Судан 1983. Народная армия освобождения судана. После провозглашения независимости

ЭФИОПИЯ И СУДАН

1983–1988 гг.

Свыше 1 миллиона человек погибли от голода, который достиг апогея между 1984 г. и 1986 г. Причинами его возникновения были как природные факторы, так и гражданские войны в Эфиопии и Судане.

Большая часть Африки не настолько подвержена засухе и голоду, как территория Азии. Но межплеменная рознь, неумение вести сельское хозяйство и гражданские войны усилили влияние голода в Африке на жизнь людей. Сейчас, в 90-х годах XX столетия, когда страны всего мира становятся богаче, 150 миллионов африканцев, по словам генерального директора Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН Эдварда Саумса, «пребывают в самой тяжелой экономической ситуации, испытывая дефицит продовольствия, который может привести к массовому голоду».

Даже в лучшие времена Африка, по европейским меркам, - бедный континент. Она находится в зависимости от сельскохозяйственного производства, которое обеспечивает пищей 12 миллионов людей в 12 странах. Используемые методы ведения сельского хозяйства давно устарели и часто вызывают прямо противоположный эффект. Например, страны, прилегающие к Сахаре (Чад, Нигер, Мавритания, Мали, Верхняя Вольта, Гамбия, Кабо-Верде), из-за наступления пустыни (в среднем 8 километров в год) теряют плодородные земли. Количество осадков за последние 20 лет уменьшилось на 25 процентов.

Отсутствие дождей - природный феномен, но наступление Сахары в значительной степени обусловлено неразумным ведением сельского хозяйства, избытком овец и других сельскохозяйственных животных. Юг Сахары, когда-то покрытый деревьями и пышной зеленью, превратился теперь в голую, изъеденную эрозией полупустыню.

В таких странах, как Зимбабве, ведущей восстановление своей экономики после 8 лет войны, с ее обширной северо-западной территорией, страдающей из года в год от засух, вряд ли в ближайшее время есть надежда на самообеспечение продуктами питания. Коррупция правительства в Гане привела к дефициту продовольствия для 10 миллионов человек.

Итак, Африка была и остается регионом, где в обозримом будущем голод еще долго будет править жизнью людей. Во всяком случае, до тех пор, пока населением будут управлять коррумпированные, ведущие войны правительства и правительственные кланы.

Ни одно государство в Африке не может более наглядно подтвердить драматизм ситуации на собственном примере, чем соседние страны: Эфиопия и Судан. С 1983 г. оба государства страдают от засухи, голода и гражданских войн. Их правительства проводят политику геноцида, используя голод. Обе страны когда-то разыгрывались в качестве пешек в противостоянии между Западом и Востоком. Точнее, между правительствами США и СССР, которые поддерживали местные правительства или воюющие группировки, чем еще более усугубляли общий беспорядок и нужду.

Стержневым годом стал 1983 г. Поскольку власть в Эфиопии захватило поддерживаемое СССР марксистское правительство, ООН потребовала заключить перемирие и положить конец вооруженному конфликту. Но в 1983 г. также началась гражданская война между Северным и Южным Суданом. Здесь поддерживаемое со стороны США правительство провозгласило себя демократическим, хотя входящие в него исламские фундаменталисты объявили о действии по стране законов шариата, чем вызвали эскалацию борьбы между арабскими мусульманами на севере, христианами и другими верующими на юге. Военные действия, засуха, голод (естественные и социальные причины) унесли в Судане с 1983 г. по 1988 г. более 1 миллиона жизней. И сейчас, когда пишутся эти строки, война и голод еще не закончились, хотя степень их остроты уменьшилась.

Чтобы разобраться в этом клубке бедствий, нужно вернуться на 20 лет назад.

В 1973 г. и 1974 г. сотни тысяч человек в Западной и Восточной Африке страдали от голода, а Западный мир был погружен в свои проблемы, связанные с экономическим кризисом, усугубленным драматическим повышением ОПЕК цен на нефть и нефтепродукты. В результате помощь голодающей Африке практически не оказывалась. Как считают многие аналитики, это привело к настоящему голодному мору, более тяжелому, чем следовало ожидать. Он достиг апогея в 1983–1986 гг. Фактически марксистское правительство Эфиопии ухватилось за высказанное учеными предположение и использовало его в качестве дымовой завесы, чтобы прикрыть свои затраты в 200 миллионов долларов на празднование 10-й годовщины прихода к власти, в то время как миллионы бедных эфиопов жили под угрозой голодной смерти, а сотни гибли ежедневно.

Ситуация сложилась таким образом, что проблему можно было успешно решить, обратившись в международные организации оказания помощи, которые в 1984 г. начали наступление на голод и болезни. Но постоянные миграции населения, связанные с передвижением беженцев из одной части страны в другую, сделали невозможным планирование. Поставки продовольствия могли оказаться в избытке в одной части страны, в то время как в другой их совершенно не хватало. Вопрос их перераспределения внутри страны вызывал большие сомнения, поскольку даже конвои под флагом ООН подвергались атакам со стороны сомалийских партизан.

Такие действия начались в 1980 г. В это время 1,8 миллиона человек из 5 миллионов голодающих в Эфиопии находились в провинции Огаден, где этнические сомалийцы проводили партизанские рейды на правительственные заставы и деревни. Часто подобные рейды совершались и в Гаму-Гофа, на юго-западе, где засуха была наиболее жестокой. За весь год там не выпало ни одного дождя. Официальные представители ООН, посетившие Гаму-Гофа, Байе, Харар и Валло, отметили, что 50 процентов поголовья скота из 600000 уже погибло от нехватки кормов.

На протяжении 1981–1982 гг. орошение было невозможно, поскольку реки пересохли. В то же время приливы Индийского океана стали более высокими и сделали воду солоноватой.

Даже при условии, что в некоторых африканских странах рынок был прекрасно развит, продуктов для торговли не хватало. Все больше и больше люди превращались в кочевников и бродили с одного места на другое, вспоминая о последних обильных дождях в зоне к югу от Сахары в 1968 г.

В Гане в 1983 г. январский горячий ветер дул в два раза дольше обычного. Он принес пожары, которые уничтожили поля и продовольственные склады. Вместе с засухой пожары стоили государству трети годового производства продовольствия.

Наконец, в середине 1983 г. большая часть мирового сообщества спохватилась и повела массированную борьбу с волной голода, охватившего Африку. В сентябре того же года ООН заставила правительство Эфиопии подписать перемирие с партизанами. Администрация США, во главе которой стоял Рейган, сначала противилась поставкам продовольствия марксистскому правительству Эфиопии, по потом решила оказать гуманитарную помощь и подняла расходы на оказание помощи, доведя их до 10 миллионов долларов.

В конце 1984 г. ООН в «Нью-Йорк таймс» напечатала сообщение о том, что предположительно около 7 миллионов эфиопов находятся на грани голода. Многие умирали от сопутствующих недоеданию болезней.

Отряды ООН выяснили, в каких ужасных условиях жило население страны последние 10 лет. Когда к власти пришло марксистское правительство (в результате правительственного переворота), оно не стало принимать мер для орошения земель, улучшения технологии ведения сельского хозяйства. В результате сельскохозяйственная деятельность на севере страны довела землю до жалкого состояния, вызвав почти полную эрозию почв. Площадь выбиваемых домашним скотом лесов сократилась. Но правительство так ничего и не предприняло. Если же и делало, то лишь ухудшая обстановку. С помощью принадлежащих ему корпораций сельскохозяйственного рынка правительство снизило закупочные цены на зерно, лишив крестьян стимула производить избыточный продукт и продавать его.

«Фактически многие крестьяне предпочитают из избытков зерна создавать запасы, а не продавать его правительству за бесценок, - заметил один из представителей ООН. - Лучше иметь дополнительные продукты, считают они, чем те крохи, которые получат от правительства».

Тем временем засуха продолжалась, и от голода ежедневно продолжали умирать сотни эфиопов. Ученые предполагали, что с мая 1984 г. по май 1985 г. умрет от нехватки еды полмиллиона человек.

«… Многие другие, особенно дети, будут страдать от голода на протяжении всей жизни, включая отставание в физическом и умственном развитии», - заявил выездной представитель британской организации содействия «Оксфам» Хай Гойдер.

Объезжающие лагеря работники служб, которые кормили десятки тысяч человек ежедневно, описывали состояние дел в печальных и жутких тонах. «Так, в Кореме ситуация улучшилась, - заметил член независимой организации «Спасения детей» Уильям Дей. - В центре распределения пищи, что в 350 километрах к северу от Аддис-Абебы, три недели назад ежедневно умирали 150 человек. Три дня назад (ноябрь 1984 г.) эта цифра снизилась до 40».

Это было лишь сравнительным улучшением, так как люди продолжали гибнуть от голода. В высокогорных лагерях Эфиопии было очень холодно. В результате там люди гибли и от переохлаждения. Не имея другого убежища, они выкапывали землянки и сооружали вокруг них каменные заборы. Это было единственной защитой от мороза и ветра. В лагерях свирепствовали болезни. Тиф, пневмония, дизентерия, минингит и корь уносили жизни сотен людей.

Пока правительства обвиняли друг друга в причине бедствия, гибель людей продолжалась. В лагеря начали прибывать кочевники. Они сооружали традиционные низкие хижины в форме капли - тукус, сделанные из циновок и палок. Одна из их женщин в Хараре (Восточная Эфиопия) сказала в декабре 1985 г. репортеру «Тайме»: «Все животные от засухи погибли, за три года мы лишились всего. У нас нет ни овец, ни коз, и мы ничего не сможем сделать, даже если пойдут дожди».

Такая безысходность охватила многих из 1,2 миллиона человек в Хараре, кого захватила длительная засуха. Один из представителей организации спасения «Взаимодействие» назвал ее «зеленым голодом». «На полях растет сорго, па нем нет ни единого зернышка. Кукуруза высохла на корню, так что в ближайшем будущем конца голоду не видно», - сделал он вывод.

К январю 1985 г. помощь Эфиопии со стороны США возросла до 40 миллионов долларов. Но правительство страны большую часть этих поставок использовало не по назначению. Продовольствие и одеяла были использованы в качестве приманки для предполагаемого переселения жителей из бедных перенаселенных районов севера в плодородные малонаселенные районы юга. Скрытой целью этого, несомненно, был геноцид. Изнуренные голодом и болезнями сотни тысяч беженцев умирали в дороге, обочины которой уже были усеяны трупами животных и людей.

Наконец, в 1986 г. начались дожди, засуха прекратилась. Но остальные проблемы с улучшением погодных условий не исчезли. «Нормальная» ситуация для Эфиопии означает импорт 15 процентов необходимого для потребностей страны продовольствия и обеспечение пищей 2,5 миллиона человек. (Во время пика голодного мора в течение 1984–1986 гг. получили пищу 6,5 миллиона человек.)

В январе 1987 г. лидер Эфиопии полковник Менгисту Хайле Мариам начал трехлетнюю борьбу за полное обеспечение страны продовольствием. Он сказал, что «голод оставил в истории страны и в душах его людей неизгладимый след».

Высокие слова. Но недоплата фермерам за их продукцию и ужас переселения января 1985 г., который еще должен был повториться, заставили работников ООН усомниться в способности эфиопского правительства справиться с бедностью, засухой и голодом. И не только это. В конце 1987 г. конвой ООН, сопровождавший продовольствие в провинциях Эритрея и Тигр, которые подверглись засухе, был атакован людьми из антиправительственной группировки Народный освободительный фронт Эритреи. Было подожжено 35 грузовиков, доставляющих продовольствие страдающим от голода эфиопам. Оно так и не попало по адресу.

Появились новые проблемы. Еще больший размах приобретает гражданская война в соседнем с Эфиопией Судане. Сотни тысяч беженцев из Судана стали переходить через западные границы Эфиопии. Десятки тысяч беженцев тысячи километров проходили пешком по дорогам Судана, которые, как несколько лет назад в Эфиопии, были усеяны трупами людей, умерших от голода или от пуль милиции.

Ввиду того, что правительство Судана являлось демократическим, администрация Рейгана прислала ему в виде помощи 1,7 миллиарда долларов. Свыше 1 миллиона долларов в день должны были расходоваться на распределение пищи среди голодающих. Но работники независимых организаций помощи не были допущены в страну, а обязанность распределять пищу была возложена на армию. В результате большая часть поставок осталась в армии и не дошла до голодающего населения.

Обстановка еще более обострилась в связи с обильными наводнениями, которые буквально парализовали страну в августе 1988 г. Когда вода спала, прибывшие в страну многочисленные представители ООН и агентств спасения увидели в этом запустении явные признаки геноцида.

Как и в Эфиопии, милиция перегоняла с места на место согнанные в стада тысячи людей. Многие из них умирали в дороге. Но в отличие от Эфиопии, где в этих передвижениях было какое-то разумное начало, в Судане ничего подобного не наблюдалось. Единственной целью являлась смерть людей. Горожан переселяли в деревни, сельское население сгоняли в города, но никто не мог выжить в непривычных условиях, поэтому они умирали.

Множились и болезни. Туберкулез выкашивал целые районы.

Наконец, в мае 1989 г. между Южным и Северным Суданом было заключено перемирие. Впервые за все время в страну был разрешен доступ Международному Красному Кресту. Продовольствие стало поступать в страну, но правительство не распределяло его среди населения. Назревал кризис. Приближались майские дожди. Когда они начнутся, дороги размоет и транспорт с продовольствием будет надолго задержан. Начались активные воздушные перевозки продовольствия, которые на какое-то время дали бедным странам, так сильно пострадавшим от засухи и голода, надежду, что разрухе и смерти будет положен конец.

Из книги Энциклопедический словарь (С) автора Брокгауз Ф. А.

Судан Судан или Белад-ес-Судан, также Нигриция – название значительной части сев. Африки, лежащей к Ю от Сахары. С. не имеет строгих географических границ и скорее обозначает целый ряд мусульманских государств, находящихся в большей или меньшей зависимости от Египта и

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Порт-Судан Порт-Судан, город в Судане, в провинции Кассала. 100,7 тыс. жителей (1969). Главный порт страны на Красном море (грузооборот около 3 млн. т в 1971). Ж.-д. станция. Нефтеперерабатывающий завод. Хлопчато-бумажная фабрика. Судоремонт. Вывоз хлопка, гуммиарабика, хлопко-семян,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭФ) автора БСЭ

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

Из книги Все страны мира автора Варламова Татьяна Константиновна

ВОЛЬПИН Михаил Давыдович (1902-1988); ЭРДМАН Николай Робертович (1900-1970), драматурги; АЛЕКСАНДРОВ Григорий Васильевич (1903-1983), кинорежиссер 146 * Под моим чутким руководством.К/ф «Волга-Волга» (1938), сцен. Вольпина, Эрдмана и Александрова, реж. Александров В фильме: «благодаря

Из книги Памятка гражданам СССР, выезжающим за границу автора Автор неизвестен

Судан Республика Судан Дата создания независимого государства: 1 января 1956 г.Площадь: 2,5 млн кв. кмАдминистративно-территориальное деление: 26 штатовСтолицы: ХартумОфициальный язык: арабскийДенежная единица: суданский динарНаселение: ок. 40 млн (2004)Плотность населения

Из книги Затерянные миры автора Носов Николай Владимирович

Эфиопия Федеративная Демократическая Республика Эфиопия Дата создания независимого государства: 26 октября 1896 г. (признание полной независимости Эфиопии Италией); 22 августа 1995 г. (провозглашение Федеративной Демократической Республики Эфиопия)Площадь: 1,1 млн кв.

Из книги Дайвинг. Красное море автора Рянский Андрей С.

Республика Судан Консульский отдел посольства: г. Хартум, блок А-10, ул. Нью Экстеншен, 5, п/о 1161, тел. 413-15, 408-70 (круглосуточно), телекс

Из книги Природные катастрофы. Том 2 автора Дэвис Ли

Народная Демократическая Республика Эфиопия Консульский отдел посольства: г. Аддис-Абеба, п/я 1500, тел. 11-20-61,

СУДАН Хартум, 4-5 августа 1988 г. Город Хартум в Судане был затоплен во время наводнения, вызванного разливом Нила 4 августа 1988 г. Более 100 человек утонули, сотни получили ранения, и более 1 миллиона человек остались без крыши над головой.* * *Хартум, расположенный в месте слияния

Из книги автора

Судан Судан - самая большая, самая жаркая и самая дружелюбная страна Африки. Простираясь на 3000 км с севера на юг и на 1500 км с запада на восток, Судан покажется путешественнику даже ещё более громадным благодаря плохим дорогам и суданской неспешности.Маршруты наших

Из книги автора

Эфиопия Древнейшая, беднейшая и свободнейшая страна Африканского континента.Является единственной страной Африки, которая за последние 5000 лет никогда не была колонизирована - только кратковременно оккупирована итальянцами в течение нескольких лет Второй мировой

Недавно на политической карте мира появилось новое государство - Южный Судан. Дипломаты и журналисты разных стран бодро рапортуют о том, что многолетняя гражданская война между севером и югом наконец-то закончилась и на северо-востоке Африки теперь установлены мир и спокойствие. Но так ли это на самом деле?

ИСТОКИ ВОЙНЫ ЗАЛОЖЕНЫ ЕВРОПОЙ

9 июля 2011 года Республика Южный Судан (РЮС) официально объявила о своей независимости. До этого 9-15 января 2011 года в новоиспеченной стране был проведен референдум, на котором 99% населения южной части тогда еще единого государства проголосовали за отделение от Хартума - столицы теперь уже Северного Судана, или просто Судана.

Обретение независимости Южным Суданом должно завершить переходный период, предусмотренный Всеобъемлющим мирным договором, который был подписан в 2005 году между правительством Судана и повстанцами юга - так называемым Суданским народно-освободительным движением. Этот мирный договор завершил вторую гражданскую войну, длившуюся в Судане 22 года, с 1983 по 2005 год. Причиной войны стала прежде всего политика исламизации, начатая правительством Судана в 1983 году. Результатом - война арабов Судана против исповедующих преимущественно христианство или сохранивших местные культы народов юга. Многолетняя гражданская война сопровождалась массовыми убийствами, голодом и эпидемическими заболеваниями. Ей предшествовала первая гражданская война в 1955-1972 годах.

В действительности причины конфликта в Судане лежат гораздо глубже, и их следует искать в колониальном прошлом этой многострадальной страны. На Берлинской конференции в 1884 году европейские державы навязали такие границы своим африканским колониям, что представители многих этнических групп, не имеющих ничего общего друг с другом, фактически оказались перемешаны между собой или, напротив, были разделены. В 1956 году Судан официально стал независимым государством. Но это не избавило его от проблем - сразу началась затяжная гражданская война между севером и югом. С самого начала существования независимого Судана жизнь этого государства осложняют территориальные споры с соседями, этнические и конфессиональные противоречия внутри страны.

ПОВТОРЕНИЕ УКРАИНСКОГО СЦЕНАРИЯ

По истечении месяца с момента признания независимости Южного Судана стало понятно: трудности в отношениях между севером и югом не закончились. Похоже, они только начинаются. Все дело в нефти. Власти Хартума всерьез обеспокоены потерей месторождений, которые расположены на территории десяти штатов Южного Судана. У них есть весомый козырь: добываемая на юге нефть по нефтепроводам, проходящим через северную часть Судана, доставляется в Порт-Судан, расположенный на Красном море. Поэтому северосуданские власти претендуют на значительную долю в нефтяных прибылях юга. Кроме того, северяне не хотят терять расположенный на стыке юга и севера район Абьей, где добывается более четверти суданской нефти. «Переговоры по этому вопросу продолжаются, но если представители племени динка в одностороннем порядке объявят, что Абьей принадлежит югу, может начаться война», - переходит к угрозам президент Судана Омар аль-Башир. Вопрос о принадлежности района Абьей и его месторождений должен был решиться на отдельном референдуме, но его проведение отложено.

Судан ежедневно добывает 500 тыс. баррелей нефти, при этом около 75% нефтедобычи приходится на месторождения на юге. Президент Судана Омар аль-Башир уже заявил, что не позволит Южному Судану после его отделения монопольно пользоваться доходами от добычи нефти.

Юг либо продолжит делиться добываемой нефтью с севером, или будет платить налоги и пошлины за использование нефтяной трубы, проходящей по территории севера, - только так, по мнению президента Судана, может быть решен вопрос о распределении доходов от нефтедобычи после разделения страны на два государства. В случае неуплаты пошлин югом, официальный Хартум готов перекрыть нефтяную трубу. В то же время, после отделения юга в июле этого года, Южный Судан наотрез отказывается от предложения властей севера делить доходы от нефтедобычи в течение нескольких лет.

В целом ситуация в суданских взаимоотношениях ухудшается по нескольким причинам, не только из-за раздела доходов от добычи нефти - властям севера и юга до сих пор не удалось договориться по многим важным вопросам, в частности по определению границ, принадлежности спорных пограничных районов.

Не добавляет оптимизма и намерение Омара аль-Башира продолжить исламизацию Судана. По словам суданского президента, 98% северян Судана исповедуют ислам, и поэтому они готовы построить сильное и монолитное исламское государство в Африке. Обеспокоенные исламизацией христиане-африканцы, проживающие на севере Судана, бегут в Южный Судан. Накануне январского референдума об отделении Южного Судана агентство ООН по делам беженцев сообщило, что с севера на юг страны в последние месяцы мигрировали более 120 тыс. человек. Их число в ближайшие годы скорее всего только увеличится.

НЕФТЯНОЕ МАРОДЕРСТВО

Северный Судан напоминает сегодня раненого зверя, которого лишили последней добычи. Оказавшись без нефти, Омар аль-Башир, похоже, готов пойти даже на самые крайние меры в погоне за нефтяными ресурсами. Поэтому он теперь может представлять серьезную опасность в регионе. Уже после провозглашения независимости Южного Судана аль-Башир заявил в интервью BBC, что готов применить силу для овладения спорным регионом Абьей.

Тем временем в этом районе постоянно происходят перестрелки между отрядами севера и юга. Напомним, что вооруженный конфликт из-за района Абьей длится с конца мая 2011 года. Армия Северного Судана с боем захватила этот спорный район и находится там до сих пор. В развязывании конфликта северяне и южане обвиняют друг друга.

Накануне провозглашения Южным Суданом независимости произошло очень важное событие, которое практически никак не было освещено в СМИ. Армия Северного Судана захватила нефтеносный район Куфра на юге Ливии, а также взяла под контроль город Джауф и шоссейную дорогу к центру нефтяных полей Сарир и Мисла.

Суданские военные взяли под свой контроль самое южное месторождение Ливии и теперь контролируют юго-восток этой североафриканской страны. Как пишут английские журналисты, «понятно, что суданцы получат теперь долю во вновь возрождающемся рынке ливийской нефти». Вызывает неподдельное удивление, почему ООН никак не отреагировала на эту ситуацию. Ведь совершенно очевидно, что имело место нарушение государственной границы с последующей военной оккупацией части независимого государства.

Логично предположить, что НАТО была как минимум в курсе намерений суданской армии, тем более что от суданской границы до Куфры немалое расстояние - 800 км. Вполне возможно, что между правительством Судана и НАТО было заключено негласное соглашение: западная коалиция предоставляет Хартуму южные нефтеносные месторождения на юге Ливии в обмен на мирное и тихое признание Южного Судана, к которому отходит большая часть нефтеносных районов некогда единого государства.

КТО БУДЕТ БИТЬСЯ ЗА СУДАН?

По оценкам некоторых экспертов, Судан обладает запасами нефти, сопоставимыми по объемам с резервами Саудовской Аравии, а еще огромными запасами природного газа, урана и меди. Было бы недальновидно рассматривать признание независимости Южного Судана только в контексте противоречий Хартума и Джубы в нефтяной сфере, игнорируя «китайский фактор» и американо-китайское соперничество в Африке. Начиная с 1999 года, только по официальным данным, Китай инвестировал в экономику Судана 15 млрд. долл. Китайская национальная нефтяная корпорация на сегодняшний день является самым крупным суданским иностранным инвестором, вложив 5 млрд. долл. в разработку нескольких нефтяных месторождений на юге Судана.

Появление независимой Республики Южный Судан на практике означает, что Поднебесной по поводу своих нефтепроектов теперь придется договариваться с администрацией Джубы, а не Хартума. А если вспомнить, что только западные демократии оказывали активную поддержку южанам в их стремлении к отделению от Хартума, тогда как Китай был заинтересован в единстве Судана ввиду налаженных контактов с администрацией Омара аль-Башира, то Пекину теперь придется непросто.

Показательно, что первыми из мировых держав новое государство признали Соединенные Штаты Америки и следом за ними Китай. Другой любопытный факт: наиболее тесные и дружеские отношения у правительства Южного Судана сложились с Угандой, которая является основным стратегическим партнером РЮС в совместной борьбе против угандийской националистической парахристианской повстанческой группировки «Армия сопротивления Господа». Между тем на сегодняшний день Уганда - главный проводник западных интересов на Африканском континенте. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» - эта древняя мудрость вполне применима и к Южному Судану. Можно не сомневаться, что в скором времени проамериканская ориентация Южного Судана проявится. Учитывая стремление США выдавить из Африки обосновавшийся там Китай, можно понять, в каком направлении будут развиваться процессы на северо-востоке Африки.

В опубликованном Стивеном Эллиотом сборнике документов «Сценарии дальнейших вторжений США. Официальные документы Пентагона» в числе вероятных целей для американского вторжения называются Иран, Пакистан, Узбекистан, Венесуэлу, Северную Корею, Сирию и Судан. Неспокойная ситуация в западной провинции Судана Дарфуре, где также находятся большие запасы нефти, дает повод американцам для «гуманитарного вмешательства».

По мнению американских военных, после многих лет неподчинения Хартума и провала гуманитарных миссий, кризис в Судане может разрешить только военная интервенция, поскольку все средства международной дипломатии в отношении Башира были исчерпаны. Повод для вмешательства, если верить этим документам, уже найден: совместная резолюция ООН и Африканского союза по объединенному миротворческому контингенту в Дарфуре (UNAMID) содержит наглядную программу для гуманитарной интервенции в Дарфур. США могут провести интервенцию, ссылаясь на то, что они проводят в жизнь уже существующую резолюцию, высказываются американские военные.

В феврале 2006 года Сенат США принял резолюцию, которая требовала введения в Дарфур войск НАТО и миротворческих сил ООН. Через месяц президент Джордж Буш-младший призвал к размещению усиленных подразделений НАТО в Дарфуре. Китай также проявляет большой интерес к этому региону. Так что «битва за Дарфур» еще предстоит.

Опыт проведения военных операций в Африке у Североатлантического альянса уже есть: в ноябре 1997 года на территории Германии НАТО провела маневры под кодовым названием «Союзные усилия». На этих учениях моделировалась следующая ситуация: идет война между двумя африканскими странами на одном из островов Юго-Восточной Африки, а миссия НАТО заключается в том, чтобы развести армии этих стран по поручению ООН.

В связи с нынешней ситуацией на Ближнем Востоке и в Северной Африке вызывают опасение слова бывшего верховного главнокомандующего вооруженными силами НАТО в Европе, американского генерала Уэсли Кларка, которые он произнес в 2007 году в эфире Voice of America: «Cпустя несколько недель я переспрашиваю генерала из Объединенного комитета начальников штабов США: Так что там решили? Наступаем мы на Ирак или нет? А он отвечает: «Ладно бы Ирак. Вот полюбуйся, что мне сегодня спустили сверху. В течение следующих пяти лет мы демонтируем семь стран. Начинаем с Ирака. Затем у нас в планах Сирия и Ливан, Ливия, Сомали, Судан. И заканчиваем в Иране». Так что, вполне возможно, что Судан - на очереди. Остается только немного подождать.

Президенты Северного Судана Омар Аль-Башир (cлева) и Южного Судана Салва Киир (справа) на церемонии в честь независимости Южного Судана в июле 2011 года.
Фото с сайта www.un.org

Недавно на политической карте мира появилось новое государство – Южный Судан. Дипломаты и журналисты разных стран бодро рапортуют о том, что многолетняя гражданская война между севером и югом наконец-то закончилась и на северо-востоке Африки теперь установлены мир и спокойствие. Но так ли это на самом деле?

ИСТОКИ ВОЙНЫ ЗАЛОЖЕНЫ ЕВРОПОЙ

9 июля 2011 года Республика Южный Судан (РЮС) официально объявила о своей независимости. До этого 9–15 января 2011 года в новоиспеченной стране был проведен референдум, на котором 99% населения южной части тогда еще единого государства проголосовали за отделение от Хартума – столицы теперь уже Северного Судана, или просто Судана.

Обретение независимости Южным Суданом должно завершить переходный период, предусмотренный Всеобъемлющим мирным договором, который был подписан в 2005 году между правительством Судана и повстанцами юга – так называемым Суданским народно-освободительным движением. Этот мирный договор завершил вторую гражданскую войну, длившуюся в Судане 22 года, с 1983 по 2005 год. Причиной войны стала прежде всего политика исламизации, начатая правительством Судана в 1983 году. Результатом – война арабов Судана против исповедующих преимущественно христианство или сохранивших местные культы народов юга. Многолетняя гражданская война сопровождалась массовыми убийствами, голодом и эпидемическими заболеваниями. Ей предшествовала первая гражданская война в 1955–1972 годах.

В действительности причины конфликта в Судане лежат гораздо глубже, и их следует искать в колониальном прошлом этой многострадальной страны. На Берлинской конференции в 1884 году европейские державы навязали такие границы своим африканским колониям, что представители многих этнических групп, не имеющих ничего общего друг с другом, фактически оказались перемешаны между собой или, напротив, были разделены. В 1956 году Судан официально стал независимым государством. Но это не избавило его от проблем – сразу началась затяжная гражданская война между севером и югом. С самого начала существования независимого Судана жизнь этого государства осложняют территориальные споры с соседями, этнические и конфессиональные противоречия внутри страны.

ПОВТОРЕНИЕ УКРАИНСКОГО СЦЕНАРИЯ

По истечении месяца с момента признания независимости Южного Судана стало понятно: трудности в отношениях между севером и югом не закончились. Похоже, они только начинаются. Все дело в нефти. Власти Хартума всерьез обеспокоены потерей месторождений, которые расположены на территории десяти штатов Южного Судана. У них есть весомый козырь: добываемая на юге нефть по нефтепроводам, проходящим через северную часть Судана, доставляется в Порт-Судан, расположенный на Красном море. Поэтому северосуданские власти претендуют на значительную долю в нефтяных прибылях юга. Кроме того, северяне не хотят терять расположенный на стыке юга и севера район Абьей, где добывается более четверти суданской нефти. «Переговоры по этому вопросу продолжаются, но если представители племени динка в одностороннем порядке объявят, что Абьей принадлежит югу, может начаться война», – переходит к угрозам президент Судана Омар аль-Башир. Вопрос о принадлежности района Абьей и его месторождений должен был решиться на отдельном референдуме, но его проведение отложено.

Судан ежедневно добывает 500 тыс. баррелей нефти, при этом около 75% нефтедобычи приходится на месторождения на юге. Президент Судана Омар аль-Башир уже заявил, что не позволит Южному Судану после его отделения монопольно пользоваться доходами от добычи нефти.

Юг либо продолжит делиться добываемой нефтью с севером, или будет платить налоги и пошлины за использование нефтяной трубы, проходящей по территории севера, – только так, по мнению президента Судана, может быть решен вопрос о распределении доходов от нефтедобычи после разделения страны на два государства. В случае неуплаты пошлин югом, официальный Хартум готов перекрыть нефтяную трубу. В то же время, после отделения юга в июле этого года, Южный Судан наотрез отказывается от предложения властей севера делить доходы от нефтедобычи в течение нескольких лет.

В целом ситуация в суданских взаимоотношениях ухудшается по нескольким причинам, не только из-за раздела доходов от добычи нефти – властям севера и юга до сих пор не удалось договориться по многим важным вопросам, в частности по определению границ, принадлежности спорных пограничных районов.

Не добавляет оптимизма и намерение Омара аль-Башира продолжить исламизацию Судана. По словам суданского президента, 98% северян Судана исповедуют ислам, и поэтому они готовы построить сильное и монолитное исламское государство в Африке. Обеспокоенные исламизацией христиане-африканцы, проживающие на севере Судана, бегут в Южный Судан. Накануне январского референдума об отделении Южного Судана агентство ООН по делам беженцев сообщило, что с севера на юг страны в последние месяцы мигрировали более 120 тыс. человек. Их число в ближайшие годы скорее всего только увеличится.

НЕФТЯНОЕ МАРОДЕРСТВО

Северный Судан напоминает сегодня раненого зверя, которого лишили последней добычи. Оказавшись без нефти, Омар аль-Башир, похоже, готов пойти даже на самые крайние меры в погоне за нефтяными ресурсами. Поэтому он теперь может представлять серьезную опасность в регионе. Уже после провозглашения независимости Южного Судана аль-Башир заявил в интервью BBC, что готов применить силу для овладения спорным регионом Абьей.

Тем временем в этом районе постоянно происходят перестрелки между отрядами севера и юга. Напомним, что вооруженный конфликт из-за района Абьей длится с конца мая 2011 года. Армия Северного Судана с боем захватила этот спорный район и находится там до сих пор. В развязывании конфликта северяне и южане обвиняют друг друга.

Накануне провозглашения Южным Суданом независимости произошло очень важное событие, которое практически никак не было освещено в СМИ. Армия Северного Судана захватила нефтеносный район Куфра на юге Ливии, а также взяла под контроль город Джауф и шоссейную дорогу к центру нефтяных полей Сарир и Мисла.

Суданские военные взяли под свой контроль самое южное месторождение Ливии и теперь контролируют юго-восток этой североафриканской страны. Как пишут английские журналисты, «понятно, что суданцы получат теперь долю во вновь возрождающемся рынке ливийской нефти». Вызывает неподдельное удивление, почему ООН никак не отреагировала на эту ситуацию. Ведь совершенно очевидно, что имело место нарушение государственной границы с последующей военной оккупацией части независимого государства.

Логично предположить, что НАТО была как минимум в курсе намерений суданской армии, тем более что от суданской границы до Куфры немалое расстояние – 800 км. Вполне возможно, что между правительством Судана и НАТО было заключено негласное соглашение: западная коалиция предоставляет Хартуму южные нефтеносные месторождения на юге Ливии в обмен на мирное и тихое признание Южного Судана, к которому отходит большая часть нефтеносных районов некогда единого государства.

КТО БУДЕТ БИТЬСЯ ЗА СУДАН?

По оценкам некоторых экспертов, Судан обладает запасами нефти, сопоставимыми по объемам с резервами Саудовской Аравии, а еще огромными запасами природного газа, урана и меди. Было бы недальновидно рассматривать признание независимости Южного Судана только в контексте противоречий Хартума и Джубы в нефтяной сфере, игнорируя «китайский фактор» и американо-китайское соперничество в Африке. Начиная с 1999 года, только по официальным данным, Китай инвестировал в экономику Судана 15 млрд. долл. Китайская национальная нефтяная корпорация на сегодняшний день является самым крупным суданским иностранным инвестором, вложив 5 млрд. долл. в разработку нескольких нефтяных месторождений на юге Судана.

Появление независимой Республики Южный Судан на практике означает, что Поднебесной по поводу своих нефтепроектов теперь придется договариваться с администрацией Джубы, а не Хартума. А если вспомнить, что только западные демократии оказывали активную поддержку южанам в их стремлении к отделению от Хартума, тогда как Китай был заинтересован в единстве Судана ввиду налаженных контактов с администрацией Омара аль-Башира, то Пекину теперь придется непросто.

Показательно, что первыми из мировых держав новое государство признали Соединенные Штаты Америки и следом за ними Китай. Другой любопытный факт: наиболее тесные и дружеские отношения у правительства Южного Судана сложились с Угандой, которая является основным стратегическим партнером РЮС в совместной борьбе против угандийской националистической парахристианской повстанческой группировки «Армия сопротивления Господа». Между тем на сегодняшний день Уганда – главный проводник западных интересов на Африканском континенте. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» – эта древняя мудрость вполне применима и к Южному Судану. Можно не сомневаться, что в скором времени проамериканская ориентация Южного Судана проявится. Учитывая стремление США выдавить из Африки обосновавшийся там Китай, можно понять, в каком направлении будут развиваться процессы на северо-востоке Африки.

В опубликованном Стивеном Эллиотом сборнике документов «Сценарии дальнейших вторжений США. Официальные документы Пентагона» в числе вероятных целей для американского вторжения называются Иран, Пакистан, Узбекистан, Венесуэлу, Северную Корею, Сирию и Судан. Неспокойная ситуация в западной провинции Судана Дарфуре, где также находятся большие запасы нефти, дает повод американцам для «гуманитарного вмешательства».

По мнению американских военных, после многих лет неподчинения Хартума и провала гуманитарных миссий, кризис в Судане может разрешить только военная интервенция, поскольку все средства международной дипломатии в отношении Башира были исчерпаны. Повод для вмешательства, если верить этим документам, уже найден: совместная резолюция ООН и Африканского союза по объединенному миротворческому контингенту в Дарфуре (UNAMID) содержит наглядную программу для гуманитарной интервенции в Дарфур. США могут провести интервенцию, ссылаясь на то, что они проводят в жизнь уже существующую резолюцию, высказываются американские военные.

В феврале 2006 года Сенат США принял резолюцию, которая требовала введения в Дарфур войск НАТО и миротворческих сил ООН. Через месяц президент Джордж Буш-младший призвал к размещению усиленных подразделений НАТО в Дарфуре. Китай также проявляет большой интерес к этому региону. Так что «битва за Дарфур» еще предстоит.

Опыт проведения военных операций в Африке у Североатлантического альянса уже есть: в ноябре 1997 года на территории Германии НАТО провела маневры под кодовым названием «Союзные усилия». На этих учениях моделировалась следующая ситуация: идет война между двумя африканскими странами на одном из островов Юго-Восточной Африки, а миссия НАТО заключается в том, чтобы развести армии этих стран по поручению ООН.

В связи с нынешней ситуацией на Ближнем Востоке и в Северной Африке вызывают опасение слова бывшего верховного главнокомандующего вооруженными силами НАТО в Европе, американского генерала Уэсли Кларка, которые он произнес в 2007 году в эфире Voice of America: «Cпустя несколько недель я переспрашиваю генерала из Объединенного комитета начальников штабов США: Так что там решили? Наступаем мы на Ирак или нет? А он отвечает: «Ладно бы Ирак. Вот полюбуйся, что мне сегодня спустили сверху. В течение следующих пяти лет мы демонтируем семь стран. Начинаем с Ирака. Затем у нас в планах Сирия и Ливан, Ливия, Сомали, Судан. И заканчиваем в Иране». Так что, вполне возможно, что Судан – на очереди. Остается только немного подождать.

Вопрос № 31

Новый виток кризиса в отношениях двух регионов Судана пришелся на начало 1980-х гг., когда Хартум фактически дезавуировал ключевые положения (ААС) Аддис-Абебское мирное соглашение. Южане ответили новым антиправительственным восстанием, что привело к началу второй в новейшей истории страны гражданской войны (1983-2005 гг.). Противником правительства выступило Суданское народно-освободительное движение (СНОД) во главе с мятежным полковником Дж. Гарангом , которое, в отличие от своих предшественников – повстанцев времен первой гражданской войны - на первом войны не выдвигало сепаратистских требований.

Главными причинами нового вооруженного восстания, таким образом, стали:

· ущемление центральным правительством Судана политической и культурной автономии южного региона;

· недовольство образованной части южносуданского общества авторитарными методами управления страной, к которым в 1970-х - начале 1980-х гг. систематически прибегало правительство Дж. Нимейри;

· протест Южного Судана против введения судопроизводства по шариату в масштабах всей страны;

· недовольство бывших участников движения «Анья-Нья» своим финансовым положением и карьерными перспективами в суданской армии.

· внешний фактор - заинтересованность стран-соседей Судана в дестабилизации южного региона страны и ослаблении правительства Нимейри.

В рассматриваемый период круг внешних сил, оказывавших воздействие на взаимоотношения Севера и Юга, постоянно менялся. В то же время можно выделить группу международных организаций и правительств зарубежных стран, которые в течение всего периода 1983-2011 гг. либо значительной его части имели наиболее серьезные рычаги влияния на ситуацию в Судане. К их числу относятся международные организации (ООН, ОАЕ, АС и ИГ АД), страны-соседи Судана (Эфиопия, Эритрея, Уганда, Египет, Ливия, Заир/ДРК и др.), США, Великобритания и, в меньшей степени, Франция как наиболее заинтересованные представители стран Запада, Европейский Союз, Китай, а также Саудовская Аравия и Иран как ключевые партнеры Хартума на Ближнем и Среднем Востоке. Россия, как и СССР в 1983-1991 гг., не была непосредственно вовлечена в суданские дела, однако ее статус и возможности как постоянного члена СБ ООН, а также позиция заинтересованного наблюдателя позволили стране быть одним из значимых игроков.

Интересы и мотивы вовлеченных в конфликт внешних акторов были разнообразны . Для одних на первом месте стояла заинтересованность в ресурсах Судана, в частности нефтяных и водных. Другие руководствовались интересами безопасности своих границ с южным регионом Судана, опасаясь дестабилизирующего воздействия суданского конфликта. Определенную роль играли геополитические и идеологические факторы: «холодная война», общая арабо-исламская идентичность, христианская солидарность и панафриканизм. Однако, помогая той или иной стороне конфликта, международные акторы руководствовались, прежде всего, своими практическими экономическими и политическими интересами, и лишь затем – идеологическими соображениями.

В годы вооруженного конфликта 1983-2005 гг. позиция Организации африканского единства и ее правопреемника Африканского союза по главной проблеме (о праве Юга Судана на самоопределение) и другим вопросам повестки дня переговоров была неоднозначной и непоследовательной. Общеафриканские организации, с одной стороны, подчеркивали нежелательность распада Судана, призывая стороны к сохранению единства страны, с другой - поддержали разнонаправленные инициативы в рамках переговорного процесса 1986-2005 гг. Непоследовательность позиций ОАЕ и АС не позволила им в полной мере реализовать свой потенциал участия в мирном урегулировании до самого окончания гражданской войны.

Начало войны

Нарушение Аддис-Абебского соглашения

Президент Судана Джафар Нимейри попытался взять под свой контроль нефтяные месторождения на юге страны, которые были обнаружены в 1978, 79 и 82 годах.

Исламские фундаменталисты на севере страны были недовольны положениями Аддис-Абебского соглашения, которые обеспечивали религиозную свободу на юге страны христианам и язычникам. Позиции исламистов постепенно укреплялись и в 1983 году президент Судана объявил о том, что Судан становится исламской республикой и ввёл шариат на всей территории страны

Народная армия освобождения Судана была основана в 1983 году группой повстанцев для борьбы с правительством Судана с целью восстановления автономии Южного Судана. Группа позиционировала себя как защитник всех угнетённых граждан Судана и выступала за единый Судан. Лидер НАОС Джон Гаранг критиковал правительство за проводимую политику, которая вела к распаду страны.

В сентябре 1984 года президент Нимейри объявил о прекращении чрезвычайного положения и ликвидации чрезвычайных судов, но вскоре обнародовал новый судебный акт, который продолжал практику чрезвычайных судов. Несмотря на публичные заверения Нимейри о том, что права немусульман будут уважать, южане и другие немусульмане относились к этим заявлениям крайне подозрительно.

В начале 1985 года в Хартуме ощущалась острая нехватка топлива и продовольствия, засуха, голод и эскалация конфликта на юге страны привели к тяжёлой внутриполитической ситуации в Судане. 6 апреля 1985 года генерал Абдель ар-Рахман Свар ад-Дагаб с группой старших офицеров совершил государственный переворот. Они не одобряли попыток тотальной исламизации Судана. Конституция 1983 года была отменена, правящая партия Суданский социалистический союз распущена, бывший президент Нимейри отправился в изгнание, однако законы шариата отменены не были. После этого был создан переходный военный совет во главе с Сивар ад-Дагабом. После этого было сформировано временное гражданское правительство, которое возглавил Аль-Джазули Даффаллах. В апреле 1986 года в стране прошли выборы, после которых было сформировано новое правительство во главе с Садиком аль-Махди из партии «Умма». Правительство состояло из коалиции партии «Умма», Демократического союза, Национального исламского фронта Хасана Тураби. Эта коалиция была распущена и изменялась несколько раз в течение нескольких лет. Премьер-министр Садик аль-Махди и его партия играли центральную роль в Судане в это время.

Переговоры и эскалация

В мае 1986 года правительство Садика аль-Махди начало мирные переговоры с НАОС во главе с Джоном Гарангом. В течение года представители Судана и НАОС встречались в Эфиопии и договорились о скорой отмене законов шариата и проведении конституционной конференции. В 1988 году НАОС и Демократический союз Судана договорились о проекте плана мирного урегулирования, включающего отмену военных соглашений с Египтом и Ливией, отмену шариата, отмену чрезвычайного положения и прекращение огня.

Однако из-за обострения обстановки в стране и тяжёлой экономической ситуации в ноябре 1988 года премьер-министр аль-Махди отказался одобрить план мирного урегулирования. После этого Демократический союз Судана вышел из правительств а, после чего в правительстве остались представители исламских фундаменталистов.

В феврале 1989 года под давлением армии аль-Махди сформировал новое правительство, призвав членов Демократического союза, и принял план мирного урегулирования. Конституционная конференция была назначена на сентябрь 1989 года.

Совет революционного командования национального спасения

30 июня 1989 года в Судане произошёл военный переворот под руководством полковника Омара аль-Башира. После этого был создан «Совет революционного командования национального спасения» , который возглавил аль-Башир. Он также стал министром обороны и главнокомандующим вооружёнными силами Судана. Омар аль-Башир распустил правительство, запретил политические партии, деятельность профсоюзов и других «нерелигиозных» учреждений, ликвидировал свободную прессу. После этого в Судане снова началась политика исламизации страны.

Уголовный закон 1991 года

В марте 1991 года в Судане был опубликован Уголовный закон, который предусматривал наказания по законам шариата , включая ампутации рук. Первоначально эти меры практически не использовались на юге страны, однако в 1993 году правительство начало замену немусульманских судей в южной части Судана . Помимо этого была создана полиция общественного порядка для контроля за соблюдением норм шариата, которая следила за правопорядком.

Разгар войны

Под контролем Народной армии освобождения Судана находились часть экваториальных территорий, Бахр-эль-Газаль, Верхний Нил. Также подразделения повстанцев были активны в южной части Дарфура, Кордофана и Голубого Нила. Под контролем правительственных сил были крупные города на юге: Джуба, Вау и Малакаль.

В октябре 1989 года после перемирия боевые действия возобновились. В июле 1992 года правительственные войска в ходе крупномасштабного наступления взяли под контроль южную часть Судана и захватили штаб-квартиру НАОС в Торите .

Под предлогом борьбы с повстанцами суданское правительство разместило значительные армейские и полицейские силы в южных районах страны. Однако часто эти силы совершали атаки и налёты на деревни с целью получения рабов и скота. В ходе этих боевых действий, по разным оценкам, около 200 000 южносуданских женщин и детей было захвачено и обращено в рабство суданскими вооружёнными силами и иррегулярными проправительственными группировками (Народная армия обороны).

Разногласия в НАОС

В августе 1991 года в НАОС начались внутренние раздоры и борьба за власть. Часть повстанцев отделились от армии освобождения Судана. Лидера НАОС Джона Гаранга попытались свергнуть с поста руководителя. Всё это привело к появлению в сентябре 1992 года второй фракции повстанцев (во главе с Уильямом Бани ), а в феврале 1993 года третьей (во главе с Керубино Боли ). 5 апреля 1993 года в Найроби (Кения) лидеры отделившихся повстанческих фракций заявили о создании коалиции .


Похожая информация.


Говорят, что самые страшные ссоры - это ссоры между близкими людьми, родственниками. Одни из самых тяжелых и кровопролитных войн - гражданские.

Серия гражданских войн между католиками и протестантами шли 36 лет

Серия гражданских войн между католиками и протестантами шли с 1562 по 1598 годы. Гугенотов поддерживали Бурбоны, католиков - Екатерина Медичи и партия Гизов. Началась с нападения на гугенотов в Шампани 1 марта 1562 года, организованного герцогом де Гиз. В ответ принц де Конде взял город Орлеан, который стал оплотом гугенотского движения. Поддержку протестантам оказывала королева Великобритании, за католические силы выступали король Испании и Папа Римский.

Первое мировое соглашение было заключено после гибели лидеров обеих воюющих групп, был подписан Амбуазский мир, затем подкрепленный Сен-Жерменским эдиктом, который гарантировал свободу вероисповедания в определенных округах. Конфликт это, впрочем, не решало, а переводило в разряд замороженных. В дальнейшем игра условиями этого эдикта приводила к возобновлению активных действий, а плохое состояние королевской казны к их затуханию. Сен-Жерменский мир, подписанный в пользу гугенотов, сменился страшной резней протестантов в Париже и других французских городах - Варфоломеевской ночью.

Лидер гугенотов Генрих Наваррский вдруг становился королем Франции, приняв католичество (ему приписывают знаменитую фразу «Париж стоит мессы»). Именно этому королю, с весьма экстравагантной репутацией, удалось объединить государство и закончить эпоху страшных религиозных войн.

Гражданская война в России 1917−1922

Итогом Гражданской войны стало бегство из России интеллектуальной элиты

Началом Гражданской войны считают переселение первых групп противников едва установившейся большевистской власти на юг России, где стали формироваться «белые» отряды из бывших офицерских чинов и добровольцев, не признававших итоги большевистской революции (или большевистского переворота). В составе антибольшевистских сил были, конечно, самые разные люди - от республиканцев до монархистов, от одержимых безумцев, до борцов за справедливость. Они притесняли большевиков со всех сторон - и с юга, и с запада, и со стороны Архангельска и, конечно, с Сибири, где обосновался адмирал Колчак, ставший одним из ярчайших символов белого движения и белой диктатуры. На первом этапе с учетом поддержки иностранных сил и даже прямой военной интервенции белые одерживали определенный успех. Лидеры большевиков даже думали об эвакуации в Индию, однако смогли переломить ход борьбы в свою пользу.

Начало 20-х - это уже отступление и окончательное бегство белых, жесточайший большевистский террор и страшные преступления антибольшевистских маргиналов вроде фон Унгерна. Итогом Гражданской войны стало бегство из России значительной части интеллектуальной элиты, капитала. Для многих - с надеждой на скорое возвращение, которое фактически так и не состоялось. Сумевшие устроиться в эмиграции, за редким исключением, так и остались за рубежом, подарив своим потомкам новую родину.

Гражданская война в Китае 1927−1950

Противостояние войск Гоминьдана и коммунисов шло в течение почти 25 лет

Противостояние войск Гоминьдана и коммунистических сил упорно шло в течение почти 25 лет - с 1927 по 1950 годы. Началом служит «Северный поход» Чан Кайши - националистического лидера, который собирался подчинить себе северные территории, контролировавшиеся Бэйянскими милитаристами. Это группа, основанная на боеспособных частях армии Империи Цин, но она представляла собой довольно разрозненные силы, быстро сдающие позиции Гоминьдану. Новый виток гражданскому противостоянию возник из-за конфликта Гоминьдана с коммунистами. Эта борьба ожесточилась в результате борьбы за власть, в апреле 1927 года произошла «Шанхайская резня», подавление коммунистических выступлений в Шанхае. Во время еще более жестокой войны с Японией внутренние распри поутихли, но о борьбе ни Чан Кайши, ни Мао Цзэдун не забыли и после окончания второй мировой Гражданская война в Китае возобновилась. Националистов поддерживали американцы, коммунистов, что не удивительно - СССР.

К 1949 году фронт Чан Кайши фактически развалился, он сам сделал официальное предложение о мирных переговорах. Условия, выдвинутые коммунистами, отклика не нашли, сражения продолжились, а гоминьдановская армия оказалась разделенной.

1 октября 1949 года была провозглашена Китайская народная республика, коммунистические войска постепенно подчиняли себе один регион за другим. Одним из последних был присоединен Тибет, вопрос о независимости которого периодически ставится и сегодня.

Гражданская война в Гватемале 1960−1996

Среди примкнувших к повстанцам в Гватемале были индейцы-майя

Началом противостояния стал государственный переворот, во время которого был смещен президент страны Хакобо Арбенс. Выступление военных, впрочем, было довольно быстро подавлено, но значительная их часть покинула страну, начав подготовку партизанского движения. Именно ей и предстояло сыграть основную роль в этой долгой войне. Среди примкнувших к повстанцам были индейцы-майя, это привело к тяжелой реакции против индейских деревень вообще, говорят даже об этнических чистках майя.

В 1980-м действовало уже четыре фронта гражданской войны, их линия проходила как по западу и востоку страны, так и по северу, и по югу. Повстанческие группировки скоро оформились в Гватемальское национальное революционное единство, их борьбу поддерживали кубинцы, с ними нещадно боролась гватемальская армия.

В 1987 году в решении конфликта пытались принять участие президенты и других центральноамериканских государств, через них осуществлялся диалог и предъявление требований воюющих сторон. Серьезное влияние в деле переговоров получила и Католическая церковь, способствовавшая формированию Комиссии национального примирения.

В 1996 году был заключен «Договор о прочном и длительном мире». По некоторым данным, война унесла жизни 200 тысяч человек, большинство из которых - индейцы-майя. Около 150 тысяч пропали без вести.

Гражданская война в Судане 1955−1972, 1983−2005

Первая и вторая войны в Судане случились с перерывом в 11 лет

Первая и вторая войны в Судане случились с перерывом в 11 лет. Обе разразились из-за конфликта между христианами юга и мусульманами севера. Одна часть страны в прошлом контролировалась Великобритании, другая - Египтом. В 1956 году Судан получил независимость, госучреждения были размещены в северной части, что создавало серьезный перекос влияния внутри нового государства. Обещания федеративного устройства, данные арабами в правительстве Хартума, не были воплощены, христиане юга восстали против мусульман, а жестокие карательные акции лишь разожгли огонь Гражданской войны. Бесконечная череда новых правительств не была способна справиться с этническими трениями и экономическими проблемами, повстанцы Южного Судана захватывали селения, но не обладали достаточными силами для нормального контроля своих территорий.

В результате Аддис-абебского соглашения 1972 года признавало за югом автономию и армию страны, которая включала в себя и мусульман и христиан, примерно в равных пропорциях. Следующий виток продолжался с 1983 по 2005 год и была гораздо более зверской по отношению к мирному населению. По оценке международных организаций, жертвами стали около 2 миллионов человек. В 2002 году начался процесс подготовки мирного соглашения между представителями Армии освобождения Судана (Юг) и правительством Судана. Он предполагал 6 летнюю автономию и последующий референдум о независимости Южного Судана. 9 июля 2011 был провозглашен суверенитет Южного Судана