Самоанализ работы логопеда за учебный год. Самоанализ деятельности учителя-логопеда Кориневской Р.Г. Диагностику речевых нарушений детей дошкольного возраста осуществляю по методике Г.А Волковой « Методика обследования нарушений речи у детей». Данная мето

В последнее время контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. С каждым годом среди обучающихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию полноценной учебной деятельности. Существует ряд речевых проблем, которые можно решить только в рамках специальной речевой школы, однако таковых незначительное количество, и напротив, огромное количество детей имеет речевые проблемы, которые возможно решить в рамках общеобразовательной школы.

Актуальность проблемы обозначена тем что, чем раньше начинается логопедическая коррекция, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков, не осложненных вторичными последствиями, а также и сопутствующей им педагогической запущенности. Своевременное выявление среди них учащихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов устной речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление у этих детей нарушений письма и чтения, но и не допустить отставания в усвоении программного материала по русскому языку.

Необходимым условием гармоничного развития психики ребенка является полноценность речевой деятельности. Умственное и речевое разви-

тие ребёнка тесно связаны между собой.

Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствуют развертыванию творческих сил личности ребёнка, устраняют препятствия к реализации ее общественной направленности, к приобретению знаний.

Методической темой образовательного учреждения, в котором я работаю - является «мастерство учителя - залог качественного образования и социализации обучающихся».

Повышение эффективности и качества обучения учащихся школы предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из них недостатков устной и письменной речи.

Основная цель моей педагогической деятельности – максимальная коррекция отклонений в развитии речи учащихся (коррекция отклонений в развитии устной речи и профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений письменной речи). Это способствует достижению поставленной образовательным учреждением цели деятельности, решению актуальных задач образования на современном этапе его развития.

Для реализации поставленной цели в ходе работы я решаю следующие задачи:

1) обследование речи учащихся (сентябрь – стартовая диагностика,

январь – промежуточная, май – итоговая);

2) разработка и реализация системы работы по коррекции нарушений

речи у учащихся;

3) проведение групповых и индивидуальных занятий по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций;

4) консультирование педагогических работников и родителей по примене-

нию специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим

отклонения в речевом развитии.

5) самообразование, самосовершенствование профессиональной деятель-

ности.

Логопедическая работа в нашем общеобразовательном учреждении состоит из трёх основных блоков: диагностический (комплексное обследование устной и письменной речи обучающихся); коррекционный блок (система организации коррекционного обучения); блок профилактики и консультирования (работа по предупреждению появления вторичных нарушений, консультирование родителей, педагогов).

Для организации эффективной коррекционной работы необходимо своевременное и качественное обследование с целью выявления детей, имеющих нарушения устной и письменной речи. Для этого в нашей школе организована социально-психологическая служба, одним звеном из которой, является функционирование школьного психолого-педагогического консилиума. Инициатором организации школьного ПМПк, и его председателем являюсь я, на протяжении двух лет. Положительным в организации данной службы считаю, что при поступлении ребенка в школу, испытывающего какие-либо трудности в обучении, педагоги и специалисты после качественного обследования, совместно, составляют план коррекционной работы с данным учеником, выявляют его сохранные и нарушенные стороны и комплексно, преодолевают имеющиеся недостатки.

Для обследования детей мною апробировано много методик, остановилась я на методике Фотековой Т. Ахутиной Т. « Нейропсихоло-гическая диагностика речевой патологии у детей».

Данная методика очень объемная, но точно определяет результаты обследования, так как по речевому профилю обследуемого можно видеть сохранные стороны речевого развития, и нарушенные. Для диагностирования устной и письменной речи младших школьников я использую упрощенный вариант данного исследования устной и письменной речи. В сложных случаях, при обследовании детей со сложной структурой дефекта использую полный вариант методики. На каждого ребенка нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении заводится индивидуальная карта развития, в которой отражаются результаты обследования специалистами (логопед, психолог, меработник, педагогические характеристики), составляется индивидуальный образовательный маршрут обучающегося на год.

После обследования устной и письменной речи комплектую группы, подгруппы для организации логопедических занятий. Используя системы коррекционной работы Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, Н.Н. Яковлевой, С.А. Лагутиной, А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, Е, В Мазановой, М.А. Поваляевой и др.) для каждой группы (ФФНР, ОНР, Смешанная форма дисграфии) составляю авторские рабочие программы, ориентируясь на индивидуальные и потенциальные возможности моих воспитанников, ежегодно внося коррективы в содержание программы. Так как в нашем районе существует только один логопункт на базе ДОУ, то большинство дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи, лишены данных услуг. Поэтому при поступлении в школу почти 49% обучающихся первых классов, имеют мономорфные и полиморфные нарушения произношения. На каждого ребенка составляю индивидуальный план работы по коррекции произносительной стороны речи.

В своей работе опираюсь на знания основ теории общей и специальной педагогики, общей и возрастной психологии, физиологии, методик коррекционной работы с детьми, имеющими речевые недостатки, а также на личный опыт.

Одним из механизмов реализации целей и задач современного образования является включение ребенка в образовательную деятельность с помощью деятельностного метода (Л.Г. Петерсон). Использование деятельностного метода на логозанятиях изменило обычный ход занятия, тему которого определяют мои ученики. Широко использую прием создания проблемной ситуации, требующей освоения нового знания, что позволяет повысить интерес обучающихся к изучаемой проблеме и добиться высоких результатов и способствует формированию личности ребёнка.

При работе с детьми по коррекции речевого дефекта всегда приходится нормализовать психическое и физическое состояние ребенка. Решению данных задач помогает использование здоровьесберегающих технологий:

А) кинезиологические упражнения (А.Л. Сиротюк) кулак-ребро-ладонь, ухо-нос и др.;

Б) логоритмические упражнения без музыкального сопровождения

(рассказывание стихотворений с движениями); элементы су-джок терапии.

В) пальчиковые игры (сочетание упражнений по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями);

Активно использую как на групповых, так и на индивидуальных занятиях оздоровительные приемы (гимнастика для глаз, упражнения для формирования правильной осанки, артикуляционная и дыхательная гимнастика). Полезен в работе с логопатами прием психотерапевтического воздействия (релаксации, использование формул внушения правильной речи).

Наряду с общепринятыми методами и приемами активно использую в своей работе - игровые технологии.

Игровые технологии, представляют широкие возможности для творческой деятельности детей, интеллектуального развития, формирования познавательного интереса и творческого мышления, расширению словарного запаса и развитию связной речи, что очень важно для преодоления речевого нарушения. Одной из эффективных форм проведения итоговых логопедических занятий является применение игровых технологий. К традиционным соревнованиям, конкурсам добавились интеллектуально-развлекательные игры по типу популярных телепередач: «Что? Где? Когда?», «КВН». В них сохранилась соревновательно-конкурсная основа, изменилось лишь игровое оформление. Именно на таких занятиях ребенок учится планировать совместную партнерскую деятельность, проявляет свои способности, самоутверждается.

Использование информационных технологий в коррекционной работе позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

В своей работе использую презентации как на групповых (на этапе дифференциации звуков, в ходе работы по развитию связной речи), так и на индивидуальных занятиях. На индивидуальных занятиях, с целью повышения уровня мотивации к логозанятиям и развития мыслительных операций, психических процессов использую готовые диски: Кирилл и Мефодий « Начальная школа. Обучение грамоте»; « Учимся думать. Сборник игр, развивающих навыки мышления», « Баба-Яга учиться читать» и др.

С каждым годом в начальном звене увеличивается число детей-дисграфиков, имеющих, в связи со спецификой речевого расстройства серьёзные трудности в усвоении школьной программы. Данная тема: «Нарушения письменной речи у младших школьников» стала темой самообразования, над которой я работала в течение пяти лет (2006-2011 год). Отправной точкой своей трудоемкой работы было изучение уровня развития письменной речи у обучающихся начальной школы и разработка эффективных приемов и упражнений, корригирующих письменную речь. Результаты исследования письменной речи младших школьников и анализа традиционных подходов в коррекции вышеуказанных нарушений отражены в исследовательской работе на тему: « Нарушения письменной речи у младших школьников МОУ КСОШ №1». В своей работе я отразила данные диагностики письменной речи обучающихся 2-4 классах, проанализировала типы ошибок и основные виды нарушений письма. Всего было обследовано 152 обучающегося, для определения уровня развития письменной речи было проведено: комплексное групповое обследование письменной речи (письменный срез); анализ текущих письменных работ (тетрадей); изучение школьной документации (личные тетради, журнал успеваемости, анкетирование и беседы с учителями по русскому языку). Результаты письменных срезов показали, что в письменных работах учащихся наблюдались все виды специфических ошибок. Большую часть составили ошибки акустического характера (2-3 класс), в 4 классе - дизорфографические; на втором месте - ошибки синтаксического характера; на третьем месте - ошибки дизорфографического характера; на четвертом месте - ошибки оптико-пространственного и синтаксического характера .

При индивидуальном логопедическом обследовании (некоторых обучающих, имеющих наибольшее количество ошибок в письменных работах) были выявлены такие недостатки как: несформированность фонематического восприятия, недоразвитие пространственного восприятия, нарушения звукопроизношения; недоразвитие зрительного восприятия.

Анализ письменных работ учащихся 2-4 классов МОУ КСОШ №1

Работая с детьми – дисграфиками, приходится творчески подходить к своей работе, комбинируя и адаптируя различные методики. Поэтому используя традиционные системы коррекционных работ (Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, Н.Н. Яковлевой, Е.В. Мазановой) разнообразила свою работу использованием нейропсихологических приемов при коррекции дисграфии (А.Е. Соболева). На каждом занятии использовала одно или несколько таких упражнений как: « Графические рисунки», « Письмо букв на ладошке, на спине, в воздухе». Для расширения поля зрения использую разнообразные цветные таблицы. Кроме того использую такие упражнения: « Словесный куб»; « Арабское письмо»; « Древнерусское письмо»; « Шифровщик»; « Магазин» и др. Использую специальную методику работы над ошибками (работа учащегося предлагается в печатном варианте + дается памятка « Алгоритм работы над ошибками»).

С целью изучения эффективности использования специфических приемов в коррекции дисграфии проводилось экспериментальное исследование, в котором приняли участие 10 учеников третьих классов, зачисленных на логопункт в группы с речевым заключением: смешанная форма дисграфии. Для изучения состояния процесса письма в начале и в конце учебного года детям был предложен диктант, соответствующий всем требованиям. В результате анализа было установлено, что почти в каждой работе наблюдались все виды специфических ошибок. Большую часть составили ошибки фонематические, на втором месте ошибки языкового анализа и синтеза, на третьем месте - аграмматические, на четвертом - оптические. В таблице дан сравнительный анализ количества ошибок в письменных работах учащихся на начало и конец учебного года.

Сравнительный анализ количества специфических ошибок в письменных работах учащихся на начало и конец учебного года.

Виды специфических ошибок

Начало учебного года

Конец учебного года

Ошибки фонематические

Ошибки языкового анализа и синтеза

Аграмматические ошибки

Оптические

Проанализировав письменные работы младших школьников в начале и конце учебного года, можно сделать вывод о значительном улучшении состояния письма третьеклассников, и о том, что систематическое использование нейропсихологических приемов направляет процесс коррекции письма по эффективному пути обучения и развития школьников.

Использование таких приемов на занятиях предусматривает развитие всех необходимых функций, особенно произвольности, и одновременно достигается развивающая цель. В процессе занятий младшие школьники вырабатывают умение следовать правилам, развивают речь, воображение, пространственные представления, мелкую моторику, восприятие, внимание, память, логическое мышление все, что необходимо для овладения русским языком.

При организации логопедической работы по коррекции произносительной стороны речи опираюсь на онтогенетический принцип, принцип обходного пути, учета индивидуальных особенностей воспитанника. Использую специфический метод коррекции - двигательно-кинестетический; наглядные (презентации, мнемотаблицы).

Коррекционная работа тесно переплетена с воспитательной работой, которая направлена на гуманизацию педагогического процесса и личностно-ориентированный подход к каждому обучающемуся.

Качество знаний и умений моих воспитанников стабильное и высокое, что отражено в таблицах (Приложение №3)

Зачис

лено

выпущено

Качество логопедической

работы %

2007-2008

2009-2010

2010-2011

На логопедических занятиях использую своеобразную систему оценок:

в форме эмоционального отношения; оценочного суждения; скалы достижений» (Высокий, средний, низкий уровень); отметки-символа («умник»: грустный, веселый)

Одним из важных направлений в своей работе считаю - профилактику и консультирование. Регулярно, в течение года, вне занятий организую индивидуальные и групповые консультации для родителей и педагогов, семинары-практикумы, выступления на методических объединениях и педагогических советах, оформляю различные методические материалы на стендах в соответствии с годовым планом. Так как в нашем районе кадровый дефицит специалистов - логопедов, то мною подготовлено и проведено два открытых районных мероприятия: Семинар-практикум для учителей начальной школы на тему: «Нарушения письменной речи младших школьников» 2010 год; мастер-класс для учителей Качугского района на тему: « Эффективные способы и приемы коррекции акустической дисграфии у младших школьников »-2011 год.

Считаю, что одно из основных условий успешной работы с ребенком – установление доверительных отношений, психологический контакт с родителями. Формы и методы работы с родителями в своей деятельности использую следующие: индивидуальные и групповые консультации, тематические выставки, информационные стенды, открытые занятия.

В межаттестационный период (2007-2012год) показала 4 открытых заня-тия: 2007 г на районном методическом объединении учителей начальной школы - интегрированное занятие: « Литературная викторина « По страницам произведений К.И. Чуковского»; 2008 г.- на районном методическом объединении учителей начальной школы - групповое логопедическое занятие - «Дифференциация парных согласных «К-Г», «К* -Г*»; Практическое знакомство с предлогами (К, ОТ); 2010 г - групповое логопедическое занятие (для учителей начальных классов Качугской СОШ №1 на тему: « Путешествие в страну Красивой речи»; 2010 г - групповое логопедическое занятие для учителей МО социально-психологической службы МОУ КСОШ №1 на тему: «Обитатели наших лесов».

На протяжении пяти лет вхожу в состав муниципальной психолого-педагогической комиссии, за качественную подготовку документации и работу, награждена грамотой Качугского РОНО.

Большое внимание уделяю созданию условий для коррекционной деятельности, поэтому стараюсь обеспечить свой кабинет всем необходимым. В кабинете собрано большое количество книг, пособий, дидактического материала. Оформлена и систематизирована картотека по всем разделам программы, а также паспорт кабинета. За участие в конкурсе

«Лучший кабинет», проходивший в рамках МОУ Качугской СОШ №1 награждена дипломом третьей степени.

Одним из важнейших условий эффективной деятельности логопеда считаю повышение профессионализма. Это самообразование, посещение курсов повышения квалификации, работа в социально-психолого-педагогической службе школы, а также активная работа в школьном ПМПк.

В настоящий момент в своей профессиональной деятельности столкнулась со следующими проблемами:1) Рост числа детей, имеющих сложную структуру речевого дефекта;2) Недостаточное техническое оснащение логопедического кабинета, социально-психологической службы в нашем образовательном учреждении;3)«Информационный вакуум» специалистов отдаленных и сельских учреждений.

Самоанализ выполнен учителем-логопедом

муниципального казённого общеобразовательного

учреждения Качугская средняя общеобразовательная школа №1

Николаевой Н.В.

Директор МКОУ КСОШ №1 Татарникова Т.А.

Приложение№1

Приложение №2

  1. Упражнения для исправления нарушений письма, связанных с артикуляцией звуков

    А) Вставь гласную букву в начале слова: АОЫУИЭ

    Окунь, -зел, -глы, -зредка, -стров, - хнул.

    Б)Замени гласную, чтобы получилось новое слово:

    Дом-…., бак-…., вал-…, шок-….

    В) Замени в начале слова согласную, чтобы получилось новое слово:

    Точка-…., день-…,балка-….

    Г)Верни букву на место: З или С

    А_ыпанный _негом ле_ _ка_очно кра_ив.

2) Обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами.

1.Вставь в слова парную той гласной которая ухе есть в слове:

Сан_, рук_, знам_, Ан_.

2. Вставь буквы Ы-И:

Сл_в_, пл_т_, г_р_, с_т_й

3) Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком.

1. Запиши слова в ед. числе:

Кони-ко н ь, степи-….

2.Вставь мягкий знак, где нужно:

Стоял_ жаркий ден_.

Лос_- лес_ной жител_.

4)Оглушение звонких согласных в середине слова

1. К слову, записанному так, припиши слово так, как оно пишется:

(ношки)-…,(локти)-…,(гласки)-…,(голофка)-…

2. Запиши слова в 2 столбика: в первый –со звонкой согласной, во второй- с глухой согласной:

Кни_ка, була_ка, ча_ка, ре_кий, коля_ка…

5)Пропуск букв или недописывание слов:

    Волшебный диктант:

Наступила осень-

--------- -----.

Здоровый-

Ый

    Арабское письмо:

« !обисапС»;

6)) Упражнение "Корректурная правка".
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика.
7)) Упражнение "Пишем вслух".
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.
То есть, "Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём" (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде "ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ"). Пример проще: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (на стале стаял куфшин с малаком).
Под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа "зу*п", или перед глухим согласным, типа "ло*шка". Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка "ставить палочки", т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!
8) "Пропущенные буквы".
Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.
Например:

К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти... М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м об__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг. Лариосик, п__д__б__о Николке, з__су__ил __ук__в__ и п__м__га__ __маз__ва__ь и __кл__ды__ат__ вс__ в д__ин__у__ и __ы__о__ую ж__стя__ую к__роб__у __з-__од ка__ам__л__. __аб__та __ы__а сп__шн__й, иб__ каж__ому п__ря__оч__ому ч__ло__е__у, у__а__тво__авш__му в рев__лю__и__, о__ли__но и__в__ст__о, __т__ о__ы__ки пр__ __с__х вл__ст__х __ро__схо__ят от __ву__ ча__ов т__и__ц__ти __ин__т __о__и до __ести час__в п__тн__дца__и м__ну__ ут__а з__мо__ и от д__ен__дца__и ч__со__ но__и до __етыр__х __тра ле__о__. В__е __е ра__от__ з_-д__рж__ла__ь, бл__го__а_-я Лариосику, к__то__ы__, з__ако__я__ь с __с__ро__ст__ом де__ятизар__дн__го п__сто__ета с__с__ем__ Кольт, вл__ж__л в __у__ку __бой__у не т__м __онц__м и, __т__б__ в__та__ит__ е__, __он__до__ил__сь зн__чи__ел__но__ ус__л__е и __ор__до__но__ к__ли__е__т__о м__сл__. Кр__м__ то__о, пр__изо__ло в__ор__е и н__ожи__а__но__ пр__пя__ст__и__: к__ро__к__ со в__о__ен__ым__ в н__е ре__ол__ве__ам__, п__го__а__и Николки и Ал__кс__я, ше__ро__ом и __ар__о__ко__ __а__ле__н__ка А__ек__е__, к__р__б__а, в__ло__е__на__ в__у__р__ __ло__м пар__фи__ов__й __ум__ги и с__а__уж__ п__ в__е__ __в__м __бл__п__е__на__ ли__ким__ __оло__ам__ __ле__т__и__е__ко__ __з__ля__ии, н__ __ро__еза__а в ф__рто__к__.

9) Лабиринты, Графические диктанты.
Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

Канцелярские принадлежности для дисграфиков:

Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советую ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место "хватки" пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками.
Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус должен быть трехгранным. Такие ручки и карандаши для дисграфиков с тройным сечением для опоры трех держащих пальцев, выпускает, например, фирма Staedtler. Есть трехгранные карандаши и фломастеры фирмы Centropen.
К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы были совмещены оба "удобства": и треугольник, и пупырышки. Так что купите "пупырчатую" ручку и треугольный карандаш.
Гелевые ручки считаются наиболее подходящими для дисграфиков (чувствуется нажим), но в первом классе ими пользоваться, скорее всего, запретят: часто текут, замерзают, портятся. Поэтому дома даже самым маленьким полезно поиграть в средневекового переписчика - тренироваться писать перышком и чернилами (если родители не знают, как, то можно поинтересоваться у бабушек и дедушек). "Перьевое" письмо формирует правильное положение руки относительно поверхности бумаги. При этом, правда, появляется увлекательнейшая возможность в чернилах измазаться и измазать тетрадь, стол, нос, коленки и проч., так что будьте бдительны.

Приложение №3

Результаты коррекционно-логопедической работы

2007-2008

2009-2010

2010-2011

Всего обследовано

с 1-4 классы

83чел.

223 чел.

75 чел.

Выявлено детей, имеющих нарушения речи (зачислены на логопункт)

на группо

вые занятия

на индивид

занятия

на группо

вые занятия

на индивид

занятия

на группо

вые занятия

на индивид занятия

ОНР-12

ФФНР-9

Дисгра

фия-33

ОНР-9

ФФНР-12

ОНР-5

ФФНР-7

Дисграфия-20

ОНР - общее недоразвитие речи III уровня

ФФНР-фонетико-фонематическое недоразвитие речи

На индивидуальные занятия зачисляются дети, имеющие дефекты произносительной стороны речи.

Результаты коррекционно-логопедической работы(%)

Зачис

лено

выпущено

Качество

логопедической

работы %

2007-2008

57 (21)

36 (16)

63 (76)

2009-2010

21 (31)

14(16)

67 (52)

2010-2011

32 (17)

20 (11)

63(65)

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Качугская средняя общеобразовательная школа №1

Самоанализ педагогической деятельности

у чителя -логопеда

Николаевой Натальи Викторовны

2011 год

Наталья Скворцова
Самоанализ деятельности учителя-логопеда

Самоанализ профессиональных достижений учителя-логопеда

Скворцовой Натальи Ивановны

(Фамилия, имя, отчество)

учитель -логопед _МБДОУ ЦРР д\с № 7 «Город Детства»

(место работы, должность)

Информация об учителе-логопеде :

Стаж (общий, в должности учителя-логопеда ) 12, 3; в должности учителя логопеда -9 лет .

Нагрузка (за период с предыдущей аттестации) по годам :

1. Динамика результатов развития обучающихся (воспитанников) за период с предыдущей аттестации

1.1. Успешность освоения обучающимися (воспитанниками) программ,

реализуемых (составленных) учителем-логопедом

Год Общее количество

обучаемых (воспитанников, зачисленных в логопедические группы Количество детей, освоивших

программу (или выпущенных из логопедической группы/ пункта)

2011-2012 26 26 100

2012-2013 31 30 96.7

Комментарии (описание до 3 тыс. знаков, включающее названия программ, цель использования, авторское методическое обеспечение и результат, в том числе в виде рисунков

В работе используется программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей, автор : Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.

Целью работы является, реализация коррекционной программы по развитию речи, преодоление недостатков в речевом развитии дошкольников 5-6 лет, на основе дифференцированного обучения и индивидуального подхода, оказание своевременной квалифицированной систематической логопедической помощи.

В своей работе реализую следующие задачи :

Развитие сенсомоторных функций.

Формирование кинетических и кинестетических основ артикуляционных движений.

Развитие фонетического и фонематического слуха.

Формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

Развитие просодических компонентов речи.

Обеспечение взаимосвязи коррекционного и общеразвивающего процессов.

Развитие познавательных процессов.

Развитие мелкой моторики и координации движения.

Развитие общей речевой коммуникации.

Осуществление личностно- ориентированного подхода.

Обеспечение взаимодействия с педагогами и специалистами ДОУ.

Привлечение родителей к работе по преодолению речевых дефектов у воспитанников.

Непосредственно коррекционная деятельность с детьми осуществляется в двух формах : индивидуальная и фронтальная. Дети зачислены после обследования и по итогам заседания ПМПК района. На каждого ребенка составляется личное дело, в которое входит : свидетельство о рождении, заявление родителей, согласие родителей на обследование и работу логопеда, речевая карта, направление на ПМПК, протокол на зачисление, индивидуальная программа.

Фронтальные занятия проводятся три раза в неделю, индивидуальные- по циклограмме деятельности .

Коррекционный процесс строится на основе нормативно- правовых документов организации логопедической работы ДОУ : конвенции о правах ребенка, Закона РФ «Об образовании» , Концепции специального (коррекционного) образования МО Ростовской области, Типового положения ДОУ, Типового положения о специальном (коррекционном) ОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и др.

Создана единая коррекционно- развивающая среда, максимально направленная на преодоление речевых нарушений у детей.

Помимо этой работы проводится кружковая работа, которую посещают дети по запросу родителей раз в неделю. На эту работу также составлен план, ведется журнал посещаемости.

1.2. Результативность коррекционной работы с обучающимися (воспитанниками) .

Результаты работы учителя -логопеда по коррекции (развитию)

устной речи обучающихся (воспитанников)

год Показатели позитивной динамики речевого развития обучающихся (воспитанников)

Развитие звукопроизно-шения Развитие словаря Развитие грамматичес-кого строя языка Развитие связной речи Развитие коммуникатив-ных умений и навыков

Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %

2011-1012 24 92.3 26 100 26 100 26 100 26 100

2012-2013 28 90.3 29 93.5 31 100 31 100 31 100

Результативность работы по коррекции речи за два учебных года (2011-2012, 2012-2013) отражена в годовых отчетах, протоколах на выпуск ПМПК, диагностических картах.

К концу каждого учебного года развитие грамматического строя речи, развитие коммуникативных умений и навыков выходит на 100% уровень, развитие словаря воспитанников в 2011-2012 уч. году пришло к норме, а в 2012-2013 году у одного воспитанника не соответствовало возрастной норме, что обусловлено индивидуальным развитием данного ребенка и его наследственными факторами.

К конце учебных годов звукопроизношение не соответствовало норме в 2011-2012- у двух человек; в 2012-2013 –у 3 человек. Несмотря на систематическую коррекцию, у этих воспитанников остались искажены некоторые звуки, что обусловлено тяжестью речевого дефекта именно этих воспитанников.

2. Результаты деятельности учителя -логопеда с педагогами, узкими специалистами и родителями (законными представителями) обучающихся (воспитанников)

2.1. Информация о консультациях для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей)

обращений

Год Педагогов и специалистов ОУ Родителей или законных представителей

2011 9 64.3 28 100

2011-2-12 10 71.4 26 100

2012-2013 10 62.5 31 100

2011 год указан в таблице отдельно, так как в данном детском саду я работаю с марта 2011г. На 2011 год количество педагогов в саду составляло 14 человек. В 2011-2012 учебном году, педагогов и специалистов в саду -14 человек. В 2012-2013 уч. году пед. состав увеличен до 16 человек.

Консультации для специалистов и воспитателе й проходили как в групповой форме (на педсоветов и педчасах, так и в индивидуальном порядке, по запросу воспитателя или специалиста.

Темы консультаций :

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

Развитие лексико-грамматических представлений у детей с ОНР.

Работа с родителями консультативного характера проводилась в 100% объеме. Это и групповые консультации, и индивидуальные консультации, в форме буклетов, выступления на родительских собраниях.

Темы :

Этапы формирования детской речи.

Речевая азбука для родителей младших дошкольников.

Игры на кухне.

Читаем и анализируем произведения вместе с детьми.

Когда следует идти к логопеду.

Четвертый год жизни. Развитие речи.

2.2. Разнообразие направлений и форм просвещения и профилактической работы учителя -логопеда со взрослыми (педагогами, студентами, родителями)

Направление

деятельности 2011-2012 2012-2013

Просвещение в области речевого развития детей Выступления на МО района Выступление на педсовете на начало года. Доклады МО в течении года.

Просвещение в области обучения и воспитания детей с нарушениями речи Выступления на педсовете в начале года Консультация, и рекомендации воспитателям логопедической группы по индивидуальному подходу к воспитанником и единству используемых методик.

Взаимодействие с другими специалистами ОУ (например, консилиумы, ШПМПК и др.) Участие в ПМПк ДОУ. Составление пакета документов. Индивидуальных программ. Участие в работе ПМПк ДОУ. Составление индивидуальных программ развития.

Другие направления профилактической работы и просвещения (в том числе, работа со студентами) Консультации для детей не посещающих ДОУ Сопровождение практики студента 4 курса ЮФУ логопедического факультета Марковой Е. С. С составлением программы практики и рекомендаций по её проведению, на базе нашего ДОУ.

В основе коррекционной коррекционной работы лежит понимание прямой зависимости эффективности диагностической, корреционной и профилактической работы с детьми от уровня профессионального мастерства, специальных знаний и умений всех участников коррекционно образовательного процесса. Поэтому этой работе уделено достаточное внимание.

3. Результат деятельности учителя -логопеда по созданию и апробации программно-методических, дидактических, учебных и других материалов.

В 2013 году разместила свое электронное портфолио на образовательном проекте сайт. о чем есть свидетельство (приложение) .

Там же участвовала в ежемесячном конкурсе «Лучший конспект занятия» , где представила конспект занятия логопедического кружка «Чудо- дерево» , за октябрь (сертификат в приложении) . «Лучший сценарий праздника» Конспект комбинированного развлечения к Дню матери «Рядом с мамой –хорошо!» , за ноябрь (сертификат в приложении) .

Также участвовала в интерактивном конкурсе «Магист» - «Лучший конспект занятия» .

Являюсь членом творческой группы ДОУ. Участвовала в работе адаптационной группы ДОУ. Разработаны и проведены занятия в этой группе в период с февраля по май 2013 года. (конспекты в приложении)

4. Обеспечение качества организации коррекционно-образовательного процесса на основе эффективного использования современных технологий (логопедических методик, в том числе информационных технологий

В своей работе использую современные образовательные технологии :

Информационные компьютерные технологии.

Результаты использования Информационные компьютерные технологии- положительное воздействие на различные стороны речи, психическое развитие детей, расширение уровня образовательных возможностей с помощью современных мультимедийных средств. Использование компьютерных презентаций на всех этапах обучения в индивидуальной и групповой образовательной деятельности как наглядный дидактический материал, а так же как средство визуализации и опосредованно повышает мотивацию к обучению, увеличивает концентрацию внимания, развивает творческие способности, формирует навыки самоконтроля , умение самостоятельно приобретать новые знания.

Технология проблемного обучения.

Помогает усвоить способы самостоятельного приобретения знаний , умений, навыков, мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать. Создание проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность воспитанников по их решению на всех этапах обучения с опорой на зону ближайшего развития личности ребенка способствует овладению знаниями, умениями, навыками, развитию мыслительных и творческих способностей детей.

Игровые технологии Овладеть ролевой игрой, формировать готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности учения . Имитирование реальных ситуаций, придуманных или восстановленных сказочных сюжетов или мини-историй. Формирование воображения, символической функции сознания, речи, развитие высших психических функций.

за 2013-2014 учебный год

Учитель-логопед:

2014 год

Самоанализ деятельности учителя - логопеда

Цель ДОУ: создание условий обеспечивающих формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических качеств, сохранение и укрепление здоровья детей.

Задачи:

1.Совершенствовать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, развитию их физических качеств через комплексный подход:

Организация оптимального двигательного режима;

Формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);

2.Развивать коммуникативные компетентности и интеллектуально-творческие способности детей в процессе развивающих игр средствами современных образовательных технологий. (ОТСМ-ТРИЗ-РТВ и ИКТ), путем совершенствования комплексно-тематического принципа планирования образовательной деятельности .

3.Повысить эффективность взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах воспитания, развития, образования и подготовки детей к обучению в школе через реализацию совместной проектной деятельности .

Деятельность учителя-логопеда по годовым задачам

Работа с детьми

1 задача годового плана

Укрепление соматического здоровья дошкольников. Развитие мимической мускулатуры. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие моторики речевого аппарата.

Занятия в проветренном кабинете; витаминизация детей; проведение занятий с соблюдением норм и правил Cан. Пин.

Проведение комплексов

(2-3упражнения) упражнений для развития мимической мускулатуры на каждом индивидуальном занятии.

На каждом индивидуальном или подгрупповом занятии с детьми-логопатами проводилась игра на развитие координации движений, а также упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук

Проведение комплекса артикуляционных упражнений с каждым ребенком - логопатом на индивидуальных занятиях.

Дети - логопаты старшей и средней групп с дизартрическим синдромом научились управлять мимикой лица.

У большинства старших дошкольников наблюдается значительное улучшение в развитии координации движений, у многих детей виден прогресс в развитии мелкой моторики пальцев рук.

Развитие моторики артикуляционного аппарата способствует лучшему исправлению дефектов звукопроизношения у детей.

2 задача годового плана ДОУ

Динамика развития детей

Развивать коммуникативные компетентности и интеллектуально-творческие способности детей в процессе развивающих игр средствами современных образовательных технологий. (ОТСМ-ТРИЗ-РТВ и ИКТ), путем совершенствования комплексно-тематического принципа планирования образовательной деятельности.

1. Использование блока логокоррекционных занятий с использованием ИКТ и технологии ОТСМ – ТРИЗ

2. Компьютерная программа «Учимся говорить правильно».

3. Игры с использованием ИКТ на автоматизацию и дифференциацию звуков.

4. Пополнение блока игр с использованием ИКТ на дифференциацию звуков

· Мотивация повышается детей к исправлению имеющихся дефектов речевого развития, повысился результат коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у старших дошкольников.

· У детей значительно расширился словарь словами-признаками; используя пособие «ЯБЛОНЯ», дети хорошо составляют описательные рассказы о каком-либо объекте.

· Дети – логопаты научились оперировать компьютерным манипулятором «Мышью».

3 задача годового плана ДОУ

Динамика работы с родителями

Повысить эффективность взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах воспитания, развития, образования и подготовки детей к обучению в школе через реализацию совместной проектной деятельности.

ü Участие в групповых родительских собраниях.

Ø Консультация родителей « Причины речевых нарушений».

Ø Консультация для родителей «Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома».

Ø Консультация для родителей «Развитие графомоторного навыка у детей»

Ø Консультация для родителей

«Компьютерные игры – это хорошо или плохо? Как и во что играть шестилеткам»

Ø Консультация для родителей «Родителям будущих первоклассников»

Ø Участие в родительской конференции «Готовность детей к обучению в школе».

ü Проведение индивидуальных консультаций

Повышение профессионального мастерства


Курсы повышения квалификации,

аттестация

Методические объединения педагогов города,

семинары,

Реферат, доклад,

консультации,

дидактические пособия, методическая разработка

Городские

конкурсы,

конференции.

Результаты

самообразования

Аттестация на высшую категорию апрель 2014 г.

Посещение ГМО логопедов 18.09.13г.

МАДОУ № 4

Тема: Обсуждение плана работы ГМО логопедов ДОУ на год.

Посещение ГМО логопедов 18.02.14г. МАДОУ №11 «Елочка»

Тема «Здоровьесберегающие технологии в формировании звукопроизношения дошкольников»

24.04.2014г. МАДОУ № 2 «Сказка»

Научно - практическая конференция учителей – логопедов города

«Реализация личностно – ориентированного подхода в коррекционной работе специалистов службы сопровождения»

Консультации для воспитателей и родителей всех возрастных групп (индивидуальные, подгрупповые, групповые)

Представление здоровье сберегающего пособия «Матрица» на ГМО

учителей – логопедов 18.02.2014 г.

Участник 2-го Всероссийского конкурса мультимедийных технологий «Организации работы с семьей»

Победитель конкурса в рамках ГМО учителей логопедов «Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя – логопеда»

Аттестация на высшую категорию

Индивидуальная работа с детьми и ее результативность

(Здесь таблица с ФИО детей и речевыми заключениями)

Выводы: в 2013-2014 учебном году на базе логопункта – структурного подразделения МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад № 2 «Сказка» была создана логопедическая группа. Так же, как в предыдущие годы, работой по коррекции и развитию речи занимался учитель – логопед

В сентябре 2013 года проведена диагностика уровня развития речи детей 4-6 лет. На первый план выдвигается проблема коррекции речи детей с дефектами различного генеза:

Итого с патологией речи –61 ребенок. В связи с одной ставкой логопеда, в логопедическую группу было зачислено 29 детей. Это дети-логопаты, выпускающиеся в школу и дети со сложными речевыми диагнозами. Логопедическая группа сформирована была таким образом:

В течение года выбыло 2 ребенка. Прибыло -6 детей

На конец года выпущено:

Результативность коррекционной работы 76%.

Анализ результативности

В течение года проводились подгрупповые и индивидуальные занятия по устранению неправильного звукопроизношения, по развитию речевого дыхания, мелкой моторики пальцев рук, фонематического восприятия; по формированию лексико-грамматической стороны речи, уделялось внимание работе над фразой ее использованием в связной речи. Помимо положительного результата прослеживается незавершенность работы:


· невозможность проведения индивидуальной коррекционной работы с детьми – логопатами в период с сентября по декабрь 2013 год (дети из-за закрытия аварийного здания ДОУ были распределены в другие ДОУ города);

· поступление детей в ДОУ и зачисление на логопункт в апреле 2014 год;

· плохая посещаемость некоторых детей детского сада;

· сложность дефектов (ФФНр, обусловлено дизартрией по диагнозу невролога, ОНР);

· не было должного внимания и контроля со стороны родителей.

Работа с педагогами

Участники

Ознакомление педагогов с результатами диагностики и с образованием логопедической группы.

Выступление на ПМПк ДОУ

Педагоги ДОУ

Ознакомление с этапами формирования речи.

Индивидуальные консультации

Воспитатели всех групп.

Дать информацию о значительном улучшении коррекционной работы с детьми при помощи родителей.

Познакомить воспитателей с влиянием фонематического слуха на письменную речь

Консультация для педагогов «Преемственность в речевой работе детского сада и семьи».

Индивидуальные консультации.

Консультация для педагогов «Роль фонематического слуха в формировании письменной речи детей».

Воспитатели всех группы.

Воспитатели подготовительной, старших и средней групп.

Воспитатели подготовительной, старших групп

Познакомить педагогов с положительной динамикой внедрения современных образовательных технологий в образовательный процесс ДОУ

Индивидуальные консультации

Консультация для педагогов «Ресурсы ИКТ в обучении детей»

Конспект коррекционного занятия «В гости к Царице русского языка »

Педагоги ДОУ

Педагоги г. Нягани и др. городов РФ (на сайте ДОУ)

Представить результаты конечной диагностики.

Выступление на педагогическом совете в конце учебного года.

Педагоги ДОУ

Выводы: тесная взаимосвязь воспитателей, учителя-логопеда, других педагогов детского сада способствует формированию и воспитанию правильной грамотной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Работа с родителями

Участники

Ознакомление с результатами диагностики, с началом работы логопедической группы, графиком работы учителя-логопеда.

Анкетирование родителей

Выступление на родительских собраниях.

Все группы (октябрь 2014)

Познакомить с правилами проведения артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастик, с особенностями развития фонематического слуха.

Расширить знания родителей о проведении коррекционной работы в ДОУ с детьми – логопатами.

Индивидуальные консультации.

Консультации на темы:

«Правила проведения артикуляционной гимнастики»,

«Учимся говорить правильно»,

«О правильном дыхании»,

«Преемственность в речевой работе детского сада и семьи»

«Речевая готовность детей к обучению в школе»

«Формирование фонематического восприятия»,

«Профилактика нарушений письма у детей дошкольного возраста».

Консультации на данные темы, коррекционные занятия с использованием современных образовательных технологий, картотеки игр, фотографии работы с детьми - логопатами на сайте ДОУ (Страничка учителя-логопеда).

Родители средних, старших и подготовительной групп.

Родители подготовительной, старших и средних групп.

Познакомить родителей младших групп с нормой речевого развития и с правилами проведения артикуляционной гимнастики, с причинами патологии речи

Консультации на темы :

«Что такое артикуляционная гимнастика для чего нужна»,

«Причины патологии речи»,

«20 советов учителя–логопеда», «Учимся говорить правильно»

Родители младших групп.

Выводы: большое значение имеет тесное сотрудничество с родителями и их действенная заинтересованность в оказании помощи своему ребенку в развитии правильной, грамотной, красивой речи.

ü применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе;

ü продолжить внедрение современных образовательных технологий в логокоррекционную работу (продолжить составление блока коррекционных занятий этапа дифференциации звуков; введение в работу интерактивную доску);

ü осознанное включение родителей в совместный с учителем – логопедом коррекционный процесс;

ü организация и ведение совместного проекта с педагогом – психологом и родителями;

ü продолжать работу по самообразованию по теме «Современные образовательные технологии в работе учителя – логопеда».

Я имею высшее педагогическое образование, в 2010 году закончила переподготовку в НИПКиПРО по специальности олигофренопедагогика, общий стаж педагогической деятельности - 11 лет. В данном учреждении работаю в должности учителя-логопеда 1 год. Имею первую квалификационную категорию (аттестована 28 февраля 2006 года).

Актуальность проблемы обозначена тем что, чем раньше начинается логопедическая коррекция, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков, не осложненных вторич-ными последствиями, а также и сопутствующей им педагогической за-пущенности. Своевременное выявление среди них учащихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов устной речи и орга-низация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление у этих детей нарушений письма и чте-ния, вторичных по отношению к устной речи, но и не допустить отста-вания в усвоении программного материала по русскому языку.

Необходимым условием гармоничного развития психики ребенка является полноценность речевой деятельности. Умственное и речевое развитие ребёнка тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности характеризуются определенными особенностями.

Преодоление и предупреждение речевых нарушений способ-ствуют развертыванию творческих сил личности ребёнка, устраняют препят-ствия к реализации ее общественной направленности, к приобрете-нию знаний.

При разработке путей специального воздействия особое внима-ние уделяется тем сторонам овладения речью, которые связаны не только с механическим подражанием, но и, прежде всего, с позна-вательной деятельностью ребенка, с сознательным овладением пре-подносимым материалом.

Повышение эффективности и качества обучения учащихся школы предполагает своевременное выявление, предуп-реждение и устранение имеющихся у некоторых из них недостатков устной и письменной речи.

Основная цель моей педагогической деятельности - максимальная коррекция отклонений в развитии речи учащихся. Для реализации поставленной цели в ходе работы я решаю следующие задачи:

Обследование речи учащихся (сентябрь - стартовая диагностика, январь - промежуточная, май - итоговая);

Разработка и реализация системы работы по коррекции нарушений речи у учащихся;

Проведение подгрупповых и индивидуальных занятий по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций (проводимые мной подгрупповые занятия направлены преимущественно на совершенствование лексико-грамматического строя речи детей и развитие связной речи, на индивидуальных занятиях я решаю задачи по воспитанию звуковой культуры речи детей);

Консультирую педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в речевом развитии.

Мною выбрана тема для самообразования: «Индивидуальный и дифференцированный подход при коррекции отклонений в развитии речи учащихся».

Составляя воспитательно-образовательные, коррекционные программы для своих учеников я ориентируюсь на их индивидуальные особенности и потенциальные возможности, ежегодно внося коррективы в содержание программы.

Учитывая особенности детей, в ходе занятий использую игровые технологии и разные формы организации: подгрупповые и индивидуальные занятия, широко применяю дифференцированный подход в обучении. Конспект занятия по коррекции звукопроизношения представлен в Приложении №2. Большое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми, так как считаю, что для детей эта форма организации является наиболее эффективной. С этой целью ежегодно составляю план индивидуальной работы с детьми на каждое полугодие.

Особенностью логопедической работы в МОУ «СОШ с.Завьялово» является индивидуализация коррекционно-логопедического воздействия. Это связано с тем, что ученики одного и того же класса резко различаются по уровню развития речи, по сформированности фонематического анализа и синтеза, по степени выраженности и патогенезу нарушений звукопроизношения. У одних детей звук поставлен и автоматизирован, у других имеется изолированное произношение звука, но он не закреплён в речи.

Специфика логопедической работы проявляется и в планировании. Фронтальные логопедические занятия строятся с учётом постепенного введения трудностей.

В начале учебного проводится логопедическое обследование обучающихся начальных и средних классов с целью выявления детей, имеющих нарушения устной и письменной речи.

Для проведения диагностического исследования устной речи школьников используется методика, разработанная Т.А.Фотековой совместно с Л.И.Переслени. Данные обследования представлены в Приложении №1. Получив такой профиль, можно сразу вычленить как наиболее сформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребёнка и, основываясь на этом, разработать коррекционную программу для каждого учащегося.

Представленные данные позволяют оценить масштаб необходимой логопедической помощи детям в нашей школе в 2009-2010 учебном году.

На всех учащихся оформляются речевые карты. Учащиеся распределяются по группам соответственно речевым дефектам.

С 15 сентября по 15 мая с обучающимися, зачисленными на логопункт, проводится систематическая коррекционная работа.

Логопедическая работа в школе проводилась по следующим направлениям:

I. Коррекция нарушений звукопроизношения

1. Предварительный этап

· развитие ручной моторики;

· развитие дыхания;

· развитие речевого дыхания и голоса;

· развитие артикуляторной моторики.

2. Этап постановки звука

3. Этап автоматизации звука

4. Этап дифференциации звуков речи

II. Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи

1. Развитие лексики

В конце учебного года проводится контрольное исследование. Результаты исследования в конце 2009-2010 учебного года представлены в Приложении №1 . В конце учебного года были выпущены из логопедической группы 11 учащихся, что составило 34%.

Данные сведения показывают, что логопедическая работа проводилась эффективно, у учащихся наблюдается значительное улучшение всех компонентов речевой системы.

В 2009-2010 учебном году мною подготовлены и проведены консультации для педагогов, выступила на МО

Самоанализ деятельности

учителя-логопеда МДОУ № 26 «Колосок»

Кузьминой Татьяны Вячеславовны

В 1980 году я окончила филологический факультет Мичуринского государственного педагогического института по специальности учитель русского языка и литературы. Педагогический стаж 28 лет. Все эти годы работаю учителем-логопедом в МДОУ № 26«Колосок». Имею высшую квалификационную категорию (Приказ № 371 УО области от 28.04.2004г.)

В своей деятельности руководствуюсьТиповым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Постановление Правительства РФ № 212 от 03.03.2000г.), Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (в ред. Постановления Правительства РФ № 179 от 14.02.1997г).

Работаю в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В соответствии с речевым нарушением мною выбраны следующие программы:

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ФФН (старшая группа). – 1993 г.;

Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи (подготовительная группа). – 1978 г.;

Каше Г.А.. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Проект программы воспитания и обучения детей с ФФНР (седьмой год жизни). -1986г.

Девизом моей работы являются слова Е.Щукиной:

Прекрасна речь, когда она, как ручеек

Бежит среди камней чиста, нетороплива

И ты готов внимать ее поток

И восклицать: «О, как же ты красива!»

Ведущими целями считаю:

1. создание оптимальных условий для преодоления проблем, связанных с нарушением речи;

2. подготовка детей к полноценному овладению устной и письменной речью, в конечном итоге – к успешному обучению в школе.

Поскольку речевые недостатки являются препятствием к полноценному общению со сверстниками, взрослыми, способствуют развитию у них чувства неуверенности и повышенной тревожности, основными задачами моей деятельности являются:

а) обследование детей ДОУ и выявление среди них нуждающихся в коррекционно-речевой помощи;

б) изучение уровня речевого развития и определение основных направлений и содержания работы;

в) систематическая работа в соответствии с индивидуальным планом речевого развития;

г) оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению;

д) формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей готовности к логопедической работе и оказание импомощи в организации полноценной речевой среды;

е) диагностика результативности речевой работы.

На протяжении многих лет наше учреждение сотрудничает с Мичуринским лицеем. Требования, предъявляемые к поступающим в первый класс, достаточно высоки: дети должны уметь читать, писать, понимать содержание прочитанного, уметь пересказать то, что прочитали. Тогда и возникла потребность знакомить детей со всеми буквами алфавита. Мною было составлено планирование по разделу «Обучение грамоте». Эта тема стала основной в моей педагогической деятельности. К тому же она является частью большой программы «Подготовка детей к школе», над которой работает коллектив нашего учреждения. Учителя города отмечают высокий уровень подготовки к школе наших воспитанников.

Анализируя результаты диагностики по разделу «Обучение грамоте», можно заметить, что в начале года несколько человек знали буквы, умели сливать буквы в слоги. Хотелось бы отметить, что в результате работы по обучению грамоте мои дети: читают по слогам, понимая смысл прочитанного, пишут под диктовку слова и короткие предложения, умеют списывать с доски и с книги. Умеют определять количество и последовательность слогов, находить ударный слог, определять количество и последовательность слов в предложении, составлять схему слова и предложения, владеют анализом и синтезом слов, успешно работают с кассами.

Несмотря на большое количество дидактического материала по данному разделу, нет пособия которое бы в полной мере отвечало всем требованиям выбранной программы. Поэтому, используя накопленный за много лет работы опыт, мною был подготовлен дидактический материал с учетом рекомендаций известных педагогов Р.И. Бунеева, Е.В. Бунеевой,Н.А. Жуковой, Т.А. Ткаченко. В основу легли теоретические положенияД.Б, Эльконина и В.В. Давыдова. При разработке и апробировании материала учитывались возрастные и индивидуальные особенности дошкольников. Работа по ознакомлению с буквами строится по доступной увлекательной технологии. Наряду с заданиями по формирования фонематического слуха представлены упражнения по обучению навыкам звуко-буквенного анализа. Существенное место отводится развитию логического мышления, внимания, памяти, воображения, мелкой моторики. Материал получил одобрение коллег на городском методическом объединении, был представлен для участия в конкурсе творческих работ, который проводился методическим центром, где получил высокую оценку и сертификат. Также пособие одобрено кафедрой педагогики и методики начального обучения МГПИ. Данный материал успешно используется логопедами города.

Учитывая, что с каждым годом увеличивается количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, значительное внимание уделяю созданию условий для коррекционной деятельности. Стараюсь разнообразить занятия за счет нового дидактического материала: Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Автоматизация звуков у детей», «Антонимы», «Пишем и читаем», «Количественные числители»; Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-6 лет», Бобылева З.Т. «Игры с парными карточками», Цуканова С.П., Бетц Л.Л. «Я учусь говорить и читать» и др.

В кабинете, где провожу занятия, есть все необходимое, чтобы вызвать у ребенка желание заниматься. Дети с удовольствием идут на контакт, так как я принимаю их такими, какие есть с их достоинствами и недостатками. Каждый ребенок индивидуален и к каждому свой ключик. Работу строю строго на доверии, во взаимоотношениях использую демократический стиль общения. К негативным моментам стараюсь относиться с юмором.

Дошкольный возраст – самое благоприятное время для коррекции недостатков, в том числе и речевых, поскольку психика детей этого возраста восприимчива к разным педагогическим воздействиям.

Оцениваю деятельность ребенка не только по конечному результату, но и процессу его достижения. Очень трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интерес. Стараюсь не употреблять слова: надо, обязательно , заменив их на: давай поиграем . Стараюсь создать ситуацию успеха, отмечаю малейшие продвижения ребенка в процессе становления правильной речи, тем самым стимулирую его желание двигаться дальше. Все это вместе взятое создает положительную мотивацию у ребенка в отношении к занятиям. Это можно видеть из таблицы.

Отношение к занятиям

Кол-во человек

Проценты

Очень нравятся

83,3 %

Все равно

16,7 %

Совсем не нравятся

Не знаю

Я четко определила для себя, что основой любых достижений и успехов является системный подход во всех начинаниях, посильная нагрузка на каждого ребенка, учет его психофизического состояния.

Информационное обеспечение моей деятельности находится на высоком уровне. В кабинете собрано большое количество книг, пособий, дидактического материала, журналов «Логопед», «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии», «Дошкольная педагогика». Регулярно знакомлюсь с материалами, имеющимися в Интернете. Являюсь членом компьютерного клуба логопедов «Логобург». Оформлена картотека по всем разделам программы, а также паспорт кабинета. Постоянно слежу за новинками литературы по каталогам издательств «Сфера», «Гном и Д».

Одним из важнейших условий эффективной деятельности логопеда считаю повышение профессионализма. Это самообразование, посещение курсов повышения квалификации, работа ГМО. На протяжении всех лет работы занимаюсь самообразованием. Материалы таких авторов как З.Е. Агранович,Т.А. Ткаченко, Е.В. Новикова использую в своей работе. Заслуживает внимания новая работа «Учусь говорить и читать» авторов С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц.

На протяжении 4 лет (2003-2007 гг.) руководила методическим объединением учителей-логопедов города. Составляя план работы на учебный год, учитывала такие задачи как:

1) повышение профессионального мастерства;

2) овладение современными навыками и приемами диагностики и коррекции;

3) изучение, обобщение и внедрение в практику опыта работы коллег;

4) развитие творческой инициативы.

В эти годы работала «Школа молодого специалиста, на заседаниях которой начинающие логопеды не только слушали выступления опытных коллег и наблюдали их работу, но и имели возможность обсудить возникшие вопросы и найти пути их решения.

Старалась разнообразить работу ГПО конкурсами конспектов, выставками пособий, дидактического материала, обобщением опыта работы творческих педагогов, отмечая в каждом его индивидуальность. Постоянно делюсь опытом работы с коллегами по теме «Обучение грамоте».

В межаттестационный период показала 2 открытых занятия для логопедов города. В 2004 году – «Использование занятий по обучению грамоте для профилактики дислексии». 2006 год - «В гостях у цыпленка» на основе мнемотаблиц, так как тема очень заинтересовала. Была изучена соответствующая литература, изготовлены пособия (таблицы, карточки). В основу работы положен материал Большаковой «Учимся по сказке».

Разработала диагностическую карту по определению уровня речевого развития детей, а также диагностический инструментарий и критерии оценки. Провожу обследования в начале и в конце года, результаты оформляю графиками и диаграммами, анализирую полученные данные.

Анализ диаграмм показал, что уровень речевого развития детей существенно повысился. Если на начало учебного года по результатам обследования преобладающим был средний уровень, доля которого составлялаоколо77 %, а высокого уровня не было совсем, то в конце года детей с низким уровнем вообще не наблюдалось. Количество детей с высоким уровнем речевого развития составило около 50 %.

Одним из важнейших направлений в коррекционной деятельности логопеда является взаимодействие с родителями.Считаю, что одно из основных условий успешной работы с ребенком – установление доверительных отношений, психологический контакт с родителями. В начале учебного года провожу дни знакомств, пытаюсь, как можно больше узнать о ребенке, его речевом развитии. Никогда не даю никаких гарантий и не делаю дальних прогнозов, так как из многолетней практики знаю, что могут возникнуть самые непредвиденные ситуации. С самого начала работыпытаюсь настроить родителей на то, что их помощь просто необходима. Стремлюсь стать для нихсоветчиком и помощником, стараюсь, чтобы родители поверили, что я сделаю все необходимое, чтобы помочь ребенку. В последние годы многие родители недостаточно серьезно относятся к проблемам своих детей, считая это издержками возраста, приводятмножество оправданий речевым недостаткам своих детей «он балуется», «не хочет», «к школе научится», «я в его возрасте тоже плохо говорила». А многие родители сами имеют дефекты речи, в таких случаях приходится оказывать максимальную помощь без поддержки родственников. Родители в известной мере привыкают к речи своих детей, не замечают недостатков, а потому не помогают им усваивать правильную речь. Свою задачу вижу в том, чтобы учить родителей правильно формировать речь, разъяснять, показывать им, в чем состоит логопедическая работа.

Итогом первого этапа работы является родительское собрание, на котором я «рисую» общий портрет группы, рассказываю о том, чем будем заниматься в течение учебного года. Конкретно о каждом ребенке говорю в индивидуальной беседе. В перспективномплане выделена отдельной графой работа с родителями на учебный год. Цель – повысить интерес родителей к коррекции речи детей.

Формы и методы работы с родителями в своей деятельности использую следующие: индивидуальные и групповые консультации, тематические выставки, информационные стенды, открытые занятия, папки-передвижки. В этом учебном году изготовила новый логопедический уголок «Речецветик», из материалов которого родители могут почерпнуть много полезной информации по рубрикам:

o О чем говорить с ребенком в семье;

o Обогащение словаря в домашних условиях;

o Организация работы по исправлению нарушенного произношения;

o Памятка по разделу«Обучение грамоте».

Вот некоторые темы консультаций для родителей:

ü Правила работы в домашней тетради;

ü Речевые нарушения и причины их возникновения;

ü Советы родителям, имеющих детей с нарушениями речи;

ü Игра - лучший помощник в занятиях;

ü Нужно ли спешить с обучением в чтении?

Изготовлены папки-передвижки: «Учимся писать», «Знакомимся с буквами», «Леворукий ребенок»; информационный стенд: «Как говорит ваш ребенок». Родители, используя материал, могут проверить речевые навыки своего ребенка по следующим разделам: понимание речи, связная речь, оценка речи по звучанию, фонематический слух, лексико-грамматический строй речи, состояние голоса, темп речи, оценить уровень речевого развития. Оформлена папка «Работа с родителями».

Привлекаю родителей к изготовлению пособий и дидактического материла, которые используются на занятиях.

Ежегодно провожу открытые занятия для родителей, на которых они имеют возможность видеть трудности и следить за успехами детей. В конце года совместно проводятся открытые мероприятия, такие как «Поле чудес», «КНВ», «Что?Где?Когда?», «В стране правильной речи».

Таким образом, участвуя в образовательно-воспитательном процессе родители постепенно становятся более активными, начинают ответственней относиться к выполнению заданий.

Опрос, проведенный среди родителей, показал, что:

ü практически все они читают, что в детском саду созданы все условия для успешной работы по формированию правильной речи;

ü отмечают, что занятия приносят реальный результат;

ü замечают значительные улучшения в речи детей;

ü не видят необходимости что-либо менять в работе логопеда.

Как бы я не стремилась помочь ребенку, но если при этом не будет встречной активности воспитателей, логопедическая работа окажется мало продуктивной, поскольку именно они закрепляют навыки и умения, полученные на коррекционных занятиях.

Коллектив нашей группы постоянен. Работаем в тесном контакте, в обстановке взаимопонимания и творчества. В начале учебного года знакомлю воспитателей с результатами обследования, объясняю цели и задачи программы работы с каждым ребенком. Воспитатели проводят предшествующие логопедическим занятия по накоплению и расширению словаря. Также применяем такой вариант взаимодействия, при котором воспитатели закрепляют материал логопедических занятий. Важным моментом являются вечерние занятия по заданию логопеда. В группе организован логопедический уголок, в котором подобранны настольные игры по закреплению правильного произношения для развития дыхания, неречевых процессов. Материал обновляется по мере прохождения.

Мною оформлена папка «Взаимосвязь логопеда и воспитателей». Материал консультаций различен:

ü Упражнения для развития анализа и синтеза;

ü Комплексы артикуляционных упражнений;

ü Формирования графических навыков;

ü Развитие слухового внимания;

ü Развитие мелкой моторики;

ü Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими дефекты речи.

Анализ результатов диагностики за последние три года выявил наличие у большинства детей минимальных проявлений дизартрии.Это речевое нарушение достаточно трудно поддается логопедическому воздействию, поэтому проблема коррекции становится все более актуальной. Изучение данной проблемы считаю для себя профессиональной потребностью. Надеюсь, что, изучив эту тему более основательно, смогу решить ряд трудностей, возникающих в работе с данной категорией детей. Мною составлен план изучения проблемы, подготовлен список необходимой литературы; планирую подготовить рекомендации для родителей, консультации для воспитателей по проблеме «Профилактика и коррекция стертой формы дизартрии у детей».

Последнее время много внимания уделяется ранней диагностикеречевых нарушений. Имеется большое количество методик и практического материала по работе с малышами.Считаю, что в нашем учреждении также назрела необходимость уделить внимание ранней диагностике, выявлять детей группы риска, направлять их на заседания консилиума, а также больше внимания уделять изучению медицинских карт детей, поступающих в детский сад.

Начиная заниматься с ребенком, начинаешь эксперимент, но не в лаборатории, а в реальной жизни. У меня живой материал, и здесь не может быть ошибок, так как дети, повзрослев, никогда не станут детьми для того, чтобы можно было все исправить. Считаю уместными слова древневосточного мудреца: «Господи, дай мне силы изменить то, что возможно изменить; дай мне терпение принять то, что изменить невозможно; и дай мне Великую мудрость отличить одно от другого!» Эти слова для меня очень важны и актуальны в настоящее время, так как желание помочь детям справиться с речевыми проблемами огромно.