Игорь северянин, краткая биография. Игорь северянин краткая биография и творчество Игорь северянин полная биография

Моя двусмысленная слава,

Мой недвусмысленный талант...
И. Северянин

Детство Игоря Васильевича

На самом деле Северянин - это литературный псевдоним. В тысяча восемьсот восемьдесят седьмом году на свет появился Игорь Васильевич Лотарев в Петербурге в семье отставного штабс-капитана, культурной семье, любившей литературу и музыку, особенно оперную ("одного Собинова я слышал не менее сорока раз"). Мать Игоря происходила из дворянской семьи рода Шеншиных. К этому известному роду принадлежали А.Фет, Н.Карамзин. Родители расстались. И все дальнейшие годы Игорь Васильевич жил в Новгородской губернии в Череповецком уезде. Проживал будущий поэт в имении сестры своего отца.

Путешествия по родной стране и начало творчества

Затем Игорь Северянин вместе с отцом путешествует по всей России. Затем он отправляется на Дальний Восток, где остается на несколько лет. А в тысяча девятьсот четвертом году возвращается к матери. Именно там он встретит многих будущих известных поэтов, литераторов, деятелей культуры. Сам Северянин будет называть свои ранние издания - брошюрами. Юный поэт рассылал по различным редакциям свои поэтические опыты, регулярно возвращавшиеся обратно. Однако в 1905 было опубликовано стихотворение "Гибель Рюрика", затем еще ряд отдельных стихотворений.

Появление псевдонима или громкого имени

Началась новая эпоха в российской литературе и поэзии. Лотарев, или будущий Игорь Северянин, биография которого сложилась так, что как поэт он появился в это же время, по-настоящему известным станет гораздо позже. Но именно в это время возникает его литературный псевдоним. Сначала это был Игорь-Северянин, то есть через дефис, а чуть позже этот знак исчезнет и останется громкое имя.

Интересные факты о творчестве поэта

Первым поэтом, приветствовавшим появление "Северянина в поэзии, был К. Фофанов (1907), вторым - В.Брюсов (1911). С 1905 по 1912 Северянин выпустил 35 поэтических сборников (в основном в провинциальных изданиях).

Одно из стихотворений, которое начинается так: "Вонзите штопор в упругость пробки…", было прочитано в доме Толстого в Ясной поляне. Это был обычный дворянский быт - чтение вслух книг. Вся брошюра Северянина вызвала необычное оживление, но это произведение произвело настоящий фурор. Все смеялись над необычными ходами новой поэзии автора. Но неожиданно Лев Николаевич рассердился и сказал: "Вокруг виселицы, убийства, похороны, а у них штопор в пробке". Вскоре эти слова были растиражированы во многих газетах. Так обрел славу Игорь Васильевич Северянин. Биография и творчество его стали популярны уже буквально на следующее утро.



Истинная популярность творца и самая знаменитая книга

А вот настоящая слава пришла после выхода в свет книги "Громокипящий кубок". Затем последовали другие сборники стихов Северянина - "Златолира" (1914), "Ананасы в шампанском" (1915) и др., много раз переиздававшиеся. Имя Северянина было связано с новым направлением в литературе - футуризмом. В тысяча девятьсот двенадцатом году сложилось направление эгофутуризма, а во главе его стоял Северянин. Потом он отойдет от своих собратьев.

Поиски творческого круга

В стихах Игоря Васильевича было много нового. Ведь неслучайно он заявил о себе как о поэте, который изменил ход русской литературы и поэзии. Он был новатором в области поэтического языка, занимался словотворчеством, ввел в российскую литературу множество новых слов. Настолько многогранен был Северянин.

Король поэтов

Северянин выступил в Политехническом музее, на вечере поэзии. Это было 27 февраля 1918 года. Там регулярно проводились вечера, где выступали поэты различных школ направлений. Предварительно были расклеены афиши, где все приглашались на состязание на звание "короля поэзии".
На эстраде было тесно, как в трамвае. На публику гипнотически действовала манера чтения Северянина.
Избрание "короля" сопровождалось шутливым увенчанием мантией и венцом, но известно, что сам поэт отнесся к этому очень серьезно. В мае вышел в свет альманах "Поэзоконцерт" с портретом Игоря-Северянина на обложке с указанием его нового титула.

Из воспоминаний Гергия Иванова - "Петербургские зимы":
"Потом Северянин был в зените славы. Триумфальные поездки по России. Громадный зал городской Думы, не вмещающий всех желающих попасть на его "поэзо-вечера". Тысячи поклонниц, цветы, автомобили, шампанское. Это была настоящая, несколько актерская, пожалуй, слава".

Из воспоминаний Вс. Рождественского о поэзо-вечерах:

"Поэт появлялся на сцене в длинном, узком в талии сюртуке. Держался прямо, глядел в зал слегка свысока, изредка встряхивая нависающими на лоб черными, подвитыми кудряшками.

Заложив руку за спину или скрестив их на груди около пышной орхидеи в петлице, он начинал мертвенным голосом, все более и более нараспев, с особой, только ему одному присущей каденцией с замираниями, повышениями и резким обрывом стихотворной строки...

Заунывно-пьянящая мелодия получтения-полураспева властно и гипнотизирующе захватывала слушателей..."

Последние годы жизни

В 1920 году Северянов уехал на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла, а в 1920 году Эстония отделилась от России. Поэт оказался в вынужденной эмиграции.
С Фелиссой Крут он прожил 16 лет. Она его оберегала от всех житейских проблем. Перед смертью он признался, что разрыв с нею в 1935 году, был трагической ошибкой.
И там, отрезанный от России, Игорь Васильевич Северянин будет продолжать творить и создавать своеобразную эпическую лирику, которая отразит жизнь человека, страдания и представления о счастье.
Находясь в эмиграции, он выпустил сборники стихов "Вервена"(1920), "Менестрель" (1921), роман в стихах "Падучая стремнина" и др. Издал антологию эстонской классической поэзии.
Последние годы жилось ему в Эстонии очень плохо.

"У меня голубая лодка,
У меня поэтесса жена".

Он голодал. Целые дни ловил рыбу со своей голубой лодки и от сверкающей водной ряби стал терять зрение.


Присоединение в 1940 Эстонии к Советскому Союзу пробудило в нем надежды на издание своих стихов, возможность поездки по стране. Болезнь помешала осуществлению не только этих планов, но даже отъезду из Эстонии, когда началась война.
22 декабря 1941 Северянин умер в оккупированном фашистами Таллинне.
Северянин когда-то пророчески написал: «Как хороши, как свежи будут розы, / Моей страной мне брошенные в гроб!»


Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

1887 , 4 (16) мая – родился в Петербурге в семье отставного штабс-капитана. Первые 9 лет провел в Петербурге.

1903 – закончив 4 класса Череповецкого реального училища, весной совершил с отцом поездку в Порт Дальний (Далянь, Китай), где прожил полгода.

1904 – возвращается к матери в Гатчину.

1907 – знакомится с поэтом К.Фофановым, горячо одобрившим его стихи.

1911 – Северянин объявляет о создании "Эго Вселенского футуризма" .

1913 – выход в свет сборника "Громокипящий кубок" в московском издательстве "Гриф" с предисловием Ф.Сологуба. В этом же году стал давать собственные поэзоконцерты. Март–12 апреля – первое концертное турне по приглашению Сологуба и Чеботаревской по городам России, выступает в Минске, Вильно, Харькове, Екатеринославе, Одессе, Симферополь, Ростов-на-Дону, Баку, Тифлисе, Кутаиси и др. городах.
2 ноября – выступление в Петербургском женском медицинском институте вместе с В. Маяковским , В. Хлебниковым , Н. Бурлюком и В. Гнедовым.
29 ноября – выступление в зале «Соляного городка» в Петербурге вместе с Маяковским, Кульбиным, Крученых.
Декабрь, 14 – первый сольный поэзоконцерт в зале Тенишевского училища в Петербурге.

1914 , 18 февраля – в издательстве «Гриф» выходит четвертое издание книги «Громокипящий кубок». Тираж 1000 экз.
4 марта – выходит в свет вторая книга Игоря Северянина «Златолира», М., К-во «Гриф». Тираж 1415 экз.
9 ноября – присутствует на Первом вечере русской музыки в артистическом кабаре «Бродячая собака». Певец А. И. Егоров исполнил северянинскую «Поэзу о Бельгии», положенную на музыку композитором Н. К. Цыбульским. Ноты этого произведения были изданы с обложкой работы Судейкина.

1915 – выход сборника "Ананасы в шампанском". Вечера поэта проходили с огромным успехом. Б.Пастернак вспоминал: "... На эстраде до революции соперником Маяковского был Игорь Северянин..."

1917 , октябрь–ноябрь – в Петрограде в зале Петровского училища (Фонтанка, 62) проходят 5 поэзовечеров Игоря Северянина, на которых поэт читает стихи из сборников «Громокипящий кубок», «Златолира», «Ананасы в шампанском» и др.

1918 , 27 февраля – в зале Политехнического музея – избрание короля поэтов. В конкурсе принимали участие К.Бальмонт, В.Маяковский и другие поэты. Победу одержал Северянин, которому присудили звание"короля поэтов".

1918 – с этого года постоянно живет в Эстонии, оказавшись после провозглашения Эстонии самостоятельным государством за пределами родины.

1922 , 7 ноября – выступает в Берлине на концертах совместно с В.Маяковским и А.Н.Толстым.

1924 , 14 июня – на Пушкинском вечере в здании Немецкого театра в Таллине читает поэзы, посвященные А. С. Пушкину.

1925 – опубликован "роман в строфах" под названием "Рояль Леанд-ра".
Апрель – в издательстве Вадима Бергмана (Юрьев-Тарту) вышла книга Игоря Северянина: «Колокола собора чувств. Автобиографический роман в 3 частях» (тираж 2000 экз.). Часть тиража вышла в суперобложке в виде ленты с надписью красного цвета: «XX. Игорь-Северянин. Последние рукописи, вышедшие ко дню 20-летия литературной деятельности поэта».


1928 – издает антологию эстонской лирики за 100 лет.
16 февраля – вечер в Русском Доме, устроенный Союзом русских писателей и журналистов в Польше. В газете «За свободу!» сообщалось: «Стихи, посвященные русским писателям и России, были встречены шумными и долго не утихавшими аплодисментами почти исключительно русской публики, собравшейся послушать родного поэта».

1930 , 20 и 29 декабря – выступает с лекцией о К. Фофанове и с лекцией «Эстляндские триолеты Сологуба» в Русском научном институте при Палате Академии наук в Белграде (Югославии).

1931 , 27 февраля – выступление в парижском зале Шопена с программой: 1. «Классические розы» (Новая лирика). 2. «Медальоны» (12 характеристик). 3. «Громокипящий кубок» (Лирика довоенная).
На концерте присутствует М. Цветаева , рассказавшая в письме С. Н. Андрониковой-Гальперн 3 марта 1931 г.: «...Единственная радость (не считая русского чтения Мура, Алиных рисовальных удач и моих стихотворений) – за все это время – долгие месяцы – вечер Игоря Северянина. Он больше чем остался поэтом, он – стал им. На эстраде стояло двадцатилетие. Стар до обмирания сердца: морщин как у трехсотлетнего, но – занесет голову – все ушло – соловей! Не поет тот словарь ушел. При встрече расскажу все как было, пока же: первый мой ПОЭТ, т. е. первое сознание ПОЭТА за девять лет (как я из России)».

1941 , весна – направляет в Ленинград сонеты о русских композиторах.
В журналах «Красная новь», № 3 и «Огонек», № 13 публикуются стихи Северянина.
22 декабря – умер в оккупированном фашистами Таллинне. Похоронен на православном Александро-Невском кладбище Таллина.

Адреса в Петербурге:
1. Гороховая, дом № 66 – родился в этом доме 4 мая 1887 года.
2. Угол Дегтярной и 8-й Советской ул. (точный адрес дома не установлен) – бывал здесь с 1911 г. Находилась редакция газеты «Петербургский глашатай»

Игорь-Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) родился 4 (16) мая 1887 г. в Петербурге. Отец его, Василий Петрович, - военный инженер (выходец из "владимирских мещан"), дослужившийся до штабс-капитана, умер в 1904 г. сорока четырех лет. Мать происходила из известного дворянского рода Шеншиных, к коим принадлежал и А.А. Фет (1820-1892), нити родства связывали ее также со знаменитым историком Н.М. Карамзиным (1766-1826) . Небезынтересно, кстати, что по материнской линии Игорь Северянин находился в родственных отношениях с А.М. Коллонтай (1872-1952).В 1896 г. родители развелись, и будущий поэт уехал с отцом, вышедшим к тому времени в отставку, в Череповец ; незадолго до смерти отца побывал с ним на Дальнем Востоке и в 1904 г. поселился у матери в Гатчине. Учился он всего ничего, закончил четыре класса Череповецкого реального училища. Стихи начал писать в 8 лет. Одно из первых ярких впечатлений - влюбленность в Женечку Гуцан (Злату) , которая и вдохновляла будущего поэта. Впервые опубликовался во втором (февральском) номере журнала "Досуг и дело" за 1905 год: там под фамилией Игорь Лотарев было помещено стихотворение "Гибель Рюрика". Литературе сразу же отдался самозабвенно, издавал за свой счет тоненькие брошюры стихов (от 2 до 16 стихотворений) и рассылал их по редакциям "для отзыва". Всего издал их с 1904 по 1912 г. аж 35. Стихи особого отклика не имели.

20 ноября 1907 года (Этот день Северянин потом ежегодно праздновал) он познакомился со своим главным поэтическим учителем - Константином Фофановым (1862-1911), который первым из поэтов оценил его талант. В 1908 году стали появляться первые заметки о брошюрках, издаваемых в основном самим Северяниным.

В 1909 г. некий журналист Иван Наживин привез одну из брошюр ("Интуитивные краски") в Ясную Поляну и прочитал стихи из нее Льву Толстому. Сиятельного графа и убежденного реалиста резко возмутило одно из "явно иронических" стихотворений этой брошюры - "Хабанера II" , начинавшееся так: "Вонзите штопор в упругость пробки, - И взоры женщин не будут робки!..", после чего, говоря словами самого поэта, всероссийская пресса подняла вой и дикое улюлюканье, чем и сделала его сразу известным на всю страну... "С легкой руки Толстого, хвалившего жалкого Ратгауза в эпоху Фофанова, меня стали бранить все, кому было не лень. Журналы стали печатать охотно мои стихи, устроители благотворительных вечеров усиленно приглашали принять в них, - в вечерах, а может быть, и в благотворителях, - участие", - вспоминал позднее поэт.

Как бы то ни было, Северянин вошел в моду. В 1911 г. Валерий Брюсов (1873-1924), тогдашний поэтический мэтр, написал ему дружеское письмо, одобрив брошюру "Электрические стихи". Другой мэтр символизма, Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников, 1863-1927), принял активное участие в составлении первого большого сборника Игоря Северянина "Громокипящий кубок" (1913), сопроводив его восторженным предисловием и посвятив Игорю Северянину в 1912 г. триолет, начинавшийся строкой "Восходит новая звезда". Затем Федор Сологуб пригласил поэта в турне по России, начав совместные выступления в Минске и завершив их в Кутаиси.

Успех нарастал. Игорь Северянин основал собственное литературное направление - эгофутуризм (еще в 1911 г. "Пролог эгофутуризма"), в группу его приверженцев входили Константин Олимпов (сын К.М. Фофанова, 1889-1940), Иван Игнатьев (Иван Васильевич Казанский, 1892-1914), Вадим Баян (Владимир Иванович Сидоров, 1880-1966), Василиск Гнедов (1890-1978) и Георгий Иванов (1894-1958) , вскоре перешедший к акмеистам. Эгофутуристы в 1914 г. провели совместно с кубофутуристами, Д. Бурлюком (1882-1907), В. Маяковским (1893-1930) и Василием Каменским (1884-1961), в Крыму олимпиаду футуризма.

Начавшаяся первая мировая война, пусть и не сразу, сменила общественные интересы, сместила акценты, ярко выраженный гедонистический восторг поэзии Северянина оказался явно не к месту. Сначала поэт даже приветствовал войну , собирался вести поклонников "на Берлин", но быстро понял ужас происходящего и опять углубился в личные переживания, заполняя дальше дневник своей души.

27 февраля 1918 г. на вечере в Политехническом музее в Москве Игорь-Северянин был избран "королем поэтов" . Вторым был признан В. Маяковский, третьим В. Каменский.

Через несколько дней "король" уехал с семьей на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла, а в 1920 г. Эстония отделилась от России. Игорь Северянин оказался в вынужденной эмиграции, но чувствовал себя уютно в маленькой "еловой" Тойле с ее тишиной и покоем, много рыбачил. Довольно быстро он начал вновь выступать в Таллине и других местах.

В Эстонии Северянина удерживает и брак с Фелиcсой Круут. С ней поэт прожил 16 лет и это был единственный законный брак в его жизни. За Фелиссой Игорь-Северянин был как за каменной стеной, она оберегала его от всех житейских проблем, а иногда и спасала. Перед смертью Северянин признавал разрыв с Фелиссой в 1935 году трагической ошибкой.

В 20-е годы он естественно держится вне политики, (называет себя не эмигрантом, а дачником) и вместо политических выступлений против Советской власти он пишет памфлеты против высших эмигрантских кругов. Эмигрантам нужна была другая поэзия и другие поэты. Игорь-Северянин по-прежнему много писал, довольно интенсивно переводил эстонских поэтов: в 1919-1923 гг. выходят 9 новых книг, в том числе"Соловей" . С 1921 года поэт гастролирует и за пределами Эстонии: 1922год - Берлин, 1923 - Финляндия, 1924 - Германия, Латвия, Чехия... В 1922-1925 годах Северянин пишет в довольно редком жанре - автобиографические романы в стихах: "Падучая стремнина", "Роса оранжевого часа" и "Колокола собора чувств"! .

Большую часть времени Северянин проводит в Тойла, за рыбной ловлей. Жизнь его проходит более чем скромно - в повседневной жизни он довольствовался немногим. С 1925 по 1930 год не вышло ни одного сборника стихотворений.

Зато в 1931 году вышел новый (без сомнения выдающийся) сборник стихов "Классические розы" , обобщающий опыт 1922-1930 гг. В 1930-1934 годах состоялось несколько гастролей по Европе, имевшие шумный успех, но издателей для книг найти не удавалось. Небольшой сборник стихов "Адриатика" (1932 г.) Северянин издал за свой счет и сам же пытался распостранять его. Особенно ухудшилось материальное положение к 1936 году, когда к тому же он разорвал отношения с Фелиссой Круут и сошелся с В.Б. Коренди:

Стала жизнь совсем на смерть похожа:
Все тщета, все тусклость, все обман.
Я спускаюсь к лодке, зябко ёжась,
Чтобы кануть вместе с ней в туман...
"(В туманный день)"

А в 1940 поэт признается, что "издателей на настоящие стихи теперь нет. Нет на них и читателя. Я пишу стихи, не записывая их, и почти всегда забываю".
Поэт умер 20 декабря 1941 г. в оккупированном немцами Таллинне и был похоронен там на Александро-Невском кладбище. На памятнике помещены его строки:

Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!

Известно из анкеты, заполненной поэтом в 1916 г., что его любимые поэты были: "в детстве - гр. А.К. Толстой, затем - Мирра Лохвицкая, Фофанов, Бодлер". Кроме того, А.М. Жемчужников (1821-1908) и, конечно, Ф.И. Тютчев (1803-1873), чьей строкой назван первый нашумевший сборник поэта.

Сам Игорь-Северянин писал свой псевдоним через дефис: как второе имя, а не фамилия. Имя Игорь было дано ему по святцам, в честь святого древнерусского князя Игоря Олеговича; приложение "Северянин" делало псевдоним близким к "царственным" именам и означало место особенной любви (как приложение "Сибиряк" в псевдониме Д.Н.Мамин). Но традиция писать "Северянин" как фамилию закрепилась так же, как традиция толковать поэта односторонне по его "экстазным" стихам...

Из анкеты - 1916 г.:

Образование: получил в Череповецком реальном училище.
Лучшее воспоминание: директор кн. Б.А. Тенишев , добрый, веселый, остроумный.
Издал 35 брошюр: (1904 - 1912 гг)
Любимые поэты: в детстве гр. А.К. Толстой, затем Мирра Лохвицкая, Фофанов, Бодлер.
Любимые композиторы: Амбруаз Тома, Пуччини, Чайковский, Римский-Корсаков.
Любимый художник: Врубель.
Очень много читал.

Авг 31 2011


Северянин Игорь (Лотарёв Игорь Васильевич) — известный русский поэт. Игорь Северянин родился 16 мая 1887 года в Санкт-Петербурге, в семье штабс-капитана в отставке. Мать Северянина была дочерью предводителя дворянства. В семье Игоря Северянина всегда ценились культура и образование, большое внимание уделялось литературе и особенно оперной музыке. Свои первые стихотворения Северянин начал писать уже в девятилетнем возрасте. Юношеские годы Северянина прошли в усадьбе «Сойволе» в Новгородской губернии. Там же Северянин поступил в Череповецкое реальное училище, в котором окончил четыре класса так как вынужден был уехать с отцом на Дальний Восток в порт Дальний.

В 1904 году Северянин возвращается с Дальнего Востока и поселяется в Гатчине у матери. Суровая красота русского севера пробудила в душе юноши вдохновение, и он решает взять себе псевдоним – Северянин. В 1905 году публикуется стихотворение «Гибель Рюрика». Появление Северянина в поэзии горячо приветствовалось такими мастерами как К. Фофанов и В.Брюсов.

С 1905 по 1912 годы Северянин выпускает в провинциальных изданиях 35 поэтических сборников. В 1911 году Северянин организовывает в Петербурге литературное объединение «Ассоциация эгофутуристов».

В 1913 году выходит сборник «Громокипящий кубок», который приносит Северянину настоящую славу. В этом же году Северянин начинает выступать с собственными поэзоконцертами, и совершает вместе с Ф.Сологубом турне по России.

В 1914 – 1915 годах выпускаются сборники «Златолира» и «Ананасы в шампанском». В 1917 году после Октябрьской революции Северянин переселяется в Эстонию в посёлок Тойла. В 1918 году Северянин перевозит в Тойлу больную мать. В этом же году Северянин посещает Москву, где на поэтическом вечере избирается «Королём поэтов» и затем возвращается обратно в Эстонию.

Оккупация в 1918 году германскими войсками Эстонии, а позднее, в 1920 году, провозглашение её самостоятельной республикой, фактически вынудили Северянина стать эмигрантом. Ему пришлось практически безвыездно жить в Тойле вместе со своей женой. Несмотря на эмиграцию, Северянин продолжает работать. В 1920 году выпущен сборник «Вервена», в 1921г сборник «Менестрель» и др. Тираж этих изданий был небольшим, и последние годы ему жилось очень тяжело.

В 1940 году присоединение Эстонии к СССР дало Северянину надежду на издание своих произведений и возможность совершить поездку по стране. Однако в связи с болезнью осуществление этих планов пришлось отложить, а начавшаяся война окончательно их перечеркнула, и 22 декабря 1941 года в оккупированном фашистами Таллинне Игорь Северянин скончался.

P.S. Одесса — удивительно красивый, интересный и харизматичный город, вам пригодится аренда квартир в Одессе если вы собрались погостить там пару дней или пожить более длительный период времени.

  1. Введение
  2. Детство и юность Северянина
  3. Первые стихотворения Северянина
  4. Ироничность стихотворений Северянина
  5. Первый поэтический сборник Северянина «Громокипящий кубок»
  6. Северянин во время первой мировой войны
  7. Особенности стихотворений Северянина
  8. Северянин в 20-30-е годы
  9. Позднее творчество Северянина
  10. Cмерть Cеверянина

1. Введение

Игорь Северянин - один из самых наименее исследованных поэтов серебряного века. К его творчеству многие годы относились отрицательно. В советском литературоведении сложился устойчивый, на многие десятилетия, миф о Северянине как о поэте весьма низкого эстетического уровня. А между тем И. Северянин — «поэт милостью Божьей», «истинный поэт», по выражению В. Брюсова. Без его творчества невозможно представить полную картину развития русской поэзии начала XX века.

2. Детство и юность Северянина

Игорь Васильевич Северянин (настоящая фамилия - Лотарёв) родился 4(16) мая 1887 года в Петербурге в потомственной дворянской семье. Мать его, дочь предводителя дворянства Щигровского уезда Курской губернии, Н. С. Шеншина - родственница Афанасия Фета, была начитанной женщиной, рано приобщившей сына к художественной литературе. Брак со штабс-капитаном Василием Лотаревым не принес ей счастья. В автобиографической поэме «Роса оранжевого часа» (1925) И. Северянин так писал об отце:

Великолепнейший лингвист,
И образован, и воспитан.
Он был умен, он был начитан.

Любивший развлечения отец мало уделял внимания семье. В 1896 году родители будущего поэта разошлись, и Василий Петрович увез мальчика к своим родственникам в Череповецкий уезд Новгородской губернии. Здесь Игорь Лотарев прожил около семи лет, учился в Череповецком реальном училище. В 1904 году он возвратился к матери в Гатчину, под Петербург. Но годы, проведенные в имении дяди, на берегу полноводной реки Суды, будут вспоминаться ему как одни из самых счастливых.

О Суда! Голубая Суда,
Ты внучка Волги! Дочь Шексны!
Как я хочу к тебе отсюда
В твои одебрянные сны!…-

так в конце жизни вспоминал поэт о своем детстве. Любовью к русскому северу был обусловлен выбор поэтом псевдонима - Северянин, ставшего затем фамилией.

3. Первые стихотворения Северянина

Писать И. Северянин начал еще в Череповце. Первые его стихи подражательны. В них мы находим надсоновское обращение к «усталому духом» собрату («Гатчинская мельница»), перекличку с поэзией народников («Что видели птицы»…) отголоски лирики А. К. Толстого («А знаешь край?»). Уже в юности Северянин определил круг своих литературных учителей. Это А. К. Толстой, А. М. Жемчужников и рано умершая, многократно воспетая им поэтесса конца XIX - начала XX века Мирра Лохвицкая (1869-1905), сестра Н. А. Тэффи.

Первый, кто приветствовал появление Северянина в литературе и оценил его незаурядный талант, был поэт Константин Фофанов (1862-1911). Встретились они 20 ноября 1907 года и быстро подружились, несмотря на большую разницу в возрасте. Критик журнала «Новое слово» А. Измайлов вспоминал: «Однажды Фофанов пришел в редакцию в сопровождении молодого, стройного, симпатичного человека, безбородого и безусого, держащегося со светской выправкой, скромно и спокойно.

Он был без кудрей до плеч, ничто не подчеркивало в его наружности поэта, в глазах светилась своя тихая душа, далекая от предмета случайного сейчас разговора.- Познакомьтесь: Игорь Северянин. Поэт очень талантливый, очень талантливый,- заговорил своей нервной, заикающейся скороговоркой Фофанов»1. К. Фофанов не являлся первоклассным поэтом, но Северянину была близка его поэзия лирическим отношением к природе, искренностью.

Дружба их длилась около четырех лет. Незадолго до смерти Фофанов написал такое стихотворение:
О Игорь, мой единственный,
Шатенный трубадур!
Люблю я твой таинственный,
Лирический ажур.

Северянин всю жизнь с благодарностью вспоминал своего старшего друга и наставника. К. Фофанову он посвятил около десяти стихотворений, названия которых говорят сами за себя: «В защиту Фофанова», «Великому современнику» (1909), «На мотив Фофанова», «На смерть Фофанова» (1911), «Поэзия Фофанова» (1913), «К шестидесятилетию смерти Фофанова» (1917). Он считал Фофанова «гениальным поэтом» и советовал читателям:
Возьмите Фофанова в руки И с ним идите в вешний сад. Томленье ваше, скуку, муки Его напевы исцелят.

В литературу И. Северянин входил трудно. Первое его стихотворение «Гибель Рюрика» было опубликовано во втором номере журнала «Досуг и дело» за 1905 год. Потом его долго не печатали. Стихи, которые он посылал в журналы, регулярно возвращались назад. Поэтому Северянин стал выпускать их отдельными брошюрками объемом от двух до двадцати четырех страниц. С 1904 по 1912 годы он издал таким образом 35 брошюр. Поэт рассылал их по различным редакциям, но откликов на них почти не было.

Тот же А. Измайлов свидетельствует: «…Через известные сроки в редакцию приходили маленькие тоненькие брошюрки стихов, иногда всего 8-10 страниц. Редактор брал их, метил, посыпал пеплом смешные, вычурные, нелепые стихи и, улыбаясь, вручал их соответственному сотруднику:«Игорь Северянин опять прислал стихов. Будет охота - отметьте…»

В конце 1909 года одна из таких брошюрок под названием «Интуитивные краски» попала в Ясную Поляну ко Льву Толстому. Ее привез туда писатель Иван Наживин. Толстой дал уничтожающую характеристику стихам Северянина. «Об этом,- вспоминал позже И. Северянин,- мгновенно всех оповестили московские газетчики… после чего всероссийская пресса подняла вой и дикое улюлюканье, чем и сделала меня сразу известным на всю страну. С тех пор каждая моя новая брошюра тщательно комментировалась критикой на все лады, и с легкой руки Толстого меня стали бранить все, кому не лень».

Известность, пусть даже и скандальная, сыграла свою роль: стихотворения Северянина стали охотно печатать популярные журналы и газеты. Многих читателей привлекали необычные слова и персонажи («грезерки», «экс-цессерки», «адъюантессы», «лесофеи» и т. п.), яркая экспрессия создаваемых поэтом картин. Им нравилась изысканно-романтическая жизнь принцесс, королев и пажей, непохожая на окружающую обыденную реальность:

Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж…
Королева играла — в башне замка Шопена,
И внимая Шопену, полюбил ее паж.
Было все очень просто, было все очень мило:
Королева просила перерезать гранат,
И дала половину, и пажа истомила,
И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.
А потом отдавалась, отдавалась грбзово,
До восхода рабыней проспала госпожа…
Это было у моря, где волна бирюзова,
Где ажурная пена и соната пажа.

(«Это было у моря»)

Читателей завораживал стиль подобных стихотворений, их плавная, задушевная мелодичность и напевность. В стихотворении «Ананасы в шампанском» молодой поэт обещал: «Я трагедию жизни претворю в грезофарс». И он это делал.

Другую часть читателей и многих критиков, напротив, шокировали подобные стихотворения, которые сам автор именовал «поэзами». Так сложилось устойчивое мнение о Северянине как о поэте дурного вкуса, потакающего низменным интересам «толпы».

Между тем, многие стихотворения поэта ироничны или же пародийны, созданы им для эпатажа малокультурной, но амбициозной обывательской публики. Едкой иронией насыщено, например, скандально нашумевшее стихотворение «Хабанера II»:

Вонзите штопор в упругость пробки,-
И взоры женщины не будут робки!…
Да, взоры женщин не будут робки,
И к знойной страсти завьются тропки…
Ловите женщин, теряйте мысли…
Счет поцелуям пойди, исчисли!-..
А к поцелуям финал причисли,-
И будет счастье в удобном смысле!…

Как пародия на расхожую рекламу звучит стихотворение «Мороженое из сирени!» Многих удивляли «Ананасы в шампанском», и не все понимали, сколь едко высмеивал поэт убогое подражание всему западному: «Весь я в чем-то норвежском!//Весь я в чем-то испанском!» Тонко ироничны стихотворения «Каретка куртизанки», «В будуаре тоскующей нарумяненной Нелли…», «Клуб дам» и многие другие.

Ирония И. Северянина нередко перерастала в сатиру. Хорошо знавший его поэт и переводчик Г. Шенгели писал: «Игорь обладал самым демоническим умом, какой я только встречал, …и все его стихи - сплошное издевательство над всеми и всем, и над собой».

Сам поэт признавался в стихотворении «Рядовые люди»:
Я презираю спокойно, грустно, светло и строго
Людей бездарных: отсталых, плоских, темно упрямых…
Они так жалки, так примитивны и так бесцветны.

Таких людей он едко высмеивает в стихотворении «Диссона»:
Ваше Сиятельство, к тридцатилетнему - модному возрасту
Тело имеете универсальное… как барельеф…
Душу душистую, тщательно скрытую в шелковом шелесте,
Очень удобную для проституток и королев…

Как своего рода комментарий к этому и подобным произведениям звучит стихотворение «В блесткой тьме», где поэт прямо говорит о направленности своего творчества:
Каждая строчка-пощечина. Голос мой - сплошь издевательство.
Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.
Я презираю вас пламенно, тусклые Ваши Сиятельства,
И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!

Нередко поэт иронизировал и над собою, над собственными мечтами, грезами и иллюзиями об интересной, духовно насыщенной жизни, что тоже вызывало неодобрение критики. Северянин очень огорчался порою, что «Не расслышала (иль то - политика?)//Моей иронии глухая критика». Позднее, в стихотворении «Двусмыслен ная слава» он следующим образом определит суть своего творчества и отношение к нему критики:

Моя двусмысленная слава
Двусмысленна не потому,
Что я превознесен неправо.
Не по таланту своему,-
А потому, что явный вызов
Условностям - в моих стихах
И ряд изысканных сюрпризов
В капризничающих Словах.
Во мне выискивали пошлость.
Из виду упустив одно:
Ведь кто живописует площадь.
Тот пишет кистью площадной.
Пускай критический каноник
Меня не тянет в свой закон,-
Ведь я лирический ироник:
Ирония - вот мой канон.

4. Ироничность стихотворений Северянина

Поэт довольно точно определил основную черту своего раннего творчества: «лирический ироник». Ироничность - важнейшее качество поэзии И. Северянина. Вторая же ее черта - лиризм, для выражения которого поэт опять-таки нередко пользуется маской, скрывая за внешней экстравагантностью, бравадой и эпатажем глубокие чувства.

Уже в ранних его стихотворениях пробиваются и пушкинские, и некрасовские мотивы («…А знаешь край, где праздники убоги…»). Задолго до написания нашумевших, эпатажных, полных иронии стихов, молодой поэт, задумываясь о совестливости художника, написал стихотворение «Я не лгал», в котором с разным порядком слов трижды повторяется строка: «Я не лгал никогда, никому».

В ранней поэзии И. Северянина немало не только стихов иронических и сатирических, воссоздающих «удушающую пошлость жизни», но и лирических, и лирико-драматических. Многие из них покоряют своей безыскусной задушевностью («Ты ко мне не вернешься в тихом платье из ситца,//В платье радостно-жалком, как грошовый цветок»), непоказной добротой и милосердием «В парке плакала девочка://…У хорошенькой ласточки переломана лапочка»), христианской сострадательностью:

Весенней яблони, в нетающем снегу.
Без содрогания я видеть не могу:
Горбатой девушкой - прекрасной, но немой -
Трепещет дерево, туманя гений мой…

И полный нежности и ласковой тоски, Благоуханные целую лепестки.
Юный поэт в своих стихотворениях воспевает сложности и таинства любви:
Она на пальчиках привстала
И подарила губы мне.
Я целовал ее устало
В сырой осенней тишине.
И слезы капали беззвучно
В сырой осенней тишине.
Гас скучный день - и было скучно.
Как все, что только не во сне.

(«Маленькая элегия»)
Его волнует окружающая природа, для описания которой поэт находит немало свежих сопоставлений, красок и ассоциаций:

Выйди в сад… Как погода ясна!
Как застенчиво август увял!
Распустила коралл бузина,
И янтарный боярышник - вял.
Скоро осень окутает сном
Теплый садик, дождем оросив,
А пока еще - зелень вокруг,
И вверху безмятежная синь…
(Выйди в сад»)

Ритмически звучные, лиричные стихотворения Северянина наполнены искренней любовью к дорогим его сердцу российским просторам. Таково его стихотворение «Русская» (1910) с опоэтизированными автором приметами деревенского быта:

Хорошо гулять утрами по овсу,
Видеть птичку, лягушонка и осу,
Слушать сонного горлана-петуха,
Обменяться с дальним эхом: «ха-ха-ха!»
Пейзажная лирика Северянина приобретает подчас философскую направленность, выявляя его взгляды на смысл бытия:

Жить для меня - вдыхать сирень,
В крещенский снег стремиться к маю,
Благословляя новый день…
(«Стихи в ненастный день»)

Тема любви и тема природы нередко в стихотворениях поэта образуют единое целое, определяя радостное восприятие лирическим героем многообразия окружающего его мира. Олицетворением этого мира являются «весна» и «сирень» - два основных архетипа северянинской поэзии. Весна, которая пробуждает человека и природу к жизни, и сирень, которая выступает как самый яркий символ этого пробуждения.

5. Первый поэтический сборник Северянина «Громокипящий кубок»

В марте 1913 года вышел из печати первый поэтический сборник И. Северянина. Поэт назвал его словосочетанием из известного стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» - «Громокипящий кубок», подчеркнув тем самым преемственность многих помещенных в нем стихотворений с классической традицией. Сборник был восторженно встречен читательской публикой и многими известными поэтами - представителями разных течений. К 1915 году «Громокипящий кубок» выдержал девять переизданий. Такого успеха до сих пор в России не имела ни одна поэтическая книга.

Большую роль в творческой судьбе Северянина сыграл в эти годы Ф. Сологуб. «В 1912 г. я познакомился с Федором Кузьмичем Сологубом, представившим меня петербургскому литературному миру на специальном вечере в своем салоне на Разъезжей,- вспоминал поэт.- Он написал мне восторженный триолет» («Восходит новая звезда») и не менее восторженное предисловие к моей первой книге - «Громокипящий кубок».

«Нечаянной радостью» назвал Ф. Сологуб появление книги И. Северянина. Поясняя свою мысль, он писал: «Когда возникает поэт, душа бывает взволнована… Я люблю стихи Игоря Северянина… Я люблю их за легкое, улыбчивое происхождение. Люблю их потому, что они рождены в недрах дерзающей, пламенной волею упоенной души поэта <…> Воля к свободному творчеству составляет ненарочную и неотъемлемую стихию души его, и поэтому явление его - воистину нечаянная радость в серой мгле северного дня».

Очарованный стихами молодого поэта, Сологуб проявил к нему отеческую заботу и пригласил в поездку по России - от Минска до Кутаиси. Путешествие это помогло И. Северянину глубже узнать жизнь страны и встретиться со своими читателями.

Как культурное событие расценил выход сборника Н. Гумилев. В статье «Письма о русской поэзии» он писал: «Игорь Северянин - действительно настоящий поэт… Что он поэт, доказывает богатство его ритмов, обилие образов, устойчивость композиции, свои, остро пережитые темы».

Любопытна также реакция на книгу Северянина Александра Блока, который вначале относился к стихотворениям автора «Громокипящего кубка» весьма прохладно. Прочитав сборник, Блок сделал в дневнике следующую запись: «Отказываюсь от многих своих слов, я преуменьшал его… Это - настоящий, свежий, детский талант».

И действительно, многие стихотворения сборника ярко, свежо и непосредственно передают радостную атмосферу весны, цветения, обновления мира:

Душа поет и рвется в поле
Я всех чужих зову на «ты»…
Какой простор! Какая воля!
Какие песни и цветы!
(«Осенний день»)

Одна из главных тем сборника - тема любви. Она раскрывается в ряде стихотворений, многие из которых стали романсами: «Не улетай!», «Соната в шторм», «Кензель» и др. В них рыцарское преклонение перед женской красотой и изяществом, поэтизация чувственной страсти. Поэт изображает любовное чувство не только мужчины, но и женщины («Ее монолог»), что говорит о нем, как о тонком знатоке женской души.

Женщина в ранней поэзии Северянина - воплощение изысканности, утонченности, экстравагантности. Для ее изображения поэт находит смелые, неожиданные метафоры и эпитеты, призванные подчеркнуть глубину чувств лирического героя:

Уста твои - чаруйные новеллы!
Душист их пыл, и всплески так смелы,
И так в жасмине трелят соловьи,
Что поцелуи ^вальсом из - «Мирэллы» - Скользят в крови.
На! одурмань! замучай! упои!
Испчель, изжаль кипящими устами!
Да взветрит над жасминными кустами
Царица Страсть бушующее пламя,
Пока в жасмине трелят соловьи!
(«Кензелъ IX»)

В стихотворении «В лимузине» (1910) ощущение элегантности и неотразимости юной дамы выражено словами: «Она вошла в моторный лимузин,//Эскизя страсть в корректном кавалере».
Выход сборника «Громокипящий кубок» сделал имя И. Северянина известным по всей России. Его стихи охотно печатают крупнейшие газеты и журналы; «поэзоконцерты», которые устраивал автор, ломились от восторженной публики, а портреты украшали и будуары светских дам, и скромные комнатки гимназисток. По свидетельству И. Бунина, Северянина «знали не только все гимназисты, студенты, курсистки, молодые офицеры, но даже многие приказчики, фельдшерицы, коммивояжеры, юнкера»9. Когда в феврале 1918 года в переполненном зале Политехнического музея состоялись выборы короля поэтов, им оказался Игорь Северянин. Второе место занял В. Маяковский, третье - К. Бальмонт. Относиться к этому факту слишком серьезно не следует (вкусы публики, как известно, капризны и изменчивы), но и не брать в расчет тоже нельзя.

Необычайной популярности поэта способствовало и то, что он сам читал свои стихи. Первые его публичные выступления состоялись в 1910 году, а затем начались поездки по стране. Где только ни выступал Северянин: в Петербурге, Москве, Харькове, Тифлисе, Одессе, Ростове-на-Дону, Курске, Твери, Саратове, Минске, Пскове… Его вечера собирали толпы поклонниц, которые забрасывали своего любимца цветами. «Я знаю гром рукоплесканий//Десятков русских городов»,-признается позднее поэт. По словам Б. Пастернака, Северянин «повелевал концертными залами и делал полные сборы с аншлагами».

Современники, видевшие и слышавшие его выступления, рассказывали, что он исполнял свои стихи подчеркнуто отстраненно, не вступая в контакт с публикой, читал распевно, так, что чтение превращалось в пение. Закончив выступление, Северянин быстро уходил со сцены, не удостаивая слушателей даже взглядом, несмотря на их восторги. Выступал поэт не всегда один: в 1913 году он вместе с В. Маяковским и Д. Бурлюком совершил турне по Крыму и участвовал с ними поэтических вечерах.

6. Северянин во время первой мировой войны

В годы первой мировой войны Северянин удалился душою в царство грез, в вымышленную им поэтическую «страну Миррэлию». Само название этой «страны» связано с именем Мирры Лохвицкой. Миррэлия для Северянина - это мир романтической мечты, красоты, куда он уходил от пошлостей жизни:

Миррэлия - светлое царство,
Край ландышей и лебедей.
Где нет ни больных, ни лекарства,
Где люди не вроде людей.
Миррэлия - вечная Пасха,
Где губы влекутся к губам.
Миррэлия -- дивная сказка,
Рассказанная мною вам.
(«Увертюра»)

Уход в романтическую «страну Миррэлию» не означал отстраненности поэта от жизни. Северянин продолжает писать о сложностях человеческих взаимоотношений, горестях и радостях мира. («Поэза о Гогланде», «Поэза о людях», «Это страшно», «Поэза страшной жизни» и др.).

В 1914-1916 годы выходит ряд новых поэтических сборников Северянина - «Златолира» (1914), «Ананасы в шампанском» (1915), «Поэзоантракт» (1915), «Тост безответный» (1916) и другие. В художественном отношении произведения, в них входящие, не ровны. Критика отмечала известную манерность, экстравагантность, поверхностную изысканность некоторых его произведений, надуманность метафор, эпитетов, типа: «грезы кларнета», «шампанский полонез» и др. Океан у него «плещется десертно,- совсем мускат - люнельно».
Конечно, для поддержания популярности Северянину поневоле приходилось некоторые произведения создавать на потребу публике. Подчас его стихотворения носят характер своеобразного лубка - сознательно наивного, но красочного, экзотично яркого, уводящего в мир мечты:

Вы оделись вечером кисейно
И в саду стоите у бассейна…
Корабли оякорили бухты:
Привезли тропические фрукты,
Привезли узорчатые ткани,
Привезли мечты об океане.
А когда придет бразильский крейсер,
Лейтенант расскажет вам про гейзер…

Он расскажет о лазори Ганга,
О проказах злых орангутанга,
О циничном африканском танце,
И о вечном летуне - «Голландце».

Лубочность была в духе времени. Еще в большей степени, чем поэзии, она присуща тогдашней живописи: картинам Анри Руссо, Пиросмани, раннего Пикассо. Лубочность рождала праздничность, яркость, радостное настроение, и поэтому многие читатели и зрители приняли ее.

И все-таки не лубочность определяет главное в творчестве Игоря Северянина. Доминантой его поэзии являются стихи, покоряющие большим лирическим чувством и мастерством формы, что и было отмечено истинными ценителями художественного слова. В 1916 году с большой статьей о Северянине выступил В. Брюсов. Отметив известную неровность его творчества, он вместе с тем подчеркнул: «…Игорь Северянин - истинный поэт… Это - лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир и умеющий несколькими характерными чертами заставить видеть то, что он рисует. Это - истинный поэт, глубоко переживающий жизнь и своими ритмами заставляющий читателя страдать и радоваться вместе с собой. Это - ироник, остро подмечающий вокруг себя смешное и низкое и клеймящий это в меткой сатире. Это - художник, которому открылись тайны стиха и который сознательно стремится усовершенствовать свой инструмент, «свою лиру», говоря по-старинному».

Действительно, лучшие произведения Северянина отличаются большой напевностью, музыкальностью и своеобразным лиризмом. Его стих тяготел к романсу и часто основывался на унаследованном от Бальмонта подхвате и повторении отдельных слов и целых фраз, составных и внутренних рифмах, ассонансах и аллитерациях:

Все гнезда в лопочущем хлопоте,
Все травы в брильянтовом трепете…
Удало в ладоши захлопайте,-
И к солнцу поднимутся лебеди!
(«Фантазия юсторга»)

7. Особенности стихотворений Северянина

Многие его стихотворения характеризуются не только широким звуковым диапазоном и ритмическим богатством, но и виртуозной образностью. Еще современников поэта восхищала живописность северянинских образов и картин: «бледнел померанцевый запад», «ночь баюкала вечер, уложив его в деревья», хромает ветхий месяц, как половина колеса», «морозом выпитые лужи», «день алосиз». Лимоннолистый лес//Драприт стволы в туманную тунику». Ветер он может назвать «блестким», ландыши - «бело-нежными» и т. п.

Северянин удивлял своих читателей и слушателей обилием неологизмов, которые, несмотря на свою причудливость, (например, «сюрпризэтки», «грезерка») в основном не нарушали норм русского языка, а некоторые из них прижились в речи: «бездарь», «угрюмец» и др. Он любил составные слова, глаголы и существительные с приставками «без» и «о». Поэт охотно их придумывал и использовал в своем творчестве: «грезофарс», «плутоглазка», «златоструйный», «оэкранить», «отуфлить», «осо-ловьить», «безгрезье», «безнадежье» и т. п.
Но и к обычным словам поэт подбирал свежие эпитеты, что тоже придавало его произведениям привлекательность и элегантность: «на реке форелевой», «ты пришла в шоколадной шаплетке», «хвойные линии» и т. п. И. Северянин первым среди поэтов использовал в стихах новые слова и понятия, обозначавшие реалии XX века: «синематограф», «мотоциклет», «авто», «дирижабль», «экспресс», «аэроплан» и др.

Проявил себя Северянин как незаурядный художник-экспериментатор и в области формы стиха. Им было изобретено десять строфических форм: миньонет, дизель, квадрат квадратов и др. Об оригинальности и виртуозности созданных Северяниным поэтических форм может свидетельствовать стихотворение «Квадрат квадратов», в котором слова первой строки первого четверостишия повторяются в первой же строке второго, третьего и четвертого четверостиший, но в другом порядке. То же происходит со второй, третьей и четвертой строчками:

Никогда ни о чем не хочу говорить…
О, поверь! - я устал, я совсем изнемог-
Был года палачом - палачу не парить…
Точно зверь заплутал меж поэм и тревог…
Ни о чем никогда говорить не хочу…
Я устал… О, поверь! Изнемог я совсем…
Палачом был года - не парить палачу…
Заплутал, точно зверь, меж тревог и поэм…

Он актуализировал в русской поэзии такой вид стиха как кензель (стихотворение из трех пятистиший).
В то время, как футуристы стремились к зауми, Северянин выступал как поэт изысканной общедоступности, хотя, как уже было сказано, ему в формо- и словотворчестве тоже порой не хватало художественного вкуса и чутья: ранняя муза поэта металась между двумя крайностями - текущей модой и стремлением к высокой гармонии.
Поэт весьма скептически отнесся к Октябрьской революции, не приемля кровопролития, жестокости, разрушений ни с той, ни с другой стороны:

Сегодня «красные», а завтра «белые» -
Ах, не материи! Ах, не цветы!
Людишки гнусные и озверелые,
Мне надоевшие до тошноты…
(«Крашешк»)

8. Северянин в 20-30-е годы

В начале 1918 года Игорь Северянин вместе с больной матерью переехал на жительство в эстонский поселок Тойла. В ферале 1920 г. Эстония объявила себя самостоятельной республикой, и поэт оказался за рубежами родины, что стало для него до конца жизни подлинной трагедией.
В декабре 1921 года Северянин женился на поэтессе и переводчице Фелиссе Круут, с которой они прожили вместе 15 лет. Круут Северянин посвятил свои лучшие стихи о любви: «Отличной от других», «Что за счастье», «Увертюра» и др.

Стихи Северянина 20-30-х годов наполнены острой тоской по родине. Он любил и Россию, и Эстонию. Но его не признавали ни в буржуазной Эстонии, ни в революционной России. Это терзало его душу. В стихотворении «Утомленный душой» (1919) Северянин пишет:

Мое одиночество полно безнадежности,
Не может быть выхода душе из него,
Томлюсь ожиданием несбыточной нежности,
Люблю подсознательно - не знаю кого.
В пору братоубийственного истребления Северянин возвышает свой голос в защиту человека, его жизни:
Жизнь человека одного -
Дороже и прекрасней мира,-
восклицает он в стихотворении 1917 года «Баллада XVI».

Приходит новый век, «жестокий и сухой», рациональный. Люди живут без стихов и не чувствуют в них необходимости. Более того, всеобщая злоба сделала заложниками всех. Все друг на друга: с Севера, с Юга, Друг и подруга - все против всех! - пишет он в стихотворении с характерным названием «Люди ли вы?». Поэт-гуманист призывает к взаимопониманию, к милосердию, к любви:

Жалейте каждого больного

Всем сердцем, всей своей душой,
И не считайте за чужого,
Какой бы ни был он чужой.
Пусть к вам потянется калека.
Как к доброй матери - дитя;
Пусть в человеке человека
Увидит, сердцем к вам летя.
И обнадежив безнадежность,
Все возлюбя и все простив,
Такую проявите нежность,
Чтоб умирающий стал жив!
(«Поэза сострадания»)

Любовь для поэта - сильнейшее из чувств, делающая человека человеком, открывающая ему подлинные радости жизни, путь к светлым идеалам добра и красоты.

Соловьи монастырского сада,
Как и все на земле соловьи,
Говорят, что одна есть отрада
И что эта отрада - в любви…-
пишет он в стихотворении «Все они говорят об одном» (1927), посвященном композитору С. В. Рахманинову.

Возможность достижения этих идеалов поэт видел не в социальной борьбе, а в вере. Путь Северянина к православию был нелегким: лишь в конце 20-х годов в творчестве поэта появляются произведения, в которых звучат религиозные мотивы:
Не устыдись, склонив свои колени,
Благодарить в восторге небеса,
Что зришь еще один расцвет сирени
И слышишь птиц весенних голоса,-

призывает он своих современников в стихотворении «Не устыдись…» Подобными мыслями и настроениями окрашены его стихотворения «Второе пришествие», «На монастырском закате», «Молитва», «На колокола», «Земное небо» и другие.

В 20-30-е годы существенно меняется стиль поэзии И. Северянина. Словообразовательные экстравагантности практически полностью исчезают из его стихотворений, уступая место классической простоте и ясности. Свое поэтическое кредо Северянин выразил в следующих словах:

Величье мира - в самом малом.
Величье песни - в простоте.
Душа того не понимала,
Не распятая на кресте.
(«Возрождение»)

Основная тематика его творчества этих лет - человек и природа, тема любви, воспоминания о прошлом, раздумья над собственной судьбой. Особое место в его поэзии занимает тема утраченной Родины. «Нет я не беженец и я не эмигрант//Тебе, родительница, русский мой талант,//И вся душа, вся мысль моя верна//Тебе, на жизнь меня обрекшая страна»,- писал Северянин в 1939 году. По воспоминаниям дочери поэта В. И. Анисимовой, Северянин однажды вместе с Ф. Раскольниковым, тогдашним полпредом СССР в Эстонии, отправились к советской границе и> блуждая, оказались в каком-то ее участке на территории СССР. Вернувшись домой, поэт принес с собою горсть русской земли, которую до конца дней хранил как дорогой талисман». Его стихотворения проникнуты тоской по России и надеждой на возвращение в родные края:

Я мечтаю, что Небо от бед
Избавленье даст русскому краю,
Оттого, что я - русский поэт,
Оттого я - по-русски мечтаю.

Произведения Северянина дышат верой в близкое воскресение любимой страны, которая уже не раз, казалось, умирала, но все же «возрождалась вновь»:
Когда народ смолкал сурово и, осиротелый, слеп от слез, Божьей волей воскресала снова,- Как весна, Как Солнце, как Христос,- пишет он о России в стихотворении «Предвоскресье». Источник возрождения России поэт видит не в западной цивилизации, а во внутренней духовной силе народа («Стихи о Москве», «Колыбель культуры новой»). Северянин всегда ощущал себя продолжателем традиций русской классики.

Предметом особой гордости поэта было то, «что в жилах северного барда//Струится кровь Карамзина». Он действительно был дальним родственником Н. М. Карамзина по материнской линии и заявлял о себе как о поэте-историке. Это заявление, на первый взгляд, парадоксально, и его легко расценить как очередной эпатаж, ибо, по строгому счету, историзма, как мировоззренческого принципа, его творчество практически не содержит.

«Историзм» И. Северянина состоит в другом - в прямом и открытом автобиографизме многих его произведений. Пожалуй, ни у кого из русских поэтов не проявились так ярко черты автобиографизма, как в творчестве Северянина. Помимо стихотворений, многие из которых насыщены штрихами его биографии, поэт в 20-е годы создает уникальную жанровую форму - лирические стихотворные мемуары. Это поэмы «Падучая стремнина» (1922), «Роса оранжевого часа» (1923) и автобиографические романы «Колокола собора чувств», «Рояль Леандра» <1923), повествующие «о времени и о себе», о детстве, юности, жизненном и творческом пути поэта.

Жизнь Северянина в Эстонии была сопряжена с большими материальными трудностями. В письме к болгарскому литератору С. Чукалову он писал: «Мы уже вторую неделю питаемся картофелем с крупной, кристалликами, солью… Вокруг звереющий буржуазный мир и убивающее душу равнодушие»1 . Отвратительное «мурло» этого мира поэт клеймит в своих стихах:

Чем эти самые живут.
Что вот на паре ног проходят?
Пьют и едят, едят и пьют -
И в этом жизни смысл находят…
«Живут себе»… И имя Блок
Для ник, погрязших в мерзком блуде,-
Бессмысленный, нелепый слог…

Чтобы как-то поправить свое материальное положение, поэт совершает ряд гастрольных поездок за границу. Он побывал в Варшаве, Софии, Белграде, Берлине, Париже. И везде его публичные выступления пользовались неизменным успехом. Надежда Тэффи так писала о его выступлении в Париже 12 февраля 1931 года: «Это был удивительный вечер! Чудесный! И чудо его было в том, что пришли люди, собрались в зале, сколько он вместить мог, на эстраде стоял поэт.Поэт говорил о нежной любви, о рыбачьей лодке, о девушке с русой косой, об окунях и форелях.

Публика пришла послушать вычурные поэмы о ликерах, шелках и принцессах, потому что поэт - Игорь Северянин, и первые строфы его новых стихов как-то удивили.
Потом перестали удивляться и ушли вслед за ним к далекому морю, к тихой, бедной и ласковой жизни. В антракте говорили:
- А ведь он гораздо лучше прежнего!
- Потому что он прост.

Потому что он нежен.
- Потому что он глубок.
Были взволнованные лица и омытые ясной мечтой глаза…».
Несмотря на материальные трудности, Северянин в 20-х и начале 30-х годов много писал и выступал как переводчик. Он познакомил русского читателя с эстонскими поэтами, создав антологию эстонской поэзии за сто лет, с 1803 по 1903 год.

9. Позднее творчество Северянина

Важнейшими в позднем творчестве поэта стали сборники стихотворений «Классические розы» и «Медальоны». В первом из них, помимо темы родины, большое место занимает тема любви. Весь любовный цикл этого сборника, состоящий из 22-х стихотворений, повествует о «женщине с певучими глазами» - Фелиссе Круут. «Ты совсем не похожа на женщин других,//Потому мне и стала женою»,- таков лейтмотив этого цикла. Цикл о Круут можно поставить в один ряд с любовной лирикой Данте и Петрарки, с «денисьевским циклом» Ф. Тютчева, со «Стихами о Прекрасной Даме», циклами «Фаина» и «Кармен» А. Блока.
Состоящий из ста произведений сборник сонетов «Медальоны» посвящен деятелям культуры разных стран и времен: русским писателям-классикам Пушкину, Некрасову, Лескову и др.; западноевропейским мастерам культуры Байрону, Бетховену, Шекспиру, Мопассану и др.; писателям-современникам Горькому, Маяковскому, Шмелеву, Куприну, Есенину, Ахматовой и др.
Обыгрывая биографические моменты, особенности творческой манеры, названия произведений, их отдельные строки, Северянин любовно воссоздает облик того или иного героя своих произведений, деятеля культуры.

Особую группу составляют «медальоны», персонажами которых стали оппоненты и недруги Северянина. В них вновь блестяще проявил себя сарказм поэта, отмеченный, однако, субъективностью оценок. Так, Г. Иванова он называет «столичным пшютом», а о Пастернаке говорит следующим образом: «Когда в поэты тщится Пастернак,// Разумничает Недоразуменье».

Предметно-смысловая сторона «медальонов» - лирические образы деятелей культуры - взаимосвязана с экспрессивным пафосом, выражающим отношения автора к своим героям. Особенностью этой связи является соединение в каждом произведении с помощью образных язы ковых средств нескольких поэтических миров: внутреннего и художественного миров героя сонета, объективной действительности, т. е. культурного контекста времени, в котором действует персонаж, и мира автора, который предстает и как поэт, и как поклонник, либо как отрицатель творчества того или иного деятеля искусства.

Так, в сонете «Дюма» первая часть его изображает мир автора-читателя («Дни детства. Новгородская зима//Листы томов, янтарные, как листья»), а во второй воссоздан мир персонажей Дюма («Захватывающая кутерьма//Трех мушкетеров, участь Монте-Кристья»), который взаимодействует с миром автора-читателя и в воображении которого черты героев Дюма переносятся на их создателя («Ты - рыцарство, ты - доблесть бескорыстья,//Блистательнейший Александр Дюма…»). Подобным образом строятся и другие «медальоны», что придает им живость.и изящество.

Характерная черта «Медальонов» - четкость и афористичность мысли. Поэт широко прибегает к неологизмам, инверсии, стремясь подчинить развитие поэтической мысли строгим рамкам жанра. Характеристики деятелей искусства в сонетах Северянина ярки и впечатляющи. Есенин у него - «благочестивый русский хулиган», М. Кузьмин - «бледный Божий брат», Мопассан - «трагичный юморист// Лукавый гуманист, гуманный ловелас», А. Ахматова - «послушница обители Любви».

Есть в сборнике «Медальоны» и сонет, посвященный самому Северянину. В нем вновь предпринята попытка открыть себя читателям, изменить создавшееся о нем мнение:
Он тем хорош, что он совсем не то. Что думает о нем толпа пустая. Эти слова можно с полным правом поставить в качестве эпиграфа ко всему творчеству поэта.

В 30-е годы Северянин много и долго болел. Но в мыслях своих он всегда был в России и с Россией.

За годом год. И с каждым годом
Все неотступней, все сильней
Влечет к себе меня природа
Великой родины моей,-

писал он в стихотворении 1936 года «За Днепр обидно».

10. Смерть Северянина

В 1935 году Северянин расходится с Круут. Но новая женитьба не принесла поэту душевного успокоения.

Напротив, он терзается сознанием совершенной ошибки, пробует все исправить, но тщетно. Неудачи постигают его и на поэтическом поприще: книги его выходят малыми тиражами, практически не приносят средств к существованию. Он вынужден ходить по дачам и продавать рыбу и книги своих стихов с автографом. Резко ухудшается здоровье поэта. 22 декабря 1941 года, в первый, тяжелейший год войны, И. Северянин умер в оккупированном Таллинне.

5 / 5. 1