Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,
Идет война народная,
Священная война.
В. Лебедев-Кумач
В памятное тревожное утро 22 июня 1941 года, когда предутреннюю тишину советского пограничья нарушили первые залпы немецких орудий, рев танков со свастикой на броне, вой падающих бомб, наш народ встал во весь рост на защиту Отечества.
В общем строе сражающегося народа нашла свое место и многонациональная советская литература: ее прозаики, поэты, драматурги, критики. В самые трудные для народа дни войны громко звучали голоса советских
Поэтов.
Листая страницы книг, написанных в дни военных потрясений, мы словно листаем страницы памяти своего сердца. Из глубины времени перед нами воскресают события, наполненные чудовищным грохотом невиданно жестокой, разрушительной и истребительной войны, насквозь пропитанные человеческой кровью и слезами. И пусть многие поэты пали смертью храбрых на пути к солнечному Дню Победы, они и сегодня остаются с нами, потому что слово, рожденное в огне, написанное кровью сердца, бессмертно.
Неудивительно, что большинство бытовавших в окопах песен, рожденных войной, таких как “Синий платочек”, “Темная ночь”, “Бьется в тесной печурке огонь.”, “В лесу прифронтовом”, “Огонек”, были сугубо лирическими. Эти песни отогревали солдатское сердце, продрогшее на холодном ветру суровой военной жизни.
Война вошла в жизнь каждого человека, и в каждую жизнь она внесла тревоги и волнения, заботы и горести.
Время требовало от литературы строгости и точности в передаче дум и чаяний народа, в раскрытии характера человека. Стихи, созданные в те годы о войне, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний. В них порой, даже резких, даже зовущих к мщению насильникам и обидчикам, властно звучит гуманистическое начало.
Хотя во времена стародавние и бытовала истина о том, что, когда разговаривают пушки, музы молчат, живой опыт человечества начисто опроверг ее.
В войне против немецко-фашистских претендентов на господство над миром советская поэзия стояла в авангарде всех литературных жанров, заплатив за свое право разговаривать от имени воюющего народа жизнью многих поэтов.
Все виды поэтического оружия: и пламенная призывная публицистика, и задушевная лирика солдатского сердца, и едкая сатира, и большие формы лирической и лирико-эпической поэмы – нашли свое выражение в коллективном опыте военных лет.
Одними из известных поэтов того времени смело можно считать О. Берггольц, К. Симонова, Мусу Джалиля.
Ольга Федоровна Берггольц (1910-1975) родилась в Петербурге в семье врача. В 1930 году окончила филологический факультет Ленинградского университета, после чего работала журналистом. Первые свои произведения она писала для детей и юношества. Поэтическая известность О. Берггольц пришла к ней с выходом сборников “Стихотворения” (1934) и “Книга песен” (1936). В годы войны, находясь в осажденном Ленинграде, О. Берггольц создает свои лучшие поэмы, посвященные защитникам города: “Февральский дневник” и “Ленинградская поэма” (1942). Выступления Берггольц по радио, обращенные к борющимся ленинградцам, вошли позже в книгу “Говорит Ленинград” (1946).
Творчество О. Берггольц отличает глубокая лиричность, драматизм, страстная прямота (“От сердца к сердцу”), вдохновенная приподнятость.
Когда прижимались солдаты, как тени,
к земле и уже не могли оторваться –
всегда находился в такое мгновенье один безымянный,
Сумевший Подняться.
Не все имена поколенье запомнит.
Но в тот исстугшенный,
клокочущий полдень безусый мальчишка,
гвардеец и школьник, поднялся –
и цепи штурмующих поднял.
Он падал лицом к Ленинграду.
Он падал,
а город стремительно мчался навстречу.
“Памяти защитников”
Новой ступенью в творчестве О. Берггольц и в развитии жанра “лирической прозы” явилась прозаическая книга “Дневные звезды” (1956), насыщенная “правдой нашего общего бытия, прошедшего через. сердце”.
Джалиль (Джалилов) Муса Мустафович (1906-1944) был редактором журнала “Юные товарищи”, “Дети Октября”. С 1941 года служил в армии. В 1942 году, тяжело раненный в бою, был взят в плен, заключен в концлагерь и за участие в подпольной организации казнен в военной тюрьме Шпандау в Берлине.
М. Джалиль начал печататься с 1919 года. В 1925 году вышел первый сборник его стихов и поэм “Мы идем”. Его стихи полны оптимизма, веры в победу над фашизмом: “Из госпиталя” (1941), “Перед атакой” (1942).
Книга М. Джалиля “Письмо из окопа” (1944), изданная во время войны, явилась образцом лирики военных лет. Две самодельные книги, написанные в подполье, содержали более ста стихов – свидетелей борьбы, страданий и мужества поэта.
В “Моабитской тетради” воплотились героические и романтические мотивы его предшествующего творчества; оно многообразно в стилевом и жанровом отношениях, это гимн бессмертию, героизму и стойкости человека.
В годы войны К. М. Симонов (1915-1979) был корреспондентом газеты “Красная звезда”. Главная тема в его стихах первых лет войны – любовная лирика. В ней особенно ощущалась лирическая стихия – щедрое, страстное, напряженное раскрытие мира поэта. В лучших стихах цикла “С тобой и без тебя” соединились социальные, патриотические обобщения и личные чувства. Эмоциональный, исповеднический тон любовной лирики Симонова поразил читателя драматичным контрастом военного времени и открыто звучащей доверительной, личной авторской интонацией.
Над черным носом нашей субмарины
Взошла Венера – странная звезда.
От женских ласк отвыкшие мужчины,
Как женщину, мы ждем ее сюда.
На небе любят женщину от скуки
И отпускают с миром, не скорбя.
Ты упадешь ко мне в земные руки,
Я не звезда. Я удержу тебя.
В военных стихах Симонова напряженная эмоциональность соединяется с почти документальным очерком (“Седой мальчишка”, “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины.” и др.).
По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирают товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За русскую землю, где я родился.
Творчество Симонова автобиографично. Его персонажи по большей части несут в своей судьбе и своих раздумьях отпечаток судьбы и раздумий самого автора.
Сочинение
В поэзии 30-х и начала 40-х годов уже зарождалось предчувствие надвигающейся военной грозы. В Германии к власти пришел фашизм, на Европу упала зловещая тень свастики. Поэтому вся прогрессивно мыслящая интеллигенция предпринимала отчаянные попытки преградить дорогу фашизму. Поэты сражались тем оружием, которое дала им природа, - оружием слова. Стихи и песни о войне появлялись на газетных полосах вместе с первыми сообщениями о военных действиях. Война, как самое страшное испытание, обостряет человеческие чувства, обнажает душу и, таким образом, облегчает воздействие на человека словом, исполненным сочувствия, поощрения. И сила воздействия на нее поэтического слова увеличивается. Поэтому можно себе представить, как бились сердца солдат, внимавших словам Анны Ахматовой:
* Мы знаем, что ныне лежит на весах.
* И что совершается ныне.
* Час мужества пробил на наших часах,
* И мужество нас не покинет.
Любовь к родине была характернейшей чертой поэтессы. И когда пришла Вторая мировая война, А. Ахматова живо откликнулась на эту беду. В своих произведениях она воспевает мужество и героизм патриотов, описывает трудности и ужасы войны («Клятва», «Мужество», «Не с теми я, кто бросил землю…»).
* Тому, кто смело сражается за родину,
* Не страшно под пулями мертвыми лечь,
* не горько остаться без крова…
Стране грозила опасность уничтожения, рабства, поэтому воевать шли и молодые, и старики. Для тех, кто оставался в осажденных городах, было большой болью расставаться с близкими. Поэтесса обращается к таким людям, говоря, что печаль и боль надо превратить. в мужество и силу, чтобы фашизм был побежден:
* И та, что сегодня прощается с милым,
* Пусть боль свою в силу она переплавит.
Другой поэт, Константин Михайлович Симонов, видел войну своими глазами и хорошо знал, что это такое. Ему, как он писал в автобиографии, «пришлось снова надеть военную форму и не снимать ее до конца войны ». В стихотворении «Майор привез мальчишку на лафете…» описывается впечатление, которое произвел на лирического героя «седой мальчишка», у которого погибла мать:
* Ты это горе знаешь понаслышке,
* А нам оно оборвало сердца.
* Кто раз увидел этого мальчишку,
* Домой прийти не сможет до конца.
Стихотворения этих замечательных поэтов заставляют нас задуматься о том ужасе, который приносит война в жизнь человека, калечит ее и оставляет в душе кровоточащие раны.
Поэзия А. Т. Твардовского - поэзия своего времени.
Все творчество А. Т. Твардовского было неразрывно связано с жизнью своей
страны, своего народа. Страшные годы военного лихолетья, когда сам А.
Т. Твардовский был корреспондентом газеты «Красная звезда», не могли не
найти своего отражения на страницах его поэтических произведений: «22
июня 1941 года», «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась
война», «9 мая», и др. Все тяготы солдатской доли поэт прочувствовал на
себе:
Война - жесточе нету слова.
Война - печальней нету слова.
Война - святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
«Война - жесточе нету слова…» (1944)
Реализация военной темы в поэзии А. Т. Твардовского. Все стихотворения военной тематики проникнуты чувством глубокой любви к родине, к русской земле, погибнуть за свободу которой автор считает лучшей долей:
Многие стихотворения представляли собой поэтические агитационные «листовки», призывающие на борьбу с фашизмом:
Императив был оправдан и даже необходим в годы, когда решалась будущая судьба родной земли, русского народа. Жестокость становилась порождением не меньшей жестокости со стороны оккупантов.
Особенности произведений военной тематики. Многие стихотворения А. Т. Твардовского имеют сюжетную основу. Героями таких произведений становятся простые солдаты, вчерашние мальчишки, быстро взрослеющие на войне:
Такие мальчики воевали до последнего патрона, до последнего вздоха, не уступая в храбрости своим отцам и старшим братьям:
О подвигах воинов должна была знать вся страна, они должны были воодушевлять и придавать силы. Стихотворения А. Т. Твардовского достигали своей цели - поднимали боевой дух и вели защитников вперед:
Героями на войне становились, сами того не осознавая, даже дети. Об одном из таких парнишек «лет десяти-двенадцати» повествуется в стихотворении «Рассказ танкиста» (1941). В гари и копоти, в страшном месиве войны, такие ребятишки воевали наравне со взрослыми, внося свой неоценимый вклад в общее дело Победы:
Тема войны в послевоенные годы. Стихотворения военной тематики создавались поэтом и уже в мирные годы. Тема памяти не оставляла автора, как не перестают болеть уже затянувшиеся раны, в которых остаются осколки. «Для меня этот период представляется таким, о котором всю жизнь хватит думать», - писал А. Т. Твардовский. Так, стихотворение «Я убит подо Ржевом» (1945-1946-е) стало страшным обличением жестокости войны, которое произносит погибший «в безымянном болоте» солдат. У него нет и не может быть имени, т. к. его голосом, его словами к потомкам обращаются все не вернувшиеся с войны солдаты:
Я не слышал разрыва,
Для лирического героя жизнь остановилась в самый разгар боя, и он не успел узнать, чем закончилось сражение. Любовь к родине, стремление спасти свободу своей земли оказывается сильнее страха смерти:
Те, кто не дошел, кто не выжил, получают право требовать ответа у живых, что сделали они для Победы и как продолжили борьбу. Монолог мертвого становится одновременно судом над войной и наказом живыми:
В стихотворении повторяющиеся обращения к живым как бы требуют ответа, отчета совести прежде всего перед собой, как они распорядятся доставшимся богатством - жизнью. Павшие никого не обвиняют (И никто перед нами // Из живых не в долгу), но братская связь тех, кто был в одном окопе, никогда не позволит живым «спать спокойно». На них ложится ответственность за будущее страны и за сохранение памяти без вести павших, своей жизнью заплативших за свободу последующих поколений.
Кульминационным моментом становится в финале стихотворения слова погибшего солдата:
Стиль стихотворения, разговорная интонация, использование народных словечек - все подчинено одной цели: создать монолог безымянного солдата, воплотившего в своем образе всех погибших.
Тем, кто выжил в страшном пекле, кому выпало счастье вернуться домой, все оставшиеся годы ощущали чувство вины перед погибшими. Лирика Твардовского становится более глубокой, наполняется раздумьями. Возникает мотив покаяния живых перед павшими:
Своим долгом гражданина и поэта А. Т. Твардовский считал необходимость сохранить память о простых солдатах, погибших рядовых, тела которых до сих пор не преданы земле. Память о кровопролитной войне должна быть сохранена, чтобы никогда ни у кого не возникало желания, преследуя амбициозные или меркантильные цели, лишать человека бесценного сокровища - жизни.
Годы Великой Отечественной войны вызвали небы-валый всплеск поэзии гражданского, патриотического характера. Чувство Родины обострилось. Появляются про-никновенные стихи, в которых образ Родины, России наполняется исторической глубиной («Дума о России» Д. Кед-рина, «Поле русской славы» С. Васильева, «Слово о Рос-сии» М. Исаковского). Особое значение приобретает чув-ство национального самосознания (К. Симонов «Ты помнишь, Алеша…»).
Для многих поэтов годы войны явились новой стра-ницей творчества, переломным рубежом, перестроившим их стиль (Пастернак, Ахматова).
В начале войны поэзия развивалась в рамках публицистических и одических жанров, носивших призывный, агитационный ха-рактер. Особое значение в поэзии военного периода имела пес-ня. В первый же день войны появилась песня В. Лебедева-Кумача «Священная война», которая стала поэтической эмблемой Вели-кой Отечественной войны. В «Священной войне» гнев против захватчиков, ненависть к ним были выражены с такой силой, которая позже стала стержнем военной поэзии.
Призывный характер имела «Песня смелых» А. Суркова. Очень важно было дойти до души, до сердца защитника Родины. В песнях соединились интимное лирическое чувство и гражданский пафос. Самые сокровенные движения души приобретали характер типи-ческих, общих, любовь к далекой девушке, тоска по ней слива-лись с любовью к родной земле. Написанные в годы войны «В приф-ронтовом лесу», «Огонек», «Лучше нету того цвету…» М. Исаков-ского, «В землянке», «Лирическая песня» А. Суркова, «Темная ночь» В. Агатова, «Соловьи» А. Фатьянова, «Заветный камень» А. Жарова раскрывали душу народа. В песнях находили место любовь и ненависть, свободолюбие, «благородная ярость».
В начале войны в поэзии существовали две контрастные крас-ки — черная и белая, два чувства — ненависть и любовь. Посте-пенно «плакатная» поэзия обогащалась оттенками чувств, при-обретала более сложный характер. Усиливалась ее реалистичность и одновременно индивидуальная, личная интонация. Война выступала не только в своей общей, нерасчлененной сути, но и в конкретных подробностях военного быта.
Одной из самых глубоко лирических книг военного времени была «Фронтовая тетрадь» А. Суркова. Стихи, написанные во вре-мя отступлений, передают прерывистое, тяжелое дыхание боев, отхода советских войск вместе с жителями оставляемых районов:
Толпы людей без конца и числа Шли им навстречу в утренней рани. Помню: старуха козленка вела, Девочка в тонких ручонках несла Маленький кустик чахлой герани. Гнал их из города ужас ночной, Пламя ревело за их спиной.
Главная идея сборника — ненависть к захватчикам и чувство мести. Располагая стихи по циклам, Сурков неизменно откры-вает их рубрикой: «Я пою ненависть». Своеобразие лирики Сур-кова заключается в сочетании камерности голоса с высокой па-тетикой содержания, в изображении великих событий через тра-гические подробности войны.
Сурков считал себя солдатским, «окопным» поэтом, смысл творчества которого — дойти до сердца солдата, поддержать его простым задушевным словом. Поэтому он отрицал «красивую» поэзию, отвлеченную от страшных будней войны:
Привычной меркой без толку не мерьте Все, что грозой войны потрясено. Тому, кто ходит близко возле смерти, На свете видеть многое дано. … Когда снега багрились кровью ало, С души солдатской, что таить греха, Как мертвый лист по осени, опала Красивых слов сухая шелуха.
Близким по восприятию войны к Суркову был К. Симонов. Одно из первых военных стихотворений его посвящено А. Сур-кову — «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» Это ли-рическая поэма, в центре которой — образ Родины. Поэт пони-мает, что Родина — это прежде всего народ, та «седая старушка в солопчике плисовом, весь в белом, как на смерть одетый ста-рик». Родина постигается душевно, эмоционально. Симонов гор-дится тем, что он — русский,
Что русская мать нас на свет родила, Что в бой провожая нас, русская женщина По-русски три раза меня обняла.
Стихотворение построено на двух потоках — уходящая на вос-ток, отступающая армия и уплывающая из виду, остающаяся врагу родная земля.
В стихотворении «Родина» Симонов вновь обращается к теме земли, нации, народа. «Большая» Родина, вся страна отражает-ся в конкретной «малой» родине, в том кусочке земли,
…где нам посчастливилось родиться, Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли Ту горсть земли, которая годится, Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Нежное лирическое чувство любви перерастает в патетиче-ское ораторское заключение:
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы, Да, можно холодать и голодать, Идти на смерть… Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать.
Любимым лирическим стихотворением Симонова среди сол-дат стало «Жди меня», написанное как заклинание бойца своей любимой.
Во время войны очень распространенным жанром была бал-лада, которая давала возможность изображения героического поступка в развернутом виде. В основе баллады Симонова «Сын артиллериста» лежит один эпизод — героический поступок Лень-ки, вызвавшего на себя огонь батареи. Драматизм события уг-лублялся тем, что огонь корректирует отец Леньки.
Баллады, как правило, посвящались конкретным эпизодам или конкретным людям: «Баллада о трех коммунистах» Н. Тихо-нова, «Баллада о боевом знамени» И. Сельвинского, «Баллада о красноармейце Демине» А. Прокофьева. Материал с сайта
Любовью к человеку-соотечественнику, болью за трагические судьбы, изломанные жизни пронизаны стихи М. Исаковского. Поэт писал не только песенные стихи, но и глубокие психоло-гические размышления о судьбе солдата, у которого «враги со-жгли родную хату, сгубили всю его семью». Одой русской жен-щине звучат строки одноименного стихотворения. Поэт восхи-щается силой, выносливостью, мужеством женщины, которая «со своею судьбою осталась один на один». В стихотворении соз-дан образ верной, чистой подруги, жены, сестры, чьими труда-ми и молитвами поддерживался воинский дух:
Да разве об этом расскажешь, В какие ты годы жила, Такая безмерная тяжесть На женские плечи легла
Большое развитие в годы войны получила поэма, которая мог-ла вместить и эпическое, эпохальное, и личное, лирическое. Наибо-лее известными были «Сын» П. Антокольского, «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Василий Теркин» А. Твар-довского.
В период Великой Отечественной войны вся поэзия была объ-единена единым чувством — любви к Родине. Характерной осо-бенностью поэзии были сочетание драматизма и лиризма, про-стота и народность языка.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
В поэзии 30-х и начала 40-х годов уже зарождалось предчувствие надвигающейся военной грозы. В Германии к власти пришел фашизм, на Европу упала зловещая тень свастики. Поэтому вся прогрессивно мыслящая интеллигенция предпринимала отчаянные попытки преградить дорогу фашизму. Поэты сражались тем оружием, которое дала им природа, - оружием слова. Стихи и песни о войне появлялись на газетных полосах вместе с первыми сообщениями о военных действиях. Война, как самое страшное испытание, обостряет человеческие чувства, обнажает душу и, таким образом, облегчает воздействие на человека словом, исполненным сочувствия, поощрения. И сила воздействия на нее поэтического слова увеличивается. Поэтому можно себе представить, как бились сердца солдат, внимавших словам Анны Ахматовой:
* Мы знаем, что ныне лежит на весах.
* И что совершается ныне.
* Час мужества пробил на наших часах,
* И мужество нас не покинет.
Любовь к родине была характернейшей чертой поэтессы. И когда пришла Вторая мировая война, А. Ахматова живо откликнулась на эту беду. В своих произведениях она воспевает мужество и героизм патриотов, описывает трудности и ужасы войны («Клятва», «Мужество», «Не с теми я, кто бросил землю…»).
* Тому, кто смело сражается за родину,
* Не страшно под пулями мертвыми лечь,
* не горько остаться без крова…
Стране грозила опасность уничтожения, рабства, поэтому воевать шли и молодые, и старики. Для тех, кто оставался в осажденных городах, было большой болью расставаться с близкими. Поэтесса обращается к таким людям, говоря, что печаль и боль надо превратить. в мужество и силу, чтобы фашизм был побежден:
* И та, что сегодня прощается с милым,
* Пусть боль свою в силу она переплавит.
Другой поэт, Константин Михайлович Симонов, видел войну своими глазами и хорошо знал, что это такое. Ему, как он писал в автобиографии, «пришлось снова надеть военную форму и не снимать ее до конца войны ». В стихотворении «Майор привез мальчишку на лафете…» описывается впечатление, которое произвел на лирического героя «седой мальчишка», у которого погибла мать:
* Ты это горе знаешь понаслышке,
* А нам оно оборвало сердца.
* Кто раз увидел этого мальчишку,
* Домой прийти не сможет до конца.
Стихотворения этих замечательных поэтов заставляют нас задуматься о том ужасе, который приносит война в жизнь человека, калечит ее и оставляет в душе кровоточащие раны.