В 1940 году немцы захватили большое количество танкеток, которые долго находились в резерве, а позже применялись в качестве базы для самоходных установок и спецмашин в обороне оккупированной Франции. Часть Renault 31R задействовали в полицейских частях и охране аэродромов, а также для буксировки 37-мм противотанковых пушек. Иногда их использовали в качестве муляжа танка - чтобы обмануть вражескую разведку. Танкетка имела бронирование 9 мм. Ее приводил в действие четырехцилиндровый 35-сильный карбюраторный двигатель Renault 85. С ним танкетка грузоподъемностью 400 кг развивала максимальную скорость 30 км/ч.
Ну вот и подходит к концу наша экскурсия. Хотелось бы поблагодарить клуб Моторы Войны за предоставленную аккредитацию для создания этого репортажа. Надеемся, это не последняя выставка такого формата, когда в одном месте собирают столько редкой техники. Хотелось бы и в будущем еще не раз лицезреть множество уникальных машин военного прошлого и рассказывать вам о них в наших материалах.
Немецкие штабные офицеры в поле у самолета Fi 156 «Шторх» (Fieseler Fi 156 Storch)
Венгерские солдаты ведут допрос советского военнопленного. Человек в кепке и черном пиджаке — предположительно полицай. Слева стоит офицер вермахта
Колонна немецкой пехоты движется по улице Роттердама во время вторжения в Голландию
Военнослужащие Люфтваффе из подразделения ПВО работают со стереоскопическим дальномером Kommandogerät 36 (Kdo. Gr. 36). Дальномер использовался для управления огнем зенитных батарей оснащенных орудиями серии Flak 18.
Немецкие солдаты и мирные жители на праздновании 1-го мая в оккупированном Смоленске.
Немецкие солдаты и мирные жители на праздновании 1-го мая в оккупированном Смоленске
Немецкое штурмовое орудие StuG III Ausf. G, принадлежащее 210-й бригаде штурмовых орудий (StuG-Brig. 210) движется мимо позиций 1-й морской пехотной дивизии (1. Marine-Infanterie-Division) в районе Цедена (в настоящее время — польский городок Цедыня — Cedynia).
Немецкие танкисты за ремонтом двигателя танка Pz.Kpfw. IV с короткоствольным 75-мм орудием.
Немецкий танк Pz.Kpfw. IV Ausf. H учебной танковой дивизии (Panzer-Lehr-Division), подбитый в Нормандии. Перед танком лежит унитарный осколочно-фугасный выстрел Sprgr.34 (масса 8,71 кг, ВВ — аммотол) к 75-мм пушке KwK.40 L/48. Второй снаряд лежит на корпусе машины, перед башней.
Колонна немецкой пехоты на марше на Восточном фронте. На переднем плане солдат несет на плече 7,92 пулемет MG-34.
Офицеры люфтваффе на фоне легкового автомобиля в Никольском переулке оккупированного Смоленска.
Служащие организации Тодта демонтируют железобетонные французские оборонительные сооружения в районе Парижа.Франция 1940й год
Девочка села Белгородской области сидит с балалайкой на стволе поваленного дерева
Немецкие солдаты отдыхают возле армейского грузовика «Айнхайтсдизель» (Einheits-Diesel).
Адольф Гитлер с немецкими генералами инспектирует укрепления Западного вала (так же имеет название «Линия Зигфрида»). С картой в руке командующий пограничными войсками Вехнего Рейна генерал от инфантерии Альфред Вёгер (Alfred Wäger, 1883-1956), третий справа — начальник штаба Верховного командования вермахта генерал-полковник Вильгельм Кейтель (Wilhelm Keitel, 1882—1946). Второй справа — рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер (Heinrich Himmler, 1900—1945). На парапете в плаще стоит кинооператор.
Церковь Спаса Преображения в оккупированной Вязьме.
Пилоты 53-й истребительной эскадры люфтваффе (JG53) на аэродроме во Франции. На дальнем плане — истребители Мессершмитт Bf.109E.
Офицеры-артиллеристы Африканского корпуса вермахта, сфотографированные командующим корпусом генералом-лейтенантом Эрвином Роммелем (Erwin Eugen Johannes Rommel).
Расчет 40-мм автоматической зенитной пушки «Бофорс» шведского производства на прикрытии финского аэродрома Суулаярви.
Автотехника венгерской армии на улице Воровского в оккупированном Белгороде. Справа виден Польско-Литовский костел.
Командующий 6-й немецкой армией генерал-фельдмаршал Вальтер фон Рейхенау (Walter von Reichenau, 8.10.1884-17.01. 1942) стоит возле своего штабного автомобиля. За ним стоит командир 297-й пехотной дивизии генерал артиллерии Макс Пфеффер (Max Pfeffer, 12.06.1883-31.12.1955). Существует версия, согласно которой, со слов офицера генштаба вермахта Пауля Иордана (Paul Jordan), когда в первые месяцы войны, в ходе наступления 6-я армия столкнулась с танками Т-34, после личного осмотра одного из танков, фон Рейхенау сказал своим офицерам: «Если русские будут продолжать и дальше производить эти танки, мы не выиграем войну».
Финские солдаты сворачивают лагерь в лесу перед выходом своей группы. Регион Петсамо
Залп носовых 406-мм орудий главного калибра американского линкора «Миссури» (Missouri (BB-63) во время учебных стрельб в Атлантике..
Пилот 9-й эскадрильи 54-й истребительной эскадры (9.JG54) Вильгельм Шиллинг (Wilhelm Schilling) в кабине истребителя Мессершмитт Bf.109G-2 на аэродроме Красногвардейск.
Адольф Гитлер с гостями за столом в своем доме в Оберзальцберге. На снимке слева направо: профессор Моррель (Morrel), жена гауляйтера Форстера (Forster) и Гитлер.
Групповой портрет полицаев на фоне храма в оккупированном советском селе.
Венгерский солдат у трофейного советского тяжелого артиллерийского тягача «Ворошиловец».
Разукомплектованный советский штурмовик Ил-2 в оккупированном Острогожске Воронежской области
Загрузка боеприпасов в немецкое штурмовое орудие StuG III. На дальнем плане — бронетранспортер боеприпасов Sd.Kfz. 252 (leichte Gepanzerte Munitionskraftwagen).
Советские военнопленные ремонтируют булыжное покрытие улицы перед парадом финских войск в центре захваченного Выборга.
Два немецких солдата у установленного на станке Lafette 34 единого 7,92-мм пулемета MG-34 на позиции на Средиземноморье
Орудийные расчеты у своих 88-мм зениток FlaK 36 на немецком пароме артиллерийской поддержки «Зибель» во время плавания в Лахденпохье (Lahdenpohja).
Немецкий солдат за рытьем окопа в Белгородской области
Подбитый и сгоревший немецкий танк Pz.Kpfw. V «Пантера» в итальянской деревушке южнее Рима
Командир 6-й моторизованной пехотной бригады (Schützen-Brigade 6) генерал-майор Эрхард Раус (Erhard Raus, 1889 — 1956) с офицерами своего штаба.
Лейтенант и обер-лейтенант вермахта совещаются в степи на южном участке Восточного фронта.
Немецкие солдаты смывают зимний камуфляж с полугусеничного бронетранспортера Sd.Kfz. 251/1 Ausf.C «Ханомаг» (Hanomag) у хаты на Украине.
Офицеры люфтваффе проходят мимо автомобилей в Никольском переулке оккупированного Смоленска. На заднем плане возвышается Успенский собор.
Немецкий мотоциклист позирует с болгарскими детьми оккупированного населенного пункта.
Пулемет MG-34 и винтовка Маузер на немецких позициях близ оккупированной советской деревни в Белгородской области (на момент съемки Курская область).
Подбитый в долине реки Волтурно (Volturno) немецкий танк Pz.Kpfw. V «Пантера» с бортовым номером «202»
Могилы немецких военнослужащих на Украине.
Немецкие автомобили у Троицкого собора (Собор Троицы Живоначальной) в оккупированной Вязьме.
Колонна пленных красноармейцев в разрушенном населенном пункте в районе Белгорода.
На заднем плане видна немецкая полевая кухня. Далее САУ StuG III и автомобиль Horch 901.
Генерал-полковник Гейнц Гудериан (Heinz Guderian, 1888 — 1954) и гауптштурмюрер СС Michael Wittmann
Итальянский диктатор Бенито Муссолини и генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель на аэродроме Фельтре.
Немецкие дорожные указатели на перекрестке улиц К. Маркса и Медведовского (ныне Ленина) в оккупированном Острогожске Воронежской области
Солдат вермахта возле дорожных указателей в оккупированном Смоленске. За разрушенной постройкой видны купола Успенского собора.
Надписи на табличке в правой части снимка: Мост (направо) и Дорогобуж (налево).
Немецкий часовой и солдат (вероятно водитель) у штабного автомобиля Мерседес-Бенц 770 возле Рыночной площади оккупированного Смоленска.
На заднем плане — вид на Соборную Гору с Успенским собором.
Раненый на Восточной фронте венгерский солдат отдыхает после перевязки.
Советский партизан, казненный венгерскими оккупантами в Старом Осколе. Во время войны Старый Оскол был в составе Курской области, в настоящее время — в составе Белгородской области.
Группа советских военнопленных сидит на бревнах в перерыве во время принудительных работ на Восточном фронте
Портрет советского военнопленного в потертой шинели
Советские пленные солдаты на сборном пункте на Восточном фронте.
Советские солдаты с поднятыми руками сдаются в плен на пшеничном поле.
Немецкие солдаты в Кенигсберге рядом с авиационной пушкой MG 151/20 в пехотном варианте
Разрушенный бомбардировками исторический центр немецкого города Нюрнберг
Финский солдат, вооруженный пистолетом-пулеметом «Суоми», в бою за поселок Повенец.
Горные егеря вермахта на фоне охотничьего дома.
Фельдфебель люфтваффе возле аэродрома. Предположительно — зенитчик противовоздушной обороны.
Реактивный истребитель Мессершмитт Me-262A-1a из состава 3-й группы 2-й учебно-боевой эскадры люфтваффе (III/EJG 2).
Финские солдаты и немецкие егеря плывут на лодках по реке Лутто (Лотта, Лутто-йоки) в районе Петсамо (в настоящее время — Печенга, с 1944 года в составе Мурманской области).
Немецкие солдаты настраивают радиостанцию Torn.Fu.d2 — ранцевая УКВ радиостанция пехоты производства компании «Telefunken».
Место падения истребителя Re. 2000 Heja летчика Иштвана Хорти (István Horthy, 1904—1942, старший сын регента Венгрии Миклоша Хорти) из состава 1/1 истребительной эскадрильи венгерских ВВС. После взлета самолет потерял управление и упал в районе аэродрома у села Алексеевка Курской области (ныне Белгородская область). Пилот погиб.
Горожане на Благовещенском рынке в оккупированном немецкими войсками Харькове. На переднем плане ремесленники-сапожники за ремонтом обуви.
Финские войска на параде у памятника шведскому маршалу Торгильсу Кнутссону в захваченном Выборге
Трое морских пехотинцев 1-й дивизии кригсмарине (1. marine-infanterie-division) в окопе на плацдарме в районе Цедена (в настоящее время — польский городок Цедыня — Cedynia).
Немецкие летчики смотрят на крестьянских волов на одном из аэродромов в Болгарии. Позади виден пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju-87. Справа болгарской офицер сухопутных войск.
Техника 6-й немецкой танковой дивизии в Восточной Пруссии перед вторжением в СССР. В центре снимка — танк Pz.Kpfw.IV Ausf.D. На заднем плане виден автомобиль Adler 3 Gd. На переднем плане, параллельно танку стоит автомобиль Horch 901 Typ 40.
Офицер вермахта свистком дает команду к атаке.
Немецкий офицер на улице оккупированной Полтавы
Немецкие солдаты в ходе уличных боев. Средний танк Pzkpfw (Панцер- кампфваген) III справа
изначально вооружался 37-ми, а затем 50-мм пушкой 1/42. Однако выстрелы их оказались
не в состоянии пробить наклонную броневую защиту советского Т-34, вследствие чего
конструкторы произвели переоснащение машины 50-мм орудием КwК 39 L/60
(60 калибров против 42) с более длинным стволом, что позволило повысить
начальную скорость полета снаряда.
Немецкий штабной автомобиль с французским флагом на капоте, брошенный на побережье Франции.
Фотографии были сделаны 8 мая 1945 во время отступления 6-й пехотной дивизии вермахта в районе Нойштадт у Tafelfichte в Рудных горах (Богемия, современное Nové Město pod Smrkem, Чехословакия) и Исполиновых горах (Riesengebirge, Силезия, Чехословакия). Фото были отсняты немецким солдатом, у которого все еще была цветная пленка Agfa в его камере.
Отступающие солдаты на привале. На телеге видна эмблема 6-й пехотной дивизии.
Адольф Гитлер и немецкие офицеры выгуливают собак в ставке Растенбург (Rastenburg). Зима 1942—1943 годов.
Немецкие пикирующие бомбардировщики Юнкерс Ю-87 (Ju.87B-1) в полете над Ла-Маншем.
Советские пленные солдаты разделывают лошадь на мясо в деревне в Курской области.
Адольф Гитлер принимает парад немецких войск в Варшаве в честь победы над Польшей. На трибуне присутствуют Гитлер, генерал-полковник Вальтер фон Браухич, генерал-лейтенант Фридрих фон Кохенгаузен, генерал-полковник Герд фон Рундштедт, генерал-полковник Вильгельм Кейтель, генерал Йоханнес Бласковиц и генерал Альберт Кессельринг и другие.
На переднем плане проезжают немецкие автомашины Хорьх-830R Kfz.16/1.
Немецкие солдаты у подбитого советского танка Т-34 в поселке Верхне-Кумский
Оберфельдфебель люфтваффе дарит монетку цыганской девочке на острове Крит.
Немецкий солдат осматривает польский бомбардировщик PZL.23 Karas на аэродроме Окенце
Разрушенный мост через реку Сейм во Льгове Курской области. На заднем плане видна церковь Николая Чудотворца.
Части танковой бригады «Колль» (Panzer Brigade Koll) входят в советскую деревню под Вязьмой. Колонна состоит из танков Pz.35(t).
Немецкие солдаты разбирают письма — ищут отправления, адресованные им.
Немецкие солдаты у своего блиндажа слушают игру своего товарища на аккордеоне во время затишья в период боев в Белгородской области
Немецкие пикирующие бомбардировщики Юнкерс Ю-87 (Ju.87D) из 7-й эскадрильи 1-й эскадры пикирующих бомбардировщиков (7.StG1) перед вылетом на Восточном фронте.
Колонна немецкой техники танковой бригады «Колль» (Panzer Brigade Koll) двигается по дороге под Вязьмой. На переднем плане - командирский танк Pz.BefWg.III командира бригады полковника Рихарда Колля (Richard Koll). За танком видны санитарные автомобили Phänomen Granit 25H. По обочине дороги, навстречу колонне идет группа советских военнопленных.
Механизированная колонна 7-й немецкой танковой дивизии (7. Panzer-Division) проезжает мимо горящего на обочине советского грузовика. На переднем плане танк Pz.38(t). Навстречу колонне идут трое советских военнопленных. Район Вязьмы.
Немецкие артиллеристы ведут огонь из 210-мм тяжелой полевой гаубицы Mrs.18 (21 cm Mörser 18) по позициям советских войск.
Утечка масла из двигателя немецкого истребителя Мессершмитт Bf.110C-5 из 7-й эскадрильи 2-й учебной эскадры (7.(F)/LG 2). Снимок сделан на греческом аэродроме после возвращения 7.(F)/LG 2 из вылета на прикрытие десанта на Крит.
Генерал-фельдмаршал Эрих фон Манштейн (Erich von Manstein), командующий группой армий «Юг», и генерал танковых войск Герман Брейт (Hermann Breith), командующий 3-м танковым корпусом на совещании у карты военных действий перед операцией «Цитадель».
Подбитые советские танки в поле под Сталинградом. Аэрофотосъемка с немецкого самолета.
Польские военнопленные попавшие в плен в ходе польской кампании Вермахта.
Немецкие солдаты на сборном пункте, взятые в плен союзниками во время итальянской кампании.
Немецкий командирский танк Pz.BefWg.III из состава танковой бригады «Колль» (Panzer Brigade Koll) в деревне под Вязьмой. В люке башни танка — командир бригады полковник Рихард Колль (Richard Koll).
На выставке вооружения, военной техники и фортификационных сооружений Центрального музея Великой Отечественной войны представлена достаточно полная коллекция советской бронетанковой техники периода войны, английской и американской бронетехники, поставлявшейся в Советский Союз в 1941 - 1945 годах по ленд-лизу, а также бронетехника наших основных противников в годы войны - Германии и Японии.
В годы Второй мировой войны, бронетанковые войска, как показал опыт их боевого применения, играли решающую роль в сражениях, выполняя широкий круг задач во всех видах боя как самостоятельно, так и вместе с другими родами войск. Они росли как количественно, так и качественно, по праву став главной ударной силой армий различных государств. За шесть лет Второй мировой войны в сражениях с обеих сторон приняли участие около 350 000 бронированных боевых машин: танков, самоходных артиллерийских установок (САУ), бронеавтомобилей (БА) и бронетранспортеров (БТР).
Советская военная мысль в предвоенные годы отводила танкам важную роль. Их предусматривалось использовать во всех видах боевых действий. В составе стрелковых соединений они предназначались для прорыва тактической зоны обороны как средство непосредственной поддержки пехоты (НПП), действующие в тесном взаимодействии с другими родами войск. Большая же часть танков находилась на вооружении танковых и механизированных соединений, имевших задачу развить успех в оперативной глубине после прорыва обороны.
В ходе первых пятилеток в Советском Союзе была создана необходимая производственная база для массового выпуска танков. Уже в 1931 году заводы дали Красной армии 740 машин. Для сравнения: в 1930 году войска получили всего 170 танков, а в 1932 году – 3121 машину, в том числе 1032 легких танков Т-26, 396 легких быстроходных танков БТ-2 и 1693 танкетки Т-27. Такого количества танков в то время не строила ни одна другая страна. И этот темп практически поддерживался вплоть до начала Великой Отечественной войны.
В 1931 - 1941 годах в СССР было создано 42 образца различных типов танков, из них 20 образцов - приняты на вооружение и запущены в серийное производство: танкетки Т-27; легкие танки сопровождения пехоты Т-26; легкие колесно-гусеничные быстроходные танки механизированных соединений БТ-5/БТ-7; легкие разведывательные плавающие танки Т-37/Т-38/ Т-40; средние танки непосредственной поддержки пехоты Т-28; тяжелые танки дополнительного качественного усиления при прорыве укрепленных полос Т-35. Тогда же в Советском Союзе предпринимались попытки создать самоходные артиллерийские установки. Однако полностью отработать и запустить в серийное производство САУ тогда не удалось.
Всего же в Советском Союзе за эти десять лет было изготовлено 29 262 танка всех типов. В 1930-е годы в нашей стране при разработке легких танков предпочтение отдавалось колесно-гусеничным машинам, составлявшим тогда основу танкового парка Красной армии.
Боевые действия в ходе гражданской войны в Испании 1936 - 1939 годах показали, что танки с противопульной броней уже устарели. Советские танкисты и технические специалисты, побывавшие в Испании, пришли к выводу о необходимости довести толщину лобовой брони корпуса и башни до 60 мм. Тогда танку будут не страшны противотанковые пушки, которыми начали оснащаться сухопутные войска различных стран. Для такой сравнительно тяжелой машины, как показали испытания, оптимальным являлся чисто гусеничный движитель. Этот вывод советских конструкторов лег в основу при создании нового среднего танка Т-34, по праву завоевавшего в годы Великой Отечественной войны славу лучшего в мире танка.
На рубеже 1930-х - 1940-х годов отечественные танкостроители выработали четкое представление о перспективах развития бронетанковой техники. В Советском Союзе были предприняты различные меры для укрепления Вооруженных Сил. В результате, Красная армия получила новые средние (Т-34) и тяжелые (КВ-1 и КВ-2) танки, обладавшие противоснарядной броней, мощным вооружением и высокой подвижностью. По боевым качествам они превосходили зарубежные образцы и полностью отвечали современным требованиям.
Разработка танков, двигателей, вооружения в СССР осуществлялась конструкторскими коллективами под руководством Н.Н. Козырева (Т-27), Н.Н. Барыкова (Т-26 и Т-28), А.О. Фирсова (БТ), Н.А. Астрова (Т-37), О.М. Иванова (Т-35), М.И. Кошкина и А.А. Морозова (Т-34), Ж.Я. Котина (КВ и ИС-2), М.Ф. Балжи (ИС-3), И.Я. Трашутина и К. Челпана (дизельный двигатель В-2), В.Г. Грабина (танковые пушки, В.А. Дегтярева (танковые пулеметы), Е.И. Марона и В.А. Агнцева (танковые прицелы).
К 1941 году в СССР было организовано серийное производство танков, отвечающее всем требованиям того времени. К началу Великой Отечественной войны, а затем и в ходе войны танки выпускали около двух десятков заводов страны: Ленинградский Кировский завод, Московский завод им. С. Орджоникидзе, Харьковский паровозостроительный завод, Сталинградский тракторный завод, Горьковский завод «Красное Сормово», Челябинский Кировский завод («Танкоград»), Уральский танковый завод в г. Нижний Тагил и др.
Массовые поставки бронетанковой техники позволили приступить в середине 1930-х годов к организации в Красной армии механизированных корпусов, что на 5 - 6 лет опередило появление подобных соединений в вооруженных силах Германии и других стран. Уже в 1934 году в Красной армии был создан новый род войск - автобронетанковые войска (с декабря 1942 года - бронетанковые и механизированные войска), которые и по сей день являются главной ударной силой Сухопутных войск. Тогда же были развернуты 5-й, 7-й, 11-й и 57-й особые механизированные корпуса, преобразованные в августе 1938 года в танковые корпуса. Однако автобронетанковые войска находились в стадии реорганизации. В 1939 году эти соединения были расформированы из-за неправильной оценки боевого опыта использования танков в Испании. В мае 1940 года автобронетанковые войска Красной армии состояли из: одной танковой бригады Т-35; трех бригад Т-28; 16 танковых бригад БТ; 22 танковых бригад Т-26; трех мотоброневых бригад; двух отдельных танковых полков; одного учебного танкового полка и одного учебного батальона мотоброневых частей. Их общая численность составляла - 111 228 человек. Сухопутные войска включали также шесть моторизованных дивизий. В каждой из них был один танковый полк. Всего моторизованная дивизия имела по штату 258 легких танков.
Изучение боевого опыта использования бронетанковых и механизированных войск в ходе начавшейся Второй мировой войны позволило советским военным специалистам разработать научно обоснованную теорию боевого применения танковых и механизированных соединений и частей, как в общевойсковом бою, так и при самостоятельных действиях. Эта теория получила дальнейшее развитие в ходе Великой Отечественной войны.
Боевые действия, которые вели у р. Халхин-Гол части и соединения Красной армии наглядно доказали, что многого можно добиться активным применением мобильных танковых соединений. Мощные танковые соединения широко использовались Германией в ходе первого периода Второй мировой войны. Все это доказывало, что необходимо срочно вернуться к созданию крупных бронетанковых соединений. Поэтому, в 1940 году, в Красной армии начинается восстановление 9 механизированных корпусов, 18 танковых и 8 механизированных дивизий, а в феврале - марте 1941 года – началось формирование еще 21 механизированного корпуса. Для полного укомплектования новых мехкорпусов требовалось 16 600 танков только новых типов, а всего - около 32 000 танков.
13 июня 1941 года заместитель начальника Генерального штаба генерал-лейтенант Н.Ф. Ватутин в «Справке о развертывании Вооруженных Сил СССР на случай войны на Западе» отмечал: «Всего в СССР имеется 303 дивизии: стрелковых дивизий - 198, танковых дивизий - 61, моторизованных дивизий - 31...» Таким образом, вместо 42 прежних танковых бригад и шести моторизованных дивизий в Красной армии за неделю до начала войны насчитывалось 92-е танковые и моторизованные дивизии. Однако вследствие столь стремительной реорганизации войск полностью получили необходимое вооружение и боевую технику меньше половины формируемых корпусов. В танковых частях остро ощущалась нехватка командиров-танкистов и технических специалистов, так как пришедшие из стрелковых и кавалерийских соединений командиры не имели практического опыта по боевому использованию танковых войск и эксплуатации бронетанковой техники.
На 1 июня 1941 года танковый парк советских сухопутных войск насчитывал 23 106 танков, в том числе 18 690 боеготовых. В пяти западных приграничных округах - Ленинградском, Прибалтийском Особом, Западном Особом, Киевском Особом и Одесском - на 22 июня 1941 года находилось 12 989 танков, из них 10 746 боеготовых и 2243 требовавших ремонта. Из общего количества машин около 87% составляли легкие танки Т-26 и БТ. Относительно новыми образцами там являлись легкие Т-40 с пулеметным вооружением, средние Т-34 (1105 единиц), тяжелые КВ-1 и КВ-2 (549 единиц).
В сражениях первого периода Великой Отечественной войны с ударными группировками вермахта части Красной армии лишились большого количества своей боевой техники. Только в 1941 году, в ходе Прибалтийской оборонительной операции (22 июня - 9 июля) потеряны 2523 танка; в Белорусской (22 июня - 9 июля) - 4799 машин; на Западной Украине (22 июня - 6 июля) - 4381 танк. Восполнение потерь стало одной из основных задач советских танкостроителей.
В ходе войны относительное количество легких танков в действующей армии непрерывно сокращалось, хотя в 1941-1942 годах их выпуск в количественном отношении вырос. Это объяснялось необходимостью в сжатые сроки снабдить войска возможно большим числом боевых машин, а наладить производство легких танков было сравнительно просто.
Одновременно велась их модернизации, и в первую очередь, усиление брони.
Осенью 1941 года создается легкий танк Т-60, а в 1942 году - Т-70. Их внедрению в серийный выпуск способствовала дешевизна производства, благодаря применению автомобильных агрегатов, а также простота конструкции. Но война показала, что легкие танки недостаточно эффективны на поле боя из-за слабости вооружения и брони. Поэтому с конца 1942 года их выпуск заметно сократился, а поздней осенью 1943 года был прекращен.
Освободившиеся производственные мощности использовались для выпуска легких самоходных установок СУ-76, созданных на базе Т-70. Средние танки Т-34 с первых дней приняли участие в боевых действиях. Они имели несомненное превосходство над немецкими танками Рz. Крfw. III и Рz. Крfw. IV. Германским специалистам пришлось срочно заниматься модернизацией своих машин.
Весной 1942 года на Восточном фронте появился танк Рz. Крfw. IV модификации F2 с новой 75-мм пушкой и усиленной броней. В дуэльном поединке он выигрывал у Т-34, но уступал ему в маневренности и проходимости. В ответ советские конструкторы усилили пушку у Т-34 и толщину лобовой брони башни. К лету 1943 года немцы оснастили танковые части новыми танками и самоходными артиллерийскими установками (Рz. Крfw. V «Пантера»; Рz. Крfw.VI «Тигр»; САУ «Фердинанд» и др.) с более мощной бронезащитой, огонь из их 75- и 88-мм длинноствольных орудий поражал нашу бронетехнику с расстояния 1000 и более метров.
Новые советские танки Т-34-85 и ИС-2, вооруженные 85-мм и 122-мм пушками (соответственно), к началу 1944 года смогли восстановить преимущество советской бронетехники по бронезащите и огневой мощи. Все это вместе взятое, позволило Советскому Союзу получить безоговорочное преимущество перед Германией, как по качеству бронетанковой техники, так и по количеству выпущенных образцов.
Кроме того, начиная с 1943 года, Красная армия начала получать большое количество самоходных артиллерийских установок. Потребность в них выявилась еще в первые месяцы боевых действий, а уже летом 1941 года на московском автозаводе им. И.В. Сталина в спешном порядке на полубронированных артиллерийских тягачах Т-20 «Комсомолец» монтировалась 57-мм противотанковая пушка ЗИС-2 образца 1941 года. Эти самоходные установки получили обозначение ЗИС-30.
23 октября 1942 года ГКО постановил начать работы по созданию САУ двух типов: легких - для непосредственной огневой поддержки пехоты и средних, бронированных как средний танк Т-34 - для поддержки и сопровождения танков в бою. Танкостроители для легкой САУ, оснащенной 76-мм пушкой ЗИС-3, использовали базу танка Т-70. Эта машина была хорошо отработана и относительно проста в производстве. Учитывалось и то, что поставки легких танков на фронт постепенно сокращались. Затем появились: средняя САУ СУ-122 - гаубица калибра 122 мм на базе танка Т-34 и тяжелая СУ-152 - 152-мм пушка-гаубица на базе танка КВ-1С. В 1943 году ВГК принимает решение о передаче самоходных артиллерийских установок из ГАУ в ведение Командующего бронетанковыми и механизированными войсками. Это способствовало резкому повышению качества САУ и росту их производства. В том же, 1943 году началось формирование самоходных артиллерийских полков для танковых, механизированных и кавалерийских корпусов. В наступлении легкие САУ сопровождали пехоту, средние и тяжелые САУ вели борьбу с танками, штурмовыми орудиями, противотанковой артиллерией противника, разрушали оборонительные сооружения.
Роль САУ возросла в условиях широкого применения противником танков «Пантера» и «Тигр». Для борьбы с ними советские войска получили машины СУ-85 и СУ-100.
100-мм орудие, установленное на САУ СУ-100, превосходило 88-мм пушки немецких танков и САУ по мощности бронебойного и осколочно-фугасного снарядов, не уступая им в скорострельности. В ходе войны самоходные артиллерийские установки показали себя как высокоэффективное грозное оружие и по предложению танкистов конструкторы разработали САУ на базе тяжелых танков ИС-2, а в боекомплект тяжелых самоходных установок ИСУ-122 и ИСУ-152 поступили бронебойные снаряды, позволявшие, на заключительном этапе войны, поражать практически все типы немецких танков и САУ. Легкие САУ разрабатывались в КБ под руководством С.А. Гинзбурга (СУ-76); Л.Л. Терентьева и М.Н. Щукина (СУ-76 М); средние - в КБ под руководством Н.В. Курина, Л.И. Горлицкого, А.Н. Балашова, В.Н. Сидоренко (СУ-122, СУ-85, СУ-100); тяжелые – в КБ под руководством Ж.Я. Котина, С.Н. Махонина, Л.С. Троянова, С.П. Гуренко, Ф.Ф. Петрова (СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122).
В январе 1943 года в РККА началось формирование танковых армий однородного состава - появились 1-я и 2-я танковые армии, а к лету того же года в Красной армии имелось уже пять танковых армий, которые состояли из двух танковых и одного механизированного корпусов. Теперь бронетанковые и механизированные войска включали в себя: танковые армии, танковые и механизированные корпуса, танковые и механизированные бригады и полки.
Советская бронетанковая техника в течение войны не уступала технике вермахта, а зачастую и превосходила ее как качественно, так и количественно. Уже в 1942 году в СССР было выпущено 24 504 танка и САУ, т.е. в четыре раза больше, чем произвела в том же году промышленность Германии (5953 танка и САУ). Учитывая неудачи первого периода войны, это был настоящий подвиг советских танкостроителей.
Генерал-полковник инженерно-технической службы Ж.Я. Котин отмечал, что в этом огромную роль сыграла неоценимая черта советской школы танкостроения - максимально возможная простота конструкции, стремление к сложному только в том случае, если нельзя добиться такого же эффекта простыми средствами.
Постоянно возрастало количество советских танков, участвовавших в операциях: в Московской битве (1941 – 1942 годы) участвовало 780 танков, в Сталинградской битве (1942 – 1943 годы) - 979, в Белорусской стратегической наступательной операции (1944 год) - 5200, в Берлинской операции (1945 год) - 6250 танков и САУ. По словам начальника Генерального штаба Красной армии генерала армии А.И. Антонова, «…вторая половина войны прошла под знаком преобладания наших танков и самоходной артиллерии на полях сражений. Это позволяло нам осуществлять оперативные маневры огромного размаха, окружать крупные группировки противника, преследовать его до полного уничтожения».
Всего в 1941 - 1945 годах советская танковая промышленность дала фронту 103 170 танков и САУ (последних - 22 500, из них – средних - более 2000, а тяжелых - более 4200), Из этого количества на долю легких танков приходилось 18,8 %, средних - 70,4 % (Т-34 с 76-мм пушкой 36 331, а с пушкой 85-мм – еще 17 898 танков) и тяжелых - 10,8%.
В ходе боев около 430 000 боевых машин были возвращены в строй после ремонта в полевых или заводских условиях, то есть каждый изготовленный промышленностью танк ремонтировался и восстанавливался в среднем более четырех раз.
Наряду с массовым производством бронетанковой техники в годы Великой Отечественной войны в Красная армия получала танки и САУ, поступавшие из Великобритании, Канады и США по ленд-лизу. Перевозка бронетанковой техники осуществлялась в основном по трем маршрутам: северному - через Атлантику и Баренцево море, южному - через Индийский океан, Персидский залив и Иран, восточному - через Тихий океан. Первый транспорт с танками прибыл в СССР из Великобритании в сентябре 1941 года. А уже к началу 1942 года Красная армия получила 750 английских и 180 американских танков. Многие из них использовались в битве под Москвой зимой 1941 - 1942 года. Всего годы Великой Отечественной войны для Советского Союза, по западным источникам, было отгружено в Великобритании 3805 танков, в том числе 2394 «Валентайн», 1084 «Матильда», 301 «Черчилль», 20 «Тетрарх», 6 «Кромвелл». К ним следует добавить 25 мостовых танков «Валентайн». Канада предоставила СССР 1388 танков «Валентайн». В США на корабли были погружены по ленд-лизу 7172 танка, в том числе 1676 легких МЗА1, 7 легких М5 и М24, 1386 средних МЗАЗ, 4102 средних М4А2, один М26, а также 707 противотанковых САУ (в основном М10 и М18), 1100 зенитных САУ (М15, М16 и М 17), и 6666 бронетранспортеров. Однако не все эти машины приняли участие в боевых действиях. Так, под ударами германского флота и авиации вместе с судами арктических конвоев на морское дно были отправлены 860 американских и 615 английских танков. С достаточно высокой долей достоверности можно сказать, что в СССР за четыре года войны были доставлены 18 566 единиц бронетехники, из них:10 395 танков, 6242 БТР, 1802 САУ и 127 БРЭМ, которые использовались в частях, соединениях и учебных подразделениях Красной армии.
Советские танкисты в годы Великой Отечественной войны показали примеры эффективного использования бронетанкового оружия, хотя враг был силен и имел очень мощную боевую технику. Родина по достоинству отметила подвиг советских танкистов: в их рядах - 1150 Героев Советского Союза (в том числе 16 - дважды Героев), а более 250 000 - были награждены орденами и медалями. 1 июля 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был учрежден профессиональный праздник «День танкиста» - в ознаменование больших заслуг бронетанковых и механизированных войск в разгроме противника в годы Великой Отечественной войны, а также за заслуги танкостроителей в оснащении Вооруженных Сил страны бронетанковой техникой. Глубоко символично, что на пьедесталы памятников в честь освобождения советских городов от нацистской неволи нередко устанавливали легендарный танк Т-34, а многие из советских танков того времени – заняли свое почетное место во многих отечественных музеях.
В современном виде бронетанковые войска представляют главную ударную силу Сухопутных войск, являясь мощным средством вооруженной борьбы, предназначенным для решения наиболее важных задач в различных видах боевых действий. Значение танковых войск как одного из главных родов Сухопутных войск сохранится и в ближайшем обозримом будущем. При этом танк сохранит за собой роль ведущего универсального боевого средства Сухопутных войск. В послевоенные годы на вооружение бронетанковых войск поступили многочисленные современные образцы танков, самоходных артиллерийских установок, бронетранспортеров, боевых машин пехоты и боевых машин десанта, в которых воплотились последние достижения отечественной науки и техники.
Германская армия - наш главный противник в годы Великой Отечественной войны, имела очень мощные бронетанковые войска (панцерваффе). Версальским мирным договором 1919 года Германии было запрещено иметь танковые войска и выпускать бронированные машины. Однако в нарушение его условий уже в конце 1920-х годов немцы начали втайне вести работы в области танкостроения, а с приходом к власти Гитлера в январе 1933 года все ограничения Версальского договора были отброшены, и в Германии ускоренными темпами началось создание массовой армии. Особое место в ней предназначалось танкам.
Инициатором строительства бронетанковых сил и теоретиком их использования в войне стал генерал Г. Гудериан. Согласно его взглядам, танки должны были применяться массированно в составе крупных ударных механизированных соединений во взаимодействии с другими родами войск, в первую очередь с авиацией. Прорвав неприятельскую оборону, и, не дожидаясь пехоты, танки должны выходить на оперативный простор, громить тылы, нарушая связь и парализуя работу штабов противника. Он перечислял достоинства танков в следующем порядке: подвижность, вооружение, броня и средства связи.
Германские панцерваффе стали в годы Второй мировой войны основой «блицкрига», составляя основную ударную силу Сухопутных войск Третьего Рейха. В вермахте отказались от деления танков по предназначению - на пехотные и крейсерские. Танки, сведенные в крупные соединения, должны были выполнять при необходимости любые функции: и танков сопровождения пехоты, и танков развития успеха. Хотя полный отказ от относительно небольших танковых частей, предназначенных для тесного взаимодействия с пехотными соединениями и частями также нельзя признать удачным. В вермахте перешли (аналогично РККА) к подразделению танков на легкие, средние и тяжелые. Но если в СССР таким критерием являлась только масса танка, то в Германии танки долгое время подразделялись по классам, как по массе, так и по вооружению. Например, первоначально танк Рz. Крfw. IV рассматривался как тяжелая боевая машина, исходя из его вооружения - 75-мм пушки, - и считался таковым вплоть до лета 1943 года.
Все танки, поступавшие на вооружение вермахта, получали буквенную аббревиатуру Рz. Крfw. (сокращенное от Раnzeгkampfwagen - бронированная боевая машина) и порядковый номер. Модификации обозначались буквами латинского алфавита и аббревиатурой Аusf. – (сокр. Аusfuhrung - модель, вариант). Командирские танки обозначались Рz.Bf.Wg. (Panzerbefehlswagen). Одновременно с этим видом обозначения использовалась и сквозная система для всех подвижных средств вермахта. По сквозной системе большая часть бронетанковой техники вермахта (за некоторыми исключениями) получала обозначения Sd. Kfz. (сокр. Sonderkraftfahrzeug - машина специального назначения) и порядковый номер.
Самоходные артиллерийских установки, рассматривавшиеся как средство усиления пехоты и танков на поле боя, обозначались по-другому, поскольку на вооружении вермахта и войск СС имелось большое количество их классов и типов. Свою систему обозначения имели штурмовые орудия, свою - самоходные гаубицы, ЗСУ и противотанковые установки. При этом, в официальное обозначение практически любой САУ, как правило, включалась и информация о танковом шасси, на базе которого она создана. Как и танки, большинство самоходных артиллерийских установок имели также и сквозные индексы с порядковыми номерами в системе Sd. Kfz. Классификация самоходных артиллерийских установок вермахта различалась по нескольким основным классам: штурмовые орудия (Sturmgeschutz; StuG); штурмовые гаубицы (Sturmhaubitze; StuH); самоходные лафеты и шасси (Selbstfahrlafetten; Sf.); штурмовые пехотные орудия (Sturminfanteriengeschutz; StuIG); штурмовые танки (Sturmpanzer; StuPz.); истребители танков / самоходные противотанковые орудия (Panzerjager, Pz.Jg; Jagdpanzer Jgd.Pz); гаубичные САУ (Panzerhaubitze; Рz.Н); зенитные самоходные установки (Flakpanzer, Fl.Pz). Неупорядоченность с классификацией и обозначениями усугублялась и тем, что машины одного из типов, после модернизации и внесения изменений в их конструкцию, приобретали совершенно иные свойства, т.н. 75-мм штурмовое орудие StuG. III, которое после монтажа в нем 75-мм длинноствольной пушки, фактически превратилось в истребителя танков, но продолжало числиться как штурмовое орудие. Самоходные противотанковые установки «Мардер» также претерпели изменения в обозначении, вместо первоначального «Раk Slf» (самоходная противотанковая пушка) они стали называться «Раnzerjager» (истребитель танков).
Первым серийным немецким танком стал легкий Рz. Крfw. I, поступивший в войска в 1934 году. В следующем году появился второй легкий танк Рz. Крfw. II. Эти машины получили проверку в боевых условиях в ходе гражданской войны в Испании 1936 - 1939 годов.
Создание средних танков в Германии задерживалось ввиду неустановившихся тактико-технических требований к ним, хотя некоторые фирмы еще в 1934 году приступили к разработке опытного образца с 75-мм пушкой. Гудериан считал необходимым иметь два типа средних танков: основной (Рz. Крfw. III) с 37-мм пушкой и танк поддержки с 75-мм короткоствольным орудием (Рz. Крfw. IV). Производство танков Рz. Крfw. III и Рz. Крfw. IV началось в только 1938 году.
После захвата Чехии, в марте 1939 года, вермахт получил более 400 современных чешских танков LТ-35 (Рz. Крfw. 35(t)). Кроме того, германские танковые войска значительно усилились выпускавшимися в оккупированной Моравии, но уже по немецким заказам, танками LТ-38 (Рz.Крfw. 38(t)), которые обладали более высокими боевыми характеристиками, чем танки Рz. Крfw. I и Рz. Крfw. II.
На 1 сентября 1939 года танковый парк вермахта в боевых, учебных частях и на базах насчитывал 3195 машин. В действующей армии их было около 2800.
Потери немцев в бронетанковой технике в ходе польской кампании оказались небольшими (198 уничтоженных и 361 поврежденных) и были быстро восполнены промышленностью. По итогам сентябрьских (1939 года) боев Гудериан потребовал усилить броню и огневую мощь танков и увеличить выпуск Рz. Крfw. Ш и Рz. Крfw. IV. К началу кампании во Франции (10 мая 1940 года) 5 немецких танковых корпусов имели 2580 танков. Английские и французские танки превосходили образцы противника по бронированию и вооружению, но немецкие танковые войска имели более высокую подготовку и боевой опыт, а также лучше управлялись. Они использовались массированно, в то время как союзники вели танковые бои мелкими группами, не имея подчас тесного взаимодействия ни между собой, ни с пехотой. Победа досталась немецким ударным группировкам.
Для нападения на Советский Союз немецкое командование в составе 17 танковых дивизий сосредоточило 3582 танка и САУ. В их число входили 1698 легких танков: 180 Рz. Крfw. I; 746 Рz. Крfw. II; 149 Рz. 35(t); 623 Рz. 38(t) и 1404 средних танка: 965 Рz. Крfw. III; 439 Рz. Крfw. IV, а также 250 штурмовых орудий. В войсках насчитывалось еще 230 командирских танков, не имевших пушечного вооружения. Бои на советско-германском фронте выявили ряд технических недостатков немецких танков. Низкими оказались их проходимость и подвижность на местности. По вооружению и бронированию они значительно уступали советским Т-34 и КВ. Командованию вермахта стало ясно, что войска нуждаются в более сильных машинах. Пока шла разработка новых среднего и тяжелого танков, началось перевооружение Рz. Крfw. IV (устанавливалась длинноствольная 75-мм пушка с одновременным усилением его брони). Это временно уравняло его с советскими танками по вооружению и бронированию. Но по остальным данным Т-34 сохранил свое превосходство.
Даже в разгар Второй мировой войны немцы не сразу приступили к форсированию выпуска боевой техники, а только когда перед ними замаячил призрак поражения. В то же время, в ходе боевых действий материальная часть немецких танковых войск непрерывно совершенствовалась качественно и росла количественно. С 1943 года на полях сражений немцы стали массированно использовать средний танк Рz. Крfw. V «Пантера» и тяжелый Рz. Крfw. VI «Тигр». В этих новых танках вермахта лучше было отработано вооружение, а к их недостатком была, прежде всего, большая масса. Толстая броня не спасала машины вермахта от снарядов советских пушек, установленных на танках Т-34-85 и ИС-2 и самоходных установках СУ-100 и ИСУ-122. Чтобы получить превосходство над советским танком ИС-2, в 1944 году создается новый тяжелый танк Рz.Крfw. VI В «Королевский тигр». Это был наиболее тяжелый серийный танк Второй мировой войны. В ходе войны немецкая промышленность все в большем количестве стала производить самоходные артиллерийские установки различного назначения. По мере перехода вермахта к оборонительным действиям рос удельный вес самоходной артиллерии по сравнению с танками. В 1943 году выпуск самоходных установок превысил выпуск танков, а в последние месяцы войны превосходил его втрое. На советско-германском фронте в разное время находилось приблизительно от 65 до 80% бронетанковой техники вермахта.
Если бронетанковую технику Германии, созданную в период 1934 - 1940 годов, в основном отличали высокая надежность, простота и удобство обслуживания и эксплуатации, простота управления, то техника, созданная в годы войны, уже не могла похвастаться такими показателями. Спешка и торопливость при разработке и запуске в производство танков Рz.Крfw.V «Пантера», Рz.Крfw.VI Аusf.Е «Тигр» и Рz.Крfw.VI Аusf. В («Королевский «Тигр») негативно сказались на их надежности и эксплуатационных характеристиках, особенно танков «Пантера» и «Королевский «Тигр». Кроме того, вермахт использовал и трофейную бронетанковую технику, но в довольно ограниченном количестве. Трофейные танки, как правило, были устаревшими и не представляли большой ценности для фронта (кроме чехословацкого образца LТ-38). Вермахт применял их на второстепенных театрах военных действий, для оккупационных войск и борьбы с партизанами, а также для обучения танкистов.
Трофейная техника использовалась и для переделки под артиллерийские самоходные установки, бронетранспортеры для доставки боеприпасов и т.п. На германский вермахт работали и все заводы оккупированных немцами европейских государств. Два крупных завода Чехии «Skoda» (г. Пльзень) и SKD (г. Прага), переименованный в ВММ, производили танки и на их базе САУ собственной разработки до конца войны. Всего чешские заводы выпустили более 6 000 танков и САУ. Танкостроительные заводы Франции привлекались в основном для переделки трофейных французских танков, их ремонта или изготовления некоторых запасных частей для них же, однако ни одного нового танка или САУ там собрано не было. В Австрии, присоединенной в ходе аншлюса 1938 года к Третьему рейху, во время Второй мировой войны был создан танкосборочный завод «Niebelungwerke» (фирма Steyr-Daimler-Puch) в г. Сент-Валентин. Его продукция включалась в общую сумму производства заводов Германии. После капитуляции Италии в 1943 году ее территория частично была занята немецкими войсками. Некоторые танкостроительные заводы на севере Италии, например фирма Fiat-Ansaldo (г.Турин), продолжали выпуск танков и САУ для немецких соединений, действовавших в Италии. В 1943 - 1945 годах они выпустили более 400 машин. Всего же с сентября 1939 по март 1945 года немецкая промышленность изготовила около 46 000 танков и САУ, причем на последние приходится более 22 100 штук. Кроме этих машин, в Германии в годы Второй мировой войны также производились гусеничные, колесные и полугусеничные бронетранспортеры, бронеавтомобили, тягачи-транспортеры.
В Японию первые английские танки Мк V поступили в 1918 году, а в 1921 - танки Мк А и французские «Рено» FТ 17. В 1925 году из этих машин были сформированы две танковые роты. К собственному танкостроению японцы приступили только в 1927 году, когда были созданы несколько опытных образцов многобашенных танков массой около 20 тонн. В эти же годы закупались британские танки «Виккерс-6-тонн» и танкетка «Карден-Лойд» МкVI, французские танки «Рено» NC1 (последние состояли до 1940 года на вооружении под обозначением «Оцу»). На их базе японские фирмы начали разработку танкеток и легких танков.
В 1931-1936 годах малыми сериями изготавливался средний танк тип 89. Это обозначение боевой техники было принято в вооруженных силах исходя из японского летосчисления, согласно которому японский 2589 год соответствовал 1929 году григорианского календаря. В 1933 году руководство Японии и военное командование приняли решение о механизации японской армии и выдали соответствующие заказы промышленности. Сначала японские конструкторы отдавали предпочтение танкеткам. Первая из них - тип 92 (1932 года), затем последовали сверхмалый танк тип 94 (1934 года) и малый танк тип 97 «Те-ке» (1937 года). Всего до 1937 года было построено более 1000 танкеток. Однако дальнейшее производство этого класса машин ввиду их низких боевых качеств прекратилось, хотя именно в Японии конструкция танкетки достигла наибольшего развития.
Японская танкостроительная промышленность с середины 1930-х годов полностью переключилась на разработку легких и средних машин. В 1935 году создается наиболее массовый легкий танк «Ха-го», а в 1937 году - средний «Чи-ха». Последний, до конца Второй мировой войны, являлся основным образцом японских бронетанковых войск. В 1937 году увеличились темпы производства танков в связи с поставками для Квантунскои армии в Маньчжурии. Одновременно велась модернизация машин «Ха-го» и «Чи-ха». В середине 1930-х годов командование японской армии впервые проявило интерес к выпуску танков-амфибий, которые были необходимы для осуществления морских десантных операций в будущей войне. В это время разрабатываются образцы плавающих танков.
Японское танкостроение 1920 - 1930-х годов характеризуются тщательным изучением иностранного опыта; увлечением танкетками; сосредоточением усилий на создании легких и средних танков для вооружения Квантунской армии на территории Китая, а также, начиная с 1933 года, использованием в танках дизельных двигателей. Японские танки прошли проверку боем в ходе боевых действий в 1930 – начале 1940-х годов на Дальнем Востоке против китайских и монгольских войск, а также частей Красной армии. Полученный опыт боевого использования танков заставил японских конструкторов, в первую очередь, искать пути повышения их огневой мощи и усиления броневой защиты. Всего в 1931 - 1939 годах японская промышленность выпустила 2020 танков. Было разработано 16 образцов, в том числе 7 серийных.
С началом войны в Европе производство танков в Японии набирает темп: в 1940 году было изготовлено 1023 машины, в 1941 году - 1024. С учетом островного положения страны японское военное руководство не стремилось наращивать свои танковые и войска. В изданном в 1935 году наставлении по подготовке войск отмечалось: «Основное назначение танков - бой в тесном взаимодействии с пехотой». С тактической точки зрения танки рассматривались только как средство поддержки пехоты и сводились в мелкие подразделения. Основными их задачами считались: борьба с огневыми точками и полевой артиллерией и проделывание проходов пехоте в заграждениях. Танки могли посылаться в «ближние рейды» за передний край обороны противника на глубину не более 600 м. При этом, нарушив его систему обороны, они должны были возвращаться к своей пехоте и поддерживать ее атаку. Наиболее маневренным видом боевых действий были «глубокие рейды» вместе с кавалерией, моторизованной пехотой на автомашинах, саперами и полевой артиллерией. В обороне танки использовались для проведения частых контратак (в основном ночью) или для ведения огня из засады. Борьба с танками противника допускалась только при крайней необходимости. В ноябре 1941 года по оперативному плану ставки для захвата Филиппинских островов, Малайи, Бирмы и других территорий привлекались основные силы флота и авиации, а со стороны сухопутных войск выделялись 11 пехотных дивизий и только 9 танковых полков.
К декабрю 1941 года танковый парк японской армии насчитывал около 2000 машин: в основном легких танков «Ха-го» и танкеток, средних танков «Чи-ха» было несколько сотен. Начиная с 1940 года проводилась модернизация основных танков «Ха-го» и «Чи-ха». В результате, в заметных количествах в годы войны строились легкий танк «Ке-ну» и средний «Чи-хе». В 1942 году конструкторы создали плавающий танк «Ка-ми», который специалисты считают наилучшим образцом в истории японского танкостроения. Но и его выпуск был крайне ограничен. В том же году для борьбы с танками союзников и поддержки своих войск в японскую армию пошли в ограниченном количестве самоходные артиллерийские установки.
Японские танки имели слабое вооружение и броню, удовлетворительную подвижность, а также были недостаточно надежны и не обладали хорошими средствами наблюдения и связи. Эти машины по вооружению, по защите и прочим характеристикам отставали от образцов других воюющих стран. Поэтому, к концу войны японские наставления уже рассматривали танки как одно из наиболее эффективных противотанковых средств и нередко танки в обороне закапывались в землю. Основной чертой японского танкостроения явилось широкое применение дизельных двигателей. В ходе войны японское танкостроение испытывало постоянный недостаток сырья (стали) и квалифицированной рабочей силы. Максимального уровня производство танков в Японии достигло в 1942 году и затем стало падать. Всего японская промышленность выпустила в 1942 – 1945 годах 2377 танков и 147 САУ.
Центральный музей Великой Отечественной войны настойчиво ведет работу по выявлению и собранию материальных свидетельств героического и трагического прошлого. С каждым последующим после войны годом становится все труднее проводить работу по комплектованию своих коллекций новыми образцами бронетанковой техники. В настоящее время музей располагает танками и другими бронеобъектами отечественного производства довоенного, военного и послевоенного периодов производства. Это дает возможность раскрыть основные этапы отечественного танкостроения, показать напряженный в невероятно сложных условиях труд рабочих, инженеров, конструкторов, технологов, организаторов производства, всех тружеников тыла в достижении Победы.
Коллекция бронетанковой техники СССР, Великобритании, США, Германии и Японии создавалась сотрудниками музея начиная с 1990 года. Большую помощь в этой работе оказывали Главное автобронетанковое управление Министерства Обороны Российской Федерации, руководство Пограничных войск ФСБ России, военно-патриотические общественные объединения, поисковые группы, ветеранские организации танкистов. Музей воссоздает недостающие образцы бронетанковой техники путем строительства их макетов из сохранившихся фрагментов, найденных поисковыми объединениями. Таким способом был воссоздан макет тяжелого танка КВ-1, макеты танков Японии. Ряд экспонатов перед их размещением на выставке вооружения был восстановлен специалистами 38 Научно-исследовательского испытательного института бронетанковой техники Министерства Обороны Российской Федерации.
Когда в 1945 году Вторая мировая война подходила к концу, на вооружении союзников по антигитлеровской коалиции были громадные излишки военной техники. Ведь в одних только США за годы войны было произведено примерно 294 тысячи самолетов.
Военная техника в огромном количестве с целью экономии средств даже не транспортировалась обратно в Штаты, а была брошена или уничтожена на театрах боевых действий. К тому же, к примеру, против возвращения излишков дешевых джипов выступили автомобильные компании из-за опасений спада продаж новых автомобилей.
Неиспользованные корабли ВМФ разбирали на запчасти, затапливали, чтобы сформировать искусственные рифы, и даже использовали в качестве мишеней для ядерных испытаний в Тихом океане.
Танки переоборудовали в тракторы, самолеты разбирали на металлолом, однако до сих пор военная техника времен Второй мировой войны в больших количествах хранится законсервированной по всему юго-западу США.
1946 год. Бронетехника на площадке хранения в США.
1946 год. 18 миллионов фунтов лома латуни остается на складах армии США.
1946 год.
1946 год. Устаревшие танки М3А1 на складе армии США.
1946 год.
1946 год. Излишки мотоциклов в Англии в комплекте по пять штук готовят к продаже на металлолом.
1947 год. Тяжелые бомбардировщики ждут разборки на базе ВВС Кингман в штате Аризона.
1947 год. Двигатели из законсервированных самолетов на базе ВВС Кингман в штате Аризона.
1947 год. Самолеты превращаются в кучу металлолома на базе ВВС Кингман в штате Аризона.
1946 год. 800 военных джипов в ожидании аукциона на складе в Англии.
1946 год.
1946 год.
1949 год.
1946 год. Бывший танк пашет землю на ферме.
После окончания Первой мировой войны бывшие противники оставили друг друга в покое. Но лишь на некоторое время. Опыт войны подсказал, что многие виды вооружения находились очень далеко от совершенства. И чтобы не повторять былых ошибок, ведущие мировые государства решили уделять особое внимание развитию и умножению военной мощи.
Следует отметить, что в отгремевших сражениях очень хорошо зарекомендовали себя относительно новые виды оружия - и . Кроме того, было принято во внимание огромное значение связи. И отличительной чертой военной техники, которая имелась на вооружении различных стран мира в преддверии Второй мировой войны, была ее мобильность. Это означало, что теперь появилась возможность быстрого изменения дислокации военных расчетов для получения решающего преимущества при ведении маневренной войны.
В предвоенное время Советский Союз сделал основную ставку на мощные танковые войска. Советским инженерам удалось создать такой шедевр танкостроения, как Т-34. Кроме того, на производство поступили модели ИС-2, а также КВ-1 и КВ-2. Однако эти танки были не столь эффективными, как «тридцатьчетверка». Особое значение имела артиллерийская и авиационная поддержка бронетехники. Кроме того, поскольку основной военной силой СССР все же являлась пехота, отдельное внимание уделялось развитию ручного огнестрельного и взрывчатого оружия.
Танк "Т-34"
Основу военной силы Великобритании составлял флот. При этом подразделения стран Британского содружества имели в своем распоряжении унифицированное оружие, которое демонстрировало весьма высокую эффективность в бою. Американская военная техника была представлена в основном военно-воздушными и морскими силами. В преддверии войны США имели крупнейший в мире парк боевых самолетов - в нем находилось около 325 тыс. единиц авиатехники.
Германская армия была слишком малочисленной для ведения наступательной войны, а большая часть ее вооружения успела устареть. Но в результате стремительных и беспощадных атак немцам все же удалось захватить практически половину Европейского континента и при этом еще и вести боевые действия в Африке.
Следует отметить, что вплоть до 1942 года вермахт не располагал тяжелыми танками - боевые машины «Тигр» поступили в производство только в конце этого года, и до конца войны их было выпущено всего 1355 штук. И поскольку военная мощь Германии значительно уступала неприятельским армиям, основная ставка была сделана на маневренность.
Одним из союзников национал-социалистической Германии во Второй мировой войне была Япония. Основная военная сила Страны Восходящего Солнца приходилась на бронемашины, хотя нельзя уменьшать и значение японской авиации и пехоты. Впрочем, вследствие слишком удаленного расположения, японцам не удалось проявить себя в ходе войны, а после американской ядерной атаки им и вовсе пришлось отойти в тень.
Вторая мировая война является крупнейшим вооруженным конфликтом. Потери, которые понесли все противоборствующие стороны, не идут ни в какое сравнение с результатами войны 1914-1918 годов. Память об огромном количестве погибших, целые армии раненых и покалеченных солдат, разрушенные города, непригодные для обработки земли и прочие последствия войны еще долгое время преследовали практически весь мир. Военная же техника продолжала совершенствоваться и далее, предлагая все новые и новые способы нанесения урона вероятному противнику.