Краткая история древнего востока. Страны Востока. Древний Восток Что входит в понятие древний восток

26.04.2024 Новости

Раздел - I - Краткое описание
Раздел - II -
Раздел - III - Культура Древнего Востока
Раздел - IV -Философия Древнего Востока кратко

Эпоха древнейших цивилизаций , возникающая из первобытности и в последствии сменяющая ее, составляет предмет исследования особой дисциплины — истории Древнего мира , в свою же очередь, подразделяющейся на историю государств Древнего Востока со своей историей, философией и т.д и историю древних обществ. Это разделение отображает существенные отличия в путях становления и социокультурном облике между и античным и древневосточным обществом.

Древневосточная цивилизация начинает свою историю с четвертого тысячилетия до нашей эры. Географически, Древний Восток кратко говоря, охватывает довольно огромные территории,которые протянулись от Тихого океана до Северо-Западной Африки и от Индийского океана до Великой степи.

В основном это места с субтропическм климатом с очень сухим и теплым летом и достаточно теплой зимой. Особую значимость в исторических судьбах народов Древнего Востока играли такие великие реки как: Янцзы, Ганг, Нил, Хуанхэ, Инд, Тигр и Евфрат.

В бассейнах данных рек из за хороших плодородных почв можно было достаточно эффективно развивать различного рода хозяйства. Экономическое развитие, создавая возможности изымать и накапливать продукты потребления, а так же поощряло соц. дифференциацию, а частая необходимость централизованного коллективного труда для проведения ирригационных работ хорошо стимулировала сосредоточение всей власти в верхах общества. Вклад народов древневосточных государств в мировую культуру, носит сложный характер исторического процесса показывающий некую условность традиционного противопоставления Запада к Востоку.

К тому же, древнегреческие философы (в частности Аристотель) отличали мир греков, которые рождены для господства и свободы, угнетая при этом варваров и древневосточные народы. Оппозиция Запад —Восток задавалась и тысячелетним политическим соперничеством нескольких греческих полисов, а в последстии и Рима, с великими державами Ирана— Сасанидской Парфянской а так же Ахеменидской. Только расшифровка письменных памятников,археологические открытия XIX в и активное исследование его культуры и истории Древнего Востока разрушили былое представление о диком, отсталом, и неспособным к развитию Востоке, который оттенял своим варварством культурный и господствующий Запад.

ПЛАН

1. Страны Древнего Востока.

2. Источники изучения культур Древнего Востока.

3. Древнейшие государства Шуммера и Аккада.

4. Вавилонское царство.

5. Царство Египта.

6. Древнейшие государства Малой Азии и Сирии.

7. Ассирия, Урарту.

8. Зарождение культур Индии и Китая.

9. Значение восточной культуры для стран Европы

Первые залы в исторических музеях всегда посвящены Древнему Востоку, но мне повезло, я родилась в Туркмении на территории бывшего Парфянского государства и познавала восток не по музейным экспонатам.

Древневосточная история ведется примерно с 3000 года до н.э. Географически, под древним Востоком разумеются страны, расположенные в Южной Азии и частью в Северной Африке. Характерной особенностью природных условий этих стран является чередование плодородных речных долин с огромными пустынными областями и горными хребтами. Долины рек Нила, Тигра и Евфрата, Ганга и Хуанхэ очень благоприятны для земледелия. Разливы рек дают орошение полей, теплый климат – плодородную почву. Однако, хозяйственная жизнь и быт в северном Двуречье строились иначе, чем в южном. Южное Двуречье, как писалось раньше, было плодородной страной, но урожай приносила только упорная работа населения. Постройка сложной сети водных сооружений, регулирующих наводнения и обеспечивающих запас воды на сухое время года. Тем не менее, племена там вели оседлый образ жизни и дали начало древним историческим культурам.

Источником информации о зарождении и истории государств Египта и Двуречья (Месопотамии) являлись раскопки холмов и курганов, образованных в течение ряда веков на месте разрушенных городов, храмов и дворцов, а для истории Иуды и Израиля единственным источником была библия – собрание мифологических произведений. Для истории Хеттского малоазиатского царства историческая наука располагала только материальными памятниками, открытыми в 1830-1861 годах при раскопках города Хаттушам. Основная заслуга в области собирания письменных и материальных памятников, изучения истории Урарту принадлежит русским ученым М.В. Никольскому и Б.Б. Пиотровскому, они дали науке первую историю царства Урарту.

Исторические данные о древнем периоде стран Индии и Китая ученые черпают только из поздних произведений индийской и китайской письменности. Для Индии это религиозные тексты и записи древнеиндийского эпоса, для Китая сочинения древних философов

ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВ В ЮЖНОМ ДВУРЕЧЬЕ. АККАДА И ШУММЕР.

Южное Двуречье раньше называлось Сеннаром, в приморской его части жили шумеры, некоторые племена которых проникли в северную часть и основали город и царство Мари на Евфрате. Позднее на север Сеннара пришло кочевое скотоводческое племя из Аравии и основало город Аккада. Эти племена принесли с собой отличную от шумерской культуру быта. По физическому типу шумеры резко отличались от аккадийцев. Шумеры - круглолицые люди с косой постановкой глаз, голова и лицо всегда выбриты. Напротив, аккадийцы высокие бородатые люди с длинным узким лицом и орлиным носом. Так образовались два общественных строя, которые впоследствии стали Шуммеро – Аккадийским царством.

ШУММЕР

Поселенцы шумеров жили родовым строем. Основой земледелия были оросительные каналы, пруды, водохранилища и каждая родовая община обеспечивала себе запасы воды. Однако, точно определить нужное количество воды для полива было сложно: излишек или недостаток были одинаково плохи, разумнее всего в этих условиях было руководство орошением с одного места. И не доверять его каждой общине, прорывать каналы как вздумается, таким центром управления сельским хозяйством становятся храмы. Постепенно храмы стали управлять жизнью соседних городов и деревень. Собирать налоги, а в трудное время распределять провизию. Историки назвали такое управление храмовой общиной. Обычно и город возникал вокруг храма, посвященного местному богу. И как было сказано ранее, городом управляли жрецы храма. Самым известным городами Шуммера были: УР, УРУК, НИППУР, КШИ, ЛАГАШ и УММА. Тогда Шуммер не был единым государством, а представлял собой области отделенные друг от друга Евфратом и болотами, что делало города Шуммера незащищенными от набегов воинственных соседей. Центром каждой области был самый сильный и богатый город. Чтобы защищаться от набегов недоброжелателей – соседей набиралось городское ополчение, руководил войнами «лугаль». Постепенно путем обмана или военных действий власть в шумерских городах перешла к военным вождям. Используя богатства городских храмов лугали вели войны с соседними городами, разрушали плотины, гибли тысячи людей и незадолго до 2300 г. до н. э. Беспорядки в шумерских городах приобрели разрушительный характер. Но семь веков шумерской истории оставили богатейшую культуру, которая стала образцом для всей территории Междуречья. Шумеры научились строить дома из глиняных кирпичей, покрывать крыши домов тростником. Для ловли рыбы использовали небольшие круглые лодки из тростника, которые снаружи обмазывали смолой, Именно обилие глины, из которой строили дома, лепили игрушки и предметы утвари, подсказали мысль о письме на глиняных табличках. Писать по вязкой глине было тяжело, и знаки получались в виде разной величины треугольников. Позже такое письмо назовут клинописью. Самые старые записи находили в храмах, служители церкви записывали на них: сколько зерна и мяса было произведено и сколько выдано работникам на пропитание, сколько оставалось в распоряжении храма. Шумеры до греков были лучшими математиками и астрономами древности. Шумерские пирамиды были построены раньше Египетских храмов и сохранились до наших дней. Шумерское представление о богах, начале мира, человеческой судьбе отразились во многих религиях. Шумерские предания переняли древние евреи, и позднее они были записаны в Библии. Знания, накопленные предками, передавались юношам в многочисленных храмовых школах, здесь учили мудрости, наблюдению за звездным небом, математике, строительству. Этот народ был созидателем и не мог воевать, поэтому шуммерам так и не удалось создать единое государство. Это сделал Саргон, он был аккадийцем. Аккадцы тоже племена с Междуречья, с северной стороны, они поддерживали с шуммерами тесные отношения, через земли аккадии проходили караванные пути. Воспользовавшись распрями между лугалями, Саргон укрепился на севере Шуммера, создал сильную армию, вооружил ее дальнобойными луками и захватил юг страны. Он не принял ни один титул шумеров или своей страны. А стал именовать себя царем Шумера-Аккада. Была выстроена новая столица-Аккад. Саргон установил контроль над всеми храмовыми хозяйствами, а взамен давал храмам богатые дары. Возникло мощное Шумеро-Аккадийское царство, просуществовавшее 100 лет. После образования царства шумеры постепенно стали смешиваться с аккадийцами и другими степными народами. Одновременно шумерская культура широко распространилась в Междуречье и на много веков пережила свой народ.

ЦАРСТВА АККАДА

С середины третьего тысячелетия шел неуклонный рос производственных сил на Сеннааре. Особенно это хорошо было видно в северной его части, где почвенные условия были более благоприятны для земледельческой культуры и где рядом с полеводством начало развиваться садоводство. Появились сады финиковой пальмы, имеющей не только продовольственное значение, но и промышленное. Косточки фиников медленно горели и давали много жара они употреблялись в кузницах вместо угля, а древесина шла на столярные изделия. Итак, на севере Сеннаара основным промыслом становилось земледелие, на юге с его огромными пастбищами на заболоченных пространствах, основным занятием оставалось скотоводство. В связи с этим начала развиваться и внутренняя торговля, ее вели храмы через своих торговых агентов. На севере в это время усилились семитские правители Аккада. Город Аккад был расположен между Евфратом и Тигром в том месте, где реки сходятся ближе всего одна с другой. Между Тигром и Евфратом, в области расположения Аккада проходила караванная дорога, соединявшаяся на западе с караванными путями в Аравию, а на востоке-с караванными путями в горную область Загроса.

Центральное положение Аккада предоставляла большие выгоды государю Аккада, который овладел областями Опис и Сиппар. Царство Аккада после образования его Саргоном в 2369 г. просуществовало около 180 лет. Одним из главных условий объединения Сеннаара в одно государство являлось экономическое положение, приведшее к разделению производства на севере и на юге и вызвало необходимость установления между Шумером и Аккадом постоянной хозяйственной связи и обмена.

Шумерско-Аккадийское царство распалось под натиском кочевников-китиев. Новая династия, объединившая Шуммер и Аккадию происходила из города Ур. Ее правители воссоздали царство Саргона и продолжили его политику. Они взяли под контроль храмовые хозяйства, утвердили верховную собственность над всеми полями Междуречья, но цари Ура довели государственную централизацию до крайних пределов и половина населения страны превратилась в рабов. Правители Ура часто ввязывались в длительные войны, оставляя незащищенным свое царство и в 2000 г. до н. э.

Шуммеро-Аккадийское царство исчезло с политической карты Междуречья, разрушенное и разграбленное аморейскими кочевыми племенами.

ВАВИЛОНСКАЯ КУЛЬТУРА

После разгрома

Шуммеро-Аккадийского царства, территория Сеннара была поделена между Амореями, которые укрепились в Аккаде и образовали Аморейское царство со столицей в Исине, и семитскими кочевыми племенами на севере. Но цари Исина были слабы, в конце третьего тысячелетия они уступили царям Вавилона. Тогда Вавилон был незначительным городом и только в 1894 году до н.э. он стал крупнейшим государством Двуречья. Время существования древне-вавилонского царства 300 лет-это замечательная эпоха в развитии Двуречья. В это время сложилась народность и вавилонская культура, она впитала в себя все культурные достижения Аккада и Шумера. Древне-вавилонское царство не знало внутренних усобиц. Единство и прочность бала достигнута благодаря тому, что Вавилонские цари опирались на свои аморейские родоплеменные общины, также к тому времени Двуречье стало единым государством, которое поддерживало дружбу с соседями, и был создан кодекс Хаммураби, как единственный свод правил и законов из 282 статей для жителей царства.

Древний Восток - в отечественной исторической науке территориально-хронологическое понятие, обозначающее ряд стран, на территории которых возникли и развивались на протяжении длительных эпох первые в истории человечества цивилизации .

История древнего Востока, наряду с историей и древнего Рима , является составляющей истории древнего мира в целом; вместе с тем древний Восток по целому ряду особенностей своего общественного государственного и культурного развития, отличается от древних Греции и древнего Рима - т.н. античных обществ - и при исследовании часто противопоставляется им. Принципиальной особенностью изучения древнего Востока является то, что большое число его цивилизаций погибло еще на протяжении древности (например, цивилизации Месопотамии, хеттов, древнейшие культуры долин Инда и Хуанхэ) либо на рубеже древности и средневековья (например, цивилизация древнего Египта), не породив других культур, тесно связанных с ними линией преемственности; соответственно, сведения о них не вошли в знания людей средневековья и раннего нового времени о прошлом и были восстановлены заново лишь с дешифровкой ряда древних письменностей и становлением научной в XIX-XX вв. На современном этапе изучение древнего Востока осуществляется во взаимодействии целого ряда отраслей знаний (политической истории, археологии, культурологии) с тщательно разработанными в каждой из них исследовательскими методами.

Возникновение понятия «древний Восток» и его территориально-хронологические рамки.

Понятие «Восток» как обозначение ряда чужих народов с общими чертами в организации их жизни впервые возникло в древней Греции, по-видимому, в т.н. архаическую эпоху (VIII-VI вв. до н.э.). Именно тогда прошла первые важнейшие этапы своего формирования основная ячейка общества самих древних греков - полис (вариант т.н. античной гражданской общины). Взаимодействуя со странами к востоку от собственной территории (Малой Азией, государствами Восточного Средиземноморья, Египтом) и часто основывая на их территории собственные полисы, греки обратили внимание, что государства, с которыми они при этом имеют дело, - это не мелкие общины с коллективным или по крайней мере коллегиальным управлением, а мощные царства, культура которых, судя по ее багажу, существует значительно дольше, чем цивилизация самих греков. В дальнейшем греческому миру Балканского полуострова пришлось вынести военное противостояние с государством, объединившим в своем составе весь «Восток» в тогдашнем понимании этого слова, - с персидской державой Ахеменидов. Способность греков отстоять свою независимость и даже приобрести ряд преимуществ в ходе т.н. греко-персидских войн (500-449 гг. до н.э.) навела их на мысль о превосходстве их полисного образа жизни над укладом восточных монархий, подданные которых представлялись им не самостоятельными сознательно действующими людьми, а прирожденными рабами своих царей. Эта мысль подготовила почву для наступления греческого мира на Восток в последние десятилетия IV в. до н.э.: тогда Александру - царю Македонии, объединившей под своей властью греческие полисы, удалось в масштабном походе (334-323 гг. до н.э.) победить державу Ахеменидов, стать ее царем и даже завоевать западные районы Индии, до того времени неизвестной грекам. Успех завоеваний Александра и становление на обширных территориях от Средиземного миря до долины Индии государств, в которых правили македонские династии, еще раз убедили людей античности в превосходстве именно их образа жизни. Позднее западная часть завоеваний Александра - Малая Азия, Восточное Средиземноморье и Египет - подпала под власть Римской державы, а к востоку от ее границ лежало мощное Парфянское царство: на этом этапе (I в. до н.э. - II в. н.э.) противоположность между античным Западом и Востоком была впервые оценена в категориях «противостояния сверхдержав». Подобное восприятие отчасти продолжилось, когда Рим на этих территориях сменила Византийская империя (см. византиноведение), а Парфию - сначала персидская держава Сасанидов, а затем Арабский халифат. Вместе с тем со времени поздней античности различие между Западом и Востоком приобрело и религиозную окраску: если территории, бывшие под властью Рима, составили в IV в. до н.э. христианский мир, то в землях к Востоку от них распространились иные (с VII в. н.э. - ислам, воспринимавшийся в средневековой Европе как естественный враг христианства). На протяжении средних веков и раннего нового времени в представление европейцев о Востоке было пополнено контактами с китайской цивилизацией. К началу XIX в. (например, в построениях представителей классической немецкой философии) понятие Востока включало в себя применительно к современности мусульманский мир, Индию и Китай, причем последние два региона часто воспринимались как своего рода «сколки» древнего Востока в современном мире Востока, дающие представление о его жизни. Вместе с тем собственно древняя история стран Востока к западу от Индии была известна европейцам почти исключительно по свидетельствам античных авторов и Библии.

В первые десятилетия XIX в. были сделаны выдающиеся открытия, позволившие строить представления о погибших цивилизациях древнего Востока на непосредственном знакомстве с их письменными источниками. В 1822 г. Ж.-Ф. Шампольон дешифровал древнеегипетскую иероглифическую письменность; на протяжении первой половины XIX в. были дешифрованы древнеперсидская, аккадская (ассиро-вавилонская), а позднее эламская клинопись, что позволило в кон. XIX - нач. XX вв. дешифровать все клинописные письменности Ближнего и Среднего Востока (хеттскую, урартскую, системы письма Восточного Средиземноморья). Чрезвычайно важно, что эти открытия пришлись на начало колониального проникновения европейских держав на Восток. Европейские ученые начали проводить археологические раскопки на их территории, а в ряде случаев создавать организации, централизовавшие такие изыскания в масштабах целых стран; подобные изыскания велись очень интенсивно благодаря поддержке практически всех колониальных держав, сделавших эту деятельность частью своей идеологии, и в течение XIX в. был накоплен огромный массив источников по истории Ближнего и Среднего Востока в древности. В ХХ в. большое значение имели археологические открытия древнейшей цивилизации III тыс. до н.э. на территории долины Инда и культур II тыс. до н.э. (в том числе памятников их письменности) на территории Китая, а также исследования на территории Месопотамии, Курдистана, Малой Азии и Восточного Средиземноморья предыстории цивилизаций Ближнего и Среднего Востока - возникновения и развития земледелия и скотоводства в XI-IV тыс. до н.э. Пополнение археологических данных по истории древнего Востока идет и сегодня, хотя оно и замедлилось (из-за обременительности растущих расходов на раскопки и в особенности на сохранение уже изученных памятников, а во многих странах также из-за политических событий); однако на сегодняшний день можно уверенно сказать, что открытий совершенно новых, до сих пор неизвестных древних цивилизаций Востока больше не будет. В распоряжении современных ученых имеются данные, позволяющие выстроить полную схему исторического развития регионов Востока с возникновения в них цивилизаций и до конца древности.

Таким образом, территориально к древнему Востоку относятся страны от Средиземного моря (Малая Азия, Восточное Средиземноморье, Египет) на западе до Тихого океана на востоке. Практически единой границей этого огромного пространства с севера является Великая Евразийская степь; южной его границей в Азии можно считать Индийский океан, в Африке - южный рубеж сферы влияния египетской цивилизации в районе 5-го порога Нила. Едва ли следует относить к древнему Востоку Карфаген и другие колонии выходцев из Финикии в Африке и Западном Средиземноморье: и по событиям их истории, и по многим чертам внутреннего устройства они были ближе античным обществам.

Хронологически началом истории древнего Востока для каждого из его регионов является возникновение государства и цивилизации. Под государством естественно понимать такой тип организации общества, при котором значительная часть его членов образует особую группу, постоянно (в древности часто и наследственно) занятую управлением. В обществах, достигших этой фазы развития, закономерно появляются городские поселения, монументальные дворцовые и храмовые сооружения, письменность, то есть главные атрибуты цивилизации. Такая организация общества возникла раньше всего именно на древнем Востоке - в Египте и Месопотамии сер. IV тыс. до н.э. - потому, что именно здесь ее раньше всего настоятельно потребовали радикально усложнившиеся по сравнению с первобытностью условия жизни людей (возникновение в данных регионов такого типа хозяйства, как высокопродуктивное ирригационное земледелие). Распространение государственности и цивилизации на другие территории было связано не только с прогрессом жизни их обитателей, происходившим медленнее, но и с влиянием этих древнейших центров. Так, под большим влиянием Месопотамии в III тыс. до н.э. формировалась государственность на Иранском нагорье (Элам), в Малой Азии и в Восточном Средиземноморье. В Индии древнейшие государства возникли в III тыс. до н.э., в Китае - ок. рубежа III-II тыс. до н.э. Таким образом, начало древней истории Востока варьируется от одного его региона к другому. К сер. I тыс. до н.э. государства и цивилизации сформировались уже на всем пространстве Востока, причем в нем выделилось три сравнительно замкнутых макрорегиона: Ближний и Средний Восток; Южная Азия; Дальний Восток. В первом из них финалом древневосточной истории стали завоевания Александра Македонского, после которых на данных территориях сложилась система т.н. эллинистических государств (см. эллинизм ): их историю принято изучать как часть истории античности (хотя роль древневосточного наследия в истории, например, Парфянского царства II в. до н.э. - II в. н.э., была очень велика). В Южной Азии - ареале индийской цивилизации - и на Дальнем Востоке - в ареале китайской цивилизации - изменений в типе государственности и культуры, сопоставимых с последствиями завоеваний Александра, на протяжении древности не было: в этих макрорегионах понятия «древневосточная история» и «древняя история» полностью тождественны. Финалом древности в Индии принято считать падение династии Гуптов в V в. н.э., в Китае - распад единой империи Восточная Хань в 220 г. до н.э.; обе эти даты можно назвать неслучайными, поскольку первое событие напрямую связано, а второе - смежно по времени с общим для завершения древней истории по всей Евразии процессом, известным как Великое переселение народов.

Особенности общества и государства на древнем Востоке.

В зарубежной науке понятие «древний Восток» как обозначение обществ, не просто развивавшихся в определенных территориальных и хронологических границах, но и объединенных чертами сущностного сходства, почти не употребляется: как правило, зарубежные ученые говорят отдельно о древних Ближнем и Среднем («Переднем») Востоке, Южной Азии и Дальнем Востоке, имея в виду прежде всего культурное единство каждого из этих макрорегионов. В отечественную науку понятие «древний Восток» ввел в начале ХХ в. Б.А. Тураев , обозначивший с его помощью древнейшие общества, на основе которых сложились античная и христианская цивилизации Европы; тем самым он распространял его только на древние цивилизации Ближнего и Среднего (в его терминологии - «классического») Востока, не выделяя и применительно к ним критериев их сходства и не решая вопроса об их соотношении с цивилизациями Индии и Китая. Включить и эти цивилизации в понятие «древний Восток» и выявить его сущностное содержание в свете марксистской теории исторического процесса (рассматривавшей древность в целом как время господства рабовладельческого способа производства) попытался в 1930-е гг. В.В. Струве : древний Восток был представлен им как совокупность обществ, в которых рабовладение возникло впервые в истории человечества и находилось на раннем, более примитивном, чем в античном мире, уровне развития. Кроме того, ученые этого времени (помимо Струве, В.И. Авдиев ) придавали большое значение повсеместному, как им казалось, распространению на древнем Востоке сельских общин (сложившихся еще в первобытности объединений людей, совместно обрабатывавших землю, владевших ею и связанных обязательствами взаимопомощи в прочих сферах жизни).

Сегодняшнее представление отечественной науки о развитии обществ древнего Востока во многом сформировано исследованиями И.М. Дьяконова. Изучая общество Месопотамии III тыс. до н.э., он обнаружил, что в нем присутствовали и взаимодействовали две важнейшие силы - сельские общины и государственный аппарат, тесно связанный с храмами: именно между ними делилась вся возделываемая земля. Такая ситуация возникла еще на заре цивилизации, когда, при становлении в долине Евфрата и Тигра ирригационного земледелия (еще в нач. IV тыс. до н.э.), потребовалось создать специальную группу людей, занятых руководством ирригационными работами. Их деятельность была тесно связана с почитанием богов (в представлениях людей первобытности - подателей плодородия земли) и в итоге включила в себя все руководство жизнью общества. Поскольку эти люди - представители зарождающегося государственного аппарата - не кормили себя собственным производительным трудом, общество выделило для их обеспечения специальные поля, возделывавшиеся людьми, ставшими по каким-то причинам неполноправными, не являвшимися членами общин и, следовательно, не имевшими своей собственной земли (например, захваченными на войне пленными). Эта земля, оказавшаяся в собственности государства, непрерывно росла и со временем включила в себя больше половины земельного фонда Месопотамии, к чему было несколько причин. Во-первых, жизнь общества непрерывно усложнялась, и ее организация объективно требовала все большего числа людей. Во-вторых, люди, ставшие чиновниками раннего государства, стремились привести на такое же привилегированное место как можно больше тех, кто был связан с ними узами . Наконец, когда в Месопотамии возникло единое государство (т.н. Аккадская династия ‑ ок. XXIV в. до н.э.), его правители стали активно изымать у сельских общин их земли, превращая их членов в зависимых от государства работников. Весьма вероятно, что такие их действия были вызваны стремлением не допустить, чтобы их подданные чувствовали себя одновременно и членами общинно-клановых структур, лояльность к которым конкурировала бы с лояльностью к государству; иных способов предотвратить это, кроме разрушения таких структур путем лишения их собственной земли, раннее государство еще просто не знало. Однако «борьба с общиной» не была доведена в Месопотамии до конца, и, хотя государство и поглотило большую часть обрабатываемой земли, общины в этом регионе сохранились. При этом членство в общине оставалось для жителей Месопотамии на протяжении всей древности признаком личной свободы и высшего полноправия и социального престижа. По модели, сходной с месопотамской, на древнем Востоке были организованы общества юго-западного Ирана (Элам), видимо, древней долины Инда в III - нач. II тыс. до н.э. (цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро) и, может быть, Китая в сер. II тыс. до н.э. (т.н. эпоха Шан-Инь).

«Борьба с общиной» велась, по-видимому, многими ранними государствами древнего Востока (ее теоретическое обоснование мы видим, например, в текстах древнекитайской школы т.н. «законников»); однако доведена до конца она была только в Египте, где исключительно рано (еще в кон. IV тыс. до н.э.) возникло прочное централизованное государство. С перв. пол. III тыс. до н.э. в Египте не существовало сельской общины, а все египтяне были работниками государственного хозяйства и осознавали себя только подданными царя. Это предопределило и меньшую устойчивость общества Египта к потрясениям сравнительно с обществами, где община сохранялась: поскольку она была важнейшим средством взаимопомощи людей, то в ее отсутствие при кризисных ситуациях люди могли полагаться лишь на попечение государства, которое, однако, и испытывало в первую очередь удары войн и природных бедствий. В регионах, где не было условий для ирригационного земледелия (Малая Азия, Восточное Средиземноморье, Армянское и Иранское нагорья, северная часть Месопотамии, включая долину Тигра - Ассирию), государство формировалось относительно позже и на основе аппарата не хозяйственной, а военной организации общества - профессионального войска во главе с царем. В этих странах не было объективных условий для возникновения мощных государственных хозяйств, и большая часть земли оставалась в собственности общины: общины и кланы в лице своих старейшин сохраняли большое влияние, и царская власть была вынуждена считаться с ними - порой, казалось бы, и на пике своего могущества (например, в Ассирии в пору ее великих завоеваний в VII в. до н.э.). В двух странах с высокой ролью ирригационной экономики - Индии и Китае - государственных хозяйств не наблюдается со времени сложения их классических древних цивилизаций I тыс. до н.э. В Индии (в западной ее части с центром в долине р. Инд) ранняя цивилизация погибла в перв. пол. - сер. II тыс. до н.э. и возникла вновь лишь после индоарийского завоевания, на рубеже II-I тыс. до н.э., когда, в условиях железного века, экономика могла нормально функционировать и при гораздо меньшем вмешательстве государства. В Китае при очень высокой численности населения для обеспечения государственного аппарата не требовалось выделять на его содержание особые земли, а было достаточно собирать налоги с общин: здесь с древности и по сути дела до ХХ в. мощный государственный аппарат существовал за счет эксплуатации подвластных ему сельских общин.

Таким образом, облик каждого конкретного древневосточного общества зависел от соотношения двух важнейших слагаемых - возникшего на заре цивилизации государства и унаследованной от первобытности сельской общины, - которое определялось, в конечном счете, природными факторами (наличием или отсутствием возможностей для ирригационного земледелия) и некоторыми иными обстоятельствами исторического развития.

Абсолютное большинство государств древнего Востока были монархиями: власть царей в них возникала из совмещения полномочий военного вождя, главы культа и, там где это было актуально, организатора хозяйственной деятельности. С культовыми полномочиями царя (на практике - его правом и обязанностью от имени возглавляемого им социума лично выполнять важнейшие ритуалы, соприкасаясь с миром богов) была связана сакрализация его власти, нередкая на древнем Востоке, но достигавшая уровня его обожествления лишь в единичных случаях (у культур с исключительной ролью почитания солнца - в Египте и, уже на рубеже древности и средневековья, в Японии). Обычно власть царя не имела формальных ограничений со стороны других институтов (т.н. древневосточная деспотия): если такие ограничения появлялись (например, в Хеттском царстве в Малой Азии в кон. XVI в. до н.э.), это скорее свидетельствовало о ее упадке и недееспособности. Однако неограниченная власть царя не была своекорыстным произволом. Во-первых, в странах с высокой ролью общин царь был вынужден фактически учитывать настроение их верхушки. Во-вторых, в общественной морали, которую принимал и сам царь, а иногда (например, в Египте) в представлениях о его ответственности перед богами было твердо укоренено, что власть дана ему не в его личных интересах (хотя ему и не возбранялось их удовлетворять, поскольку это не ущемляло его подданных), а прежде всего в интересах его страны. Серьезным исключением из этого общего на древнем Востоке принципа стал лишь Китай, в менталитете которого рано и прочно закрепилось представление о почти природном превосходстве правителей и знати над простолюдинами; это порождало и крайние бедствия эксплуатируемого государством народа, и необычайный размах и жестокость вспыхивавших при этом социальных конфликтов.

В эксплуатации людей в обществах древнего Востока (как и вообще древности и средневековье) силовое принуждение работника играло большую роль, чем создание его заинтересованности в труде (поскольку для последнего не хватало ресурсов, а у работников, если не удерживать их силой, почти всегда имелась возможность уйти и создать собственное хозяйство). Было широко распространено рабство (прикрепление к хозяину работника, рассматривавшееся как собственность на него) и другие формы зависимости, закреплявшиеся в праве. Изъятие у работника всего им произведенного и возвращение ему жизнеобеспечивающего пайка - собственно рабовладение - было самой выгодной формой такой эксплуатации и практиковалось в хозяйствах как общинников, так и государства; однако очень крупные рабовладельческие хозяйств (например, в Месопотамии кон. III тыс. до н.э.) оказывались непроизводительными. Когда государству (реже - крупному частному землевладельцу) было необходимо организовать обработку больших площадей земли, они обычно дробились на мелкие участки между зависимыми работниками, ведшими хозяйство самостоятельно и отдававшими собственникам земли большую часть урожая (ренту). Соотношение этих форм эксплуатации и свободного труда общинников настолько варьировалось на древнем Востоке в экономиках разных регионов и эпох, что попытки определить его общество каким-либо одним термином («рабовладельческое», «феодальное», «азиатский способ производства») заведомо обречены на неудачу.

Рекомендуемая литература

Оппенхейм, А. Лео. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации

Коростовцев М.А. Писцы Древнего Египта

Хрестоматия по истории древнего мира

Государства Древнего Востока

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Государства Древнего Востока
Рубрика (тематическая категория) Политика

Первые государства возникли в IV тысячелœетии до н.э. на землях Междуречья (Двуречья) и Египта. Их возникновение было во многом обусловлено уникальными природными условиями, поскольку плодородные долины рек (Нила, Тигра и Евфрата) были способны давать очень высокие урожаи зерновых культур даже при крайне примитивной технике обработки земли.

Необходимым условием эффективного ведения хозяйства в плодородных речных долинах было строительство и поддержание в порядке сложных ирригационных систем. Эта задача не могла быть решена в рамках первобытно-общинной организации общества. Решить её было способно только государство - такая форма организации общества, где власть обладает относительной самостоятельностью от общества и опирается на аппарат принуждения при обеспечении исполнения своих решений.

Первые очаги государственности возникали вокруг городов - храмовых центров. При этом закономерностью развития древнейших государств был процесс государственного объединœения всœей территории плодородных речных долин, поскольку только ирригационные сооружения, ориентированные на регулирование водного режима на всём протяжении течения рек были наиболее эффективными. В 3118 году до н.э. впервые в рамках единого государства был объединён Египет. В Древнем Двуречье решение этой задачи встретило на своём пути больше препятствия и оказалось под силу только правившему в 2316 - 2226 гᴦ. до н.э. царю города Аккада Саргону. На рубеже XIX - XVIII вв. до н.э. возникло Вавилонское царство, достигшее вершины своего могущества в годы правления царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), издавшего знаменитые законы.

В Египте и Двуречье сформировался тип государства, именуемый восточной деспотией, при котором вся полнота власти была сосредоточена в руках правителя. Это обстоятельство было предопределœено особенностями хозяйственного строя, требовавшего быстрых, своевременных, организованных действий большого числа людей, необходимых для строительства ирригационных сооружений и поддержания их в надлежащем порядке.

Первые деспотии Древнего Востока отличал застойный характер, поскольку их жизнь находилась в неразрывной связи с извечными циклами природы и прочно привязана к плодородным долинам рек.

Огромное значение для развития государств Древнего Востока имело начало применения желœеза при изготовлении орудий труда и оружия. В связи с этим значительно возросли площади, способные давать прибавочный продукт в земледелии, и государственные границы получили возможность освободиться от жёсткой привязки к очертаниям плодородных речных долин.

Военные деспотии Древнего Востока представляли собой внутренне неоднородные, конгломератные государственные образования. По этой причине всœе они имели недолгую историческую судьбу. Период стремительного возвышения сменялся временем упадка и гибели, и на смену одной военной деспотии приходила другая, с тем, чтобы неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время спустя кануть в Лету. Первой ʼʼвзошла звездаʼʼ державы хеттов - воинственных племён Малой Азии, первыми на планете овладевших секретом изготовления оружия из желœеза. Вслед за ней, сменяя друг друга, возвышались и гибли другие военные деспотии.

В Х - VII вв. до н.э. наступил ʼʼзвёздный часʼʼ Ассирии, когда возникшее на севере Двуречья государство распространило свою власть на всю Малую Азию, покорило Вавилон, Финикию, Иудейское и Израильское царство в Палестинœе, Египет, земли персидских и мидийских племён.

В VII в. до н.э. союз мидийских племён отказался подчиняться Ассирии и основал собственную державу.

В VI в. началось возвышение Персидской державы. Освободившись при царе Кире II (558 - 530 до н.э.) от власти Мидии, персы начали завоевательные походы. Им удалось покорить Двуречье, Сирию, Палестину, Финикию, Малую Азию, Египет. При царе Дарии I (522 - 486 до н.э.), завоевавшем Запад Индии, сложилась новая административная система управления, призванная предотвратить племенной сепаратизм. Империя была разделœена на 20 провинций (сатрапий), каждая из которых платила налоги исходя из площади и плодородия обрабатываемой земли. Для удобства расчётов и торговли началась чеканка серебряной монеты.

При этом и Персидской державе суждена была недолгая судьба. Она погибла в столкновении с Древней Грецией.

Лекция № 3

Государства Древнего Востока - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Государства Древнего Востока" 2017, 2018.