Удалить |
В вооруженных силах российской федерации функционируют курсы по подготовке младших офицеров сухопутных войск. в соответствии с инструкцией по организации работы курсов по подготовке младших офицеров сухопутных войск, утвержденной приказом министра обороны российской федерации от 17 марта 2003 г. n 85, обучение на курсах проводится по программам ускоренной подготовки военнослужащих по военно-учетным специальностям для приобретения ими навыков, необходимых для выполнения обязанностей на первичных воинских должностях офицеров, на базе имеющегося среднего (полного) общего, среднего профессионального или высшего профессионального образования без повышения образовательного уровня у обучающихся. нормативный срок обучения на курсах - 10 месяцев, начало занятий - 1 июля ежегодно. по окончании курсов выпускники считаются получившими сокращенную военную подготовку. в качестве кандидатов для зачисления на курсы могут рассматриваться военнослужащие вооруженных сил российской федерации (кроме офицеров), проходящие военную службу по контракту (если до окончания его действия осталось не менее 2,5 лет) и по призыву (прослужившие не менее шести месяцев), в возрасте до 27 лет на момент зачисления на учебу. граждане, пребывающие в запасе, изъявившие желание обучаться на курсах, в установленном порядке поступают на военную службу по контракту и назначаются на вакантные воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов. военнослужащие, рассматриваемые в качестве кандидатов для зачисления на курсы, должны иметь высшее (неполное высшее) профессиональное или среднее профессиональное образование, подтвержденное соответствующим дипломом государственного образца. в виде исключения по решению главнокомандующего сухопутными войсками - заместителя министра обороны российской федерации, согласованному с главным управлением кадров, в качестве указанных кандидатов могут рассматриваться военнослужащие, имеющие среднее (полное) общее образование: - проходящие военную службу по призыву (прослужившие не менее 18 месяцев), находящиеся на должностях командиров взводов (начальников расчетов), старшин рот (батарей), старших техников рот (батарей); - проходящие военную службу по контракту (если до окончания его действия осталось не менее 2,5 лет) и по призыву (прослужившие не менее 6 месяцев), находящиеся на воинских должностях сержантского и рядового состава, имеющие опыт боевых действий и награжденные государственными наградами. с военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, при зачислении на курсы в установленном порядке заключается в воинской части, в которой он проходит военную службу, первый контракт. персональное назначение выпускников курсов на вакантные воинские должности командиров взводов (начальников расчетов), подлежащие замещению младшими офицерами, производится приказом министра обороны российской федерации. одновременно с назначением на воинские должности военнослужащим, имеющим высшее профессиональное образование, родственное соответствующей вус, присваивается первое воинское звание "лейтенант". остальным военнослужащим при назначении на воинские должности присваивается первое воинское звание "младший лейтенант".
как можно пройти курсы младших офицеров?
Указ Президента РФ от 16.09.1999 года 1237
Статья 21. Порядок присвоения первого воинского звания
2. Воинское звание лейтенанта присваивается:
а) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, либо военнослужащему, имеющему воинское звание младшего лейтенанта, независимо от срока военной службы в этом воинском звании, окончившему высшее или среднее военно-учебное заведение, - по окончании указанного учебного заведения;
а. 1) гражданину, окончившему федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования и прошедшему обучение по программе военной подготовки в учебном военном центре при этом образовательном учреждении, - в день, следующий за днем издания приказа об окончании указанного образовательного учреждения;
б) гражданину, успешно завершившему обучение по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, - по окончании указанного образовательного учреждения;
в) гражданину (военнослужащему) , не имеющему воинского звания офицера, имеющему высшее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и поступившему на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, - при назначении на соответствующую воинскую должность;
г) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, проходящему военную службу по контракту, имеющему высшее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и назначенному на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, - при назначении на соответствующую воинскую должность;
д) гражданину, пребывающему в запасе, не имеющему воинского звания офицера, имеющему высшее профессиональное образование, - по окончании военных сборов и после сдачи соответствующих зачетов;
е) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, проходящему военную службу по контракту в Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации или Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, - в порядке, определенном руководителями указанных органов, по окончании подготовки по программе обучения в составе учебной группы или одновременно с поступлением на военную службу при усл
Собственно человеку с высшим образованием нет особой необходимости в прохождении таких курсов, т. к. в случае его поступления на военную службу по контракту и назначения на офицерскую должность ему сразу присваивается первое воинское звание лейтенант.
О воинских званиях
Расскажу ещё немного про воинские звания, кому и за что их дают. Это должно стать достаточно интересным для многих, так как мало кто знает армейскую иерархию и субординацию.
Начинается всё с военкомата. Когда выдаётся военный билет автоматически присваивается звание «Рядовой»
. Это означает, что человеку встал на нижнюю ступеньку военной карьеры.
Много вопросов вызывает то, что генерал-лейтенант старше генерал-майора
Из ВиКиПедии:
Когда в 1827 году в русской армии появились звёзды в качестве знаков различия, у генерал-лейтенанта были не две звезды, а три. Генерал-майор же имел на эполете две звёздочки. Одна звезда полагалась бригадиру - этот чин не присваивался ещё со времён Павла I, но к 1827 году всё ещё существовали отставные бригадиры, имевшие право ношения формы, и на их эполетах эта звезда и размещалась. Кроме того, одна звёздочка полагалась и статскому советнику, чин которого соответствовал упразднённому чину бригадира. Причина же того, почему генерал-майор меньше по старшинству генерал-лейтенанта, кроется в том, что первоначально генерал майор (major-general) назывался генерал-сержант-майором (sergeant-major-general), то есть, самым главным сержант-майором. Пережитком этого звания остаётся Сержант-майор Сухопутных войск в армии США, а в старину сержанты были ротными, от которых произошли нынешние сержанты, фельдфебели и унтер-офицеры, полковые (сержант-майоры), бывшие помощниками командира полка - от них происходят майоры, и те самые генерал-сержант-майоры при главнокомандующем, от которых и происходят современные генерал-майоры. Звание же генерал-лейтенанта первоначально обозначало заместителя генерала точно также, как лейтенант был в те же времена заместителем капитана.
О происхождении и сути воинских званий
Офицерское звание, как и любое другое воинское звание не титул, не почетное звание (типа народный артист, заслуженный мастер спорта, заслуженный учитель, лауреат), которое дается за заслуги подлинные или мнимые. Суть воинского звания в том, что это, если хотите, такая же квалификационная тарифная категория, как и сварщик 4-го разряда, токарь 6-го разряда, шофер 2-го класса, воспитатель 1-й категории и т.п. То есть, если мы видим человека с погонами полковника, то это значит, что этот военнослужащий имеет квалификацию, образование и опыт службы, знания, позволяющие ему командовать полком (не будем вдаваться в подробности и особенности других должностей и родов войск. Естественно, что, например, полковник медицинской службы не может командовать полком, но он способен занимать соответствующие должности в медицине). Причем звание полковника он получит только после того, как он определенное время прокомандует полком и докажет свою способность выполнять эти обязанности. Каждой должности соответствует определенное воинское звание. Например, должности командира роты соответствует звание капитан. Следовательно, на эту должность может быть назначен офицер в звании капитан, или ниже. Когда командование убедится, что офицер справляется с обязанностями командира роты, то ему присвоят звание капитан, но при условии, что он в предыдущем звании прослужил не менее трех лет. А вот звание майор командир роты уже получить не сможет. Чтобы стать майором, ему необходимо сначала получить должность заместителя командира батальона. Но командиров рот в батальоне 3-4, а заместитель комбата один! Следовательно, в армии постоянно существует конкуренция, и следующее звание получит только один из трех-четырех офицеров. Иначе говоря, вверх пробиваются самые способные и лучшие (не будем говорить об извращениях, мохнатых лапах, сыночках и прочих способах продвижениях недостойных людей, что губит любую армию).
Однако не всегда понятия должность и звание были раздельными. Если обратиться к армии времен Петра I, то легко убедиться, что воинских званий как таковых не существовало вовсе. То, что мы привыкли понимать как звания - полковник, капитан, сержант, поручик в те времена существовали как конкретные воинские должности. Так капралом именовался военнослужащий командующий капральством (подразделение численностью 20-25 человек), сержант контролировал исполнение приказов капитана. Капитан командовал подразделением численностью около 100 человек. Ему помогали два-три поручика (офицер для поручений). Таких понятий как командир полка, командир роты и т.п. не было вовсе. Прапорщиком назывался военнослужащий, носящий в бою знамя (прапор). Майор (в переводе с голландского старший) являлся старшим офицером в полку и следил за службой остальных офицеров. Существовали еще должности так и не ставшие званиями - каптенармус, фискал, провиантмейстер, аудитор, лейбшиц, квартирмейстер.
Если заглянуть в штатные расписания полков петровской эпохи, то там вы не увидите таких наименований как командир взвода, командир роты, командир батальона. Там расписано - полковник-1, подполковник-1, майор-1, квартирмейстер-1, адьютант-1, аудитор-1.
Соответственно мало уделяется внимания и знакам различия, хотя еще Петром I были введены для офицеров нашейные знаки (горжеты) на которых по количеству золоченых и серебреных деталей можно было различить чины офицеров. Насущной необходимости в этом не было. Всякий военнослужащий знал в лицо своих командиров и горжеты одевались только в официальных случаях в строю. Генералы же вообще не имели знаков различия вплоть до 1827 года (до введения императором Николаем I звездочек на эполетах невозможно было отличить генерал-фельдмаршала от генерал-майора).
Так продолжается вплоть до начала 19-го века и только в штатных расписаниях полков 1802 года мы, наконец, видим: Полковой командир полковник-1, батальонных командиров подполковник-1, майоров-4. Здесь мы уже видим, что достаточно четко отделились понятия должность и звание. В штате полка армейской пехоты от 30.04.1802 года мы видим, что в полку 5 батальонов и соответственно пять батальонных командиров, причем один из них может иметь звание подполковник, а остальные четверо только майорское звание.
Таким образом, только к началу 19-го века окончательно определяется:
Звание - должностная квалификация, умение офицера командовать, руководить ротой, батальоном, полком. право занимать определенные должности,
Должность - возложенные на офицера обязанности по командованию конкретным подразделением.
Такое разделение понятий, сложившееся исторически очень удобно. По званию офицера легко определить его знания, способности, служебный опыт и достаточно точно поставить его на определенную должность. Присвоение офицеру очередного звания говорит всем о том, что начальство признает его способность выполнять определенные должности.
Знаки различия по званиям у офицеров и генералов реально появляются только в 1827 году (звездочки на эполетах), а у солдат и унтер-офицеров только в 1843 году (лычки на погонах).
Неоднократно в различных странах не слишком сведущие в военном деле государственные руководители пытались отказаться от системы воинских званий, отменить знаки различия по званиям. Так было в Китае в годы культурной революции (шестидесятые-семидесятые годы нашего XX века). После революции 1917 года, при создании Красной Армии, большевики демонстративно отказались от званий как символов неравноправия эксплуататорских классов и трудового народа, отменили всякие знаки различия. Но уже к январю 1919 года знаки различия (пока по занимаемым должностям) возвращаются на рукава. В январе 1922 года не желая признавать необходимость возврата к системе воинских званий, но понимая ее насущную необходимость руководство страны вводит понятие категория, с мая 1924 года существует уже четкая система служебных категорий. Военнослужащие делятся на 14 служебных категорий. А в 1935 году происходит полный и открытый возврат к системе персональных воинских званий. Впрочем, сначала это было сделано лишь для среднего и старшего командного и начальствующего состава (ненавистное большевикам слово офицер вернется в обиход только в 1942-43 годах). Звания младшего командного состава еще до ноября 1940 года будут замаскированы под наименованиями помкомвзвода, отделенный командир и т.п. а звания высшего командного состава до июля 1940 года звучат так: комдив, комбриг, комкор.
Кстати и в других армиях мира процесс отделения понятия звание от понятия должность был длительным и сложным. Так, например, в Вермахте (1935-1945 гг.) в отношении рядовых солдат это процесс так и не закончился. Не все знают, что в Вермахте не было такого звания как рядовой. Слово Der Soldat было собирательным для всех военнослужащих, а рядовые солдаты именовались по их должностям. Например, в пехоте они именовались мускетир, фузилир, гренадир, в мотопехоте панцергренадир, в артиллерии канонир, в разведке егер, в медслужбе санитетзольдат, в ветеринарной службе ветеринерзольдат, в кавалерии рейтар и т.п. Впрочем, и в отношении унтер-офицеров смешение понятий звание и должность существовали в виде того, что буквально каждый род войск, каждая служба имели свои особые наименования званий. Например, званию в пехоте фельдфебель соответствовали звания: в артиллерии - вахтмайстер, в войсках связи функмайстер, в медицине санитетфельдфебель, в службе артснабжения фейерверкер, в тыловых службах бешлагмайстер, в юстиции хеерюстицвахтмайстер, в оркестре мюзикмайстер (до 1938 г.).
Среди этих выпускников нет вчерашних школьников. Кандидатов в "ускоренные" офицеры в начале года по конкурсу отобрали в войсках из военнослужащих-контрактников. Причем этот жесткий отбор выдержали далеко не все.
Дело в том, что к будущим командирам мотострелковых взводов предъявили особые требования. Каждый кандидат должен был иметь высшее образование, обладать по меньшей мере годовалым опытом руководства подчиненными и трехлетним профессиональным армейским стажем, хорошо успевать по предметам боевой подготовки и физо. Для поступления в училище также требовалась положительная характеристика с прежнего места службы - своего рода рекомендация в будущие взводные.
Если солдат, сержант или прапорщик отвечал всем этим критериям, его принимали на 6-месячную учебу без экзаменов. Командование и преподавателей военного вуза особо порадовало, что среди новоиспеченных курсантов оказалось немало ветеранов "горячих точек" и награжденных за добросовестную службу.
Их обучение разделили на два этапа. Теоретический курс курсанты достаточно быстро освоили в самом благовещенском училище. А основную массу времени провели на его полигоне. Почти пять месяцев жили в палаточном лагере, занимались тактикой общевойскового боя, инженерной подготовкой, изучали и водили боевые машины пехоты, много стреляли. Тех, кто в итоге успешно освоил программу, допустили к государственным экзаменам. Его сдали сто процентов выпускников, теперь их ждут вторые дипломы и лейтенантские погоны.
В пресс-службе Восточного военного округа корреспонденту "РГ" сказали, что средний возраст "ускоренных" выпускников - 25-30 лет. Каждый из них отправится в войска с индивидуальной квалификационной характеристикой. А через полгода-год офицерской службы из воинских частей в училище пришлют подробные отзывы о лейтенантах. По оценкам их командиров, в программу подготовки курсантов-"досрочников" внесут необходимые коррективы.
Благовещенское ВОКУ - не единственный армейский вуз, в котором Главное управление кадров Минобороны России нынешней весной организовало "лейтенантский эксперимент". Ускоренное обучение командиров мотострелковых взводов также практикуется в Военном институте Общевойсковой академии.
А подготовку офицеров из дипломированных солдат и прапорщиков по другим военным специальностям (противовоздушная оборона, артиллерия и т.д.) осуществляют в некоторых профильных вузах минобороны.
Как объяснили корреспонденту "РГ" в военном ведомстве, смысл эксперимента заключается в том, чтобы стимулировать хорошо образованных и добросовестных контрактников - командиров отделений, расчетов и экипажей, замкомандиров взводов - к долгому пребыванию в армейском строю и заинтересовать их офицерской карьерой.
Польза, которую от этого получат Вооруженные силы, тоже очевидна - первичные офицерские должности в том числе достанутся людям, отлично знающим специфику солдатской жизни и обладающим необходимыми знаниями и опытом руководства подразделениями.
У образованного призывника есть и другой путь к офицерским погонам. Правда, он касается особо талантливых выпускников гражданских вузов. Через год добровольной солдатской службы в одной из научных рот министерства обороны таким бойцам, как правило, предлагают остаться в армии уже в качестве профессионального военного.
Если человек соглашается, его, как положено, сначала аттестуют на первичную офицерскую должность и после всех необходимых формальностей присваивают лейтенантское звание.
Напомним, что помимо выпуска офицеров в ряде училищ и институтов министерства обороны готовят еще и кадровых младших специалистов. По выпуску каждый из них получает не только сержантские лычки, но и диплом о среднем профессиональном образовании.
Начальник Главного управления кадров Министерства обороны РФ генерал-полковник Виктор Горемыкин дал интервью « », в котором ответил на насущные вопросы, касающиеся кадровой сферы вооруженных сил страны: укомплектованности офицерским составом, подготовки офицеров, численности контрактников.
- Еще пару лет назад проблема нехватки офицеров в Вооруженных силах России стояла достаточно остро. Удалось ли ее решить?
- Хочу сразу сказать: острой проблемы с комплектованием офицерских должностей сейчас уже нет. Но, надо признать, определенные трудности были. Хотя набор курсантов в военные вузы не прекращался, их до недавнего времени не хватало, чтобы укомплектовать все первичные офицерские должности. Но уже в следующем, 2018 году в войска прибудет первый за последние пять лет полноценный выпуск лейтенантов.
В 2009–2012 годах в Вооруженных силах проводилось формирование так называемого «нового облика». Важное место в этой реформе занимала оптимизация офицерских должностей. Их численность стала меньше. Также отдельные должности офицерского состава были заменены должностями сержантов, старшин и даже стали гражданскими.
Поэтому значительно снизилась потребность в подготовке офицерских кадров. Уменьшилось и количество курсантов в вузах. По ряду специальностей, по которым воинские должности не предусматривались, подготовка вообще была прекращена. Поэтому до недавнего времени у нас и был определенный кадровый голод.
Но сегодня при малочисленности выпусков из военно-учебных заведений мы задействовали дополнительные источники комплектования офицерскими кадрами. Они позволили привлечь нам в Вооруженные силы более 7 тыс. офицеров. В частности, речь идет о приеме на военную службу по контракту кадровых офицеров, находящихся в запасе. Все они имеют такую же военную подготовку, такие же права и социальные гарантии, как и другие офицеры, проходящие военную службу по контракту. А их карьера полностью зависит от успехов по службе и последующего повышения уровня образования и военной подготовки.
Также нами были найдены неординарные и одновременно эффективные подходы к поддержанию укомплектованности ряда других офицерских должностей. Так, в 2016 году впервые проведена подготовка летчиков из офицеров инженерно-технического состава с высшим образованием. Это люди, окончившие профильные военные вузы, досконально знающие устройство самолета и принципы действия его механизмов. Их профессиональная переподготовка заняла полтора года.
В прошлом году в войска пришел первый выпуск новоиспеченных летчиков. Сегодня обучение проходят еще 50 таких военнослужащих. По линии командования ВВС их летная карьера, я считаю, спланирована неплохо.
Еще одна новация - подготовка на краткосрочных курсах военных академий и училищ офицеров - командиров взводов из числа солдат и сержантов по контракту, имеющих высшее образование. В целом все источники комплектования позволили нам в 2016 году принять на военную службу более 11 тыс. офицеров. Полагаем, что все они останутся на службе до начала полноценных выпусков из наших вузов в 2018 году.
Многие ли увольняются из Вооруженных сил?
- Не менее важная задача в вопросе поддержания укомплектованности - это сохранение опытных, мотивированных на военную службу офицерских кадров. Эта работа в прошлом году дала положительный эффект. За год количество досрочно уволенных офицеров удалось ощутимо снизить - почти в два раза.
Избегать досрочного увольнения помогает персональный подход, индивидуальная работа с каждым увольняемым офицером. Командирам нужно обратить внимание на быт и заботы подчиненных, принять все меры, чтобы не терять настоящее и будущее Вооруженных сил.
Еще одна очень важная задача - сохранение молодых офицеров и особенно выпускников вузов. Работа по планированию их встречи начинается уже сегодня. Мы синхронизируем работу командиров, кадровых, жилищных, финансовых органов и других заинтересованных структур. Она включает стажировку по месту будущей службы, решение вопросов обеспечения жильем, трудоустройства членов семей, постановку на все виды довольствия, оказание помощи в служебной и профессиональной адаптации.
В следующем году кроме традиционных выпусков в июне и в июле, в ряде вузов Сухопутных войск первые выпуски пройдут уже в марте, а также в декабре. Зимние и весенние выпуски будут для выпускников командных специальностей, переведенных на четырехгодичные программы подготовки. Это офицеры мотострелковых, танковых войск и ряда других специальностей Сухопутных войск.
До недавнего времени будущие офицеры обучались пять лет. Как теперь будет организовано четырехлетнее обучение?
- Да, действительно, до недавнего времени в Минобороны России срок обучения для всех специальностей составлял пять лет. Но сейчас по отдельным специальностям командного профиля Сухопутных войск срок освоения основных образовательных программ стал четыре года. При этом ни объем, ни содержание, ни уровень получаемого образования не изменяются.
Наименование гражданской специальности по четырехгодичной программе обучения соответствует профилю образовательной программы «Управление персоналом». Без ложной скромности могу сказать, что мы взяли хорошие темпы набора курсантов в вузы. Это важнейшая задача перспективного комплектования войск офицерами.
В текущем году вузы будут укомплектованы переменным составом полностью. При этом будет учтена необходимость комплектования и новых соединений, и войск, подлежащих перевооружению на современную технику.
Сейчас для подготовки будущих офицеров мы активно внедряем новые формы обучения. В частности, с 1 сентября прошлого года подготовка слушателей и курсантов военно-учебных заведений переведена на обучение по электронным учебникам и учебным пособиям.
Российское образование перешло на болонскую систему. А как этот процесс идет в военных вузах?
Хочу подчеркнуть, что в вузах Минобороны реализуются те же стандарты высшего образования, что и в гражданских. В военно-учебных заведениях подготовка по программам бакалавриата не осуществляется. По программам специалитета обучаем будущих офицеров тактического звена. Курс магистратуры рассчитан на выпуск специалистов оперативно-тактического в военных академиях, а также в академии Генерального штаба - оперативно-стратегического уровня.
В военных училищах курсанты осваивают программу специалитета. Такие выпускники занимают младшие офицерские должности - командира взвода, батареи, а также ротного или батальонного звена. Для дальнейшего продвижения по службе необходимо освоить программу магистратуры в профильной академии. Это уже открывает дорогу к должности командира полка или бригады, заместителя командира дивизии. Для назначения на высшие офицерские должности требуется освоить программу магистратуры Военной академии Генштаба.
Разговоры о переходе Российской армии на контрактный способ комплектования идут уже давно. Какая сейчас ситуация?
- Сразу хочу отметить, что наращивание численности военнослужащих-контрактников, а также прапорщиков и мичманов - это важнейшая государственная задача. Она определена программным майским указом президента Российской Федерации № 604 от 2012 года.
Плановые показатели отбора и приема граждан на военную службу по контракту в 2016 году выполнены на 100%. Установленный параметр укомплектованности Вооруженных сил военнослужащими по контракту достигнут. Это позволило укомплектовать почти 384 тыс. должностей.
На 100% укомплектованы контрактниками должности сержантского состава. Большинство направленных для прохождения военной службы по контракту - до 30 лет, у них высокий или хороший уровень нервно-психической устойчивости. Сегодня на должностях рядового и сержантского состава 67% военнослужащих имеют профессиональное образование (высшее или среднее профессиональное).
Количество принятых на военную службу по контракту граждан с высшим образованием ежегодно растет. В 2016 году по сравнению с предыдущим годом оно увеличилось на 2%.
Для привлечения и работы с кандидатами сегодня по всей стране действуют 83 пункта отбора на военную службу по контракту. Два из них (в Кандалакше Мурманской области и в военно-патриотическом парке культуры и отдыха Вооруженных сил «Патриот») открыты в 2016 году.