Стили и функционально-смысловые типы речи.
Художественный стиль:
Публицистический стиль :
Деловой стиль используется, чтобы точно передавать деловую информацию. Основной функцией научного стиля речи является точное изложение научной информации. Область применения разговорного стиля – общение в неофициальной обстановке.
Научный стиль речи - стиль, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, строгий отбор языковых средств, монологический характер. Характеризуется логичностью, последовательностью и ясностью.
Хотя в русском языке есть пять стилей речи: научный, официально-деловой, разговорный, художественный и публицистический, в ЕГЭ представлено только два стиля: художественный и публицистический.
Почему нет остальных? К тексту, помимо задания А29, относятся такие, как В8 (определение изобразительно-выразительных средств) и С1 (написание сочинения-рассуждения).
Подумай, как можно говорить о достоинствах разговорного стиля или написать сочинение по тексту научного или официально-делового стиля?!
Поэтому сайт остановился именно на вопросе о том, как различить текст художественного и публицистического стилей (картинки выше).
описание | повествование | рассуждение |
это словесное изображение кого-либо или чего-либо | это рассказ о событиях | это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли |
Вспомни, как ты описываешь фотографию или картину. | Вспомни, как ты пересказываешь фильм или сюжет книги | Вспомни, как ты строишь речь, когда пытаешься кого-либо убедить в своей точке зрения. |
ОПИСАНИЕ= ПРИЗНАК 1 +ПРИЗНАК 2 +ПРИЗНАК 3 | ПОВЕСТВОВАНИЕ= СОБЫТИЕ 1 + СОБЫТИЕ 2 + СОБЫТИЕ 3 | РАССУЖДЕНИЕ= СУЖДЕНИЕ 1 + СУЖДЕНИЕ 2 + СУЖДЕНИЕ 3 |
Разбор задания.
Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен (-ы) в предложениях 1-5?
1) описание
2) повествование и рассуждение
3) повествование и описание
4) повествование
(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (3) Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»
Рассуждаем так. С первого по третье предложения излагаются события в хронологической последовательности. Значит, перед нами – повествование. А в предложениях 4-5 представлен портрет отца, то есть это описание.
Основными типами речи являются описание , повествование и рассуждение .
Описание - это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).
В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия).
Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания - и в форме настоящего времени. Широко используются синонимы - определения (согласованные и несогласованные) и назывные предложения.
Например:
Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. (А. И. Куприн)
Описание помогает увидеть предмет, представить его в сознании.
|
Повествование - это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).
В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал и т. д.).
Например:
И вдруг... случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумленного Джека... Джек уперся передними ногами и яростно замотал головой. Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания. (А. И. Куприн)
Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.
Рассуждение - это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).
|
В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны ), а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.)
Например:
Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.
Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.К. Г. Паустовский)
Границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. При этом далеко не всегда в тексте представлен какой-либо один тип речи. Значительно чаще встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и повествование; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элементами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и т. п.
Стиль - это исторически сложившаяся система языковых средств и способов их организации, которая используется в определенной сфере человеческого общения (общественной жизни): сфере науки, официально-деловых отношений, агитационно-массовой деятельности, словесно-художественного творчества, сфере бытового общения.
Каждый функциональный стиль характеризуется:
а) сферой применения;
б) основными функциями;
в) ведущими стилевыми чертами;
г) языковыми особенностями;
д) специфическими формами (жанрами).
|
|
Научный стиль делится на три подстиля: собственно научный , научно-учебный и научно-популярный .
Каждый из названных подстилей имеет свои особенности. В научно-учебных и научно-популярных подстилях допускается использование некоторых (отдельных) языковых средств, характерных для разговорной речи и публицистики, в том числе средств языковой выразительности (метафор, сравнений, риторических вопросов, риторических восклицаний, парцелляции и некоторых других).
В текстах научного стиля могут быть представлены все типы речи: описание, повествование и рассуждение (чаще всего: рассуждение-доказательство и рассуждение-объяснение).
Официально-деловой стиль
|
В текстах официально-делового стиля обычно представлено два типа речи: описание и повествование.
Публицистический стиль
|
Публицистический стиль делится на два подстиля: собственно публицистический и художественно-публицистический.
Собственно публицистический подстиль характеризуется злободневностью тематики, использованием общественно-политической лексики и терминологии (депутат, власть, патриот, парламент, консерватизм ), специфической публицистической лексики и фразеологии (репортаж, миротворческий, коридоры власти, урегулирование конфликта ), частотностью употребления заимствованных слов, называющих новые экономические, политические, бытовые, научно-технические явления (дистрибьютор, инвестиция, инаугурация, киллер, крупье, рейтинг и др.).
Художественно-публицистический подстиль по своим языковым особенностям сближается со стилем художественной литературы и характеризуется сочетанием функций воздействия и убеждения с функцией эстетической, а также широким использованием изобразительно- выразительных средств языка, в том числе тропов и фигур.
В текстах публицистического стиля могут встречаться все типы речи: описание, повествование и рассуждение.
Для художественно-публицистического подстиля особенно характерно рассуждение-размышление.
Художественный стиль
|
В текстах художественного стиля, как и в публицистике, широко используются все типы речи: описание, повествование и рассуждение. Рассуждение в художественных произведениях предстает в форме рассуждения-размышления и является одним из важнейших средств раскрытия внутреннего состояния героя, психологической характеристики персонажа.
Разговорный стиль
Сфера применения (где?) | Бытовая (неофициальная обстановка) |
Функции (зачем?) | Непосредственное бытовое общение; |
Основные стилевые особенности | Непринужденность, простота речи, конкретность, эмоциональность, образность |
Основные языковые средства | Разговорная, в том числе эмоционально-оценочная и экспрессивная, лексика и фразеология (картошка, книжка, доченька, малыш, длиннющий, шлепнуться, кот наплакал, сломя голову
); неполные предложения; использование экспрессивных синтаксических конструкций, характерных для разговорной речи (вопросительных и восклицательных предложений, слов-предложений, в том числе междометных, предложений с парцелляцией (Придешь завтра? Молчать! Поспать бы! - Вы в кино? - Нет. Вот еще! Ой! Эх ты!
); |
Жанры | Дружеская беседа, частный разговор, бытовой рассказ, спор, записки, частные письма |
Типы речи урок развития речи 5 класс
Основные типы речи – повествование, описание, рассуждение. В повествовании обычно говорится о действиях и событиях (что было сначала, потом, затем … и наконец). В описании изображаются предметы, люди, природа и т.д. В рассуждении излагаются причины явлений и событий, их взаимосвязь.
Типы речи можно различать по вопросам: к повествованию ставится вопрос что произошло ? к описанию – какой ? к рассуждению - почему ?
Прочитайте текст. Облака, облака – кучерявые бока, Облака кудрявые, Целые, Дырявые, Легкие, Воздушные, Ветерку послушные. (С.Михалков)
Какие ?
Тип речи – описание.
Прочитайте текст. Облака, облака. Пышные, белые, Расскажите, облака, Из чего вас сделали ? Может, вас, облака, Сделали из молока ? Может быть, из мела ? Может быть, из ваты ? Может быть, из белой Из бумаги мятой ?
Почему ?
Тип речи – рассуждение.
Прочитайте текст. Плыло по небу большое мохнатое облако. Плыло гордо, неторопливо. И встретилось с другим облаком. - Эй ты, прочь с дороги! – закричало первое облако. - Это ты убирайся! – рассердилось второе. - Ах, ты так! Ну, погоди же! – И первое облако толкнуло второе в бок. - Ты еще и драться лезешь! – рассвирепело второе облако и почернело от злости. Получилось не облако, а туча. Первое тоже потемнело, в тучу превратилось. Сшиблись великаны лбами, да так, что искры посыпались. Люди внизу задирали головы и говорили: «Вот это молния! Ай да гром! Сейчас гроза будет». И верно: вслед за искрами у разозленных толстяков из глаз слезы полились.
Что произошло ?
Тип речи – повествование.
Что произошло ?
Несколько рисунков;
глаголы.
Какой ?
Один рисунок;
прилагательные.
Почему ?
Нет рисунка;
наречие.
Текст 2
(1)Жил у нас в доме огромный толстый кот – Иваныч. (2)Мы все его любили за добрый нрав. (3)Только увидит нас утром – сразу подбежит, начнёт мурлыкать, об ноги тереться. (4)Нам даже казалось, что по своему характеру и уму кот больше походил на собаку. (5)Он и бегал за нами, как собака: мы на огород – и он следом, мама в магазин – и он за ней. (6)А возвращаемся вечером с реки – Иваныч уж на лавочке возле дома сидит, будто нас дожидается. (7)В старом доме мы прожили несколько лет, потом переехали в другой. (8)Переезжая, мы очень боялись, что Иваныч не уживётся на новой квартире и будет убегать на старое место. (9)Но наши опасения оказались совершенно напрасными. (10)Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. (11)Тут уж он почувствовал, что всё в порядке, вскочил на постель и улёгся. (12)В обед кот мигом примчался к столу и уселся, как обычно, рядом с мамой. (13)В тот же день он осмотрел новый двор, посидел на лавочке перед домом, но на старую квартиру не ушёл. (14)Значит, не всегда верно, когда говорят, что собака людям верна, а кошка дому: вот у Иваныча вышло совсем наоборот.
(По Г. Скребицкому)
1. Определите и запишите основную мысль текста.
3. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 10−13 текста. Запишите ответ.
4. В предложениях 9−11 найдите слово со значением «чувство тревоги, беспокойство». Выпишите это слово.
5. В предложениях 4−6 найдите антоним к слову «утром» и выпишите его.
Каждый ребёнок, изучающий русский язык, знает, в чём разница между текстом и простым набором предложений.
Признаки текста
Текст - это предложения, взаимосвязанные между собой. Их соединяет смысл, целостность. Только текст может иметь определённую структуру, в которой все предложения служат одной общей мысли. Различают устный и письменный вид текста. Одно предложение не может считаться связным текстом. Их должно быть, как минимум, два. Идея и тема составляют смысл всех собранных воедино предложений. Каждый текст имеет своё композиционное строение, которое включает традиционные три части: вступление, основная часть и вывод. Главная мысль, тема текста, проблемы раскрываются в первой части. Основная часть содержит развитие событий.
Чтобы перейти к вопросу о типах текста, сначала стоит сказать несколько слов о стилях речи. Их два: разговорный и книжный. Второй имеет несколько подвидов:
Типы текста
Выделяют три основных типа текстов:
«Повествование » - это рассказ о событиях, связанных между собой последовательно по времени. Отличительный признак повествования проявляется в структуре: завязка событий, их развитие и развязка. Повествование ведется от третьего лица и от первого. Используются глаголы в совершенном виде прошедшего времени.
Тип «описание » имеет последовательную характеристику и изображение предметов, событий, людей. Наблюдается перечисление свойств и характерных особенностей, которые принадлежат описываемому персонажу. В описании могут присутствовать предложения с однородными определениями, дополнениями и обстоятельствами. Используются метафоры, сравнения, эпитеты и другие средства выразительности языка. Основная задача такого типа текста - создание представления об описываемом предмете.
Тип текста «рассуждение » содержит изучение и исследование отдельно взятых предметов, происходит выявление их связи друг с другом. В рассуждении есть определенная схема и логически грамотно выстроенная структура. Во вступлении содержится главная мысль, высказывается предположение или формулируется тезис. В качестве подтверждения или опровержения приводятся яркие доказательства и аргументы. Выводы содержатся в концовке текста.
10 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова «служили». Определите значение, в котором употреблено это слово в восьмом (8) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
CJIУЖИ"ТЬ, служу, служишь; несов .
1. Нести, исполнять службу (во 2, 3 и 6 знач.) Служить в министерстве. Служить в армии. Служить обедню .
2. перен., кому-чему . Делать что-нибудь для когo(чего)-нибудь, выполняя чью-нибудь волю, приказания, направлять свою деятельность на пользу чего-нибудь (высок.). Служить своему народу . Служить искусству.
3. чем. Иметь своим назначением что-нибудь, быть пригодным для чего-нибудь. Диван служит постелью. Служить примером. Служит доказательством.
4. (1 и 2 лицо не употр.). Выполнять своё назначение. Старый костюм пока ещё служит.
5. О собаках: стоять на задних лапах. Шарик служи!
6. Рад служить (офиц.) – вежливое выражение готовности оказать услугу.
(27)Ростки любви к родной природе в юной душе проросли ещё в раннем детстве.
(8)Особая гордость – простые вещи, которые служили Тургеневу: ружьё, шляпа, сумка для дичи, пороховница, фляга для воды, трость, которой он пользовался во время ходьбы.
(24)Ивана не занимали дорогие игрушки.
(11)Число нынешних гостей сюда измеряется тысячами.
Ответ: ________________________________________
12 Из предложения 28 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ .
Ответ: ________________________________________
13 Выпишите грамматическую основу предложения 9.
Ответ: ________________________________________
14 Среди предложений 19-23 найдите простое односоставное неопределённо-личное предложение
Ответ: ________________________________________
15 Установите соответствие между предложениями, взятыми из текста, и их синтаксической характеристикой: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
СИНТАКСИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА |
А) Наблюдая за интересами сына, мать распорядилась везде развесить клетки с чижами, синицами, щеглами. |
1) Простое предложение, осложнённое вводным словом. |
2) Простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельством и однородными членами. |
|
Б) Сюда, в Спасское, он возвращался подышать родным воздухом, встретиться с друзьями. |
|
3) Простое предложение, осложнённое обособленным определением и однородными членами. |
|
В) В усадьбе, соединившей истинно русское гостеприимство с европейским комфортом, гостями писателя в разное время были Толстой, Некрасов, Фет, Щепкин, Полонский, Григорович, Савина, Успенский, Гаршин. |
|
4) Простое предложение, осложнённое уточняющим обстоятельством места и однородными членами. |
16 Среди предложений 1-5 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи определительного местоимения . Напишите номер этого предложения.
Ответ: ________________________________________