Евгений Боткин: с царем до конца. Протоиерей Георгий Митрофанов: «Почитание новомучеников в нашей церкви так и не сложилось Тропарь святому праведному врачу евгению боткину

Вместе с царской семьёй.

Евгений Сергеевич Боткин
Дата рождения 27 мая (8 июня)
Место рождения
  • Царское Село , Царское Село , Санкт-Петербургская губерния , Российская империя
Дата смерти 17 июля (1918-07-17 ) (53 года)
Место смерти
Страна Российская империя Российская империя
Научная сфера медицина
Место работы ИМХА
Альма-матер Императорская военно-медицинская академия (1889)
Учёная степень доктор медицины (1893)
Известен как лейб-медик Николая II
Награды и премии
Евгений Сергеевич Боткин на Викискладе

Биография

Детство и учёба

Был четвёртым ребёнком в семье известного русского врача Сергея Петровича Боткина (лейб-медика Александра II и Александра III) и Анастасии Александровны Крыловой.

В 1878 г. на основе полученного дома воспитания был принят сразу в 5-й класс 2-й Петербургской классической гимназии . После окончания гимназии в 1882 г. поступил на физико-математический факультет Петербургского университета , однако, сдав экзамены за первый курс университета, ушёл на младшее отделение открывшегося приготовительного курса Военно-медицинской академии .

В 1889 году окончил академию третьим в выпуске, удостоившись звания лекаря с отличием .

Работа и карьера

С января 1890 г. работал врачом-ассистентом в Мариинской больнице для бедных. В декабре 1890 г. на собственные средства командирован за границу для научных целей. Занимался у ведущих европейских учёных, знакомился с устройством берлинских больниц.

По окончании командировки в мае 1892 г. Евгений Сергеевич стал врачом придворной капеллы, а с января 1894 г. вернулся в Мариинскую больницу сверхштатным ординатором.

8 мая 1893 г. защитил в академии диссертацию на соискание степени доктора медицины «К вопросу о влиянии альбумоз и пептонов на некоторые функции животного организма», посвящённую отцу. Официальным оппонентом на защите был И. П. Павлов .

Весной 1895 г. был командирован за границу и два года провёл в медицинских учреждениях Гейдельберга и Берлина, где слушал лекции и занимался практикой у ведущих немецких врачей - профессоров Г. Мунка, Б. Френкеля, П. Эрнста и других. В мае 1897 г. избирается приват-доцентом Военно-медицинской академии.

Осенью 1905 г. Евгений Боткин возвратился в Петербург и приступил к преподавательской работе в академии. С 1905 года - почётный лейб-медик. В 1907 году назначается главным врачом общины святого Георгия.

Ссылка и гибель

Был убит вместе со всей императорской семьёй в Екатеринбурге в Ипатьевском доме в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. По воспоминаниям организатора убийства царской семьи Я. М. Юровского , Боткин умер не сразу - его пришлось «пристреливать» .

«Я делаю последнюю попытку написать настоящее письмо – по крайней мере, отсюда… Мое добровольное заточение здесь настолько временем не ограничено, насколько ограничено мое земное существование. В сущности, я умер, умер для своих детей, для друзей, для дела... Я умер, но еще не похоронен, или заживо погребен – все равно, последствия практически одинаковы…

Надеждой себя не балую, иллюзиями не убаюкиваюсь и неприкрашенной действительности смотрю прямо в глаза… Меня поддерживает убеждение, что “претерпевший до конца спасется“ и сознание, что я остаюсь верным принципам выпуска 1889-го года. Если вера без дел мертва, то дела без веры могут существовать, и если кому из нас к делам присоединится и вера, то это лишь по особой к нему милости Божьей…

Это оправдывает и последнее мое решение, когда я не поколебался покинуть своих детей круглыми сиротами, чтобы исполнить свой врачебный долг до конца, как Авраам не поколебался по требованию Бога принести ему в жертву своего единственного сына ».

Канонизация и реабилитация, память

3 февраля 2016 года Архиерейским собором РПЦ было принято решение об общецерковном прославлении страстотерпца праведного Евгения врача . При этом другие слуги царской семьи канонизированы не были. Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) , комментируя эту канонизацию, сказал:

Архиерейский собор вынес решение о прославлении доктора Евгения Боткина. Я думаю, это давно желанное решение, потому что это один из святых, который почитается не только в Русской зарубежной церкви, но и во многих епархиях Русской православной церкви, в том числе в медицинском сообществе.

25 марта 2016 года на территории московской городской клинической больницы № 57 епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном был освящён первый в России храм в честь праведного Евгения Боткина .

В июле 2018 года в екатеринбургском микрорайоне Академический в преддверии приуроченных к 100-летию гибели Романовых Царских дней именем Евгения Боткина назвали бульвар, прилегающий к корпусам Уральского государственного медицинского университета и заводу по производству кардиостимуляторов .

Семья

С 1891 года был женат на Ольге Владимировне Мануйловой (1872-1946), с которой развелся в 1910 году. Их дети:

Труды

  • «К вопросу о влиянии альбумоз и пептонов на некоторые функции животного организма»
  • «Свет и тени Русско-японской войны 1904-1905 гг.: Из писем к жене» 1908.

Примечания

  1. Немецкая национальная библиотека , Берлинская государственная библиотека , Баварская государственная библиотека и др. Record #121807916 // Общий нормативный контроль (GND) - 2012-2016.
  2. Мельник (Боткина) Т. Е. Воспоминания о царской Семье и её жизни до и после революции.-М.: «Анкор», 1993. (ошибоч.) (Предисловие к настоящему изданию)
  3. Ковалевская О. Т. С Царём и За Царя. Мученический венец Царских слуг.-М.: «Русский Хронографъ1991», 2008. ISBN 5-85134-121-1
  4. Иоффе Г. З. Претерпевшие до конца // Новый журнал: журнал. - 2008. - Т. 251 .
  5. «Претерпевший до конца спасется»: врачебный и нравственный долг доктора Боткина
  6. Основания для канонизации царской семьи. Из доклада митр. Ювеналия, председателя синодальной комиссии по канонизации
  7. Генеральная прокуратура РФ удовлетворила заявление Главы Российского Императорского Дома о реабилитации репрессированных верных служителей Царской Семьи и других Членов Дома Романовых (неопр.) . Официальный сайт Российского Императорского Дома (30 октября 2009). Дата обращения 9 мая 2013. Архивировано 11 мая 2013 года.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодняшнее евангельское чтение (Лк 21:8-19) обращено к памяти новомучеников, к памяти тех, чей собор сегодня вспоминается нашей церковью как одна из важнейших страниц нашей истории святости. Уже прозвучали тропарь и кондак, очень выразительно свидетельствующие нам о том, как вспоминает их церковная традиция.

Прозвучавшее евангельское чтение всем нам достаточно хорошо знакомо. И нельзя не видеть насколько его содержание оказывается созвучным и с гонениями на первых христиан, и с теми гонениями, которые были в недавнем прошлом в нашей стране, и с теми гонениями, которые, наверное, будут еще видимо, по той же причине, о которой предупреждает нас Евангелие. Я не стану говорить то, что говорил многократно в разных храмах по разным поводам о новомучениках.

Могу сказать прежде всего только одно. На мой взгляд, почитание новомучеников в нашей церкви так и не сложилось. По существу мы только сейчас начинаем осознавать это как очень сложный и противоречивый аспект церковной жизни. Да, мы отдавали и отдаем, к сожалению, дань привычным стереотипам, в том числе и советского сознания: нам нужны герои. Никак не вмещаются новомученики в этот привычный стереотип. Как они не героически погибали! Уж это я могу сказать определенно, имея в виду огромное количество материалов, которые мы изучали в Синодальной комиссии по канонизации. Я имею в виду и период гражданской войны, и период репрессий начала 1920-х годов, и период коллективизации и самых кровавых репрессий 1937 года.

Но мы, постоянно перечисляя их имена, как будто говорим: «Вот она, лучшая часть нашего народа, которая дает нам право не каяться в грехе, совершенном тем же самым верующим нашим народом по отношению к ним. Вот та часть нашего народа, продолжателями дела которых являемся и мы - лучшие христиане, помнящие. Мы их продолжатели, а значит, мы на их месте поступили бы, как они». Это большое искушение. Никто из нас не должен даже посметь подумать, что он бы в этой ситуации поступил как должно. Мы не знаем этого.

В процессе канонизации для меня было удивительно то, что, в частности, на юбилейном соборе 2000 года было явлено подлинное лицо церкви. К этому моменту нам, членам Синодальной комиссии по канонизации удалось добиться очень важного, на мой взгляд, результата в нашей работе: благодаря в значительной степени позиции митрополита Ювеналия, который и отстаивал взгляды нашей комиссии в Синоде, мы добились канонизации некоторых выдающихся оппонентов митрополита Сергия, тех, кто действительно не потерял духовной трезвости и являл подлинное мужество. Я имею в виду прежде всего местоблюстителей патриаршего престола митрополитов Кирилла, Агафангела и Петра.

И для меня это было чудом явления церкви, когда юбилейный собор, состоявший в том числе из людей, которым была абсолютно чужда эта тема, все-таки прославил новомучеников.

И вот сегодня я бы хотел обозначить еще одну страницу святости новомучеников. Благо, произошло нечто такое, что действительно во многом заставляет нас задуматься над тайной мучеников ХХ века.

Вы все знаете, что на днях был прославлен в качестве страстотерпца лейб-медик Евгений Боткин. Строго говоря, подвиг слуг царской семьи был не менее, если не более замечателен, чем самих ее членов. Ибо в отличие от членов императорской семьи у них был выбор, который неоднократно вставал перед ними в заточении: остаться с царской семьёй и погибнуть или нет. И они выбрали смерть.

И сейчас принято решение канонизировать именно Евгения Боткина - не всех слуг царской семьи, а только его одного. Да, действительно, он выделяется на общем фоне: не лакей, не повар, не горничная, а врач. И это дает нам повод задуматься над тайной человеческой святости, над тайной человеческой добродетели. Ведь строго говоря, на фоне горничной Демидовой, повара Харитонова Боткин представляется человеком, наименее подходящим под стереотипные представления о церковности.

Перед нами прежде всего стопроцентнейший русский врач рубежа XIX и XX веков. Он, не происходил из семьи священника, как многие врачи. Его отец был не менее знаменитый врач - Сергей Петрович Боткин, тоже лейб-медик, который даже был намного более знаменит, чем его сын. Атмосферу, в которой формировался будущий страстотерпец, уж никак церковной не назовешь. Он рос в доме своего отца, сына купца, успешного врача. Для того чтобы много не говорить об этой семье, я приведу хрестоматийнейший пример. Когда умирающего Салтыкова-Щедрина родные убедили все-таки позвать отца Иоанна Кронштадтского - может быть, он все-таки поможет (видите, как все узнаваемо, ничего не меняется), и великий острослов согласился - он только об одном просил: чтобы ни в коем случае не узнал Сергей Петрович Боткин (который его лечил). Потому что после этого он ему в глаза смотреть не сможет. Естественно, все получилось в нашем российском стиле. Когда молебен был уже завершен, отец Иоанн Кронштадтский пил чай. А надо сказать, что отец Иоанн после молебна поцеловал Михаила Евграфовича в уста. Это означало, что он уже все понял. Он всегда так делал после молебна в отношении тех, кто был обречен. Многие, правда, наоборот, видели в этом обнадеживающий момент. И вот, размякший Михаил Евграфович сидит, уставший после молебна отец Иоанн пьет чай, толпа иоанниток, духовных чад отца Иоанна, стоит у подъезда этого дома. А Боткин как назло проезжает, видит толпу и в ужасе решает, что Салтыков-Щедрин умер и это стоят почитатели его таланта. Он врывается в квартиру Салтыкова-Щедрина и видит «отвратительную картину»: писатель, его пациент, сидит с целителем-попом! Вот такая была семья Боткиных.

Евгений Боткин явно искал себя - окончил почти полный курс физико-математического факультета, прежде чем перешел в Медико-хирургическую академию. А дальше перед нами типичный русский врач. Он работал в больнице для бедных, потом прошел стажировку за границей и далее была успешная карьера, которая привела его в 1910 году в лейб-медики по желанию императрицы. Безусловно, перед нами человек, для которого его долг врача не ассоциировался с какими-то церковными благословениями. Более того, можно представить, что неофитский энтузиазм, неизбывно сопровождавший императрицу в ее духовной жизни, вызывал у него раздражение. Но для доктора Боткина это были его пациенты, которые вверили ему свои жизни, причем один из них был обречен с детских лет на страшные мучения и на скорую смерть.

И происходит то, что происходит. Он остается с ними до конца. В Бога он, конечно, веровал, а глубоко воцерковленным человеком вряд ли был.

Но он, я думаю, лучше всех остальных, раньше императора понял, что они все будут расстреляны. И вот он принимает смерть. И теперь именно он прославлен как страстотерпец. И здесь возникает интересный вопрос о многих других новомучениках, еще не прославленных. В деятельности нашей комиссии, конечно, возник вполне определенный перекос, посмотрите на собор новомучеников - в нем доминируют клирики. Потом мы стали задумываться о мирянах. И как ни странно, мы чисто статистически обнаружили, что матушки давали признательные признания гораздо реже, чем батюшки. Тогда мы переключились на матушек, потом на мирян вообще и так далее.

И вот теперь перед нами вопрос: расширять ли и дальше круг тех, кто еще может быть прославлен? Кто погибал не в связи с какими-то церковными делами, о ком мы не знаем меры их воцерковленности и которые вместе с тем вели себя достойно, по-христиански?

И последнее, что я хотел бы сказать. Я не раз уже об этом вам говорил. Сутью христианства являются свобода и любовь. И создав человека свободным, Господь каждого наделил особой тайной его внутренней жизни, которую познать оказывается невозможно. Да, оценивать его поступки мы еще можем, но разобраться во внутренних мотивах его очень сложно. Вот обо что любая агиография, как правило, и спотыкалась. Попытка воспроизвести внутренний мир святого всегда приводила к какой-то профанации.

Кто же тогда свят перед Господом? Нам остается быть как можно менее категоричными в этом отношении. И не только не делить мертвых на святых и обыкновенных, но прежде всего в отношении окружающих наших ближних быть более сдержанными, оставляя за каждым из нас данное нам именно Богом право быть свободным в выборе своих поступков, своих внутренних решений. Тогда действительно мы будем всё в этом мире и в этой жизни воспринимать более по-христиански. А страстотерпец Евгений да будет примером того, что в России всегда была категория людей, которые могли быть православными, католиками, лютеранами, но которые более других являли в жизни пример христианского служения.

"Так много незримых духовных нитей связывают нас с новомучениками и исповедниками нашей Церкви, несомненно их молитвами хранится страна наша в Православии, а их пример верности Христу так важен для нашей нынешней теплохладной жизни..."

07.02.2016 Трудами братии монастыря 13 567

"Днесь радостно ликует Церковь Русская, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия и кровьми Истину соблюдшия. Тех предстательством, Долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века".

(Тропарь Новомученикам и исповедникам Российским)


Сегодня, в праздник Новомучеников и исповедников Российских, игумен Валаамского монастыря Преосвященнейший Панкратий, епископ Троицкий, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, совершил Божественную литургию на подворье монастыря в г. Москве.

«С особым чувством совершал сегодня Божественную литургию, так много незримых духовных нитей связывают нас с новомучениками и исповедниками нашей Церкви, несомненно их молитвами хранится страна наша в Православии, а их пример верности Христу так важен для нашей нынешней теплохладной жизни, для того чтобы через покаяние и сокрушение о своих грехах возвращаться вновь и вновь к подлинно христианской жизни. Радостно было осознавать и малую причастность к тому, что чудный святой страстотерпец Евгений врач прославлен теперь всей Церковью и в Екатеринбурге совершился сегодня литургический акт его канонизации во святых. Вот слово Екатеринбургского митрополита Кирилла:

– Мы сегодня в последний раз отслужили здесь панихиду по убиенному 98 лет назад на этом месте Евгению Сергеевичу Боткину. Убиенному вместе с царской семьей и вместо с теми, кто смог с ними остаться. С ними было четыре человека не потому, что осталось их только четверо, а потому, что других не пустили. Но и тех, кого допустили – их все равно была горстка людей. Точно так же, как у Креста Господня – тоже осталось немного людей, когда Христа распинали.

Мы с вами сегодня стоим здесь, у этого священного места, у этой русской Голгофы, и давайте подумаем о том, что 98 лет понадобилось нам, Церкви, чтобы канонизировать тех, кто мученически за Веру, Царя и Отечество положил свою жизнь. А сколько нам нужно лет еще, чтобы мы осознали всю ту тяжесть и всю ту беду, которая постигла наш народ, нашу Родину эти 98 лет назад? И когда мы будем осознавать это, может, тогда что-нибудь изменится в нашей с вами жизни?

А пока мы живем так, как жили раньше, и пока нас не касаются ни слухи о войне, ни происходящие беды, ни болезни и другие грозные события – мы живем, как жили, зарываем голову в песок, чтобы не видеть и не слышать, чтобы не знать ничего и не чувствовать. А время приближается, и мы должны это осознавать и молиться, молиться и молиться. У нас нет никаких других средств, чтобы что-то изменить: ни армии, ни флота, ничего другого, что может быть у человека, который имеет власть и силу. Но у нас есть то, чего нет у многих других: мы знаем Христа, мы знаем силу молитвы и мы должны сегодня пользоваться, стремиться к этому, чтобы наша жизнь превратилась в молитву. Чтобы мы стали молиться осознанно, откровенно, чистосердечно, и молиться не только за себя и своих близких, но особым образом вновь и вновь молиться за нашу Родину, за нашу святую Церковь.

И быть верующими и верными, каким был Евгений Сергеевич Боткин – великий муж и человек, который - мы знаем и верим – сегодня предстоит перед престолом Божиим и за всех здесь стоящих молится и покрывает нас своим благодатным молитвенным покровом – покровом мученика. Сегодня мы последний раз помянули его «Со святыми упокой», а завтра будем просить его: «Святый страстотерпче Евгение, моли Бога о нас».

Сегодня, 7 февраля 2016 года, в Храме-на-Крови митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл с духовенством Екатеринбургской епархии в соответствии с решением Архиерейского Собора совершил прославление в лике святых врача-страстотерпца Евгения Сергеевича Боткина.

СТРАСТОТЕРПЕЦ ЕВГЕНИЙ ВРАЧ (БОТКИН)
Евгений Сергеевич Боткин родился 27 мая 1865 года в Царском Селе Санкт-Петербургской губернии в семье известного русского врача-терапевта, профессора Медико-хирургической академии Сергея Петровича Боткина. Он происходил из купеческой династии Боткиных, представители которой отличались глубокой православной верой и благотворительностью, помогали Православной Церкви не только своими средствами, но и своими трудами. Благодаря разумно организованной системе воспитания в семье и мудрой опеке родителей в сердце Евгения уже с детских лет были заложены многие добродетели, в том числе великодушие, скромность и неприятие насилия. Его брат Петр Сергеевич вспоминал: «Он был бесконечно добрым. Можно было бы сказать, что пришел он в мир ради людей и для того, чтобы пожертвовать собой».

Евгений получил основательное домашнее образование, которое позволило ему в 1878 году поступить сразу в пятый класс 2-й Санкт-Петербургской классической гимназии. В 1882 году Евгений окончил гимназию и стал студентом физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Однако уже на следующий год, сдав экзамены за первый курс университета, он поступил на младшее отделение открывшегося приготовительного курса императорской Военно-медицинской академии. Его выбор медицинской профессии с самого начала носил осознанный и целенаправленный характер. Петр Боткин писал о Евгении: «Профессией своей он избрал медицину. Это соответствовало его призванию: помогать, поддерживать в тяжелую минуту, облегчать боль, исцелять без конца». В 1889 году Евгений успешно окончил академию, получив звание лекаря с отличием, и с января 1890 года начал свою трудовую деятельность в Мариинской больнице для бедных.

В 25 лет Евгений Сергеевич Боткин вступил в брак с дочерью потомственного дворянина Ольгой Владимировной Мануйловой. В семье Боткиных выросло четверо детей: Дмитрий (1894–1914), Георгий (1895–1941), Татьяна (1898–1986), Глеб (1900–1969).

Одновременно с работой в больнице Е.С. Боткин занимался наукой, его интересовали вопросы иммунологии, сущности процесса лейкоцитоза. В 1893 году Е.С. Боткин блестяще защитил диссертацию на степень доктора медицины. Через 2 года Евгений Сергеевич был командирован за границу, где проходил практику в медицинских учреждениях Гейдельберга и Берлина. В 1897 году Е.С. Боткин был удостоен звания приват-доцента по внутренним болезням с клиникой. На своей первой лекции он сказал студентам о самом важном в деятельности врача: «Пойдемте все с любовью к больному человеку, чтобы вместе учиться, как быть ему полезными». Служение медика Евгений Сергеевич считал истинно христианским деланием, он имел религиозный взгляд на болезни, видел их связь с душевным состоянием человека. В одном из своих писем к сыну Георгию, он выразил свое отношение к профессии медика как к средству познания Божией премудрости: «Главный же восторг, который испытываешь в нашем деле… заключается в том, что для этого мы должны все глубже и глубже проникать в подробности и тайны творений Бога, причем невозможно не наслаждаться их целесообразностью и гармонией и Его высшей мудростью».

С 1897 года Е.С. Боткин начал свою врачебную деятельность в общинах сестер милосердия Российского Общества Красного Креста. 19 ноября 1897 года он стал врачом в Свято-Троицкой общине сестер милосердия, а с 1 января 1899 года стал также главным врачом Санкт-Петербургской общины сестер милосердия в честь святого Георгия. Главными пациентами общины святого Георгия являлись люди из беднейших слоев общества, однако врачи и обслуживающий персонал подбирались в ней с особенной тщательностью. Некоторые женщины высшего сословия трудились там простыми медсестрами на общих основаниях и считали почетным для себя это занятие. Среди сотрудников царило такое воодушевление, такое желание помогать страждущим людям, что георгиевцев сравнивали иногда с первохристианской общиной. Тот факт, что Евгения Сергеевича приняли работать в это «образцовое учреждение», свидетельствовал не только о его возросшем авторитете как врача, но и о его христианских добродетелях и добропорядочной жизни. Должность главного врача общины могла быть доверена только высоконравственному и верующему человеку.
В 1904 году началась русско-японская война, и Евгений Сергеевич, оставив жену и четверых маленьких детей (старшему было в то время десять лет, младшему – четыре года), добровольцем отправился на Дальний Восток. 2 февраля 1904 года постановлением Главного управления Российского Общества Красного Креста он был назначен помощником Главноуполномоченного при действующих армиях по медицинской части. Занимая эту достаточно высокую административную должность, доктор Боткин часто находился на передовых позициях. Во время войны Евгений Сергеевич не только показал себя прекрасным врачом, но и проявил личные храбрость и мужество. Он написал с фронта множество писем, из которых составилась целая книга – «Свет и тени русско-японской войны 1904–1905 годов» Эта книга вскоре была опубликована, и многие, прочитав ее, открыли для себя новые стороны петербургского врача: его христианское, любящее, безгранично сострадательное сердце и непоколебимую веру в Бога. Императрица Александра Феодоровна, прочитав книгу Боткина, пожелала, чтобы Евгений Сергеевич стал личным доктором Царской семьи. В пасхальное воскресенье, 13 апреля 1908 года, император Николай II подписал указ о назначении доктора Боткина лейб-медиком Высочайшего двора.

Теперь, после нового назначения, Евгений Сергеевич должен был постоянно находиться при императоре и членах его семьи, его служба при царском дворе протекала без выходных дней и отпусков. Высокая должность и близость к Царской семье не изменили характера Е.С. Боткина. Он оставался таким же добрым и внимательным к ближним, каким был и раньше.
Когда началась Первая мировая война, Евгений Сергеевич обратился с просьбой к государю направить его на фронт для реорганизации санитарной службы. Однако император поручил ему оставаться при государыне и детях в Царском Селе, где их стараниями стали открываться лазареты. У себя дома в Царском Селе Евгений Сергеевич также устроил лазарет для легкораненых, который посещала императрица с дочерями.

В феврале 1917 года в России произошла революция. 2 марта государь подписал Манифест об отречении от престола. Царская семья была арестована и заключена под стражу в Александровском дворце. Евгений Сергеевич не оставил своих царственных пациентов: он добровольно решил находиться с ними, несмотря на то, что должность его была упразднена, и ему перестали выплачивать жалованье. В это время Боткин стал для царственных узников больше, чем другом: он взял на себя обязанность был посредником между императорской семьей и комиссарами, ходатайствуя обо всех их нуждах.

Когда царскую семью было решено перевезти в Тобольск, доктор Боткин оказался среди немногих приближенных, которые добровольно последовали за государем в ссылку. Письма доктора Боткина из Тобольска поражают своим подлинно христианским настроением: ни слова ропота, осуждения, недовольства или обиды, но благодушие и даже радость. Источником этого благодушия была твердая вера во всеблагой Промысл Божий: «Поддерживает только молитва и горячее безграничное упование на милость Божию, неизменно нашим Небесным Отцом на нас изливаемую». В это время он продолжал выполнять свои обязанности: лечил не только членов Царской семьи, но и простых горожан. Ученый, много лет общавшийся с научной, медицинской, административной элитой России, он смиренно служил, как земский или городской врач, простым крестьянам, солдатам, рабочим.

В апреле 1918 года доктор Боткин вызвался сопровождать царскую чету в Екатеринбург, оставив в Тобольске своих родных детей, которых горячо и нежно любил. В Екатеринбурге большевики снова предложили слугам покинуть арестованных, но все отказались. Чекист И. Родзинский сообщал: «Вообще одно время после перевода в Екатеринбург была мысль отделить от них всех, в частности даже дочерям предлагали уехать. Но все отказались. Боткину предлагали. Он заявил, что хочет разделить участь семьи. И отказался».
В ночь с 16 на 17 июля 1918 года царская семья, их приближенные, в том числе и доктор Боткин, были расстреляны в подвале дома Ипатьева.

За несколько лет до своей кончины Евгений Сергеевич получил титул потомственного дворянина. Для своего герба он выбрал девиз: «Верою, верностью, трудом». В этих словах как бы сконцентрировались все жизненные идеалы и устремления доктора Боткина. Глубокое внутреннее благочестие, самое главное – жертвенное служение ближнему, непоколебимая преданность Царской семье и верность Богу и Его заповедям во всех обстоятельствах, верность до смерти. Такую верность Господь приемлет как чистую жертву и дает за нее высшую, небесную награду: "Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни" (Откр. 2:10).

На вечернем богослужении в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре была отслужена панихида о всех пострадавших в годину безбожных гонений за веру Христову , на которой были вознесены молитвы о всех невинно пострадавших в годы лихолетья.

Весной 1908 года доктор медицины Евгений Сергеевич Боткин получил августейшее предложение стать личным врачом Царской семьи. Это приглашение выглядело вполне закономерным, ведь еще отец Евгения, Сергей Петрович Боткин, выдающийся врач и автор многих научных открытий, служил лейб-медиком сначала при государе Александре Втором, затем при Александре Третьем. Сам Евгений Сергеевич с блестящими результатами окончил Военно-медицинскую академию, стажировался в лучших клиниках Европы, был сведущ во многих областях медицины. Но мало кто знал, что императрица Александра Федоровна остановила свой выбор на докторе Боткине, прочитав его книгу «Свет и тени Русско-японской войны». Описывая свой опыт военно-полевой терапии, автор невольно раскрылся как человек, которому свойственно глубокое сострадание, как христианин, способный на самопожертвование. «Рядом с таким доктором не будет страшно даже перед лицом смерти», - призналась Александра Федоровна фрейлине Анне Вырубовой.

Служба Евгения Боткина при Царском дворе проходила без выходных дней и отпусков, он неотлучно находился при императоре и членах его семьи. Когда началась Первая мировая война, Евгений Сергеевич обратился с просьбой к государю направить его на фронт для реорганизации санитарной службы. Однако император поручил ему оставаться при государыне и детях в Царском Селе, где стараниями Романовых стали открываться лазареты. В своем доме Евгений Сергеевич также устроил больничное отделение для раненых.

В феврале 1917 года в России произошла революция. 2 марта государь подписал Манифест об отречении от престола. Царская семья была арестована и заключена под стражу в Александровском дворце. Евгений Сергеевич не оставил своих пациентов: он решил находиться с ними, несмотря на то, что должность его была упразднена, и ему перестали выплачивать жалованье.

Когда Романовых было решено перевезти в Тобольск, Евгений Боткин добровольно последовал за ними в ссылку. В Сибири он лечил не только членов Царской семьи, но всех, кто обращался к нему за помощью. Ученый, много лет общавшийся с российской элитой, здесь смиренно служил, как земский врач, простым горожанам.

В апреле 1918 года доктор Боткин вызвался сопровождать Романовых в Екатеринбург, оставив в Тобольске своих родных детей, которых горячо и нежно любил. В Екатеринбурге большевики снова предложили Евгению Сергеевичу покинуть арестованных.

Гражданин Боткин, вы не связаны никакими ограничениями и можете сегодня же отправляться в Москву. Мы оформим вам документы, которые помогут беспрепятственно добраться сначала до Тобольска, чтобы вы могли забрать детей, а затем, вместе с ними, до столицы.

ЕВГЕНИЙ БОТКИН:

Благодарю вас, но мои дети здоровы, а цесаревич Алексей Романов тяжело болен и ежечасно нуждается в моей помощи. Если я оставлю наследника, как я смогу совместить этот поступок со своей совестью?

Здесь нет никаких наследников и цесаревичей! Есть сын государственного преступника Николая Романова, на котором также лежит тяжесть всех обвинений! И всякий, кто добровольно останется с ними, разделит их участь, какой бы она ни была. Вы это понимаете?

ЕВГЕНИЙ БОТКИН:

Да, я это понимаю. Но, принеся некогда присягу государю, я дал ему честное слово оставаться при нем до тех пор, пока он жив. Для человека моего положения невозможно не сдержать такого слова.

Доктор Боткин вполне осознавал, что отказом покинуть Романовых подписывает себе смертный приговор. Накануне расстрела Евгений Сергеевич напишет в одном из писем: «В сущности, я умер, умер для своих детей, для друзей, для дела. Надеждой себя не балую, иллюзиями не убаюкиваюсь и неприкрашенной действительности смотрю прямо в глаза. Меня поддерживает убеждение, что «претерпевший до конца спасется».

За несколько лет до своей кончины Евгений Сергеевич получил титул потомственного дворянина. Для своего герба он выбрал девиз: «Верою, верностью, трудом». С этими добродетелями доктор Боткин шел по жизни, с ними он вошел и в Небесное Царство, до смерти пронеся жертвенное служение ближним, как заповедовал Господь.

Боткин Евгений Сергеевич (27 мая (8 июня) 1865, Царское Село - 17 июля 1918, Екатеринбург) - русский врач, лейб-медик семьи Николая II, дворянин. Расстрелян большевиками вместе с Царской семьёй.

Был четвёртым ребёнком в семье известного русского врача Сергея Боткина (лейб-медика Александра II и Александра III) и Анастасии Александровны Крыловой. В 1878 г. на основе полученного дома воспитания был принят сразу в 5-й класс 2-й Петербургской классической гимназии. После окончания гимназии в 1882 г. поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, однако, сдав экзамены за первый курс университета, ушёл на младшее отделение открывшегося приготовительного курса Военно-медицинской академии. В 1889 году окончил академию третьим в выпуске, удостоившись звания лекаря с отличием. С января 1890 г. работал врачом-ассистентом в Мариинской больнице для бедных. В декабре 1890 г. на собственные средства командирован за границу для научных целей. Занимался у ведущих европейских ученых, знакомился с устройством берлинских больниц. По окончании командировки в мае 1892 г. Евгений Сергеевич стал врачом придворной капеллы, а с января 1894 г. вернулся в Мариинскую больницу сверхштатным ординатором. 8 мая 1893 г. защитил в академии диссертацию на соискание степени доктора медицины «К вопросу о влиянии альбумоз и пептонов на некоторые функции животного организма», посвящённую отцу. Официальным оппонентом на защите был И. П. Павлов. Весной 1895 был командирован за границу и два года провёл в медицинских учреждениях Гейдельберга и Берлина, где слушал лекции и занимался практикой у ведущих немецких врачей - профессоров Г. Мунка, Б. Френкеля, П. Эрнста и других. В мае 1897 избирается приват-доцентом Военно-медицинской академии. В 1904 году с началом Русско-японской войны убыл в действующую армию добровольцем и был назначен заведующим медицинской частью Российского общества Красного Креста (РОКК) в Маньчжурской армии. Доктор не раз сам выходил на передовую, заменяя раненого фельдшера. Личная храбрость его сочеталась с сердечной верой. Скорбные мысли, которые вызывала у горячего патриота эта позорная война, свидетельствовали о его глубокой религиозности: «Удручаюсь все более и более ходом нашей войны, и потому больно… что целая масса наших бед есть только результат отсутствия у людей духовности, чувства долга, что мелкие расчеты становятся выше понятий об Отчизне, выше Бога». У него, как и у многих русских людей того времени, было тяжелое предчувствие: «Что-то будет у нас в России! Бедная, бедная родина!»«За отличия, оказанные в делах против японцев» был награждён офицерскими боевыми орденами - орденами Святого Владимира III и II степени с мечами, Св. Анны II степени, Св. Станислава III степени, сербским орденом Св. Саввы II степени и болгарским - «За гражданские заслуги». Осенью 1905 г. Евгений Боткин возвратился в Петербург и приступил к преподавательской работе в академии. В 1907 г. назначается главным врачом общины святого Георгия. По просьбе Императрицы Александры Фёдоровны был приглашен как врач в царскую семью и в апреле 1908 назначен лейб-медиком Николая II. Однажды царевич, от которого Боткин не отходил сутками, признался ему: «Я Вас люблю всем своим маленьким сердцем». Пробыл в этой должности до своей гибели. Также являлся совещательным членом Военно-санитарного Ученого комитета при Императорской Главной квартире, членом Главного управления Российского общества Красного Креста. Имел чин действительного статского советника. Медицинский талант доктора Боткина соединялся с высокими нравственными качествами души. Е.С. Боткину суждено было стать последним русским лейб-медиком. После февральской революции и ареста царской семьи Временное правительство предложило Боткину на выбор – остаться со своими еще совсем недавно царственными пациентами или покинуть их. Перед таким же выбором позже поставили его и большевики. Врач им ответил: «Я дал царю мое честное слово оставаться при нем до тех пор, пока он жив». Потом в своем последнем письме он признавался, что его душевные силы укрепляет Слово Господа: «Претерпевший же до конца спасется» (Мф 10: 22). Был расстрелян вместе со всей императорской семьёй в Екатеринбурге в Ипатьевском доме в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. Канонизирован РПЦЗ в 1981 году вместе с другими расстрелянными. 30 октября 2009 года Генеральная прокуратура Российской Федерации приняла решение о реабилитации 52 человек из окружения императора Николая II и его семьи, подвергшихся репрессиям после Революции. В числе реабилитированных находится и Евгений Боткин. У Евгения Боткина было четверо детей: Юрий, Дмитрий, Глеб и Татьяна. В 1910 г. Боткин развёлся с женой (Ольгой Владимировной). Сын Дмитрий - хорунжий лейб-гвардии казачьего полка - погиб в I мировую войну (3 декабря 1914 г. он прикрывал отход разведывательного казачьего дозора. Награждён посмертно Георгиевским крестом IV степени). После революции Татьяна и Глеб Боткины последовали за отцом в ссылку в Тобольск, но в Екатеринбург власти их не пустили. После разгрома белых Татьяна и Глеб уехали в эмиграцию. За границей Татьяна Боткина (в замужестве - Мельник) написала «Воспоминания о Царской семье», где упоминала и о своём отце. В настоящее время во Франции живёт внук Боткина - Константин Константинович Мельник-Боткин (сын Татьяны Боткиной, который руководил Французскими спецслужбами в 1960ых годах, и Константина Мельника - всего у них было трое детей).