Кладовая солнца. Краткий пересказ «Кладовая солнца» Пришвин Суть рассказа кладовая солнца

03.02.2023 Новости

Произведение по жанровой направленности является сказкой-былью и повествует о детях, оставшихся сиротами в военные годы, преодолевающих жизненные трудности.

Главными персонажами рассказа являются брат и сестра Настя и Митраша, вынужденные выживать самостоятельно, поскольку рано лишаются родителей.

Писатель дает подробное описание главных героев, представляя девочку Настю, старшую в семье, в образе ответственной и трудолюбивой малышки, отличающейся веснушчатым лицом, светлыми локонами, хрупкостью и острым умом. Девочка всегда помогает братишке и даже уступает ему в его капризах. Автор именует Настю золотой курочкой, имеющей высокие ножки, поскольку девочка встает до рассвета, выгоняет на пастбище коров и целый день хлопочет по хозяйству.

Митраша представляется как маленький мужичок в мешочке, поскольку имеет от отца некоторые ремесленные навыки и занимается мужской работой в доме, иногда продавая свои изделия либо обменивая на продукты.

Писатель подчеркивает разделение домашних обязанностей между детьми, демонстрируя сплоченность и дружбу родных людей.

Сюжетная линия рассказа развивается путем произошедшего с детьми события в момент их похода в лес за клюквой. Настя увлекается сбором ягод и не замечает отсутствие брата, который попадает в болото и не может самостоятельно выбраться из трясины. Помощь оказывает собака Травка, которая приводит сестру к брату. До этого момента Митраша не очень любит собаку, но после спасения становится для нее полноценным хозяином.

Однако приключения детей на этом не заканчиваются, поскольку впереди у них еще встреча с голодным волком. В этой ситуации Митраша проявляет себя как настоящий мужчина, не растерявшись выстрелив в зверя.

Отличительной особенностью рассказа является авторское описание окружающей природы, которая представляется в произведении самостоятельным персонажем, настроенным на жизнь детей.

В момент расставания Насти и Митраши на небе появляется серая туча, закрывая солнечные лучи, в сопровождении резкого ветра, завывающего и стонущего. Таким образом, природа предупреждает героев о предстоящем испытании.

Смысл произведения заключается в проявлении истинных человеческих чувств даже маленькими детьми, в душе которых много тепла, любви, чувства собственного достоинства, понимания природы и родственных отношений.

Вариант 2

Рассказ Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» повествует о сиротах, о том, как они справлялись с трудностями, как учились жить без родителей.

Главных героев автор описывает очень скрупулёзно. Девочка, Настя, старшая в семье, представляется читателю ответственной и очень трудолюбивой. Она с веснушками на лице, со светлыми волосами, хрупкая и очень умная. Всегда уступала брату, старалась сделать как лучше и во всем ему помогала. Автор называет ее золотой курочкой на высоких ножках. На мой взгляд, Михаил Михайлович недаром дал такое прозвище Насте. На протяжении всего рассказа, он пишет о ней с уважением. Настя вставала до восхода солнца, выгоняла стадо коров на пастбище и, не ложась спать, занималась всеми делами по хозяйству до самой ночи.

Митрашу, брата главной героини, автор описывает как «маленького мужичка в мешочке». Он научился у отца некоторому ремеслу и занимался мужскими делами по хозяйству. Результат своего ремесла Митраша продавал или обменивал. Так и жили сироты, устраивая свой быт.

Автор рассказа очень точно делит обязанности по хозяйству между детьми. Оставшись одни, без родителей, Настя и Митраша занимаются бытовыми делами вместе. «Золотая курочка на высоких ножках и мужичок в мешочке» занимаются женскими и мужскими делами по хозяйству соответственно. Такое разделение труда между детьми и дает им, на мой взгляд, ту сплоченность и дружбу, которая должна быть между родными людьми.

Как-то раз дети решают идти за клюквой. В лесу они расходятся по разным тропам. Митраша попадает в болото и долго не может выбраться, а Настя увлекшись собиранием клюквы забывает про брата. Найти друг друга детям помогает собака лесника по кличке Травка.

Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Кладовая солнца» потому, что в лесных болотах очень много торфа. Во времена Отечественной войны данное горючее было очень ценно, да и остается ценным по сей день.

По моему мнению, автор рассказа очень точно передал всю атмосферу, которая должна быть между детьми, которые остались без родителей. Пришвин показал братско-сестринскую любовь. Настя и Митраша всегда были вместе, жили в мире. Ведь они остались одни на целом свете, и роднее друг друга у них никого нет. Автор наглядно показывает в своем произведении, что может случиться, если брат и сестра не будут ладить друг с другом.

После прочтения рассказа «Кладовая солнца», каждый читатель задастся вопросом: как я отношусь к своей сестре или своему брату? Ведь роднее сестры или брата у человека никого нет. Они всегда должны быть вместе и помогать друг другу. А чтобы лучше понять, как следует относиться к родному человеку, стоит прочесть данный рассказ.

Анализ Кладовая солнца - где правда, а где сказка

Произведение написано в 1945 году, поэтому его сюжет и герои рассказа, соответствуют тому тяжёлому для страны времени.

Сюжет прост. В какой-то русской деревне живут мальчик и девочка. Живут одни, потому что сироты – папа их погиб на войне, а мама умерла от болезни. Девочке 12 лет, мальчику 10 лет. У них есть дом, у них есть домашние животные: корова, овцы, куры.

Начиная читать рассказ, сразу понимаешь, что это – выдумка. Не может быть, чтобы в деревне у ребят не было родственников. Не может быть, чтобы детей погибшего красноармейца не устроили в детский дом. И как в таком возрасте они управлялись с хозяйством, которое и взрослому не под силу?

Дальше события развиваются так. Обычное деревенское дело: дети пошли в лес собирать ягоду (клюкву). Девочка, конечно, с лукошком, а мальчик, по нынешней терминологии – «крутой», берёт с собой ружьё и компас. Ну, компас понятно – игрушка, а вот ружьё-то по высоте выше десятилетнего мальчика. Как он его нести будет? Но автор придумывает оправдание: в лесу живёт одинокий и голодный волк. Вот для защиты от волка и взято с собой ружьё.

Должен заметить, что сказочность и в названии рассказа: «Кладовая солнца». Это, по задумке автора, название болота. Но русские торфом печи никогда не топили. У нас дров было достаточно. И такое название болоту никогда бы не дали. Далеки они были от научной идеи, что торф, уголь и нефть – это концентрат солнечной энергии.

Пошли, значит, мальчик и девочка в лес и, конечно, поссорились (как в сказке – не пей водичку – козлёночком станешь). Не послушался братик свою сестру: не по тропинке пошёл, а по компасу. Дошёл до болота и там провалился в топь. Слава Богу, ружьё было с ним! Он за ружьё ухватился и не утонул.

А тут и бездомная собака (друг человека) пришла на помощь и вытащила его из болота. И злого волка он потом застрелил. Затем, сестрица, собрав клюквы, нашла его, и они вернулись домой. А в деревне уже все переполошились: куда дети подевались? Такая вот полусказочная история.

Написан рассказ красиво, а чему он нас учит? Может быть, живите дружно, любите собак и убивайте волков. Или – не ходите, дети в лес одни: там волки живут.

  • Сочинение Что такое Мечта? (9, 11 класс. ОГЭ ЕГЭ)

    У каждого есть какое-либо желание. Оно у всех может быть разным, ведь мы все по-разному думаем, мыслим, индивидуально смотрим и формируем в себе те или иные взгляды на жизнь. Но несмотря на все эти различия

  • Если бы была возможность выбирать себе жилье самостоятельно, следует остановиться на просторном доме. В нем обязательно должна быть большая гостиная, чтобы вся семья могла собраться и поговорить хотя бы раз в неделю

  • Сочинение Любовь и предательство в повести Иуда Искариот Андреева

    Данное произведение написано с высоким психологическим пониманием человеческих поступков. Автор раскрывает сущность жизненного уклада всех героев, заглядывая в их души и срывает все маски с героев повести.

  • 3c59dc048e8850243be8079a5c74d079

    В селе около города Переяславль-Залесский остались сиротами двое детей. Их мать умерла от болезни, а отец погиб во время Великой Отечественной войны – так Митраша и Настя остались одни. Они жили очень дружно и, как взрослые, вели сами свое хозяйство. Настя, подражая матери, вставала рано утром и делала все дела по дому. А Митраша, научившись у отца делать деревянную посуду, снабжал ею всех соседей. Соседи тоже помогали детям, чем могли.

    Однажды собрались Настя и Митраша в лес за клюквой. Знали они, что самая сладкая клюква появляется в лесу весной – она зимует под снегом, и как только сходит снег, ее можно много набрать на полянках, которые являются самыми настоящими кладовыми солнца. Вот и отправились дети в лес в апреле. Вспомнили они про палестинку, где клюквы столько, что можно собирать ее, не сходя с места. Шли они вместе по тропинке в лесу, пока не набрели на развилку. Здесь Настя пошла по хорошей тропе, по которой прошло уже много народа, а Митраша повернул на еле видную тропу, так как ориентировался по компасу. Митраша вообще собрался в лес, взяв с собой все необходимое – не даром называли его люди «мужичок в мешочке». Было у него с собой и охотничье ружье.

    А в лесу на старой заимке лесника жила собака Травка. Лесник Антипьич умер, и осталась Травка одна. Тоскливо ей было одной в лесу, от того и выла она часто. Услышал вой Травки волк Серый помещик. Вообще-то раньше много было волков в лесу, даже вызывали специальную бригаду, которая занималась уничтожением зверей. Только не смогли охотники убить Серого Помещика – слишком хитрым был этот огромный волк. Пошел волк на вой Травки, чуя добычу. И схватил бы он ее, повой она еще немного. Только увидела Травка зайца и погналась за ним.

    А Митраша шел по еле видной тропе, заметив, что с каждым шагом его нога проваливается, а на месте следа выступает вода. А еще заметил Митраша, что там, где ступал человек, растет трава белоус. Пошел Митраша по этой траве. Только решил все же свернуть с тропы, так как увидел, что обходит тропа одну чистую полянку, и появляется вновь сразу же за полянкой. Решил Митраша, что надо ему пересечь эту полянку – так он неплохо сокращает себе путь. А это была Слепая Елань. Елань – это настоящее болото, и на таких полянках обычно видно воду и растут болотные растения. А Слепая Елань была страшным местом, много здесь погибло людей, так как выглядела она, как обычная лесная поляна. Сделал Митраша шаг, провалился по колено, дернулся, и еще больше увяз. Хорошо, догадался схватить ружье и бросить его плашмя, за это ружье он и держался.

    Настя тем временем нашла палестинку, на которой было много клюквы. И так она увлеклась сбором ягод, что забыла обо всем на свете. Только увидев змею, вскрикнула Настя и вспомнила о Митраше. Услышал этот крик и Митраша, крикнул в ответ, но крик его ветер унес в сторону.

    А Травка бежала по лесу и учуяла след людей. На развилке след делился на два. Побежала Травка по тому следу, от которого пахло едой и нашла Настю. Девочка сидела, опустив голову. Посмотрела она на собаку и отвернулась. А Травка вновь учуяла зайца и погналась за ним. Гнала она его прямо к Слепой Елани. И тут остановилась она на месте, увидев человека. Человек тоже увидел ее и позвал по имени. Медленно начала собака приближаться к человеку, а Митраша боялся, что та от избытка чувств бросится к нему и тогда они вместе утонут. Когда собака была близко, Митраша схватил ее за задние лапы, та от испуга вскочила и выдернула его из топи. «Иди ко мне, моя Затравка» (именно такое имя дал ей сначала Антипьич) - позвал он, и собака с радостным визгом кинулась к нему. Потом она вспомнила о зайце и погнала его к человеку, который стал ее хозяином. Но именно там же, где и охотник, спрятался Серый Помещик, выскочил он из-за куста, и Митраша, забыв о зайце, выстрелил в него в упор. Вскоре на звук выстрела прибежала и Настя.

    А люди в селе уже начали беспокоиться – детей слишком долго не было. Собрались они идти в лес на поиски, а из леса им навстречу вышли Митраша с Настей и Травкой. Митраша рассказал им, что убил Серого Помещика. Не поверили сначала взрослые охотники, что мальчик смог убить такого матерого зверя, и пошли в лес, где и нашли убитого волка.

    Видно, что Пришвин интересно обыгрывает сказочные мотивы, например, читатель не сомневается в том, что события происходят на самом деле, хотя в повести много сказочных персонажей. Даже Настя сравнивается с Золотой Курочкой, а Митраша называется "Мужичком в мешочке".

    В повести "Кладовая солнца", анализ которой мы проводим, рассказывается о приключениях детей, которые остались сиротами. Эти дети попадают в такие непростые жизненные обстоятельства, что и взрослым пришлось бы туго. Детям приходится рано становится взрослыми, решать "взрослые" проблемы. Какие качества проявляют они в таких условиях? Настя, например, очень хозяйственная, Митраша мастеровит, он даже может из дерева сделать посуду.

    Хорошо видно само отношение автора к своим героям. Он их называет "нашими любимцами". Понятно, что у Митраши и Насти время от времени возникают недопонимания и перепалка, но брат старается показать, что главным в доме теперь является он. Однако все эти ссоры мило выглядят, поскольку брат с сестрой в общем любят друг друга. Образ главных героев хорошо раскрывается в ситуации, когда дети решают пойти набрать клюквы. Этот момент весьма важен при анализе "Кладовой солнца". Как обстоятельно и серьезно они подходят к сборам! Брат рассказывает о "палестинке", помня рассказ своего отца. Он надеется отыскать "палестинку", чтобы побольше набрать сладкой клюквы. В итоге между ребятами разгорается ненужный спор, и каждый идет в лес сам по себе.

    Важные детали анализа "Кладовая солнца"

    Природа в сказке Пришвина "Кладовая солнца" играет ключевую роль. Пришвин не только умело описал природу, но и "оживил" ее, представив, как самостоятельное действующее лицо, у которого своя жизнь. Природа даже особым образом выражает свое отношение к происходящему с детьми и влияет на их жизнь. После того как Митраша поссорился с Настей, и они разделились, начал злобно выть ветер и качать со стонами деревья, а солнце исчезло. Таким образом стало понятно, что герои должны готовиться к испытаниям.

    Образ старика Антипыча автор создал сказочно - неизвестно, сколько ему лет, видно только, что он очень старый. В своей речи Антипыч то и дело говорит загадками, да к тому же он понимает язык своей собаки Травки и сам может с ней объясниться. Антипыч поведал Травке главную тайну жизни, которая заключается в умении любить и быть любимым, причем, такая взаимная любовь должна быть между живыми существами, особенно, если одному из них требуется помощь. Не случайно идет речь о живых существах, к коим относятся не только люди. Например, когда умер старик Антипыч, это стало несчастьем прежде всего для Травки, которая стала считать в итоге "маленьким Антипычем" нашего главного героя Митрашу. Это произошло после спасения собакой мальчика из болота.

    Непременно, делая анализ сказки "Кладовая солнца" Пришвина, надо подметить, что послужило причиной испытаний Митраши и Насти. Митраша понадеялся на себя, забыв народную мудрость. Он направился в самое болото, которое его чуть не погубило. А Настей овладела жадность, которая собирала себе клюкву, уходя все дальше и дальше. Когда девочка поняла, что забралась слишком далеко, она закричала. Но крик ее был вызван страхом за брата, и Митраша уловил ее голос. Сама Настя поняла, что была неправа и укоряет себя.

    Выводы о характерах главных героев

    Собака Травка не сразу стала воспринимать Митрашу, как своего нового хозяина. Лишь когда герой окликнул своего спасителя-собаку, она приняла его власть. Оказавшись в сильной опасности, Митраша проявил взрослые качества, силу и смелость, и Травка почувствовала это. К тому же, вставший на пути Митраши матерый хищник, оказался сражен человеком, а это еще одно проявление силы и мужества.

    Мы надеемся, что данный анализ повести "Кладовая солнца" окажется для вас полезным. Почаще бывайте в нашем литературном Блоге , делитесь статьями с друзьями.

    «Рассказ «Кладовая солнца»» - Что взял с собой Митраша, собираясь в лес «по ягоду»? Кто такой Серый помещик? Чем занят? Почему дети разошлись в лесу? Михаил Михайлович Пришвин (1873 - 1954). Что мы знаем о детях: Сказку-быль «Кладовая солнца» Пришвин написал в 1945 г. Как звали Травку дети? Сказка – быль «Кладовая солнца». Настя – «золотая курочка».

    «Пришвин» - Вставай же, друг мой! В учёбе Пришвину везло и не везло одновременно. В 1885 году Пришвин с друзьями-гимназистами попытался совершить побег в “Азию”. Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! Первый класс гимназии в то время соответствовал третьему или четвёртому классу современной школы.

    «Рассказы Пришвина о животных» - Значение суффиксов. Чередование звуков. Холмы. Мир произведений. Пришвин. Первородство. Библиотека. Ветер. Путешествие в царство Берендея. Любовь к русскому языку. Времена года. Листья. Смотри в корень. Смысл и суть слов. Чудесные слова. Родственники. Приставки. Стихотворение о Пришвине. Слова.

    «Пришвин Кладовая солнца» - И такое чистое, доброе, лучистое! «Вставай же, друг мой! Как автор и художник подчёркивают в Митраше силу, упорство, настойчивость и трудолюбие? Антипыч и Травка. Солнце дарит всему живому материнское тепло, жизнь. Спит, затаившись до времени: Смотришь, а не видать. «Слова у Пришвина цветут, сверкают.

    «Кладовая солнца» - Вырази своё мнение. Мне ближе позиция… Блудово болото. Я не согласен с мнением… На чьей стороне автор? На мой взгляд… М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Я думаю иначе… Митраша и Настя. Тетерев-косач. Мне кажется… В отличие от… Ель и сосна.

    «Писатель Пришвин» - Услуги волонтеров. Связь с другими проектами. Открытие музейной экспозиции «Пришвин и Карелия». Финансирование. Помощь муниципальных организаций и учреждений. Установление памятника писателю М.Пришвину. Привлечение спонсорской помощи. Продолжение… Литературно-музыкальная композиция по произведениям М.Пришвина «Я встаю в предрассветный час…».

    Всего в теме 25 презентаций

    Сказку «Кладовая солнца» Пришвин написал в 1945 году. В произведении автор раскрывает классические для русской литературы темы природы, любви к родине. Используя художественный прием олицетворения, автор «оживляет» перед читателем болото, деревья, ветер и т. д. Природа словно выступает отдельным героем сказки-были, предупреждая детей об опасности, помогая им. Через описания пейзажа Пришвин передает внутреннее состояние персонажей, смену настроений в рассказе.

    Главные герои

    Настя Веселкина – девочка 12-ти лет, сестра Митраши, «была как золотая курочка на высоких ногах».

    Митраша Веселкин – мальчик 10-ти «с хвостиком» лет, брат Насти; его в шутку называли «мужичок в мешочке».

    Травка – собака умершего лесника Антипыча, «большая рыжая, с черным ремешком на спине».

    Волк Старый помещик

    Глава 1

    В селе «возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей» – Настя и Митраша. «Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне» . Детям осталась изба и хозяйство. Сначала ребятам помогали управляться с хозяйством соседи, но вскоре те сами всему научились.

    Дети жили очень дружно. Настя рано вставала и «хлопотала по хозяйству до ночи» . Митраша же занимался «мужским хозяйством» , мастерил бочонки, лоханки, деревянную посуду, которую продавал.

    Глава 2

    В селе весной собирали клюкву, перележавшую всю зиму под снегом, она была вкуснее, и полезнее осенней. В конце апреля ребята собрались за ягодами. Митраша взял с собой отцовское двуствольное ружье и компас – отец объяснял, что по компасу всегда можно найти путь домой. Настя взяла корзинку, хлеб, картофель и молоко. Дети решили пойти к Слепой елани – там, по рассказам отца, есть «палестинка» , на которой растет много клюквы.

    Глава 3

    Еще затемно ребята пошли к Блудовому болоту. Митраша рассказал, что на болотах живет в одиночку «страшный волк, Серый помещик» . Как подтверждение этому, вдали раздался волчий вой.

    Митраша вел сестру по компасу на север – к нужной полянке с клюквой.

    Глава 4

    Дети вышли к «Лежачему камню» . Оттуда шли две тропинки – одна хоженная людьми, «плотная» , а вторая «слабенькая» , но идущая на север. Поссорившись, ребята разошлись в разные стороны. Митраша пошел на север, а Настя – по «общей» тропе.

    Глава 5

    В картофельной яме, у развалин домика лесника жила гончая собака Травка. Ее хозяин, старый охотник Антипыч, умер два года назад. Тоскуя по хозяину, собака часто взбиралась на холм и протяжно выла.

    Глава 6

    Несколько лет назад недалеко от Сухой речки «целая команда» людей истребляла волков. Убили всех, кроме осторожного Серого помещика, которому только отстрелили левое ухо и половину хвоста. Летом волк убивал в деревнях скотину и собак. Охотники пять раз приезжали, чтобы поймать Серого, но ему каждый раз удавалось сбежать.

    Глава 7

    Услышав вой собаки Травки, волк направился в ее сторону. Однако Травка учуяла заячий след и пошла по нему, а возле Лежачего камня ощутила запах хлеба и картошки, и рысью побежала за Настей.

    Глава 8

    Блудово болото с «огромными запасами горючего торфа, есть кладовая солнца» . «Тысячи лет это добро под водой сохраняется» и потом «торф достается человеку от солнца в наследство» .

    Митраша шел к «Слепой елани» – «погибельному месту» , где в трясине погибло много людей. Постепенно кочки под его ногами «становились полужидкими» . Чтобы сократить путь, Митраша решил идти не по безопасной тропинке, а напрямую через поляну.

    С первых шагов мальчик начал утопать в болоте. Пытаясь вырваться из трясины, он резко дернулся и оказался в болоте по грудь. Чтобы трясина не затянула его полностью, он держался за ружье.

    Издалека раздался крик звавшей его Насти. Митраша ответил, но ветер унес его крик в другую сторону.

    Глава 9

    Глава 10

    Травка, «чуя беду человеческую» , подняла высоко голову и завыла. На вой собаки спешил с другой стороны болота Серый. Травка услышала, что поблизости лиса загоняет зайца-русака и побежала за добычей в сторону Слепой елани.

    Глава 11

    Догоняя зайца, Травка выбежала к тому месту, где затянуло в трясину Митрашу. Мальчик узнал собаку и подозвал к себе. Когда Травка подошла ближе, Митраша схватил ее за задние лапы. Собака «с безумной силой рванулась» и мальчику удалось выбраться из болота. Травка, решив, что перед нею «прежний прекрасный Антипыч» радостно бросилась к Митраше.

    Глава 12

    Вспомнив о зайце, Травка побежала за ним дальше. Голодный Митраша тут же сообразил, «что все спасение его будет в этом зайце». Мальчик притаился в кустах можжевельника. Сюда же Травка погнала зайца, и прибежал на лай собаки Серый. Увидев волка в пяти шагах от себя, Митраша выстрелил в него и убил.

    Настя, услышав выстрел, закричала. Митраша позвал ее, и девочка прибежала на крик. Ребята развели костер и сделали себе ужин из пойманного Травкой зайца.

    Переночевав на болоте, дети вернулись утром домой. В деревне сначала не верили, что мальчик смог убить старого волка, но вскоре сами в этом убедились. Собранную клюкву Настя отдала эвакуированным ленинградским детям. За два следующих года войны Митраша «вытянулся» и повзрослел.

    Эту историю рассказали «разведчики болотных богатств», которые в годы войны готовили болота – «кладовые солнца», для добычи торфа.

    Заключение

    В произведении «Кладовая солнца» Михаил Михайлович Пришвин затрагивает вопросы выживания людей, в частности детей, в сложные периоды (в рассказе это время Отечественной войны), показывает важность взаимной поддержки, помощи. «Кладовая солнца» в сказке является сборным символом, обозначающим не только торф, но и все богатство природы, и людей, живущих на той земле.

    Тест по сказке

    Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

    Рейтинг пересказа

    Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 3029.