Спряжение глаголов с безударным личным окончанием. Определение спряжения глаголов с безударным окончанием по неопределённой форме. Правописание безударных личных окончаний глаголов

    Для начала глагол ставим в неопределенной форме.

    В 1 спряжении это глаголы с окончаниями

    Остальные глаголы относятся ко 2 спряжению.

    Подробнее в табличке:

    Для начала вспомним, что такое спряжение глаголов. Это изменение по числам и лицам. Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием , понадобится перевести глагол в инфинитив (в неопределенную форму). В глаголах неопределенной формы нет окончания, есть суффикс: -ить, -еть, -ечь, -ять, -ать, -ыть, -оть, -уть. Спряжение определяем по гласной букве, стоящей перед -ть.

    К первому спряжению относятся глаголы с суффиксом —ать , —ять , —оть , —еть , —ыть , —уть .

    Например: работать, гулять, колоть, потеть, ныть, прыгнуть и т.п.

    Кроме того, к I спряжению относятся глаголы: бр ить и стел ить , зижд иться и зыб иться . Это исключение из правил.

    К второму спряжению относятся глаголы с суффиксом -ить . Например: говорить, кормить и т.п.

    Также к II спряжению относятся:

    4 глагола с суффиксом -ать (держать , гнать , дышать , слышать ).

    7 глаголов с суффиксом -еть (ненавидеть , терпеть , видеть , смотреть , зависеть , вертеть , обидеть .

    Эти глаголы исключение из правил. Их нужно запомнить.

    Дополнительно читайте Как определить спряжение глагола.

    В случае с безударным личным окончанием глагола нужно поставить глагол этот в начальную форму и посмотреть, какая гласная стоит перед ТЬ, от нее зависит тип спряжения. При этом не забываем, что есть и глаголы-исключения.

    Смотрим табличку, не буду повторяться:

    У многих глаголов как раз-то и являются безударными личные окончания. И тогда возникают сомнения, как правильно пишутся слова:

    ненавидешь или ненавидишь,

    стреляим или стреляем,

    лелеют или лелеят?

    Чтобы ориентироваться в мире глагольных форм и правильно написать их окончания, которые не под ударением слышатся неясно, определяем по форме инфинитива его спряжение. А чтобы правильно определить спряжение глагола с безударными личными окончаниями, помним, что все глаголы, заканчивающиеся на -ить, кроме брить и стелить , относятся ко второму спряжению. Сюда же добавим глаголы-исключения:

    на -ать — гнать , держать , слышать , дышать ;

    на -еть — смотреть , видеть , ненавидеть , вертеть , терпеть , зависеть и обидеть .

    Все остальные глаголы на -ать, -оть, -уть, -еть, -ять отнесем к первом спряжению.

    Обратим внимание, что в случае ударных суффиксов в инфинитиве, спряжение глагола определяем по

    ударным окончаниям, например:

    глагол лете ть визуально подходит к первому спряжению, так как заканчивается на -еть и не является глаголом-исключением. Но у него ударные личные окончания в формах лети шь, лети м. Значит, все же это глагол второго спряжения.

    Проще всего определить спряжение глагола с безударным окончанием, поставив этот глагол в форму инфинитива (эту форму, в начальной школе, часто называют неопределенной формой).

    Первым спряжением будут все слова, которые НЕ оканчиваются на ИТЬ, кроме исключений.

    А вторым спряжением будут все слова которые оканчиваются на ИТЬ, кроме тех же исключений.

    Для определения спряжения такого глагола необходимо, в первую очередь узнать начальную форму этого самого глагола. Далее, обратить внимание на гласную, которая стоит перед ть. Таким образом не сложно определить тип спряжения.

    Если личное окончание у глагола безударное, то для этого случая есть орфографическое правило. Оно утверждает, что глагол надо поставить в форму инфинитива. 7 глаголов, оканчивающиеся на — еть, 4 на — ать, все на -ить, кроме брить и стелить относятся ко 2 спряжению и имеют соответствующее окончание. Все остальные надо писать с окончаниями как у первого спряжения.

§ 1 Определение спряжения глагола с ударным окончанием

В этом уроке научимся определять спряжение глагола с ударными и безударными окончаниями.

Вспомним, что глаголы настоящего и будущего времени спрягаются, т.е. изменяются по лицам и числам, при этом происходит изменение их личных окончаний.

Различают I и II тип спряжения глаголов.

Если окончание глагола ударное, то спряжение определяют по его личному окончанию. Глаголы I спряжения имеют окончания: -у(-ю), -ешь(-ёшь), -ете(-ёте), -ем(-ём), -ут(-ют); глаголы II спряжения имеют окончания: -у(-ю), -ишь, -им, -ит, -ите, -ат(-ят).

Например:

Личное окончание этого глагола -ят, находится под ударением.

Следовательно, это глагол II спряжения.

Личное окончание глагола -ёт, находится под ударением.

Значит, это глагол I спряжения.

§ 2 Определение спряжения глагола с безударным окончанием

А как быть в том случае, когда личное окончание глагола безударное?

Спряжение глагола с безударным личным окончанием можно определить двумя способами.

Давайте рассмотрим первый способ.

Если окончание глагола безударное, глагол необходимо поставить в неопределенную форму и выделить суффикс неопределенной формы -ть-. Затем выделяем гласную перед -ть- , которая также является глагольным суффиксом.

Например:

(что делать?) заниматься (суффиксы -а-,-ть-);

(что делать?) любить (суффиксы -и-,-ть);

(что сделать?) выпрямить (суффиксы -и-,-ть-).

Если глагол в неопределенной форме имеет перед -ть- суффикс -и-, значит этот глагол относится ко II спряжению.

В остальных случаях (когда в неопределенной форме глаголы имеют суффиксы -а-, -е-, -я-, о-, -у-, -ы- и т.д. перед -ть-) глаголы относятся к I спряжению.

Например: определим спряжение глагола «радует».

Поставим ударение - ра́дует.

Ударение падает на гласную а в корне слова.

Окончание глагола безударное.

Поставим глагол «радует» в неопределенную форму: (что делать?) радовать.

Выделим суффикс глагола неопределенной формы -ть- и суффикс перед ним -а-.

Суффикс -а- указывает на то, что глагол «радует» относится к I спряжению.

Существует еще один способ определения спряжения у глаголов с безударными личными окончаниями.

Для этого необходимо поставить глагол в форму 3 л. мн. ч.

Если глагол в этой форме имеет окончания -ут(-ют), следовательно, это глагол I спряжения. Если глагол в форме 3 л. мн.ч. имеет окончания -ат(-ят) - это глагол II спряжения.

Например: определим спряжение глагола с безударным окончанием «плаваешь».

Поставим глагол в форму 3 л. мн.ч. - они (что делают?) плавают. Глагол плавают имеет окончание -ют. Следовательно, глагол плаваешь первого спряжения. Глагол строите в 3 л. мн.ч. будет иметь окончание -ят (что делают?) строят. Следовательно, глагол строите - это глагол II спряжения.

В русском языке существует ряд глаголов, чью принадлежность к тому или иному спряжению необходимо просто запомнить. К I спряжению относятся глаголы: брить, стелить, ко II спряжению: гнать, дышать, держать, слышать, вертеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть.

Особо следует выделить глаголы с приставкой вы-: выговорить, выбежать, выстричь и т.д. Эта приставка у глаголов «перетягивает» ударение на себя и окончание при этом у них становится безударным.

Чтобы определить спряжение таких глаголов, необходимо отбросить приставку и рассмотреть глагол без неё.

Например:

выговорить - говорить (глагол II спряжения), выбежать - бежать (глагол I спряжения).

В русском языке существуют также разноспрягаемые глаголы: в одних формах они имеют личные окончания глаголов I спряжения, а в других - II спряжения.

Например:

глагол «хотеть» в ед.ч. имеет окончания глаголов I спряжения - я хочу, ты хочешь, он хочет, во мн.ч. - мы хотим, вы хотите, они хотят - имеет глаголов II спряжения.

Подведём итоги урока:

Когда личное окончание глагола находится под ударением, спряжение глагола определяется по его окончанию.

В случае, когда личное окончание глагола является безударным, спряжение глагола определяют по суффиксу перед -ть в неопределенной форме глагола.

У глаголов-исключений спряжение определяется сразу.

Список использованной литературы:

  1. Справочное пособие по русскому языку. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. ЗАО «Премьера»,1999.
  2. Поурочные разработки по русскому языку. О.Н. Крылова, Л.Ю. Самсонова. Экзамен, М.: 2008.
  3. Учимся играя. В. Волина, Новая школа. М.: 1994.
  4. Учим русский с увлечением. О.Е. Жирейко, Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. « 5 за знания», М.: 2005.

Определите ударение. Укажите окончания. Назовите глаголы с безударными окончаниями.

Живёт, ездим, летит, поём, боремся, строит.

Можно ли на слух или по 3-му лицу множественного числа определить спряжение глаголов с безударным окончанием? Далеко не всегда:

Как же поступать в этих случаях?

Если у глагола безударное личное окончание, нужно:

  1. поставить глагол в неопределённой форме. Например: строим - строить;
  2. определить, какая гласная стоит перед -ть.

Ко II спряжению относятся:

  1. все глаголы на -ить (кроме брить, стелить)",
  2. 7 глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть;
  3. 4 глагола на -ать: держать, слышать, дышать, гнать. Все остальные глаголы (на -еть, -ать, -оть, -уть, -ыть и др.) относятся к I спряжению.

Образец рассуждения .

1. Ход..м - ставлю глагол в неопределённой форме: ходить . Глагол на -ить , значит, он II спряжения, нужно в окончании писать и - ходим .

2. Уви́д..шь - образую неопределённую форму: увидеть , глагол-исключение II спряжения, нужно писать и - уви́дишь .

669 . Определите спряжение глаголов, поставьте их в 1-м лице множественного числа.

Образец . Трево́житься (на -ить, II спр.) - трево́ж[им]ся.

Ходить, обидеть, доверять, полоть, терпеть, задержать, сеять, отпилить, ездить, бороться, стелить.

670 . Поставьте данные глаголы в неопределённой форме и образуйте 3-е лицо единственного и множественного числа. Учтите, что все формы глагола должны быть одного вида .

Образец . Вскочу - вскочить (на -ить, II спр.) - вско́ч[ит] - вско́ч[ат]; вскакиваю - вскакивать (на -ать, I спр.) - вска́кива[ет] - вска́кива[ют]

Обижаюсь, обижусь; объявляю, объявлю; закручиваю, закручу 2 ; отвечаю, отвечу.

671 . Образуйте глаголы с помощью приставки вы- . Обозначьте их спряжение.

Учтите, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные .

Образец . Гляди́м - выгляд[им], II спр.

Стоишь, сидит, летит, говоришь, шьёте, пьём.

672 . Определите спряжение глаголов. Для этого отбросьте приставку вы- , которая перетягивает на себя ударение. Если глагол с безударным окончанием, определяйте спряжение по неопределённой форме.

Выбь..т, выгляд..шь, выгон..т, выгор..т, выдерж..шь, выжж..т.

673 . Запишите глаголы, которые понадобятся вам для рассказа по картинкам. Обозначте спряжение глаголов.

674 . Расскажите (устно) о том, как Артём прибивал скворечник. Подумайте, как вы будете рассказывать, каким тоном - серьёзно, шутливо или насмешливо. А это зависит от вашей задачи: допустим, вы хотите развлечь, рассмешить аудиторию (может быть, вы и есть этот Артём) или хотите показать, что всё надо делать не спеша, внимательно.

675 . Подберите к данным существительным подходящие по смыслу глаголы, которые обозначают звуки, издаваемые животными. Подчеркните в глаголах чередующиеся согласные.

1. В..робьи 3 , в..рона, лягушка, волк, шмель 1 , филин.

Для справок: каркать, ухать, чирикать, выть, жужжать, квакать .

2. Гусь, кот, кузнечики, курица.

Для справок: мурлыкать, гоготать, стрекотать, кудахтать .

676 . Подберите антонимы. Определите спряжение и вид глаголов. Выделите личные окончания глаголов и приставки по образцу.

Уход..шь, откро..шь, спрашива..шь, прод..ёт, грустим, кончаются.

677 . Диктант с продолжением. Поставьте глаголы в настоящем времени, расставьте недостающие знаки препинания. Продолжите текст на тему «Мой брат (сестра, папа, мама, сосед) до ухода в школу (на работу)». Подчеркните все глаголы в тексте.

Весеннее утро. Будильник (вздрагивать) (щёлкать) слегка и (начинать) звонить. За стенами (просыпаться) другие будильники. Зовут будильники (торопить). 4 Люди (сбрасывать) одеяла (потягиваться).

Для справок: слышать, видеть, вскакивать, проветривать, стелить, умываться, плескаться, причёсываться, одевать, надевать, тренироваться, выбегать, дышать, затеять, завтракать .

678 . Спишите, выделите корни в существительных, прилагательных и глаголах. Обозначьте спряжение глаголов. Составьте 2 предложения, где подлежащим было бы слово берёза (берёзка, берёзонька) . Приготовьтесь выразительно прочитать это стихотворение.

      Всё, что в песне слав..тся,
      Всё, что сердцу помн..тся,
      Всё, что снится-вид..тся
      В стороне 3 лесной, -
      Милая красавица,
      Ласковая скромница,
      Белая берёзонька 2
      Дар..т мне весной.

(Н. Рыленков)

679 . Е или и ? Спишите тексты. Подчеркните в них глаголы.

  1. Вертушинка всё время верт..тся, как егоза, шныря..т, журчит 1 , бормоч..т, звенит и пен..тся около каждого камня или упавшего ствола б..рёзы, тихонько напева..т, разговарива..т сама с собой, пришёптыва..т и н..сёт по хрящеватому дну очень прозрачную воду.

    (К. Паустовский)

    • Тройка мчится, тройка скач..т,
      Вьётся пыль из-под копыт;
      Колокольчик 2 звонко плач..т,
      И хохоч..т, и визжит.

(П. Вяземский)

680 . Составьте 4 предложения с однородными сказуемыми, выраженными глаголами в настоящем времени. В качестве подлежащих используйте существительные гром, волна, ливень, дождь, ручей .

Образец . Дождь шлёпает по лужам, барабанит по крышам .

Для справок: гр..хотеть, л..петать, журчать, клокотать, гр..меть, хлестать, плескать, б..рабанить, стучать, шуметь, зв..неть, б..рмотать и т. п.

681 . Спишите. Подчеркните глаголы, относящиеся к словам поезд, он . Обозначьте цифрами над вставленными буквами орфограммы №2, 6, 17, 25 (см. форзацы учебника). Составьте предложения со словами, данными в рамке.

Наш дачный поезд отправляется с Рижского во..зала. Вот он в последний раз проход..т под ул..чным 3 мостом и вдруг взлета..т над дерев(?)ями и домами. Потом поезд пересека..т к..нал, мину..т аэр..дром, пронос..тся над ул..цей с грузовиками, троллейбусами, пешеходами и останавливается у пл..тформы пригородной станц.. .

682 . Рассмотрите рисунок. Расскажите, а затем напишите, чем заняты ребята. Подчеркните глаголы, обозначьте их спряжение.

683 . Понаблюдайте за движением транспорта и людей на улице. Напишите, как движутся трамваи, автобусы, грузовики, троллейбусы и т. п.; как передвигаются взрослые, спешащие на работу, малыши, группы школьников, пожилые люди и т. п. Озаглавьте свой текст, например: «На нашей улице утром», «В солнечный (дождливый) день на улице» и т. п. Используйте глаголы, передающие скорость движения и шум, возникающий от него.

Для справок: ехать, тащиться, тянуться, скакать, двигаться, мчаться, шагать, шествовать, ползти, дребезжать, шуршать, грохотать, семенить, плестись, следовать (за кем? за чем? ) и т.д.

684 . Продолжите предложения, используя глаголы (с пояснительными словами) для характеристики человека: 1) сильного, волевого; 2) робкого, неуверенного в себе.

Георгий говорит уб..ждённо, - - .

Возр..жать сп..койно, произносить твёрдо, ск..зать уверенно, невнятно проб..рмотать, настаивать, утв..рждать, тотчас согл..шаться, л..петать.

685 . Устно составьте диалог по рисунку с названием «Нарушитель». Используйте различные глаголы со значением высказывания (говорить, возмущаться, кричать , а также синонимы, помещённые в рамке).

686 . Диктант. Обозначьте спряжение глаголов.

1. Р..бота и муч..т, и корм..т, и уч..т. 4 2. Кто труд люб..т, долго спать (не)буд..т. 3. Человек от лени 3 боле..т, а от труда здорове..т. 4. Напиш..шь пером - не выруб..шь 2 т..пором. 5. Всякая р..бота мастера хвал..т.

Какое личное окончание следует писать у той или иной части речи? Этот вопрос довольно часто возникает у школьников, но только в том случае, если последний слог какого-либо слова стоит в безударном положении. Ведь именно в таких ситуациях очень сложно расслышать ту букву, которую следует писать в окончании. Особенно это касается глаголов.

Общие сведения

То или иное личное окончание глаголов зависит полностью от того, к какому спряжению относится данное слово. Умея правильно определять его, вы никогда больше не зададитесь подобным вопросом.

Личное стоящих в ударном положении

С ударными окончаниями (личными) глаголов всегда все понятно. Ведь буква, стоящая в таком положении, слышится максимально отчетливо и является проверочной. Приведем несколько примеров: следишь, кипишь, творишь и пр. Как видите, все окончания данных слов являются ударными, то есть они пишутся в точности так же, как и слышатся (произносятся).

Правописание безударных личных окончаний глаголов

В том случае, если окончания глаголов находятся в безударном положении, то определить правильное написание той или иной буквы становится проблематично. Именно поэтому требуется обратиться к соответствующему правилу. Оно гласит, что все глаголы в русском языке относятся или к первому спряжению, или ко второму.

Спряжение первое

Все глаголы в форме инфинитива, оканчивающиеся на -оть, -ать, -еть, -ять, -ыть и -уть, относятся к 1-му спряжению: таять, копать, мокнуть и пр. Личное окончание данных слов, стоящих в безударном положении, имеет букву «е».

Приведем пример: таешь, таем, мокнешь, мокнете, мокнем, мокнет, тает и пр. Однако в 3 лице мн. числа глаголы 1-го спряжения имеют следующие окончания: -ут или -ют. Например, копают, мокнут, тают и пр.

Спряжение второе

Все глаголы, стоящие в инфинитиве и оканчивающиеся на -ить следует относить ко 2-му спряжению: пилить, гордиться, молить и пр. Личные окончания данных слов, стоящих в безударном положении, имеют букву «и».

Приведем пример: пилишь, пилит, пилим, пилите, гордимся, гордишься, молите, молишь, молит и пр. Однако в 2-го спряжения имеют следующие окончания: -ат или -ят. Например: пилят, гордятся, молят и пр.

Исключения из правил

Теперь вам известно, какие гласные в личных окончаниях глаголов следует писать, если они стоят в безударном положении. Для этого требуется лишь определить спряжение, поставив данную часть речи в неопределенную форму. Однако в этом правиле есть свои исключения. Рассмотрим их более подробно:

  • Брить, стелить . что данные слова имеют на конце -ить, их все равно следует относить к 1-му спряжению, так как это исключение. Соответственно, их личные окончания будут иметь гласную букву «е» (-ют, -ут). Приведем пример: стелешь, стелете, стелем, стелют и пр.
  • Терпеть, обидеть, видеть, зависеть, смотреть, вертеть, ненавидеть, дышать, слышать, гнать, держать. Несмотря на то что данные слова имеют на конце -еть и -ать, они все равно относятся ко второму спряжению, так как это исключение. Соответственно, их личные окончания будут иметь гласную букву «и» (-ят, -ат). Приведем пример: обидишь, видишь, зависим, смотрим, вертит, ненавидит, дышит, гонят, держат и пр.

Слова-исключения следует заучить и запомнить, так как очень многие школьники делают в них ошибки.

Разноспрягаемые слова

Зная правописание безударных личных окончаний глаголов, можно довольно быстро и легко составить грамотный текст. Однако следует отметить, что в школьной программе дисциплины «Русский язык» уделяется особое внимание не только спряжениям и словам-исключениям, но и таким лексическим единицам, которые являются разноспрягаемыми. К ним относятся следующие: хотеть, бежать . Почему же они так называются? Дело в том, что в разных лицах данные слова могут иметь как окончание первого спряжения, так и второго:

  • он бежит, хочет;
  • ты бежишь, хочешь;
  • я бегу, хочу;
  • они бегут, хотят;
  • вы бежите, хотите;
  • мы бежим, хотим.

Подведем итоги

Чтобы определить то или иное правописание личных окончаний глаголов, рекомендуется следовать нижеописанной схеме:

  1. Определить, в каком положении стоит окончание глагола (в ударном или безударном). Если в ударном, то его проверять не следует. Если в безударном, необходимо продолжить анализ.
  2. Поставить глагол в инфинитив (или так называемую неопределенную форму), а затем проверить его окончание. Если слово заканчивается на -ить, то спряжение. Следовательно, необходимо писать в окончании букву «и» (в 3 лице мн. числа - -ат или -ят). В ином случае необходимо продолжить рассуждение.
  3. Требуется проверить, не входит ли данный глагол в список слов-исключений на -ать или -еть. Если входит, то он также принадлежит ко второму спряжению, то есть в окончании следует писать «и». Если не входит, то первого спряжения. В его окончании следует писать «е» (в 3 лице мн. ч. пишем -ют или -ут).

Разделы: Начальная школа

Цели:

  1. Учить учащихся определять спряжение глагола с безударным окончанием через решение проблемной ситуации на основе исследования;
  2. Развивать умение обосновывать написание окончаний глаголов;
  3. Воспитание умения прислушиваться к мнению других; самостоятельности в принятии решения.

Оборудование: сигнальные карточки «Да – Нет», рисунки с изображением Почемучки (3шт.), карточки для схемы - вывода.

Ход урока:

I.Организационный момент:

  1. Приветствие.
  2. Запись числа, классной работы.

II. Объяснение темы урока.

На этом уроке, ребята, мы научимся определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием и откроем новые знания.

III. Повторение изученного о глаголе.

Работа с сигнальными карточками. Игра «Внимание».
- Если высказывание верное, то вы показываете карточку с зелёным кругом, если оно ложное, то вы показываете карточку с красным кругом и исправляете ошибку.

  1. Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? (нет).
  2. Глаголы изменяются по временам (да).
  3. В предложении глагол чаще всего является сказуемым (да).
  4. Мягкий знак в глаголах 2 лица единственного числа обозначает мягкость предыдущего согласного (нет).
  5. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? (да).
  6. Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам (да).
  7. Изменение глаголов по лицам и числам называется склонением (нет).
  8. Глаголы имеют 3 спряжения (нет).

IV. Задания на развитие:

1. Образуйте неопределённую форму от данных глаголов. Докажите:
решит -
решает -

2. У какого из этих глаголов формы настоящего времени образуются не совсем так, как у остальных:
(А) клеветать
(Б) бормотать
(В) стрекотать
(Г) щебетать
(Д) хлопотать

V. Актуализация новых знаний.

А теперь вопрос от Почемучки. Вспомните, какие безударные окончания имеют глаголы I и II спряжения?
Запись на доске: I спр. -у, -ю, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.
II спр.-у, -ю, -ишь, - ит, -им, -ите, -ат, -ят.

Я называю окончание, а вы определяете лицо и число глагола с таким окончанием.
(-ите – 2л., мн.ч., -ет – 3л., ед.ч., -ишь – 2л., ед.ч., -ут, -ют – 3л., мн.ч., -ат, -ят – 3л., мн.ч.)

А теперь обратимся к глагольным словосочетаниям, записанным на доске. Я прочитаю, а вы скажите, что вы заметили? (Окончания безударные).

кол…те дрова

подход…шь к школе

среж…м цветы

VI . Работа над темой урока:

Как вы думаете, что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?
Это вопрос Почемучки. Сможем ли мы ответить на него? (Нет).
- Значит, какая цель нашего урока?
(Правильно писать безударные личные окончания глаголов).
- Почему это так важно? (Не зная, как правильно писать эти окончания, будем допускать ошибки).
- А как доказывать написание безударного окончания, как вы думаете? Может быть, для проверки использовать другой глагол с ударным окончанием? (Например: иду, молчу).
(Нет, так как спряжение первого глагола нам неизвестно).

Значит, главное – узнать спряжение глагола, а затем мы легко определим, какое окончание пишется в нужном лице и числе. Это и есть ответ на второй вопрос Почемучки.
- Как определить спряжение глагола с безударным окончанием? (Дети высказываются).
- Вспомните, по начальной или по косвенной форме можно было определить тип окончаний существительного?
(По начальной форме).
- Давайте и с глаголами попробуем поступить таким же образом.
- Прочитайте про себя следующие глаголы.

(На доске: светлеют , подкормят , мечтают , сия ют , полют , лечат ,посадя т , потянут , роют , строят ).

В какой форме даны эти глаголы? (3лицо, мн.ч., настоящее и будущее время,I и II спр.)
- Почему среди них нет глаголов прошедшего времени?
(Не спрягаются).
- Уточняется лексическое значение незнакомых слов.
- Поставим глаголы в их начальную форму и запишем в 2 столбика по спряжениям:

Что заметили? (Во 2 столбике глаголы в неопределённой форме имеют суффикс -и-, оканчиваются на -ить).
(Учащиеся выделяют суффиксы -и-, -ть-, подчёркивают -ить). Далее делается вывод, что в 1 столбике глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть. Суффиксы выделяют и подчёркивают.

VII. Составление схемы-вывода по теме.

Дети у магнитной доски с использованием карточек составляют схему-вывод.
Схема имеет следующий вид:

Вы, наверное, догадались с какой буквой в окончании будут спрягаться глаголы на -ить? (С буквой и).
- Почему? (Потому что они относятся ко II спряжению).
Аналогично делается вывод о том, что глаголы I спряжения спрягаются с буквой е).
Схема дополняется карточками е , и .
Вывод: по третьему вопросу Почемучки с опорой на схему-вывод.
- На следующих уроках мы будем дополнять эту схему новыми сведениями.
- А теперь давайте вернёмся к нашим примерам. Воспользуемся полученными знаниями. Объясним написание безударных окончаний глаголов.

колете дрова (колоть )

срежем цветы (срезать )

подходишь к школе (подходить )

Дети объясняют написание окончаний глаголов. Составление алгоритма рассуждения.
Алгоритм:

  1. Ставлю в начальную форму.
  2. Определяю спряжение.
  3. Пишу букву.

Физкультминутка.

А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

VIII. Закрепление изученного.

Выполнение упр. 455 (Рамзаева Т.Г. «Русский язык», 4 класс, ч.2) – проверка выполненного.

IX. Подведение итогов урока.

Что надо знать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола? (Спряжение).
- Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями? (По неопределённой форме).
- Какие глаголы неопределённой формы относятся ко II спряжению? (Оканчивающиеся на -ить).
- К I спряжению? (Все остальные).

X. Выставление оценок.