Жизнь и творчество кондратия федоровича рылеева. Кондратий Федорович Рылеев (краткая биография). Кондратий Федорович Рылеев краткая биография

03.02.2023 Новости

Русский поэт-декабрист.

Кондратий Федорович Рылеев родился 18 (29) сентября 1795 года в усадьбе Софийского уезда Санкт-Петербургской губернии (ныне в ) в семье подполковника Федора Андреевича Рылеева (ум. 1814), главноуправляющего имениями князя , перешедшими после его смерти в 1810 году к его жене В. В. Голицыной.

В 1801-1814 годах К. Ф. Рылеев воспитывался в 1-м Кадетском корпусе в , в 1814 году был выпущен из корпуса прапорщиком в 1-ю конную роту 1-й резервной артиллерийской бригады. В 1814-1815 годах принимал участие в заграничных походах русской армии.

По окончании войны К. Ф. Рылеев вместе с ротой квартировал в местечке Ретово Россиенского уезда Виленской губернии (ныне в Литве), а затем в селах и Острогожского уезда Воронежской губернии (ныне в ). В 1818 году вышел в отставку в чине подпоручика.

С 1819 года К. Ф. Рылеев жил в . С 1821 года он служил в заседателем от дворянства в Петербургской палате уголовного суда, с весны 1824 года занимал должность правителя дел канцелярии Российско-Американской компании.

В 1823 году К. Ф. Рылеев стал членом Северного общества декабристов, возглавив затем наиболее радикальную часть. В своих политических взглядах под влиянием эволюционировал от умеренных конституционно-монархических к республиканским.

С 1819 года К. Ф. Рылеев сотрудничал в журналах («Невский зритель», «Благонамеренный», «Сын отечества», «Соревнователь просвещения и благотворения» и др.). Литературную известность ему принесла сатира «К временщику» (1820), направленная против . В 1821 году К. Ф. Рылеев вступил в Вольное общество любителей российской словесности (другое название - Общество соревнователей просвещения и благотворения). В 1823-1825 годах вместе с А. А. Бестужевым он издавал альманах «Полярная Звезда».

В 1821-1823 годах К. Ф. Рылеевым был создан цикл исторических песен «Думы» (1825): «Олег Вещий», «Мстислав Удалый», «Смерть », «Иван Сусанин», « в Острогожске», « » и др. Обращаясь к героическому прошлому , поэт переосмыслял его в духе собственных гражданских идеалов.

Центральное произведение К. Ф. Рылеева - поэма «Войнаровский» (1825). Мысли о высоком гражданском служении отчизне автор вложил в исповедь главного героя поэмы, сосланного в Сибирь за участие в мятеже против , поднятом гетманом Мазепой. Противоречивость историзма К. Ф. Рылеева сказалась в романтической идеализации Мазепы и Войнаровского, в отступлении от исторической правды во имя пропаганды декабристских идей. В незаконченной поэме «Наливайко» (отрывки опубликованы в 1825) К. Ф. Рылеев обращался к теме национально-освободительной борьбы украинского казачества XVI века против шляхетского засилья. Наиболее полным выражением гражданского пафоса в лирике поэта явилось стихотворение «Я ль буду в роковое время...» («Гражданин»). В агитационно-сатирических песнях («Ах, где те острова...», «Царь наш, немец русский...», «Уж как шел кузнец...», «Ах, тошно мне и в родной стороне...» и др.), написанных совместно с А. А. Бестужевым, звучали ненависть к самодержавию и прямые призывы к его свержению.

К. Ф. Рылеев стал одним из руководителей подготовки восстания на Сенатской площади 14 (26) декабря 1825 года. Вечером того же дня он был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Находясь в крепости под следствием, совершенно раскаялся и проникся христианским духом.

К. Ф. Рылеев был осужден вне разрядов и 11 (23) июля 1826 года приговорен к повешению. 13 (25) июля 1826 года он был казнен на кронверке Петропавловской крепости в числе пяти руководителей восстания вместе с

Кондратий Фёдорович Рылеев. Родился 18 сентября (29 сентября) 1795 года в селе Батово Санкт-Петербургской губернии - казнен 13 июля (25 июля) 1826 года в Петропавловской крепости (Санкт-Петербург). Русский поэт, общественный деятель, декабрист.

Кондратий Рылеев родился 18 сентября (29 сентября по новому стилю) 1795 года в селе Батово Санкт-Петербургской губернии (ныне территория Гатчинского района Ленинградской области).

Отец - Фёдор Андреевич Рылеев (1746-1814), управляющий имением княгини Варвары Голицыной, мелкопоместный дворянин.

Мать - Анастасия Матвеевна Эссен (1758-1824).

В 1801-1814 годах учился в Петербургском первом кадетском корпусе. Участвовал в заграничных походах русской армии 1813-1814 годов.

В 1818 году вышел в отставку.

С 1821 года служил заседателем Петербургской уголовной палаты, с 1824 - правителем канцелярии Российско-американской компании.

В 1820 году написал знаменитую сатирическую оду «К временщику» (см. ниже).

В 1823-1825 годах Рылеев совместно с Александром Бестужевым выпускал ежегодный альманах «Полярная звезда». Состоял в петербургской масонской ложе «К пламенеющей звезде».

Дума Рылеева «Смерть Ермака» (см. ниже) была частично положена на музыку и стала песней.

Внешность Кондратия Рылеева : «Роста он был среднего, телосложения хорошего, лицо круглое, чистое, голова пропорциональна, но верхняя часть оной несколько шире; глаза карие, несколько навыкате, всегда овлажнены... будучи несколько близорук, он носил очки (но более во время занятий за письменным столом своим)».

В 1823 году стал членом Северного общества декабристов , возглавив затем его наиболее радикальное крыло. Поначалу стоял на умеренных конституционно-монархических позициях, но впоследствии стал сторонником республиканского строя.

10 сентября 1825 года он выступил в роли секунданта на дуэли своего друга, кузена, поручика К. П. Чернова и представителя аристократии флигель-адъютанта В. Д. Новосильцева. Причиной дуэли стал конфликт из-за предрассудков, связанных с социальным неравенством дуэлянтов (Новосильцев был помолвлен с сестрой Чернова - Екатериной, однако под влиянием матери, задумал отказаться от женитьбы, опозорив, тем самым, невесту и её семью). Оба участника дуэли были смертельно ранены и умерли через несколько дней. Похороны Чернова вылились в первую массовую демонстрацию, организованную Северным обществом декабристов.

Рылееву (по другой версии - В. К. Кюхельбекеру) приписывается вольнодумное стихотворение «Клянуся честью и Черновым». Был одним из главных организаторов восстания 14 (26) декабря 1825 г. Находясь в крепости, выцарапал на оловянной тарелке, в надежде, что кто-нибудь прочтёт, свои последние стихи:

«Тюрьма мне в честь, не в укоризну,
За дело правое я в ней,
И мне ль стыдиться сих цепей,
Когда ношу их за Отчизну!»

Переписка с Рылеевым и Бестужевым, касающаяся, в основном, литературных дел, носила дружественный характер. Вряд ли политизировалось и общение Рылеева с - оба если и называли друг друга «республиканцами», то, скорее, из-за своей принадлежности к ВОЛРС, также известному как «Ученая республика», чем по каким-либо иным причинам.

При жизни Кондратия Рылеева вышли две его книги: в 1825 году - «Думы», а чуть позже в том же году была издана поэма «Войнаровский».

Известно, как Пушкин отнесся к «Думам» Рылеева и - в частности - к «Олегу Вещему». «Все они слабы изобретением и изложением. Все они на один покрой: составлены из общих мест (loci topici)... описание места действия, речь героя и - нравоучение», писал Пушкин К. Ф. Рылееву. «Национального, русского нет в них ничего, кроме имен».

В 1823 году Рылеев дебютировал в качестве переводчика - вольный перевод с польского стихотворения Ю. Немцевича «Глинский: Дума» вышел в типографии Императорского Воспитательного Дома.

В подготовке восстания 14 декабря Рылееву принадлежала одна из ведущих ролей. Находясь в заключении, он брал всю вину на себя, стремился оправдать товарищей, возлагал тщетные надежды на милость к ним императора.

Кондратий Рылеев казнён через повешение 13 (25) июля 1826 год в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей Декабрьского восстания вместе с , . Его последними словами на эшафоте, обращёнными к священнику П. Н. Мысловскому были: «Батюшка, помолитесь за наши грешные души, не забудьте моей жены и благословите дочь». Рылеев был одним из трёх, чья верёвка оборвалась. Он провалился внутрь эшафота и спустя некоторое время был повешен повторно.

По некоторым источникам, именно Рылеев сказал перед своей повторной казнью: «Несчастная страна, где они даже не знают, как тебя повесить» (иногда слова эти приписываются П. И. Пестелю или С. И. Муравьёву-Апостолу).

Точное место погребения К. Ф. Рылеева, как и других казнённых декабристов, неизвестно. По одной из версий, похоронен вместе с другими казнёнными декабристами на острове Голодае.

После декабристского восстания издания Рылеева были запрещены и по большей части уничтожены. Известны рукописные списки стихотворений и поэмы Рылеева, которые распространялись нелегально на территории Российской Империи. Также нелегально распространялись берлинские, лейпцигские и лондонские издания Рылеева, предпринятые русской эмиграцией, в частности Огаревым и Герценом в 1860 году.

Н.П. Огарёв написал стихотворение «Памяти Рылеева».

Декабрист Кондратий Рылеев

Личная жизнь Кондратия Рылеева:

В 1820 году женился на Наталье Михайловне Тевяшёвой, из русского дворянского рода, ее предки были выходцы из знати золотой орды.

Библиография Кондратия Рылеева:

1857 - Стихотворения. К. Рылеева;
1860 - Рылеев К. Ф. Думы. Стихотворения. С предисловием Огарёва Н.;
1862 - Рылеев К. Ф. Стихотворения. С жизнеописанием автора и рассказом о его казне;
1872 - Сочинения и переписка Кондратия Фёдоровича Рылеева. Издание его дочери. Под ред. П. А. Ефремова;
1975 - Рылеев К. Ф. Думы (Издание подготовил Л. Г. Фризман)

К временщику
(Подражание Персиевой сатире «К Рубеллию»)

Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесённый в важный сан пронырствами злодей!
Ты на меня взирать с презрением дерзаешь
И в грозном взоре мне свой ярый гнев являешь!
Твоим вниманием не дорожу, подлец;
Из уст твоих хула - достойных хвал венец!
Смеюсь мне сделанным тобой уничиженьем!
Могу ль унизиться твоим пренебреженьем,
Коль сам с презрением я на тебя гляжу
И горд, что чувств твоих в себе не нахожу?
Что сей кимвальный звук твоей мгновенной славы?
Что власть ужасная и сан твой величавый?
Ах! лучше скрыть себя в безвестности простой,
Чем с низкими страстьми и подлою душой
Себя, для строгого своих сограждан взора,
На суд их выставлять, как будто для позора!
Когда во мне, когда нет доблестей прямых,
Что пользы в сане мне и в почестях моих?
Не сан, не род - одни достоинства почтенны;
Сеян! и самые цари без них - презренны;
И в Цицероне мной не консул - сам он чтим,
За то что им спасён от Катилины Рим...
О муж, достойный муж! почто не можешь, снова
Родившись, сограждан спасти от рока злого?
Тиран, вострепещи! родиться может он,
Иль Кассий, или Брут, иль враг царей Катон!
О, как на лире я потщусь того прославить,
Отечество моё кто от тебя избавит!
Под лицемерием ты мыслишь, может быть,
От взора общего причины зла укрыть...
Не зная о своём ужасном положенье,
Ты заблуждаешься в несчастном ослепленье;
Как ни притворствуешь и как ты ни хитришь,
Но свойства злобные души не утаишь:
Твои дела тебя изобличат народу;
Познает он - что ты стеснил его свободу,
Налогом тягостным довёл до нищеты,
Селения лишил их прежней красоты...
Тогда вострепещи, о временщик надменный!
Народ тиранствами ужасен разъяренный!
Но если злобный рок, злодея полюбя,
От справедливой мзды и сохранит тебя,
Всё трепещи, тиран! За зло и вероломство
Тебе свой приговор произнесёт потомство!


Смерть Ермака
П.А. Муханову

Ревела буря, дождь шумел;
Во мраке молнии летали,
Бесперерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали...
Ко славе страстию дыша,
В стране суровой и угрюмой,
На диком бреге Иртыша
Сидел Ермак, объятый думой.

Товарищи его трудов,
Побед и громозвучной славы,
Среди раскинутых шатров
Беспечно спали близ дубравы.
«О, спите, спите, - мнил герой, -
Друзья, под бурею ревущей;
С рассветом глас раздастся мой,
На славу иль на смерть зовущий!

Вам нужен отдых; сладкий сон
И в бурю храбрых успокоит;
В мечтах напомнит славу он
И силы ратников удвоит.
Кто жизни не щадил своей
В разбоях, злато добывая,
Тот думать будет ли о ней,
За Русь святую погибая?

Своей и вражьей кровью смыв
Все преступленья буйной жизни
И за победы заслужив
Благословения отчизны, -
Нам смерть не может быть страшна;
Свое мы дело совершили:
Сибирь царю покорена,
И мы - не праздно в мире жили!»

Но роковой его удел
Уже сидел с героем рядом
И с сожалением глядел
На жертву любопытным взглядом.
Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии летали;
Бесперерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали.

Иртыш кипел в крутых брегах,
Вздымалися седые волны,
И рассыпались с ревом в прах,
Бия о брег козачьи челны.
С вождем покой в объятьях сна
Дружина храбрая вкушала;
С Кучумом буря лишь одна
На их погибель не дремала!

Страшась вступить с героем в бой,
Кучум к шатрам, как тать презренный,
Прокрался тайною тропой,
Татар толпами окруженный.
Мечи сверкнули в их руках -
И окровавилась долина,
И пала грозная в боях,
Не обнажив мечей, дружина...

Ермак воспрянул ото сна
И, гибель зря, стремится в волны,
Душа отвагою полна,
Но далеко от брега челны!
Иртыш волнуется сильней -
Ермак все силы напрягает
И мощною рукой своей
Валы седые рассекает...

Плывет... уж близко челнока -
Но сила року уступила,
И, закипев страшней, река
Героя с шумом поглотила.
Лишивши сил богатыря
Бороться с ярою волною,
Тяжелый панцирь - дар царя -
Стал гибели его виною.

Ревела буря... вдруг луной
Иртыш кипящий серебрился,
И труп, извергнутый волной,
В броне медяной озарился.
Носились тучи, дождь шумел,
И молнии еще сверкали,
И гром вдали еще гремел,
И ветры в дебрях бушевали.


Константин Федорович Рылеев является одним из самых известных российских писателей, а также членом движения декабристов.

Рылеев был сыном дворянина, который владел имением в губернии Петербурга. Константин Федорович получил свое образование в 1 кадетском корпусе этого города. После корпуса Рылеев стал офицером артиллерийского полка и принимал участие в заграничных походах российской армии периода 1814- 1815 годов. Поговаривают, что в Париже Рылеев однажды посетил гадалку, которая предсказала ему, что его повесят.

В 1819 году поэт женится по любви на дочери богатого помещика, переезжает жить в Петербург, где начинает работать в суде. Современники Рылеева были настроены либерально, но сам поэт пытался облагородить гражданскую службу, показать ее пользу и благо для народа. Во время службы в суде он очень много помогал простым и обездоленным людям. Весной 1824 года Рылеев переезжает в казенный дом на Мойке, ведь теперь он работает секретарем американско - российской канцелярии.

Рылеев в литературе

Для творчества Рылеев был характерен патриотизм, романтический настрой, равенство людей, он высоко ценил простых российских граждан. В своих политических взглядах поэт был ярко выраженным романтиком и утопистом. Сослуживцы поэта вспоминали, что он выступал за равенство и был инакомыслящим. Эти мотивы были основными в его творчестве.

Рылеев не был эстетом в поэзии и воспевал простые человеческие добродетели («Я не поэт, я гражданин»), герои автора были неутомимыми борцами за свободу. В 1819 году его начали печатать в разных изданиях, но больше всего он прославился стихотворением «К временщику», где явным образом обличал А. А. Аракчеева. Рылеев является автором сборника «Думы», где в стихах рассказывает события из русской истории, а дума про «Ермака» впоследствии стала народной песней, также пишет поэмы «Войнаровский», «Наливайко». Он состоял в вольном Обществе любителей словесности, Обществе соревнователей просвещения и благотворения. С 1823 года по 1825 поэт вместе со своим товарищем, поэтом и декабристом А. А. Бестужевым занимается изданием популярного литературного альманаха «Полярная Звезда», в котором они печатали творения А. С. Пушкина, П. А. Вяземского, А. А. Дельвига и другие.

В конце 1823 года Пущин принял Рылеева в Северное общество, поэт быстро становится его активистом. А с конца 1824 года Рылеев фактически начинает возглавлять Северное общество. По своим взглядам и убеждениям Рылеев выступал за то, чтобы Россия стала республикой без конституционной монархии, но в спорах с декабристами по этому поводу не участвовал. Рылеев полагал, что сам народ с помощью Учредительного собрания должен решать судьбу России, кто и как будет ею управлять. А задача декабристов - это лишь добиться созыва такого собрания. Также поэт предлагал гуманно устранить царскую семью - с помощью морского флота отвезти ее в дальние края. Рылеевым была принята попытка основать филиал Северного общества в Кронштадте, но она не удалась.

В феврале 1824 князь К. Я. Шаховский ранил Рылеева на дуэли. Рылеев вызвал князя на дуэль, вступившись за честь сестры. В сентябре 1825 года Рылеев принял просьбу своего кузена К. П. Чернова стать его секундантом на, впоследствии шумной, дуэли с В. Д. Новосильцевым. На дуэли оба участника погибли.

Дальше умирает царь Александр Первый, что застает врасплох членов Северного общества, которые стремятся избежать слухов об убийстве царя и решают устроить революцию во время его смерти. Сам Рылеев стал инициатором и лично готовил восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.

В те дни, когда новый царь еще не взошел на престол, Рылеев болел ангиной, но проводил собрания общества у себя дома. Его товарищи приходили под предлогом проведывания больного. Поэт вел воодушевительные беседы с товарищами, но лично не мог участвовать в восстании, ведь он был штатским. 14 декабря Рылеев был на Сенатской площади. Но вскоре ушел и весь день ездил по городу, стремясь найти поддержку в полках и узнавая о новых событиях. В тот же день вечером Константин Рылеев был арестован. Его приговорили к смертной казни и повесили 13 июля 1826 года. У него осталась жена с двумя маленькими детьми.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Рылеева Кондратия Федоровича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

1795 - 1826

Рылеев Кондратий Фёдорович (18(29).09.1795-13(25).07.1826), поэт, декабрист. Родился в селе Батово Софийского уезда Петербургской губернии (ныне Гатчинский район Ленинградской области) в семье мелкопоместного дворянина Фёдора Андреевича Рылеева (1746-1814), управляющего княгини Варвары Голицыной. Ф. А. Рылеев - командир Эстляндского егерского батальона, кавалер ордена Св. Владимира 4-й степени, подполковник в отставке. Мать Анастасия Матвеевна Эссен (1758-1824) с 1800 г. вместе с сыном жила в имении села Батово Петербургской губернии, которое купила у своего богатого родственника генерал-майора П. Ф. Малютина, в дальнейшем имение унаследовал К. Ф. Рылеев.

В январе 1801 г. К. Рылеев был зачислен в «подготовительный класс» 1-го кадетского корпуса - «рыцарскую академию», привилегированное учебное заведение, основанное в 1732 г. под названием Сухопутного шляхетского кадетского корпуса. В феврале 1814 г. - выпущен прапорщиком в 1 конную роту 1 резервной артиллерийской бригады. Принял участие в заграничных походах, побывав в Польше, Пруссии, Саксонии, Баварии, Франции и Швейцарии.
Патриотическое воодушевление побуждает К. Рылеева взяться за перо, и он пишет оды «Любовь к отчизне» (1813) и «Князю Смоленскому» (1814), прозаическую «Победную песнь героям» (1813) и др. Молодой поэт славит героя-патриота, жертвующего всем ради отчизны. Меняясь, обогащаясь, этот образ будет жить во многих стихах поэта-декабриста.
После возвращения в Россию К. Рылеев был командирован вместе с конно-артиллерийской ротой в Острогожский уезд Воронежской губернии, где оставался несколько лет. Пребывание - очень существенный этап в его биографии. Рылеев был назначен квартирьером от 11-й конноартиллерийской роты. Он расположился в слободе Подгорное, верстах в тридцати от батарейного штаба, находившегося в слободе Белогорье. Летом он чаще находился в Белогорье при штабе, в зимнее же время - преимущественно в Подгорном. Его должность квартирьера была связана с постоянными поездками то в Острогожск, то в Воронеж. В губернском центре Рылеев посещал комиссариатские склады. Здание Комиссариатской комиссии, где нередко бывал Рылеев, ныне занимает Художественный музей им. И. Н. Крамского .
В Подгорном Рылеев познакомился с семейством местного помещика М. А. Тевяшова. Одна из его дочерей, Наталья Тевяшова, стала женой поэта.
Наиболее ранние стихотворения поэта предназначались для Н. М. Рылеевой: послание «Резвой Наташе», «Наталье Михайловне Тевяшовой…», датированное 26 августа 1817 г. До конца этого же года появляются многочисленные поэтические признания в любви, мадригалы, посвящения, выдержанные в духе «лёгкой поэзии»: «Наташа, Амур и я», «Мечта», «Триолет Наташе», «Мотылёк» и др.
Острогожский период в жизни Рылеева был решающим в развитии его дарования как поэта, в становлении поэтического стиля. Здесь он много читал, познакомился с рядом прогрессивно настроенных дворян, видел многие отрицательные стороны тогдашней русской жизни. По личным обстоятельствам и разочаровавшись в военной службе, в 1818 г. Рылеев уходит в отставку.
Отправляясь в конце лета 1819 г. в Петербург, поэт не прожил там и полугода. С молодой женой он гостит у своей матери в селе Батово, под Петербургом, сближается со многими столичными литераторами. В журналах «Благонамеренный» и «Невский Зритель» публикуются его первые произведения - элегии, эпиграммы, романсы. В феврале 1820 г. Рылеевы возвращаются в Воронежскую губернию, где в Подгорном 23 мая 1820 г. у них родилась дочь Анастасия. В ноябре 1820 г., после девятимесячного пребывания в Острогожском уезде, К. Рылеев вновь приезжает в Петербург, на этот раз один, чтобы прочно обосноваться там, подготовить почву к переезду в столицу всей семьи.
В «Невском Зрителе» за 1920 г. была напечатана ода «К временщику». Она была известна ещё его острогожским друзьям. Рылеев спешит сообщить в письме к М. Г. Бедряге: «Моя сатира «К временщику» печатается в 10 книге «Невского Зрителя». Многие удивляются, как пропустили её…» (Рылеев К. Ф. ПСС, 1934. С. 455). Эта сатира на графа Аракчеева принесла Рылееву не только известность, но и славу.
С января 1821 г. Рылеев становится заседателем от дворянства в Петербургской палате уголовного суда. В апреле его принимают в члены «Вольного общества любителей российской словесности», а уже в мае он снова в дороге, на пути в ставшее родным Подгорное. Живя там, он бывает не только в Сагунах, Белогорье, у соседних помещиков, но и в Острогожске, Воронеже.
В июле-августе 1821 г. поэт создаёт на воронежской земле ряд оригинальных произведений: «Пустыня (К М. Г. Бедряге)», «Давно мне сердце говорило…», «К Косовскому», «К. С.», «Наш хлебосол-мудрец…», «На смерть Полины молодой…», «Когда от русского меча…» и др. Рылеев переживает полосу творческого подъёма. Именно в это время он приступает к созданию поэтического цикла своих знаменитых «Дум». Материал для них поэт черпал не только из трудов историков, но также и из устных преданий местных старожилов. Первая дума «Курбский» была опубликована в журнале «Сын Отечества» с пометкой: «Острогожск, июня 20 1821». Произведения Рылеева отражают героическое прошлое русского народа. Это относится не только к думе «Богдан Хмельницкий», к поэме «Войнаровский», но и ко многим незавершённым и неосуществленным замыслам («Наливайко», «Палей», «Мазепа» и др.). «Исповедь Наливайки», опубликованная в «Полярной звезде» за 1825 г. произвела невиданное до того впечатление на передовых людей России. Декабрист Беляев писал, что «Наливайко», «Войнаровский» «были знакомы каждому и повторялись во всех дружеских и единомышленных кругах». Дума (1823) - навеяна Рылееву воспоминаниями жителей, в памяти которых сохранилось немало преданий о Петре I и его пребывании в Воронежской губернии. В 1821-1823 гг. «Думы» печатались в ряде журналов и в альманахе «Полярная звезда», а в 1825 г. изданы отдельным сборником. В этот же период Рылеевым написана «Записка о нуждах жителей г. Острогожска и его уезда» (Рылеев К. Ф. Стихотворения. Статьи. Очерки. Докладные записки. Письма. М., 1956. С. 295-296). Литературовед А. В. Никитенко в своих воспоминаниях писал: «Я не знавал другого человека, который обладал бы такой притягательной силой, как Рылеев. <…> Он с первого взгляда вселял предчувствие того обаяния, которому вы неизбежно должны были подчиниться при более близком знакомстве…».
Своими думами, поэмами, гражданской лирикой Рылеев вписал бессмертную страницу в историю русской поэзии. И далеко не последние строчки, принадлежат «острогожскому» материалу. Нити острогожско-воронежских связей глубоко и прочно вплетаются в петербургский период жизни и творчества Рылеева. С осени 1821 г. Рылеев с семьёй живёт в Петербурге, снимает квартиру. Постепенно он становится своим человеком в литературных кругах столицы, приобретает всё больше среди друзей и знакомых политических единомышленников, многие из которых являются членами тайного общества. Летом 1822 г. Рылеев совершает большую поездку по Украине.
В 1823 г. Рылеев с головой уходит в литературную и политическую деятельность. В октябре он принят в члены Северного общества. После отъезда С. П. Трубецкого в Киев (конец 1824) заменил его в Директории и взял на себя руководство Северным обществом. Его взгляды становятся всё более последовательно революционными.
С переходом Рылеева из Петербургской палаты уголовного суда в Российско-Американскую компанию (весна 1824 г.) и переездом в новый дом на Мойке у Синего моста, № 72 (в 1975 г. на нём укреплена мемориальная доска) квартира Рылеевых превращается в своеобразный штаб Северного общества. Наталья Михайловна чувствовала себя довольно растерянно в этом многолюдье. Её не покидали тревожные предчувствия. В феврале 1824 г. Рылеев был вынужден драться с князем К. Я. Шаховским на дуэли из-за своей сестры А. Ф. Рылеевой (поэт был легко ранен). В июне умерла мать поэта, в сентябре скоропостижно скончался сын Рылеевых Саша, которому едва исполнился год.
Отъезд Рылеевых из Петербурга в конце сентября 1824 г. походил на бегство. Придонские просторы степей оказывали целительное действие на Кондратия Фёдоровича, вливали в него силы для жизни и борьбы. В декабре он снова в Петербурге. Пошёл год 1825…. Год взлёта, расцвета всех духовных сил Рылеева, яростного поэтического труда, активных политических действий. В редкие минуты передышек поэт мечтал о тихом Подгорном, где так хорошо ему работалось, вольнее дышалось. «Петербург тошен для меня, - писал Рылеев 12 мая 1825 года А. С. Пушкину , - он студит вдохновение: душа рвётся в степи; там ей просторнее, там только могу сделать что-либо достойное века нашего, но как бы на зло железные обстоятельства приковывают меня к Петербургу» (Рылеев К. Ф. Стихотворения, 1956. С. 306). Конечно, это сам Рылеев «приковывал» себя к Петербургу. Не мог он безмятежно предаваться в тиши уединенья радости творчества, когда «дух времени» и «предназначение века» требовали прямого гражданского участия в борьбе «за угнетённую свободу человека», поглощая все его силы, всю жизнь.

Дух и направление Северного общества, собрания которого происходили на квартире Рылеева, всецело созданы им. В противоположность Южному обществу, руководимому Пестелем, Северное отличалось демократизмом. Рылеев настаивал на принятии в общество купцов и мещан, предлагал освобождение крестьян непременно с наделением их землёй и т. д. Вместе с тем Рылеев боролся против кровавых мер, которые вошли в план действий декабристов. Перед 14 декабря Рылеев сложил свои полномочия; «диктатором» был избран кн. Трубецкой, но Рылеев всё-таки был на Сенатской площади. Его арестовали 14.12.1825 г. и доставили в Петропавловскую крепость. Он был казнён 13 июля 1826 г. Похоронен вместе с другими казнёнными декабристами на о. Голодае. В 1939 г. на месте казни установлен памятный знак, но останки декабристов не найдены.
3 июля 1826 г. в предсмертном письме к жене Рылеев писал: «Ты не оставайся здесь (в Петербурге) долго, а старайся кончить дела и отправляйся к почтеннейшей матушке» (Рылеев. ПСС, 1934. С. 519). 3 января 1827 г. Н. М. Рылеева получила из Петропавловской крепости вещи своего мужа. А уже 2 февраля в Подгорное были отправлены дворовые люди с поклажей. 3 марта отправилась туда и Н. М. Рылеева с дочерью. В Подгорное Н. М. Рылеева привезла уцелевшую часть архива мужа, немало книг и журналов из его библиотеки. У вдовы поэта также хранились «острогожские» рукописи Рылеева, затем у дочери (в настоящее время находятся в Пушкинском Доме).
С 1829 по 1832 гг. вдова поэта жила в Петербурге ради образования дочери. В 1833 г. она вновь, и на этот раз надолго, уезжает в Подгорное. В октябре 1833 г. Н. М. Рылеева вновь вышла замуж за острогожского помещика, поручика в отставке Г. И. Куколевского, переселившись в его имение Судьевку, верстах в 12 от Подгорного. Умерла Н. М. Рылеева-Куколевская 31 августа 1853 г.
Дочь Рылеева, Анастасия Кондратьевна (23.05.1823, с. Подгорное Острогожского уезда Воронежской губернии - 26.05.1890, с. Кошелевка Тульской губ.) окончила Патриотический институт в Петербурге. 31 августа 1842 г. вышла замуж за Ивана Александровича Пущина. У А. К. и И. А. Пущиных были дети: три дочери - Анна, Наталья (в замужестве Денисьева), Софья (в замужестве Оргасова) и сын - Николай Иванович Пущин. Анастасия Кондратьевна выступила издательницей отцовских произведений: «Сочинения и переписка К. Рылеева» (СПб., 1872, 1874).
«Притягательная сила» ощущалась современниками в поэзии Рылеева. Ещё большую значимость приобрела она после казни автора. Несмотря на все запреты, - писал А. И. Герцен, - «произведения Рылеева можно было найти в руках молодых людей в самых отдалённых областях империи. Не было ни одной благовоспитанной барышни, которая не знала бы их наизусть, ни одного офицера, который не носил бы их в своей сумке, ни одного поповского сына, который не снял бы с них дюжину копий».
Воронежская губерния не являлась исключением. Некоторые из когда-то многочисленных списков сохранились до нашего времени. В Воронежском Доме-музее И. С. Никитина хранится обширный рукописный сборник, в котором содержатся копии дум Рылеева, относящиеся к 1823 г. («Олег Вещий», «Наталя Долгорукая», «Рогнеда», «Иван Сусанин»). Воронежский областной архив располагает редкими списками рылеевских произведений, сделанных в 1828 г., когда имя «государственного преступника» Рылеева находилось под строжайшим запретом.
М. Де-Пуле, воронежский публицист и общественный деятель, констатировал: «В конце 30-х и в начале 40-х гг. вдова и дочь Рылеева жили ещё в Острогожском уезде, и поэтому память о Рылееве едва ли где была так свежа как здесь: мы сами в наши гимназические годы немало встречали лиц, лично его знавших…». (Русский архив. 1877. Кн. II. C. 438).
Поэт И. С. Никитин с благоговением относился к Рылееву. Он переписывал в особую тетрадь почти все произведения поэта-декабриста.
В 1863 г. бывший острогожский предводитель дворянства Е. А. Фирсов передал в дар чертковской библиотеке в Москве ценное собрание автографов Рылеева, которые были частично опубликованы в 1872 г. В. И. Бартеневым в сборнике «ХIХ век», а также ценные воспоминания о Рылееве декабриста Е. П. Оболенского. В Воронеже эти материалы были известны ещё в 1860-е гг., в варианте более подробном, чем в сборнике. Тексты находились у тогдашнего воронежского губернатора Д. Н. Толстого, в конце ХIХ - начале ХХ в. они были переданы в Воронежский губернский музей, а впоследствии опубликованы воронежским литературоведом А. М. Путинцевым. («Всемирный вестник». 1905. Кн.VII).
В 1937 г. одна из улиц г. Воронежа стала носить имя Рылеева, в 1950-е годы именем Рылеева названа одна из улиц г. Острогожска.

Рылеев К. Ф. Полное собрание сочинений. / К. Ф. Рылеев; ред., вступ. ст. и коммент. А. Цейтлин. - М.-Л. : Academia, 1934. - 908 с., л. ил: порт. - Библиогр. : С. 852-867. - Указ. : 873-896.
. Рылеев К. Ф. Стихотворения. / ред., подгот. текста, примеч. А. Г. Цейтлина. - Л. : Советский писатель, 1956. - 415 с. - (Библиотека поэта. Малая серия. 3-е изд / осн. М. Горьким).
. Рылеев К. Ф. Полное собрание стихотворения / К. Ф. Рылеев; вступ. ст. В. Г. Базанова и А. В. Архиповой. - Л. : Советский писатель, 1971. - 480 с. - (Библиотека поэта. Большая серия. 2-е изд.).
. Рылеев К. Ф. Думы / К. Ф. Рылеев; изд. подгот. Л. Г. Фризман. - М. : Наука, 1975. - 254 с., л. ил. - (Литературные памятники).

Дело К. Ф. Рылеева // Восстание декабристов: материалы. Т. 1 / под ред. А. А. Покровского. - М.-Л., 1925. - С. 156.
. Литературное наследство. Т. 59: декабристы-литераторы: [в 2 кн]. Кн. 1 / АН СССР; гл. ред. А. М. Еголин. - М. : Изд-во АН СССР, 1954. - 805 с. - Из содерж.: Воспоминания о Рылееве его сослуживца по полку А. И. Косовского (1814-1818) / публ. А. Г. Цейтлина. - С. 237-250 ; Рассказы о Рылееве рассыльного «Полярной звезды» / публ. Ю. Г. Оксмана. - С. 251-256.
. Герцен А. И. О развитии революционных идей в России // Собрание сочинений в 30-ти т. Т. VII / А. И. Герцен. - М., 1956. - С. 198.
. Удодов Б. Т. К. Ф. Рылеев в Воронежском крае / Б. Т. Удодов. - Воронеж: Изд.-во ВГУ, 1971. - 94 с.
. Афанасьев В. В. Рылеев: Жизнеописание / В. В. Афанасьев. - М. : Мол. гвардия, 1982. - 320 с. - (Жизнь замечательных людей; Вып. 6).
. Антюхин Г. В. «Погибну я за край родной» // Литературное былое: кн. очерков о лит. прошлом и памят. местах Воронеж. края / Г. В. Антюхин. - Воронеж, 1987. - С. 24-29.
. Декабристы в воспоминания современников / сост., ред., вступ. ст. и коммент В. А. Фёдорова. - М. : Изд-во МГУ, 1988. - 508 с. - Из содерж.: Кропотов Д. А. Несколько сведений о Рылееве. - С. 74-78 ; Из воспоминаний о К. Ф. Рылееве его сослуживца по полку А. И. Косовского (1814-1818 гг.). - С. 79-86 ; Из воспоминаний профессора А. В. Никитенко о К. Ф. Рылееве. - С. 86-87 ; Рассказы о Рылееве рассыльного «Полярной звезды» (записи М. И. Семёвского в 1869 г.). - С. 87-89.
. Воронежская историко-культурная энциклопедия / гл. ред. О. Г. Ласунский. - Изд. 2-е, доп, испр. - Воронеж, 2009. - С. 463.
. Котляревский Н. А. Декабристы / Н. А. Котляревский. - СПб. : Летний сад, 2009. - 479 с. - Из содерж.: Рылеев. - С. 319-463.

Кондратий Федорович Рылеев - декабрист и поэт. Родился в захудалой дворянской семье 28 сентября 1795 года. Отец его, управлявший делами князя Голицына, был человек крутой и обращался деспотически как с женой, так и с сыном. Мать, Анастасия Матвеевна (урожденная Эссен), желая избавить ребенка от жестокого отца, отдала его в первый кадетский корпус, когда Кондратию было лишь шесть лет. В 1814 году Рылеев стал офицером конной артиллерии и участвовал в походе в Швейцарию, в 1815 году во Франции. В 1818 году вышел в отставку.

В 1820 году Кондратий Рылеев женился на Наталье Михайловне Тевяшовой и переехал в Петербург. Сначала он устроился на должность судьи, причем стал известен своей неподкупной честностью, а вскоре открыл в себе два таланта: поэтический и коммерческий. Он поступил в российско-американскую торговую компанию и страстно полюбил Соединенные Штаты, видя в них образец свободного государства. Первым стал он издавать литературный журнал ("Полярная звезда"), который давал писателям и поэтам приличные гонорары. Тогда же Рылеев написал свои "Думы", в которых, вдохновленный Карамзиным, попытался набросать поэтические образы самых ярких личностей русской истории. Затем выпустил поэму "Войнаровский", высоко оцененную Пушкиным. Поэма эта замечательна тем, что в ней он описал именно те места, где спустя несколько лет пришлось отбывать ссылку его друзьям-декабристам.

В Петербурге Рылеев знакомится со многими заговорщиками, узнает в них ту же поэтическую, слепую и наивную жажду свободы и становится, по его собственным словам, "пружиной заговора". Он и вправду стал душою, вдохновителем и певцом восстания. Любые трезвые сомнения своих соратников он рассеивал порой нелогичными, но твердыми доводами. Он спокойно и в то же время неотступно убеждал одного, другого, третьего в том, что Россия вся заражена злом, что ничего не осталось в ней живого, что всюду разврат, мздоимство, несправедливость. Повсюду правит временщик Аракчеев, образ которого был для Рылеева мифическим слиянием всех самых гнусных черт ненавистного ему "деспотизма". Россия пресмыкается во тьме, и один только выход из этой тьмы - переворот. Нужно начать, считал Рылеев, и тогда люди увидят правоту начатого дела и подхватят эстафету. Россия будет перевернута, и родится из этого хаоса богиня свободы, которая озарит возлюбленное отечество новым светом.

Николай Павлович никак не мог решиться взойти на престол, а Константин Павлович от царства отказывался, заговорщики поняли, что выдался единственный и неповторимый момент . Было решено распространять среди солдат слухи, что их обманывают, что Константин вовсе не отрекался от престола, что умерший царь оставил завещание, в котором солдатам уменьшен срок службы и дана свобода крестьянам. Рылеев весь отдался революционной экзальтации. Он знал, что скорее всего их дело обречено на провал, но некий рок влек его на площадь, он видел себя жертвой, приносимой за освобождение человечества. "Да, мало видов на успех, - говорил он, - но все-таки надо, все-таки надо начать". А за несколько месяцев до того в "Исповеди Наливайко" Рылеев писал: "Известно мне: погибель ждет / Того, кто первый восстает / На утеснителей народа; / Судьба меня уж обрекла. / Но где, скажи, когда была / Без жертв искуплена свобода?"

В ту же ночь Рылеев прощался с женой. Всей силой страдающего женского сердца она удерживала его. "Оставьте мне моего мужа, не уводите его, я знаю, что он идет на погибель", - твердила она, обращаясь к друзьям Рылеева. Но все было уже решено. Ничего не могли изменить даже рыдания пятилетней дочери, которая обнимала колени отца, вглядываясь в его сосредоточенное лицо своими чистыми, пронзительными, полными слез глазами. Рылеев вырвался из объятий дочери, уложил почти лишенную чувств жену на диван и выбежал вслед за Николаем Бестужевым, который много лет спустя запечатлел в своих воспоминаниях эту сцену.


А к вечеру того же дня все было кончено. Еще ходили кучками разбушевавшиеся простолюдины, еще убирали с площади последние следы безумной ревности дворянских революционеров, еще Карамзин с тремя сыновьями бродил по сумеречным улицам Петербурга, вглядываясь в страшное лицо той силы, которая через сто лет поглотит столь любимую им Россию и столь драгоценную для него самодержавную власть. А Рылеев воротился домой. Что-то навсегда рухнуло в его душе, какой-то новый голос начал приглушенно звучать в ней. Заговорила совесть. "Нехорошо сделали, вся Россия погублена", - сказал он после возвращения с площади.

А вскоре он и большинство других декабристов были в Петропавловской крепости. Известно, как малодушно выдавали они друг друга, как усердствовали в разоблачениях, как легко рассыпались основания всех их теоретических построений перед ужасом тюрьмы и властной силы. Рылеев же с первых дней заключения стал ощущать все более нарастающий голос высших сил души, голос, зовущий человека к вечному, горнему, неподвластному законам земной жизни. Если до того он думал всегда о царстве справедливости здесь, на земле, а не за пределами гроба, то теперь он все серьезней вглядывался в облик Христа, пострадавшего за людей и звавшего их к непостижимому Небесному Царству. Нам невозможно с точностью проследить, как и с какой скоростью происходил этот переворот в душе узника. Но свершившееся перерождение очевидно. Дореволюционный исследователь жизни и творчества Рылеева Нестор Котляревский пишет, что "к концу заключения у него не осталось ни тени революционного духа".

Лучше всего свидетельствуют об этом чудные письма Кондратия Федоровича к жене. Все они пронизаны одним: уверенностью в благости и милосердии Провидения. Царь для него теперь не самовластный деспот, а выразитель этой воли. "Положись на Всевышнего и милосердие государя", - пишет множество раз Рылеев из крепости. Предугадывая грядущую казнь, он никоим образом не считает ее жестокой или несправедливой и взывает к жене: "Что бы ни постигло меня, прими все с твердостью и покорностью Его (Бога. - Т.В.) святой воле". Потрясенный царской милостью (Николай прислал жене 2 тысячи рублей, а затем императрица прислала на именины дочери тысячу), Рылеев со всей силой русской души отдается чувству любви и благодарности царской семье. "Чтобы со мной ни было, - говорит он, - буду жить и умру для них". (Надо отметить, что царь продолжил свою заботу о семье Рылеева, и жена его получала пенсию до вторичного замужества, а дочь - до совершеннолетия.) Рылеев говорит также о том, что "по сю пору обращаются с ним не как с преступником, а как с несчастным". И видя в этом заслугу царя, он пишет жене: "Молись, мой друг, да будет он (царь. - Т.В.) иметь в своих приближенных друзей нашего любезного отечества и да осчастливит он Россию своим царствованием".

Рылеев благодарит судьбу за случившееся с ним. "Пробыв три месяца один с самим собою, - пишет он жене - я узнал себя лучше, я рассмотрел всю жизнь свою и ясно увидел, что я во многом заблуждался. Раскаиваюсь и благодарю Всевышнего, что Он открыл мне глаза. Что бы со мной ни было, я столько не утрачу, сколько приобрел от моего злополучия, жалею только, что уже не могу быть полезным моему отечеству и государю столь милосердному". С горечью чувствует Рылеев страшную вину перед своей семьей. Ему остается одно утешение: горячо молиться за жену и дочь. "Мой милый друг, - пишет он, - я жестоко виноват перед тобою и ею (дочерью. - Т.В.): простите меня ради Спасителя, которому я каждый день вас поручаю: признаюсь тебе откровенно, только во время молитвы и бываю я спокоен за вас. Бог правосуден и милосерд, он вас не оставит, наказывая меня".



Незадолго до казни Рылеев составляет записку, обращенную к Николаю. В ней он отрекается от "своих заблуждений и политических правил" и мотивирует это отречение тем, что дух его открыл для себя мир христианской веры и теперь все предстало ему в новом свете, и он "святым даром Спасителя мира примирился с Творцом своим". В этой записке он не просит о помиловании, признает свою казнь заслуженной и "благословляет карающую десницу", но молит лишь об одном: "Будь милосерд к товарищам моего преступления". Рылеев возводит основную вину на себя, утверждая, что это он "преступною ревностию своею был для них гибельным примером" и из-за него "пролилась невинная кровь".

В ночь перед казнью Кондратий Федорович был кроток и тих. Приходил священник отец Петр Смысловский, который более полугода был, по словам самого узника, "его другом и благодетелем". Священник причастил осужденного. В предрассветные часы Рылеев писал свое последнее письмо к жене: "Бог и государь решили участь мою: я должен умереть и умереть смертию позорною. Да будет Его святая воля! Мой милый друг, предайся и ты воле Всемогущего, и Он утешит тебя. За душу мою молись Богу. Он услышит твои молитвы. Не ропщи ни на Него, ни на государя: это будет и безрассудно, и грешно. Нам ли постигнуть неисповедимые пути Непостижимого? Я ни разу не возроптал во время моего заключения, и за то Дух Святый дивно утешал меня. Подивись, мой друг, и в сию самую минуту, когда я занят только тобою и нашей малюткою, я нахожусь в таком утешительном спокойствии, что не могу выразить тебе. О, милый друг, как спасительно быть христианином…" Уже светало, раздались шаги и голоса за дверями, Рылеев дописывал последние слова своего последнего письма: "Прощай! Велят одеваться. Да будет Его святая воля".


Ранним утром 13 (25) июля 1826 года небольшая толпа людей сошлась на одной из петербургских набережных. Лица были сосредоточенны и мрачны, восходящее солнце освещало тела казненных. Дело было для России небывалое. Со времен Пугачева здесь не знали казней. Виселицу сделали неловко, слишком высокой, пришлось нести из находящегося по соседству училища торгового мореплавания школьные скамейки. Веревки долго подбирали, но так и не смогли найти годные. Трое из казнимых сорвались. Сами производители казни жалели преступников, которые, воздев руки к небу, молились перед смертью, целовали крест священника и восходили на эшафот, становившийся для них ступенью к непостижимой вечности.

Эта казнь Павла Пестеля, Сергея Муравьева-Апостола, Кондратия Рылеева, Михаила Бестужева-Рюмина и Петра Каховского и предшествующие ей трагические события дали одну из самых страшных трещин в нашей истории. Царь, помимо своей воли восходивший на престол, встретил в лице самой талантливой, знатной и образованной молодежи врагов своего государства, и на протяжении всего царствования он не мог отделаться от глубокого сомнения в благих намерениях дворянского общества, а общество, в свою очередь, пока приглушенно и тайно, но все больше вставало в оппозицию русскому историческому строю.

Понимая всю действительную преступность наших первых революционеров, признавая глубоко негативные последствия их действий, нельзя, однако же, не заинтересоваться их противоречивыми и странными судьбами. Вглядываясь в глубину этих душ, пылких и поэтичных, но взбаламученных до крайности духом времени, можно подчас обнаружить удивительные жемчужины. И кажутся глубоко верными слова, сказанные о декабристах священником Петром Смысловским, который исповедовал их в крепости. "Они страшно виноваты, - говорил он, - но они заблуждались, а не были злодеями! Их вина произошла от заблуждений ума, а не от испорченности сердца. Господи, отпусти им! Не ведали, что творили. Вот наш ум! Долго ли ему заблудиться? А заблуждение ведет на край погибели".