Константин бальмонт - биография, информация, личная жизнь. Константин бальмонт - биография, информация, личная жизнь К д бальмонт биография

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) - русский поэт, прозаик, критик, переводчик.

Константин Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в семье земского деятеля. Как и сотни мальчиков его поколения, Бальмонт увлекся революционно-бунтарскими настроениями. В 1884 его даже исключили из гимназии за участие в "революционном кружке". Бальмонт закончил гимназический курс в 1886 во Владимире и поступил на юридический факультет Московского университета. Через год из университета его тоже отчислили - за участие в студенческих беспорядках. После непродолжительной ссылки в родную Шую Бальмонта восстановили в университете. Но полного курса Бальмонт так и не закончил: в 1889 он бросил учебу ради занятий литературой. В марте 1890 впервые пережил острое нервное расстройство и пытается покончить с собой.

В 1885 г. Бальмонт дебютировал как поэт в журнале "Живописное обозрение", в 1887-1889 гг. активно переводил немецких и французских авторов, а в 1890 г. в Ярославле на свои средства издал первый сборник стихотворений. Книга оказалась откровенно слабой и, уязвленный небрежением читателей, Бальмонт уничтожил почти весь ее тираж.

В 1892 г. Бальмонт совершил путешествие в Скандинавию, там познакомился с литературой "конца века" и восторженно проникся ее "атмосферой". Он принялся за переводы сочинений "модных" авторов: Г. Ибсена, Г. Брандеса и др. Перевел также труды по истории скандинавской (1894) и итальянской (1895-1897) литератур. В 1895 г. издал два тома переводов из Эдгара По. Так началась деятельность Бальмонта как крупнейшего русского поэта-переводчика рубежа веков. Обладая уникальными способностями полиглота, за полвека своей литературной деятельности он оставил переводы с 30 языков, в том числе балтийских, славянских, индейских, санскрита (поэма древнеиндийского автора Асвагоши "Жизнь Будды", изданная в 1913; "Упанишады", ведийские гимны, драмы Калидасы), грузинского (поэма Ш.Руставели "Витязь в тигровой шкуре"). Больше всего Бальмонт работал с испанской и английской поэзией. Еще в 1893 перевел и издал полное собрание сочинений английского поэта-романтика П.-Б. Шелли. Однако переводы его очень субъективны и вольны. К.Чуковский даже назвал Бальмонта - переводчика Шелли "Шельмонтом".

В 1894 появился стихотворный сборник "Под северным небом", с которым Бальмонт по-настоящему вошел в русскую поэзию. В этой книге, как и в близких к ней по времени сборниках "В безбрежности" (1895) и "Тишина" (1898), Бальмонт, сложившийся поэт и выразитель жизнечувствования переломной эпохи, еще отдает дать "надсоновским", восьмидесятническим тонам: его герой томится "в царстве мертвого бессильного молчанья", он устал "напрасно весны ждать", боится трясины обыденного, что "заманит, сожмет, засосет". Но все эти знакомые переживания даны здесь с новой силой нагнетания, напряжения. В результате возникает новое качество: синдром упадка, декаданса (от фр. decadence - упадок), одним из первых и наиболее ярких выразителей которого в России и стал Бальмонт.

Наряду с А.Фетом, Бальмонт - наиболее яркий импрессионист русской поэзии. Даже названия его стихов и циклов несут в себе нарочитую акварельную размытость красок: "Лунный свет", "Мы шли в золотистом тумане", "В дымке нежно-золотой", "Воздушно-белые". Мир стихов Бальмонта, как на полотнах художников этого стиля, размыт, распредмечен. Здесь господствуют не люди, не вещи и даже не чувства, а бесплотные качества, образованные от прилагательных существительные с абстрактным суффиксом "ость": мимолетность, безбрежность и т.д.

Эксперименты Бальмонта были оценены и восприняты большой русской поэзией. В то же время уже к концу 1900-х они породили немыслимое количество эпигонов, прозванных "бальмонтистами" и доводящих до предела пошлости пышную декоративность своего учителя.

Зенита творчество Бальмонта достигает в сборниках начала 1900-х "Горящие здания" (1900), "Будем как солнце" (1903), "Только любовь" (1903), "Литургия красоты" (1905). В центре поэзии Бальмонта этих лет - образы стихий: света, огня, солнца. Поэт шокирует публику своей демонической позой, "горящими зданиями". Автор поет "гимны" пороку, братается через века с римским императором-злодеем Нероном. Большинство соратников по перу (И.Анненский, В.Брюсов, М.Горький и др.) сочли маскарадными "сверхчеловеческие" претензии этих сборников, чуждых "женственной природе" "поэта нежности и кротости".

В 1907-1913 Бальмонт жил во Франции, считая себя политическим эмигрантом. Много путешествовал по всему миру: совершил кругосветное плавание, посетил Америку, Египет, Австралию, острова Океании, Японию. В эти годы критика все больше пишет о его "закате": фактор новизны бальмонтовского стиля перестал действовать, к нему привыкли. Техника поэта оставалась прежней и, по мнению многих, перерождалась в штамп. Однако Бальмонт этих лет открывает для себя новые тематические горизонты, обращается к мифу и фольклору. Впервые славянская старина зазвучала еще в сборнике "Злые чары" (1906). Последующие книги "Жар-птица", "Свирель славянина" (1907) и "Зеленый вертоград", "Слова поцелуйные" (1909) содержат обработку фольклорных сюжетов и текстов, переложения "былинной" Руси на "современный" лад. Причем основное внимание автор уделяет всякого рода чародейским заклинаниям и хлыстовским радениям, в которых, с его точки зрения, отражается "народный разум". Эти попытки были единодушно оценены критикой как явно неудачные и фальшивые стилизации, напоминающие игрушечный "неорусский стиль" в живописи и архитектуре эпохи.

Февральскую революцию 1917 Бальмонт встретил с воодушевлением, но Октябрьская революция заставила его ужаснуться "хаосу" и "урагану сумасшествия" "смутных времен" и пересмотреть свою былую "революционность". В публицистической книге 1918 "Революционер я или нет?" он представил большевиков носителями разрушительного начала, подавляющими "личность". Получив разрешение временно выехать за границу в командировку, вместе с женой и дочерью в июне 1920 он навсегда покинул Россию и через Ревель добрался до Парижа.

Во Франции он остро ощущал боль отъединенности от прочей русской эмиграции, и это чувство усугубил еще и самоизгнанничеством: он поселился в маленьком местечке Капбретон на побережье провинции Бретань. Единственной отрадой Бальмонта-эмигранта на протяжении двух десятилетий оставалась возможность вспоминать, мечтать и "петь" о России. Название одной из посвященных Родине книг "Мое - Ей" (1924) - последний творческий девиз поэта.

До середины 1930-х творческая энергия Бальмонта не ослабевала. Из 50 томов его сочинений 22 вышли в эмиграции (последний сборник "Светослужение" - в 1937). Но ни нового читателя, ни избавления от нужды это не принесло. Среди новых мотивов в поэзии Бальмонта этих лет - религиозная просветленность переживаний. С середины 1930-х все отчетливей проявляются признаки душевной болезни, омрачившей последние годы жизни поэта.

Умер Бальмонт 24 декабря 1942 в Нуази-ле-Гран во Франции, слушая чтение своих стихов, в богадельне близ Парижа, устроенной Матерью Марией (Е. Ю. Кузьминой-Караваевой).

1876 – поступление в подготовительный класс Шуйской гимназии.

1884 – исключен из 7 класса гимназии за принадлежность к нелегальному кружку. Переводится в гимназию города Владимира.

1885 – литературный дебют. Три стихотворения напечатаны в петербургском журнале "Живописное обозрение" (декабрь).

1886 – окончание учебы в гимназии и поступление на юридический факультет Московского университета.

1887 – исключен из университета за участие в студенческих беспорядках, выслан в Шую.

1887–1889 – занимается переводами немецких и французских авторов.

1890 – издает на собственные деньги первый "Сборник стихотворений".

1892 – первая поездка в Петербург. Знакомство с Н.М.Минским, Д.С.Мережковским, З.Н.Гиппиус .

1894 – выход сборника "Под северным небом".

1895 – выход сборника "В безбрежности".

1896 – поездка в Западную Европу, где провел несколько лет. Посетил Францию, Голландию, Испанию, Италию.

1897 – читает в Англии в Оксфорде лекции по русской поэзии.

1899 – избран членом Общества любителей российской словесности.

1900 – выход сборника "Горящие здания".

1901 – выслан из Петербурга.

1902 – четвертый поэтический сборник "Будем как Солнце" (разошелся тиражом 1800 экземпляров за полгода).

1903 – выход сборника "Только любовь. Семицветник".

1904–1905 – выходит собрание стихов в двух томах (издательство "Скорпион").

1906–1913 – первая эмиграция.

1907 – выходит сборник "Жар-птица" (издательство "Скорпион").

1913 – возвращение на Родину. После возвращения из эмиграции особенно часто обращается к жанру сонета. С 1913 по 1920 годы поэтом было создано 255 сонетов , которые составили сборник "Сонеты Солнца, Неба и Луны" (1917).

1920–1942 – вторая эмиграция.

Бальмонт Константин Дмитриевич - это русский поэт, работавший в направлении символизма, переводчик, эссеист, одна из самых значимых фигур в поэзии Серебряного века. В числе авторов, переводами трудов которых занимался Бальмонт, Эдгар Аллан По , Шарль Бодлер , Уильям Блейк, Оскар Уайльд , Герман Зудерман. Среди его трудов мемуары, трактаты филологической направленности, историко-литературные исследования, критические эссе, поэтические и прозаические сборники. Родился великий поэт во Владимирской области, в селе Гумнищи Шуйского уезда 15 июня 1867 года. Отец Бальмонта служил в Шуйском уездном суде, а мать занималась литературой, устраивала любительские спектакли и выступала в печати. Маленький Бальмонт самостоятельно выучился читать, когда подсматривал за уроками грамоты, которые давала его мама старшему брату. Она же познакомила его с лучшими образцами русской поэзии (Некрасов , Лермонтов , Пушкин).

Спустя 10 лет после рождения Константина Дмитриевича, его семья перебралась в Шую, потому как старших детей пора было отдавать учиться. В 1877 году юный Бальмонт поступил в Шуйскую гимназию, но обучение быстро наскучило ему, хоть он и делал большие успехи в учебе. Будущий поэт все больше времени проводил за чтением, французские и немецкие книги он читал в оригинале. В десятилетнем возрасте он начал сочинять свои первые стихи. В 1884 году Бальмонта исключают из гимназии за участие в революционном кружке и распространение прокламаций «Народной воли». Поэт перевелся в гимназию во Владимире, где жил у учителя греческого языка. Три его стихотворения были напечатаны в журнале «Живописное обозрение», что вызвало у наставника Бальмонта негативную реакцию. Он запретил ему публиковать свои произведения до окончания гимназии. Позже обучение там поэт сравнил с тюремным заключением.

Позже, в 1886 году, Константин Дмитриевич поступил на юридический факультет Московского государственного университета, но через год был исключен за участие в беспорядках. Попытки получить «казенное образование» продолжились в 1888, но Бальмонт оставил их. В 1889 году поэт издает свой первый «Сборник стихотворений», который не получил никакого отклика общественности, из-за чего Бальмонт уничтожил весь тираж. Расцвет творческой деятельности приходится на 1890-е годы. В это время творец много читает, изучает иностранные языки и совершает путешествия. В 1894 году он переводит «Историю скандинавской литературы» Горна, а в 1897 - «Историю итальянской литературы» Гаспари.

На это время приходится и трагический эпизод жизни поэта - в 1890 году он попытался покончить жизнь самоубийством, выпрыгнув с окна третьего этажа. Почти год он провел в постели, и это время Бальмонт позже назвал невероятно продуктивным и жизнерадостным. В 1894 году поэт издает свой стихотворный сборник «Под северным небом», публикует свои труды в таких издательствах, как «Скорпион», «Весы». В 1895 и 1898 появляются две новые книги - «В безбрежности» и «Тишина». 1896 год - поездка за границу, в Европу. В это время он путешествует, читает в Англии лекции о русской поэзии. Событие 1901 года сделало его героем в Санкт-Петербурге. Бальмонт участвует в массовой демонстрации студентов, немного позже в зале Городской думы он читает стихотворение «Маленький султан», где присутствует критика политического режима в России. В 1903 выходит четвертый поэтический сборник Бальмонта под названием «Будем как солнце». Он завоевал большую популярность у читателей и принес автору успех. В 1905 году Константин Дмитриевич вновь выезжает за границу, посещает Мексику, Калифорнию.

В 1905 году Бальмонт принимает активное участие в революционных действиях, читает стихи и лекции студентам. Его увлеченность революцией была неглубокой, в 1906 году поэт уезжает в Париж. Сборники его стихов запрещают в России, среди них «Песни мстителя», «Злые чары», «Зеленый вертоград». В Россию Бальмонт возвращается только в 1915 году. Тогда же выходит его теоретический этюд под названием «Поэзия как волшебство», который можно расценивать как продолжение декларации «Элементарные слова о символической поэзии», выпущенной в 1900. Здесь Бальмонт пишет о сущности и предназначении лирической поэзии, говорит о «заклинательно-магической» силе слова. В эти годы поэт пишет больше 200 сонетов, из которых составляет сборник «Сонеты Солнца, Неба и Луны». Многие критики обвиняли автора в однообразии творчества и избытке «банальных красивостей».

Бальмонт тепло принимает революцию 1917 года, но быстро разочаровывается в новой власти. В 1920 году он совершает последний переезд во Францию, где пишет несколько негативных статей о большевиках и новом режиме. В Париже Константин Дмитриевич публикует несколько поэтических сборников («Дар Земле», «Светлый час», «Марево»), в 1923 году - мемуары «Под новым серпом» и «Воздушный путь». Бальмонт тосковал по родной стороне, жалея, что навсегда покинул ее. Эта тема часто поднимается в его стихах. В те годы здоровье творца становится все хуже, возникают финансовые проблемы. У него обнаруживают серьезное психическое расстройство. Его жизнь оборвалась 23 декабря 1942 года от воспаления легких, в Нуази-ле-Гран. Бальмонт стал первым представителем символистской поэзии, который получил всероссийскую славу. Его поэзия отличалась невероятной музыкальностью, воздушностью и красотой.

Карьера: переводчик, эссеист, поэт-символист

Возраст: 75 лет

Место рождения: Гумнищи, Владимирская губерния, Российская империя

Семейное положение: был женат

Биография

Константин Бальмонт – русский поэт, переводчик, прозаик, критик, эссеист. Яркий представитель Серебряного века. Он издал 35 сборников поэзии, 20 книг с прозой. Перевел большое количество произведений зарубежных писателей. Константин Дмитриевич – автор литературных исследований, филологических трактатов, критических эссе. Его стихи «Снежинка», «Камыши», «Осень», «К зиме», «Фея» и многие другие включены в школьную программу.

Детство и юность

Константин Бальмонт родился и жил до 10 лет в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в небогатой, но дворянской семье. Его отец Дмитрий Константинович сначала работал судьей, позже занял пост главы земской управы. Мать Вера Николаевна была родом из семьи, где любили и увлекались литературой. Женщина устраивала литературные вечера, ставила спектакли и печаталась в местной газете.

Вера Николаевна знала несколько иностранных языков, и ей была присуща доля «вольнодумства», в их доме частенько гостили «нежелательные» люди. Позже он писал, что мать ему не только привила любовь к литературе, но от нее он унаследовал свой «душевный строй». В семье, помимо Константина, было семеро сыновей. Он был третьим. Наблюдая, как мать учит грамоте старших братьев, мальчик самостоятельно научился читать в 5 лет.

Жила семья в доме, который стоял на берегу реки, в окружении садов. Поэтому, когда пришло время детей отдавать в школу, они переехали в Шую. Таким образом, им пришлось оторваться от природы. Свои первые стихи мальчик написал в 10 лет. Но мама не одобрила этих начинаний, и он ничего не писал следующие 6 лет.


В 1876 году Бальмонта зачислили в Шуйскую гимназию. Поначалу Костя проявил себя как прилежный ученик, но вскоре ему все это наскучило. Он увлекся чтением, при этом некоторые книги на немецком и французском языках он читал в оригинале. Из гимназии его исключили за плохое обучение и революционные настроения. Уже тогда он состоял в нелегальном кружке, который распространял листовки партии «Народная воля».

Константин переехал во Владимир и учился там вплоть до 1886 года. Еще обучаясь в гимназии, его стихи напечатали в столичном журнале «Живописное обозрение», но это событие осталось незамеченным. После он поступил в Московский университет на юридический факультет. Но и тут долго не задержался.


Он сблизился с Петром Николаевым, который был революционером-шестидесятником. Поэтому неудивительно, что через 2 года его отчислили за участие в студенческом беспорядке. Сразу после этого инцидента его выслали из Москвы в Шую.

В 1889 году Бальмонт решил восстановиться в университете, но из-за нервного расстройства вновь не смог доучиться. Эта же участь его постигла и в Демидовском лицее юридических наук, куда он поступил позднее. После этой попытки он решил оставить затею получить «казенное» образование.

Литература

Первый сборник стихов Бальмонт написал, когда был прикован к постели после неудачного самоубийства. Издали книгу в Ярославле в 1890 году, но позднее поэт сам лично уничтожил основную часть тиража.


Все же отправной точкой в творчестве поэта считается сборник «Под северным небом». Он был встречен публикой с восхищением, как и последующие его работы – «В безбрежности мрака» и «Тишина». Его охотно стали печатать в современных журналах, Бальмонт стал популярен, его считали самым многообещающим из «декадентов».

В середине 1890-х он начинает близко общаться с Брюсовым, Мережковским, Гиппиус. Вскоре Бальмонт становится наиболее популярным в России поэтом-символистом. В стихах он восторгается явлениями мира, а в некоторых сборниках открыто касается «демонических» тем. Это заметно в «Злых чарах», тираж которого был конфискован властями по соображениям цензуры.

Бальмонт много путешествует, поэтому его творчество пронизано образами экзотических стран и поликультурностью. Читателей это привлекает и восхищает. Поэт придерживается стихийной импровизации – он никогда не вносил правок в тексты, считал, что первый творческий порыв – наиболее верный.

Высоко оценили современники «Фейные сказки», написанные Бальмонтом в 1905 году. Этот сборник сказочных песен поэт посвятил дочери Нине.

Константин Дмитриевич Бальмонт был революционером по духу и по жизни. Отчисление из гимназии и университета не остановило поэта. Однажды он публично прочел стих «Маленький султан», в котором все увидели параллель с Николем II. За это его выдворили из Петербурга и на 2 года запретили жить в университетских городах.


Он был противником царизма, поэтому его участие в Первой русской революции было ожидаемо. В то время он подружился с Максимом Горьким и стихи писал такие, которые больше напоминали рифмованные листовки.

Во время декабрьского московского восстания 1905 года Бальмонт выступает перед студентами. Но, опасаясь ареста, вынужден покинуть Россию. С 1906 по 1913 годы живет во Франции в статусе политического эмигранта. Находясь в своеобразной ссылке, он продолжает писать, но критики все чаще стали говорить об упадке творчества Бальмонта. В его последних произведениях они замечали некую шаблонность и самоповторяемость.

Сам поэт считал своей лучшей книгой «Горящие здания. Лирика современной души». Если до этого сборника его лирика была исполнена тоской и меланхолией, то «Горящие здания» открыли Бальмонта с другой стороны – в творчестве появились «солнечные» и жизнерадостные ноты.

Вернувшись в Россию в 1913 году, он издал 10-томное полное собрание сочинений. Он работает над переводами и читает лекции по стране. Февральскую революцию Бальмонт воспринял восторженно, как и вся русская интеллигенция. Но вскоре пришел в ужас от творившейся анархии в стране.



Когда началась Октябрьская революция, он был в Петербурге, по его словам, это был «ураган сумасшествия» и «хаос». В 1920 году поэт переехал в Москву, но вскоре из-за слабого здоровья супруги и дочери переехал с ними во Францию. В Россию он больше не вернулся.

В 1923 году Бальмонт издал две автобиографии - «Под новым серпом» и «Воздушный путь». До первой половины 1930-х годов он проехал всю Европу, у публики его выступления имели успех. Но вот у русской диаспоры он уже признанием не пользовался.

Закат его творчества пришелся на 1937 год, тогда он издал свой последний сборник стихов «Светослужение».

Личная жизнь

В 1889 году Константин Бальмонт женился на дочери иваново-вознесенского купца – Ларисе Михайловне Гарелиной. Познакомила их мать, но, когда он объявил о своем намерении жениться, высказалась против этого брака. Константин проявил свою непреклонность и даже пошел ради своей возлюбленной на разрыв с семьей.


Константин Бальмонт и его первая жена Лариса Гарелина

Как оказалось, его молодая супруга была склонна к неоправданной ревности. Они вечно ссорились, женщина не поддерживала его ни в литературных, ни в революционных начинаниях. Некоторые исследователи отмечают, что именно она пристрастила Бальмонта к вину.

13 марта 1890 года поэт решился на самоубийство – выбросился на мостовую с третьего этажа собственной квартиры. Но попытка не удалась – он год пролежал в постели, а от полученных травм на всю жизнь остался хромым.


В браке с Ларисой у них родилось двое детей. Первый их ребенок умер в младенчестве, второй – сын Николай – был болен нервным расстройством. В итоге Константин и Лариса разошлись, она вышла замуж за журналиста и литератора Энгельгардта.

В 1896 году Бальмонт женился во второй раз. Его супругой стала Екатерина Алексеевна Андреева. Девушка была из состоятельной семьи – умная, образованная и красивая. Сразу после венчания влюбленные уехали во Францию. В 1901 году у них родилась дочь Нина. Во многом их объединяла литературная деятельность, вместе они работали над переводами.


Константин Бальмонт и его третья жена Елена Цветковская

Екатерина Алексеевна не была властной особой, но образ жизни супругов диктовала она. И все бы было прекрасно, если бы не встретил Бальмонт в Париже Елену Константиновну Цветковскую. Девушка была очарована поэтом, смотрела на него будто на бога. Отныне он жил то с семьей, то на пару-тройку месяцев уезжал в заграничные путешествия с Екатериной.

Его семейная жизнь окончательно запуталась, когда Цветковская родила дочь Мирру. Это событие окончательно привязало Константина к Елене, но при этом он не хотел расходиться с Андреевой. Душевные терзания вновь привели Бальмонта к самоубийству. Он выпрыгнул из окна, но, как и в прошлый раз, остался жив.


В итоге он стал жить в Петербурге с Цветковской и Миррой и изредка наведывался в Москву к Андреевой и дочери Нине. Позднее они иммигрировали во Францию. Там Бальмонт стал встречаться с Дагмар Шаховской. Он не уходил из семьи, но встречался с женщиной регулярно, ежедневно писал ей письма. В итоге она родила ему двух детей – сына Жоржа и дочь Светлану.

Биография

«Легкая, чуть прихрамывающая походка точно бросает Бальмонта вперед, в пространство. Вернее, точно из пространств попадает Бальмонт на землю - в салон, на улицу. И порыв переламывается в нем, и он, поняв, что не туда попал… надевает пенсне и надменно (вернее, испуганно) озирается по сторонам, поднимает сухие губы, обрамленные красной, как огонь, бородкой… И оттого-то весь облик его двоится. Надменность и бессилие, величие и вялость, дерзновение, испуг - все это чередуется в нем, и какая тонкая прихотливая гамма проходит на его истощенном лице, бледном, с широко раздувающимися ноздрями! …мстительный гений грозы, демон сжигающей страсти … сам рыжебородый Тор, но Тор, бредущий тоскливо по Арбату в октябрьский день, когда струи дождя дни и ночи натянуты над городом. Он останавливается … и вдруг надменно топнет ногой по мокрому асфальту: „Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце!“» - таким запечатлел облик поэта Андрей Белый. Чествование двадцатипятилетия литературной деятельности К. Д. Бальмонта, организованное 11 марта 1912 г. Неофилологическим обществом при Петербургском университете, М. А. Волошин назвал юбилеем «молодой» русской литературы: «Двадцать пять лет тому назад при звуке первых стихотворений Бальмонта она очнулась от того старческого сна, в который погружалась постепенно. Бальмонт был действительно заревом грядущих зорь».

Константин Дмитриевич Бальмонт родился в дворянской семье в деревне Гумнищи Владимирской губернии. Самые яркие впечатления детских лет - природа среднерусской полосы. «В наших местах есть леса и болота, есть красивые реки и озера, растут по бочагам камыши и болотные лилии, сладостная дышит медуница, ночные фиалки колдуют», - вспоминал поэт в автобиографии 1907 г. Его литературные вкусы формировались под влиянием «народных песен, Никитина, Кольцова, Некрасова и Пушкина». В юношеские годы появилась склонность к иностранным языкам, которыми он овладевал быстро и легко. Это помогло поэту познакомиться с западноевропейской литературой в подлинниках и переводить П. Б. Шелли, Э. По, П. Кальдерона, К. Марло, О. Уайльда. Позже проснулась страсть к путешествиям. «Бальмонт объехал весь свет. Кажется, мировая поэзия не знала поэта, который столько времени провел на палубе парохода или у окна вагона», - заметил И. Эренбург. Действительно, поэт изъездил всю Европу (Скандинавия, Англия, Испания, Италия), посетил Мексику, совершил путешествия в Египет, Грецию, Океанию, Южную Африку, Австралию, Новую Зеландию, южную и северную Индию. Литературный дебют - сборник «Стихотворения» (Ярославль, 1890) - не принес поэту ожидаемого успеха, сам он позже считал книгу слабой. Более счастливой оказалась судьба трех следующих сборников 1890-х годов - «Под северным небом», «В безбрежности», «Тишина». Уныло-романтическая тональность этих книг - поэзия «печали, угнетения, сумерек» - хорошо вписывалась в колорит лирики 90-х годов. Правда, на фоне господствовавшей тогда невыразительности поэтических форм и преобладания пушкинского ямба они выгодно отличались «блистательной отделкой стиха», обилием аллитераций и внутренних рифм, игрой цезурою, обрывистостью строк и новыми неожиданными ритмами. Бальмонт, названный Горьким «гениальным виртуозом формы», показал, «что может сделать с русским стихом поэт, любящий музыку». Отдельные стихотворения, такие как «Челн томленья», «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Камыши», были признаны шедеврами и принесли славу Бальмонту. Именно этим путем, используя музыкальные возможности стиха, пошли многочисленные подражатели поэта, прозванные «бальмонтистами». В сборниках «Горящие здания», «Будем как Солнце», «Только любовь», вышедших в 1900 - 1903 гг., сформировалась индивидуально-бальмонтовская система поэтических образов-символов (солнце, огонь, стихии), оказавшая влияние на поэтику символизма в целом. В них поэт окончательно нашел «путь экстатического проникновения в душу мира, в сущность мироздания, окончательное оправдание всего многообразия вселенной, великое „Да“, которое он мучительно тщетно искал всю жизнь». В это время Бальмонт - кумир публики, он - на гребне своих творческих возможностей и «царит над русской литературой». Е. В. Аничков расценил программные сборники Бальмонта как «моральное, художественное и просто физическое освобождение от прежней скорбной школы русской поэзии, привязывающей поэзию к невзгодам родной общественности». Гордый оптимизм, жизнеутверждающий пафос бальмонтовской лирики, стремление к свободе от оков, налагаемых обществом, и возвращение к первоосновам бытия - все это воспринималось читателями не просто как эстетический феномен, а как новое мироощущение. Поэтический метод Бальмонта - импровизация, «импрессионистическая кристаллизация творческих мгновений». Они, полагал Брюсов, «властно берут» душу поэта «и увлекают ее в свою стремительность, как водоворот малый камешек. Истинно то, что сказалось сейчас. Что было перед этим, уже не существует. Будущего, быть может, не будет вовсе. Подлинно лишь одно настоящее, только этот миг, только мое сейчас … И действительно, что такое стихи Бальмонта, как не запечатленные мгновения?» Бальмонт считал, что заслуга «новой поэзии» в умении «говорить исполненным намеком и недомолвок нежным голосом сирены или глухим голосом сибиллы, вызывающим предчувствие»; в «символическом» произведении он видел «два содержания»: «скрытую отвлеченность и очевидную красоту». Уже со сборника «Литургия красоты» (1905) критика констатирует признаки очевидного «спада» в творчестве поэта. Хотя русская поэзия, как заметил Блок, не успела еще к этому времени изжить влияния Бальмонта, сам поэт начинает повторять «свои образы, свои приемы, свои мысли». Его прославления жизни не зву- чат уже убедительно, критика и читатели чувствуют в них теперь «что-то намеренное, какое-то усилие, какую-то при- нужденность языка и чувства» (В. Я. Брюсов). На революцию 1905 - 1907 гг. Бальмонт откликнулся политическими стихами, большей частью вошедшими в сборник «Песни мстителя». В поисках нового материала для поэтического творчества он обращается к фольклорным источникам: пишет стихи на темы славянской мифологии, перелагает былины, художественно обрабатывает заговоры и заклинания, хлыстовские «распевцы» (сборники «Жар-птица», «Зеленый вертоград»), знакомит читающую публику с эстетическими впечатлениями своих путешествий («Белый Зодчий», «Зарево зорь»). Книги эти уже не имеют успеха у читателей, а критика указывает на их художественное несовершенство. В 1920 г. Бальмонт покинул Россию и поселился во Франции. Он по-прежнему активно работает, занимается переводами, издает поэтические сборники. Лейтмотивом его лирики становятся тонкие ностальгические переживания. Склонный ранее к легким и веселым «переодеваниям» поэт - то он угрюмый скальд, то страстный мексиканец, то испанский гранд - впервые пишет о себе: «Я русский, я русый, я рыжий». Образ потерянной родины становится центральным в эмигрантских сборниках «Марево», «Мое - Ей», «В раздвинутой дали», «Северное сияние» и других. Поэт пишет о ней с болью и проклятьями и в то же время не теряет надежды на возможное примирение.

Константин Дмитриевич Бальмонт родился в селе Гумнищи, расположенном во Владимирской губернии, в семье дворянина. С детства любил природу и фольклор своей родины, увлекался творчеством Пушкина, Некрасова, Кольцова и Никитина. В юности заинтересовался иностранными языками, к которым у него проявились способности. Благодаря этому поэт смог в подлинниках читать западноевропейскую литературу, а также занимался переводами.

Следующим увлечением стали путешествия. Бальмонт посетил многие страны Европы, Азии, Африки и т.д.

Первый сборник сочинений под простым названием «Стихотворения» вышел в 1890 году в Ярославле, однако он был плохо воспринят публикой. Далее публикуются еще три сборника: «Под северным небом», «В безбрежности», «Тишина» - и уже они приносят поэту известность. 1900-1903 гг. - выпускаются сборники «Горящие здания», «Будем как Солнце», «Только любовь» с уже сформировавшейся индивидуально-бальмонтовской системой поэтических образов-символов, в итоге оказавшей влияние на всю поэтику символизма. Именно в них Бальмонт окончательно определился со своим литературным стилем. Это была кульминация славы поэта.

Начиная с 1905 года, когда вышел сборник «Литургия красоты», популярность творчества поэта пошла на спад. Он начал повторяться, в стихах чувствовалась тяжесть и принуждение. Во время революции 1905-1907 гг. К.Д. Бальмонт попробовал себя в политических стихах, основная часть которых вошла в сборник «Песни мстителя».

Чувствуя угасание своей музы, поэт обращается к фольклору (сборники «Зеленый вертоград» и «Жар-птица»), описывает впечатления от своих путешествий («Зарево зорь», «Белый Зодчий»). Однако эти книги уже неинтересны читателям и подвергаются критике.

В 1920 г Константин Дмитриевич переселился во Францию. Он продолжал по-прежнему активно работать, занимался переводами, издавал поэтические сборники. Основной темой его стихов в данный период стали тонкие ностальгические переживания, а центральным образом в эмигрантских сборниках («Марево», «Мое - Ей», «В раздвинутой дали», «Северное сияние» и т. д.) был образ потерянной родины.