Краткое содержание рассказа изба распутина. Женский разговор. Иван Петрович помогает на крыше

03.02.2023 Новости

Распутин Валентин

Рудольфио

Валентин Григорьевич Распутин

РУДОЛЬФИО

Первая встреча состоялась в трамвае. Она тронула его за плечо и, когда он открыл глаза, сказала, показывая на окно:

Вам сходить.

Трамвай уже остановился, и он, проталкиваясь, прыгнул сразу за ней. Она была совсем девчонка, лет пятнадцати-шестнадцати, не больше, он понял это тут же, увидев ее круглое, моргающее лицо, которое она повернула к нему, ожидая благодарности.

Сегодня был сумасшедший день, я устал. А в восемь мне должны позвонить. Так что ты меня здорово выручила.

Кажется, она обрадовалась, и они вместе побежали через дорогу, оглядываясь на мчащуюся машину. Шел снег, и он заметил, что на ветровом стекле машины работал "дворник". Когда идет снег - вот такой мягкий, пушистый, словно где-то там, наверху, теребят диковинных снежных птиц,- не очень-то хочется идти домой. "Подожду звонка и снова выйду",- решил он, оборачиваясь к ней и размышляя, что бы ей сказать, потому что дальше молчать было уже неудобно. Но он понятия не имел, о чем можно с ней говорить и о чем нельзя, и все еще раздумывал, когда она сама сказала:

А я вас знаю.

Вот как! - удивился он.- Это каким же образом?

А вы живете в сто двенадцатом, а я в сто четырнадцатом. В среднем два раза в неделю мы вместе ездим в трамвае. Только вы, конечно, меня не замечаете.

Это интересно.

А что тут интересного? Ничего интересного нету. Вы, взрослые, обращаете внимание только на взрослых, вы все ужасные эгоисты. Скажете, нет?

Она повернула голову вправо и смотрела на него слева, снизу вверх. Он хмыкнул только и не стал ничего ей отвечать, потому что все еще не знал, как вести себя с ней, что можно и что нельзя ей говорить.

Некоторое время они шли молча, и она глядела прямо перед собой и, так же глядя прямо перед собой, как ки в чем не бывало заявила:

А вы ведь еще не сказали, как вас зовут.

А тебе это необходимо знать?

Да. А что особенного? Почему-то некоторые считают, что если я хочу знать, как зовут человека, то обязательно проявляю к нему нездоровый интерес.

Ладно,- сказал он,- я все понял. Если тебе это необходимо - меня зовут Рудольф.

Рудольф.

Рудольф.- Она засмеялась.

Что такое?

Она засмеялась еще громче, и он, приостановившись, стал смотреть на нее.

Ру-дольф,- она округлила губы и снова закатилась.- Ру-дольф. Я думала, что так только слона в зверинце могут звать.

Ты не сердись,- она тронула за рукав.- Но смешно, честное слово, смешно. Ну что я могу поделать?

Девчонка ты,- обиделся он.

Конечно, девчонка. А ты взрослый.

Сколько тебе лет?

Шестнадцать.

А мне двадцать восемь.

Я же говорю: ты взрослый, и тебя зовут Рудольф. Она снова засмеялась, весело поглядывая на него слева, снизу вверх.

А тебя как зовут? - спросил он.

Меня? Ни за что не угадаешь.

А я и не буду гадать.

А если бы и стал - не угадал бы. Меня зовут Ио.

Ничего не пойму.

Ио. Ну, исполняющий обязанности. Ио.

Отмщение наступило моментально. Не в силах остановиться, он хохотал, раскачиваясь то вперед, то назад, как колокол. Достаточно было ему взглянуть на нес, и смех начинал разбирать его все больше и больше.

И-о,- булькало у него в горле.- И-о. Она ждала, оглядываясь по сторонам, потом, когда он немного успокоился, обиженно сказала:

Смешно, да? Ничего смешного - Ио - такое же обыкновенное имя, как все другие.

Ты извини,- улыбаясь, он наклонился к ней.- Но мне действительно было смешно. Вот теперь мы квиты, правда?

Она кивнула.

Первым был ее дом, а за ним - его. Остановившись у подъезда, она спросила:

А какой у тебя телефон?

Тебе это не надо,- сказал он.

Боишься?

Дело не в этом.

Взрослые всего на свете боятся.

Это верно,- согласился он.

Она вынула из рукавицы свою ручонку и подала ему. Рука была холодной и тихой. Он пожал ее.

Ну, беги домой, Ио.

Он опять засмеялся.

У двери она остановилась.

А теперь ты меня узнаешь в трамвае?

Еще бы, конечно, узнаю.

До трамвая...- Она подняла над головой руку.

Через два дня он уехал в командировку на север и вернулся только через две недели. Здесь, в городе, уже чувствовался пряный, острый запах наступающей весны, сдунувшей с него, словно пепел, зимнюю неясность и неотчетливость. После северных туманов все здесь было ярче и звонче, даже трамваи.

Дома жена чуть ли не сразу же сказала ему:

Тут тебе каждый день какая-то девчонка звонит.

Какая еще девчонка? - равнодушно и устало спросил он.

Не знаю. Я думала, ты знаешь.

Не знаю.

Она мне надоела.

Забавно,- нехотя улыбнулся он.

Он принимал ванну, когда зазвонил телефон. Через дверь было слышно, как жена отвечала: приехал, моется, пожалуйста, попозже. И он уже собирался ложиться, когда телефон зазвонил снова.

Да,- сказал он.

Рудик, здравствуй, ты приехал! - раздался в трубке чей-то радостный голос.

Здравствуйте,- осторожно ответил он.- Кто это?

А ты не узнал? Эх ты, Рудик... Это я, Ио.

Ио,- тотчас вспомнил он и невольно рассмеялся.- Здравствуй, Ио. Ты, оказывается, подобрала для меня более подходящее имя.

Да. Тебе нравится?

Меня так звали, когда мне было столько же, сколько сейчас тебе.

Не важничай, пожалуйста.

Нет, что ты...

Они замолчали, и он, не выдержав, спросил:

Так в чем дело, Ио?

Рудик, она что - твоя жена?

А почему ты не сказал мне, что женат?

Прости меня,- шутливо ответил он,- я не знал, что это очень важно.

Конечно, важно. Ты что - любишь ее?

Да,- сказал он.- Ио, послушай, пожалуйста: не надо мне больше звонить.

Ис-пу-гал-ся,- нараспев произнесла она.- Ты, Рудик, не подумай чего. Ты, конечно, живи с ней, если хочешь, я не против. Только так тоже нельзя: не звони. А может, мне по делу надо будет.

По какому делу? - улыбаясь, спросил он.

Ну как по какому? Ну... ну, например, из одного резервуара у меня вода никак под ответ не выкачивается в другой,- нашлась она.- Ведь тогда можно, правда?

Не знаю.

Конечно, можно. А ее ты не бойся, Рудик, ведь нас двое, а она одна.

Кого? - не понял он.

Да жену твою.

До свидания, Ио.

Ты устал, да?

Ну, хорошо. Пожми мне лапу и ложись спать.

Жму тебе лапу.

А с ней даже не разговаривай.

Ладно,- он засмеялся.- Не буду.

Все еще улыбаясь, он вернулся к жене.

Это Ио,- сказал он.- Так зовут эту девочку. Забавно, правда?

Да,- выжидающе ответила она.

Она не могла решить задачу с двумя резервуарами. Она учится не то в седьмом, не то в восьмом классе - не помню.

И ты помог ей с задачей?

Нет,- сказал он.- Я все перезабыл, а резервуары - это действительно сложно.

Утром телефон зазвонил чуть свет. Какой там свет - никакого света не было, весь город спал последним предрассветным сном. Поднимаясь, Рудольф взглянул на дом напротив - ни одно окно еще не было освещено, и только подъезды, как губные гармошки, сияющие металлом, светились четырьмя правильными рядами. Телефон трезвонил беспрерывно. Подходя к нему, Рудольф взглянул на часы: половина шестого.

Слушаю,- сердито сказал он в трубку.

Рудик, Рудик...

Он рассвирепел:

Ио, ведь это же черт знает что такое...

Рудик,- перебили его,- послушай, не сердись, ты еще не знаешь, что случилось.

Что случилось? - остывая, спросил он.

Рудик, ты уже больше не Рудик, ты Рудольфио,- торжественно объявили ему.- Рудоль-фио! Здорово, правда? Это я только что придумала. Рудольф и Ио - вместе получается Рудольфио, как у итальянцев. Ну-ка повтори.

Правильно. Теперь у нас с тобой одно имя - мы нерасторжимы. Как Ромео и Джульетта. Ты Рудольфио, и я Рудольфио.

Послушай,- приходя в себя, сказал он.- Ты бы не могла в другой раз нарекать меня в более подходящее время?

Ну как ты не поймешь, что я не могла ждать. Вот. А потом, тебе пора вставать. Рудольфио, запомни: в половине восьмого я жду тебя на трамвайной остановке.

Я сегодня не поеду на трамвае.

У меня отгул.

А что это такое?

Отгул - это внеочередной выходной, я не пойду на работу.

А-а,- сказала она.- А как же я?

Не знаю. Поезжай в школу, и все.

А у твоей жены тоже отгул?

Ну, это еще ничего. Только ты не забывай: нас теперь зовут Рудольфио.

Я счастлив.

Он водворил трубку на место и, чертыхаясь, пошел кипятить чай. Уснуть теперь все равно он бы не смог. К тому же в доме напротив уже светились три окна.

В полдень в дверь постучали. Он как раз мыл полы и, открывая, держал в руках мокрую тряпку, которую почему-то не догадался оставить где-нибудь по дороге.

Усталый Иван Петрович возвращался домой. Еще ни когда он так не уставал. “И с чего так устал? Не надрывался сегодня, обошлось даже без нервотрепки, без крика. Просто край открылся, край – дальше некуда”. Добрался, наконец, до дому, и вдруг он услышал крики: “Пожар! Склады горят!”. Сначала Иван Петрович не увидел огня, но потом он увидел, что горят складские постройки. Столь серьезного пожара, с тех пор как стоит поселок, еще не бывало. Склады были построены так, и загорелось в таком месте, чтобы, загоревшись, сгореть без остатка.
Склады

Расходились на стороны: продовольственные и промышленные. В продовольственный край огонь пошел по крыше, но самое пекло было в промышленном краю. Когда Иван Петрович шел по двору складов, только в двух местах начали сколачиваться группы: одна скатывала с подтоварника мотоциклы, вторая разбирала крышу – чтобы прервать огонь. Иван Петрович полез на крышу, там командовал Афоня Бронников. Он поставил Ивана Петровича на край, выходящий на двор, и тот принялся отдирать доски. Вернулся посланный за ломом парень и принес вместо лома новость: выкатили обгоревший мотоцикл “Урал”. Выбив последнюю тесину Иван Петрович огляделся. По двору ошалело носились ребятишки, у промтоварных складов метались и вскрикивали фигуры. Но набегало уже и начальство. Пришли начальник участка, главный инженер леспромхоза. Сбежался весь поселок, но не нашлось пока никого, кто сумел бы организовать его в одну разумную силу, способную остановить огонь. Иван Петрович спрыгнул вниз и побежал к тому месту, где только что видел начальника участка Бориса Тимофеича. Он отыскал его по крику в толпе у продовольственного склада. Борис Тимофеич просил Вялю-кладовщицу открыть двери склада. Она не согласилась, и тогда он крикнул архаровцам, чтоб ломали двери.
И они с удовольствием принялись ломать. Иван Петрович предложил начальнику участка поставить в воротах дядю Мишу Хампо, чтоб тот охранял. Так Борис Тимофеич и сделал. На Ивана Петровича нахлынули воспоминания о старой деревне Егоровке. Из своей деревни он выезжал на долго только однажды – в войну. Два года воевал, и год еще после победы держал оборону Германии. Осенью 46-го воротился домой. И не узнал своей деревни, она показалась ему невзрачной и обделенной. Здесь все оставалось и словно навсегда остановилось, без перемен. Вскоре в соседней деревне встретил Алену. Когда колхоз получил новую машину, оказалось, что за нее сажать некого кроме него. Он стал работать. Вскоре в тяжелой и долгой немочи слегла мать. Его младший брат уехал на стройку и с больших денег спился. Иван Петрович остался в Егоровке. Когда Егоровку затопило, всех ее жителей свезли в новый поселок, в который привезли еще шесть таких же, как Егоровка. Здесь сразу утвердился леспромхоз, назвали его Сосновкой. Когда Иван Петрович заскочил в крайний продовольственный склад, там полыхало вовсю. Над щелястым потолком гудело страшно; несколько потолочных плах возле стены сорвало, и в проем рвался огонь.
Иван Петрович не бывал внутри складов, он поразился изобилию всего: на полу немалой горой были навалены пельмени, рядом валялись колбасные круги, в тяжелых кубах стояло масло, там же в ящиках стояла красная рыба. Куда же это все уходило подумал Иван Петрович. Запахиваясь телогрейкой и приплясывая от жара, Иван Петрович выбрасывал к двери круги колбасы. Там, во дворе, кто-то подхватывал их и куда-то относил. Жар становился все нестерпимей. Никто, похоже, больше не тушил – отступились, а только вытаскивали, что еще можно было вынести. Иван Петрович подумал, склады не спасти, но магазин отстоять можно. Вдруг Иван Петрович увидел, Бориса Тимофеича, который ругался с архаровцем. Но он помешал этой потасовке. Как-то раз Иван Петрович разговаривал с Борисом Тимофеевичем. Борис Тимофеевич заговорил о плане и тут Иван Петрович взорвался: “План, говоришь? План?! Да лучше б мы без него жили!. Лучше б мы другой план завели – не на одни только кубометры, а и на души! Чтоб учитывалось, сколько душ потеряно.”
Борис Тимофеевич с ним не согласился. Но Иван Петрович был устроен по-другому, под ежедневным давлением в нем словно бы сжималась какая-то пружина и доходила до такой упругости, что выдерживать ее становилась невмоготу. И Иван Петрович поднимался и, страшно нервничая и ненавидя себя, начинал говорить, понимая, что напрасно. Из первого продовольственного склада огонь вытеснили полностью. Перешли во второй. Когда Иван Петрович в первый раз заскочил сюда, тут уже было накалено и дымно, но все-таки без огня сносно. Здесь было людно. По цепочке передавались ящики с водкой. Откуда-то доносились крики Вали-кладовщицы, умоляющей вынести растительное масло. Оно стояло в железной бочке, Иван Петрович с трудом повалил ее, но выкатить не смог. Тогда он выхватил кого – то из цепочки, и они вместе выкатили бочку. Иван Петрович возвратился за второй бочкой, но его напарник вернулся в цепочку. Пытаясь отыскать его он заметил, что по цепи передаются не только ящики, но и раскупоренные бутылки. И опять Иван Петрович уронил бочку с маслом, кто-то помог ему, но когда выкатили, оказалось, что бочка была без пробки, а в склад уходил извивающийся след масла. Афоня Бронников сказал Ивану Петровичу, что нужно спасать муку. За третьим складом в низкой постройке держали муку и сахар. Мука была свалена в бесформенную кучу. Иван Петрович взвалил на себя первый попавшийся мешок и вынес его. Свалил, вместе с Сашкой Девятым, связь забора и положили по откосу на дорогу, получился мост. Затем оторвали еще одну и положили рядом. Иван Петрович решил найти Алену.
Иван Петрович вспоминает, как справляли два года назад тридцатилетие совместной жизни. Взяли отпуск и поехали по своим детям. Старшая дочь жила в Иркутске, она лежала в больнице и они долго там не задержались. Сын Борис жил в Хабаровске, женился. Борис с невесткой просили переезжать к ним. А когда вернулись, продолжали работать и жить. В последнем году стало совсем невмочь – с тех пор как утвердилась новая бригада архаровцев. А когда они палисадник перед избой разворотили, тогда Иван Петрович написал заявление об увольнении. Спасение было одно: уехать. Теперь только таскай и таскай. Иван Петрович стягивал мешок и уносил его. Поначалу, выносивших муку было человек десять. Но потом их стало четверо: Афоня, Савелий, Иван Петрович, да кокой-то полузнакомый парень. Потом подстроился Борис Тимофеич. Иван Петрович решил брать поочередно: раз мука, раз крупа. Когда сил не осталось он остановился у постройки. Это была баня Савелия, в нее он таскал мешки с мукой, еще он увидел старуху, которая подбирала со двора бутылки – и уж, конечно не пустые. На середине двора Иван Петрович увидел Мишу Хампо. Он был парализован с детства и плетью таскал правую руку. “Хампо-о! Хампо-о-о!” единственное, что он мог сказать. Миша Хампо жил один. Жену свою похоронил давно, племянник уехал на Север.
Силы он был могучей и одной левой привык делать все, что угодно. Хампо был прирожденный сторож. Все чаще и дотошней, решившись на переезд, стал раздумывать Иван Петрович: что надо человеку, чтобы жить спокойно? И он решил: достаток, работа и нужно быть дома. Афоня уговаривает Ивана Петровича остаться, но он его не слушает Выбрасывали мешки за дверь, а Иван Петрович оттаскивал их к забору. Кто – то пьяным голосом позвал его, но он не откликнулся. Все чаще стали задерживаться мужики – чтоб хватануть воздуха. Иван Петрович стоял ни рук, ни ног не чувствуя. Успели все из последнего склада вытащить. Дядя Миша увидел, как двое играли в мяч из цветных тряпок. И только он это увидел, как на него обрушился удар, это был Соня. Его били несколько архаровцев.
Когда Иван Петрович увидел, что на снегу в обнимку лежат Соня и Хампо, они оба были уже мертвы, а в пяти метрах валялась колотушка. Воротившись с пожара, Иван Петрович даже не прилег. Он посидел, посмотрел в окно, как несет с берега дым. На следующий день Иван Петрович ушел из поселка. И ему казалось, что он вступает в одиночество. И что молчит, не то встречая, не то провожая его, земля.

  1. “Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, – нет, а зато, что...
  2. В Сибири, где реки петляют, а потом распадаются на несколько развилок, есть понятие “матера”. Так называют основное течение, стержень реки. Отсюда и Матера у Валентина Распутина, имеющая один общий корень...
  3. Каждый из нас проводит за школьной партой 11 лет. Много знаний мы получаем за это время, некоторые мы забываем, некотрые совсем немного помним, но есть еще уроки, которые запоминаются на...
  4. “Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, – нет, а за то,...
  5. Русская деревня. Какая она? Что мы имеем в виду, когда произносим слово “деревня”? Почему-то сразу же вспоминаются старый дом, запах свежего сена, необъятные поля и луга. А еще вспоминаются крестьяне,...
  6. Показывая читателю трагедию Настены и Андрея Гуськовых, Валентин Распутин исследует деформирующее влияние на человека силы, название которой – война. В повести пет описания битв, смертей на поле боя, подвигов русских...
  7. Я хочу рассказать вам о книге В. Распутина “Живи и помни” и выяснить, в чем смысл заглавия повести. Я прочитала эту книгу с большим интересом совсем недавно. Раньше я не...
  8. “Андрей Гуськов понимал: судьба его свернула В тупик, выхода из которого нет”. В. Распутин. “Живи и помни” Одной из лучших книг о войне назвал В. Астафьев повесть “Живи и помни”...
  9. В рассказе Валентина Распутина учительница французского языка совершила необычный поступок по отношению к своему ученику, который жил далеко от дома. Он пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Жил...
  10. Все хорошо. Все спокойно. Миф о полном умиротворении разрушается, как только мои глаза невольно останавливаются на второй полке бабушкиного стеллажа. Несомненно, мне мешает заснуть красная книга, недавно очутившаяся среди старых,...
  11. Писатели все чаще называют имена своих великих соотечественников: Достоевского, Толстого, Горького, используют их традиции в своем творчестве. “Два великих романа “Война и мир” и “Братья Карамазовы”, – говорит Ю. Бондарев,...
  12. Калю грядеши? Евангелие от Иоанна 13:36 Иван Петрович Егоров – главный герой повести Распутина “Пожар”. В повести описывается, как лесозаготовители таежного поселка Сосновки целую ночь без особого успеха борются с...
  13. Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в поселке Усть-Уда, что стоит на Ангаре, почти на полпути между Иркутском и Братском. После школы в 1959 году окончил историко-филологическое отделение Иркутского...
  14. В. Г. Распутин – интересный писатель, большой мастер, умный и чуткий к тревогам и бедам окружающих. Освещая чувства своих героев, потаенные уголки человеческой души, автор раскрывает себя. У писателя –...
  15. Завязка сюжета повести В. Г. Распутина “Живи и помни” напоминает детективную историю: у старика Гуськова из бани пропали лыжи, топор и габак-самосад. Однако само произведение написано совершенно в ином жанре:...Повесть “Пожар” опубликована в 1985 году. В этой повести автор как бы продолжает рассмотрение жизни переселившихся после затопления острова людей из повести “Прощание с Матерой”. Людей переселяли в поселок городского...

Очень краткая биография (в двух словах)

Родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда, Иркутская область. Отец - Григорий Никитич Распутин, крестьянин. Мать - Нина Ивановна, крестьянка. В 1959 году окончил историко-филологический факультет Иркутского университета. С 1967 года - член Союза писателей СССР. В 1987 году получил звание Героя Социалистического Труда. Был женат, имел дочь и сына. Дочь погибла в 2006 году. Умер 14 марта 2015 года в возрасте 77 лет. Похоронен в Знаменском монастыре Иркутска. Основные произведения: «Уроки французского», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой» и другие.

Краткая биография (подробно)

Валентин Григорьевич Распутин – русский писатель, прозаик, представитель так называемой «деревенской прозы», а также Герой Социалистического Труда. Распутин родился 15 марта 1937 года в крестьянской семье в селе Усть-Уда. Его детство прошло в селе Аталанка (Иркутская область), где он ходил в начальную школу. Продолжил обучение в 50 км от дома, где была ближайшая средняя школа. Об этом периоде обучения он позже написал рассказ «Уроки французского».

Окончив школу, будущий писатель поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Будучи студентом, работал внештатным корреспондентом в университетской газете. Один из его очерков «Я забыл спросить у Лёшки» обратил на себя внимание редактора. Эта же работа была позже опубликована в литературном журнале «Сибирь». После университета писатель несколько лет проработал в газетах Иркутска и Красноярска. В 1965 году с его работами ознакомился Владимир Чивилихин. Этого писателя начинающий прозаик считал своим наставником. А из классиков, он особенно ценил Бунина и Достоевского.

С 1966 года Валентин Григорьевич стал профессиональным литератором, а через год был зачислен в Союз писателей СССР. В тот же период, в Иркутске, вышла в свет первая книга писателя «Край возле самого себя». Затем последовала книга «Человек с этого света» и повесть «Деньги для Марии», которую в 1968 опубликовало московское издательство «Молодая гвардия». Зрелость и самобытность автора проявились в повести «Последний срок» (1970). Большой интерес у читателя вызвала повесть «Пожар» (1985).

В последние годы жизни больше занимался общественной деятельностью, но не отрываясь при этом и от литераторства. Так, в 2004 году была опубликована его книга «Дочь Ивана, мать Ивана». Спустя два года третье издание очерков «Сибирь, Сибирь». В родном городе писателя его произведения входят в школьную программу по внеклассному чтению.

Умер писатель 14 марта 2015 года в Москве, в возрасте 77 лет. Похоронен в Знаменском монастыре в Иркутске.

Видео краткой биографии (для тех, кто предпочитает слушать)

Повесть «Последний срок» Распутина была написана в 1970 году. В своей книге автор раскрывает темы духовного и нравственного падения человека. В произведении показано, как завладевшие людскими жизнями и душами эгоизм, черствость, бессердечие влияют не только на судьбу конкретного человека, но и на общество в целом.

Главные герои

Анна – старая женщина, мать пятерых детей, добрая, работящая, заботливая женщина.

Другие персонажи

Варвара – старшая дочь, простая деревенская женщина, измученная тяжелой жизнью и частыми родами.

Люся – дочь Анны, городская жительница, образованная, требовательная к себе и к людям.

Илья – средний сын, также житель города.

Михаил – младший сын, у которого живет Анна; нерешительный, безответственный, большой любитель выпить.

Татьяна – самый младший ребенок Анны, добрая и ласковая женщина.

Мирониха – лучшая подруга Анны.

Надя и Нинка – невестка Анны и ее маленькая внучка.

Глава 1

Старуха Анна, которой было уже под восемьдесят, « дожидалась смерти, время для которой вроде приспело ». Она держалась из последних сил, но три года назад « сдалась и слегла ».

За свою жизнь Анна родила много детишек, но « в живых у нее осталось только пятеро » – два сына и три дочери. Все, кроме младшего сына Михаила, уехали из деревни, и именно у него « старуха и доживала свой век ». Когда стало ясно, что она со дня на день отойдет мир в иной, Михаил отправил телеграммы брату и сестрам, чтобы те приезжали.

Первой приехала старшая Варвара, вслед за ней объявились « городские – Илья и Люся» , и все ждали Татьяну из Киева. Мать была очень плоха, и Варвара стала оплакивать ее еще при жизни, а Люся села за шитье траурных нарядов.

Главы 2-3

Понимая, что в день получки в магазине не будет водки, братья предусмотрительно решили купить алкоголь на похороны матери – не меньше одного ящика, ведь « полдеревни придет ».

Неожиданно для всех Анна открыла веки, поименно назвала собравшихся возле нее детей. Узнав, что Татьяна еще не приехала, женщина вновь впала в забытье.

« Мало-помалу старуха выправилась » и к вечеру попросила жидкой манной каши. Радость от того, что она видит « своих ребят, не давала ей отдохнуть, билась в лицо, шевелила руки, грудь, забивала горло ». Анна была очень слаба, ей трудно было говорить, и она только с любовью смотрела на детей – « жадно, торопливо, словно навеки впитывая в себя каждое лицо ».

Поправляя матери постель, Люся заметила, что она спит на грязных, давно не стиранных простынях. Она стала выговаривать Михаилу за такое безразличие, не заметив, как густо « залилась краской Надя » – жена брата. На что Анна принялась защищать невестку, которая все это время терпеливо ухаживала за ней. Женщина призналась, что гораздо тяжелее ей приходилось с Михаилом, когда тот выпьет, а в таком состоянии он бывал регулярно. Люся пообещала поговорить с братом.

На радостях, что мать оклемалась, Илья с Михаилом решили выпить.

Главы 4-5

На следующее утро Анна попыталась самостоятельно сесть, и это у нее получилось. На рассвете к ней притопала Нинка – малолетняя дочь Михаила, и пригрелась возле бабушки.

Анна попросила Варвару, которой приснился дурной сон, сбегать к Миронихе – старушке-соседке – и проведать ее.

Проснулся Михаил, который намедни с Ильей выпил три бутылки водки. С похмелья он испугался, что они с братом выпили весь ящик, но, заглянув в кладовку, Михаил « счастливо сморщился » – нетронутые бутылки были на месте.

Предусмотрительно спрятав одну бутылку водки в курятнике, Михаил разбудил брата, и они принялись жаловаться друг другу на то, как тяжело с возрастом бороться с похмельем. Впрочем, это не помешало братьям, пока их не видят женщины, распить бутылку водки еще до завтрака.

Алкоголь развязал языки собутыльникам, и они стали сокрушаться, что мать вовремя не померла, когда « все собрались, приготовились ».

Глава 7

Поразмыслив, Люся решила пойти прогуляться в лес. Ей « не хотелось никого видеть, ни с кем разговаривать – ни жалеть, ни подбадривать ». Вглядываясь в знакомые пейзажи, Люся вспоминала свое беспечное детство, юность – « как странно и как далеко это было, будто и не с ней ».

Наконец, она дошла до поля, которое и было целью ее прогулки. Однажды, в голодное послевоенное время, Люсю отправили бороновать это поле, выделив изможденного тяжелой работой и вечным недоеданием жеребца Игреньку. Во время работы он неожиданно упал, и так и не смог подняться. От страха Люся принялась бить коня, а после побежала за матерью.

Узнав о беде, Анна тотчас примчалась на помощь Игреньке. С ласковой настойчивостью она помогла подняться жеребцу, который понимал ее с полуслова. Тем и спасла его от верной смерти.

Гуляя « по местам, которыми ярче всего была отмечена ее прежняя деревенская жизнь », Люся отчетливо поняла, что многое забыла, и многое ушло безвозвратно…

Главы 8-11

Анну навестила ее давняя подружка – живая и непоседливая Мирониха, которая всегда с удовольствием подтрунивала над своей соседкой. Они с удовольствием посмаковали все деревенские сплетни. Глядя на Анну, Мирониха думала о том, « что хорошо бы им со старухой умереть в один час, чтобы никому не оставаться на потом ».

Михаил с Ильей ушли в глубокий запой. Вскоре компанию им составил сосед Степан, и теперь « Михаилу больше не страшны были ни сатана и ни жена ».

Анна была очень рада, что возле нее собрались дети, но материнскому сердцу не давали покоя мысли о Таньчоре – младшей дочери Татьяне. Она давно ее не видела – Татьяна вышла замуж за военного, которого «перебрасывали» из города в город, и вскоре супруги обосновались в далеком Киеве.

Таньчора была « была последней, заскребышем » и « выросла ласковей своих сестер ». Поначалу Анне было непривычно принимать от дочери столько любви, столько нежности, и в ответ ее сердце переполнялась благодарностью и невыразимой радостью.

Когда Анна поняла, что нет смысла больше ждать Татьяну, в ней « вдруг что-то оборвалось ». Дети пытались было ее успокоить, но старуха плакала, не унимаясь – она была уверена, что с Татьяной что-то случилось.

« В эту же ночь, не откладывая », Анна решила умереть. Она вспомнила всех родственников, ушедших в мир иной, всех своих деток, которым так и не суждено было пожить на этом свете. Анна считала, что и так задержалась, а ведь ей есть к кому уходить. « Ночью старуха умерла »…

Заключение

В своем произведении Валентин Распутин поднимает проблему забвения своих истоков, своих корней. Люди, закованные в панцирь собственного эгоизма и безразличия, утрачивают богатое духовное наследие своих предков.

После ознакомления с кратким пересказом «Последний срок», рекомендуем прочесть повесть Распутина в полной версии.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 207.

По календарю был март.С работы только что вернулся усталый Иван Петрович, работавший водителем.Встречала его супруга Алена.Но неожиданно он услышал, что люди кричали о пожаре, о том, что горели ОРСовские склады. В суматохе Иван Петрович решает, что с собой взять, что бы тушить пожар, ну и взял топор..Русские люди сначала делали, а потом думали и приспосабливались так как, как им комфортнее жить.Не думали о том как уберечься и спастись. И тогда, когда быстро строили поселок не думали о пожаре, спасались только от воды. А горели две части склада и продовольственная и промышленная. Афоня и Семен Кольцов, оба надежные товарищи, были во главе борьбы с пожаром.Это Иван Петрович моментально заметил. Распутин говорит об огне, как о ком-то живом существе, сущность которого -это свирепость и жадность.
Собрались начальники.


Строил этот поселок леспромхоз. Построили его не для того чтобы жить в нем постоянно, а временно.Поселок этот не имеет ни садов, ни деревьев. Не построены в поселке ни какие социальные строительства, потому что ничего никому не нужно.Вот имеется на данный момент работа, то есть древесина, но через несколько лет ее не останется и тогда работяги станут вести работу в вахтенном режиме.Иной работы не имеется, потому что все поля затопило, когда строили гидроэлектростанцию.. Пришел Водников Борис Тимофеевич, который является начальником участка. Он умелый руководитель, на него всегда можно надеется, хотя он и ругается со всеми..
Алёна тоже оказывает помощь в тушении пожара наравне с мужиками, спасая всевозможные вещи. Бригада оргнабора (приезжие наемные рабочие) называется архаровцами.

Они в повести фигурируют, как отрицательные персонажи. В панике имущество могут разворовать и поэтому кладовщица по имени Валя не хочет открыть склад, боясь того, что ей могут предъявить претензии Борис Тимофеевич сказал, чтобы архаровцы ломали склад..Стал искать начальника склада, но потом вспомнил, что он на очередном совещании.Чтобы не было мородерства Иван Петрович хочет поставить старого Хампо и сторожа. Один архаровец, Сашка Девятый, сказал главному герою, остановив того перед пожаром, чтобы тот не ходил сюда, а то сгорит и некому будет качать права.
Вот в этом и заключаются их взаимоотношения.Архаровцы имеют лагерные понятия, они представляют город в котором отношение к работе, как к какой-то обязанности и если ты увельнул от нее, то это очень достойно. Вот за свою принципиальность и не любят Ивана Петровича. Распутин выражает архаровцев, как мрачные стороны цивилизации и прогресса.


Фамилия у Ивана Петровича Егоров, да и деревня, в которой он жил называлась Егоровкой. На войне он был танкистом. Люди стали покидать деревню после войны, зная, что ее затопит. Иван Петрович остался в деревне, не смотря на то что она по-тихоньку пустела. Еще он не хотел быть горожанином из-за того, что больна мать и на Алене собирался женится. Братан Гошка уехал в город, но там стал основательно прикладываться к бутылке.. В итоге ему пришлось перебраться в другой поселок, который называется Сосновка(где развиваются данные события). Наверное и сейчас переезд неизбежен, хотя Иван Петрович не хотел бы.


Иван Петрович ворвался в продсклад. Большие запасы продуктов, которые расстаскивались и портились в результате пожара смотрелись очень плачевно.Иван Петрович недоумевает - продуктов везде всегда не хватало, а здесь всего полно. Много сгорит в результате пожара. на много больше чем утащут, все сгорит и импортные кофты и отечественные сковороды. Если бы был транспорт и не было бы беспорядка, то продсклады пока что можно было бы спасти. Однако пожарную машину, которая одна на всю округу, давно разобрали на запасные части. Она лишь считается, что есть, а на самом деле не существует. Автор ведет рассказ о том, с какого времени жизнь дала трещину. Оказыется все начало меняться, когда стали вырубать лес.


Ведь это не душевная работа, стали рушиться не только леса, но и люди.Раньше Сосновка была как обыкновенная деревня-люди друг другу помогали, было общение между людьми. Но стало появляться много людей, которым ничего не надо было, кроме того чтобы выпить, поесть, отдохнуть.Они не стремились, чтобы у них было хозяйство. В прошлые времена люди пили и стеснялись этого, теперь стали появляться даже компании с вожаками.. Стало много преступлений, социальная среде стала на много хуже.Если посчитать, то окажется, что во время войны погибло столько людей, живших в Сосновке, сколько не своей смертью.

Совестливый людей в Сосновке не уважают.Один раз лесничий выписал штраф леспромхозу из-за то, что оставляют очень большие пни и из-за этого задержали зарплату. Так потом у него подожгли баню и украли лошадь. Так же относятся и к Иван Петровичу. Он хотел объяснить, что все зависти от людей, от природных ресурсов, а не от плана. Но над этим начальником есть свои начальники и свои заботы. Вот и поит он рабочих водкой за свои деньги, чтоб план был выполнен.. У Иван Петровича мир полных ценностей и он оттстаивает их очень рьяно.Однако имеются и иные взгляды. Вот, к примеру, Афоня Бронников, он также живет в Егорьевке, также честный человек, но свои взгляды объясняет так-я честно тружусь и живу, не краду, не изворачиваюсь- и довольно. Забота всех-это показывать жизненый пример, а не гнать всех в одно стадо. От этого проку мало.
Но Распутин с этим не согласился. Иван Петрович в рассказе говорит, что уже поздно подавать примеры.


В то время, когда пламя подошло к к бутылкам с водкой сосновцы и архаровцы показали чудесную организованность.-они стали передавать водку аккуратно друг другу, и в тоже время одновременно распивая их. Иван Петрович один пытается спасти подсолнечное масло. Афоня просит его уберечь муку. Слышно что где-то кричат о пожаре тем кто еще не проснулся. Распутин показывает душевную драму у Ивана Петровича Ценности изменились. Они перстали быть в сознании общества. Но Иван Петрович от них не отказывается. Иван Петрович спасает продукты. Он знает, что все спасти невозможно, а помощи ждать неоткуда. Он стал пытаться сломать ограждение, но вдруг на помощь ему неожиданно пришел Сашка Девятый.. Иван Петрович встретил Алену и вместе с ужасом смотрят, как растаскивают промтоварный склад.


Алена и Иван вместе прожили 32 года. На юбилей свдаьбы они навестили своих. Дети их-это две дочери и сын.Одна из дочерей работает учитель-ницей в небольшом поселке. Другая дочька живет в Иркутске. Сын работает летчиком под Хабаровском.Очень радостно было Ивану Петровичу у сына, потому что он следит за хозяйством, за садом, у него много яблок поспевает, также он со всеми дружен, с близкими жены, с соседскими людьми. И на предложение сына переселиться к нему Иван Петрович с женой ответили согласием. .


Сосновку спасать было бесполезно. А всему начало было-это приезд годом раньше архаровцев. Бригада ихняя была последней. Они сильно агрессивные, а между собой довольно сплоченны. Иван Петрович пробовал указать им свое место, но чудом остался жив.(хотели свалить на случайность).
Жена была библиотекарем. Муж не заметил как они стали одним целым. Распутин показывает их взаимоотношения, как полное взаимопонимание. И когда решали вопрос о переезде к сыну, то она также была согласна, но только трогаться с места тяжело.


Ивану Петро-вичу оказывают помощь в перетаскивание муки, но неожиданно помощники куда-то делись. Иногда приходят пьяные архаровцы, но от них толку очень мало. Работу ведут Афоня, Пантелеев и Петрович.Но скоро у них совсем не осталось времени и им приходиться бросать муку близко к складу. У Ивана Петровича потемнело в глазах.


Дядю Мишу Хампо пара-ли-зовало в детстве.. У него нарушилась речь и перестала работать рука. Но, если хочешь понять друг друга, то не обязательно иметь большой словарный запас.Но вот для того, чтобы не понять, то тут-то много надо иметь слов. Дядя Миша был всеми любим. Он был очень трудолюбивым человеком. Жить ему приходиться одному, потому что женка его давно померла. Он очень любил труд,работа его заключалось в том, что он сторожил, да к тому же почти даром.Хампо для Распутина -это символ.Он символичен, как хранитель ценного. Когда воровать стало в порядке вещей, то ему, который имело огромную совесть, надо было привыкнуть. .


В Сосновке Иван Петрович потерял смысл жизни. О н не хочет трудиться только для того, чтобы жить в достатке.В работе он любит творить, творить на века. Нравственность разрушилась, все перемешалось, и злость и добрые дела. Когда Афоня стал спрашивать почему Иван собрался уезжать, то тот ответил, что у него больше нет сил. Афоне стало жалко его и он думает, а кому же здесь тогда жить, на кого он оставляет Егоровку. Егоровка во всех нас думал сказать Иван Петрович,но Афоне оказывается хотелось поставить памятник Егоровке на верху водохранилища.Об этой чудной затеи хотел он поговорить.


Пожар стал очень сильным, но помощь тоже прибавилась.,. Муку спасают, не смотря на то, что многие перепились. Но Валя кладовщица кричит, что много утащили и ей придется ответить за это. Иван Петровичу становится плохо и если он не передохнет, то может все кончится плачевно. Опьянев, архаровцы стали убивать колотушкой Хампо., но Хампо успел придавить одного. Лежат два мертвых человека.


Насту-пило утро. Приедет множество комиссий. Пустое пожарище оцепили. Иван Петрович спрашивает Афоню: как же теперь быть.? Афоня говорит: будем продолжать жить.Иван Петрович с с ним согласен.
Иван Петрович входит в лес, пахнущий весной, он хочет там получить отдых и покой. Он чувствует как пробуждается земля и вся природа. Он надеется, что он,заблудившийся человек, благодаря земле, найдет свою дорогу.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Пожар». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.