Подробный анализ стихотворения "дума" лермонтова. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дума» (восприятие, толкование, оценка) Средства художественной выразительности

Тридцатые годы 19 века - время решения сложных социальных и философских проблем, время глубоких раздумий над смыслом жизни, над местом человека в мире и обществе. Поэзия Лермонтова стала художественным отражением этих раздумий.

Название "Дума" знаменательно. Слово ассоциируется с "Думами" Рылеева. Но это скорее связь по контрасту. "Думы" Рылеева были посвящены выдающимся людям, их героическим делам. В "Думе" Лермонтова, написанной в 1838 году, - рассказ о жалкой участи их потомков.

Как же оценивает Лермонтов людей своего поколения? О начале их пути сказано так:

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом…

Настоящее рисуется при помощи следующей картины:

Так тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришелец осиротелый,

И час их красоты - его паденья час!

А будущее таково:

… Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши (проверить слово!) ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Жизненный путь этих людей - "ровный путь без цели". Но беда это, исторически обусловленная, или вина не вовремя родившегося поколения?

В "Думе" Лермонтов выступает как строгий Судья. Прежде всего он обвиняет мыслящих современников в бездействии, в пассивности, в том, что они "вянут без борьбы", не пытаются изменить свою судьбу. Духовный мир рисуется при помощи контрастных сопоставлений: "к добру и злу постыдно равнодушны"; "и ненавидим мы, и любим мы случайно"; "ни злобе, ни любви" - "ничем не жертвуя". Лермонтов показывает духовную смерть поколения. Читатель постепенно входит в мир "обесцененных ценностей"; "богатство ошибками" - не богатство, а бедность; бесполезный клад - не клад; чужой праздник - не праздник; бесполезные науки - не науки; томительная жизнь - не жизнь.

Оценка Лермонтовым своих современников сурова, но она продиктована его общественными взглядами. Для него, который еще юношей заявлял: "Так жизнь скучна, когда боренья нет", особенно неприемлемо безучастное отношение к царящему в жизни злу.

В стихотворении раскрываются сложные связи поэта с его поколением. В самом начале Лермонтов говорит: "Печально я гляжу на наше поколенье…". Так можно сказать, смотря со стороны, извне. Но в дальнейшем он объединяет себя со своими современниками: "Богаты мы…"; "…мы вянем без борьбы…". Эти самообвинения свидетельствуют о высокой ответственности поэта перед настоящим и будущим его отечества и придает стихотворению особую пронзительность, горечь.

Выразительные, беспощадные эпитеты подбирает Лермонтов, чтобы убедительнее звучала тема стихотворения - характеристика современников ("постыдно равнодушны", "презренные рабы", "позорно малодушны").

Но многое из самообвинения никак нельзя отнести к автору стихотворения "Смерть Поэта", поплатившемуся ссылкой за свое свободомыслие.

Думается, что нельзя распространять горькие обвинения на таких современников Лермонтова, как Белинский и Герцен. Правда, очень мало было людей, не смирившихся после поражения декабристов ("отцов"). Опровергает самообвинения и та активная позиция, которую Лермонтов занял в стихотворении. Благодаря поэтическому дару, Михаил Юрьевич предоставил современникам возможность честно посмотреть на себя, оценить себя как людей, от которых зависит будущее, предупредил, что равнодушное поколение заслужит лишь презрение потомков.

Таким образом, если тема "Думы" - характеристика поколения 30-х годов 19 века, то идея - призыв к действию, и призыв этот дан негативно, через отрицание пассивности.

У Лермонтова много стихотворений - "двойников". Неоднократное обращение к определенной теме говорит о напряженном поиске ответов на сложные и важные вопросы. Тема "Думы" звучит уже в стихотворении "Монолог", написанном в 1829 году:

"Мы дети севера, как здешние растенья.

Цветем недолго, быстро увядаем…"

Продолжение темы "Думы" и более глубокое ее осмысление, несомненно, представлено в романе "Герой нашего времени".

Но вспомним, что герой ранних стихотворений - борец за свободу, человек великих страстей и исканий.

Появление Лермонтова некоторые исследователи ознаменовывают как старт новой страницы в истории русской литературы. Его перу принадлежат многие выдающиеся произведения. Творение уже зрелого Лермонтова «Дума» представляет собой некий итог имеющемуся душевному опыту автора. Само произведение при глубоком рассмотрении позволяет продемонстрировать размышления известного лирика о настоящем и будущем своей страны. Анализ стихотворения Лермонтова «Дума» помогает обнаружить общественно-духовный кризис так называемого «последекабрьского поколения» и поставить точку в социальных и нравственных исканиях поэта.

История создания

Время появления интересующего нас произведения принято относить к одному из самых мрачных в истории России. Стихотворение «Дума» увидело свет в 1838 году, во время прохождения Лермонтовым службы на Кавказе. Поэту выпала возможность долгого общения с одним из декабристов. Поражаясь железной воле, крепкому стержню и уверенным стремлениям, которыми обладают люди, принявшие решение совершить государственный переворот, Лермонтов сопоставил их с представителями, входившими в круг его общения до сих пор. Контраст получился необычайно ярким. Разница, складывающаяся непосредственно между современниками Лермонтова и молодым поколением декабристов, а также анализ возникших противоречий, натолкнули поэта на создание «Думы».

Это стихотворение можно отнести к гражданской и философской лирике Лермонтова .

Структура стихотворения

Если обратиться к логической структуре произведения, необходимо отметить, что связь между строфами несколько ослаблена. Сохраняется взаимозависимость компонентов за счет единства настроения и темы. Каждое четверостишие содержит в себе законченное предложение. В основе образования строф лежит довольно сложная конструкция, в которой помимо шестистопного ямба имеются четырехстопные или пятистопные, начинающие или замыкающие строфу. Благодаря шестистопному ямбу стих обладает некой неторопливостью, замедленностью, что характерно скорее для лирического раздумья.

Главная тема «Думы» Лермонтова представляет собой своего рода направленность сатиры лирика на всю дворянскую интеллигенцию того времени. Автор пытается охарактеризовать поколение, представителем которого невольно является он сам. Посвященное общественному поведению человека, стихотворение представляет собой своего рода крик измученной души человека. Выполняя анализ «Думы» Лермонтова, нужно отметить, что композиционное построение произведения выполнено в соответствии с замыслом автора. В первом четверостишии содержится простое высказывание – суждение о молодежи 30-х годов. Эта часть является чем-то вроде пролога ко всему произведению. Следующие восемь четверостиший эту мысль развивают и доказывают. Поэту досадно при мысли о том, что многие из его современников живут «ошибками отцов».

Он убежден, что свободу надо отстаивать, бороться за нее, а не опускать руки.

«К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы,
Перед опасностью позорно – малодушны
И перед властию – презренные рабы.»

Что касается жанра, то необходимо отметить, что в произведении присутствуют элементы сатиры и элегии. Но выделить из этого что-то одно не получается. В начале стихотворения можно проследить ораторские приемы, которыми пользуется автор. Но постепенно этот тон сменяется на более спокойный, романтичный, полный грусти.

В центре всего повествования поэтом ставится проблема безысходности, возникшая в результате бездействия его современников. Лирический герой – изрядно уставший и безмерно одинокий человек. И это несмотря на то, что он окружен людьми со всех сторон. Создавая стихотворение «Дума», он не стремится к цели бороться с тем непониманием, которое скопилось вокруг. Лучшим вариантом он считает пережить все внутри, в себе. Героя не заботит физическая смерть. Гораздо большее беспокойство вызывает смерть духовная, смерть чувств, эмоций.

«В конце стихотворения романтика сменяется реквиемом:
Толпой угрюмою и скоро позабытой,
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.»

Средства художественной выразительности

Придать лирическому творению необходимую эмоциональность помогают содержательные эпитеты: «презренные рабы», «наукою бесплодной», «пришлец осиротелый». Аналогичной цели придерживается и двойное сравнение: «И пусть уж нас томит, как ровный путь, без цели, Как пир на празднике чужом». Романтические метафоры усиливают образность стихотворения: «В начале поприща мы вянем без борьбы», «Тощий плод», «Чаша наслаждения». Нашлось применение и гиперболе «Богаты мы, едва из колыбели». Кроме того, Лермонтов широко использует лексику «высокого» стиля «Презренные», «Грядущее», «Под бременем» и т.п.
На протяжении всего стихотворения Лермонтов использует глаголы разных времен.

Значение стихотворения «Дума» в творчестве поэта

Непростое положение, сложившееся в николаевской России, Лермонтов воспринял как личное горе и очень переживал по этому поводу. Потрясенные мрачным тоном стихотворения «Дума» современники смогли увидеть в нем «черную сторону нашего века». Они просто не могли не признать заключенной в нем правды и не ощутить всю безысходность и отчаяние, навалившиеся на поколение 30-х годов.
Глубоко эмоциональное с сильным содержанием творение Лермонтова, можно считать определяющим для всего его творчества.

Описание истории создания, анализ структуры и содержания стихотворения пригодится учащимся 9 классов при написании сочинения на тему «Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»».

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию - презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты - его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства -
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»

В творчестве Михаила Лермонтова достаточно много социально значимых произведений, в которых автор дает оценку обществу и проводит анализ, направленный на то, чтобы понять – что именно ожидает людей в будущем. Этот вопрос являлся для Лермонтова своеобразным краеугольным камнем, и попытки найти на него ответ нашли свое отражение не только в прозе, но и в поэзии. Одним из таких произведений является стихотворение «Дума», написанное в 1838 году, которое представляет собой смесь элегии и сатиры . Первое свойство выражается в форме самого произведения, его размере и объеме. Второе – в содержании, так как автор не только дает оценку своему поколению, но и критикует его с присущей для себя язвительностью.

Первые строчки стихотворения свидетельствуют о том, что Лермонтов довольно скептически воспринимает действующий общественно-социальный строй, который не оставляет людям права выбора. Поэтому их «грядущее – иль пусто, иль темно». Поэт объясняет подобную точку зрения тем, что у представителей его поколения отсутствуют цели и стремления, поэтому их ждет весьма незавидная участь – «в бездействии состариться», так и не сумев применить академические знания, полученные в процессе учебы.

Лермонтов подчеркивает, что его ровесники с рождения отягощены «ошибками отцов и поздним их умом», поэтому жизнь воспринимают с постыдным равнодушием . В этой фразе кроется намек на восстание декабристов, которое отбило охоту у их потомков искушать судьбу и пытаться что-либо изменить. В итоге представители нового поколения «иссушили ум наукою бесплодной», боясь признаться не только окружающим, но и сами себе в желании совершать благородные поступки. Более того, им вообще не свойственно пылкое проявление чувств. Вне зависимости, касается это ненависти или же любви. Автор подчеркивает, что все происходящее в жизни его современников является мимолетным, случайным. Они не в состоянии насладиться радостью бытия в полную силу, равно как и не могут допустить мысли о том, что их предки могли позволить себе такую роскошь.

По мнению поэта, его поколение двойственно по своей сути, так как в их душе «какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови». В итоге даже самые лучшие из современников не в состоянии реализовать свои таланты, так как не видят в этом необходимости . Точнее, не могут понять, ради чего они должны тратить свои силы и пытаться кому-то что-то доказать, если заведомо известно, что им не суждено быть услышанными. Поэтому, как отмечает автор, «к гробу мы спешим без счастья и без славы, глядя насмешливо назад». То есть, отказываясь от своего прошлого, считая его глупым и никчемным, но, в то же время, абсолютно ничего не сделав для будущего.

Вопросы духовного наследия, которое достанется последующим поколениям, являлись для Лермонтова-поэта достаточно болезненными и злободневными. Именно поэтому свое творчество он считал несовершенным и лишенным права на вечность, которым, по его мнению, обладали произведения Пушкина. Поэтому в стихотворении «Дума», пытаясь заглянуть в будущее, поэт предрекает, что «прах наш, с строгостью судьи и гражданина, потомок оскорбит презрительным стихом». Однако это пророчество оказалось ошибочным, так как сегодня творчество Лермонтова является неотъемлемой частью классической русской литературы. Однако такой чести удостоились лишь немногие поэты первой половины 19 века, которые не были «перед опасностью позорно-малодушны, и перед властию - презренные рабы», считая своим гражданским долгом открывать людям глаза на правду, какой бы горькой она ни была.

«Дума» — стихотворение, в котором проблема поколений, проблема человека в идеологическом контексте конкретной исторической эпохи стала одной из центральных. Однако у Лермонтова человек и время предстают не как введение новой темы. Они неразрывно связаны с проблематикой ранней лирики.

Проводя анализ стихотворения «Дума» Лермонтова, мы сразу замечаем отличие этого произведения от более ранних; в нем передан другой тип сознания, следовательно, мы вправе говорить и о новом герое. Сознанию лирического героя Лермонтова, охватывающему и осмысляющему добро и зло как предельные проявления жизни, тяготеющему к действию, борьбе, противопоставлено иное отношение к жизни:

В начале поприща мы вязнем без борьбы...

Предметом анализа и самоанализа теперь становится именно этот тип личности, прежде не останавливавший на себе внимания поэта. В «Думе» аналитическому осмыслению подвергнуто сознание, которое пребывает в сугубо земной плоскости, не помышляет о небе, не ищет «чудесного», сознание, в значительной степени обусловленное социально-историческими условиями.

В «Думе» с первой строки Лермонтов заявляет, что главное в его произведении не индивидуум, а люди определенной эпохи — его современники.

«Печально я гляжу на наше поколенье!» — первая строчка стихотворения. «Я» по-прежнему на первом плане; мнение, оценка лирического героя первостепенна и подается как бесспорная; и все же словосочетание «наше поколенье» свидетельствует, что герой действительно ощутил себя его органической частицей. А далее «я» практически уходит из текста, оно заменено другим местоимением — «мы». Оказывается, что в тот момент, когда человек выходит за пределы собственного «я», начинает осознавать вне его находящуюся жизнь, ему приоткрывается, становясь предметом диалектического анализа, и его собственная духовная жизнь. Лишь ощутив себя внутри своего времени, перенеся центр внимания с «я» на «мы», можно в полной мере осмыслить трагическую природу человеческого бытия. Совмещение философского и исторического взглядов дает особое зрение. Взгляд на природу человеческой личности с учетом исторического момента, особенностей социального бытия позволяет разглядеть двойственную природу философских категорий, оспорить те ценности, которые казались незыблемыми и достаточно долго таковыми оставались.

Дума лирического героя охватывает все аспекты жизни и сознания: прошлое — настоящее — будущее (исторический опыт «отцов» и настоящее «детей»), природу познания и действия, праздник жизни и бессилие перед ней, науку и «создания искусства», любовь и ненависть. Все эти ключевые для жизни понятия поэт подвергает своеобразному как историческому, так и духовно-нравственному испытанию. Создается впечатление, что все аспекты жизни этого испытания не выдержали. Беспощадно обнаженные пустота грядущего, бремя познания, бесплодность науки, тайный холод души рождают чувство богооставленности, бессмысленности жизненного бытия.

Лермонтов оспорил и ценности, которые на самом деле были спасительны для эпохи 1830-х годов. В пору политической реакции, несвободы слова именно «духовная жажда», философские занятия, самоуглубление помогли поддержать активность духовной жизни. «Величайшее заблуждение,— полагал П. Я. Чаадаев, — видеть в свободе необходимое условие для развития умов». Декабрист Г. С. Батеньков, проведший в одиночном заключении 20 лет, был убежден: «Дух человеческий подобен воздуху — чем более он утесняется, тем сильнее». «Можно избавиться от людей,— говорил другой декабрист, А. В. Поджио,— но не от идей». В ту эпоху рождалось немало глубоких, философски насыщенных идей. «Познание и сомнение» — доминанты духовной жизни 1830-х годов; они поддерживали внутреннюю жизнь, сохраняли человеческую индивидуальность. Лермонтовский герой, знающий и жажду действия, и демонический скепсис, в безграничной преданности своего поколения мысли, сомнению усмотрел немалую опасность для человеческой личности: это возможность утраты действенной жизни, то есть жизни как таковой, и опасность потери морального критерия.

...Под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно

(поколение.— Е.А.).

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны,

И перед властию — презренные рабы.

Не состоя в философских кружках второй половины 30-х годов (они были характерным явлением той поры), Лермонтов угадал двойственность отвлеченного знания. Излишнее самоуглубление и самообнажение души грозили замкнутостью, гипертрофией «я», равнодушием к жизни и, следовательно, бесплодностью интеллектуальных усилий.

Лермонтов отмечает в своем поколении возросшую до невыносимости противоречивость внутренней жизни. В груди — не более чем «остаток чувства», но он «жадно» бережется, а вместе с тем осознается как «бесполезный клад». «Огонь» и «холод тайный» сошлись в одной груди. «Лед и пламень» героев пушкинского романа совместились в душе лермонтовского современника. Он сознает двойственность этих состояний, но и не может, и не хочет пожертвовать ни тем ни другим. Напряжение духовной жизни не только обернулось разладом сознания, но и позволило понять его неодолимость, неразделенность с душой. Лермонтовское поколение духовная жажда лишила праздника жизни, но она исключила и духовное насыщение. В этот момент герой «Думы» сознает, что избранность, прежде казавшаяся бесспорной, — лишь иллюзия. «Я» — внутри мира, оно впитало в себя духовную изнеженность времени и (как следствие) подчинилось историческому моменту («Перед опасностью позорно малодушны И перед властию презренные рабы»). Оказывается, избранность и духовная гордость не предопределяют подлинной свободы и духовной независимости: исторического испытания гордый дух не выдержал. Лермонтов не только уловил односторонность исторически определенных форм духовного сознания, но разглядел опасность односторонности, нецельности в самой природе рефлективности: гипертрофия духовного оборачивается аморальностью мышления.

Тезис о бесплодности целого поколения в «Думе» развернут, поддержан множеством фактов и пояснений. Лирический герой раннего Лермонтова, который прежде мог сказать: «Я — или Бог — или никто»,— теперь признает себя не только частью поколения, бесплодно проживающего жизнь, но и «толпы, угрюмой и скоро позабытой». Можно сказать, что «демон», «зла избранник» не выдержал давления исторического времени. Но стихотворение «Дума» Лермонтова, анализ которого нас интересует, обнаруживает и иные потенциальные смыслы.

От строфы к строфе движется, углубляясь, аналитическая мысль, порожденная земною духовною жаждой. Напряженность исканий, степень самоосмысления личности столь велики, беспощадность самооценки так беспредельна, что все это приходит в противоречие с логическим выводом стихотворения о бесплодности жизни героя и поколения. Неосуществленность, бесплодность жизни трагически осознается самим поколением, но подобный духовный опыт не может быть бесплодным для жизни в целом; само напряжение аналитической мысли становится животворным; нет сомнения, что оно будет востребовано и оценено последующими поколениями. На этом завершим анализ стихотворения «Дума» Лермонтова.

«Дума» Лермонтова была написана в 1838 году, в то время когда писатель возвратился из ссылки. Стихотворение написано в поэтической форме, широко используемой в то время поэтами-декабристами. По жанру произведение, так же как и «Смерть поэта», принадлежит к элегии-сатире. Михаил Юрьевич в «Думе» упрекает свое поколение в малодушии, бездействии и равнодушии. Молодые люди осуждают ошибки поколения «отцов», но сами не делают ничего, отказываясь от борьбы и не принимая участия в общественной жизни.

Главная тема стихотворения

«Дума» Лермонтова свою сатиру направляет не на придворное общество, на которое раньше был зол поэт, а на всю дворянскую интеллигенцию 30-х годов XIX века. Писатель дает характеристику всему поколению, к которому принадлежит сам, не зря он использует местоимение «мы». Михаил Юрьевич и себя упрекает в бездействии, приравнивает к беспомощным и жалким людям, ничего не сделавшим для потомков. Поколение 1810-1820-х годов было совершенно другим, из него выросли свободолюбивые декабристы, пусть они ошиблись и жестоко за это поплатились, но они хотя бы попытались изменить страну к лучшему.

Поэт искренне сожалеет, что не родился на несколько десятилетий раньше, ведь его современники скучны и бесполезны для общества. Они не интересуются искусством или поэзией, не разговаривают о добре и зле, всеми силами пытаются сохранять нейтралитет и не провоцировать гнев власти, отошли от общественной жизни, заняв себя «бесплодной наукой», а ведь совершенно не этого хотел Лермонтов. «Дума», тема которой раскрывает характер всего поколения 1830-х годов, посвящена общественному поведению человека, она является криком измученной души поэта.

Созерцание прошлого, настоящего и будущего

«Дума» Лермонтова ясно показывает, как писатель относится к поколению «отцов», современникам и потомкам. Михаил Юрьевич восхищается смелостью и отвагой декабристов, пусть они ошиблись, но их героические подвиги оставили свой след в истории страны, всколыхнули общественность, положили начало народному протесту против тирании власть имущих. В то же время современники Лермонтова ни в чем не ошибаются, но они ничего и не делают. Душа поэта рвется в бой, он желает что-то изменить, выразить свой протест, но не видит единомышленников, а в одиночку бороться бессмысленно. «Дума» Лермонтова является сожалением о бездарно прожитом времени.

Гражданский суд над современниками

Чтобы сделать стихотворение более ярким и доступнее выразить свою мысль, автор использовал обнажающие эмоции эпитеты, меткие метафоры, слова в переносном значении. Каждое четверостишие является законченной мыслью. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дума» осуждает интеллигенцию 1830-х годов, живущую «поздним умом отцов». Декабристы обожглись и были жестоко наказаны за непослушание, следующее поколение признало борьбу бесполезной и примирилось с порядком вещей. У образованных людей нет твердых убеждений, целей, принципов, привязанностей, они идут ровной дорогой, но вот смысла в этом нет. Лермонтов очень огорчен этим и упрекает себя в бессилии и бесполезности.