Кому на руси жить хорошо замысел. Замысел, сюжет и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов Н. А.) Пессимизм поэмы - кому же все-таки жить хорошо

03.02.2023 Новости

В начале 60-х годов приступает Некрасов и к работе над произведением, которое сам считал делом своей жизни, которое, по собственным словам автора, двадцать лет собиралось по словечку, – над поэмой “Кому на Руси жить хорошо”. По существу же, замысел “Кому на Руси..”, получил развитие еще в одном направлении. Мы имеем в виду поиски героя русской жизни, отчасти реализовавшиеся в Грише Добросклонове. Этот вопрос оказался центральным и в историко-революционных поэмах, посвященных декабристам: “Дедушка” и “Русские женщины”. Для Некрасова, всегда жившего интересами современности, такое обращение к истории на первый взгляд необычно. Причины его многообразны.
Здесь и невозможность сказать в полный голос о революционерах-современниках, и желание представить их дела не как случайные, изолированные эпизоды, а в их исторической преемственности, в национальной традиции Поэмы также отличает желание осмыслить события и их участников масштабно и обобщенно. Уже в корректуре писатель заменит первоначальное заглавие “Декабристки” на “Русские женщины”. Осуществленные части поэмы сохраняют большую самостоятельность. В то же время художественный и идейный смысл каждой из них значительно усиливается именно в соотнесении с другой. Таким образом, они представляют единое целое. Вообще поэма представляет сплав картин, выполненных в реалистической манере (зарисовки жизни Италии и особенно восстание на Сенатской площади) с романтическим изображением событий. Композиция поэмы отличается некоторой отрывочностью, фрагментарностью резко контрастных сцен, героиня охвачена одним всепоглощающим порывом.
Все это возвращает нас к романтической поэме 20-х годов, к творчеству не только Пушкина той поры, но и Рылеева, к декабристской поэзии. Так романтизм Некрасова, воссоздавая колорит ушедшей эпохи, всем своим образным строем, самой фактурой стихов служит реализму. По-иному написана “Княгиня Волконская”. “Бабушкины записки” – так пояснил поэт эту часть поэмы.
Рассказ от первого лица определил глубокий, задушевный лиризм повествования и сообщил ему особую достоверность личного свидетельства. Сама форма произведения – семейные воспоминания – позволила поэту с большой полнотой воссоздать характер героини, проследить ее жизнь.
Сюжет развертывается как хронологически последовательные события: родительский дом, воспитание, замужество, борьба за право уехать в ссылку к мужу-декабристу… – все это нарисовано с бытовой и исторической достоверностью. Тот факт, что в финале “Княгини Волконской” происходит встреча Волконской с Трубецкой и наконец их свидание с ссыльными, придает сюжетную завершенность обеим поэмам и произведению в целом. “… Самоотвержение, высказанное ими, – писал о декабристках Некрасов, – останется навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине..”. Страдание, самоотвержение, великие душевные силы – вот что роднит “величавую славянку” Дарью и “мужичку” Марию Волконскую. Новые тенденции проявляются в поздней лирике Некрасова.
Его лирика 70-х годов более, чем когда-либо, несет настроение сомнений, тревоги, подчас даже пессимизма. Все чаще образ мира как крестьянского жизнеустройства вытесняется образом мира как общего миропорядка. Масштабы, которыми меряется жизнь, становятся поистине глобальными. Позднюю лирику поэта проникает ощущение общего неблагополучия и катастрофичности.
В стихах появляется стремление к максимальной обобщенности, желание осмыслить мир в целом и, как следствие этого, – тяга к исчерпывающей афористичности, к всеохватывающей формуле:
Дни идут…
Все так же воздух душен,
Дряхлый мир – на роковом пути…
Человек – до ужаса бездушен,
Слабому спасенья не найти!
Отталкиваясь от конкретных впечатлений и фактов, поэт устремляется к философскому осмыслению жизни:
Страшный год!
Газетное витийство
И резня, проклятая резня!
Впечатленья крови и убийства,
Вы вконец измучили меня!
О любовь! – где все твои усилья?
Разум! – где плоды твоих трудов?
Жадный мир злодейства и насилья,
Торжество картечи и штыков!
Этот год готовит и для внуков
Семена раздора и войны.
В мире нет святых и кротких звуков,
Нет любви, свободы, тишины!
Где вражда, где трусость роковая,
Мстящая – купаются в крови,
Стон стоит над миром, не смолкая…
Ощущение “вселенского горя”, мира в целом как мира “дряхлого”, страшного, сознание безысходности “рокового пути” приводят к новым тенденциям в реализме поэта. И здесь Некрасов достигает громадной художественной силы…

Сочинение по литературе на тему: Замысел поэмы “Кому на Руси жить хорошо”

Другие сочинения:

  1. Изображение народа в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” “Кому на Руси жить хорошо” – поэма-эпопея. В центре ее – изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течение двадцати лет, собирая материал для нее “по словечку”. Поэма необычайно широко Read More ......
  2. оды жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим “любимым детищем”. “Я задумал, – говорил Некрасов, – изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял ” Read More ......
  3. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” занимает центральное место в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора. Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме, заново осмыслены все проблемы, которые волновали, использованы высшие его художественные достижения. Read More ......
  4. Художественные особенности поэмы ” Кому на Руси жить хорошо”. Задумав создать книгу о народе и для народа, Некрасов подчиняет этой цели весь художественный строй произведения. В поэме настоящая языковая стихия народной речи. Здесь и речь странников, искателей счастливого, и богатая Read More ......
  5. Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” занимает особое место как в истории русской классической литературы, так и в творческом наследии поэта. Она представляет собою синтез поэтической деятельности Некрасова, завершение многолетней творческой работы поэта-революционера. Все то, что Некрасов разрабатывал в Read More ......
  6. Над своим произведением “Кому на Руси жить хорошо” Николай Алексеевич Некрасов работал многие годы, отдав ему часть своей души. И на протяжении всего периода создания этого произведения поэта не покидали высокие представления о совершенной жизни и совершенном человеке. Поэма “Кому Read More ......
  7. Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” была написана в 1860-1870 годы. В этом произведении автор изобразил русское общество в пореформенный период. Он размышляет над вопросами о том, куда идет Русь, что ждет ее в будущем, раскрывает основные Read More ......
  8. Критический анализ типичных ошибок на примере сочинения по теме художественные особенности поэмы “Кому на Руси жить хорошо?”, как средство раскрытия ее идейного содержания. I. Некрасов – лучший продолжатель народных традиций. II. “Пускай нам говорит изменчивая мода, что Тема урока старая Read More ......
Замысел поэмы “Кому на Руси жить хорошо”

Над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов работал с 1863 года до самой смерти. «Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни», - признавался поэт.

Работа над поэмой заняла в жизни Некрасова в общей сложности около четырнадцати лет.

Годом окончания поэмы считается 1876-й, однако и в 1877 году в текст вносились некоторые уточнения. «Начиная, я не видел ясно, где ей конец…» - говорил поэт на исходе жизни.

Многие черновики и рукописи сохранились. Их можно увидеть в отделах рукописей Института русской литературы Российской академии наук (Пушкинский Дом) в Санкт-Петербурге, Российской государственной библиотеки и Центрального государственного архива литературы и искусства. Как всегда, черновики хранят следы творческого поиска. С самого начала Некрасов сосредоточился на поиске оригинального поэтического ритма.

Словно продолжая тему, заявленную в «Элегии», Некрасов стремился создать картину народной жизни в сложный период 60-х годов XIX века, показать лучшие черты национального характера и ответить на вопрос, который уже долгое время его занимал: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

В необычном сказочном прологе заявляется замысел: семеро мужиков решают узнать, «кому живется весело, вольготно на Руси», и с этой целью отправляются странствовать. Кроме завязки действия, пролог отражает поэтическое сознание народа, он выдержан в былинно-сказовой манере.

В качестве рефрена пролог пройдет через всю поэму, определяя ее основную мысль; очевидно, что он относится не только к первой части, но и ко всей поэме, хотя часть «Крестьянка», к примеру, имеет свой собственный пролог.

Столкновение взглядов семерых мужиков – завязка произведения. Далее правдоискатели должны последовательно встретиться с попом, помещиком, чиновником купцом, вельможным боярином и царем. Эти встречи – основной композиционно-изобразительный принцип в поэме. Кроме того, развитию сюжета способствует мотив дороги, путешествия, столь популярный в литературе XIX века. Уже в прологе соединены между собой сказочное и реалистическое, символическое и конкретное: несмотря на сказочный зачин, читатель угадывает, где и когда происходит действие, а названия деревень весьма красноречиво свидетельствуют о бедственном положении крестьян. С развитием сюжета сказочность исчезает из поэмы, уступая место злободневности, объективности в изображении современной Некрасову действительности.

Как и предполагал автор, крестьяне встречаются с попом и помещиком, но затем Некрасов отступает от первоначального замысла, и его герои начинают искать счастливых среди крестьян. Эпические, масштабные картины сменяются мастерски нарисованными характерами отдельных представителей народа, и в поэму входит новая тема – тема народной силы и народного счастья, тема России.

В современном литературоведении идут споры о последовательности глав, поскольку формально произведение не было закончено автором. При жизни Некрасова часть «Последыш» публиковалась после первой части, а уже потом шла часть «Крестьянка» и «Пир на весь мир». Календарное время, отраженное в поэме, подтверждает именно такой вариант композиции. Путешествие семерых странников начинается весной, а в «Крестьянке» уже собираются жать рожь, тогда как в «Последыш» всего лишь в разгаре сенокос. Известно, что Некрасов был очень внимателен к деталям, однако в современных изданиях часть «Последыш» о теряющем рассудок помещике Утятине чаще всего располагается перед заключительной частью поэмы «Пир на весь мир»: они связаны образом села Большие Вахлаки, где происходит действие. Кроме того, само название главы указывает, помимо прочего, на ее местонахождение – ближе к финалу произведения. Как и «Крестьянка», часть «Пир на весь мир» призвана вернуть читателя из мира уродливых явлений и отношений к истинным ценностям – народным корням, мудрости народа.

В первой части перед читателем предстает «сельская ярмонка», бесхитростные рассказы крестьян о счастье. Потом герои пытаются найти счастливую среди баб: судьба Матрены Тимофеевны Корчагиной олицетворяет нелегкую долю всех русских женщин, всей крестьянской России. Трагикомическая часть «Последыш», которая в самом повествовании дважды названа «комедью», повествующая о трудном расставании с рабством, сменяется горькими и добрыми песнями, создающими оптимистический пафос всей поэмы. Некрасову, который сожалел о том, что не успел закончить поэму, все же удалось придать ей сюжетную и композиционную завершенность с помощью песен, в которых говорится о настоящем и будущем России, о духовной красоте и мощи, скрытой в каждой крестьянской душе.

«Сельская ярмонка» была написана Некрасовым под впечатлением от посещения Нижегородской ярмарки, из реальной жизни заимствован сюжет «Последыша» и истории «Про холопа примерного – Якова верного». Стоит отметить, что все факты, которые использует поэт как основу сюжета, обобщены и доведены до типичности.

Пояснительная записка
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является ключевой в творчестве Н.А.Некрасова. Её изучение предусмотрено в рамках традиционной программы по литературе в 10 классе. На изучение произведения отводится 5 часов.
Предлагаемый материал содержит подробный, развёрнутый план урока «Замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ пролога, глав "Поп", "Сельская ярмонка", «Пир на весь мир».
Разработка может быть использована учителями литературы при подготовке к уроку по творчеству Н.А.Некрасова.

Замысел, история создания, композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Анализ пролога, глав "Поп", "Сельская ярмонка", «Пир на весь мир»

Цель : Определить проблему поэмы, ее историческую значимость
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с историей создания поэмы, с ее композицией.
2. Определить замысел автора через анализ “Пролога” (фольклорные, эпические мотивы, мотив дороги) для дальнейшего целостного восприятия произведения.
3. Обучить сопоставлять и обобщать факты, логически и аргументировано мыслить и высказываться, вырабатывать внимание к художественному слову.
Развивающие:
1. Развитие коммуникативных, исследовательских компетенций, диалогичность мышления, творческое саморазвитие, возможность реализовать себя в разных видах деятельности, рефлексии.
Воспитательные:
1.Пробудить интерес к поэме, побуждающий к ее прочтению
2 Воспитание внимательного читателя, любви к родному языку и литературе.
3.Формирование личности, способной ориентироваться в социокультурном пространстве: готовность к самостоятельному духовному освоению художественных ценностей.
Оборудование : мультимедийный проектор
1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.
Слово учителя. Мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова.
Сегодня мы будем говорить о поэме – эпопее «Кому на Руси жить хорошо?»
Дома вы должны были найти ответ на вопрос: Что значит «поэма-эпопея»?

Поэма – это крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией; повесть или роман в стихах; многочастное произведение, в котором сливаются воедино эпическое и лирическое начала.
Эпопея- родовое обозначение крупных эпических и сходных с ними произведений:
В жанровом отношении «Кому на Руси жить хорошо» во многом ближе к прозаическому повествованию, чем к лирико-эпическим поэмам, свойственным русской литературе первой половины XX в.
1. Обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях.
2. Сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий.
2. Знакомство с историей создания поэмы, его композицией(сообщение ученика)
История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Замысел поэмы. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» - эта строка из «Элегии» объясняет позицию Н.А. Некрасова по отношению к Крестьянской реформе 1861 года, которая только формально лишила помещиков их былой власти,

А на самом деле обманула, обобрала крестьянскую Русь. Поэма была начата вскоре после Крестьянской реформы. Ее целью Некрасов считал изображение обездоленных крестьянских низов, среди которых - как и во всей России - нет счастливого. Поиски счастливого среди верхов общества были для Некрасова лишь композиционным приемом. Счастье «сильных» и «сытых» было для него вне сомнения. Само слово «счастливец», по Некрасову, - синоним представителя привилегированных классов. (Ср. «…но счастливые глухи к добру» - «Размышления у парадного подъезда».) Изображая господствующие классы (попа, помещика), Некрасов прежде всего акцентирует внимание на том, что реформа ударила не столько «одним концом по барину», сколько «другим по мужику». 2. История создания поэмы и ее композиция. Поэт работал над поэмой с 1863 по 1877 год, т. е. около 14 лет. За это время его замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором, поэтому в критике нет единого мнения о ее композиции. Поэт называет странников «временнообязанными», чем показывает, что поэма начата не позднее 1863 года, так как позже этот термин очень редко применялся к крестьянам.
2) Композиция – построение произведения. (На экране)
Поэма включает 4 части. Перед учёными встал вопрос о последовательности частей. Большинство пришло к выводу, что вслед за первой частью следует «Крестьянка», затем «Последыш», в заключение «Пир на весь мир». Доводы: в первой части и в «Крестьянке» изображён старый, отживший мир. В «Последыше» - гибель этого мира. В «Пире…» - признаки новой жизни. В некоторых изданиях поэма напечатана в следующей последовательности: первая часть, «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир».
3. Анализ главы «Пролог»
Обратимся к началу произведения, к главе, которая называется «Пролог», то есть к зачину. Давайте его фрагмент (читает один из учеников). Каковы особенности языка? Некрасову удалось передать богатство и выразительность народного языка? Определите стихотворный размер поэмы.
(Много уменшительно-ласкательных суффиксов, инверсии – «до полдня вышел из дому», «спор затеяли»; постоянные эпитеты – зайка серенький, тени черные, солнце красное гиперболы – «А их глазищи желтые горят, как воску яркого четырнадцать свечей»
Какие еще художественно-выразительные средства использует автор – сравнения- «Горят, как воску ярого четырнадцать свечей!» , метафоры – «зажглися звезды частые»; олицетворения – «Ой тени, тени черные, кого вы не нагоните? Кого не перегоните?»,
«Проснулось эхо гулкое, пошло гулять-погуливать».
- А какие еще приемы сближают поэму с фольклором? (стилевая манера фольклорного повествования, песни, загадки - Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал,
Без тела - а живет оно,
Без языка – кричит;

пословицы, поговорки, фразеологизмы – втемяшится в башку какая блажь - Колом ее оттудова не выбьешь; «глядел - умом раскидывал»,сказочные мотивы – «скатерть-самобранка», говорящие животные). Также не случайно автор говорит о семи мужиках, именно число семь являлось священным числом на Руси.
Поэма написана “свободным” языком, максимально приближенным к простонародной речи. Стих поэмы исследователи называют “гениальной находкой” Некрасова. Свободный и гибкий стихотворный размер, независимость от рифмы открыли возможность щедро передать своеобразие народного языка, сохранив всю его меткость.
Таким образом мы можем сделать вывод, что в своем произведении А.Н.Некрасов использует сказочный зачин, автор стремится охватить страну не только в ее настоящем, но и в прошлом - во всем ее историческом значении и географической необъятности+ авторская ирония над несформированным сознанием крестьянина.
- Давайте обратимся к сюжету пролога:
Повествование поэмы начинается с загадки, попробуйте ее разгадать
В каком году - рассчитывай,
В какой земле – угадывай…(1 строфа)
(Земля - вся Русь: нищая, разоренная голодная.Год - время “временнообязанных” крестьян (раскрытие термина)? Освобождение крестьян из любой точи России (говорящая топонимика)
Вывод : оседлая Россия начинает сдвигаться с места. Давайте докажем это примерами из текста:
Неосознанный еще шаг крестьян – уход из дома (но одновременно у многих)
Случайная встреча + объединение и путь рядком.
А какой путь лежит перед ними? Они не знают.
Мотив “Поди туда не знаю, куда.
Какую проблему ставит автор в первых главах романа? (Проблема народного счастья после отмены крепостного права)
Какие чувства, которые испытывал к своему народу Н.А.Некрасов, нашли отражение в «Прологе» (Сострадание, жалость)
Почему мужики там мало просят у скатерти – самобранки? (Потому что им в голову не приходит мысль о даровом богатстве, они просят только то, что им необходимо)
- Составьте синквейн на тему: «Герои поэмы»
Пример: мужики
голодные, несчастные
спорят, ищут, думают
кому вольготно на Руси
народ
4.Вопросы и задания для обсуждения главы "Поп", «Сельская ярмонка». Составление таблицы
Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю? (Нет, не нашли, мужикам попадаются в основном «люди малые» - крестьяне, мастеровые, нищие, солдаты. У них путники ничего даже не спрашивают: какое уж тут счастье?
Поп себя считает несчастливым, потому что счастье, по мнению попа, заключается в трех вещах: «покой, богатство, честь», а этого, после отмены крепостного права, теперь нет.
Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним? Крестьянин сам нуждается И рад бы дал, да нечего…, автор с жалостью относится к крестьянам:
Нет сердца, выносящего.
Без некоего трепета
Предсмертное хрипение,
Надгробное рыдание,
Сиротскую печаль!

Составим таблицу (в дальнейшем ученики дополнят данную таблицу другими примерами)
Глава Герой Причины несчастья
«Поп» Солдаты Солдаты шилом бреются,
Солдаты дымом греются,-
Какое счастье тут?
«Поп» Поп Нет покоя, богатства и чести

Вопросы и задания для обсуждения главы "Сельская ярмонка",«Пир на весь мир»
Что, по мнению Некрасова, мешало крестьянам быть счастливыми? Какие лучшие и худшие черты русского национального характера изображает Некрасов в поэме? Составим кластер (кластер составляется в любом виде)
Крестьяне –драки, пьянство, лень, грубость, необразованность, НО - доброта, простодушие, взаимовыручка, искренность, трудолюбие
4. Самостоятельная работа учеников.
Ответьте письменно на вопросы:
Кто такой Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить?
Какой смысл автор вкладывает и изображение на ярмарке лавочки "с картинами и книгами"? Каково его отношение к народному просвещению?
Какое настроение вызывает эта глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора?
Выводы.
Некрасов вслед за Пушкиным и Гоголем задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его основной массы - русского крестьянина пореформенной эпохи, показать грабительский характер крестьянской реформы и ухудшение народной участи. Вместе с тем в задачу автора входило и сатирическое изображение "верхов", где поэт следует гоголевским традициям. Но главное - это показ таланта, воли, стойкости и оптимизма русского мужика. По своим стилевым особенностям и поэтическим интонациям поэма близка к произведениям фольклора. Композиция поэмы сложна, прежде всего, потому, что на протяжении времени менялся его замысел, произведение так и осталось незавершенным, а ряд фрагментов не был опубликован из-за цензурных запретов.

Викторина
1. Кто больше?
Назовите названия деревень, из которых явились мужики? (Заплатово, Знобишино, Дыряево, Разутово, Горелово, Неелово, Неурожайка).
2. Назовите имена героев поэмы? (Роман, Демьян, Иван, Митродор, старик Пахом,Пров,Лука).
3. Кому, по мнению героев поэмы, живется весело, вольготно на Руси? (помещику, чиновнику, попу, купцу, вельможному боярину, министру государеву, царю).

Поэма - эпопея посвящена крестьянину (русскому человеку), оказавшемуся на распутье (этот образ неоднократно появляется в тексте), ищущему себя и свой путь в жизни.
Первые главы подготавливают читателя к восприятию и пониманию замысла поэмы - показать Русь в переломный момент.
III. Рефлексия.
- Как вы думаете, знал ли сам Некрасов ответ на вопрос, вынесенный в заглавие поэмы?
Глеб Успенский так передает свой разговор с Некрасовым: «Однажды я спросил его: «А каков будет конец «Кому на Руси жить хорошо»?» А вы как думаете?
Некрасов улыбался и ждал.
Эта улыбка дала мне понять, что у Н.А. Некрасова есть на мой вопрос ка¬кой-то непредвиденный ответ, и, чтобы вызвать его, я наудачу назвал одного из поименованных в начале поэмы счастливцев. Этому? - спросил я.
- Ну вот! Какое там счастье!
И Некрасов немногими, но яркими чертами обрисовал бесчисленные черные минуты и призрачные радости названного мною счастливца. Так кому же? - переспросил я.
И тогда Некрасов, вновь улыбнувшись, произнес с расстановкой: ….»
- Каковы ваши предположения? (ответы ребят)
Конец цитаты:
- Пья-но-му!
Затем он рассказал, как именно предполагал окончить поэму. Не найдя на Руси счастливого, странствующие мужики возвращаются к своим семи дерев¬ням: Горелову, Неелову и т.д. Деревни эти «смежны», стоят близко друг от друга, и от каждой идет тропинка к кабаку. Вот у этого кабака встречают они спившегося человека, «подпоясанного лычком», и с ним, за чарочкой, узнают, кому жить хорошо.
- Такой ли ответ даёт сама поэма? Об этом мы будем говорить на следующих уроках и, может быть, изменим это мнение
Домашнее задание : Дочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо». Закончить заполнение таблицы.

Над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов работал очень долго, с 1860-х годов до самой своей смерти. Отдельные главы печатались в журналах, однако единого текста произведения так и не было.

Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Он возник только в 1920 году, когда К.И. Чуковский готовил к печати полное собрание сочинений Некрасова: тогда он решил создать из разрозненных кусочков поэму с единой композицией. Поэма во многом построена на фольклорных элементах, что было очень актуально в 1860-е годы. Язык этой поэмы максимально приближен к разговорной речи крестьян.

Замысел Некрасова состоял в том, чтобы показать читателям жизнь простых крестьян в России после отмены крепостного права. Некрасов неоднократно подчеркивал в своем творчестве, что быт крестьян после реформы стал едва ли не еще тяжелее. Для изображения этого в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов выбирает форму путешествия - его герой ходить по свету в поисках правды.

Главные герои этой поэмы - семь временнообязаных

Хотя предполагалось, что показаны в поэме будут все сословия, Некрасов все равно делает акцент на крестьянстве. Он рисует его жизнь мрачными красками, особенно сочувствует женщинам.

В поэме есть часть «Крестьянка», посвященная некой Матрене Тимофеевне и ее печальной жизни. Ее настигают подряд два несчастья, связанных с ее сыновьями: сначала погибает младенец Дёмушка - за ним не уследил дед, мальчика затоптали свиньи, потом общество решает наказать сына-пастуха Федота - тот отдал мертвую овцу волкам, за это его хотели высечь.

Но высекли в итоге самоотверженную мать, спасшую его. Потом мужа Матрены забирают в армию, и она, беременная, идет за помощью к губернатору. В результате чего рожает прямо в его приемной, с помощью его жены. После этого губернаторша помогает ей вернуть мужа. И, несмотря на все беды, Матрена Тимофеевна считает себя счастливой женщиной.

Также жизнь женщины описана в песне «Солёная». У крестьянки закончилась в доме соль для супа, поскольку не было денег. Но крестьянская женщина может найти выход из любой ситуации: она начинает плакать прямо над кастрюлей и, в результате, солит суп собственными слезами.

Пессимизм поэмы - кому же все-таки жить хорошо?

Некрасов очень сочувствует крестьянам, но творчество его глубоко пессимистично. Очевидно, замысел этой поэмы состоит в том, чтобы показать: в России не счастлив никто - священники берут деньги, помещики жалуются на обнищание деревни, солдаты вынуждены тяжело служить, а крестьянам приходится самим обеспечивать себе кусок хлеба.

Есть в поэме глава «Счастливые», в которой временнообязанные странники обещают напоить водкой любого человека, который докажет, что счастлив. Однако никто не может этого сделать, т.к. на Руси нет счастливых людей. Единственная их радость в жизни - это та самая рюмка водки, без которой было бы совсем уж грустно.

Единственный счастливый человек во всей поэме - это Гриша Добросклонов, который выбирает для себя дорогу борьбы. Однако у Руси есть надежда на лучшее будущее, которая связана с крестьянами. Они не умеют быть свободными, и Некрасов выделяет три типа крестьян: те, что гордятся своим рабством; осознающие рабство, но не могущие противостоять; борющиеся с несправедливостью.

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция, проблематика, жанр поэмы Н. А. Некрасова

Я задумал изложить в связном рассказе всё, что знаю о народе, всё, что пришлось мне услышать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо» . Это будет эпопея народной жизни. (Н. А. Некрасов)

Историческая справка Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Крестьяне, перешедшие с разрешения помещика к выкупу земельных наделов, назывались собственниками, а не перешедшие на выкуп - временнообязанными. За право пользоваться полученным от помещика наделом земли до перехода на выкуп они должны были исполнять обязательные повинности (платить оброк или отрабатывать барщину).

Историческая справка При выкупе земли крестьяне платили за неё вдвое и втрое выше действительной стоимости. Нищенский надел не мог прокормить крестьянина, и ему приходилось идти к тому же помещику с просьбой принять на испольщину: обрабатывать господскую землю своими орудиями и получать за труд половину урожая.

Историческая справка Как же воспринял Н. А. Некрасов реформу, которая не дала народу желаемого освобождения? Поэт переживал события тех лет трагически, о чём свидетельствуют, в частности, воспоминания Н. Г. Чернышевского: «В день объявления воли я пришёл к нему и застал его в кровати. Он был крайне подавлен; кругом на кровати лежали разные части «Положения» о крестьянах» . «Да разве это настоящая воля! - говорил он. – Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами» .

История создания поэмы Вскоре после Крестьянской реформы, в 1862 году возник замысел поэмы. Её целью Некрасов считал изображение обездоленных крестьянских низов, среди которых – как и во всей России – нет счастливого. Поэт работал над поэмой с 1863 по 1877 год, т. е. около 14 лет. За это время замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором, поэтому в критике нет единого мнения о её композиции. До сих пор не решён вопрос о порядке расположения её частей. Наиболее аргументированным можно считать порядок расположения частей по хронологии их написания. «Пролог» и 1 часть - 1868 г. «Последыш» - 1872 г. «Крестьянка» -1873 «Пир – на весь мир» Некрасов писал уже находясь в состоянии смертельной болезни, но он не считал эту часть последней, намереваясь продолжить поэму изображением странников в Петербурге.

Жанр поэмы Сам Некрасов называл «Кому на Руси жить хорошо» поэмой, однако ни на одну из поэм, известных в русской литературе до Некрасова, его произведение в жанровом отношении не похоже. Содержание «Кому на Руси жить хорошо» требовало для своей реализации какой-то новой жанровой формы, и Некрасов создал её. Поэма (от греческого «творить» , «творение») - большое эпическое стихотворное произведение. Своеобразие поэмы заключается в том, что это произведение реалистическое – по художественному методу, народное – по своему значению и тематике, эпическое – по широте изображения действительности и героическому пафосу.

Поэ ма (от греческого «творить» , «творение») - крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Эпопея (от греческого «собрание песен, сказаний») наиболее крупная монументальная форма эпической литературы, которая даёт широкую, многогранную, всестороннюю картину мира, включающая глубокие раздумья над судьбами мира и интимные переживания личности.

Народная книга. (О народе и для народа. Опыт многолетней дружбы поэта с крестьянами Ярославской, Костромской и Владимирской губерний.) Стиль поэмы имеет глубокие народные истоки: литературный русский язык, разговорная речь крестьянства, фольклорные элементы.

Жанр поэмы Своеобразие поэмы заключается в том, что это произведение реалистическое – по художественному методу, народное – по своему значению и тематике, эпическое – по широте изображения действительности и героическому пафосу.

Жанр поэмы В жанровом отношении поэма представляет собой народную эпопею, которая по замыслу поэта должна была в завершённом виде включить в себя жанровые особенности всех трёх видов некрасовских поэм: «крестьянской» , сатирической, героико-революционной. Использованная в произведении форма путешествия, встреч, расспросов, рассказов, описаний была очень удобной для того, чтобы дать всестороннее изображение жизни. .

Композиция поэмы Литературный критик В. В. Гиппиус в статье «К изучению поэмы «Кому на Руси жить хорошо» ещё в 1934 году писал: «Поэма осталась незавершённой, замысел поэта не прояснённым; отдельные части поэмы следовали друг за другом в разное время и не всегда в последовательном порядке. Два вопроса, первоочередные при изучении поэмы, остаются до сих пор спорными: 1) о взаимном расположении дошедших да нас частей и 2) о реконструкции частей ненаписанных и, прежде всего, развязки. Оба вопроса, очевидно, теснейшим образом связаны, и решать их приходится совместно.

КОМПОЗИЦИЯ «календарная» «Пролог» - весна (птицы вьют гнёзда, кукует кукушка) «Поп» - «А время уж нераннее, подходит месяц май» «Сельская ярмонка» - «Лишь на Николу вешнего погода поуставилась» (9 мая по старому стилю) «Последыш» - «Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос» (12 июля)

«Пир на весь мир» - сенокос кончается (ранняя осень) «Крестьянка» - жатва Задуманная петербургская часть должна была происходить в зимнее время

Композиция поэмы Композиция - состав, расположение и взаимосвязь частей и элементов художественного произведения. 1. Основной сюжетный стержень поэмы - поиски «счастливого» семью крестьянами. Эта сюжетная линия как бы проходит через судьбы многих людей и завершается образом Гриши Добросклонова, который дает ответ на вопрос, вынесенный в заглавие поэмы. 2. В процессе поисков счастливого семеро крестьян встречаются со многими людьми, выслушивают многочисленные истории, сами принимают участие в некоторых событиях. Мотив странствия, путешествия дает возможность Некрасову расширить рамки первоначального сюжета, ввести в композицию поэмы множество вставных сюжетов, образов и судеб. Благодаря такому композиционному построению поэма действительно становится своего рода «энциклопедией» русской крестьянской жизни…

Композиция поэмы 3. В поэме Некрасова фактически нет главного героя, а вернее, таким героем становится весь крестьянский мир и отчасти соприкасающиеся с ним другие сословия. Наиболее важными героями можно назвать Матрену Тимофеевну, Савелия, Ермила Гирина, Якима Нагого, Гришу Добросклонова. Но наряду с ними в поэме существует множество второстепенных и эпизодических персонажей, без которых картина русской деревенской жизни была бы неполной. Это староста Влас, Клим Лавин, помещик, поп, безымянные крестьяне из глав «Счастливые» , «Пьяная ночь» , «Последыш» и др.

Композиция поэмы 4. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» писалась немногое время спустя после отмены крепостного права, поэтому в ее композиции важное место занимают сопоставления дореформенной и пореформенной жизни. Это противопоставление проходит через всю поэму и ярче всего выражается в частях «Пир - на весь мир» , «Последыш» и в главах «Поп» и Помещик. 5. Особое композиционное своеобразие характеризует часть «Пир - на весь мир» . В ней Некрасов широко обращается к жанру песни, иногда стилизованной под народную, иногда чисто литературной. Здесь же появляется и жанр сказанияпритчи («Про холопа примерного - Якова верного» , «О двух великих грешниках» , «Крестьянский грех»).

Композиция поэмы Композиция поэмы Некрасова сложна и своеобразна. По разнообразию входящих в нее элементов, значительной роли вставных сюжетов она может быть сопоставлена с такими произведениями, как «Евгений Онегин» Пушкина и «Мертвые души» Гоголя. Особенности композиции поэмы отвечали основной задаче Некрасова: как можно полнее представить жизнь русской деревни на рубеже двух исторических эпох.

Художественное пространство Подтянутая губерния Терпигорев уезд Пустопорожняя волость Названия губерний, уездов, волостей, деревень говорят о бедственном положении народа: Заплатово, Дырявино…

Заплатово Дырявино Разутово Знобишино Горелово Неурожайка Столбовая дорога село Кузьминское «Сельская ярмонка» Вахлаки «Последыш» «Пир на весь мир» Наготино Клин «Крестьянка»

ПРОЛОГ В каком году - рассчитывай, В какой земле - угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков: Так начинается поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» .

Идейно-художественная роль «Пролога» Обозначает время действия. Мужики временнообязанные (обязанные после отмены крепостного права выкупить свою землю у помещиков). Выявляет главную проблему произведения. Проблема счастья. Поэма-спор, поэма – диспут (представители разных слоёв населения высказывают своё мнение о счастье, говорят о своей жизни). Намечает схему, по которой должен развиваться сюжет. Фольклорные истоки произведения.

Основной вопрос поэмы: «Кому живется весело, Вольготно на Руси» ? Роман сказал: помещику, Демьян сказал: чиновнику, Лука сказал: попу. Купчине толстопузому! - Сказали братья Губины, Иван и Митродор. Старик Пахом потужился И молвил, в землю глядючи: Вельможному боярину, Министру государеву. А Пров сказал: царю. . .

За спором мужики не замечают. Что дали крюк в тридцать верст. Домой возвращаться поздно, они разводят костер и за водкой продолжают спор, который перерастает в драку. Но и драка не помогает разрешить волнующий вопрос.

Решение находится неожиданно: один из мужиков, Пахом, ловит птенца пеночки. Пусти на волю птенчика! За птенчика за малого Я выкуп дам большой!

СЧАСТЛИВЫЕ 1. Помещик 2. Чиновник 3. Поп 4. Купец 5. Вельможа 6. Министр 7. Царь

Развитие основной мысли Встреча со священником. Разговор с помещиком. «Счастливые» в крестьянской среде. Сатирическое обличение холопства (дворовый с подагрой, холоп примерный Яков верный). Крестьяне – носители лучших качеств народного характера – Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрёна Тимофеевна, Савелий, богатырь святорусский.

Образ Ермила Гирина Кто такой Ермил Гирин? 2. Что случилось в вотчине Обрубкова? 3. Как и с какой целью в рассказе об Ермиле Гирине используется художественный прием «умолчание» ? 4. Как, по-вашему, сложится дальнейшая судьба Ермила Гирина? 1.

Образ Якима Нагого Кто такой Яким Нагой? Чем он привлек внимание поэта? 2. Чем вызвана гневная отповедь Якима, в чем ее суть? 3. Как была воспринята речь Якима героями поэмы? 1.

Образ Матрены Тимофеевны 1. 2. 3. 4. 5. 6. Кто такая Матрена Тимофеевна? Как сложилась судьба героини? Что служит доказательством незаурядности ума героини? Какие поступки свидетельствуют о трудолюбии, настойчивости, твердом характере, силе воли, любви к мужу и детям? Смысл притчи о «ключах от женского счастья» . Почему односельчане считают Матрену Тимофеевну счастливой?

Образ Савелия Кто такой Савелий? Расскажите историю его жизни. 2. Почему Н. А. Некрасов называет Савелия «богатырем святорусским» ? Приведите доказательства богатырской силы, удали Савелия. 3. Раскройте значение образа Савелия. 1.