Микула Селянинович - один из самых популярных былинных героев, это не просто богатырь, а богатырь-пахарь, любимый “сырою землею”. Былина начинается с рассказа о жизни княжеского сына Вольги Святославовича.
Жил Святослав девяносто лет,
Жил Святослав да переставился.
Оставалось от него чадо милое,
Молодой Вольга Святославович.
Стал Вольга ростеть-матереть,
Похотелося Вольге да много мудростей: Щукой-рыбою ходить Вольге во синих морях,
Птицей-соколом летать Вольге под оболоки,
Волком и рыскать во чистых полях.
И вот подросший Вольга собирает “дружинушку хоробрую”:
Тридцать молодцев без единого,
Первыим городом Гурчовцом,
Другим городом Ореховцем,
Третьим городом Крестьяновцем.
Однажды молодой Вольга отправился с дружиной в свои города “за получкою”, то есть за данью. Выехав в поле, Вольга услышал, как в поле трудится пахарь (ратой):
Выехал Вольга во чисто поле,
услышал во чистом поли ратоя.
А орет в поли ратой, понукивает,
А у ратоя-то сошка поскрипывает,
Да по камешкам омешики прочиркивает.
Вольга захотел увидеть пахаря, но он еще не знал, как далеко тот находится:
Ехал Вольга он до ратоя,
День с утра ехал до вечера,
Да не мог ратоя в поле наехати…
Лишь к середине следующего дня Вольга достиг работающего в поле пахаря, который
…С края в край бороздки пометываёт,
В край он уедет - другого невидать.
То коренья-каменья вывертываёт,
Да великия он каменья вся в борозду валит.
При этом Вольга видит, что и лошадь и снаряжение у пахаря весьма скромное: “кобылка соловенька”, “сошка кленовая”.
Поприветствовав друг друга, Вольга и пахарь начинают разговор. Пахарь спрашивает:
Ай далече ль, Вольга, едешь, куда путь держишь со своею со дружинушкой хороброю?
Вольга раскрывает пахарю цель своей поездки. Узнав, в какие города направляется князь с дружиной, пахарь начинает жаловаться:
Да недавно был я в городе, третьего дни,
На своей кобылке соловою,
А привез оттуль соли я два меха,
Два меха-то соли привез по сороку пуд,
А живут мужики там разбойники,
Они просят грошев подорожныих.
А я был с шалыгой подорожною,
А платил им гроши я подорожный:
А кой стоя стоит, тот и сидя сидит,
А кой сидя сидит, тот и лежа лежит.
Вольга предлагает пахарю поехать вместе с ним “к городам за получкою”. Пахарь соглашается, но в начале пути вдруг спохватывается, что его соху, оставленную в поле, могут украсть, и обращается к Вольге с просьбой:
Ай же Вольга Святославович!
А оставил я сошку в бороздочке,
Да не гля-ради прохожаго-проезжего,
Ради мужика-деревенщины:
Они сошку с земельки повыдернут,
Из омешиков земельку повытряхнут,
Из сошки омешики повыколнут,
Мне нечем будет молодцу крестьяновати.
А пошли ты дружинушку хоробрую,
Чтобы сошку с земельки повыдернули,
Из омешиков земельку повытряхнули, Бросили бы сошку за ракитов куст.
Вольга посылает в поле нескольких “молодцев” из своей дружины, чтобы они спрятали соху - орудие труда пахаря - от других мужиков.
Едут туды два да три добрых молодца
Ко этой ко сошки кленовоей;
Они сошку за обжи кругом вертят,
А им сошки от земли поднять нельзя,
Да не могут они сошку с земельки повыдернути,
Вольга посылает в поле десятерых “молодцев”, но и те не могут справиться с “сошкой” пахаря. Тогда Вольга посылает всю свою “дружинушку хоробрую”.
Тридцать молодцов да без единаго.
А подъехали ко сошке кленовенькой,
Брали сошку за обжи, кружком вертят,
Сошки от земельки поднять нельзя,
Не могут они сошки с земельки повыдернути,
Из омешиков земельки повытряхнути,
Бросити сошки за ракитов куст.
И сказал Микула князю:
Ай же Вольга Святославгович!
То не мудрая дружинушка хоробрая твоя,
А не могут оны сошки с земельки повыдернуть,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросити сошки за ракитов куст.
Не дружинушка тут есть хоробрая,
Столько одна есть хлебоясть.
С этими словами пахарь
…Подъехал на кобылке соловенькой
А ко этой ко сошке кленовенькой,
Брал эту сошку одной ручкой,
Сошку с земельки повыдернул,
Из омешиков земельку повытряхнул,
Бросил сошку за ракитов куст.
Здесь не может не прийти мысль о лукавстве пахаря, ведь зная о своей силе, он мог не беспокоиться, что мужики украдут его соху с поля. Таким образом еще раз показывается превосходство героя былины над целой дружиной, состоящей из двадцати девяти крепких “молодцев”.
Они сели на добрых коней, поехали Да по славному раздолью чисту полю.
А у ратоя кобылка, она рысью идёт,
А Вольгин-тот конь да поскакивает;
А у ратоя кобылка грудью пошла,
Так Вольгин-тот конь оставается.
То есть, когда лошадь пахаря бежит неспешной рысцой, конь Вольги скачет во всю мощь, а если лошадь оратая начинает скакать быстрее, то Вольга и вовсе отстает.
Стал Вольга покрикивати,
Стал колпаком Вольга помахивати,
Говорил Вольга таковы слова:
Стой-ко, постой, да оратаюшко! -
Говорил Вольга таковы слова:
Ай же оратай-оратаюшко,
Эта кобылка конем бы была,
За эту кобылку пятьсот бы дали.
Однако пахарь отвечает, что если бы его лошадь была конем, то “этой бы кобылке и сметы нет”. Восхищенный всем увиденным, Вольга обращается к пахарю:
Ай же ты, оратай-оратаюшко!
Как-то тебя да именём зовут,
Как величают по отечеству? -
Говорил оратай таковы слова:
Ай же Вольга ты Святославович!
Ржи напашу, в скирды складу,
В скирды складу да домой выволочу,
Домой выволочу, дома вымолочу.
Драни надеру да то я пива наварю,
Пива наварю, мужичков напою,
Станут мужички меня покликивати:
Ай ты молодой Микулушка Селянинович!
Здесь, как и в былине “Святогор-богатырь”, имя удивительно сильного пахаря Микулы остается неизвестным до конца произведения, что еще раз подчеркивает скромность богатыря-землепашца.
(Пока оценок нет)
Микула Селянинович - один из самых любимых русских богатырей. И это неспроста: Микула олицетворяет весь русский крестьянский род.
Это богатырь-пахарь, которого вместе с семьёй очень любит Мать - Сыра Земля. С ней он тесно связан, ведь он её обрабатывает, а она его кормит.
Поэтому биться с Микулой и его родичами нельзя, они находятся под надёжной защитой сил природы.
По одной из центральных былин о нём, Микула встречается со Святогором - древнейшим богатырём, имеющим в своём облике неземные черты архаического характера. Святогор - фантастический богатырь, сила которого немеряна.
Чтобы в этом убедиться, Микула предлагает ему поднять с земли сумку. Однако Святогор не может этого сделать - как только он пытается поднять суму, он уходит ногами в землю. А сам Микула поднимает сумку одной рукой и говорит, что в ней заключена вся «тягость земная». Это может означать, что русский крестьянин способен одолеть даже природные стихии.
Похожий мотив прослеживается в былине о встрече Вольги и Микулы. Вольга - князь, владеющий тремя городами и многими деревнями. Когда герои встречаются, Микула жалуется Вольге на сборщиков податей, обирающих крестьян до нитки. Вольга наказывает сборщиков, а Микулу забирает к себе в дружину. Войско едет биться, и тут Микула вспоминает, что забыл вытащить из земли свою соху.
Микула Селянович и Вольга фото
Вольга несколько раз посылал своих могучих воинов туда, но они не могли вырвать соху. Тогда за сохой съездил сам Микула и легко выдернул её одной рукой. Микула Селянинович при всей своей связи со славянской мифологией - персонаж достаточно поздний. Его образ сформировался тогда, когда русское крестьянство уже сложилось как сословие и противопоставляло себя остальным социальным классам на Руси.
Противопоставление Вольги и Микулы - это противопоставление знатного князя, родственника Владимира, и простого мужика, причём первый оказывается посрамлён, а второй возвеличен.
Некоторые исследователи считают, что образ Микулы возник на основе самого популярного в русской культуре святого - Николая Чудотворца. Писатель П. И. Мельников-Печерский приводит в пример народные гулянья на «Николу Вешнего», то есть на весенний церковный праздник в честь святого Николая; на этом празднике народ почитает «оратая» Микулу Селяниновича, в честь которого даже варят брагу.
Скорее всего, древний прообраз Микулы имел какое-то иное имя, которое впоследствии сменилось на христианское. Некоторые учёные даже предполагают, что в имени Микулы сблизились имена Николая и Михаила. Подобное переименование древних божеств и героев - не редкость в русской и других культурах.
«Громовник» Перун почитался после крещения под именем Ильи Пророка; Сельскохозяйственных бог Велес «превратился» в святого Власия; У сербов древний богатырь Святогор «переродился» в Кралевича Марко - правителя, защитника христиан от османских завоевателей. Марко - реальный исторический деятель, однако в народном сознании его образ слился с мифологическими героями.
Можно краткое содержание "Вольга и Микула" Краткое содержание для читательского дневника былины: "Вольга и Микула"
Былина "Вольга и Микула" относится к новгородскому циклу былин. Уже первые исследователи обратили внимание на острое социальное звучание былины, где образ крестьянина-пахаря Микулы Селяниновича явно противопоставлен образу князя Вольги Святославича, племянника киевского князя Владимира. Вместе с тем были высказаны и другие предположения, по которым в былине воссозданы образы не просто крестьянина и князя, а двух языческих богов: бога земледелия - Микулы и бога охоты - Вольги. Такова трактовка известного ученого-мифолога XIX века Ореста Миллера, видевшего в Микуле Селяниновиче "покровителя земледелия на Руси". 1 Тогда же Всеволод Миллер обратил внимание на бытовые черты в былине, отражающие особенности земледельческого труда на севере:
Орет в поле ратай, понукивает,
Сошка у ратая поскрипывает,
Омешики по камешкам почеркивают,
То коренья, каменья вывертывает,
Да великие он каменья все в борозду валит.
"Это точная картина северной пахоты", - писал В.Ф. Миллер. 2
В основе сюжета былины лежит повествование о встрече князя Вольги и его дружины с пахарем-крестьянином Микулой. Открывается былина рассказом о рождении Вольги, о его возмужании:
Как стал тут Вольга растеть-матереть,
Похотелося Вольге много мудрости:
Щукой-рыбою ему ходить в глубоких морях,
Птицей-соколом ему летать под оболока,
Серым волком рыскать да по чистым полям.
Собрал себе Вольга дружинушку храбрую. Племянник киевского князя получил от Владимира в подарок три города: Гурчевец, Ореховец, Крестьяновец. Он едет за данью и в чистом поле видит пахаря Микулу, который, работая на поле, проявляет недюженную силу: "пенья-коренья вывертывает, большие камни в борозду валит". Спрашивает пахарь у князя, далеко ли он держит путь, и узнав, куда он с дружиной направляется, рассказывает ему, какие разбойные люди живут в этих городах. Вольга, видя его силу, предлагает пахарю ехать с ним "в товарищах". Пахарь соглашается, его участие в поездке необходимо - одной княжеской дружине борьба с разбоем не под силу.
Микула просит дружинников князя выдернуть из земли его соху и бросить ее под ракитовый куст. Однако оказывается, что эту работу не могут выполнить ни дружина, ни Вольга. И только богатырская сила Микулы позволяет ему играючи, одной рукой выдернуть сошку из земли.
На этом заканчиваются одни варианты былины. По другим - Вольга и Микула приезжают в города, в которых князь назначает Микулу наместником, горожане устраивают засаду Вольге, и Микула спасает ему жизнь.
Микула является народным героем. Он, как герой-богатырь, выражает лучшие качества простого человека. Былина утверждает уважение к тяжкому труду землепашца, в котором надо также проявить силу и геройство. Сила Микулы - в связи с землей, простым народом.
Для этой былины характерны свои художественные особенности. Стихия народного языка поражает. Для нее характерны повторы, эпитеты. При помощи эпитетов создается особый поэтический мир. Например, необыкновенная соха, которой пашет Микула:
Сошка у оратая кленовая, Омешики на сошке булатные, Присошечек у сошки серебряный, А рогачик-то у сошки красно золото. 3
С помощью эпитетов создается портрет героя:
А у оратая кудри качаются, Что не скатен ли жемчуг рассыпается; У оратая глаза да ясна сокола, А брови у него да черна соболя. 4
Сказители описывают одежду богатыря: сапожки из зеленого сафьяна, шляпа пуховая, кафтанчик из черного бархата.
Иносказательно раскрывает Микула свои народные корни. На вопрос Вольги: "Как тебя по имени зовут, нарекают по отечеству?" проговорил оратай-оратаюшко:
Ай же ты Вольга Святославович! Я как ржи-то напашу да во скирды сложу, Я во скирды сложу да домой выволочу, Домой выволочу да дома вымолочу, А я пива наварю да мужичков напою, А тут станут мужички меня похваливати: Молодой Микула Селянинович!" 5
Художественные средства в былине направлены на то, чтобы наиболее ярко запечатлеть персонажи и их действия, обстановку, выразить к ним отношение.
«Вольга и Микула Селянинович» – старинная русская былина, в которой знатному князю Вольге Святославовичу был противопоставлен простой пахарь - могучий богатырь Микула Селянович.
Название : Вольга и Микула Селянинович
Число страниц : 5. «Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести». Издательство «Детская литература». 1979 год
Жанр : Былина
Год написания : Впервые былина была записана в 1860 году.
Действия в былине происходили в давние времена, когда Русью правил князь Владимир, то есть, ориентировочно в XI-XII веке. Былину сочиняли на протяжении нескольких столетий, в течение которых она претерпевала изменения.
Вольга Святославович - молодой князь, справедливый, умный, добрый, настоящий богатырь.
Микула Селянович - пахарь-богатырь, трудолюбивый, могучий, справедливый.
Дружина - княжеское войско, молодые и сильные витязи, которые все вместе оказались слабее Микулы.
Вольга, сын Святослава, рос умным, хитрым, смышленым мальчиком. Уже в возрасте семи лет он умел понимать язык зверей и птиц, плавать рыбой, летать птицей и ходить зверем. Вольга вырос настоящим богатырем, смелым и решительным. Когда его дядя, князь киевский Владимир, подарил ему три города, Вольга собрал тридцать воинов, и отправился к тем городам получать дань.
Выехал отряд в поле, и тут Вольга услыхал, как пахарь на лошадку свою покрикивал, как исправно работал сохой да посвистывал. Хотел богатырь найти пахаря, да только задача эта оказалась не из простых - лишь на третий день ему удалось отыскать его. Перед глазами Вольги предстал красивый, пригожий, и невероятно сильный и могучий пахарь по имени Микула, который с легкостью выкорчевывал огромные камни и корни деревьев.
Узнав, куда богатырь держит путь, Микула предостерег его - мол, вблизи тех городов завелись лихие разбойники, которые брали дань со всех проезжающих мимо путников. Он рассказал, как был там несколько дней назад, и ушлые мужички потребовали от него деньги, но получили от Микулы такие отступные, что горько пожалели о своей наглости.
Вольга понял, что не пропадет с таким богатырем, и позвал могучего пахаря с собой. Выпряг Микула свою кобылу из сохи, и присоединился к отряду. Лишь спустя время он понял, что допустил оплошность, оставив соху посреди чистого поля - ее могли украсть сельские мужики. Микула попросил Вольгу отправить своих молодцев, чтобы те выдернули соху из земли и спрятали ее под кустом ракиты. Да только ни пять, ни десять могучих витязей не справились с этим заданием. И даже вся дружина на смогла выдернуть соху из земли. Пришлось вернуться Микуле - он одной рукой выдернул соху, забросил ее за куст, и поскакал дальше.
Как отправилась дружина в путь, Микула тотчас обогнал всех на своей кобыле. Подивился Вольга такой резвости, и сказал, что, будь это не кобыла, а конь, то стоил бы он не меньше пятисот рублей. Рассмеялся Микула, и ответил, что пятьсот рублей он заплатил, когда кобыла была жеребеночком, а будь это конь, так и цены бы ему не было. Удивился Вольга не на шутку, и поинтересовался, как же величать пахаря по батюшке. Он и ответил, что как напашет ржи, намолотит ее да доброго пива сварит и угостит мужиков, то те уважительно к нему обращаются - Микула Селянович.
В произведении красной нитью проходит мысль, что истинной солью земли является простой, работящий человек, на котором и держится государство. Крестьянский земледельческий труд должен почитаться не меньше, чем ратные подвиги. И даже простой крестьян может защитить свою землю не хуже, чем опытный и прославленный воин. Жизнь крестьянина гораздо более честная и правильная, нежели жизнь князя, который занят только поборами с зависимых людей.
Важен не социальный статус, а личные качества человека, и даже простой мужик из народа может превосходить высокородного князя.
«…Как стал тут Вольга растеть-матереть, похотелося Вольге много мудрости…»
«…Кабы этая кобыла коньком бы была, за эту кобылу цены не было бы!..»
«…Мне-ка надобна божья помочь крестьянствовати…»
«…Как орет в поле оратай, посвистывает, а бороздочки он да пометывает, а пенье-коренья вывертывает, а большие-то каменья в борозду валит…»
«…А тут станут мужички меня похваливати: “Молодой Микула Селянинович!”…»
Дружина – княжеское войско.
Оратай – пахарь.
Орать – пахать.
Сафьян – тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет.
Кафтан – верхняя, преимущественно мужская одежда.
Сляга – тонкое, долгое бревно, рычаг.
Пуд – устаревшая единица измерения массы, равная 16,38 кг.
Соха – земледельческое пахотное орудие.
Омешики – металлические наконечники сохи.
Борозда – длинное узкое углубление, след от плуга при пахоте.
Ракита – русское народное название ивы.
Средняя оценка: 4.9 . Всего получено оценок: 36.