Азори здесь тихий краткое содержание. Борис Васильев А зори здесь тихие…. Дальнейшее развитие событий

03.02.2023 Новости

(1103 слова) Действие повести разворачивается в мае 1942 года на 171-м железнодорожном разъезде. Место оказалось «тихой гаванью» среди продолжающихся по всей России военных действий. Здесь сохранилось пару дворов, и командование, на случай бомбежки, оставило две зенитных установки. Немцы прекратили обстреливать разъезд, и жизни солдат, засланных сюда, потекли размеренно и умиротворенно. Молодые бойцы много пили и часто засиживались у местных девушек, что расстраивало старшину Васкова. Он безустанно писал в штаб рапорты на новых ребят и просил прислать непьющий взвод. И вот, непьющие зенитчики прибыли расположение. Молоденькие девушки. Пьянки и гулянки действительно прекратились, но появились другие характерные минусы такого «правильного взвода» — девушки подсмеивались над старшиной (всего 4 класса образования), к взводу невозможно было зайти без стука (поднимался визг), однажды и вовсе вышли нагими загорать, делали все не по уставу.

Рита Осянина – командир отделения. Война унесла жизнь ее мужа, после чего и она решила уйти на фронт, оставив сына маме. Растопить сердце суровой Риты смогла только присланная вместо убитой подносчицы Женька Комелькова (всех близких расстреляли у нее на глазах). Она была совсем не похожа на командира отделения, невзирая на пережитые ужасы, Женя жизнерадостна и красива; отмывает и расчесывает неказистую Галю Четвертак, и девчонки начинают дружить втроем.

Новость о возможном переводе на разъезд с передовой дает возможность Рите повидаться с сыном, и она по ночам сбегает к нему в город. В одну из таких ночных вылазок Осянина натыкается на двух немецких разведчиков, которые неосмотрительно близко подошли к разъезду с оружием и какими-то пакетами в руках. Рита сообщает Васкову об увиденном, утаив причины своего нахождения в столь ранний час в том месте. Васков замечает босые и мокрые ноги Осяниной, но ничего не говорит – сейчас есть проблема важнее. Старшина, внимательно обдумав слова зенитчицы, делает вывод, что столкнулась она с немецкими диверсантами и определяет путь их следования – железная дорога. Васков решает перехватить немцев и берет с собой 5 девушек. Так как солдаты его не закалены боями, он рассказывает и подготавливает свой «отряд» к столкновению с противником, подбадривает шутками. Ритка Осянина, Лизка Бричкина, Галька Четвертак, Женя Комелькова и Соня Гурвич со старшиной отправляются на перехват диверсантов к Воль-озеру. Главная задача – добраться до озера раньше немцев, чтобы успеть расположиться и подготовиться, для этого необходимо срезать путь через болото. Федот Евграфыч благополучно переправляет свой «взвод» через топь, только маленькая Четвертак оставляет в болоте сапог. На берегу ей сооружают новый из теплого носка. Над болотом стоит завораживающая тишина, как будто война никогда не посещала эти края. Времени они выиграли у немцев много, поэтому старшина разрешил девушкам отмыться от болотной грязи и пообедать. Добравшись до планируемого места расположения, Васков приказывает брать врага сразу и никуда не высовываться со своих позиций. Потерянный сапог Четвертак не проходит бесследно, и девушка заболевает. Наутро из леса начинают показываться немецкие автоматы, и оказывается, что их не 2, а 16. Старшина понимает плачевность ситуации: с ним отряд из 5 девушек, а на той стороне 16 солдат с четко поставленной задачей. Федот Евгафыч посылает дочь лесничего – Лизу Бричикну – на разъезд за помощью, сообщить, что им необходимо подкрепление. Оставшимися силами разыгрывается представление для диверсантов, дабы отпугнуть и заставить пойти в обход: Женька выбегает нагой купаться, Федот Евграфыч подхватывает и так же выбегает на берег безоружный и играет с Комельковой, все вместе громко перекрикиваются, жгут и рубят деревья. Немцы уходят, а весь взвод смеется со слезами на глазах, они еще не знают, что самое страшное впереди…

Лизе понравился старшина, и она летела с сообщением в штаб, представляя их будущую жизнь. Она еще не познала любви; однажды отец пригласил в их дом молодого лесничего, Лиза чувствовала притяжение, но только в последний день решилась прийти к нему на сеновал, но тот прогнал ее, а наутро оставил записку, в которой звал учиться. Она расцвела в ожидании, а потом пришла война. Так и сейчас, вся в своих мыслях, Лиза забывает о слегах у приметной сосны и продирается сквозь склизкое болото на ощупь, оступается, теряет тропу и гибнет.

Васков с Ритой идут на разведку и решают поменять расположение. Осянина приводит девочек к новому месту, забывая кисет старшины. Гурвич убегает за ним. Вдалеке слышится слабый звук, и старшина уже понимает, что означает этот беззвучный крик. С Комельковой возвращается к прошлой позиции и находит мертвую Соню. Старшина с яростью мстит врагам, он набрасывается на идущих «фрицов», одного убивает сам, а второго добивает Комелькова прикладом, спасая командира. Федот тяжело переживает смерть зенитчицы, но эмоции на лице Женьки, после первого совершенного убийства, еще хуже. Он объясняет девушке, что враги – не люди и не звери, а фашисты. Маленький отряд хоронит Гурвич. Разведав обстановку из-за камня, Васков видит фрицев, идущих на них; начинается встречный бой, который вновь сбивает врага с пути. Галька Четвертак не выдерживает напряжения, бросает оружие и падает на землю. После боя девушки осудят ее за трусость, но старшину оправдает это необученностью и именно ее возьмет на следующую разведку для учения, хотя и понимает заранее, что зря. Галя Четвертак — сирота и живет в выдуманном мире, ее представления о войне весьма романтичны. Смерть Сони открывает реалии происходящего. Разведчики видят тела погибших: «фрицов» осталось 12. Прячутся в засаде, но Четвертак вновь поддается страху и бежит наперерез немцам. Автоматная очередь. Отряд Васкова остался в количестве 2 зенитчиц, и он готов сделать все, чтобы уберечь оставшихся девчонок от смерти. Отстреливается и старается увлечь за собой диверсантов подальше от своих бойцов. Получает ранение и прячется на болоте. Там он находит все 5 слег у сосны и с горечью осознает, что Лизка Бричкина полезла в топь без подмоги, а виднеющаяся на глади болота юбка подтверждает опасения – погибла. Теперь надеяться нужно только на себя.

Васков случайно выходит на избу с диверсантами, они оставляют взрывчатку и уходят. Одного старшина убивает и отбирает оружие. Там же, где недавно Женька Комелькова купалась нагая перед немцами, сталкиваются старшина и оставшиеся девочки. Он сообщает о смерти Четвертак и Лизы, все понимают, что следующий бой будет последним.

На берегу начинается бой: Рита получает ранение в живот осколком гранаты (перед смертью она рассказывает старшине о своем сыне, его зовут Альберт, и просит не забыть о нем после войны), Комелькова отстреливается до последнего патрона и уводит все глубже в чащу немцев, получает ранение и так же умирает. Васков сомневается, а стоил ли канал жизней погибших зенитчиц. Осянина уверяет, что за этим каналом стояла целая родина, что именно за нее они шли в бой. Позднее слышится выстрел — Рита закончила свои мучения.

Озлобленный, Васков врывается к спящим немцам, одного убивает, оставшихся четверых связывает и ведет к разъезду. Обессиленный, с раной в руке он переправляет всех пленных через болото и, поняв, что довел диверсантов до разъезда – падает без сил.

Позже из письма одного туриста мы узнаем о прибытии на тихие озера седовласого мужчины без руки и некоего капитана-ракетчика по имени Альберт. Они искали когда-то отдавших жизнь за родину здесь зенитчиц, хотели похоронить. Автор письма замечает, какие зори здесь тихие…

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

На 171-м разъезде уцелело двенадцать дворов, пожарный сарай да приземистый длинный пакгауз, выстроенный в начале века из подогнанных валунов. В последнюю бомбежку рухнула водонапорная башня, и поезда перестали здесь останавливаться, Немцы прекратили налеты, но кружили над разъездом ежедневно, и командование на всякий случай держало там две зенитные счетверенки.

Шел май 1942 года. На западе (в сырые ночи оттуда доносило тяжкий гул артиллерии) обе стороны, на два метра врывшись в землю, окончательно завязли в позиционной войне; на востоке немцы день и ночь бомбили канал и Мурманскую дорогу; на севере шла ожесточенная борьба за морские пути; на юге продолжал упорную борьбу блокированный Ленинград.

А здесь был курорт. От тишины и безделья солдаты млели, как в парной, а в двенадцати дворах оставалось еще достаточно молодух и вдовушек, умевших добывать самогон чуть ли не из комариного писка. Три дня солдаты отсыпались и присматривались; на четвертый начинались чьи-то именины, и над разъездом уже не выветривался липкий запах местного первача.

Комендант разъезда, хмурый старшина Васков, писал рапорты по команде. Когда число их достигало десятка, начальство вкатывало Васкову очередной выговор и сменяло опухший от веселья полувзвод. С неделю после этого комендант кое-как обходился своими силами, а потом все повторялось сначала настолько точно, что старшина в конце концов приладился переписывать прежние рапорты, меняя в них лишь числа да фамилии.

Чепушиной занимаетесь! - гремел прибывший по последним рапортам майор. - Писанину развели! Не комендант, а писатель какой-то!..

Шлите непьющих, - упрямо твердил Васков: он побаивался всякого громогласного начальника, но талдычил свое, как пономарь. - Непьющих и это… Чтоб, значит, насчет женского пола.

Евнухов, что ли?

Вам виднее, - осторожно говорил старшина..

Ладно, Васков!… - распаляясь от собственной строгости, сказал майор. - Будут тебе непьющие. И насчет женщин тоже будут как положено. Но гляди, старшина, если ты и с ними не справишься…

Так точно, - деревянно согласился комендант.

Майор увез не выдержавших искуса зенитчиков, на прощание еще раз пообещав Васкову, что пришлет таких, которые от юбок и самогонки нос будут воротить живее, чем сам старшина. Однако выполнить это обещание оказалось не просто, поскольку за три дня не прибыло ни одного человека.

Вопрос сложный, - пояснил старшина квартирной своей хозяйке Марии Никифоровне. - Два отделения - это же почти что двадцать человек непьющих. Фронт перетряси, и то - сомневаюсь…

Опасения его, однако, оказались необоснованными, так как уже утром хозяйка сообщила, что зенитчики прибыли. В тоне ее звучало что-то вредное, но старшина со сна не разобрался, а спросил о том, что тревожило:

С командиром прибыли?

Не похоже, Федот Евграфыч.

Слава богу! - Старшина ревниво относился к своему комендантскому положению. - Власть делить - это хуже нету.

Погодите радоваться, - загадочно улыбалась хозяйка.

Радоваться после войны будем, - резонно сказал Федот Евграфыч, надел фуражку и вышел.

И оторопел: перед домом стояли две шеренги сонных девчат. Старшина было решил, что спросонок ему померещилось, поморгал, но гимнастерки на бойцах по-прежнему бойко торчали в местах, солдатским уставом не предусмотренных, а из-под пилоток нахально лезли кудри всех цветов и фасонов.

Товарищ старшина, первое и второе отделения третьего взвода пятой роты отдельного зенитно-пулеметного батальона прибыли в ваше распоряжение для охраны объекта, - тусклым голосом отрапортовала старшая. - Докладывает помкомвзвода сержант Кирьянова.

Та-ак, - совсем не по-уставному сказал комендант. - Нашли, значит, непьющих…

Целый день он стучал топором: строил нары в пожарном сарае, поскольку зенитчицы на постой к хозяйкам становиться не согласились. Девушки таскали доски, держали, где велел, и трещали как сороки. Старшина хмуро отмалчивался: боялся за авторитет.

Из расположения без моего слова ни ногой, - объявил он, когда все было готово.

Даже за ягодами? - бойко спросила рыжая. Васков давно уже приметил ее.

Ягод еще нет, - сказал он.

А щавель можно собирать? - поинтересовалась Кирьянова. - Нам без приварка трудно, товарищ старшина, - отощаем.

Федот Евграфыч с сомнением повел глазом по туго натянутым гимнастеркам, но разрешил:

На разъезде наступила благодать, но коменданту от этого легче не стало. Зенитчицы оказались девахами шумными и задиристыми, и старшина ежесекундно чувствовал, что попал в гости в собственный дом: боялся ляпнуть не то, сделать не так, а уж о том, чтобы войти куда без стука, не могло теперь быть и речи, и, если он забывал когда об этом, сигнальный визг немедленно отбрасывал его на прежние позиции. Пуще же всего Федот Евграфыч страшился намеков и шуточек насчет возможных ухаживаний и поэтому всегда ходил, уставясь в землю, словно потерял денежное довольствие за последний месяц.

Да не бычьтесь вы, Федот Евграфыч, - сказала хозяйка, понаблюдав за его общением с подчиненными. - Они вас промеж себя стариком величают, так что глядите на них соответственно.

Федоту Евграфычу этой весной исполнилось тридцать два, и стариком он себя считать не согласился. Поразмыслив, он пришел к выводу, что все это есть меры, предпринятые хозяйкой для упрочения собственных позиций: она-таки растопила лед комендантского сердца в одну из весенних ночей и теперь, естественно, стремилась укрепиться на завоеванных рубежах.

Ночами зенитчицы азартно лупили из всех восьми стволов по пролетающим немецким самолетам, а днем разводили бесконечные постирушки: вокруг пожарного сарая вечно сушились какие-то их тряпочки. Подобные украшения старшина считал неуместными и кратко информировал об этом сержанта Кирьянову:

Демаскирует.

А есть приказ, - не задумываясь, сказала она.

Какой приказ?

Соответствующий. В нем сказано, что военнослужащим женского пола разрешается сушить белье на всех фронтах.

Комендант промолчал: ну их, этих девок, к ляду! Только свяжись: хихикать будут до осени…

Дни стояли теплые, безветренные, и комара народилось такое количество, что без веточки и шагу не ступишь. Но веточка - это еще ничего, это еще вполне допустимо для военного человека, а вот то, что вскоре комендант начал на каждом углу хрипеть да кхекать, словно и вправду был стариком, - вот это было совсем уж никуда не годно.

А началось все с того, что жарким майским днем завернул он за пакгауз и обмер: в глаза брызнуло таким неистово белым, таким тугим да еще восьмикратно помноженным телом, что Васкова аж в жар кинуло: все первое отделение во главе с командиром младшим сержантом Осяниной загорало на казенном брезенте в чем мать родила. И хоть бы завизжали, что ли, для приличия, так нет же: уткнули носы в брезент, затаились, и Федоту Евграфычу пришлось пятиться, как мальчишке из чужого огорода. Вот с того дня и стал он кашлять на каждом углу, будто коклюшный.

А эту Осянину он еще раньше выделил: строга. Не засмеется никогда, только что поведет чуть губами, а глаза по-прежнему серьезными остаются. Странная была Осянина, и поэтому Федот Евграфыч осторожно навел справочки через свою хозяйку, хоть и понимал, что той поручение это совсем не для радости.

Вдовая она, - поджав губы, через день доложила Мария Никифоровна. - Так что полностью в женском звании состоит: можете игры заигрывать.

Старшина промолчал: бабе все равно не докажешь. Взял топор, пошел во двор: лучше нету для дум времени, как дрова колоть. А дум много накопилось, и следовало их привести в соответствие.

182be0c5cdcd5072bb1864cdee4d3d6e

Действие повести разворачивается в мае 1942 года. Командир железнодорожного разъезда Федот Евграфыч Васков просит начальство прислать ему «непьющих» солдат, так как все, кто приезжает к нему на разъезд, почувствовав, какое там царит спокойствие, вскоре начинают «пить и гулять». Сам Федот Евграфыч такого поведения не приемлет. Наконец, начальство направляет ему бойцов, с которыми действительно можно не опасаться, что они начнут пить – женский зенитный взвод. Командир этого необычного взвода - Рита Осянина, которая просто ненавидит немцев, так как из-за них она стала вдовой уже через день после начала войны. У нее есть сын Альберт, который живет с ее матерью. И когда зашла речь о том, что надо кого-то перевести с передовой на разъезд под командование к Васкову, Рита сама просит перевести туда свой взвод, так как разъезд находится рядом с тем городом, где живут ее сын и мать. Характер у Риты суровый, что чувствуют все девушки из ее взвода. Вскоре во взвод присылают новенькую – Женю Камелькову. Женя – очень красивая веселая девушка, она сближается с Ритой, помогая той оттаять душой.
Рита часто тайно ходит в город, чтобы повидать родных. Однажды, пробираясь по лесу в сторону разъезда, она наталкивается в лесу на двух немцев, о чем и докладывает Васкову. Тот сообщает обо всем «наверх» и получает приказ задержать немцев. Васков собирает отряд из пятерых девушек – Риты, Жени, Сони Гурвич, Лизы Бричкиной и Гали Четвертак. Он понимает, что немцы идут на Кировскую железную дорогу, и решает пойти к Синюхиной гряде, где проходит единственный путь к железнодорожному переезду, коротким путем – напрямик через болото. Он первым идет по тропе, которую хорошо знает, девушки следуют за ним. Они добираются до Синюхиной гряды и готовятся встретить немцев. Когда появились немцы, Васков видит, что их не двое, а шестнадцать. Поэтому он принимает решение послать Лизу Бричкину за подкреплением – ему с пятерыми девушками не справится с таким количеством немцев. А пока Лиза бежит на разъезд, Васков решает обмануть немцев – он и девушки изображают из себя лесорубов. Немцы, услышав, что прямо перед ними кто-то работает в лесу, решают пойти другим путем. Васков напрасно ждет подмоги – Лиза, возвращаясь на разъезд, оступилась на тропе и утонула в болоте.
Васков и девушки решают перейти на другое место, но на Синюхиной гряде Васков забывает свой кисет, и Соня предлагает принести его. В спешке она не замечает двух немцев, вышедших из лесу, и погибает. Этих немцев убивают Васков и Женя. Они хоронят Соню.
Немцы уже подходят близко к Васкову и его отряду, Васков и девушки начинают стрелять. Немцы не видят их и потому отступают, так как не знают, сколько человек ведет по ним огонь. Васков вместе с Галей идет в разведку. Но Галя очень напугана, и в тот момент, когда немцы проходят рядом с ними, ее нервы не выдерживают, и она вскакивает из засады. Немцы видят ее и стреляют в нее в упор.
Васков решает увести немцев от других девушек. Он ранен в руку, но ему удается дойти до острова посреди болота. Там он и видит в болоте юбку Лизы и до него доходит страшная правда - подкрепления ждать не стоит. Он возвращается к девушкам. Вместе они собираются принять бой. Во время боя Рита получает ранение, Васков относит ее в безопасное место, в это время немцы убивают Женю, отвлекающую их от Васкова и раненой Риты. Рита рассказывает Васкову про своего сына и просит его позаботиться о нем. Сама она, понимая, что рана ее смертельна, и не желая, чтобы Васков отвлекался на нее в этот момент, стреляет в себя. Васков хоронит Женю и Риту и идет искать оставшихся пятерых немцев. Он находит их в лесной сторожке, убивает одного, а остальных берет в плен. Четверо немцев сами связывают друг друга, так как даже не допускают мысли, что Васков в лесу один. Он ведет их по лесу и теряет сознание как раз в тот миг, когда навстречу ему выходят русские солдаты.
Заканчивается повесть тем, что много лет спустя на могилу, где похоронена Рита, привозят мраморную плиту. Привезли ее седой старик без руки и капитан по имени Альберт Федотыч.

Сюжет и система образов повести «А зори здесь тихие…»

повесть васильев художественный жанровый

«У войны не женское лицо» -- это тезис на протяжении долгих столетий. Пережить ужас войны способны очень сильные люди, поэтому принято считать войну мужским делом. Но трагизм, жестокость войны заключается в том, что вместе с мужчинами встают и женщины, которые идут убивать и погибать.

Пять совершенно разных девичьих характеров, пять различных судеб. Девушки-зенитчицы отправляются в разведку под командованием старшины Васкова, который привык жить по уставу. Несмотря на ужасы войны, он сохранил лучшие человеческие качества. Он осознает свою вину перед ними за то, что не смог сберечь девушек. Смерть пяти девчат оставляет глубокую рану в сердце старшины, он не может найти оправдания ей даже в своей душе. В скорби этого простого человека заключен высший гуманизм.

Поведение девушек -- это тоже подвиг, потому что они совершенно не приспособлены к военным условиям.

По словам автора, повесть основана на реальном эпизоде в ходе войны, когда семеро солдат, после ранения, служившие на одной из узловых станций железной дороги Адлер - Сахалин, не дали немецкой диверсионной группе взорвать железную дорогу на этом участке. После боя в живых остался только сержант, командир группы советских бойцов, которому после войны вручили медаль «За боевые заслуги». «И я подумал: вот оно! Ситуация, когда человек сам, без всякого приказа, решает: не пущу! Им здесь нечего делать! Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь. И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось -- пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И всё -- повесть сразу выстроилась. Женщинам ведь труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал»

Повествование ведется от имени Васкова. Вся повесть построена на его воспоминаниях. И это играет важную роль в идейно-художественном восприятии повести. Она написана человеком, который прошел всю войну, поэтому вся она правдоподобна. Автор посвящает её нравственной проблеме формирования и преобразования характера и психики личности в условиях войны. Наболевшая тема войны показана на примере героев повести. У каждого из них свое отношение к войне, свои мотивы борьбы с фашистами. И именно этим молодым девчонкам, предстоит проявить себя в условиях войны. Каждый персонаж Васильева имеет свой колорит и свою гамму чувств. Происходящие события заставляют сопереживать каждому герою. Как говорили в войну, жизнь одна и смерть одна. И всех девушек одинаково можно назвать подлинными героинями войны.

Для более полного раскрытия образов Васильев использует такой художественный приём как ретроспектива. Ретроспективный обзор - это обращение к прошлому. Прием ретроспекции в художественной литературе (включение в повествование событий прошлого).

Именно из воспоминаний героев повести мы узнаём больше о их жизни до войны, их социальную соотнесенность и характерах. Героини этой повести очень разные. Каждая из них уникальна, обладает неподражаемым характером и неповторимой судьбой, сломанной войной. Этих девушек объединяет то, что они живут ради одной цели. Эта цель - защитить Родину, защитить свои семьи, защитить близких людей. А для этого необходимо уничтожить врага. Для некоторых уничтожить врага значит выполнить свой долг, отомстить за смерть близких и родных им людей.

Рассмотрим каждый персонаж в отдельности. Начнем с коменданта Федота Ефграфовича Васкова. В этом персонаже мы видим одинокого человека, для которого в жизни кроме уставов, приказов начальства и вверенного ему отделения больше ничего не осталось. Все война отняла. Он жил строго по уставу и навязывал этот устав всем, кто его окружал. В жизни коменданта все поменялось с появлением присланных зенитчиц. Помимо приятной внешности вновь прибывшие были к тому же остры на язык. Несмотря на заметную грубоватость, Васков проявляет заботу обо всех пяти зенитчицах. Образ Васкова на протяжении повести испытывает перерождение. Но не только сам старшина является тому причиной. Немалую долю внесли и девушки, каждая по-своему. Федот Ефграфович тяжело переживает гибель девушек. Он душевно привязался к каждой из них, каждая из смертей оставила шрам на его сердце. У Васкова была прострелена рука, но у него в разы сильнее болело сердце. Он чувствовал себя виноватым в смерти каждой из девушек. Не потеряв кисета, он, возможно, избежал бы смерти Сони Гурвич; не отправляя натощак Лизу Бричкину и убедительнее заставив ее передохнуть на островке в болоте, тоже можно было бы избежать ее гибели. Но разве можно было знать все это наперед? Никого уже не вернешь. А последняя просьба Риты Осяниной стала настоящим приказом, ослушаться которого Васков просто не посмел. В повести есть момент, когда Васков вместе с сыном Риты возлагает цветы на памятную доску с именами всех пяти девушек-зенитчиц. Жажда мести управляла сознанием Васкова после смерти Риты Осяниной, которая попросила забрать к себе ее маленького сына. Васков впоследствии заменит ему отца.

Сложна история Елизаветы Бричкиной, которая приняла нелепую, но ужасную и мучительную смерть. Лиза - молчаливая, несколько замкнутая в себе девушка. В повести Лиза - мечтательная и спокойная, но в то же время серьезная девушка. Она жила вместе с родителями на кордоне в лесу. Преисполненная чувством надежды на счастье и ожиданием светлого будущего она шла по жизни. Она всегда вспоминала напутствия родителей и обещания ей счастливого «завтра». Попав в отряд зенитчиц, Лиза была спокойной и сдержанной. Ей понравился Васков. Лиза, не раздумывая, попросилась вместе со всеми в отряд по поискам немецких диверсантов. Васков согласился. За все время пути Лиза все больше и больше привлекала внимание Васкова. Он говорил ей: «Ты примечай все, Лизавета, ты у нас человек лесной…»(178). Осознав всю опасность положения, когда вместо двух диверсантов на горизонте показалось шестнадцать, Васков сразу понял, кого пошлет за подмогой. Лиза очень торопилась. Она хотела как можно скорее привести помощь. Всю дорогу она думала о словах Федота Евграфовича и грела себя мыслью, что они обязательно выполнят приказ и споют. Проходя через болото, Лиза испытывала невероятный страх. И это понятно, ведь тогда, когда она вместе со всеми шла, ей в случае чего обязательно помогли бы, а теперь она одна, в мертвом, глухом болоте, где нет ни одной живой души, которая смогла бы ей помочь. Но слова Васкова и близость «заветного пня»(201), который был ориентиром для Лизы, а значит твердой землёй под ногами, разогрели душу Лизы и подняли ее настроение. Но автор решает совершить трагический поворот событий. Попытки выбраться и истошные крики о помощи оказываются тщетными. И в тот момент, когда наступило последнее мгновение в жизни Лизы, появляется солнце, как обещание счастья и символ надежды. Всем известна поговорка: надежда умирает последней. Так и случилось с Лизой. «Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила… И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для неё…»(202)

Ненужной была смерть Сони Гурвич, которая, стремясь сделать доброе дело, погибает от вражеского клинка. Студентка, готовившаяся к летней сессии, вынуждена сражаться с немецкими оккупантами. Она и ее родители были еврейской нации. В ту группу, которую набрал Васков, Соня попала потому, что знала немецкий язык. Как и Бричкина, Соня была тихоней. Ещё она любила стихи и часто их читала вслух, либо самой себе, либо своим товарищам.

Васков обронил свой памятный кисет с табаком. Соня поняла его переживания по поводу потери и решила помочь ему. Вспомнив, где она видела этот кисет, Соня побежала на его поиски. Васков шепотом приказал ей вернуться, но Соня уже не слышала его. Схвативший ее немецкий солдат вонзил ей в грудь нож. Решив сделать доброе дело своему начальнику, Соня Гурвич ушла из жизни.

Гибель Сони была первой потерей отряда. Именно поэтому все, особенно Васков, восприняли ее очень серьезно. Васков винил себя в ее смерти. Но ничего сделать уже нельзя было. Ее похоронили, а Васков снял с ее кителя петлицы. Такие же петлицы он снимет в последствие со всех кителей погибших девушек.

Следующие три персонажа можно рассмотреть одновременно. Это образы Риты Осяниной (девичья фамилия Муштакова), Жени Комельковой и Гали Четвертак. Три эти девушки всегда держались вместе. Юная Женя была невероятно хороша собой. «Хохотушка» имела тяжелую историю жизни. На ее глазах была убита вся семья, погиб любимый человек, поэтому у нее были свои личные счеты с немцами. Она вместе с Соней попали в распоряжение к Васкову несколько позже остальных, но тем не менее они сразу влились в коллектив. С Ритой у нее тоже не сразу вышла дружба, но после душевной беседы обе девушки увидели в себе хороших подруг. Женя с последними патронами стала уводить немцев от раненной подруги, дав время Васкову помочь Рите. Женя приняла героическую смерть. Она не боялась умереть. Ее последние слова означали, что убив одного солдата, пусть даже девушку, они не перебьют весь Советский Союз. Женя буквально выругалась перед смертью, выложив все то, что у нее наболело.

Невзрачную Галю они тоже приняли к себе в «компанию» не сразу. Галя показала себя как хороший человек, который не предаст и последний кусок хлеба отдаст товарищу. Сумев сохранить тайну Риты, Галя стала одной из них.

Юная Галя жила в детском доме. На фронт она попала обманом, соврав про свой возраст. Галя была очень робкой. С раннего детства лишенная материнского тепла и заботы. Она придумывала истории про свою мать, веря, что она не сирота, что мать вернется и заберет ее. Все смеялись с этих историй, а несчастная Галя старалась придумать другие истории, чтобы позабавить других.

Смерть Гали можно назвать глупой. Поддавшись испугу, она срывается с места и с криком бежит. Немецкая пуля моментально ее настигает, Галя гибнет.

Рита Осянина за свои девятнадцать лет успела побывать замужем и родить сына. Ее муж погиб в первые дни войны, но об этом она не знала и всё время его ждала. Рита сама ушла в зенитчицы, желая отомстить за мужа. Рита по ночам стала убегать в город к сыну и больной матери, возвращаясь под утро. Однажды таким же утром Рита и наткнулась на диверсантов.

Смерть Риты Осяниной психологически самый сложный момент повести. Б. Васильев очень точно передает состояние молодой двадцатилетней девушки, прекрасно осознающей, что рана ее смертельна и что, кроме мучений, её ничего не ждет. Но при этом её заботила только одна мысль: она думала о маленьком сыне, понимая, что ее робкая, болезненная мать вряд ли сможет вырастить внука. Сила Федота Васкова в том, что он умеет найти в нужный момент самые точные слова, поэтому ему можно верить. И когда он говорит: «Не тревожься, Рита, понял я все»(243), становится ясно, что он действительно никогда не бросит маленького Алика Осянина, а скорей всего усыновит его и воспитает честным человеком. Описание смерти Риты Осяниной в повести занимает всего несколько строк. Вначале тихо прозвучал выстрел. «Рита выстрелила в висок, и крови почти не было. Синие порошинки густо окаймили пулевое отверстие, и Васков почему-то особенно долго смотрел на них. Потом отнес Риту в сторону и начал рыть яму в том месте, где она до этого лежала».(243)

Трагизм и нелепость происходящего подчеркивает сказочная красота Легонтова скита, расположенного рядом с озером. И здесь, среди смерти и крови, «тишина могильная стояла, аж звон в ушах». Война - явление противоестественное. Вдвойне же страшной становится война, когда погибают женщины, потому что именно тогда, по мнению Б. Васильева, «обрываются ниточки»(214). Будущее, к счастью, оказывается не только «вечным», но и благодарным. Не случайно в эпилоге приехавший отдохнуть на Легонтово озеро студент написал в письме другу: «Здесь, оказывается, воевали, старик. Воевали, когда нас еще не было на свете... Мы разыскали могилу - она за речкой, в лесу... А зори-то здесь тихие, только сегодня разглядел. И чистые-чистые, как слезы...».(246) В повести Б. Васильева мир торжествует. Подвиг девушек не забыт, память о них будет вечным напоминанием о том, что «у войны - не женское лицо».

Б.Л. Васильев в своей повести «А зори здесь тихие…» создал образную систему персонажей. Образ главного героя старшины Васкова раскрывается при взаимодействии с героинями повести. Эти сопоставление позволяет показать внутренний мир героев.

Повесть "А зори здесь тихие", написанная Васильевым Борисом Львовичем (годы жизни - 1924-2013), появилась на свет впервые в 1969 году. Произведение, по словам самого автора, основано на реальном военном эпизоде, когда после ранения семеро солдат, служивших на железной дороге, не дали ее взорвать немецкой диверсионной группе. После сражения удалось выжить лишь одному сержанту, командиру советских бойцов. В данной статье мы проведем анализ "А зори здесь тихие", опишем краткое содержание этой повести.

Война - это слезы и горе, разрушение и ужас, безумие и истребление всего живого. Она всем принесла беду, постучавшись в каждый дом: жены потеряли мужей, матери - сыновей, дети вынуждены были остаться без отцов. Множество людей прошли через нее, испытали все эти ужасы, но им удалось выстоять и победить в тяжелейшей из всех войн, когда-либо перенесенных человечеством. Анализ "А зори здесь тихие" начнем с краткого описания событий, попутно комментируя их.

Борис Васильев в начале войны служил молодым лейтенантом. В 1941 году он ушел на фронт, еще будучи школьником, и через два года был вынужден покинуть армию в связи с тяжелой контузией. Таким образом, войну этот писатель знал не понаслышке. Поэтому его лучшие произведения - именно о ней, о том, что человеку удается остаться человеком, лишь выполнив до конца свой долг.

В произведении "А зори здесь тихие", содержание которого составляет война, она ощущается особенно остро, поскольку повернута непривычной для нас гранью. Все мы привыкли ассоциировать с ней мужчин, а здесь главные герои - девушки, женщины. Они встали против врага одни посреди земли русской: озер, болот. Противник - выносливый, сильный, беспощадный, хорошо вооруженный, многократно превосходит их по числу.

События разворачиваются в мае 1942 года. Изображается железнодорожный разъезд и его командир - Федор Евграфыч Васьков, 32-летний мужчина. Солдаты прибывают сюда, но потом начинают гулять и пить. Поэтому Васьков пишет рапорты, и в конце концов ему присылают девчат-зенитчиц под командованием Риты Осяниной, вдовы (ее муж погиб на фронте). Затем приезжает Женя Комелькова, вместо убитой немцами подносчицы. У всех пяти девушек был свой характер.

Пять разных характеров: анализ

"А зори здесь тихие" - это произведение, в котором описаны интересные женские образы. Соня, Галя, Лиза, Женя, Рита - пять разных, но в чем-то очень похожих девушек. Рита Осянина - нежная и волевая, отличается душевной красотой. Она - самая бесстрашная, мужественная, она - мать. Женя Комелькова - белокожая, рыжая, высокая, с детскими глазами, всегда смешливая, веселая, озорная до авантюризма, уставшая от боли, войны и мучительной и долгой любви к женатому и далекому человеку. Соня Гурвич - это ученица-отличница, утонченная поэтическая натура, как будто вышедшая из книги стихов Александра Блока. всегда умела ждать, она знала, что предназначена для жизни, и невозможно ее миновать. Последняя, Галя, всегда активнее жила в воображаемом мире, чем в действительном, поэтому очень боялась этого беспощадного ужасного явления, которое представляет собой война. "А зори здесь тихие" изображает эту героиню смешной, так и не повзрослевшей, неуклюжей по-детски детдомовской девочкой. Побег из детского дома, записки и мечты... о длинных платьях, сольных партиях и всеобщем поклонении. Она хотела стать новой Любовью Орловой.

Проведенный анализ "А зори здесь тихие" позволяет сказать, что никто из девушек так и не смог осуществить свои желания, потому что они не успели прожить жизнь.

Дальнейшее развитие событий

Герои "А зори здесь тихие" сражались за Родину, как никто, никогда и нигде не дрался. Они всей душой ненавидели врага. Девушки выполняли приказы всегда четко, как и следует молодым солдатам. Они испытали все: потери, переживания, слезы. Прямо на глазах этих бойцов умирали их хорошие подруги, но девушки держались. Они стояли насмерть до самого конца, никого не пропустили, и таких патриотов были сотни и тысячи. Благодаря им удалось отстоять свободу Родины.

Смерть героинь

Разная смерть была у этих девушек, как и разными были жизненные пути, по которым следовали герои "А зори здесь тихие". Рита была ранена гранатой. Она понимала, что не сможет выжить, что рана смертельна, а умирать придется мучительно и долго. Поэтому, собрав остаток сил, она выстрелила себе в висок. У Гали смерть была столь же безрассудной и болезненной, как и сама она - девушка могла бы спрятаться и сохранить себе жизнь, но не сделала этого. Остается лишь предполагать, что двигало ей тогда. Возможно, просто минутное смятение, возможно, трусость. У Сони смерть была жестока. Она даже не сумела понять, как лезвие кинжала пронзило ее жизнерадостное молодое сердце. У Жени - немного безрассудная, отчаянная. Она до самого конца верила в себя, даже когда уводила от Осяниной немцев, ни на миг не сомневалась в том, что все завершится благополучно. Поэтому даже после того, как первая пуля попала ей в бок, она лишь удивилась. Ведь так неправдоподобно, несуразно и глупо было умирать, когда тебе всего девятнадцать лет. Смерть Лизы случилась неожиданно. Это была очень глупая неожиданность - девушку затянуло в болото. Автор пишет, что до последнего мгновения героиня верила, что "завтра будет и для нее".

Старшина Васков

Старшина Васков, о котором мы уже упомянули в кратком изложении "А зори здесь тихие", остается в итоге один среди муки, беды, наедине со смертью и тремя пленными. Но теперь у него впятеро больше сил. То, что было в этом бойце человеческого, лучшего, но спрятанного глубоко в душе, раскрылось внезапно. Он перечувствовал и пережил и за себя, и за его девочек-"сестричек". Старшина сокрушается, он не понимает, почему это произошло, ведь им детей рожать надо, а не умирать.

Итак, по сюжету все девушки погибли. Что же руководило ими, когда они шли в бой, не жалея собственной жизни, отстаивая свою землю? Возможно, всего лишь долг перед Отчизной, своим народом, возможно, патриотизм? Все смешалось в этот момент.

Старшина Васков в итоге винит во всем себя, а не ненавистных ему фашистов. Как трагический реквием воспринимаются его слова о том, что он "всех пятерых положил".

Заключение

Читая произведение "А зори здесь тихие", невольно становишься наблюдателем будней зенитчиков на разбомбленном разъезде в Карелии. В основу этой повести положен эпизод, незначительный в огромных масштабах Великой Отечественной войны, но о нем рассказано так, что все ее ужасы встают перед глазами во всем своем уродливом, страшном несоответствии с сущностью человека. Оно подчеркивается и тем, что названо произведение "А зори здесь тихие", и тем, что ее герои - девушки, вынужденные участвовать в войне.