Какой вид теплопередачи сопровождается переносом вещества. Теплопередача. Виды теплопередачи. Теплопроводность. Липидные молекулы являются

Теплопередача – это способ изменения внутренней энергии тела при передаче энергии от одной части тела к другой или от одного тела к другому без совершения работы. Существуют следующие виды теплопередачи : теплопроводность, конвекция и излучение.

Теплопроводность

Теплопроводность – это процесс передачи энергии от одного тел а к другому или от одной части тела к дpугой благодаря тепловому движению частиц. Важно, что при теплопроводности не происходит перемещения вещества, от одного тела к другом у или от одной части телa к другой передается энергия.

Разные вещества обладают разной теплопроводностью. Если на дно пробирки, наполненной водой, положить кусочек льда и верхний её конец поместить над пламенем спиртовки, то через некоторое время вода в верхней части пробирки закипит, а лёд при этом не растает. Следовательно, вода, так же как и все жидкости, обладает плохой теплопроводностью.

Ещё более плохой теплопроводность ю обладают газы. Возьмём пробирку, в которой нет ничего, кроме воздуха, и расположим её над пламенем спиртовки. Палец, помещённый в пробирку, не почувствует тепла. Следовательно, воздух и другие газы обладает плохой теплопроводностью.

Хорошими проводниками теплоты являются металлы, самыми плохими - сильно разреженные газы. Это объясняется особенностями их строения. Молекулы газов находятся друг от друга на расстояниях, больших, чем молекулы твёрдых тел, и значительно реже сталкиваются. Поэтому и передача энергии от одних молекул к другим в газах происходит не столь интенсивно, как в твёрдых телах. Теплопроводность жидкости занимает промежуточное положение между теплопроводностью газов и твёрдых тел.

Конвекция

Как известно, газы и жидкости плохо проводят теплоту. В то же время от батарей парового отопления нагревается воздух. Это происходит благодаря такому виду теплопроводности, как конвекция.

Если вертушку, сделанную из бумаги, поместить над источником тепла, то вертушка начнёт вращаться. Это происходит потому, что нагретые менее плотные слои воздуха под действием выталкивающей силы поднимаются вверх, а более холодные движутся вниз и занимают их место, что и приводит к вращению вертушки.

Конвекция - вид теплопередачи, при котором энергия передаётся слоями жидкости или газа. Конвекция связана с переносом вещества, поэтому она может осуществляться только в жидкостях и газах; в твёрдых телах конвекция не происходит.

Излучение

Третий вид теплопередачи - излучение . Если поднести руку к спирали электроплитки, включённой в сеть, к горящей электрической лампочке, к нагретому утюгу, к батарее отопления и т.п., то можно явно ощутить тепло.

Опыты также показывают, что чёрные тела хорошо поглощают и излучают энергию, а белые или блестящие плохо испускают и плохо поглощают её. Они хорошо энергию отражают. Поэтому понятно, почему летом носят светлую одежду, почему дома на юге предпочитают красить в белый цвет.

Путём излучения энергия передаётся от Солнца к Земле. Поскольку пространство между Солнцем и Землёй представляет собой вакуум (высота атмосферы Земли много меньше расстояния от неё до Солнца), то энергия не может передаваться ни путём конвекции, ни путём теплопроводности. Таким образом, для передачи энергии путём излучения не требуется наличия какой-либо среды, эта теплопередача может осуществляться и в вакууме.

Конспект урока «Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение».

1. только конвекция;

2. только теплопроводность;

3. только излучение

Что называется тепловым движением?

1. упорядоченное движение большого числа молекул;

2. непрерывное беспорядочное движение большого числа молекул;

3. прямолинейное движение отдельной молекулы.

17. Какое из приведенных ниже вариантов является определением внутренней энергии?

1. энергия, которой обладает тело вследствие своего движения;

2. энергия, которая определяется положением взаимодействующего тел или частей одного и того же тела;

3. энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело.

От каких физических величин зависит внутренняя энергия тела?

1. от массы и скорости тела;

2. от высоты над землёй и скорости;

3. от температуры и массы тела.

В каком состоянии вещества конвекция протекает быстрее (при одинаковых условиях)?

1. в жидком;

2. в твердом;

3. в газообразном.

Какое движение молекул и атомов в твердом состоянии называется тепловым?

1. беспорядочное движение частиц во всевозможных направлениях с различными скоростями;

2. беспорядочное движение частиц во всевозможных направлениях с одинаковыми скоростями при одинаковой температуре;

3. упорядоченное движение частиц со скоростью, пропорциональной температуре;

4. колебательное движение частиц в различных направлениях около определенных положений равновесия.

В каком, из перечисленных случаев энергия телу передается в основном теплопроводностью?

1. от нагретой Земли верхним слоем атмосферы;

2. человеку, греющемуся у костра;

3. от горячего утюга к разглаживаемому белью;

4. человеку, согревающемуся бегом.

17. Основу структуры биологических мембран составляют:



1. слой белков;

2. углеводы;

3. двойной слой фосфолипидов;

4. аминокислоты;

5. двойная спираль ДНК.

18. Для возникновения трансмембранной разности потенциалов необходимо и достаточно:

1. наличие избирательной проницаемости мембраны;

2. различие концентраций ионов по обе стороны от мембраны;

3. наличие избирательной проницаемости и различие концентраций ионов по обе стороны от мембраны;

4. появление автоволновых процессов;

5. повышенная проницаемость для ионов.

Активный транспорт ионов осуществляется за счет. . .

1. энергии гидролиза макроэргических связей АТФ;

2. процессов диффузии ионов через мембраны;

3. переноса ионов через мембрану с участием молекул – переносчиков;

4. латеральной диффузии молекул в мембране;

5. электродиффузии ионов.

Уравнение Нернста для потенциала покоя показывает, что. . .

1. потенциал покоя возникает в результате активного транспорта;

2. перенос ионов определяется неравномерностью их распределения (градиентом концентрации) и воздействием электрического поля (градиентом электрического потенциал);

3. главная роль в возникновении потенциала покоя принадлежит ионам калия;

4. мембраны обладают избирательной проницаемостью;

5. коэффициент проницаемости веществ через мембрану определяется их подвижностью.

При условии, что мембрана проницаема только для ионов калия, уравнение Гольдмана- Ходжкина-Катца трансформируется в уравнение. . .

1. Нернста для ионов калия;

2. Нернста для ионов натрия;

3. Фика для диффузии ионов калия.

22.Какое трансмембранное перераспределение ионов К⁺ и Na⁺ характерно для начального момента развития потенциала действия?

1. активное проникновение ионов К⁺ внутрь клетки;

2. активное проникновение ионов Na⁺ внутрь клетки;

3. активный выброс ионов К⁺ из клетки;

4. активный выброс ионов Na⁺ из клетки.

Какой знак имеет разность потенциалов между внутренней и наружной поверхностями клеточных мембран в состоянии покоя?

1. положительный;

2. отрицательный;

3. разность потенциалов равна нулю.

Какие ионы вносят вклад в создание потенциала покоя клеточных мембран?

1. ионы Na⁺ и Cl - ;

2. ионы К⁺

3. ионы Сa 2+ , К⁺ и Cl - ;

4. ионы К⁺, Na⁺ и Cа 2+ .

25.Наличие в биологических мембранах емкостных свойств подтверждается тем, что:

1. сила тока опережает по фазе приложенное напряжение;

2. сила тока отстает по фазе от приложенного напряжения;

3. сила тока совпадает по фазе с приложенным напряжением.

26. Укажите правильные высказывания:

1) Диффузия заряженных частиц через мембрану подчиняется уравнению Фика.

2) Диффузия заряженных частиц через мембрану подчиняется уравнению Нернста;

3) Диффузия незаряженных частиц через мембрану подчиняется уравнению Нернста.

27. Укажите правильные высказывания:

1) Коэффициент проницаемости мембраны для ионов калия выше, чем для ионов натрия или хлора, когда на мембране клетки генерируется потенциал покоя.

2) При возникновении потенциала действия коэффициент проницаемости мембраны для ионов натрия имеет самое высокое значение.

3) При возникновении потенциала действия коэффициент проницаемости мембраны для ионов хлора имеет самое высокое значение.

28. Укажите правильные высказывания:

1) Уравнение Гольдмана-Ходжкина-Каца описывает возникновение только потенциала покоя, но не потенциала действия.

2) Уравнение Гольдмана-Ходжкина-Каца описывает возникновение только потенциала действия, но не потенциала покоя.

3) Уравнение Гольдмана-Ходжкина-Каца описывает возникновение трансмембранной разности потенциалов на мембранах как в случае генерации потенциалов покоя, так и потенциалов действия.

Пусть отношение концентраций ионов калия по разные стороны от мембраны равно 10 и мембрана избирательно проницаема для калия. Возникающая при этом трансмембранная разность потенциалов равна 60 мВ. Чему будет равна разность потенциалов, если заменить ионы калия ионами кальция в тех же концентрациях и сделать мембрану избирательно проницаемой для кальция?

30.В покое мембрана клеток:

1.непроницаема для ионов Na⁺ и К⁺;

2.проницаема для ионов Na⁺ в 25 раз больше, чем для ионов К⁺;

3.проницаема для ионов К⁺ в 25 раз больше, чем для ионов Na⁺;

4.одинаково проницаема для ионов Na⁺ и К⁺.

31. Na⁺ - К⁺ насос переносит:

1. 3 К⁺ наружу, 2 Na⁺ внутрь клетки;

2. 3 Na⁺ внутрь клетки, 2 К⁺ наружу;

3. 3 Na⁺ наружу, 2 К⁺ внутрь клетки;

4. 3 К⁺ внутрь клетки, 2 Nа⁺ наружу.

32. Уравнение Фика описывает:

1. пассивный транспорт;

2. транспорт неэлектролитов;

3. транспорт ионов;

4. активный транспорт.

33. Для возникновения трансмембранной разности потенциалов необходимо и достаточно выполнения следующих двух условий:

1) мембрана должна содержать интегральные белки;

2) мембрана должна содержать поверхностные белки;

3) должна существовать избирательная проницаемость ионов через мембрану;

4) концентрации ионов по обе стороны от мембраны должны различаться;

1. Методы исследования проницаемости мембран:

A. Осмотический метод

B. Калориметрический метод

C. Индикаторный метод

D. Электронно-микроскопический метод

E. Радиоизотопный метод

F. Метод измерения электропроводности

2. Понятие транспорта включает:

A. Способность мембраны пропускать данное вещество

B. Способ проникновения вещества через мембрану

C. Кинетику проникновения вещества через мембрану

3. Транспорт, осуществляемый против градиента с затратой энергии макроэргов, называется:

A. Активный

B. Пассивный

C. Электрогенный

4. Активный от пассивного вида транспорта отличается:

A. Направлением относительно градиента концентрации

B. Использованием энергии

C. Видом переносимых ионов

5. Перенос ион-транспортирующей системой двух ионов в противоположных направлениях называется:

A. Унипорт

B. Симпорт

C. Антипорт

6. Простая диффузия – это:

7. Облегченная диффузия – это:

A. Процесс самопроизвольного проникновения вещества через мембрану по градиенту концентрации

B. Процесс самопроизвольного проникновения вещества через мембрану против градиента концентрации

C. Процесс проникновения вещества через мембрану по градиенту концентрации с участием белка-переносчика

8. Кинетика процесса диффузии вещества через клеточную мембрану описывается:

A. Уравнением Коллендера-Берлунда

B. Уравнением Фика

C. Уравнением Бернулли

9. Кинетика процесса облегченной диффузии описывается уравнением:

B. Коллендера-Берлунда

C. Михаэлиса-Ментен

10. Механизмы проникновения воды через клеточную мембрану:

A. Через поры, сформированные интегральными белками

B. Через структурные дефекты в мембране – кинки

C. Посредством растворения в липидном бислое

11. Осмос – это движение воды через мембрану:

12. Онкотическое давление – это:

A. Осмотическое давление внутри клетки

B. Компонент осмотического давления, обусловленный белками

C. Осмотическое давление в клетках злокачественной опухоли

13. Фильтрация – это движение воды через мембрану:

A. В область меньшего гидростатического давления

B. В область меньшей концентрации растворенных веществ

C. В область большей концентрации растворенных веществ

14. Клеточные мембраны выполняют следующие функции:

A. Компартментация

B. Рецепторная

C. Транспортная

D. Проведение нервного импульса

E. Мышечное сокращение

F. Межклеточные взаимодействия

15. В состав биомембран входят:

C. Гликопротеиды

16. Мембранные липиды представлены следующими классами:

A. Фосфолипилы

B. Гликопротеиды

C. Гликолипиды

D. Стероиды

17. Липидные молекулы являются:

A. Гидрофобными соединениями

B. Гидрофильными соединениями

C. Амфифильными соединениями

18. Фазовые переходы в мембране осуществляются между следующими состояниями:

A. Гель – золь

B. Гель – жидкая фаза

C. Жидкий кристалл – гель

19. По расположению в мембране белки делятся на:

A. Переферические

B. Интегральные

C. Ферментативные

D. Полуинтегральные

E. Монотопические

20. Белки мембран составляют следующие функциональные группы (укажите неправильный ответ):

A. Ферментативные

B. Белки цитоскелета

C. Сократительные

D. Рецепторы

21. Липиды могут модифицировать структуру мембранных белков:

A. Вторичную

B. Третичную

C. Четвертичную

22. Мозаичную модель мембраны предложили:

A. Синжер и Николсон

B. Даниэли и Девсон

C. Варбург и Нигилейн

D. Гортер и Грендель

23. Современным представлениям о структуре мембран соответствует:

A. Модель липидного бислоя

B. Мозаичная модель

C. Унитарная модель

ТЕМА : повторение темы «Виды теплопередачи»

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Повторить пройденный по теме материал.

2. Проверить приобретённые по теме знания.

3. Научиться, с помощью полученных знаний, объяснять различные физические явления, происходящие в природе, быту и технике.

План УРОКА.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

Мы завершили изучение темы «Виды теплопередачи». Мы узнали, что теплопередача играет огромную роль в природе быту и технике, поэтому человеку необходимо хорошо разбираться в этой теме, чтобы правильно, с пользой для себя применять эти знания в нашей повседневной жизни. Именно для этого мы сегодня ещё раз поговорим о различных видах теплопередачи.

Давайте сначала повторим основные понятия темы.

(ЗАПУСК ПРЕЗЕНТАЦИИ)

Вспомним (учащиеся для ответов на вопросы об основных понятиях могут использовать рабочую тетрадь)

1. Что такое теплопередача? (вопросы дублируются на экране с помощью презентации).

2. Какие виды теплопередачи вы знаете?

3. Что такое теплопроводность?

4. Одинаковая ли теплопроводность у разных тел?

5. У каких тел она самая большая?

6. Что обладает самой маленькой теплопроводностью?

7. Где теплопроводность не возможна? Почему?

8. Что такое конвекция?

9. Что такое излучение?

III. Ну а теперь попробуем ответить на вопросы, связанные с проявлениями разных видов теплопроводности в природе, быту и технике.

1. В чашку налит горячий чай. Каким видом теплопередачи осуществляется теплообмен между чаем и стенками чашки?


2. Почему мы обжигаем губы, когда пьём горячий чай из металлической кружки, и не обжигаем, когда пьём из фарфоровой кружки?

3. Почему форточки располагают в верхней части окна?

4. Два одинаковых по размеру чайника наполнили водой и нагрели воду до кипения. В Каком чайнике вода быстрее остынет, в белом или чёрном?

5. Почему выражение «шуба греет»
не верно?

IV. Мы основательно повторили тему «Виды теплопередачи». А теперь проверим, как хорошо вы усвоили материал. Для этого вы ответите на вопросы теста.

ТЕСТ.

1. Как осуществляется передача энергии от Солнца к Земле?

а) теплопроводностью; б) излучением;

в)конвекцией; г) работой.

а) чтобы их не повредили; б) чтобы они не мешались; в) чтобы в них не замёрзла вода;

г) чтобы на них не падал солнечный свет.

3. В каком направлении дует ветер в жаркий летний день на берегу моря?

а) с моря на сушу; б) с суши на море;

в) с запада на восток г) с востока на запад.

4.какие виды теплопередачи учтены при создании термоса?

а) теплопроводность и излучение; б) излучение и конвекция;

в) теплопроводность; г) конвекция.

5. Почему подвал самое холодное место в доме?

а) потому что там темно; б) потому что близко к земле; в) туда не проникает тёплый воздух;

г) туда опускается холодный воздух из-за конвекции.

6.Почему в ясные зимние ночи мороз сильнее, чем в облачную погоду?

а)потому что ночью темно; б) потому что облака передают земле свою энергию; в) в безоблачную погоду энергия легче излучается в космос и земля быстрей остывает;

г) нет правильного ответа.

7.Какой вид теплопередачи сопровождается переносом вещества?

а) теплопроводность; б) излучение;

в)теплопроводность и излучение; г) конвекция.

8.Почему батареи отопления ставят обычно под окнами?

а) чтобы удобнее было их мыть;

б) чтобы холодный воздух из форточки опускался вниз и нагреваясь, поднимался вверх;

в) чтобы заполнить место под подоконником;

г) нет правильных ответов.

9. Каким способом нагревается пища в микроволновой печи?

а) излучением; б) работой; в) теплопроводностью; г) конвекцией;

10.Какое из перечисленных веществ имеет наименьшую теплопроводность?

а) серебро; б) воздух; в) вода; г) дерево.

V. Взаимопроверка теста.

ОТВЕТЫ К ТЕСТУ

ОЦЕНКА ОТВЕТА.

Правильные ответы Оценка

менее 5 оценка не ставится

VI. Подведение итогов урока.

ТЕСТ ПО ФИЗИКЕ для 8 класса

Вариант 1.

2. Какой вид теплопередачи играет основную роль при обогревании комнаты батареей водяного отопления?

А. Теплопроводность. Б. Конвекция. В. Излучение.

3. Если стоять около горящего костра, то ощущается тепло. Каким образом тепло от костра передается телу человека?

4. Внутреннюю энергию тела можно изменить только при теплопередаче. Верно ли это утверждение?

Б. Да, абсолютно верно.

5. Как называют количество теплоты, которое требуется для изменения температуры вещества массой 1 кг на 1°C?

6. Как называют количество теплоты, которое необходимо сообщить кристаллическому телу массой 1 кг, чтобы при температуре плавления полностью перевести его в жидкое состояние?

А. Удельной теплоемкостью. Б. Удельной теплотой сгорания.

7. Какое количество теплоты необходимо сообщить воде массой 1 кг, чтобы нагреть ее от 10° до 60°С? Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг*°С?

А. 21 кДж. Б. 42 кДж. В. 210 кДж. Г. 420 кДж

8. При кристаллизации воды выделилось 1650 кДж энергии. Какое количество льда получилось при этом? Удельная теплота кристаллизации льда 330 кДж/кг.

А. 1,65 кг. Б. 3,3 кг. В. 5 кг. Г. 5,3 кг.

9. На что расходуется больше теплоты: на нагревание алюминиевой кастрюли или воды в ней, если их массы одинаковы? Уд. теплоемкость алюминия 920 Дж/кг*, воды 4200 Дж/кг*.

А. Кастрюли. Б. Воды. В. На нагревание кастрюли и воды требуется одинаковое количество теплоты.

10. Может ли КПД теплового двигателя стать равным 100%, если трение между движущимися деталями этой машины свести к нулю?

А. Да. Б. Нет.

11. Двигатель внутреннего сгорания совершил полезную работу 230 кДж, а энергия выделившаяся при сгорании бензина оказалась равной 920 кДж. Чему равен КПД двигателя?

А. 20%. Б. 25%. В. 30%. Г. 35%.

12. Если стеклянную палочку потереть о бумагу, то она наэлектризуется положительно. Наэлектризуется ли при этом бумага и, если наэлектризуется, то как?

А. Нет. Б. Да, положительно. В. Да, отрицательно.

13. Как будет действовать наэлектризованная эбонитовая палочка на электрон и протон?

А. Электрон притянет, протон оттолкнет. Б. Электрон оттолкнет, протон притянет.

14. Сколько времени длилась молния, если через поперечное сечение ее канала протекает заряд в 30 Кулон при силе тока 30 кА?

А. 0.001 с. Б. 0.01 с. В. 0.1 с. Г. 1 с.

15. Кусок проволоки разрезали пополам и половинки свили вместе. Как изменилось сопротивление проволоки?

А. Не изменилось. Б. Уменьшилось в 2 раза. В. Уменьшилось в 4 раза.

16. Проволоку пропустили через волочильный станок, в результате ее сечение уменьшилось вдвое, а объем не изменился. Как при этом изменилось сопротивление проволоки?

Г. Увеличилось в 4 раза. Д. Уменьшилось в 4 раза.

17. Вычислите величину силы тока в обмотке электрического утюга, если при включении его в сеть 220 В он потребляет мощность 0,88 кВт.

А. 0,25 А. Б. 2,5 А. В. 4 А. Г. 40 А.

18. В лампочке карманного фонарика ток равен O.2 А. Определите энергию, потребляемую лампочкой за 2 минуты, если напряжение на ней равно 2,5 В?

А. 1 Дж. Б. 6 Дж. В. 10 Дж. Г. 60 Дж.

19. Из какого полюса магнита выходят линии магнитного поля?

А. Из северного. Б. Из южного. В. Из обоих полюсов.

20. Угол между падающим и отраженными лучами равен 60 градусов. Чему равен угол отражения?

А. 20 градусов. Б. 30 градусов. В. 60 градусов.

21. Луч падает на зеркало перпендикулярно. На какой угол отклонится отраженный луч от падающего, если зеркало повернуть на угол в 30 градусов?

А. 15 градусов. Б. 30 градусов. В. 60 градусов.

22. Какое изображение получается на фотопленке в фотоаппарате?

А. Увеличенное, действительное, перевернутое

23. Если полосовой магнит разрезать посередине на две равные части, то получится:

А. Два однополюсных магнита — северный и южный магниты.

Б. Два обычных, но коротких магнита.

24. Установите соответствие между измерительными приборами и физическими величинами, которые с их помощью можно измерить:

Б) вольтметр 2) сопротивление

В) омметр 3) мощность

4) сила тока.

25*. Куску льда массой 4 кг при 0 0 С сообщили энергию 1480 кДж. Какая установится окончательная температура?

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ФИЗИКЕ. 8 класс

Вариант 2.

1. Какие виды теплопередачи не сопровождаются переносом вещества?

А. Теплопроводность и конвекция. Б. Теплопроводность и излучение. В. Конвекция и излучение.

2. В стакан налит горячий чай. Каким способом осуществляется теплообмен между чаем и стенками стакана?

А. Теплопроводностью. Б. Конвекцией. В. Излучением.

3. Какое из приведенных определений является определением внутренней энергии?

В. Энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоят тела.

4. Внутреннюю энергию тела можно изменить только при совершении механической работы. Верно ли это утверждение?

Б. Да, абсолютно верно.

В. Нет. Внутреннюю энергию тела изменить нельзя.

5. Как называют количество теплоты, которое выделяется при полном сгорании топлива массой 1 кг?

А. Удельной теплоемкостью. Б. Удельной теплотой сгорания.

В. Удельной теплотой плавления. Г. Удельной теплотой парообразования.

6. Как называют количество теплоты, которое необходимо, чтобы обратить жидкость массой 1 кг в пар без изменения температуры?

А. Удельной теплоемкостью. Б. Удельной теплотой сгорания.

В. Удельной теплотой плавления. Г. Удельной теплотой парообразования.

Д. Удельной теплотой конденсации.

7. Чему равна масса нагретого медного шара, если он при остывании на 10°С отдает в окружающую среду 7,6 кДж теплоты. Удельная теплоемкость меди 380 Дж/кг*°С.

А. 0.5 кг. Б. 2 кг. В. 5 кг. Г. 20 кг.

8. Чему равна удельная теплота сгорания керосина, если при сгорании 200 г керосина выделяется 9200 кДж теплоты?

А. 18400 Дж/кг. Б. 46000 Дж/кг. В. 18400 кДж/кг. Г. 46000 кДж/кг.

9. Алюминиевую и серебряную ложки одинаковой массы опустили в стакан с горячей водой. Одинаковое ли количество теплоты получат они от воды? Удельная теплоемкость алюминия 920 Дж/кг*, серебра 250 Дж/кг*.

А. Нет, алюминиевая получит больше. Б. Нет, серебряная получит больше.

В. Обе одинаковое.

10. Во время какого такта двигатель внутреннего сгорания совершает полезную работу?

А. Во время впуска. Б. Во время сжатия. В. Во время рабочего хода. Г. Во время выпуска.

11. В каком случае газ в цилиндре двигателя внутреннего сгорания обладает большей внутренней энергией: к концу такта впуска или к концу такта сжатия?

А. К концу такта впуска. Б. К концу такта сжатия. В. В обоих случаях энергия газа одинаковая.

12. К шарику незаряженного электроскопа подносят, не касаясь его, тело заряженное отрицательным зарядом. Какой заряд приобретут листочки электроскопа?

А. Отрицательный. Б. Положительный. В. Никакой.

13. Может ли атом водорода или любого другого вещества изменить свой заряд на 1,5 заряда электрона?

А. Да. Б. Нет.

14. Через электрическую плитку за 10 минут протекает 3000 Кл электричества. Определить силу тока в плитке?

А. 0.3 А. Б. 0.5 А. В. 3 А. Г. 5 А.

15. Имеются два проводника с одинаковой площадью поперечного сечения, изготовленные из одного и того же материала, но первый вдвое короче второго. Какой из проводников имеет большее сопротивление и во сколько раз?

А. Первый, в два раза. Б. Второй, в два раза. В. Проводники имеют одинаковые сопротивления.

16. Как изменилось сопротивление проводника, если его длину и площадь поперечного сечения увеличилось в два раза?

А. Не изменилось. Б. Увеличилось в два раза. В. Уменьшилось в два раза.

17. Работа, совершенная током за 10 мин, составляет 15 кДж. Чему равна мощность тока?

А. 15 Вт. Б. 25 Вт. В. 150 Вт. Г. 250 Вт.

18. Какое количество теплоты выделится в проводнике сопротивлением 1 Ом в течение 0,5 мин при силе тока 4 А?

А. 1 Дж. Б. 8 Дж. В. 120 Дж. Г. 480 Дж.

19. Какой магнитной полюс появится у шляпки гвоздя, если к ней подносить магнит северным полюсом?

А. Северный. Б. Южный. В. Никакой.

20. Угол падения луча равен 60 градусов. Чему равны сумма углов падения и отражения?

А. 60 градусов. Б. 90 градусов. В. 120 градусов.

21. Угол между падающими и отраженными лучами равен 120 градусов. Под каким углом к зеркалу падает свет?

А. 30 градусов. Б. 60 градусов. В. 90 градусов.

22. Какое изображение получается на сетчатке глаза человека?

А. Увеличенное, действительное, перевернутое.

Б. Уменьшенное, действительное, перевернутое.

В. Увеличенное, мнимое, прямое.

Г. Уменьшенное, мнимое, прямое.

23. В каком месте Земли оба конца магнитной стрелки показывают на север?

А. На северном полюсе. Б. На экваторе. В. На южном полюсе.

24. Установите соответствие между техническими устройствами и физическими явлениями, лежащими в основе принципа их действия:

А) батарея водяного отопления 1) совершение работы за счет внутренней энергии

Б) паровая турбина 2) работа пара при расширении

В) паровоз 3) конвекция.

Ответ запишите в виде таблицы:

25*. Сколько метров фехралевой проволоки диаметром 0,25 мм потребуется для намотки электродвигателя мощностью 360 Вт, рассчитанного на напряжение 120 В.

    Какой вид теплопередачи сопровождается переносом вещества?

    Какие виды теплопередачи не сопровождаются переносом вещества?

А. Теплопроводность и конвекция. Б. Теплопроводность и излучение . В. Конвекция и излучение.

    Какой вид теплопередачи играет основную роль при обогревании комнаты батареей водяного отопления?

А. Теплопроводность. Б. Конвекция. В. Излучение.

    В стакан налит горячий чай. Каким способом осуществляется теплообмен между чаем и стенками стакана?

А. Теплопроводностью. Б. Конвекцией. В. Излучением.

    Если стоять около горящего костра, то ощущается тепло. Каким образом тепло от костра передается телу человека?

А. Теплопроводностью. Б. Конвекцией. В. Излучением.

    Какое из приведенных определений является определением внутренней энергии?

А. Энергия, определяемая взаимным расположением тел.

Б. Энергия, которой обладают тела вследствие своего движения.

В. Энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоят тела.

    Внутреннюю энергию тела можно изменить только при теплопередаче. Верно ли это утверждение?

А. Нет. Внутреннюю энергию тела можно изменить только при совершении механической работы.

Б. Да, абсолютно верно.

В. Нет. Внутреннюю энергию тела изменить нельзя.

Г. Нет. Внутреннюю энергию тела можно изменить и при совершении механической работы и при теплопередаче.

    Внутреннюю энергию тела можно изменить только при совершении механической работы. Верно ли это утверждение?

А. Нет. Внутреннюю энергию тела можно изменить только при теплопередаче.

Б. Да, абсолютно верно.

В. Нет. Внутреннюю энергию тела изменить нельзя.

Г. Нет. Внутреннюю энергию тела можно изменить и при совершении механической работы и при теплопередаче.

    В горячий чай опустили чайную ложку. Как изменится при этом ее температура и внутренняя энергия?

А. Температура повысится, внутренняя энергия не изменится.

Б. Температура повысится, внутренняя энергия увеличится.

В.Температура повысится, внутренняя энергия уменьшится.

    После сильного шторма вода в море становится теплее. Каким способом при этом изменилась внутренняя энергия воды?

А. Теплопередачей. Б. Совершением механической работы .

В. Теплопередачей и совершением механической работы.

    Как называют количество теплоты, которое требуется для изменения температуры вещества массой 1 кг на 1°C?

А. Удельной теплоемкостью . Б. Удельной теплотой сгорания.

В. Удельной теплотой плавления. В. Удельной теплотой парообразования.

    Как называют количество теплоты, которое выделяется при полном сгорании топлива массой 1 кг?

А. Удельной теплоемкостью. Б. Удельной теплотой сгорания .

В. Удельной теплотой плавления. В. Удельной теплотой парообразования.

    Как называют количество теплоты, которое необходимо сообщить кристаллическому телу массой 1 кг, чтобы при температуре плавления полностью перевести его в жидкое состояние?

А. Удельной теплоемкостью. Б. Удельной теплотой сгорания. В. Удельной теплотой плавления . Г. Удельной теплотой парообразования. Д. Удельной теплотой конденсации.

    Как называют количество теплоты, которое необходимо, чтобы обратить жидкость массой 1 кг в пар без изменения температуры?

А. Удельной теплоемкостью. Б. Удельной теплотой сгорания. В. Удельной теплотой плавления. Г. Удельной теплотой парообразования . Д. Удельной теплотой конденсации.

    Как называют количество теплоты, которое выделится при превращении 1 кг пара в жидкость без изменения температуры?

А. Удельной теплоемкостью. Б. Удельной теплотой сгорания. В. Удельной теплотой плавления. Г. Удельной теплотой парообразования. Д. Удельной теплотой конденсации .

    Какое количество теплоты необходимо сообщить воде массой 1 кг, чтобы нагреть ее от 10° до 60°С? Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг*°С?

А. 21 кДж. Б. 42 кДж. В. 210 кДж . Г. 420 кДж.

    Чему равна масса нагретого медного шара, если он при остывании на 10°С отдает в окружающую среду 7,6 кДж теплоты. Удельная теплоемкость меди 380 Дж/кг*°С.

А. 0.5 кг. Б. 2 кг. В. 5 кг. Г. 20 кг.

    Какая энергия необходима для плавления олова массой 5 кг при температуре плавления? Удельная теплота плавления олова 59 кДж/кг.

А. 11,8 Дж. Б. 29,5 Дж. В. 118 кДж. Г. 295 кДж.

    При кристаллизации воды выделилось 1650 кДж энергии. Какое количество льда получилось при этом? Удельная теплота кристаллизации льда 330 кДж/кг.

А. 1,65 кг. Б. 3,3 кг. В. 5 кг. Г. 5,3 кг.

    Чему равна удельная теплота сгорания керосина, если при сгорании 200 г керосина выделяется 9200 кДж теплоты?

А. 18400 Дж/кг. Б. 46000 Дж/кг. В. 18400 кДж/кг. Г. 46000 кДж/кг .

    Железный и медный шары одинаковой массы, нагреты до одной и той же температуры. Какой из этих шаров, будучи погружен в сосуд с холодной водой, повысит температуру воды на большее количество градусов? Уд. теплоемкость железа 460Дж/кг*°С, меди 400Дж/кг*°С

А. Оба повысят температуру воды на одинаковое количество градусов.

Б. Медный. В. Железный.

    На что расходуется больше теплоты: на нагревание алюминиевой кастрюли или воды в ней, если их массы одинаковы? Уд. теплоемкость алюминия 920 Дж/кг*, воды 4200 Дж/кг*.

А. Кастрюли. Б. Воды. В. На нагревание кастрюли и воды требуется одинаковое количество теплоты.

    Алюминиевую и серебряную ложки одинаковой массы опустили в стакан с горячей водой. Одинаковое ли количество теплоты получат они от воды? Удельная теплоемкость алюминия 920 Дж/кг*, серебра 250 Дж/кг*.

А. Нет, алюминиевая получит больше . Б. Нет, серебряная получит больше. В. Обе одинаковое.

    Равным массам воды, спирта и керосина сообщили одинаковое количество теплоты. Какая из жидкостей нагреется до более высокой температуры? Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг*, спирта 2500 Дж/кг*, керосина 2100 Дж/кг*.

А. Вода. Б. Спирт. В. Керосин. Г. Все жидкости нагреются до одинаковой температуры.

    Алюминий, медь и железо нагрели до температуры плавления. Какому из металлов потребуется большее количество теплоты для плавления, если их массы одинаковы? Удельная теплота плавления алюминия 390 кДж/кг, меди 210 кДж/кг, железа 270 кДж/кг.

А. Алюминию. Б. Меди. В. Железу. Г. Всем металлам одинаково.

    Для получения воды с температурой 40°С к 5 кг кипятка при 100°С добавили холодную воду, имеющей температуру 10°С. Сколько холодной воды было добавлено?

А. 5 кг. Б. 10 кг . В. 15 кг. Г. 20 кг.

    30 кг холодной воды, имеющей температуру 10°С, смешали с 10 кг горячей воды, имеющей температуру 90°С. Определить температуру получившейся смеси.

А. 20 С. Б. 30 С . В.40 С. Г. 50 С.

    Сколько было горячей воды, имеющей температуру 65°С, если при добавлении к ней 2 кг холодной воды, имеющей температуру 5°С, температура смеси стала равной 45°С.

А. 1 кг. Б. 2 кг. В. 3 кг. Г. 4 кг .

    К 3 кг холодной воды добавлено 4 кг горячей воды, имеющей температуру 90°С. Температура смеси оказалась равной 60°С. какова была температура холодной воды?

А. 10°C. Б. 15°C. В. 20°C . Г. 25°C.N

    Какова была температура горячей воды, если при добавлении к ней 25 кг холодной воды при температуре 10°С, температура смеси стала равной 50°С. Масса горячей воды 20 кг.

А. 70°C. Б. 80°C. В. 90°C. Г. 100°C.

    Как изменяется температура кипения жидкости от начала кипения до полного выкипания жидкости?

Остается неизменной .

    Как изменяется температура плавления кристаллического тела от начала плавления до полного расплавления тела?

А. Повышается. Б. Понижается. В. Остается неизменной .

    Чем можно сильнее обжечься при неосторожном обращении с кипятком или с паром, имеющими температуру 100°С?

А. Кипятком. Б. Паром. В.Одинаково сильно.

    В кастрюле, в которой варятся макароны, бурно кипит вода. Кипит ли вода в трубках макарон?

А. Да и очень бурно. Б. Да, но очень слабо. В. Нет.

    Одну бутылку с холодной водой поместили на лед, имеющий температуру 0°С, а вторую поместили в воду с температурой 0°С. В какой из бутылок замерзнет вода?

А. В первой. Б. Во второй. В. Ни в одной .

    Сколько воды можно нагреть от 0 до 100°С, количеством теплоты,выделившемся при сгорании 1 кг дизельного топлива? Уд. теплота сгорания дизельного топлива 42000 кДж/кг, уд. теплоемкость воды 4200 Дж/кг*.

А. 1 кг. Б. 10 кг. В. 100 кг . Г. 1000 кг.

    Какое количество серебра, нагретого до температуры плавления, можно расплавить количеством теплоты, выделившемся при сгорании 1 кг каменного угля? Удельная теплота сгорания каменного угля 30000 кДж/кг, удельная теплота плавления серебра 100 кДж/кг.

А. 1 кг. Б. 30 кг. В. 100 кг. Г. 300 кг.

    20 кг воды при температуре кипения превратили в пар, используя тепло выделившееся при сгорании бензина. Сколько бензина было израсходовано? Уд. теплота сгорания бензина 46000 кДж/кг, уд. теплота парообразования воды 2300 кДж/кг

А. 1 кг. Б. 2 кг. В. 10 кг. Г. 20 кг.

    Для работы паровой турбины необходимо сжигать 3 тонны каменного угля в сутки. Каким количеством природного газа можно заменить каменный уголь. Уд. теплота сгорания каменного угля 30000 кДж/кг, природного газа 45000 кДж/кг.

А. 1,5 т. Б. 2 т. В.3 т. Г. 4,5 т.

    На сколько градусов повысится температура 1 кг воды, если ей сообщить тепло, выделяющееся при сгорании 1 г водорода? Уд. теплота сгорания водорода 126000 кДж/кг, уд. теплоемкость воды 4200 Дж/кг*.

А. 1°C. Б. 3°C. В. 10°C. Г. 30°C.

    Два стальных шарика упали с одной и той же высоты. Первый упал в песок, а второй, ударившись о камень, отскочил вверх и был пойман рукой на некоторой высоте. У какого шарика внутренняя энергия стала больше?

А. У первого . Б. У второго. В. У обоих увеличилась на одну и туже величину.

Г. У обоих уменьшилась на одну и туже величину.

    Молотком ударили 5 раз по куску свинца и по куску железа одинаковой массы. Какой из них нагрелся до более высокой температуры? Уд. теплоемкость свинца 140 Дж/кг*, железа 460 Дж/кг*.

А. Свинцовый . Б. Железный. В. Оба нагрелись одинаково.

    Если пробирку с водой закрыть пробкой и нагревать ее, то вода закипит и образующийся пар с силой вытолкнет пробку. Какие превращения энергии произойдут при этом?

А. Внутренняя энергия пара превратится во внутреннюю энергию пробки.

Б. Внутренняя энергия пара превратится в кинетическую энергию пробки .

В. Кинетическая энергия пара превратится в кинетическую энергию пробки.

    Одинаковая ли температура воды в верхней и нижней точках Ниагарского водопада?

А. Да. Б. Нет, в верхней точке выше. В. Нет, в нижней точке выше .

    По озеру на большой скорости плывет катер. Изменяется ли при этом внутренняя энергия воды в озере?

А. Нет. Б. Да, она увеличивается . В. Да, она уменьшается.

    Может ли КПД теплового двигателя стать равным 100%, если трение между движущимися деталями этой машины свести к нулю?

А. Да. Б. Нет.

    Во время какого такта двигатель внутреннего сгорания совершает полезную работу?

А. Во время впуска. Б. Во время сжатия. В. Во время рабочего хода . Г. Во время выпуска.

    В паровой турбине пар, поступающий к лопаткам турбины, достигает температуры несколько сотен градусов. Какова температура пара при выходе из турбины?

А. Такая же. Б. Ниже . В. Выше.

    Двигатель внутреннего сгорания совершил полезную работу 230 кДж, а энергия выделившаяся при сгорании бензина оказалась равной 920 кДж. Чему равен КПД двигателя?

А. 20%. Б. 25%. В. 30%. Г. 35%.

    В каком случае газ в цилиндре двигателя внутреннего сгорания обладает большей внутренней энергией: к концу такта впуска или к концу такта сжатия?

А. К концу такта впуска. Б. К концу такта сжатия . В. В обоих случаях энергия газа одинаковая.

    Если стеклянную палочку потереть о бумагу, то она наэлектризуется положительно. Наэлектризуется ли при этом бумага и, если наэлектризуется, то как?

А. Нет. Б. Да, положительно. В. Да, отрицательно .

    К шарику незаряженного электроскопа подносят, не касаясь его, тело заряженное отрицательным зарядом. Какой заряд приобретут листочки электроскопа?

А. Отрицательный . Б. Положительный. В. Никакой.

    Как будет действовать наэлектризованная эбонитовая палочка на электрон и протон?

А. Электрон притянет, протон оттолкнет. Б. Электрон оттолкнет, протон притянет .

В. Оба оттолкнет. Г. Оба притянет.

    Может ли атом водорода или любого другого вещества изменить свой заряд на 1,5 заряда электрона?

А. Да. Б. Нет.

    Вокруг ядра алюминия вращаются 13 электронов. В ядре атома содержится 27 частиц. Сколько нейтронов находится в ядре атома алюминия?

А. 13. Б. 14. В.27. Г. 40.

    В ядре атома урана находится 238 частиц, из них 146 нейтронов. Сколько электронов вращается вокруг атома урана?

А. 92 . Б. 146. В. 238.

    Сколько времени длилась молния, если через поперечное сечение ее канала протекает заряд в 30 Кулон при силе тока 30 кА?

А. 0.001 с . Б. 0.01 с. В. 0.1 с. Г. 1 с.

    Через электрическую плитку за 10 минут протекает 3000 Кл электричества. Определить силу тока в плитке?

А. 0.3 А. Б. 0.5 А. В. 3 А. Г. 5 А.

    По включенному в цепь гальванометру протекает ток 30 мА за 10 минут. Какой заряд прошел через гальванометр за это время?

А. 18 Кл . Б. 30 Кл. В. 180 Кл. Г. 300 Кл.

    Через радиоприемник, во время прослушивания радиопередачи, прошел заряд в 900 Кл при силе тока 0.75 А. Сколько времени длилась радиопередача?

А. 1,2 мин. Б. 12 мин. В. 2 мин. Г. 20 мин .

    Аккумулятор заряжали током силой 2 А в течение 10 часов. Какой заряд запасен аккумулятором?

А. 20 Кл. Б. 72 Кл. В. 20 кКл. Г. 72 кКл .

    Какой проводник оказывает большее сопротивление электрическому току: медный сплошной стержень или медная трубка, имеющая внешний диаметр, равный диаметру стержня?

А. Стержень. Б. Трубка . В. Сопротивления стержня и трубки одинаковые.

    Кусок проволоки разрезали пополам и половинки свили вместе. Как изменилось сопротивление проволоки?

А. Не изменилось. Б. Уменьшилось в 2 раза. В. Уменьшилось в 4 раза.

Г. Увеличилось в 2 раза. Д. Увеличилось в 4 раза.

    Имеются два проводника с одинаковой площадью поперечного сечения, изготовленные из одного и того же материала, но первый вдвое короче второго. Какой из проводников имеет большее сопротивление и во сколько раз?

А. Первый, в два раза. Б. Второй, в два раза . В. Проводники имеют одинаковые сопротивления.

    Проволоку пропустили через волочильный станок, в результате ее сечение уменьшилось вдвое, а объем не изменился. Как при этом изменилось сопротивление проволоки?

А. Не изменилось. Б. Увеличилось в 2 раза. В. Уменьшилось в 2 раза.

Г. Увеличилось в 4 раза . Д. Уменьшилось в 4 раза.

    Как изменилось сопротивление проводника, если его длину и площадь поперечного сечения увеличилось в два раза?

А. Не изменилось . Б. Увеличилось в два раза. В. Уменьшилось в два раза.

    Общее сопротивление двух проводников при последовательном соединении равно 4 Ом. Сопротивление первого проводника равно 1 Ом. Определить сопротивление второго проводника.

А. 1 Ом. Б. 3 Ома . В. 2 Ома. Г. 5 Ом.

    В лампочке карманного фонарика ток равен O.2 А. Определите энергию, потребляемую лампочкой за 2 минуты, если напряжение на ней равно 2,5 В?

А. 1 Дж. Б. 6 Дж. В. 10 Дж. Г. 60 Дж .

    Какова сила тока в лампочке велосипедного фонаря, если при напряжении 3,5 В лампочка расходует каждую минуту 210 Дж энергии?

А. 0,1 А. Б. 0,5 А. В. 1 А . Г. 1,5 А.

    Вычислите величину силы тока в обмотке электрического утюга, если при включении его в сеть 220 В он потребляет мощность 0,88 кВт.

А. 0,25 А. Б. 2,5 А. В. 4 А. Г. 40 А.

    Работа, совершенная током за 10 мин, составляет 15 кДж. Чему равна мощность тока?

А. 15 Вт. Б. 25 Вт . В. 150 Вт. Г. 250 Вт.

    Какое количество теплоты выделится в проводнике сопротивлением 1 Ом в течение 0,5 мин при силе тока 4 А?

А. 1 Дж. Б. 8 Дж. В. 120 Дж. Г. 480 Дж .

    В каком месте Земли оба конца магнитной стрелки показывают на север?

А. На северном полюсе. Б. На экваторе. В. На южном полюсе .

    Из какого полюса магнита выходят линии магнитного поля?

А. Из северного . Б. Из южного. В. Из обоих полюсов.

    Какой магнитной полюс появится у шляпки гвоздя, если к ней подносить магнит северным полюсом?

А. Северный. Б. Южный . В. Никакой.

    Угол между падающим и отраженными лучами равен 60 градусов. Чему равен угол отражения?

А. 20 градусов. Б. 30 градусов. В.60 градусов.

    Угол падения луча равен 60 градусов. Чему равны сумма углов падения и отражения?

А. 60 градусов. Б. 90 градусов. В. 120 градусов .

    Луч падает на зеркало перпендикулярно. На какой угол отклонится отраженный луч от падающего, если зеркало повернуть на угол в 30 градусов?

А. 15 градусов. Б. 30 градусов. В. 60 градусов .

    Угол между падающими и отраженными лучами равен 120 градусов. Под каким углом к зеркалу падает свет?

А. 30 градусов . Б. 60 градусов. В. 90 градусов.

    Перед вертикально поставленным зеркалом стоит девочка. Как изменится расстояние между девочкой и ее изображением, если она отойдет от зеркала на 1 м?

А. Не изменится. Б. Увеличится на 1 м. В. Увеличится на 2 м.

    Какое изображение получается на фотопленке в фотоаппарате?

А. Увеличенное, действительное, перевернутое Б. .

    Какое изображение получается на сетчатке глаза человека?

А. Увеличенное, действительное, перевернутое. Б. Уменьшенное, действительное, перевернутое .

В. Увеличенное, мнимое, прямое. Г. Уменьшенное, мнимое, прямое.

    Имеются две пары очков: у первых оптическая сила линз равна — 2 дптр, у вторых оптическая сила линз равна + 2 дптр. Для устранения каких дефектов зрения они предназначены?

А. Первые для дальнозоркости, вторые для близорукости.

Б. Вторые для дальнозоркости, первые для близорукости .

В. Обе пары очков можно применять для устранения близорукости и дальнозоркости.

    Если полосовой магнит разрезать посередине на две равные части, то получится:

А. Два однополюсных магнита — северный и южный магниты. Б. Два обычных, но коротких магнита .

В. Магнетизм исчезнет. Останутся два не намагниченных куска железа.