Что такое косвенная агрессия. Как справиться с вербальной агрессией. Типы вербальных реакций

11.02.2024 Новости

Факты насилия, при которых причиняется вред конкретным лицам, называются агрессией. Каждый день человек либо лично, либо слышит от других о том, как с ними плохо поступили.

Если говорить о нравственной стороне данного вопроса, тогда агрессивное поведение считается плохим, злым, неприемлемым. Но почему человек позволяет себе злиться и причинять боль себе или окружающим?

Что такое Агрессия?

Что такое агрессия? Существует множество мнений о том, что такое агрессия. Одни говорят о том, что агрессия является инстинктивной реакцией и проявлением человека. Другие утверждают, что агрессия обусловлена фрустрацией – желанием разрядиться. Третьи указывают на то, что агрессия является социальным явлением, когда человек перенимает ее от других или подвержен влиянию негативного прошлого опыта.

В психологии под агрессией понимается деструктивное поведение, при котором человек причиняет физический вред или создает психологический дискомфорт другим людям. Психиатрия рассматривает агрессию как желание человека защитить себя от неприятной и травмирующей ситуации. Еще под агрессией понимают способ самоутверждения.

Агрессивное поведение считается направленным на живого объекта. Однако сайт психологической помощи сайт утверждает, что битье посуды или стены может вскоре перерасти в насилие над живыми существами. Зачастую агрессию приравнивают к ярости, злости или гневу. Однако не всегда агрессивный человек испытывает эмоции. Бывают хладнокровные люди, которые становятся агрессивными под влиянием своих предрассудков, убеждений или взглядов.

Какие причины толкают человека на подобное поведение? Злость ведь может быть направлена как на других людей, так и на себя. Причины могут быть разные, как и формы проявления агрессии. Каждый случай индивидуальный. Психологи отмечают другое: важно уметь справляться с собственной агрессией, которая проявляется в каждом человеке. Если кому-то нужна помощь, то он может ее получить. Этим и занимается сайт психологической помощи сайт, где человек может не только прочитать полезную информацию, но и проработать свои негативные стороны, которые часто мешают строить благоприятные отношения с окружающими.

Проявление агрессии

Агрессия проявляется по-разному. В зависимости от цели, которая достигается агрессивными действиями, и методов совершенных поступков, агрессия бывает доброкачественной и злокачественной:

  1. Под доброкачественной агрессией понимается отвага, мужество, амбиции, настойчивость, храбрость.
  2. Под злокачественной агрессией понимается насилие, хамство, жестокость.

Каждое живое существо бывает агрессивным. В каждом организме заложены гены, которые позволяют проявлять агрессию ради выживания, спасения себя от смерти. Так, выделяют оборонительную агрессию, которая возникает в момент опасности. Она имеется у всех живых существ. Когда живому организму грозит опасность, он становится решительным, убегает, нападает, защищается.

В противовес данной агрессии существует деструктивная, которая присуща только человеку. В ней нет ни смысла, ни цели. Она возникает только на основе эмоций, чувств, мыслей человека, которому просто что-то не понравилось.

Выделяют еще одно проявление агрессии – псевдоагрессия. Она возникает в ситуациях, где человек должен приложить максимум усилий ради достижения цели. Например, во время соревнования спортсмены становятся агрессивными, чтобы придать себе энергии и мотивации.

Особым проявлением агрессии, которое присуще всем живым существам, является стремление к выживанию. Когда не хватает еды, не достается интима, отсутствует защита, тогда организм становится агрессивным. Все направлено на выживание, что часто сопряжено с ущемлением границ и свободы других живых существ.

Агрессивным может стать любой человек. Часто сильные провоцируют слабых, которые потом тоже ищут более слабых личностей, чтобы отыграться на них. От агрессии нет защиты. У каждого она проявляется как реакция на внешний раздражитель. Стать жертвой агрессии может как тот, кто ее вызвал, так и тот, кто просто попался под руку.

Проявление агрессии – это выражение недовольства и неудовлетворенности. Она может быть как открытой, когда человек стучит по столу или постоянно «пилит», так и скрытой – периодические придирки.

Виды агрессии

По мере рассмотрения агрессии можно выделить ее виды:

  • Физическая, когда применяется сила и причиняется конкретный вред организму.
  • Косвенная, когда выражается раздражение в адрес другого лица.
  • Сопротивление установленным законам и морали.
  • Вербальная, когда человек на словах проявляет агрессию: кричит, угрожает, шантажирует и т. д.
  • Зависть, ненависть, обида за несбывшиеся мечты.
  • Подозрительность, которая проявляется в недоверии к лицам, когда кажется, что они замышляют что-то плохое.
  • Чувство вины, возникающее из-за мысли о том, что человек плохой.
  • Прямая – распространение сплетен.
  • Направленная (имеется цель) и неупорядоченная (жертвами становятся случайные прохожие).
  • Активная или пассивная («вставлять палки в колеса»).
  • Аутоагрессия – ненависть по отношению к себе.
  • Гетероагрессия – злость направлена в отношении окружающих: насилие, угрозы, убийства и т. д.
  • Инструментальная, когда агрессия используется как метод достижения цели.
  • Реактивная, когда проявляется как реакция на некий внешний раздражитель.
  • Спонтанная, когда проявляется без веских причин. Часто возникает как следствие внутренних явлений, например, психических заболеваний.
  • Мотивационная (целевая), которая совершается осознанно ради намеренного нанесения ущерба и причинения боли.
  • Экспрессивная, когда она проявляется в мимике, жестах, голосе человека. Его слова и действия не выражают агрессии, однако его положение тела и тон голоса говорят об обратном.

Человеку свойственно злиться. И самый главный вопрос, который волнует каждого, кто стал жертвой чужой агрессии, — почему на него накричали, избили и т. д.? Всех волнуют причины агрессивного поведения, особенно если агрессор ничего не пояснил. А насколько агрессия бывает разной, уже рассмотрено.

Причины агрессии

Для агрессивного поведения существует множество причин. Агрессия бывает разной и случается в разных ситуациях, поэтому часто следует смотреть на комплекс всего происходящего, чтобы понять мотивы поступков человека.

  1. Злоупотребление психоактивными веществами (алкоголем, наркотиками и т. д.). Под действием препаратов человек не может адекватно реагировать на конкретную ситуацию.
  2. Личностные проблемы, которые связаны с неудовлетворенностью в личных отношениях, интиме, одиночеством и т. д. Любое упоминание о данной проблеме вызывает негативную реакцию.
  3. Психические травмы детства. Развитый невроз на фоне неблагополучных отношений с родителями.
  4. Авторитарное и строгое воспитание, которое развивает внутреннюю агрессию.
  5. Просмотр фильмов и передач, где активно обсуждается тема насилия.
  6. Неполноценный отдых, переутомление.

Агрессия может быть симптомом серьезной болезни, которая часто связана с повреждениями в головном мозге:

  • Шизофрения.
  • Энцефалит.
  • Неврастения.
  • Менингит.
  • Эпилептоидная психопатия и т. д.

Не следует исключать влияния общественности. Религиозные течения, пропаганда, расовая ненависть, мораль, образы политиков или сильных личностей, которые являются агрессивными, развивают у наблюдателей подобное качество.

Часто люди, причинившие вред, ссылаются на плохое настроение или даже психическое расстройство. На самом деле только 12% из всех агрессивных людей являются психически больными. Остальные личности проявляют свои негативные эмоции в результате неправильной реакции на происходящее, а также отсутствия самоконтроля.

Агрессия отмечается как неудовлетворенность человека на жизнь в целом или конкретный случай в частности. Соответственно, главной причиной является неудовлетворенность, которую человек не устраняет благоприятными действиями.

Вербальная агрессия

Практически каждый сталкивался с такой формой агрессии. Вербальная агрессия является самой распространенной и явной. Во-первых, меняется тональность голоса говорящего: он переходит на крик, повышает голос, делает его более грубым. Во-вторых, меняется контекст того, что произносится.

Психологи отмечают многие формы вербальной агрессии. Человек же в повседневной жизни сталкивается с такими ее проявлениями:

  1. Оскорбления, угрозы, шантаж.
  2. Клевета, распускание сплетен.
  3. Молчание в ответ на вопросы человека, отказ от общения, игнорирование реплик.
  4. Отказ от защиты другого человека, которого критикуют.

До сих пор остается вопрос, является ли молчание способом агрессии. Здесь нет однозначного ответа. Все зависит от причин молчания того человека, который совершает данное действие. Если молчание происходит с сопутствующими агрессивными эмоциями, злостью, нежеланием говорить, поскольку может нагрубить, тогда речь идет о вербальной агрессии пассивного характера. Однако если человек молчит, потому что не услышал либо не заинтересован в теме беседы, поэтому желает ее перевести на другую тему, сохраняет спокойствие и доброжелательное расположение духа, тогда ни о какой агрессии речи не идет.

В силу социального строя и морали, которая наказывает всех, кто проявляет физическую агрессию, люди вынуждены пользоваться единственным способом ее проявления – словами. Открыто агрессия выражается в конкретных угрозах, оскорблениях и унижении личности другого. Скрытно агрессия проявляется путем гонения и давления на человека, например, распусканием сплетен. Хоть данные виды словесной агрессии являются неприемлемыми, однако за них человека не лишают свободы. Вот почему люди продолжают использовать данный вид как способ коммуницирования с теми, кем они недовольны.

Речевая агрессия

Остановимся непосредственно на словесной форме проявления агрессии, которая является самой распространенной в обществе. Речевая агрессия проявляется в ругательствах, отрицательных оценках (критике), оскорбительных словах, нецензурной речи, насмешливой интонации, грубой иронии, неприличных намеках, повышенном голосе.

То, что делает агрессор, вызывает раздражение и возмущение. Агрессия как первого, так и второго собеседника возникает на основе отрицательных эмоций, которые возникают сразу либо по истечении некоторого времени. Одни люди сразу говорят о том, что их возмущает, другие лишь через некоторое время начинают различными способами проявлять свою агрессию к тем, кто их унизил или оскорбил.

Нередко речевая агрессия является следствием неприязни человека к определенной группе лиц. Например, низкий социальный статус может спровоцировать недоброжелательное отношение индивида к тому, с кем он общается. Подобное противостояние возможно как по восходящей иерархии, так и по нисходящей. К примеру, часто скрытая агрессия проявляется у подчиненных в отношении начальника и у начальника в отношении подчиненных. Подчиненные часто испытывают зависть к высокому посту руководства, а также его командному тону. Начальник может ненавидеть подчиненных из-за того, что считает их глупыми, слабыми, низшими существами.

Редко причинами речевой агрессии является воспитание, психические особенности, срыв.

Несомненно, общество рассматривает вопрос не только гашения негативных эмоций у себя, когда они возникают, но и предотвращения конфликтов с людьми, которые проявляют злость. Следует понимать, что иногда агрессия приемлема, поскольку помогает в достижении определенных целей, например, подавлении противника. Однако все же данный метод не должен использоваться как универсальный.

Подходы к агрессии

Ученые из различных областей наук рассматривают подходы к агрессии. Для каждого представителя она означает что-то свое. Нормативный подход воспринимает агрессию как деструктивное поведение, которое не соответствует нормам морали и этики общества. Криминальный подход также рассматривает агрессию как акт противоправного поступка, который нацелен на причинение физического и морального вреда живому объекту.

  • Глубинно-психологический подход воспринимает агрессивное поведение как инстинктивное, присущее всем живым существам.
  • Целевой подход воспринимает агрессию как целенаправленное действие. С точки зрения достижения цели, эволюции, адаптации, присвоения важных ресурсов, доминирования.
  • Шваб и Коэроглоу рассматривают агрессивное поведение как стремление человека к установлению целостности своей жизни. Когда она нарушается, человек становится агрессивным.
  • Кауфма рассматривает агрессию как способ приобретения нужных для жизни ресурсов, что продиктовано естественной потребностью выживания.
  • Эрих Фромм рассматривал агрессивное поведение как желание доминировать и господствовать над живыми существами.
  • Уилсон характеризовал агрессивную природу человека как желание устранить действия другого субъекта, который своими поступками ущемляет его свободу или генетическую выживаемость.
  • Мацумото отмечал агрессию как поступок, который причиняет боль и вред физического или психического плана другому индивиду.
  • Щербина характеризовала словесную агрессию как речевое проявление чувств, намерений и желаний в отношении другого человека.
  • Когнитивная теория рассматривает агрессию как способ научения контактирования человека с внешними факторами.
  • Прочие теории комбинируют выше приведенные понятия для понимания природы агрессивного поведения.

Формы агрессии

Эрих Фромм выделял такие формы агрессии:

  • Реактивная. Когда человек понимает, что его свободе, жизни, достоинству или имуществу угрожает опасность, он проявляет агрессию. Здесь он может защищаться, мстить, ревновать, завидовать, разочаровываться и т. д.
  • Архаическая жажда крови.
  • Игровая. Человек иногда желает просто проявить свою ловкость и умения. Именно в этот момент он может прибегать к злобным шуткам, издевательству, сарказму. Здесь нет ни ненависти, ни злости. Человек просто играется в то, что может раздражать его собеседника.
  • Компенсаторная (злокачественная). Является проявлением деструктивности, насилия, жестокости, что помогает человеку делать свою жизнь полноценной, нескучной, наполненной.

Человек, который становится склонным к агрессии, обладает следующими характеристиками:

  1. Восприимчивость, ранимость, острое переживание дискомфорта.
  2. Импульсивность.
  3. Рассеянность, которая приводит к эмоциональной агрессивности, и вдумчивость, что провоцирует инструментальную агрессивность.
  4. Враждебная интерпретация происходящего.

Человек не способен полностью избавиться от своей агрессии, поскольку иногда она является полезной и нужной. Именно здесь он позволяет себе проявлять свое естество. Только человек, который умеет контролировать свои эмоции (не подавляя их), способен полноценно жить. Агрессия лишь в редких случаях становится конструктивной по сравнению с теми эпизодами, когда она применяется в полную силу.

Агрессия подростков

Достаточно часто психологи отмечают агрессию в детском возрасте. Очень яркой она становится в подростковый период. Именно данный этап становится самым эмоциональным. Агрессия подростков может проявляться в отношении кого угодно: сверстников, родителей, животных, младших детей. Частой причиной агрессии является самоутверждение. Проявление силы в агрессивной форме кажется признаком величия и власти.

Агрессия подростков – это намеренное действие, направленное на причинение вреда. Остаточно частыми являются случаи, когда в этом принимают участие три стороны:

  1. Агрессор – сам подросток.
  2. Жертва — человек, на которого направлена агрессия подростка.
  3. Зрители – люди, которые могут стать случайными свидетелями либо провокаторами, вызвавшими агрессию у подростка. В процессе проявления агрессии они не участвуют, а лишь наблюдают за тем, что делает агрессор и его жертва.

Подростки разных полов проявляют агрессию следующими способами:

  • Мальчики дразнятся, делают подножки, дерутся, пинают.
  • Девочки бойкотируют, сплетничают, обижаются.

Не имеет значения место и возраст агрессора, поскольку данная эмоция проявляется в любое время уже с малых лет.

Подростковая агрессия объясняется психологами теми изменениями, которые происходят в период полового созревания. Бывший ребенок, который еще не стал взрослым, боится будущего, не готов к ответственности и самостоятельности, не умеет контролировать свои эмоциональные переживания. Немалую роль здесь играют взаимоотношения с родителями, а также влияние СМИ.

Здесь выделяют такие типы агрессивных подростков:

  1. Гиперактивный, который рос в семье, где все ему позволялось.
  2. Обидчивый, которому свойственна ранимость, раздражительность.
  3. Оппозиционно-вызывающий, который демонстративно выступает против людей, которых не считает своим авторитетом.
  4. Агрессивно-боязливый, в котором проявляются страхи и подозрительность.
  5. Агрессивно-бесчувственный, которому не свойственны сочувствие, сопереживание.

Агрессия мужчин

Мужчины часто являются эталонами агрессии. Кажется, что женщины не должны быть настолько агрессивны, как мужчины. Однако данное чувство присуще всем. Агрессия мужчин часто проявляется в открытой форме. При этом сильный пол не испытывает чувства вины и тревоги. Для них данная эмоция является своеобразным спутником, который помогает достигать целей и формировать особую модель поведения.

Ученые выдвигают теорию о том, что мужская агрессия является генетическим фактором. Во все века мужчины должны были завоевывать территории и земли, вести войны, защищать свои семьи и т. д. При этом представительницы слабого пола отмечают данное качество, которое проявляется в доминировании и лидерстве, как привлекательное для себя.

Современный мужчина имеет множество причин того, почему в нем проявляется агрессия:

  • Неудовлетворенность своим социальным и материальным положением.
  • Отсутствие культуры поведения.
  • Отсутствие уверенности в себе.
  • Отсутствие других форм проявления своей независимости и силы.

В нынешнем положении, когда от мужчины требуется материальная состоятельность и успех, при этом практически отсутствуют все возможности для достижения данных статусов, у сильного пола имеется высокий уровень тревожности. Каждый раз общество различными способами напоминает мужчине о том, насколько он несостоятельный. Нередко это подкрепляется неустроенностью личной жизни или отсутствием сексуальных отношений с женщинами.

Свои переживания мужчины приучены держать в себе. Однако наружу выходит агрессия, которая является следствием неустроенности жизни. Мужчине сложно использовать все свои возможности в условиях мира, где он должен быть культурным и доброжелательным, поскольку злость и ярость часто оказываются наказуемыми.

Агрессия женщин

Агрессивность часто ассоциируется с мужским поведением. Однако женщины тоже склонны к недовольству, которое просто проявляется немного в других формах. Являясь более слабым существом, нежели мужчина, женщина старается немного мягко выражать свою агрессию. Если жертва кажется сильной или равной по силе, тогда агрессия женщины умеренная. Если речь идет о ребенке, на которого направлена агрессия, тогда женщина может не сдерживать себя.

Являясь существом более эмоциональным и социальным, женщина склонна к проявлению мягкой или скрытой агрессии. Более агрессивными женщины становятся в пожилом возрасте. Это психологи связывают с деменцией и ухудшением характера в отрицательную сторону. При этом немаловажным остается удовлетворенность женщины собственной жизнью. Если она недовольна, несчастна, тогда ее внутреннее напряжение возрастает.

Часто агрессивность женщины связана с внутренним напряжением и эмоциональными всплесками. Женщина не меньше мужчины подвержена различным ограничениям и обязательствам. Она должна создать семью и родить детей, быть всегда красивой и доброй. Если у женщины нет веских оснований для доброты, мужчины для создания семьи и рождения детей, физиологических данных для обретения красоты, это ее значительным образом угнетает.

Причиной женской агрессии часто является:

  • Гормональный дисбаланс.
  • Психические нарушения.
  • Детские травмы, враждебное отношение к матери.
  • Негативный опыт контактов с противоположным полом.

Женщину с самого детства делают зависимой от мужчины. Она должна быть «за-мужем». А когда отношения с противоположным полом не складываются, что является распространенным в современном обществе, это вызывает внутреннее напряжение и неудовлетворенность.

Агрессия у пожилых людей

Самым неприятным и порой непонятным явлением является агрессия у пожилых людей. Детей воспитывают в духе «уважения старших», поскольку они являются более умными и мудрыми. Их знания помогают миру становиться лучше. Однако пожилые люди практически ничем не отличаются от более младших собратьев. Проявление агрессии пожилыми людьми становится слабым качеством, которое не вызывает уважения.

Причиной агрессивности пожилых людей является изменение жизни в результате социальной деградации. Выходя на пенсию, человек теряет прежнюю активность. Здесь снижается память, ухудшается здоровье, теряется смысл жизни. Пожилой человек чувствует себя забытым, ненужным, одиноким. Если это подкрепляется бедным существованием и отсутствием интересов и хобби, тогда пожилой человек либо впадает в депрессию, либо становится агрессивным.

Можно назвать агрессию пожилых людей способом коммуникации с окружающими, методом привлечения к себе внимания. Здесь проявляются такие формы агрессии:

  1. Сварливость.
  2. Раздражительность.
  3. Противостояние всему новому.
  4. Протестное отношение.
  5. Беспочвенные обвинения и оскорбления.
  6. Высокая склонность к конфликтам.

Основной проблемой пожилых людей является одиночество, особенно после смерти одного из супругов. Если при этом дети не уделяют большого количества внимания пожилому человеку, тогда он ощущает острое одиночество.

Дегенерация или инфицирование клеток головного мозга также влияют на изменение поведения человека в любом возрасте. Поскольку данные явления случаются в большинстве своем в пожилом возрасте, врачи сначала исключают болезни головного мозга как причины агрессии.

Агрессия мужа

В любовных отношениях самой обсуждаемой темой является агрессивность мужей. Поскольку женщины иначе проявляют свой деспотизм, яркое проявление мужской агрессии становится распространенным явлением. Причинами конфликтов и ссоры в семье являются:

  1. Неравноправное распределение обязанностей.
  2. Неудовлетворенность интимными отношениями.
  3. Разное понимание прав и обязанностей супругов.
  4. Неудовлетворение своих потребностей в отношениях.
  5. Неравный вклад обеих сторон в отношения.
  6. Отсутствие значимости и ценности человека партнером.
  7. Финансовые проблемы.
  8. Неспособность решить все возникающие проблемы, их накопление и периодические споры из-за них.

Многие проблемы могут вызывать у мужа агрессию, но самыми важными становятся социальный статус, материальная состоятельность и сексуальное удовлетворение. Если мужчина не удовлетворен во всех планах, тогда он привычным образом ищет виноватого – жену. Она не настолько сексуальна, чтобы ее хотеть, не вдохновляет его на заработок денег, не становится его опорой и т. д.

Неудовлетворенный и неуверенный в себе мужчина начинает придираться, ссориться, указывать, командовать женщиной. Таким образом он старается нормализировать свою неполноценную жизнь. Если проанализировать ситуацию, то окажется, что агрессия у мужей возникает на основе их комплексов и несостоятельности, а не из-за жен.

Ошибкой женщин с агрессивными мужьями является то, что они пытаются наладить отношения. Это мужья должны исправлять ситуацию, а не женщины. Здесь жены совершают следующие ошибки:

  • Рассказывают о своих надеждах и страхах, чем еще больше убеждают мужей в том, что они слабы.
  • Делятся своими планами, что дает еще один повод мужьям покритиковать их.
  • Делятся своими успехами, ожидая, что мужья порадуются им.
  • Пытаются найти общие темы для разговоров, а сталкиваются с молчанием и холодностью.

Лечение агрессии

Под лечением агрессии понимается не медикаментозное устранение проблемы, а психологическое. Лишь в редких случаях используются транквилизаторы и антидепрессанты, которые способны успокоить нервную систему. Однако от агрессивного поведения человек полностью не избавится никогда. Поэтому под лечением агрессии понимается наработка навыков по ее контролю и пониманию происходящей ситуации.

Если агрессия проявляется в ваш адрес, вы должны понимать, что не обязаны терпеть нападок. Даже если речь идет о вашем муже/жене или о детях, все равно вы остаетесь личностью, которая имеет право на доброжелательное и бережное к себе отношение. Особенно болезненной становится ситуация, если речь идет об агрессивном поведении родителей в отношении детей. Это та ситуация, в которой жертва практически никогда не способна противостоять напору.

Никто не обязан терпеть чужие нападки. Поэтому если вы стали объектом чьей-либо агрессии, можете смело любыми способами давать отпор. Если же вы сами являетесь агрессором, тогда данная проблема является лично вашей. Здесь необходимо проводить упражнения по устранению собственной агрессивности.

Во-первых, следует распознать причины возникшей агрессии. Ничто не происходит просто так. Даже у психически больных людей есть причины для агрессивности. Какой момент стал тем пусковым механизмом, после которого вы почувствовали себя злыми? После осознания причины своих негативных эмоций следует предпринять шаги по изменению отношения к ситуации.

Второй момент – причина должна быть обесценена либо устранена. Если необходимо изменить личное отношение к ситуации, тогда следует это сделать; если необходимо решить проблему (например, устранить неудовлетворенность), тогда следует приложить усилия и немного потерпеть.

Следует не бороться с собственной агрессией, а понимать причины ее появления, поскольку устранение данных причин позволяет справиться с любыми негативными эмоциями.

Прогноз

Итогом любой эмоции является некое событие, которое становится решающим. Прогнозом следствия агрессии может стать все что угодно:

  1. Потеря связей с хорошими людьми.
  2. Развод или расставание с любимым человеком.
  3. Увольнение с работы.
  4. Неустроенность в жизни.
  5. Отсутствие поддержки со стороны важных людей.
  6. Отсутствие понимания.
  7. Одиночество и т. д.

В некоторых случаях даже встает вопрос о продолжительности жизни человека, который вступает в конфликт. При проявлении физического насилия в семье или в компании хулиганов речь может идти о смертельных исходах.

Если человек не старается контролировать свои агрессивные порывы, он столкнется с различными негативными последствиями. Его окружение будет состоять только из людей, которым не следует доверять. Только агрессивный человек может находиться рядом с таким же агрессором.

Последствия контроля собственной агрессии могут быть успешными. Во-первых, человек не будет портить отношения с теми, кто ему дорог. Так хочется выплеснуть свои эмоции и показать свой характер. Однако если понимать, какими могут быть последствия, лучше предотвратить нежелательный исход.

Во-вторых, человек может направить агрессию в конструктивное русло. От данной эмоции не избавиться, однако можно ее подчинить себе. Например, агрессия хороша, когда человек недоволен недостигнутой целью. В таком случае он желает приложить максимум усилий, чтобы все-таки воплотить свои планы.

Если человеку не удается самостоятельно справиться со своей агрессией, тогда он должен обратиться к психологу. Он поможет в нахождении правильных ответов на свои вопросы, а также в разработке стратегии поведения, которая поможет и агрессию усмирить, и поступки в нужных ситуациях совершать правильные.

Агрессия в психологии

Агрессия в психологии определяется как особый вид поведения, который направлен исключительно на нанесение вреда, как живым людям, так и неживым объектам. Как правило, такое проявление служит реакцией на разного рода психические или физические фрустрации, дискомфорт, стресс ы. В некоторых случаях агрессия может быть использована для достижения некой цели, например, для самоутверждения или получения некоего статуса.

Если мотивированная агрессия (имеющая причину) – это вполне естественное проявление человеческой натуры, то немотивированная агрессия (безпричинная) – это уже серьезный повод обратиться к психотерапевту.

Приступы агрессии: как победить?

Многим людям приступы агрессии, или, проще говоря, вспыльчивость, сильно мешают жить. Рассмотрим несколько способов укротить свою натуру:

  • выпейте стакан воды;
  • сконцентрируйтесь на дыхании, вдыхайте и выдыхайте медленно;
  • отвлекитесь, вспомните о чем-то хорошем;
  • мысленно посчитайте от 10 до 1;
  • расслабьте тело – лицо, руки, ноги, отойдите от проблемы;
  • ущипните себя несколько раз.

Если такие методики вам не помогают – это повод для обращения к профессионалу. Только психотерапевт сможет разобраться с причинами и найти решение проблемы.

Физическая агрессия -

Использование физической силы против физического объекта, другого лица, социальной группы. Физическая агрессия проявляется определёнными и наблюдаемыми со стороны психомоторными актами, нередко представленными той или иной их последовательностью (толчки, удары, избиения, истязания и др)

Первая - физическая агрессия по отношению к себе (её поведенческие признаки: царапает, щипает себя, рвет волосы, бьет себя, разбивает кулаки, бросается на пол, наносит себе поверхностные раны и ожоги, наносит себе серьезные повреждения).

Вторая - физическая агрессия по отношению к предметам (её поведенческие признаки: индивид хлопает дверьми, рвет одежду, бросает вниз вещи, пачкает стены, ломает вещи и бьет стекла, разводит огонь, портит ценное имущество).

Третья - физическая агрессия, направленная на окружающих (её поведенческие признаки: индивид замахивается для удара, хватает противника за его одежду, угрожает ему недвусмысленными жестами, бьет, таскает его за волосы; нападает, причиняя легкие повреждения; причиняет серьезные увечья).

Вербальная агрессия

Символическая форма агрессии в виде причинение пси хологического вреда с использованием преимущественно вокальных (крик, изменение тона) и вербальных компонентов речи (инвектива, оскорбления и т. п.). Выражается при помощи лексов агрессии (см.). При этом факт причинения вреда должен быть реальным и заведомо очевиден как для агрессора для агрессора, так и его жертвы

Вербальная агрессия может быть открытой или скрытой. Открытая вербальная агрессия проявляется явным намерением причинить коммуникативный урон адресату и выражается в очевидных унизительных формах (ругательства, крики). Подобное поведение нередко имеет тенденцию переходить в физическую агрессию, когда агрессор беспардонно вторгается в личное пространство адресата (см. трансферы агрессии). Скрытая вербальная агрессия – это систематическое и уничижительное давление на адресата, но без открытого проявления враждебных эмоций.

Вербальная агрессия заставляет вас испытывать чувство обиды, подавленность, гнев, не исключен вариант, что вы не замедлите с ответной реакцией. Так, вербальному насилию вы можете поддаться и в результате невежливого обслуживания вас в магазине. Часто нефизическая агрессия встречается между супругами, родителем и детьми.

Как справиться с вербальной агрессией?

Если вы чувствуете, что стали жертвой агрессора, попытайтесь взять себя в руки и не отвечать грубостью. Этим лишь усугубите положение, создав ненужные конфликты. В случае, когда кажется, что еще немного и на вас обрушится вербальная агрессия, мысленно поместите себя в стеклянный колпак, через который негатив собеседника не повлияет на ваше умиротворенное состояние.

Невербальная агрессия представляет собой ряд сигналов, свидетельствующих об агрессивном настрое вашего собеседника. Иными словами, язык жестов показывает намерения последнего относительно вашей личности.

Косвенная агрессия

- агрессивные действия, представленные в скрытой, замаскированной форме. Они опосредованно направлены на определённое лицо (группу, потомство, норму культуры, нравственный принцип, религиозную догму и др.) – подлинную жертву агрессии. Примерами косвенной агрессии могут быть вандализм, клевета, недоброжелательные слухи и проч. Особый род косвенной агрессии, с точки зрения «зелёных», представляет экологический ущерб. Лица, наносящие его, обычно осознают, что урон природе, который они наносят, угрожает в первую очередь будущим поколениям, но самим вредителям важнее мотивы собственного обогащения или какие-то иные, столь же личные или узко-групповые. Иногда, косвенной агрессией называют действия, характеризующиеся их ненаправленностью и неупорядоченностью, такие, как взрывы ярости или битье кулаками по столу (Мещеряков, Зинченко, 2004). При этом направленность таких действий тщательно скрывается или не осознается самим субъектом агрессии.

НЕГАТИВИЗМ

Н егативизм (англ. negativism; от лат. negatio - отрицание) - лишенное разумных оснований сопротивление субъекта оказываемым на него воздействиям. Понятие негативизм первоначально употреблялось лишь в отношении патологических явлений, возникающих при некоторых формах психических заболеваний. У психически больных Н. может проявляться не только по отношению воздействий др. людей, но и в связи с действием внутренних импульсов (задержками речи, движений, некоторых физиологических отправлений).

В настоящее время это понятие приобрело более широкое значение: оно употребляется в педагогике и психологии для обозначения любого, кажущегося немотивированным сопротивления чужому влиянию. Н. возникает как защитная реакция на воздействия, которые вступают в противоречия с потребностями субъекта. В этих случаях отказ от выполнения требования - способ выхода из конфликта и освобождением от его травмирующего влияния. Чаще всего Н. встречается у детей по отношению к требованиям взрослых, предъявляемым без учета потребностей детей. Негативизм усиливается при состояниях утомления или перевозбуждения н. с. (см . Негативизм детский ).

Формой Н. является упрямство, за которым стоит мотив самоутверждения. Негативизм и упрямство объединяет то, что они возникают на основе субъективных состояний человека, при игнорировании им объективно существующих целей (ср. Настойчивость ).

Под агрессией принято понимать осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей. Данное определение не является общепринятым, поскольку «агрессия» имеет много различных значений, как в научных трудах, так и в обычной речи. В итоге мы не всегда можем быть уверены в том, что же имеется в виду, когда индивид характеризуется как «агрессивный».

Э. Фромм определяет агрессию более широко, как причинение ущерба не только человеку или животному, но и вообще всякому неживому объекту .

Агрессия - осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному.

В словаре под редакцией А. В. Петровского говорится, что термин «агрессия» обозначает насильственное нарушение прав другого лица и оскорбительные действия или обращение с другими людьми, равно как и дерзкое, ассертивное поведение. В этом определении представлены весьма разнообразные действия, но все они обозначаются словом «агрессия» .

Также используют узкоспециальные трактовки «агрессии». А. Басс предложил наиболее, известную игнорирующие мотивационные предпосылки трактовку данному определению. А. Басс попытался определить агрессию дескриптивным способом, не используя субъективные идеи, такие, как «намерение». Он указывал, что намерения было бы трудно оценить объективно. Ведь, нападая на кого-либо, агрессоры нередко представляют свои цели ложным образом, и даже если они хотели бы оставаться верными истине, то могут оказаться не в состоянии определить, к чему же они стремились на самом деле. С этой точки зрения агрессия лучше всего определяется просто как «причинение вреда другому человеку». Из этого определения следует очевидная проблема: невозможно отрицать, что «причинение вреда другому человеку» совсем неравнозначно умышленной попытке причинить кому то вред .

Еще один способ дать определение агрессии, игнорируя понятие намерения, состоит в том, чтобы описывать агрессивное поведение как нарушение социальных норм. Не только многие неспециалисты, но и профессиональные психологи нередко называют человека агрессивным, если он или она совершает действия, нарушающие принятые в данном обществе правила поведения. Разделяя эту позицию, выдающийся психолог А. Бандура отмечал, что многие из нас обозначают поведение как «агрессивное», когда оно противоречит социально одобряемой роли.

Отечественные психологи Т. Г. Румянцева и И. Б. Бойко рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения .

Рассмотрев несколько основных теоретических понятий агрессии, можно принять за рабочее следующее обобщающее определение этого явления: агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Это определение подчеркивает, что агрессия является моделью поведения, а не эмоцией или мотивом. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями - такими как злость; с мотивами - такими как стремление навредить, или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием для подобного поведения.

Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.

Выделяют различные типы и виды агрессии.

Во-первых, различают реактивную и спонтанную агрессию. Ряд немаловажных различий отметил С. Фешбах, разграничив друг от друга экспрессивную, враждебную и инструментальную агрессию. Экспрессивная агрессия представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению .

Наиболее важно различение враждебной и инструментальной агрессии. Целью первой является главным образом нанесение вреда другому, в то время как вторая направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства (например, в случае шантажа, воспитания путем наказания, выстрела в захватившего заложников бандита).

Инструментальную агрессию, С. Фешбах, подразделяет на индивидуально и социально мотивированную, можно также говорить о своекорыстной и бескорыстной агрессии.

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:

Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия - действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

Склонность к раздражению - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм - оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Из форм враждебных реакций отмечаются:

Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Различают агрессию и по механизму возникновения и действия, а механизм и принцип действия во многом зависят от восприятия и оценки человеком ситуации, в частности - намерений, приписываемых другому лицу, возмездия за агрессивное поведение, способности достичь поставленной цели в результате применения агрессивных действий, оценки подобных действий со стороны других людей и самооценки .

Агрессивные проявления различаются по своей структуре:

  • 1. По направленности:
    • - агрессия, направленная вовне;
    • - аутоагрессия - направленная на себя.
  • 2. По цели:
    • - интеллектуальная агрессия;
    • - враждебная агрессия.
  • 3. По методу выражения:
    • - физическая агрессия;
    • - вербальная агрессия.
  • 4. По степени выраженности:
    • - прямая агрессия;
    • - косвенная агрессия.
  • 5. По наличию инициативы:
    • - инициативная агрессия;
    • - оборонительная агрессия.

Таким образом, анализ понятия «агрессия» позволяет сделать вывод о том, что к агрессии относят осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному. Рабочим определением является: агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. К формам агрессии относятся: физическая, косвенная, вербальная, склонность к раздражению, обида, подозрительность. В следующем параграфе будут исследованы научно-психологические подходы, объясняющие агрессивное поведение.

Словообразование. Происходит от лат. aggressiо - нападение. Категория. Форма агрессивного поведения. Специфика. При косвенной агрессии направленность против какого-то лица или предмета скрывается или не осознается самим субъектом агрессии.


Смотреть значение Косвенная Агрессия в других словарях

Агрессия — агрессии, ж. (латин. aggressio) (полит.). Наступление, нападение, агрессивное отношение к чему-н.
Толковый словарь Ушакова

Агрессия — Авантюристическая, бандитская, безрассудная, варварская, вероломная, внезапная, военная, вооруженная, гибельная, дерзкая, захватническая, кровавая, кровопролитная,........
Словарь эпитетов

Агрессия Ж. — 1. Незаконное применение силы одним государством против другого, вооруженное нападение одного государства на другое с целью захвата территории, ликвидации независимости........
Толковый словарь Ефремовой

Агрессия — -и; ж. [лат. agressio - нападение].
1. Вооружённое нападение государства или нескольких государств на какое-л. государство с целью захвата его территории, уничтожения или........
Толковый словарь Кузнецова

Агрессия — (от лат. аgressio - нападение) - незаконное вооруженное применение одним или несколькими государствами силы против политической независимости и суверенитета какого-либо........
Политический словарь

Косвенная Верификация — Верификация прогноза путем его сопоставления с прогнозами, полученными из других источников информации.
Политический словарь

Стихийная Агрессия — - это массовые враждебные действия, направленные на нанесение страдания, физического или психического вреда или ущерба, либо даже на уничтожение массой других людей........
Политический словарь

Агрессия — (лат. aggressio - нападение) - в международном праве - противоправное применение вооруженной силы. Формулировка понятия А. содержится в принятом 14 декабря 1974 г. Генеральной........
Экономический словарь

Косвенная Агрессия — - в международном праве -
агрессия, совершаемая вооруженными бандами, группами, регулярными силами или наемниками, формально не входящими в состав регулярных вооруженных........
Экономический словарь

Косвенная Ипотечная Ссуда — -
ипотечный кредит, обеспеченный долговыми инструментами, которые в свою очередь обеспечены
недвижимостью.
Экономический словарь

Косвенная Котировка — Применительно к иностранной валюте, - количество единиц иностранной валюты, необходимое для покупки одного доллара США.
Экономический словарь

Косвенная Котировка Валют — См. Котировка валют косвенная
Экономический словарь

Котировка Валюты Косвенная — котировка иностранной валюты, при которой единица национальной валюты приравнивается к определенному количеству каких-либо иностранных денежных единиц.
Экономический словарь

Котировка Косвенная — котировка валюты данной страны, когда
единица этой валюты приравнивается к определенному количеству иностранных денежных единиц. К.к. характерна для
фунта стерлингов.
Экономический словарь

Оплата Труда, Сдельная Косвенная — -
оплата, при которой
размер заработной платы рабочего находится в зависимости от результата
труда обслуживаемых им основных производственных рабочих,........
Экономический словарь

— -
установление с
помощью международно-правовых положений основного
смысла и характерных особенностей агрессии - тягчайшего международного
преступления........
Экономический словарь

Прямая Агрессия
Экономический словарь

Реклама Косвенная — неявная
реклама, рекламирование товаров и услуг посредством
интервью, публикаций, радио и телепередач, в которых упоминается рекламируемый
товар; при этом........
Экономический словарь

Агрессия — Заимствовано в начале XX в. из французского, восходящего в свою очередь к лат. aggressio – "нападение".
Этимологический словарь Крылова

Агрессия — (от лат. aggressio - нападение) - в международном праве любое противоправное с точки зрения Устава ООН применение вооруженной силы. Общую формулировку понятия А. дает принятое........
Юридический словарь

Агрессия Косвенная — - в международном праве агрессия, совершаемая вооруженными бандами, группами, регулярными силами или наемниками, формально не входящими в состав регулярных вооруженных........
Юридический словарь

Агрессия Прямая — - в международном праве агрессия, совершаемая регулярными вооруженными силами государства. Согласно ст. 3 "Определения агрессии", принятого Генеральной Ассамблеей ООН........
Юридический словарь

Косвенная Агрессия — - в международном праве - агрессия, совершаемая вооруженными бандами, группами, регулярными силами или наемниками, формально не входящими в состав регулярных........
Юридический словарь

Косвенная Реклама — - неявная реклама, рекламирование товаров и услуг посредством интервью, публикаций, радио-и телепередач, в которых упоминается рекламируемый товар; при этом........
Юридический словарь

Определение Агрессии, Агрессия — - установление с помощью международно-правовых положений основного смысла и характерных особенностей агрессии - тягчайшего международного преступления против мира........
Юридический словарь

Прямая Агрессия — - агрессия, совершаемая регулярными вооруженными силами государства. Поскольку регулярные вооруженные силы рассматриваются в качестве органов государства, совершаемые........
Юридический словарь

Агрессия — (от лат. aggressio - нападение) - понятие современногомеждународного права, которое охватывает любое незаконное с точки зренияУстава ООН применение вооруженной силы одним........

Англо-франко-израильская Агрессия Против Египта (1956) — имела цельюзахват Суэцкого канала. 29 октября израильские войска вторглись натерриторию Египта; 31 октября английские и французские вооруженные силыначали бомбардировку........
Большой энциклопедический словарь

Онкометрия Косвенная — определение величины кровенаполнения органа, основанное на измерении разности между количеством крови, притекающей к органу и оттекающей от него.
Большой медицинский словарь

Косвенная Речь — одна из форм передачи чужой речи, синтаксическиорганизованная в виде сложноподчиненного предложения, напр.: "Он сказал,что завтра придет". Ср. Прямая речь.
Большой энциклопедический словарь

Агрессия в психологии определяется как особый вид поведения, который направлен исключительно на нанесение вреда, как живым людям, так и неживым объектам. Как правило, такое проявление служит реакцией на разного рода психические или физические фрустрации, дискомфорт, стресс ы. В некоторых случаях агрессия может быть использована для достижения некой цели, например, для самоутверждения или получения некоего статуса.

Отношение родителей к детям также влияет на поведение детей. Например, лишение аффективности в течение первых пяти лет жизни представляет собой риск развития делинквентного поведения у детей. Это особенно характерно для детей-воспитанников, отделенных от матери в этом возрасте, что может привести к серьезному выздоровлению эмоциональных расстройств. Этот риск также существует для детей, которые живут в своей собственной семье, но не пользуются безопасным аффективным климатом.

Отношение детей к родителям часто является следствием отношений и поведения родителей, как им удается оказывать поддержку или привязанность к детям, общаться с ними, участвовать в их жизни и проблемах, не нарушая определенной «автономии», Навязывать определенную «родительскую дисциплину», некоторые правила, не будучи очень жесткими, разрешительными или противоречивыми, но представляют собой баланс между авторитаризмом и чрезмерной вседозволенностью.

Если мотивированная агрессия (имеющая причину) – это вполне естественное проявление человеческой натуры, то немотивированная агрессия (безпричинная) – это уже серьезный повод обратиться к психотерапевту.

Приступы агрессии: как победить?

Многим людям приступы агрессии, или, проще говоря, вспыльчивость, сильно мешают жить. Рассмотрим несколько способов укротить свою натуру:

Ответные реакции детей также могут быть следствием их размещения в семейной среде, в которой преобладают акты насилия, которым они оказывают помощь или действуют как жертвы, некоторые из которых развивают одновременное или последовательное негативное отношение к родителям и насилие.

Отрицательное отношение детей и молодежи к семье может также интерпретироваться с точки зрения психофизиологических этапов ребенка и подростка. В этом возрасте существует процесс построения, признания и навязывания новой идентичности, процесс, который включает в себя стремление к освобождению подростка. Это заставляет его претендовать на самовыражение, быть самим собой, утверждать и навязывать себя в качестве отдельной реальности, быть признанным, принятым и оцененным как таковым другими. В первом случае подросток требует простейшего способа: открытый отказ подчиниться и проявить свою независимость любой ценой.

  • выпейте стакан воды;
  • сконцентрируйтесь на дыхании, вдыхайте и выдыхайте медленно;
  • отвлекитесь, вспомните о чем-то хорошем;
  • мысленно посчитайте от 10 до 1;
  • расслабьте тело – лицо, руки, ноги, отойдите от проблемы;
  • ущипните себя несколько раз.

Если такие методики вам не помогают – это повод для обращения к профессионалу. Только психотерапевт сможет разобраться с причинами и найти решение проблемы.

Семейный тип. Исследования в этой области показывают, что насилие в семье происходит особенно в семьях, дезорганизованных разводом, и меньше в тех случаях, когда смерть одного из партнеров произошла. Экономические условия семьи являются одним из факторов, которые могут вызвать явные явления. Высокий уровень безработицы, высокая доля низкоквалифицированной рабочей силы имеет последствия для экономических условий семей, населяющих район.

Риск насильственного поведения или трудности при адаптации существует у одного ребенка. Этот риск возникает в результате чрезмерного защитного отношения семьи и уменьшенной способности ребенка адаптироваться к другим контекстам, к другим системам взаимоотношений, например, предложенным школьной средой.

Физическая агрессия -

Использование физической силы против физического объекта, другого лица, социальной группы. Физическая агрессия проявляется определёнными и наблюдаемыми со стороны психомоторными актами, нередко представленными той или иной их последовательностью (толчки, удары, избиения, истязания и др)

Несовместимость между двумя моделями - семьей и школой - может вызвать систему ценностей, которую ребенок усвоил в семье. Ребенок из неблагополучной среды будет конфликтовать с когнитивным стилем и правилами школы, которые отличаются от условий домашней среды и которые он и его семья будут ценить, «конфронтации» между двумя моделями и системами ценностей адаптация школы, отказ, протесты, неудачи.

В случае семей с более низким уровнем образования возможны определенные тенденции невалютаризации образования, отношение к школе, негативные представления о роли и важности образования. Семьи не осознают взаимосвязь между уровнем подготовки и социально-экономической ситуацией, доступ к более высоким уровням образования не является, по их мнению, гарантией профессионального успеха. Такие родительские взгляды и представления часто передаются детям, что имеет последствия с точки зрения мотивации и результатов учебы.

Первая - физическая агрессия по отношению к себе (её поведенческие признаки: царапает, щипает себя, рвет волосы, бьет себя, разбивает кулаки, бросается на пол, наносит себе поверхностные раны и ожоги, наносит себе серьезные повреждения).

Вторая - физическая агрессия по отношению к предметам (её поведенческие признаки: индивид хлопает дверьми, рвет одежду, бросает вниз вещи, пачкает стены, ломает вещи и бьет стекла, разводит огонь, портит ценное имущество).

Такие оценки, как «бесполезные вещи для обучения в школе», «школа - это пустая трата времени» для учеников, не прибывающих из малообразованных семей, могут быть истолкованы как реакция на появление неудачных моделей успеха на уровне высшего образования , но и как критическое отношение к школе. Это связано с тем, что школа недостаточно адаптирована к индивидуальным потребностям образования учащихся или требованиям рынка труда, что затрудняет включение молодых выпускников, неявно наличие резервов в качестве школы для обеспечения профессионального и социального успеха.

Третья - физическая агрессия, направленная на окружающих (её поведенческие признаки: индивид замахивается для удара, хватает противника за его одежду, угрожает ему недвусмысленными жестами, бьет, таскает его за волосы; нападает, причиняя легкие повреждения; причиняет серьезные увечья).

Символическая форма агрессии в виде причинение пси хологического вреда с использованием преимущественно вокальных (крик, изменение тона) и вербальных компонентов речи (инвектива, оскорбления и т. п.). Выражается при помощи лексов агрессии (см.). При этом факт причинения вреда должен быть реальным и заведомо очевиден как для агрессора для агрессора, так и его жертвы

«Более поздняя дата», по-видимому, связана с отсутствием надзора за детьми в ситуациях, когда оба родителя работают за границей. Частота детского насильственного поведения в этих семьях подчеркивается анализом факторов риска в индуцировании этого явления. Такие ситуации все чаще сообщаются не только как причины насилия, но также из-за неудачи в школе и отказа от нее, что также является рискованным фактором насилия. Когда «временный отпуск» детей вмешивается в неблагополучные социально-экономические, культурные, образовательные семьи, риск такой проблемы еще больше.

Вербальная агрессия может быть открытой или скрытой. Открытая вербальная агрессия проявляется явным намерением причинить коммуникативный урон адресату и выражается в очевидных унизительных формах (ругательства, крики). Подобное поведение нередко имеет тенденцию переходить в физическую агрессию, когда агрессор беспардонно вторгается в личное пространство адресата (см. трансферы агрессии). Скрытая вербальная агрессия – это систематическое и уничижительное давление на адресата, но без открытого проявления враждебных эмоций.

Снижение родительской власти является совокупным эффектом действия нескольких факторов, влияющих на родителей, в том числе: недостаточное время для детей, отсутствие общения между родителями и детьми, отсутствие согласованности между учебными практиками родителей, особенностями, характерными для возраста подросткового возраста, когда влияние круга друзей больше, чем влияние родителей из-за ориентации подростка на мир за пределами семейного круга, сильное воздействие средств массовой информации, которое способствует другим ценностям и моделям, чем те, что в семье, отсутствие безопасного, стабильного эмоционального климата и другие факторы компрометируют признание родителями родителей как авторитетов власти.

Вербальная агрессия заставляет вас испытывать чувство обиды, подавленность, гнев, не исключен вариант, что вы не замедлите с ответной реакцией. Так, вербальному насилию вы можете поддаться и в результате невежливого обслуживания вас в магазине. Часто нефизическая агрессия встречается между супругами, родителем и детьми.

Как справиться с вербальной агрессией?

В представленном анализе подчеркивается, что насилие в школе нельзя объяснить, предотвратить, улучшить или противопоставить без изучения семейной среды, которая имеет очевидную роль в развитии ребенка и механизмы самоконтроля насильственных импульсов.

Первая причина, упомянутая студентами, связана с их проблемами. В результате насилие учителей рассматривается только как ответ на насилие со стороны учеников, причем последнее на самом деле является агрессивным актером в школе. Мы могли бы думать о «косвенных вызовах» со стороны студентов, а именно: отсутствие интереса к обучению, плохие результаты в школе, неудача школы, равнодушное или даже негативное отношение родителей к школе. Эти аспекты определяют профессиональную неудовлетворенность учителей и, косвенно, их неадекватное поведение в школьном пространстве.

Если вы чувствуете, что стали жертвой агрессора, попытайтесь взять себя в руки и не отвечать грубостью. Этим лишь усугубите положение, создав ненужные конфликты. В случае, когда кажется, что еще немного и на вас обрушится вербальная агрессия, мысленно поместите себя в стеклянный колпак, через который негатив собеседника не повлияет на ваше умиротворенное состояние.

Высокая частота случая, связанного с недостатками в связи, объясняется тем, что тема образовательной коммуникации не является приоритетом начальных и непрерывных программ педагогического образования, хотя она считается важной компетенцией в профессиональном уровне этой профессии. В результате коммуникационных барьеров учителей появляются различные неадекватные формы поведения учителей, такие как ярлыки студентов, незнание студента как партнера по обсуждению, словесная агрессия и т.д. на самом деле, многие учителя признают, что они практикуют такое поведение по отношению к ученикам, но не считают их неприемлемыми проявлениями, а простые решения для ответа на словесную агрессивность учащихся.

Невербальная агрессия представляет собой ряд сигналов, свидетельствующих об агрессивном настрое вашего собеседника. Иными словами, язык жестов показывает намерения последнего относительно вашей личности.

Косвенная агрессия

- агрессивные действия, представленные в скрытой, замаскированной форме. Они опосредованно направлены на определённое лицо (группу, потомство, норму культуры, нравственный принцип, религиозную догму и др.) – подлинную жертву агрессии. Примерами косвенной агрессии могут быть вандализм, клевета, недоброжелательные слухи и проч. Особый род косвенной агрессии, с точки зрения «зелёных», представляет экологический ущерб. Лица, наносящие его, обычно осознают, что урон природе, который они наносят, угрожает в первую очередь будущим поколениям, но самим вредителям важнее мотивы собственного обогащения или какие-то иные, столь же личные или узко-групповые. Иногда, косвенной агрессией называют действия, характеризующиеся их ненаправленностью и неупорядоченностью, такие, как взрывы ярости или битье кулаками по столу (Мещеряков, Зинченко, 2004). При этом направленность таких действий тщательно скрывается или не осознается самим субъектом агрессии.

Другой причиной неадекватного поведения учителей в отношении студентов было отсутствие навыков управления в классе. Возрастные характеристики учеников, которые находятся в разгар подросткового возраста, являются предпосылками для конкретного поведения и требуют от учителей «мастер-класса».

В той же категории компетенций преподавателей упоминается недостаточная психолого-педагогическая подготовка как причина неадекватного поведения. Отсутствие психолого-педагогических навыков приводит к недостаточному знанию личности ученика и имеет прямые последствия для качества дидактической деятельности за счет: неспособности адаптировать образовательный подход к особенностям возраста учащихся, выбору неэффективных стратегий обучения и оценки, плохим отношениям с учителями.

НЕГАТИВИЗМ

Н егативизм (англ. negativism; от лат. negatio - отрицание) - лишенное разумных оснований сопротивление субъекта оказываемым на него воздействиям. Понятие негативизм первоначально употреблялось лишь в отношении патологических явлений, возникающих при некоторых формах психических заболеваний. У психически больных Н. может проявляться не только по отношению воздействий др. людей, но и в связи с действием внутренних импульсов (задержками речи, движений, некоторых физиологических отправлений).

Третья категория причин жестокого поведения учителя относится к низкой мотивации учителей к их профессии. В специальных исследованиях подчеркивается тот факт, что уровень мотивации преподавательского состава и тип мотивации - по своей сути или внешне - напрямую влияют на эффективность образовательной деятельности. Таким образом, мотивированный учитель для своей работы считается более эффективным в организации и проведении учебно-воспитательной деятельности и косвенно определяет повышенный уровень мотивации студентов.

Другими причинами неадекватного поведения учителей в отношении учеников являются: стресс и усталость учителей, недостаточный дидактический опыт, отсутствие профессии преподавателя, отсутствие преемственности в работе учителей того же класса. По словам студентов, средства массовой информации являются одним из самых влиятельных факторов в их поведении, как через ценности, которые они способствуют, так и последствия на пути проведения досуга.

В настоящее время это понятие приобрело более широкое значение: оно употребляется в педагогике и психологии для обозначения любого, кажущегося немотивированным сопротивления чужому влиянию. Н. возникает как защитная реакция на воздействия, которые вступают в противоречия с потребностями субъекта. В этих случаях отказ от выполнения требования - способ выхода из конфликта и освобождением от его травмирующего влияния. Чаще всего Н. встречается у детей по отношению к требованиям взрослых, предъявляемым без учета потребностей детей. Негативизм усиливается при состояниях утомления или перевозбуждения н. с. (см . Негативизм детский ).

Влияние группы друзей и внеклассных округов считается очень важным в иерархии причин, которые приводят к возникновению насилия в школьном пространстве. Основными видами деятельности по предотвращению явлений насилия, упомянутых учащимися и предлагаемыми, являются следующие.

Согласно заявлениям исследователей, наиболее распространенными способами наказания за насильственное поведение являются: индивидуальное наблюдение, «публичный» выговор и письменный упрек. Используется менее частое использование письменного выговора, снятие с курса и физическое наказание.

Формой Н. является упрямство, за которым стоит мотив самоутверждения. Негативизм и упрямство объединяет то, что они возникают на основе субъективных состояний человека, при игнорировании им объективно существующих целей (ср. Настойчивость ).

Вербальная агрессия – это высказывания или интонационные составляющие высказываний, которые служат для причинения душевной боли или направлены вызвать негативные переживания другого человека или живого существа.

Большое количество насильственных ситуаций разрешено решать только школьникам или школьному психологу. Школьная программа и школьный психолог - это человек, который в значительной степени гарантирует, как заявляют студенты, помощь учащимся с насилием или трудностями при адаптации к школьным правилам.

Раннее выявление студентов с насильственным потенциалом и причин, которые могут привести к насилию, путем привлечения учителей; Использование интересов, навыков и способностей учащихся, совершивших насилие, посредством их участия в школьной и внеклассной деятельности; Выявление и оказание помощи учащимся, ставшим жертвами школьного насилия, путем привлечения учителей, родителей. Определение ресурсов-родителей для участия в предотвращении или разрешении существующих случаев насилия. Модели эмоционального насилия Эмоциональное насилие может проявляться в различных формах и ситуациях.

Н. С. Якимова обращает внимание, что высказывания становятся агрессивными только в тех случаях, когда вызывают обратное равноценное действие. Иначе, даже самые ужасные в общепринятой практике словоформы воспринимаются как адекватные и не травмируют. Но, это не всегда так. Дело в том, что вербальная агрессия часто направлена на тех существ или людей, которые не могут в полной мере ответить на такой акт. Например, кричащий на ребёнка родитель, по сути, совершает акт насилия. Но не всегда наблюдается такая же ответная реакция. Чаще всего ребёнок просто плачет. А в случае с руководителем, подчинённый вообще вынужден молча «глотать» всю агрессию. То есть правильнее говорить не об обратном действии, а об обратном реагировании. И неважно, в чём это реагирование проявляется. Главное, чтобы это вызывало переживание или волнение. Это называется «принципом обоюдности».

Стоит так же отделить вербальную агрессию от феномена языкового насилия. Дело в том, что языковое насилие не имеет определённой жертвы, а направляет высказывание на широкий, чётко необозначенный круг лиц. Например, лиц еврейской или цыганской национальности. Даже шутки про блондинок или чукчей можно отнести к одной из форм языкового насилия. Вербальная агрессия всегда предметна и чётко направлена на отстаивания своих позиций или точки зрения перед конкретным лицом.

Причинами агрессивного вербального поведения могут быть:

Однако, во всех случаях на первый план выступает мотив поведения. А определяющим мотивом является именно стремление нанести внутренний ущерб собеседнику. Это выражается и в смыслообразующем замысле, а не только в оформлении речи. Ведь можно припомнить, например, содержащее большое количество нецензурной брани общение определённых личностей. Но, при этом эта самая брань и транслируется, и воспринимается как слова-вставки и не вызывают оскорбительных ощущений. Потому что, в этом случае, нет определяющего мотива и преднамеренных действий в виде нанесения обиды.

Типы

Что же такое вербальная агрессия конкретно? По сути, это один из десяти типов, экспериментально выявленных вариантов словесных нападок, которые могут быть такие:

Почему же невербальные знаки включены в пласт вербальной агрессии? Да потому что при помощи них выражения и обороты принимают совершенно иные, оскорбительные формы. К упомянутым знакам мы относим:

  • жесты (сжатые кулаки, скрещенные или упёртые в бока руки);
  • мимику (злое или пренебрежительное выражение лица);
  • позы («повелительные позы» всегда воспринимаются как провокация);
  • визуальный контакт (провокационным здесь может выступать взгляд, который воспринимается как «наглый»);
  • интонацию и тембр голоса (даже безобидную по смыслу фразу можно прокричать или сказать с пренебрежением, провоцируя обиду);
  • организацию времени и пространства общения (вторжение без спроса на «чужую территорию» или настоятельный вызов на свою, понимая, что в таком месте общение будет некомфортным, уже расценивается как акт нападения).

«Ты считаешь, что это так?», - говорит родитель или руководитель. По сути, эта фраза не оскорбительна. Но, если добавить определённую позу, тембр голоса, поставить «руки в боки», да ещё и вызвать собеседника «в кабинет на ковёр к начальству». Безобидная фраза сразу становится угрозой, осуждением мнения и установок. А фраза: «Всё с вами понятно, милочка» при определённых неречевых «добавках» подвергает сомнению уровень умственных способностей и компетенции. Одним словом, что в первом, что во втором случае – доставляет внутренний дискомфорт и переживания.

После вербальной агрессии может провоцироваться физическая. Это происходит, если существует изначальная настроенность объекта агрессии в силу его особенностей: личностных, социальных или ситуативных. К личностным особенностям относят чаще всего возраст, пол. К социальным факторам – этническую принадлежность, социальную благополучность окружения, уровень образования и общей культуры.

К ситуативным чаще всего относят окружающую обстановку, физическое, физиологическое и нервно-эмоциональное состояние человека и дополнительные факторы, которые могут влиять на адекватность оценивания и восприятия ситуации. Но не стоит списывать со счетов и влияние общественных факторов. Эти факторы обуславливаются национальным менталитетом и разделением определённых лингвистических норм как «неприемлемых» или «приемлемых». Так в одних этнических группах может быть абсолютно недопустимо оскорбительное высказывание в адрес родителей собеседника. И подобные вещи всегда провоцируют акт физической агрессии. Тогда как в другой группе это не будет вызывать столь бурную реакцию.

Вербальная агрессия может иметь форму прямой агрессии, которая выполняется непосредственно над кем-то здесь и сейчас. А может быть косвенной. Косвенная вербальная агрессия неоднородна и включает два разных, но дополняющих друг друга понятия. В первом случае она рассматривается как агрессивное поведение , направленность которого на определённое лицо скрывается. Во втором случае – рассматривается как агрессия, которая окольным путём стремиться задеть жертву. По сути, эти два понятия сходны в принципе действия – без прямого высказывания. Она имеет вид интриг, сплетен. Оскорбление достигается путём нанесения ущерба прежде всего репутации человека.

Агрессия у детей и подростков

Несмотря на то, что подобные языковые акты могут совершать практически все люди, наиболее часто к психологам или психотерапевтам обращаются по поводу вербальной агрессии у детей и подростков. Стоит сказать, что язык и речь подростков интенсивно развивается и совершенствуется как за счёт увеличения словарного запаса, так и за счёт понимания двусмысленных трактовок некоторых слов и оборотов. Подросток осознаёт, что выражать свой взгляд на некоторые вещи не обязательно словами. Существует множество других способов.

Современные подростки всё реже увлекаются книгами и театром, и всё чаще – компьютерами и телевидением. Поэтому, они быстрее и больше, чем их родители, впитывают варианты агрессии, выраженной в речевой форме. И неважно, с уст кого вылетают эти выражения: осуждённого, изгоя, персонажа игры. Ведь, телевизионные передачи, равно как и компьютерные игры, по мнению многих наблюдателей, стали более агрессивными.

Гипотетически считается, что мотивы вербальной агрессии у подростков следующие:

  • потребность в самореализации, даже если это происходит за счёт притеснения интересов или личного пространства другого человека;
  • потребность в самоутверждении, когда ребёнок начинает восставать против авторитетов;
  • потребность в самозащите, когда приходится отстаивать своё жизненное пространство или свободу выбора.

Что же касается малышей, доподросткового периода, то с помощью вербальной агрессии дети часто «маскируют» важные и болезненные внутренние переживания: печаль, гнев, но чаще – ощущение одиночества, боязнь быть брошенным. Поэтому нередки случаи, когда такие варианты «подменили ребёнка» происходят в периоды пополнения семейства младшими детьми, в период разводов, смены места жительства и иных, травмирующих маленькую личность, жизненных ситуаций . Даже если таковой является необходимость «выжить» или «отстоять своё личное пространство» в большом коллективе, например – группе детского сада.

Здесь можно отметить факт, что формы несколько меняются.

Так, вербальная прямая агрессия чаще всего обретает форму дразнилок: «Маша – простокваша», «Жора – обжора». Хотя могут спускаться на уровень оскорблений. Причём, не все наборы ругательств усвоены в этом возрасте адекватно. Поэтому, кроме «заразы» и «кобылы», как ругательство, могут применяться слова, которые по какой-либо причине были «занесены» в этот список.

Например, ребёнок может «обзывать» кого-то «рукастым». В его представлении это слово обозначает настоящего монстра с «какими-нибудь длинными и огромными или уродливыми руками». Тогда как в нашем представлении это скорее человек , который очень хорошо что-то мастерит или ремонтирует. Кроме того, психолог вообще может удивить находящихся в шоке от лексикона ребёнка родителей: оказывается, малыш вовсе не выражает агрессию. Он просто пересказывает новые слова, услышанные от других.

Яркими проявлениями косвенной вербальной агрессии в детском возрасте остаются жалобы. Хотя они, как правило, нивелируются и без психологической коррекционной работы. Но, наиболее обращать на себя внимание должны агрессивные фантазии. В них, как правило, ребёнок «наказывает обидчика» не сам: «придёт милиционер и тебя заберёт», «расскажу дворнику, и он тебя отвезёт далеко-далеко, на мусорную кучу». Дело в том, что такие виды фантазий могут свидетельствовать о формировании низкой самооценки ребёнка и быть лакмусом его несостоятельности дать отпор проблемам или обидчикам без чьей-либо помощи. Так же можно говорить о вариантах гиперопеки родителя или члена семьи, которая подавляет маленькую личность.

Лечение

Что же можно посоветовать в этих случаях? Конечно, не отчаиваться и разбираться с проблемами. В этом вам помогут психологи или психотерапевты.

Как правило, детей и подростков, склонных к вербализации своей агрессии, получается легко разговорить. Всё дело в том, что они рады как раз общаться и быть услышанными. Следовательно, коррекция таких проявлений происходит довольно хорошо.