улыбка - улитка
лапа - шляпа
метла - петля
лук - люк
ел - ель
Юла - Юля
лоб - лед
лужа - Люда
угол - уголь
кулачок - светлячок
пилот - полет
клумба - клюква
стал - сталь
Произносить предложения и текст.
Оля пела.
Наша Юля как юла.
У Коли в руке флаг, на боку фляжка.
Можно крышу настилать, можно домик заселять.
Я разжал кулачок - на ладони светлячок.
Мы ходили по полям и делили пополам все, что находили.
Вот идут на задних лапках две собачки в модных шляпках.
Без сомненья, лев силен, но слабее он, чем слон.
Летят самолеты, сидят в них пилоты.
Едет комбайн на колесах, режет спелые колосья.
Люда, у тебя под ногами лужа.
Села галка на крышу клуба и чистит клюв.
Ларисе нужна не любая, а голубая краска.
Сыпь уголь в этот угол.
Галка ходит у реки по гальке.
Меня разбудил будильник.
Была в лесу белка.
Была в лесу белка, и были у белки дети. Жила белка в дупле. Пришли Миша и Коля, взяли их к себе. И белки жили у них в клетке.
По Л. Толстому.
Назовите детенышей животных: у льва - львята, у лисы - …, у лягушки - …, у лебедя - …, у тюленя - …, у косули - ….
Догадайся сам и загадай своим друзьям.
Я землю копала, ничуть не устала.
А кто мной копал, тот и устал.
(Лопата)
Белый на белом написал, где бегал.
Рыжая прочтет - белого найдет.
(Заяц и лиса)
Что за птица смелая по небу промчалась?
Лишь дорожка белая от нее осталась.
(Самолет)
Круглое, румяное с дерева упало,
Любе в рот попало.
(Яблоко)
Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.
На меня они глядят, молока они хотят.
(Ёжик)
Закружится стоит или идет,
А если остановишь - упадет.
(Юла)
Повтори слова:
лапа, лак, лама, лавка, лайка, ландыш, ластик, ласты, ласточка, лапша, ладья, лампа, лань, ласка, лось, лов, лошадь, лотос, лоза.
Какие из этих слов обозначают четвероногих животных, какие - птиц, какие - растения? Что здесь может само двигаться и что не может?
Еще слова:
платок, платье, плакат, пламя, планета, облако, блуза, гладкие полы, класс, клок, ледяные глыбы, белые клавиши, клоун, флаг, флажок, флот.
Назови слова, которые обозначают одежду. Какие слова отвечают на вопросы: Кто? Что? Какие?
Говори, не торопись и, смотри, не ошибись.
Кол около стола, стол около кола.
Колпак под колпаком, под колпаком колпак.
Убежало, убежало, убежало молоко.
Я с трудом его поймала.
Быть хозяйкой нелегко.
Посадил дед лук, отрастил лук чуб.
Увидал лук внук, оборвал луку чуб.
Удивительная штука: слезы капают - у внука!
Наши руки были в мыле, мы посуду сами мыли.
Мы посуду мыли сами, помогали нашей маме.
Валя на проталинке промочила валенки.
Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.
Мама Милу с мылом мыла. В глаз попало Миле мыло.
Мама Миле говорила: - не сердись, дочурка Мила!
- Не сержусь, сказала Мила. - Я выплакиваю мыло.
Колокольчик.
Колокольчик голубой поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы очень вежливы. А ты?
Белые лебеди.
Белые лебеди в небе живут, по небу лебеди плавно плывут.
Белые перышки вьются слегка. Здравствуйте, лебеди - облака.
Представь, что изображенные фигурки сделаны из разных материалов. Назови, ка-кими они окажутся, если будут сделаны изо льда (ледяной лев, ледяная ель и т. п.) или из глины (глиняный дельфин, глиняная лилия, глиняный тюлень и т. п.). Четко про-говори сочетания слов, следи за произношением звуков ЛЬ и Й.
ЭТАП ВТОРОЙ
РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ ЛЬ - Й В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Дифференциация звуков ЛЬ - Й в разных словах предложения
У Лены юбка. У Любы ягоды. У Лени йод. У Левы майка. У Люды яхта. У Яны лимо-над. У Яны лимон. У Яны лев. У Яны лейка. У Яны лютики.
Дифференциация звуков ЛЬ - Й в одном слове предложения
Четко проговори предложения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.
Юля и Илья гуляют на поляне. У Ильи линейка, у Юли клей. Илья и Юля гуляют по аллее. Юля выливает воду из лейки. Илья наливает клей в банку. Лиля и Юля не-сут белье за калитку. Лиля поливает лилию из лейки. На аллее у Юли ели, липы и клены. Осенью улетают на юг лебеди. Юля и Илья подклеивают обои обойным клеем. Тетя Лия улетает в Анталию.
Дифференциация звуков ЛЬ - Й в рифмовках
Четко проговори стихотворения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.
Иней лег на ветви ели, Мой Илья такой лентяй,
Ветви ели побелели. Только отдых подавай.
Дали лейку:
Мы ехали, ехали, - Лить не буду!
К яме подъехали. - Ну, тогда помой посуду
Яму объехали Или книги клеем склей,
И домой поехали. Котику воды налей!
Но лентяй одно в ответ:
Нет! Нет! Нет! У меня есть лейка,
Ой, какая лейка, Мотыльки летают высоко,
Видели вы лейку новую мою? Моль летает низко,
Ледяной водою, талою водою Мотыльки летают далеко,
Я ее наполню и цветы полью. Моль летает близко!
Дифференциация звуков ЛЬ - Й в скороговорках
Проговори скороговорки сначала в медленном темпе, а затем в быстром, сохраняя четкость и громкость произношения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.
Тень, тень-потетень, есть вдоль улицы плетень.
Вдоль по улице иду я, в дудку длинную я дую.
Коля колья колет, Илья лейку моет.
Есть у калитки Антипа тонкая-тонкая липа.
Мы ели, ели линей у ели, их еле-еле у ели доели.
Мы видели линей, один одного длинней.
Дифференциация звуков ЛЬ - Й в рассказах
Четко, выделяя все звуки ЛЬ и Й, повтори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ целиком.
ЛИЛИИ
Юля и Оля гуляли в саду. У Оли тяпка, у Юли лейка. За домом липовая аллея. На аллее - лилии. Оля наливает воду в лейку и подает Юле: «Юля, полей ли-лии!» Юля поливает все лилии до одной! Юля и Оля любят свой сад.
БАБА ЛЮБА
У Оли есть баба Люба. Баба Люба давно болеет. Оленька пока маленькая, она не ходит в аптеку. В аптеку ходит Олина мама. Оленька любит бабу Любу. Оля по-дает больной бабе Любе капли, таблетки, воду в бокале. Как-то, увидев много таблеток на столике, Оленька заплакала и сказала: «Бабуля! Я могу выпить за те-бя все таблетки, только ты не болей!»
НА КАТКЕ
Толя и Виталик всегда гуляли вместе. Зимой они катались на ледянках, лепили снеговика, сбивали длинные сосульки. Толя и Виталик сами залили у дома каток. На катке вместе катались дети из соседних домов. Встал на коньки и маленький Леня. Толя и Виталик помогали Лене. Всем детям было весело. Ленина мама ис-пекла для Толи и Виталика вкусный лимонный кекс.
МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН
Как-то летом Галя и Лида пошли в лес. Они ходили по лесу, плели венки, искали землянику. В лесу пели птицы, цвели полевые цветы. Галя и Лида долго гуляли по лесу и заблудились. Тут дети вспомнили о мобильном телефоне. Они позвонили домой, Лидиному папе. Папа приехал в лес на автомобиле.