После падения Западной Римской империи в 476 году под ударами германских племён, Восточная империя была единственной уцелевшей державой сохранившей традиции Античного мира. Восточная или Византийская империя сумела сберечь традиции римской культуры и государственности за годы своего существования.
Историю Византийской империи принято вести с года основания римским императором Константином Великим города Константинополя в 330 году. Его ещё называли Новым Римом.
Византийская империя оказалась куда прочнее Западной Римской империи по ряду причин :
Рис. 1. Карта Византийской империи в 9-начале 11 веков.
Внутреннее устройство политической системы Византии не сильно отличалось от раннесредневековых варварских королевств на Западе: власть императора опиралась на крупных феодалов, состоявших из военачальников, знати славян, бывших рабовладельцев и чиновников.
Историю Византийской империи принято делить на три основных периода: Ранневизантийский (IV-VIII вв), Средневизантийский (IX-XII вв) и Поздневизантийский (XIII-XV вв).
ТОП-5 статей которые читают вместе с этой
Говоря кратко о столице Византийской империи Константинополе, нужно отметить, что главный город Византии ещё более возвысился после поглощения варварскими племенами римских провинций. Вплоть до IX века строятся здания античной архитектуры, развиваются точные науки. В Константинополе открылась первая в Европе высшая школа. Настоящим чудом творения человеческих рук стал храм Святой Софии.
Рис. 2. Храм Святой Софии в Константинополе.
В конце IV-начале V веков границы Византийской империи охватывали Палестину, Египет, Фракию, Балканы и Малую Азию. Восточная империя значительно опережала западные варварские королевства по строительству крупных городов, а так же по развитию ремёсел и торговли. Наличие торгового и военного флота сделали Византию крупнейшей морской державой. Расцвет империи продолжался вплоть до XII века.
На захваченных территориях Юстинианом I вводились новые законы носившие название “Кодекс Юстиниана”, рабы и колонны передавались прежним хозяевам. Это вызывало крайнее недовольство населения и стало в дальнейшем одной из причин заката Восточной империи.
В конце VII-начале VIII веков в Византии прошла реформа органов самоуправления. Империя стала делиться не на провинции, а на фемы. Так стали называться административные округа, которые возглавляли стратиги. Они обладали властью и самостоятельно вершили суд. Каждая фема была обязана выставлять ополчение-стратию.
Несмотря на потерю Балканских земель Византию, по-прежнему, считают могучей державой, ведь её военный флот продолжал господствовать на Средиземном море. Период наивысшего могущества империи продолжался с 850 до 1050 годов и считается эпохой ” классической Византии”.
С XI века начинается постепенный упадок Византийской империи. Деление на фемы изжило себя из-за растущего числа крупных земледельцев. Государство постоянно подвергалось ударам извне, не в силах уже вести борьбу с многочисленными врагами. Главную опасность представляли сельджуки. В ходе столкновений византийцам удалось очистить от них южный берег Малой Азии.
С XI века увеличилась активность западноевропейских стран. Войска крестоносцев, подняв флаг “защитников Гроба Господня”, напали на Византию. Не в силах вести борьбу с многочисленными врагами, византийские императоры используют армии наёмников. На море Византия использовала флот Пизы и Венеции.
В период правления Палеологов в Византии наблюдается полный упадок городов. Полуразрушенные города выглядели особенно убого на фоне цветущих деревень. Сельское хозяйство переживало подъём, вызванный высоким спросом на продукцию феодальных вотчин.
Династические браки Палеологов с королевскими дворами Западной и Восточной Европы и постоянный тесный контакт между ними, стали причиной появления собственной геральдики у византийских правителей. Род Палеологов самым первым стал иметь собственный герб.
Рис. 3. Герб династии Палеологов.
К началу XV века территория Византии ограничивалась Константинополем с округами, частью Центральной Греции и островами в Эгейском море.
В 1452 году турки-османы начали осаду Константинополя. 29 мая 1453 года город пал. Последний византийский император Константин II Палеолог погиб в бою.
Несмотря на заключённый союз Византии с рядом стран Западной Европы, на военную помощь рассчитывать не приходилось. Так, во время осады Константинополя турками в 1453 году, Венеция и Генуя прислали шесть военных судов и несколько сотен человек. Естественно, никакой существенной помощи оказать они не могли.
Византийская империя оставалась единственной древней державой сохранившей свой политический и социальный строй, несмотря на Великое переселение народов. С падением Византии начинается новая эпоха в истории средних веков. Из этой статьи мы узнали сколько лет просуществовала Византийская империя и какое влияние оказало это государство на страны Западной Европы и Киевскую Русь.
Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 376.
29 мая 1453 года столица Византийской империи пала под ударами турков. Вторник 29 мая является одной из важнейших дат мировой . В этот день прекратила своё существование Византийская империя, созданная ещё в 395 году вследствие окончательного раздела Римской империи после смерти императора Феодосия I на западную и восточную части. С её гибелью завершился огромный период человеческой истории. В жизни многих народов Европы, Азии и Северной Африки наступил коренной перелом, обусловленный установлением турецкого владычества и созданием Османской империи.
Понятно, что падение Константинополя не является чёткой гранью между двумя эпохами. Турки ещё за столетие до падения великой столицы утвердились в Европе. Да и Византийская империя к моменту падения уже была обломком былого величия – власть императора распространялась только на Константинополь с предместьями и часть территории Греции с островами. Византию 13-15 веков назвать империей можно лишь условно. В то же время Константинополь был символом древней империи, считался «Вторым Римом».
Предыстория падения
В XIII веке одно из тюркских племён - кайы - во главе с Эртогрул-беем, выдавленное с кочевий в туркменских степях, откочевало в западном направлении и остановилось в Малой Азии. Племя оказало содействие султану крупнейшего из турецких государств (было основано турками-сельджуками) - Румского (Конийского) султаната - Алаэддину Кей-Кубаду в его борьбе с Византийской империей. За это султан отдал Эртогрулу в ленное владение земли в области Вифиния. Сын вождя Эртогрула - Осман I (1281-1326) несмотря постоянно на растущее могущество, признавал свою зависимость от Коньи. Только в 1299 году он принял титул султан и вскоре подчинил себе всю западную часть Малой Азии, одержав ряд побед над византийцами. По имени султана Османа его подданные стали называться османскими турками, или османами (оттоманами). Кроме войн с византийцами, османы вели борьбу за подчинение других мусульманских владений - к 1487 году турки-османы утвердили свою власть над всеми мусульманскими владениями Малоазиатского полуострова.
Большую роль в укреплении власти Османа и его преемников сыграло мусульманское духовенство, в том числе местными орденами дервишей. Духовные лица не только сыграли значительную роль в создании новой великой державы, но обосновывали политику экспансии, как «борьбу за веру». В 1326 году турками-османами был захвачен крупнейший торговый город Бурсу, важнейший пункт транзитной караванной торговли между Западом и Востоком. Затем пали Никея и Никомидия. Захваченные у византийцев земли султаны раздавали знати и отличившимся воинам в качестве тимаров – условных владений, получаемых за несение службы (поместий). Постепенно система тимаров стала основой социально-экономического и военно-административного устройства державы османов. При султане Орхане I (правил с 1326 по 1359 годы) и его сыне Мураде I (правил с 1359 по 1389 годы) были проведены важные военные реформы: иррегулярная конница была реорганизована - созданы созываемое из турков-земледельцев конное и пехотное войска. Воины конного и пехотного войск в мирное время были земледельцами, получая льготы, во время войны были обязаны прийти в армию. Кроме того, армию дополнили ополчением из крестьян христианской веры и корпусом янычар. В янычары первоначально брали пленных юношей-христиан, которых принуждали принять ислам, а с первой половины 15 столетия – из сыновей христианских подданных османского султана (в виде специального налога). Сипахи (своего рода дворяне османской державы, получавшие доход от тимаров) и янычары стали ядром армии османских султанов. Кроме того, в армии были созданы подразделения пушкарей, оружейников и др. частей. В результате на границах Византии возникла мощная держава, которая претендовала на господство в регионе.
Надо сказать, что Византийская империя и балканские государства сами ускорили своё падение. В этот период между Византией, Генуей, Венецией и балканскими государствами шла острая борьба. Часто борющиеся стороны стремились заручиться военной поддержкой османов. Естественно это резко облегчило экспансию османской державы. Османы получали информацию о путях, возможных переправах, укреплениях, сильных и слабых сторонах войск врага, внутренней ситуации и т. д. Христиане сами помогли переправиться через проливы в Европу.
Больших успехов турки-османы достигли при султане Мураде II (правил в 1421-1444 и 1446-1451 годах). При нём турки оправились после тяжёлого поражения, нанесённого Тамерланом в Ангорской битве 1402 года. Во многом именно это поражение и отсрочило гибель Константинополя на полстолетия. Султан подавил все восстания мусульманских владык. В июне 1422 года Мурад осадил Константинополь, но взять не смог. Сказалось отсутствие флота и мощной артиллерии. В 1430 году был захвачен крупный город Фессалоники в северной Греции, он принадлежал венецианцам. Мурад II одержал ряд важных побед на Балканском полуострове, заметно расширив владения своей державы. Так в октябре 1448 года состоялась сражение на Косовом поле. В этой битве османское войско противостояло объединёнными силами Венгрии и Валахии под командованием венгерского генерала Яноша Хуньяди. Ожесточённая трёхдневная битва завершилась полной победой османов, и решило судьбу балканских народов - на несколько веков они оказались под владычеством турок. После этого сражения крестоносцы потерпели окончательное поражение и больше не предпринимали серьёзных попыток отбить Балканский полуостров у Османской империи. Судьба Константинополя была решена, турки получили возможность решить задачу захвата древнего города. Сама Византия уже не представляла большой угрозы для турков, но коалиция христианских стран, опираясь на Константинополь, могла принести значительный вред. Город находился практически в середине османских владений, между Европой и Азией. Задачу по захвату Константинополя решил султан Мехмед II.
Византия. Византийская держава к 15 столетию утратила большую часть своих владений. Весь XIV век был периодом политических неудач. Несколько десятилетий казалось, что Сербия сможет захватить Константинополь. Различные внутренние раздоры были постоянным источником гражданских войн. Так византийский император Иоанн V Палеолог (правивший с 1341 - 1391 годы) свергался с престола трижды: своим свекром, сыном и затем внуком. В 1347 году прокатилась эпидемия «чёрной смерти», которая унесла жизни не менее трети населения Византии. Турки переправились в Европу, и пользуясь неурядицами Византии и балканских стран, к концу столетия вышли к Дунаю. В результате Константинополь оказался окружён почти со всех сторон. В 1357 году турки овладевают Галлиполи, в 1361 году - Адрианополем, который стал центром турецких владений на Балканском полуострове. В 1368 году султану Мураду I подчинилась Нисса (загородное местопребывание византийских императоров), и османы оказались уже под стенами Константинополя.
Кроме того, существовала проблема борьбы сторонников и противников унии с католической церковью. Для многих византийских политиков было очевидно, что без помощи Запада, империи не выжить. Ещё в 1274 году на Лионском соборе византийский император Михаил VIII пообещал папе добиваться примирения церквей из политико-экономических соображений. Правда, его сын император Андроник II созвал собор восточной церкви, который отверг решения Лионского собора. Затем Иоанн Палеолог поехал в Рим, где торжественно принял веру по латинскому обряду, но помощи от Запада не получил. Сторонниками унии с Римом были в основном политики, либо принадлежали интеллектуальной элите. Открытыми врагами унии было низшее духовенство. Иоанн VIII Палеолог (византийский император в 1425-1448 годах) считал, что Константинополь можно спасти только с помощью Запада, поэтому постарался как можно быстрее заключить унию с римской церковью. В 1437 году вместе с патриархом и делегацией православных архиереев византийский император отправляется в Италию и провел там более двух лет безвыездно, сначала в Ферраре, а затем на Вселенском соборе во Флоренции. На этих заседаниях часто обе стороны заходили в тупик и готовы были остановить переговоры. Но, Иоанн запретил своим епископам покидать собор до принятия компромиссного решения. В конце концов, православная делегация была вынуждена уступить католикам почти по всем основным вопросам. 6 июля 1439 года была принята Флорентийская уния, и восточные церкви воссоединились с Латинской. Правда, уния оказалась непрочной, уже через несколько лет многие присутствовавшие на Соборе православные иерархи стали открыто отрицать своё согласие с унией или говорить о том, что решения Собора были вызваны подкупом и угрозами со стороны католиков. В результате, уния была отвергнута большинством восточных церквей. Большинство духовенства и народа не приняло эту унию. В 1444 году римский папа смог организовать крестовый поход против турок (основной силой были венгры), но под Варной крестоносцы потерпели сокрушительное поражение.
Споры об унии происходили на фоне экономического упадка страны. Константинополь конца 14 столетия был печальным городом, городом упадка и разрушения. Потеря Анатолии лишила столицу империи почти всех сельскохозяйственных земель. Население Константинополя, которое в XII веке насчитывало до 1 млн. человек (вместе с предместьями), упало до 100 тыс. и продолжало сокращаться - к моменту падения в городе было примерно 50 тыс. человек. Предместье на азиатском берегу Босфора было захвачено турками. Предместье Пера (Галата) на другом берегу Золотого рога, была колонией Генуи. Сам город окружённый стеной в 14 миль, потерял ряд кварталов. Фактически город превратился в несколько отдельных поселений, разделённых огородами, садами, брошенными парками, руинами зданий. Многие имели свои стены, заборы. Наиболее многолюдные селения располагались по берегам Золотого Рога. Наиболее богатый квартал, примыкавший к заливу, принадлежал венецианцам. Рядом располагались улицы, где жили выходцы с Запада – флорентийцы, анконцы, рагузяне, каталонцы и евреи. Но, причалы и базары были ещё полны торговцами из итальянских городов, славянских и мусульманских земель. Ежегодно в город прибывали паломники, в основном из Руси.
Последние годы до падения Константинополя, подготовка к войне
Последним императором Византии стал Константин XI Палеолог (правивший в 1449-1453 годах). До того как стать императором он деспотом Мореи – греческой провинции Византии. Константин обладал здравым умом, был хорошим воином и администратором. Обладал даром вызывать любовь и уважение своих подданных, его встретили в столице с большой радостью. Недолгие годы своего правления он занимался тем, что готовил Константинополь к осаде, искал помощи и союза на Западе и пытался успокоить смуту, вызванную унией с Римской церковью. Своим первым министром и главнокомандующим он назначил Луку Нотараса.
Султан Мехмед II получил трон в 1451 году. Это был целеустремлённый, энергичный, умный человек. Хотя первоначально считалось, что это не блещущий талантами молодой человек - такое впечатление сложилось по первой попытке правления в 1444-1446 гг., когда его отцу Мураду II (он передал трон сыну, чтобы отдалиться от государственных дел) пришлось вернуться на трон для решения появившихся проблем. Это успокоило европейских правителей, у всех своих проблем хватало. Уже зимой 1451-1452 гг. султан Мехмед повелел начать строительство крепости в самом узком месте пролива Босфор, отрезая тем самым Константинополь от Чёрного моря. Византийцы были в замешательстве – это был первый шаг к осаде. Было отправлено посольство с напоминанием о клятве султана, который обещал сохранить территориальную целостность Византии. Посольство оставили без ответа. Константин направил посланцев с подарками и попросил не трогать греческих деревень, расположенных на Босфоре. Султан проигнорировал и эту миссию. В июне было направлено третье посольство – на этот раз греков арестовали, а затем обезглавили. Фактически это было объявление войны.
К концу августа 1452 года крепость Богаз-Кесен («перерезающая пролив», или «перерезающая горло») была построена. В крепости установили мощные орудия и объявили о запрете проходить Босфор без досмотра. Два венецианских корабля были отогнаны и третий утоплен. Экипаж обезглавили, а капитана посадили на кол – это развеяло все иллюзии на счёт намерений Мехмеда. Действия османов вызвали беспокойство не только в Константинополе. Венецианцам в византийской столице принадлежал целый квартал, они имели значительные привилегии и выгоды от торговли. Было ясно, что после падения Константинополя турки не остановятся, под ударом оказывались владения Венеции в Греции и Эгейском море. Проблема была в том, что венецианцы увязли в дорогостоящей войне в Ломбардии. С Генуей союз был невозможен, с Римом отношения были натянутые. Да и с турками отношения портить не хотелось – венецианцы вели выгодную торговлю и в османских портах. Венеция позволила Константину вербовать солдат и матросов на Крите. В целом Венеция сохранила нейтралитет о время этой войны.
Генуя оказалась в примерно такой же ситуации. Обеспокоенность вызвала судьба Перы и черноморских колоний. Генуэзцы, как и венецианцы, проявили гибкость. Правительство обратилось с призывом к христианскому миру направить помощь Константинополю, но сами такую поддержку не оказали. Частные граждане получили право действовать по своему усмотрению. Администрации Перы и острова Хиос получили указание придерживаться в отношении турок такой политики, какую они сочтут наиболее подходящей в сложившейся ситуации.
Рагузане – жители города Рагуз (Дубровник), также как и венецианцы, недавно получили от византийского императора подтверждение своих привилегий в Константинополе. Но и Дубровницкая республика не хотела подвергать риску свою торговлю в османских портах. Кроме того, у города-государства флот был небольшим и рисковать им не хотели, если нет широкой коалиции христианских государств.
Римский папа Николай V (глава католической церкви с 1447 по 1455 год), получив письмо Константина с согласием принять унию, тщетно обращался за помощью к различным государям. Должного отклика на эти призывы не было. Только в октябре 1452 года папский легат к императору Исидор привёл с собой 200 нанятых в Неаполе лучников. Проблема унии с Римом опять вызвала в Константинополе споры и волнения. 12 декабря 1452 года в храме св. Софии отслужили торжественную литургию в присутствии императора и всего двора. В ней были упомянуты имена папы римского, патриарха и официально провозглашены положения Флорентийской унии. Большинство горожан приняло это известие с угрюмой пассивностью. Многие надеялись, что если город устоит, можно будет отвергнуть унию. Но уплатив эту цену за помощь, византийская элита просчиталась – суда с солдатами западных государств не прибыли на помощь гибнущей империи.
В конце января 1453 года вопрос о войне был окончательно решён. Турецкие войска в Европе получили приказ атаковать византийские города во Фракии. Города на Чёрном море сдались без боя и избежали погрома. Некоторые города на побережье Мраморного моря пытались защищаться, и были разрушены. Часть армии вторглась на Пелопоннес и напала на братьев императора Константина, чтобы они не смогли прийти на помощь столице. Султан учёл тот факт, что ряд предыдущих попыток взять Константинополь (его предшественниками) провалился из-за отсутствия флота. Византийцы имели возможность морем подвозить подкрепления и припасы. В марте в Галлиполи стягивают все имеющиеся в распоряжении турок суда. Часть судов были новыми, построенными в течение нескольких последних месяцев. В турецком флоте было 6 трирем (двухмачтовые парусно-гребные судна, одно весло держали три гребца), 10 бирем (одномачтовое судно, где на одном весле было два гребца), 15 галер, около 75 фуст (легкие, быстроходные суда), 20 парандарий (тяжёлые транспортные баржи) и масса мелких парусных лодок, шлюпок. Во главе турецкого флота был Сулейман Балтоглу. Гребцами и матросами были пленные, преступники, рабы и частью добровольцы. В конце марта турецкий флот прошёл через Дарданеллы в Мраморное море, вызвав ужас у греков и итальянцев. Это был ещё один удар по византийской элите, там не ожидали, что турки подготовят столь значительные морские силы и смогут блокировать город с моря.
Одновременно во Фракии готовили армию. Всю зиму оружейники не покладая рук делали различного рода , инженеры создавали стенобитные и камнемётные машины. Был собран мощный ударный кулак из примерно 100 тыс. человек. Из них 80 тыс. были регулярным войском – кавалерией и пехотой, янычарами (12 тыс.). Примерно 20-25 тыс. насчитывали иррегулярные войска – ополченцы, башибузуки (иррегулярная кавалерия, «безбашенные» не получали жалованья и «награждали» себя мародёрством), тыловые подразделения. Большое внимание султан уделил и артиллерии – венгерский мастер Урбан отлил несколько мощных пушек, способных топить корабли (с помощью одной из них потопили венецианское судно) и разрушать мощные укрепления. Самое большое из них тащили 60 быков, и к ней была приставлена команда в несколько сотен человек. Орудие стреляло ядрами весом примерно 1200 фунтов (около 500 кг). В течение марта огромная армия султана стал постепенно двигаться к Босфору. 5 апреля под стены Константинополя прибыл и сам Мехмед II. Моральный дух у армии был высокий, все верили в успех и надеялись на богатую добычу.
Люди в Константинополе были подавлены. Огромный турецкий флот в Мраморном море и сильная вражеская артиллерия, только усиливали беспокойство. Люди вспоминали предсказания о падении империи и пришествии антихриста. Но нельзя сказать, что угроза лишила всех людей воли к сопротивлению. Всю зиму мужчины и женщины, поощряемые императором, трудились, расчищая рвы и укрепляя стены. Был создан фонд для непредвиденных расходов – в него сделали вложения император, церкви, монастыри и частные лица. Надо отметить, что проблемой было не наличие денег, а отсутствие нужного количества людей, оружия (особенного огнестрельного), проблема продовольствия. Всё оружие собрали в одном месте, чтобы при необходимости распределить по наиболее угрожаемым участкам.
Надежды на внешнюю помощь не было. Поддержку Византии оказали только некоторые частные лица. Так, венецианская колония в Константинополе предложила свою помощь императору. Два капитана венецианских судов возвращавшихся из Чёрного моря – Габриэле Тревизано и Альвизо Диедо, дали клятву участвовать в борьбе. Всего флот, оборонявший Константинополь, состоял из 26 кораблей: 10 из них принадлежали собственно византийцам, 5 - венецианцам, 5 - генуэзцам, 3 - критянам, 1 прибыл из Каталонии, 1 из Анконы и 1 из Прованса. Несколько знатных генуэзцев прибыло сражаться за христианскую веру. К примеру, доброволец из Генуи Джованни Джустиниани Лонго привёл с собой 700 солдат. Джустиниани был известен, как опытный военный, поэтому был назначен императором командующим обороной сухопутных стен. В целом у византийского императора, не включая союзников, было около 5-7 тысяч воинов. Надо отметить, что часть населения города покинула Константинополь до начала осады. Часть генуэзцев – колония Пера и венецианцев сохранили нейтралитет. В ночь на 26 февраля семь кораблей – 1 из Венеции и 6 с Крита ушли из Золотого Рога, увозя 700 итальянцев.
Продолжение следует…
«Гибель империи. Византийский урок» - публицистический фильм наместника московского Сретенского монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова). Премьера состоялась на государственном канале «Россия» 30 января 2008 года. Ведущий - архимандрит Тихон (Шевкунов) - от первого лица даёт свою версию краха Византийской империи.
Ctrl Enter
Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ
восточная часть Римской империи, пережившая падение Рима и утрату западных провинций в начале Средних веков и просуществовавшая до завоевания Константинополя (столицы Византийской империи) турками в 1453. Был период, когда она простиралась от Испании до Персии, но основу ее всегда составляли Греция и другие балканские земли, а также Малая Азия. До середины 11 в. Византия являлась самой могущественной державой христианского мира, а Константинополь был крупнейшим городом Европы. Византийцы называли свою страну "Империей ромеев" (греч. "ромей" - римлянин), однако она чрезвычайно сильно отличалась от Римской империи времен Августа. Византия сохранила римскую систему управления и законы, но по языку и культуре была греческим государством, имела монархию восточного типа, а самое главное - ревностно хранила христианскую веру. Веками Византийская империя выступала как хранительница греческой культуры, благодаря ей к цивилизации приобщились славянские народы.
РАННЯЯ ВИЗАНТИЯ
Основание Константинополя.
Историю Византии было бы правомерно начинать с момента падения Рима. Однако два важных решения, определившие характер этой средневековой империи, - обращение в христианство и основание Константинополя, - были приняты императором Константином I Великим (правил в 324-337) приблизительно за полтора века до падения Римской империи. Правивший незадолго до Константина Диоклетиан (в 284-305) реорганизовал управление империей, разделив ее на Восточную и Западную. После смерти Диоклетиана империя оказалась ввергнутой в гражданскую войну, когда за престол боролись сразу несколько претендентов, среди которых был и Константин. В 313 Константин, разбив своих противников на Западе, отступился от языческих богов, с которыми был неразрывно связан Рим, и объявил себя приверженцем христианства. Все его преемники, кроме одного, были христианами, и при поддержке императорской власти на территории империи вскоре распространилось христианство. Другим важным решением Константина, принятым им после того, как он стал единственным императором, свергнув своего соперника на Востоке, было избрание в качестве новой столицы древнего греческого города Византий, основанного греческими мореходами на европейском берегу Боспора в 659 (или 668) до н.э.
Константин расширил Византий, возвел новые оборонительные сооружения, перестроил его по римскому образцу и дал городу новое имя. Официальное провозглашение новой столицы произошло в 330 н.э.
Падение западных провинций.
Казалось, что административная и финансовая политика Константина вдохнула новую жизнь в объединенную Римскую империю. Но период единства и процветания продолжался недолго. Последним императором, который владел всей империей, был Феодосий I Великий (правил в 379-395). После его смерти империя была окончательно разделена на Восточную и Западную. На протяжении 5 в. во главе Западной Римской империи стояли бездарные императоры, которые были неспособны защитить свои провинции от набегов варваров. К тому же благосостояние западной части империи всегда зависело от благосостояния восточной ее части. С разделом империи Запад был отрезан от основных источников дохода. Постепенно западные провинции распались на несколько варварских государств, а в 476 был смещен последний император Западной Римской империи.
Борьба за сохранение Восточной Римской империи.
Константинополь и Восток в целом оказались в лучшем положении. Во главе Восточной Римской империи стояли более способные правители, ее границы были не так протяженны и лучше укреплены, к тому же она была богаче и имела более многочисленное население. На восточных границах Константинополь сохранил свои владения в ходе нескончаемых, начавшихся еще римские времена войн с Персией. Тем не менее Восточная Римская империя также столкнулась с рядом серьезных проблем. Культурные традиции ближневосточных провинций Сирии, Палестины и Египта сильно отличались от греческих и римских, и население этих территорий относилось к господству империи с отвращением. Сепаратизм был тесно связан с церковными распрями: в Антиохии (Сирия) и в Александрии (Египет) то и дело появлялись новые учения, которые Вселенские соборы осуждали как еретические. Из всех ересей больше всего беспокойства доставляло монофизитство. Попытки Константинополя достигнуть компромисса между ортодоксальным и монофизитским учениями привели к расколу между Римской и Восточной церквами. Раскол был преодолен после вступления на престол Юстина I (правил в 518-527), непоколебимого ортодокса, но Рим и Константинополь продолжали отдаляться друг от друга в вероучении, богослужении и церковной организации. Прежде всего Константинополь возражал против притязаний папы на главенство над всей христианской церковью. Периодически возникали раздоры, приведшие в 1054 к окончательному расколу (схизме) христианской церкви на Римско-католическую и Восточную Православную.
Юстиниан I.
Крупномасштабную попытку вернуть власть над Западом предпринял император Юстиниан I (правил в 527-565). Большими успехами завершились военные походы под предводительством выдающихся полководцев - Велисария, а позднее Нарсеса. Были завоеваны Италия, Северная Африка и южная Испания. Однако на Балканах вторжение славянских племен, переходивших Дунай и опустошавших византийские земли, остановить не удалось. Кроме того, Юстиниану пришлось удовольствоваться непрочным перемирием с Персией, последовавшим за длительной и не приведшей к определенному результату войной. В самой империи Юстиниан поддерживал традиции имперской роскоши. При нем были возведены такие шедевры архитектуры, как собор св. Софии в Константинополе и церковь Сан Витале в Равенне, строились также акведуки, термы, общественные здания в городах и пограничные крепости. Быть может, самым значительным достижением Юстиниана была кодификация римского права. Хотя в самой Византии его впоследствии заменили другие кодексы, на Западе римское право легло в основу законодательств Франции, Германии и Италии. У Юстиниана был прекрасный помощник - жена Феодора. Однажды она сохранила ему корону, убедив Юстиниана остаться в столице во время народных волнений. Феодора поддерживала монофизитов. Под ее влиянием, а также столкнувшись с политическими реалиями усиления монофизитов на востоке, Юстиниан был вынужден отойти от ортодоксальной позиции, которую он занимал в ранний период правления. Юстиниана единогласно признают одним из величайших византийских императоров. Он восстановил культурные связи между Римом и Константинополем и на 100 лет продлил период процветания региона Северной Африки. В его царствование империя достигла максимальных размеров.
Успехи в борьбе против арабов.
Военные успехи Византии при императорах Македонской династии имели место главным образом на двух фронтах: в борьбе с арабами на востоке, и с болгарами на севере. Продвижение арабов во внутренние районы Малой Азии было остановлено еще исаврийскими императорами в 8 в., однако мусульмане укрепились в юго-восточных горных районах, откуда то и дело устраивали набеги на христианские области. Арабский флот господствовал на Средиземном море. Были захвачены Сицилия и Крит, а Кипр находился под полным контролем мусульман. В середине 9 в. положение изменилось. Под давлением крупных землевладельцев Малой Азии, желавших отодвинуть границы государства к востоку и расширить свои владения за счет новых земель, византийская армия вторглась в Армению и Месопотамию, установила контроль над горами Тавра и захватила Сирию и даже Палестину. Неменьшее значение имело и присоединение двух островов - Крита и Кипра.
Война против болгар.
На Балканах основной проблемой в период с 842 по 1025 была угроза со стороны Первого Болгарского царства, оформившегося во второй половине 9 в. государства славян и тюркоязычных протоболгар. В 865 болгарский князь Борис I ввел среди подвластного ему народа христианство. Однако принятие христианства ни в коей мере не охладило честолюбивых замыслов болгарских правителей. Сын Бориса, царь Симеон, несколько раз вторгался в Византию, пытаясь захватить Константинополь. Его планы были нарушены флотоводцем Романом Лакапином, ставшим впоследствии соимператором. Тем не менее империи приходилось быть начеку. В критический момент Никифор II, уделявший основное внимание завоеваниям на востоке, обратился за помощью в усмирении болгар к киевскому князю Святославу, однако обнаружил, что русские сами стремятся занять место болгар. В 971 Иоанн I наконец одолел и изгнал русских и присоединил к империи восточную часть Болгарии. Болгария была окончательно покорена его преемником Василием II в ходе нескольких ожесточенных кампаний против болгарского царя Самуила, создавшего на территории Македонии государство со столицей в городе Охрида (совр. Охрид). После того как в 1018 Василий занял Охриду, Болгария была разделена на несколько провинций в составе Византийской империи, а Василий получил прозвище Болгаробоец.
Италия.
Положение в Италии, как случалось и прежде, было менее благоприятным. При Альберике, "принцепсе и сенаторе всех римлян", папская власть относилась к Византии без пристрастия, но начиная с 961 контроль над папами перешел к германскому королю Оттону I из Саксонской династии, который в 962 был коронован в Риме в качестве императора Священной Римской империи. Оттон стремился заключить союз с Константинополем, и после двух безуспешных посольств в 972 ему все же удалось добиться для своего сына Оттона II руки Феофано, родственницы императора Иоанна I.
Внутренние достижения империи.
В период правления Македонской династии византийцы достигли впечатляющих успехов. Процветали литература и искусство. Василий I создал комиссию, которой было поручено пересмотреть законодательство и сформулировать его на греческом языке. При сыне Василия Льве VI был составлен сборник законов, известный как Базилики, частично основанный на кодексе Юстиниана и фактически его заменивший.
Миссионерство.
Не менее важное значение в этот период развития страны имела миссионерская деятельность. Начали ее Кирилл и Мефодий, которые в качестве проповедников христианства среди славян дошли до самой Моравии (хотя в конце концов область оказалась в сфере влияния католической церкви). Обитавшие по соседству с Византией балканские славяне приняли православие, хотя при этом не обошлось без недолгой размолвки с Римом, когда хитрый и беспринципный болгарский князь Борис, добиваясь привилегий для только что созданной церкви, ставил то на Рим, то на Константинополь. Славяне получили право проводить богослужения на родном языке (старославянском). Славяне и греки совместно обучали священников и монахов и переводили религиозную литературу с греческого языка. Приблизительно сто лет спустя, в 989, церковь добилась еще одного успеха, когда киевский князь Владимир принял христианство и установил тесные связи Киевской Руси и ее новой христианской церкви с Византией. Этот союз был скреплен браком родной сестры Василия Анны и князя Владимира.
Патриаршество Фотия.
В последние годы правления Аморийской династии и первые годы Македонской династии христианское единство было подорвано крупным конфликтом с Римом в связи с назначением Фотия, мирянина большой учености, патриархом Константинопольским. В 863 папа объявил назначение не имеющим законной силы, а в ответ в 867 церковный собор в Константинополе объявил о смещении папы.
ЗАКАТ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Крах 11 в.
После смерти Василия II Византия вступила в длившийся до 1081 период правления посредственных императоров. В это время над страной нависла внешняя угроза, которая в конце концов привела к потере империей большей части территории. С севера надвигались тюркоязычные кочевые племена печенегов, опустошившие земли к югу от Дуная. Но куда более сокрушительными для империи были потери, понесенные в Италии и Малой Азии. Начиная с 1016 на юг Италии в поисках удачи устремились норманны, служившие наемниками в бесконечных мелких войнах. Во второй половине века они начали вести завоевательные войны под предводительством честолюбивого Роберта Гвискара и очень быстро овладели всем югом Италии и изгнали арабов из Сицилии. В 1071 Роберт Гвискар занял последние остававшиеся у Византии крепости на юге Италии и, переправившись через Адриатическое море, вторгся на территорию Греции. Между тем участились набеги тюркских племен на Малую Азию. Уже к середине века Юго-Западная Азия была захвачена армиями сельджукских ханов, которые в 1055 завоевали ослабевший Багдадский халифат. В 1071 сельджукский правитель Алп-Арслан разбил византийскую армию во главе с императором Романом IV Диогеном в битве при Манцикерте в Армении. После этого поражения Византия так и не смогла оправиться, а слабость центральной власти привела к тому, что в Малую Азию хлынули турки. Сельджуки создали здесь мусульманское государство, известное как Румский ("Римский") султанат, со столицей в Иконии (совр. Конья). В свое время юная Византия сумела пережить вторжения арабов и славян в Малую Азию и Грецию. К краху 11 в. привели особые причины, никак не связанные с натиском норманнов и турок. История Византии между 1025 и 1081 отмечена пребыванием у власти исключительно слабых императоров и губительными раздорами между гражданской бюрократией в Константинополе и военной земельной аристократией в провинциях. После смерти Василия II трон перешел сначала к его бездарному брату Константину VIII (правил в 1025-1028), а потом к двум его пожилым племянницам, Зое (правила в 1028-1050) и Феодоре (1055-1056), последним представительницам Македонской династии. Императрице Зое не повезло с тремя мужьями и приемным сыном, которые недолго пребывали у власти, но все же опустошили имперскую казну. После смерти Феодоры политика Византии перешла под контроль партии, во главе которой стояло могущественное семейство Дука.
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ВИЗАНТИИ
В 395 г. Римская империя разделилась на Западную (столица – Рим) и Воcточную (столица – Константинополь). Первая империя прекратила свое существование в 476 г. под ударами германских племен. Восточная империя, или Византия просуществовала до 1453 г. Свое название Византия получила от древней греческой колонии г. Мегары, небольшого городка Византия, на месте которой император Константин
в 324-330 г. основал новую столицу Римской империи – Константинополь. Сами же византийцы называли себя «ромеями», а империю – «ромейской», потому долгое время столица называлась «Новым Римом».
Византия во многом являлась продолжением Римской империи, сохранив ее политические и государственные традиции. В то же время Константинополь и Рим стали двумя центрами политической жизни – «латинского» Запада и «греческого» Востока.
Устойчивость Византии имела свои причины, кроющиеся
в особенностях общественно-экономического и исторического развития. Во-первых, в состав Византийского государства входили экономически развитые регионы: Греция, Малая Азия, Сирия, Египет, Балканский полуостров (территория империи превышала 750 000 кв. км
с населением 50-65 млн человек), которые вели оживленную торговлю
с Индией, Китаем, Ираном, Аравией и Северной Африкой. Упадок хозяйства, основанного на рабовладельческом труде, здесь чувствовался не так сильно, как в Западном Риме, поскольку население находилось
в свободном или полусвободном состоянии. Сельское хозяйство строилось не на принудительном труде в виде крупных рабовладельческих латифундий, а на мелком крестьянском хозяйстве (общинное крестьянство). Потому мелкие хозяйства быстрее реагировали на конъюнктуру изменяющегося рынка и более оперативно, по сравнению с крупными хозяйствами, перестраивали свою деятельность. И в ремесле здесь основную роль играли свободные труженики. В силу этих причин восточные провинции менее западных пострадали от экономического кризиса III в.
Во-вторых, Византия, располагая большими материальными ресурсами, имела сильную армию, флот и крепкий разветвленный государственный аппарат, позволившие сдержать набеги варваров. Здесь была сильная императорская власть с гибким аппаратом управления.
В-третьих, Византия строилась на основе новой христианской религии, которая, по сравнению с языческой римской, имела прогрессивное значение.
Наибольшего могущества Византийская империя достигла
в правление императора Юстиниана I (527-565 г.), который провел обширные завоевания, и опять Средиземное море стало внутренним морем, на этот раз уже Византии. После же кончины монарха государство вступило в длительный кризис. Завоеванные Юстинианом страны были быстро потеряны. В VI в. начинаются столкновения со славянами,
а в VII в. – с арабами, которые в начале VIII в. отторгли у Византии Северную Африку.
В начале этого же века Византия с трудом начинает выходить из кризиса. В 717 г. к власти приходит Лев III по прозвищу Исавр, основавший Исаврийскую династию (717-802 г.). Он провел ряд реформ. Для изыскания средств по их осуществлению, а также на содержание армии и администрации, он решил ликвидировать монастырское землевладение. Это выразилось в борьбе с иконами, т. к. церковь была обвинена в язычестве – преклонении иконам. Власть использовала иконоборчество для укрепления своих политических и экономических позиций, для подчинения церкви и ее богатств. Издаются законы против почитания икон, расценивая это как идолопоклонство. Борьба с иконами давала возможность присваивать церковные сокровища – утварь, оклады икон, раки с мощами святых. Было также конфисковано 100 монас-тырских вотчин, земли которых были розданы крестьянам, а также в виде вознаграждения воинам за службу.
Эти действия укрепили внутреннее и внешнее положение Византии, которая присоединила к себе снова Грецию, Македонию, Крит, Южную Италию и Сицилию.
Во второй половине IХ в., и особенно в Х столетии, Византия достигает нового подъема, т. к. могущественный Арабский халифат постепенно распался на ряд самостоятельных феодальных государств и Византия отвоевывает от арабов Сирию и многочисленные острова на Средиземном море, а в начале ХI в. присоединяет и Болгарию.
В то время Византией правила Македонская династия (867-1056 г.), при которой оформились основы социально-централизованной ранне-феодальной монархии. При ней Киевская Русь в 988 г. принимает от греков христианство.
При следующей династии, Комнинов (1057-1059, 1081-1185 г.),
в Византии усиливается феодализация и завершается процесс закрепощения крестьян. При ней упрочивается феодальный институт прония
(«попечение»). Феодализация приводит к постепенному распаду государства, в Малой Азии появляются небольшие самостоятельные княжества. Осложняется и внешнеполитическое положение: с запада наступали норманны, с севера – печенеги, с востока – сельджуки. Спас Византию от турок-сельджуков первый крестовый поход. Византия сумела возвратить часть своих владений. Однако вскоре Византия и крестоносцы начали между собою борьбу. Константинополь в 1204 г. был взят крестоносцами. Византия распалась на ряд государств, слабо связанных друг с другом.
С приходом к власти династии Палеологов (1261-1453 г.) Византии удалось укрепиться, но ее территория заметно уменьшилась. Вскоре над государством нависла новая угроза со стороны турок-османов, распространивших свою власть над Малой Азией, доведя ее до берегов Мраморного моря. В борьбе с османами императоры стали нанимать иноземные войска, которые зачастую обращали свое оружие против нанимателей. Византия изнемогала в борьбе, усугубленной крестьянскими и городскими восстаниями. Государственный аппарат приходил в упадок, что приводит к децентрализации власти и ее ослаблению. Византийские императоры решают обратиться за помощью к католическому Западу. В 1439 г. подписывается Флорентийская уния, по которой восточная православная церковь подчинилась римскому папе. Однако Византия так и не получила реальной помощи от Запада.
По возвращении греков на родину уния была отвергнута большинством народа и духовенством.
В 1444 г. крестоносцы потерпели жесточайшее поражение от турок-османов, которые нанесли окончательный удар по Византии. Император Иоанн VIII вынужден был искать милости у султана Мурада II. В 1148 г. византийский император умирает. Последний византийский император Константин ХI Палеолог вступил в борьбу с новым султаном Мехмедом II Фатихом (Завоевателем). 29 мая 1453 г. под ударами турецких войск Константинополь был взят, а с его падением фактически прекратила свое существование и Византийская империя. Турция превращается в одну
из могущественных держав средневекового мира, а Константинополь становится столицей Османской империи – Стамбулом (от «Исламбол» – «изобилие ислама»).
Византийская империя получила свое название от древней мегарской колонии, небольшого городка Византия, на месте которого в 324-330 гг. император Константин основал новую столицу Римской империи, ставшую затем столицей Византии, - Константинополь. Название «Византия» появилось позже. Сами византийцы называли себя римлянами - «ромеями» ("Ρωματοι), а свою империю - «ромейской». Византийские императоры официально именовали себя «императорами ромеев» (ο αυτοχρατωρ των "Ρωμαιων), и столица империи долгое время называлась «Новым Римом» (Νεα "Ρωμη). Возникнув в результате распада Римской империи в конце IV в. и превращения ее восточной половины в самостоятельное государство, Византия во многом была продолжением Римской империи, сохранившим традиции ее политической жизни и государственного строя. Поэтому Византию IV - VII вв. нередко называют Восточной Римской империей.
Разделение Римской империи на Восточную и Западную, повлекшее за собой образование Византии, было подготовлено особенностями социально-экономического развития обеих половин империи и кризисом рабовладельческого общества в целом. Области восточной части империи, тесно связанные друг с другом издавна сложившейся общностью исторического и культурного развития, отличались своеобразием, унаследованным от эллинистической эпохи. В этих областях не получило столь широкого распространения, как на Западе, рабство; в экономической жизни деревни основную роль играло зависимое и свободное население - общинное крестьянство; в городах сохранилась масса мелких свободных ремесленников, труд которых конкурировал с рабским. Здесь не было столь резкой, непроходимой грани между рабом и свободным, как в западной половине Римской державы, - преобладали разнообразные переходные, промежуточные формы зависимости. В системе управления в деревне (община) и городе (муниципальная организация) удержалось больше формально-демократических элементов. В силу этих причин восточные провинции значительно менее западных пострадали от кризиса III в., подорвавшего основы экономики рабовладельческой Римской империи. Он не привел к коренной ломке прежних форм хозяйственного строя на Востоке. Деревня и поместье сохранили свои связи с городом, многочисленное свободное торгово-ремесленное население которого обеспечивало потребности местного рынка. Города не переживали столь глубокого экономического упадка, как на Западе.
Все это обусловило постепенное перемещение центра экономической и политической жизни империи в более богатые и в меньшей степени затронутые кризисом рабовладельческого общества восточные провинции.
Различия в социально-экономической жизни восточных и западных провинций империи вели к постепенному обособлению обеих половин империи, подготовившему в конечном итоге и их политическое разделение. Уже в период кризиса III в. восточные и западные провинции длительное время находились под властью различных императоров. В это время на Востоке вновь ожили и укрепились подавленные римским господством местные, эллинистические традиции. Временный выход империи из кризиса в конце III - начале IV в. и укрепление центральной власти не привели к восстановлению государственного единства. При Диоклетиане власть была поделена между двумя августами и двумя цезарями (тетрархия - четверовластие). С основанием Константинополя у восточных провинций появился единый политический и культурный центр. Создание константинопольского сената знаменовало консолидацию их господствующей верхушки - сенаторского сословия. Константинополь и Рим стали двумя центрами политической жизни - «латинского» Запада и «греческого» Востока. В буре церковных споров наметилось и размежевание восточной и западной церквей. К концу IV в. все эти процессы обозначились настолько явственно, что разделение в 395 г. империи между преемниками последнего императора единой Римской державы Феодосия - Гонорием, получившим власть над Западом, и Аркадием, ставшим первым императором Востока, было воспринято как естественное явление. С этого времени история каждого из образовавшихся государств пошла своим путем 1 .
Разделение империи позволило в полной мере раскрыться специфике социально-экономического, политического и культурного развития Византии. Константинополь строился как новая, «христианская», столица, свободная от груза старого, отживающего, как центр государства с более сильной императорской властью и гибким аппаратом управления. Здесь сложился сравнительно тесный союз императорской власти и церкви. Константинополь возник на грани двух эпох, - уходившей в прошлое античности и зарождавшегося средневековья. Энгельс писал, что «с возвышением Константинополя и падением Рима заканчивается древность» 2 . И если Рим был символом умиравшей античности, то Константинополь, хотя и воспринявший многие ее традиции, становился символом нарождавшейся средневековой империи.
В состав Византии вошла вся восточная половина распавшейся Римской империи. Она включала в себя Балканский полуостров, Малую Азию, о-ва Эгейского моря, Сирию, Палестину, Египет, Киренаику, о-ва Крит и Кипр, часть Месопотамии и Армении, отдельные районы Аравии, а также опорные владения на южном побережье Крыма (Херсон) и на Кавказе. Не сразу определилась граница Византии лишь в северо-западной части Балкан, где в течение еще некоторого времени после раздела продолжалась борьба между Византией и Западной Римской империей за Иллирик и Далмацию, отошедшие в первой половине V в. к Византии 3 .
Территория империи превышала 750 000 кв. км. На севере ее граница проходила по Дунаю до его впадения в Черное море 4 , затем - по побережью Крыма и Кавказа. На востоке она тянулась от гор Иберии и Армении, примыкала к рубежам восточного соседа Византии - Ирана, вела через степи Месопотамии, пересекая Тигр и Евфрат, и далее вдоль пустынных степей, населенных североарабскими племенами, на юг - к развалинам древней Пальмиры. Отсюда через пустыни Аравии граница выходила к Айле (Акабе) - на побережье Красного моря. Здесь, на юго-востоке, соседями Византии были образовавшиеся в конце III - начале IV в. арабские государства, южноарабские племена, Химьяритское царство - «Счастливая Аравия» 5 . Южная граница Византии шла от африканского побережья Красного моря, вдоль пределов Аксумского царства (Эфиопия), пограничных с Египтом областей, населенных полукочевыми племенами влеммиев (они жили по верхнему течению Нила, между Египтом и Нубией), и далее - на запад, по окраинам Ливийской пустыни в Киренаике, где с Византией граничили воинственные мавретанские племена авсуриан и макетов.
Империя охватывала области с разнообразными природно-климатическими условиями. Мягкий средиземноморский, местами субтропический, климат прибрежных районов постепенно переходил в континентальный климат внутренних районов с присущими ему резкими колебаниями температур, жарким и засушливым (особенно на юге и востоке страны) летом и холодной, снежной (Балканы, отчасти Малая Азия) или теплой, дождливой (Сирия, Палестина, Египет) зимой.
Большую часть территории Византии занимали горные или гористые области (Греция, включая Пелопоннес, Малая Азия, Сирия, Палестина). Сравнительно обширные равнинные пространства представляли собой некоторые придунайские районы: дельта Дуная, плодородная южнофракийская равнина, покрытое редким кустарником холмистое плоскогорье внутренней Малой Азии, полустепи-полупустыни востока империи. Равнинный рельеф местности преобладал на юге - в Египте и Киренаике.
Территория империи состояла преимущественно из областей с высокой земледельческой культурой. Во многих из них плодородные почвы позволяли выращивать по 2-3 урожая в год. Однако земледелие почти всюду было возможно лишь при условии дополнительного полива или орошения. Везде, где допускали условия, выращивались зерновые культуры - пшеница и ячмень. Остальные поливные или орошаемые земли были заняты под садово-огородные культуры, более засушливые - под виноградники и оливковые плантации. На юге была распространена культура финиковой пальмы. На пойменных лугах, а главным образом на покрытых кустарниками и лесами горных склонах, на альпийских высокогорных лугах и в полустепях-полупустынях востока было развито скотоводство.
Природно-климатические и водные условия определяли известные отличия в хозяйственном облике разных областей империи. Основным районом производства зерна был Египет. С IV в. второй житницей империи стала Фракия. Значительное количество зерна давали и плодородные речные долины Македонии и Фессалии, холмистой Вифинии, области Причерноморья, орошаемые Оронтом и Иорданом земли Северной Сирии и Палестины, а также Месопотамия.
Греция, острова Эгеиды, побережья Малой Азии, Сирии, Палестины - это были районы садово-огородных культур и винограда. Роскошными виноградниками и полями, засевавшимися хлебом, была богата даже горная Исаврия. Одним из крупнейших центров виноградарства являлась Киликия. Значительных размеров достигло виноградарство и во Фракии. Греция, Западная Малая Азия, внутренние районы Сирии и Палестины служили основными центрами оливководства. В Киликии и особенно Египте в большом количестве выращивался лен, а также стручковые (бобы), составлявшие пищу простого народа, Греция, Фессалия, Македония и Эпир славились своим медом, Палестина - финиковыми пальмами и фисташковыми деревьями.
В западных областях Балкан, во Фракии, внутренних районах Малой Азии, на степных пространствах Месопотамии, Сирии, Палестины, Киренаики было широко развито скотоводство. На невысоких, покрытых кустарниками склонах гор Греции и побережье Малой Азии разводили тонкошерстных коз. Внутренние районы Малой Азии (Каппадокия, степи Халкидики, Македония) были овцеводческими; Эпир, Фессалия, Фракия, Каппадокия - коневодческими; холмистые области Западной Малой Азии и Вифиния с их дубовыми лесами были главными районами свиноводства. В Каппадокии, в степях Месопотамии, Сирии и Киренаики разводились лучшие породы лошадей и вьючного скота - верблюдов, мулов. У восточных границ империи были распространены различные формы полукочевого и кочевого скотоводства. Славу Фессалии, Македонии и Эпира составлял изготовлявшийся здесь сыр - он назывался «дарданским». Малая Азия была одним из основных районов производства кож и кожаных изделий; Сирия, Палестина, Египет - льняных и шерстяных тканей.
Богата была Византия и природными ресурсами. Воды Адриатики, Эгейского моря, Черноморского побережья Малой Азии, особенно Понта, Финикии, Египта изобиловали рыбой. Значительны были и лесные массивы; в Далмации имелся превосходный строевой и корабельный лес 6 . Во многих областях империи были огромные залежи глины, применявшейся для производства керамических изделий; песка, пригодного для изготовления стекла (прежде всего Египет и Финикия); строительного камня, мрамора (особенно Греция, острова, Малая Азия), поделочных камней (Малая Азия). Империя располагала и значительными залежами полезных ископаемых. Железо добывалось на Балканах, в Понте, Малой Азии, в горах Тавра, в Греции, на Кипре, медь - в знаменитых Феннских рудниках Аравии; свинец - в Пергаме и на Халкидике; цинк - в Троаде; натр и квасцы - в Египте. Настоящей кладовой полезных ископаемых являлись балканские провинции, где добывалась основная масса потреблявшихся в империи золота, серебра, железа и меди. Немало полезных ископаемых было в области Понта, в византийской Армении (железо, серебро, золото) 7 . Железом и золотом империя была значительно богаче всех соседних стран. Однако олова и отчасти серебра ей не хватало: их приходилось ввозить из Британии и Испании.
На побережье Адриатики, из соленых озер Малой Азии и Египта получали соль. В достаточном количестве имелись в Византии и разные виды минерального и растительного сырья, из которого изготовлялись красители, гнались ароматические смолы; здесь были и ныне исчезнувшее растение сильфий, и шафран, и лакричный корень, и различные лекарственные растения. У побережья Малой Азии и Финикии добывалась раковина murex, служившая для приготовления знаменитой пурпурной краски.
Египет - дельта и берега Нила - был основным районом Средиземноморья, где произрастал особый тростник (ныне уже редко встречающийся в верховьях реки), из которого выделывался важнейший писчий материал того времени - папирус (он изготовлялся также в Сицилии).
Византия могла обеспечивать свои потребности почти во всех основных продуктах, а некоторые из них даже в значительном количестве вывозить в другие страны (зерно, масло, рыба, ткани, металл и металлические изделия). Все это создавало известную экономическую устойчивость в империи, позволяло вести достаточно широкую внешнюю торговлю как продуктами сельского хозяйства, так и ремесленными изделиями, ввозя преимущественно предметы роскоши и драгоценное восточное сырье, восточные пряности, ароматы, шелк. Территориальное же положение империи делало ее в IV-VI вв. монопольным посредником в торговле между Западом и Востоком.
Население огромной Византийской империи в IV-VI вв., по подсчетам некоторых исследователей, достигало 50-65 млн. 8 В этническом отношении Византия была пестрым объединением десятков племен и народностей, находившихся на разных стадиях развития.
Наиболее многочисленную часть ее населения составляли греки и эллинизированные местные жители негреческих областей. Греческий язык стал самым распространенным, а греки фактически - господствующей народностью. Кроме юга Балканского полуострова, чисто греческими по населению были острова, большая часть побережья византийской Африки и Западной Малой Азии. Очень значительным был греческий элемент в Македонии и Эпире.
Довольно много греков жило в восточной половине Балкан, на побережье Черного моря в Малой Азии, в Сирии, Палестине, Египте, где они составляли преобладающий процент городского населения.
Латинское население в восточной половине бывшей Римской империи отличалось сравнительной немногочисленностью. Значительным оно являлось лишь в северо-западных районах Балканского полуострова, на Адриатическом побережье Балкан и вдоль дунайской границы - до Дакии включительно. Довольно много римлян жило и в городах Западной Малой Азии. В остальных областях восточной половины империи романизация была весьма слабой, и даже представители наиболее образованной части местной знати обычно не знали латинского языка. Небольшие группы римлян - в несколько десятков, редко - сотен семей - сосредоточивались в наиболее крупных административных и торгово-ремесленных центрах. Несколько больше их было в Палестине.
Значительным и широко рассеянным по важнейшим областям империи являлось иудейское население. Жившие большой компактной массой на территории Палестины евреи и самаритяне, близкие по быту и вере к евреям, были многочисленны и в соседних провинциях - Сирии и Месопотамии. Крупные еврейские общины имелись в Константинополе, Александрии, Антиохии и других городах. Евреи сохраняли свою этническую самобытность, религию, язык. В период Римской империи сложилась огромная талмудическая литература на еврейском языке.
Большую группу населения Византии составляли жившие на северо-западе Балкан иллирийцы. Они в большей мере подверглись романизации, приведшей к распространению и установлению господства латинского языка и письменности. Однако и в IV в. у иллирийцев уцелели известные черты этнического своеобразия, особенно в сельских, горных районах. Они сохранили в основной своей массе свободу, сильную общинную организацию, дух независимости. Воинственное племя иллирийцев давало лучшие контингенты позднеримской и ранневизантийской армии. Иллирийский язык, употреблявшийся в разговорной речи, сыграл впоследствии немалую роль в формировании албанского языка.
На территории Македонии жили македоняне - довольно многочисленная народность, давно уже подвергшаяся интенсивной эллинизации и романизации.
Восточную половину Балканского полуострова населяли фракийцы - одна из наиболее крупных по численности народностей Балканского полуострова. Многочисленное свободное крестьянство Фракии жило общинами, в которых еще нередко удерживались остатки родовых отношений. Несмотря на сильную эллинизацию и романизацию Фракии, ее население и в IV в. настолько отличалось от населения эллинизированных областей Востока, что восточноримские писатели нередко называли Фракию «варварской страной». Свободные фракийские земледельцы и скотоводы, рослые, крепкие и выносливые, пользовались заслуженной славой едва ли не лучших воинов империи.
После утраты империей всей задунайской Дакии, на территории Византии осталось весьма немного дакийцев: они были переселены в пограничные области Мизии.
Начиная с середины III в. в этническом составе дунайских провинций произошли значительные изменения. С этого времени здесь стали селиться соседние с империей варварские племена: готы, карпы, сарматы, тайфалы, вандалы, аланы, певки, бораны, бургунды, тервинги, гревтунги, герулы, гепиды, бастарны 9 . Каждое из этих племен насчитывало десятки тысяч человек. В IV-V вв. приток варваров заметно усилился. Уже до этого, в III-IV вв., у окружавших империю племен германцев и сарматов, находившихся на разных стадиях разложения первобытнообщинных отношений, заметно развились производительные силы, стали складываться мощные союзы племен, что позволило варварам захватывать пограничные области слабевшей Римской империи.
Одним из наиболее крупных стал готский союз, объединивший в конце III - начале IV в. многие наиболее развитые, земледельческие, оседлые и полуоседлые племена Причерноморья, переходившие от первобытнообщинного строя к классовому. У готов были свои короли, многочисленная знать, существовало рабство. Восточноримские писатели считали их самыми развитыми и культурными из северных варваров. С конца III - начала IV в. среди готов начинает распространяться христианство.
К середине IV в. союзы племен вандалов, готов, сарматов окрепли и усилились. По мере развития земледелия и ремесла их походы на империю предпринимались уже не столько ради добычи и пленных, сколько для захвата плодородных, пригодных для обработки земель. Правительство, будучи не в силах сдержать напор варваров, вынуждено было предоставлять им опустошенные пограничные территории, возлагая затем на этих поселенцев оборону государственных рубежей. Особенно усилился натиск готов на дунайские границы империи во второй половине IV в., преимущественно с 70-х годов, когда их стали теснить продвигавшиеся из Азии полудикие кочевники - гунны. Разгромленные готы, сарматы, кочевники-аланы придвинулись к Дунаю. Правительство разрешило им перейти границу и занять пустующие пограничные области. Десятки тысяч варваров были расселены в Мизии, Фракии, Дакии. Несколько позже они проникли в Македонию и Грецию, частично осели в малоазийских областях - во Фригии и Лидии. Остготы поселились в западных придунайских районах (Паннония), вестготы - в восточных (Северная Фракия).
В V в. гунны достигли пределов империи. Они подчинили себе многие варварские народы и создали мощный союз племен. В течение нескольких десятилетий гунны нападали на балканские провинции империи, доходя до Фермопил. Фракия, Македония и Иллирик были опустошены их набегами.
Массовые вторжения и заселение варварами балканских земель привели к значительному сокращению греческого, эллинизированного и романизированного населения этих провинций Византии, к постепенному исчезновению македонской и фракийской народностей.
Раздираемый внутренними противоречиями гуннский союз племен распался в 50-х годах V в. (после смерти Аттилы). Остатки гуннов и подвластных им племен удержались на территории империи. Гепиды населяли Дакию, готы - Паннонию. Они заняли ряд городов, из которых ближайшим к империи был Сирмий, а отдаленнейшим - Виндомина, или Виндобона (Вена). Много гуннов, сарматов, скиров, готов было поселено в Иллирике и Фракии.
С конца V в. в византийские владения начали проникать другие племена, подступившие к границам империи, - протоболгары-тюрки - кочевники, переживавшие процесс разложения первобытнообщинных отношений, и земледельческие племена славян, поселения которых в конце V в. появляются у дунайских границ империи.
К моменту образования Византии процесс эллинизации коренного населения во внутренних восточных областях Малой Азии был еще далеко не завершен. Авторы IV-V вв. с пренебрежением описывают примитивный деревенский быт жителей этих областей. Известное значение сохраняли многие местные языки. Лидийцы, имевшие в прошлом развитую цивилизацию и государственность, обладали своей письменностью. Местные языки были распространены в Карий и Фригии. Фригийский язык еще в V-VI вв. существовал как разговорный. Этническую самобытность сохраняли и жители Галатии и Исаврии, население которой только в IV-V вв. было подчинено власти византийского правительства. В Каппадокии эллинизация серьезно затронула лишь высшие слои местного населения. Основная масса сельских жителей в IV в. продолжала говорить на местном, арамейском, языке, хотя официальным языком служил греческий.
В восточной части Понта, в Малой Армении и Колхиде обитали различные местные племена: цаны (лазы), албаны, абазги. У многих племен, населявших пограничные балканские районы и области Малой Азии, удерживались пережитки родовых отношений.
Еще в IV-V вв. воинственное племя исавров жило кланами, подчиняясь своим родовым и племенным вождям и мало считаясь с властью правительства.
После раздела в 387 г. Армянского государства Аршакидов в состав Византии вошла приблизительно четвертая его часть: Западная (Малая) Армения, Внутренняя Армения и автономные княжества. Армяне, прошедшие к этому времени многовековой путь исторического развития, переживали в IV-V вв. период разложения рабовладельческих и зарождения феодальных отношений. В конце IV в. Месропом Маштоцем был создан армянский алфавит, и в V в. происходило активное развитие армянской литературы, искусства, театра. Пользуясь распространением христианства в Армении, Византия стремилась овладеть всеми армянскими землями, за которые вела борьбу с Ираном. В IV-V вв. армянское население появилось и в других областях и городах империи. В то же время Византия, опираясь на некоторые пункты кавказского побережья, добивалась укрепления своего влияния в Грузии, где с IV в. также распространялось христианство. Грузия разделялась Лихским хребтом на два царства: Лазику (древняя Колхида) - на западе и Картли (древняя Иберия) - на востоке. Хотя Иран в IV-V вв. упрочил свою власть в Иберии, в Западной Грузии укрепилось государство лазов, связанное с Византией. В Предкавказье, на побережье Черного и Азовского морей, Византия имела влияние среди адыго-черкесских племен.
Прилегающие к Каппадокии и Армении районы Месопотамии были населены арамеями, а области Осроены - арамейско-сирийскими и отчасти арабскими кочевниками. Смешанным - сирийско-греческим - было и население Киликии. На границах Малой Азии и Сирии, в горах Ливана, жило многочисленное племя мардаитов.
Подавляющее большинство жителей византийской Сирии составляли семиты-сирийцы, имевшие свой язык и сложившиеся культурно-исторические традиции. Лишь очень небольшая часть сирийцев подверглась более или менее глубокой эллинизации. Греки здесь жили только в крупных городах. Деревня и более мелкие торгово-ремесленные центры были почти целиком населены сирийцами; из них состояла также и значительная прослойка населения больших городов. В IV в. продолжался процесс формирования сирийской народности, оформлялся сирийский литературный язык, появилась яркая и самобытная литература. Главным культурным и религиозным центром сирийского населения империи стала Эдесса.
В юго-восточных пограничных областях Византии, на восток от Сирии, Палестины и Южной Месопотамии, начиная с Осроены и далее на юг обитали арабы, ведшие полукочевой и кочевой образ жизни. Часть их более или менее прочно обосновалась в пределах империи, подверглась влиянию христианства, другая - продолжала кочевать у ее границ, время от времени вторгаясь на византийскую территорию. В IV-V вв. происходил процесс консолидации арабских племен, складывалась арабская народность, шло развитие арабского языка и письменности. В это время сложились более или менее крупные объединения племен - государства Гассанидов и Лахмидов; за влияние на них боролись Иран и Византия.
В Киренаике господствующей прослойкой, концентрировавшейся в городах, являлись греки, эллинизированная местная верхушка и небольшое число римлян. Известную часть торговцев и ремесленников составляли иудеи. Абсолютное же большинство сельского населения принадлежало к коренным жителям страны.
Этнически чрезвычайно разнообразным было также население византийского Египта 10 . Здесь можно было встретить римлян, сирийцев, ливийцев, киликийцев, эфиопов, арабов, бактрийцев, скифов, германцев, индийцев, персов и т. д., но основную массу жителей составляли египтяне - их принято называть коптами - и очень уступавшие им по численности греки и иудеи. Коптский язык был главным средством общения коренного населения, многие египтяне не знали и не хотели знать греческого языка. С распространением христианства возникла религиозная по содержанию коптская литература, приспособленная к народным вкусам. Вместе с тем развилось самобытное коптское искусство, оказавшее большое влияние на формирование византийского искусства. Копты ненавидели эксплуататорское Византийское государство. В исторических условиях того времени этот антагонизм принимал религиозную форму: вначале копты-христиане противостояли эллинизированному населению - язычникам, затем копты-монофиситы - грекам-православным.
Разноплеменный состав населения Византии оказывал определенное влияние на характер складывавшихся здесь социально-политических отношений. Предпосылок для образования единой «византийской» народности не было. Напротив, большие компактные этнические группы, которые жили в империи, сами представляли собой народности (сирийцы, копты, арабы и т. д.), находившиеся в процессе своего становления и развития. Поэтому по мере углубления кризиса рабовладельческого способа производства наряду с социальными обострялись и этнические противоречия. Отношения между населявшими империю племенами и народностями являлись одной из важнейших внутренних проблем в Византии. Господствующая греко-римская знать опиралась на известные элементы политической и культурной общности, сложившиеся в период эллинизма и существования Римской империи. Оживление эллинистических традиций в социальной, политической и духовной жизни и постепенное ослабление влияния традиций римских были одним из проявлений консолидации Восточной Римской империи. Используя общность классовых интересов господствующих слоев разных племен и народностей, а также эллинистические традиции и христианство, греко-римская аристократия стремилась упрочить единство Византии. В то же время проводилась политика разжигания противоречий между различными народностями с тем, чтобы таким образом удерживать их в подчинении. На протяжении двух - двух с половиной столетий Византии удалось сохранить свое владычество над коптами, семитами-сирийцами, иудеями, арамеями. В то же время на греческих и эллинизированных территориях, постоянно входивших в состав Восточной Римской империи, постепенно складывалось основное этническое ядро Византии.