Василий Быков: Одна ночь. Одна ночь Одна ночь рассказ быкова краткое содержание

ТЫСЯЧА И ОДНА НОЧЬ

балет

«Тысяча и одна ночь» (азерб. Min bir gecə) - балет в двух действиях, написанный в 1979 году. Либретто Максуда и Рустама Ибрагимбековых. Музыка азербайджанского композитора Фикрет Амирова. Либретто балета написано по мотивам собраний сказок «Тысячи и одной ночи».

Балет впервые увидел свет в Баку в 1979 году на сцене азербайджанского академического театра оперы и балета. Возобновлён в 1992 году. В 1999 году был поставлен в Харьковском академическом театре оперы и балета и в Красноярском Государственном театре оперы и балета. Основой балета стал популярный «Рассказ о царе Шахрияре». В балет входят июжеты из вторых сказок - о приключениях Синдбада-морехода, о птице Рухх, об Аладдине и принцессе Будур, о Али-Бабе и сорока разбойниках. За создание этого балета Фикрет Амиров был удостоен в 1980 году государственной премии СССР.




Главные герои

Шахрияр
Шахерезада
Нурида
Марджана



Гнев и боль в сердце Шахрияра - любимая жена во время его отсутствия изменила ему. В безудержном гневе он решает истребить всех женщин в государстве. В мир зла и насилия входит Красота и Мудрость - это Шехерезада. Своими сказками она не просто развлекает разгневанного Шахрияра, а по-своему борется с насилием, жестокостью, утверждая в мире красоту, мудрость, любовь и добро. В борьбе ей помогают птица Рухх, Алладин со своей волшебной лампой, Али-баба и другие герои сказок. Постепенно в ожесточенном сердце Шахрияра пробуждается любовь. Тысячу и одну ночь проведет он в стране сказок Шехерезады, прежде чем обретет веру в любовь и добро.

Действие 1

В далекой восточной стране правил молодой могущественный царь Шахрияр. Всей душой любил он свою жену Нуриду, но однажды, возвратясь с охоты, он застает ее в объятиях раба. В безумной ярости убил Шахрияр неверную, но не исцелила его душу месть. Обманутый муж, униженный правитель приходит к страшному решению - казнить всех молодых женщин страны. Каждую ночь приводят к нему новую красавицу, которую на рассвете палачи лишают жизни. Неистов в своем гневе Шахрияр и тщетны мольбы обреченных на смерть. В мир зла и насилия, в покои Шахрияра, входит красота и мудрость - Шехерезада. Чтобы сократить время утренней зари, она рассказывает Шахрияру волшебные, интригующие истории. Первые лучи солнца прерывают рассказ. Шахрияр повелевает сохранить Шехерезаде жизнь до следующего утра.

Действие 2

В ожесточенном сердце Шахрияра пробуждается любовь, но не сразу он сдается. Начинается борьба разума со злом, любви с ненавистью. Каждую ночь предстают перед мысленным взором Шахрияра мудрые сказки Шехерезады: сказка о Синдбаде-мореходе и птице Рухх, сказание о восточном базаре, сказка об Алладине, красавице Будур и злом колдуне-Визире; сказка об Али-бабе, его умнице-жене Марджане и сорока разбойниках... Тысячу и одну ночь проведет он в неведомой ему доселе прекрасной стране сказок, прежде чем вновь обретет веру в любовь и добро. На тысячу первую ночь оттаяло сердце Шахрияра. Исцеленный любовью, он дарит жизнь Шехерезаде.

«Любовью ли наказан я, царством ли помазан я. Не знаю, но своей любовью к твоей любви привязан я».

Действие повести происходит во время окончания войны. Советская армия захватила город и неожиданно пошел налет истребителей. Иван Волок побежал за сержантом, но не смог его догнать. Перед ним появились два фашиста. Одного он пристрелил, второй сбежал.

По городу прошлась очередная волна взрывов, здания рассыпались и падали. В этой неразберихе Волок запрыгнул в открытую дверь, оступился и полетел вниз, где обнаружил недобитого фашиста. Он пытался спрятаться здесь. Между двумя врагами началась смертельная драка. Каждый пытался уничтожить противника. Но очередной взрыв остановил драку. Ивана и немца завалило осколками. Оба потеряли сознание.

Вход в подвал оказался завален землей и бетоном. Только из трещины потолка пробивался неясный свет солнца. Обнаружив немца под завалом, Иван решил, что враг погиб. Но тот тоже пришел в сознание. Изначально Волок хотел убить врага, но разум не дал ему выстрелить в пораженного и беспомощного человека, хотя надо было бы. Вместо этого Иван помог выбраться немцу из под завалов и дал материал для перевязки. Немец был не стар и не молод, на виске была рана наподобие той, что была у Ивана на теле.

Иван не видел в немце врага. Перед ним представлялся пожилой, повидавший многое в своей жизни человек. Только немецкая форма не давала русскому забыть, что он - враг. Мужчины сообща стали разгребать завалы, чтобы выбраться из подвала. В процессе работы Иван многое узнавал из жизни своего врага. Имя у немца было Фриц, до войны он работал тихим столяром. Он немного говорил по-русски, потому они смогли быстро объединиться и найти общий язык.

Волок больше не ощущал злобы и ненависти к Фрицу. Перед собой он наблюдал обычного человека. Иван был обеспокоен только тем, что ждет их на поверхности, если они смогут выбраться из завалов.

Русский солдат предложил Фрицу сдаться, на что получил отказ. Пояснил это тем, что его дома ждет целая семья, а если он сдастся, то им придется очень нелегко. Кроме того, добавил, что он не является сторонником этой войны и считает Гитлера глупцом и человеком с поврежденной психикой.

Продолжая разбирать завалы, каждый думал о своей семье. Каждый хотел вернуться. Хоть враги и боролись с одной поставленной задачей, даже нашли общий язык, они всё равно оставались врагами, готовыми там, на поверхности, убить друг друга.

Солдаты продолжали разбирать завалы. Неожиданно на Волока обрушилась бетонная плита. Несколько часов он был без сознания. Немец поил его, ухаживал и делал перевязки. Так они и выживали.

Придя в себя, Волок обнаружил, что от упавшей бетонной плиты образовалось отверстие, которое можно еще немного разобрать и путь к свободе будет прочищен. Почуяв свободу, они снова стали врагами.

Немец выбрался первым, протянув руку Ивану. На улице стояла небольшая группа фашистов. Они заметили Фрица и позвали к себе. Иван не хотел, чтобы Фриц возвращался к своей армии, поэтому выстрелил в него. В ответ немец бросил в Ивана гранату, но она зацепила его совсем ничтожно. Русский солдат успел еще раз попасть по врагу, после чего группа немцев начала стрелять по Волоку. От поднявшейся пыли и дыма Ивану удалось сбежать от немцев и найти своих.

Война разрушила человеческое отношение друг к другу. Навязала глупые правила, по которым люди должны убивать таких же, как они сами. Битва между двумя одинаковыми сторонами, которым навязали, что они враги.

Чему учит эта повесть можно рассматривать сразу с двух точек зрения: кто-то выскажется, что Иван выполнил свой долг, кто-то - что не имел права на такой поступок, они ведь чуть не сдружились. У каждого своя точка зрения.

Читательский дневник.

Кадр из фильма «Одна ночь» (1990)

Очень кратко

Великая Отечественная война. Русский и немец оказываются заточёнными в подвале. Объединённые общей бедой, герои становятся друзьями, но, освободившись, вновь превращаются во врагов.

Конец Великой Отечественной войны. В захваченном советскими войсками городе внезапно начался авианалёт. Иван Волок, русский солдат, побежал за сержантом, но отстал. Неожиданно перед ним появилось двое немцев. Иван дал беспорядочную автоматную очередь и убил одного из них, второй немец куда-то исчез.

Среди взрывов и падающих зданий Иван увидел раскрытую дверь и забежал в неё. Не заметив ступенек, он оступился и полетел вниз, в подвал.

Немец, которого Иван не успел убить, прятался здесь же, в темноте. Они начали бороться, всеми способами стараясь уничтожить друг друга. Внезапно раздался новый взрыв. Ивана засыпало щебнем и осколками кирпича, он потерял сознание.

Очнувшись, Иван обнаружил, что вход в подвал полностью завалило, а бетонный потолок в углу потрескался, и в трещину проникает тонкий луч света, превращая тьму в полумрак. На миг Ивану показалось, что его противник погиб, но он ошибся - засыпанный осколками камня немец пришёл в себя.

Первым желанием Ивана было убить фашиста, однако «стрелять в беспомощного и больного всё же неловко». Удивляясь самому себе, он помог немцу выбраться из-под завала и отдал ему свой перевязочный пакет, чтобы тот забинтовал раненое колено. Немец был немолод, на его виске виднелся след от осколка - такой же рубец носил Иван на левом боку.

Только немецкая форма не позволяла Ивану забыть, что перед ним враг. Вдвоём они начали разбирать завал, безуспешно пытаясь расшатать бетонную плиту. Вскоре выяснилось, что немец немного говорит по-русски - его научила «русска фрау». Как и Иван, в мирной жизни Фриц Хагеман был столяром, строил дома.

Иван уже не чувствовал к Фрицу враждебность. Теперь его заботило другое - что будет, когда они выберутся из подвала. Кто их встретит наверху - свои или немцы? Если немцы - не лучше ли будет застрелить Фрица прямо сейчас? Но всё изменилось, и убить Иван уже не мог.

Внезапно наверху послышались голоса, но разобрать, на каком языке говорят, было невозможно. Иван и Фриц затихли. Никто не решился подать голос, опасаясь нарваться на врага. Обоим стало ясно, что выбираться из подвала придётся самосто­ятельно.

Иван предложил Фрицу добровольно сдаться в плен русским, но тот отказался. В Дрездене у него осталась жена и трое детей. Если Фриц попадёт в русский плен, его семью сошлют в лагеря. Иван тоже вспомнил о жене и двух дочерях, оставшихся в родном колхозе. Немец признался, что ему не нравится эта война, а «Фюрер-шайза!». Но всё же в отношениях Ивана и Фрица осталась напряжённость: каждый из них чувствовал исходящую от другого опасность и боялся выпустить из рук оружие.

Разбирая завал, Иван потревожил каменную плиту, та упала на него и оглушила. Некоторое время Иван провёл в беспамятстве и бреду. Немец заботился о нём - перевязывал разбитую голову и поил просочившейся в подвал водой.

Очнувшись, Иван заметил, что в подвале стало светлее - на месте обрушившейся на него плиты образовалась дыра. Надо выбираться и сдавать немца своим. Между Иваном и Фрицем снова всё изменилось.

Фриц вылез первым и вытащил из дыры Ивана. На улице немца заметили и окликнули свои. Однако Иван не хотел, чтобы этот человек вновь вернулся во вражеский полк, и выстрелил в недавнего союзника и почти друга. Фриц бросил в Ивана гранату, но тот в последний момент успел ещё раз выстрелить, и немец упал.

Осколком гранаты Ивана ранило в плечо. Его начали обстреливать, но мешала поднятая взрывом пыль, и Ивану удалось скрыться в переулке. Он медленно брёл к своим, и ему хотелось «ругаться от боли и тупой несправед­ливости того, что случилось».

Василь Быков

Одна ночь

«Юнкерсы» налетели внезапно.

Их тонкохвостые стремительные тени вынырнули из-за островерхих, разбитых минами крыш и обрушили на город неистовый громовой рев. Оглушенный им, автоматчик Волока замедлил бег, присев, втянул голову в плечи и на несколько секунд сжался под все нарастающим визгом бомб. Вскоре, однако, сообразив, где спасение, боец метнулся на забросанный мусором тротуар и очутился под чугунной решеткой, тянувшейся вдоль улицы. Несколько долгих мучительных секунд, прильнув к раскаленному асфальту, ждал...

Бомбы разорвались за оградой.

Земля со вздохом, тяжело содрогнулась, тугая горячая волна ударила Волоку в спину, что-то коротко и звонко звякнуло рядом, и сразу же улица, дома и вязы в сквере окутались клубами серой пыли.

«Полутонные, не меньше», – подумал Волока, сплевывая песок. Вокруг по тротуару, в сквере и на мостовой брякали обломки камней, шлепались слитки асфальта, взметнув высоко в воздух, не спеша просеивалась туча земли, и в ней, медленно оседая, густо мельтешила листва акаций. Где-то вверху простучал пулемет, тотчас от серого исцарапанного осколками здания брызнула штукатурка, и большая, с бобовый струк, желтая пуля, цокнув по камням, бешено завертелась на тротуаре. На очередном заходе снова ревели пикировщики.

В сквере среди еще не осевшей пыли уже замелькали полусогнутые пропотевшие спины бойцов, кто-то перескочил через решетку ограды и бросился на противоположную сторону улицы. По темной латке на плече Волока узнал сержанта, командира отделения из их взвода. Обрадованный, что впереди есть свой человек, боец вскочил и, пригнувшись, пустился следом.

Сержант в несколько прыжков перебежал улицу и под новый рев пикировщиков нырнул в подворотню. Волока же немного отстал. Позади грохнул взрыв, и когда он, запыхавшись, влетел под спасительные своды подъезда, то от неожиданности едва не вскрикнул: со двора прямо на него выскочили два немца. Волока споткнулся, шарахнулся было назад, но и немцы тут, видно, не ждали его. Передний что-то бормотал заднему, на мгновенье в его расширенных глазах блеснули испуг и удивление. В то же мгновение Волока, не целясь, нажал на спуск – автомат содрогнулся от беспорядочной очереди, – немец выпустил из рук карабин и упал лицом на мостовую. Его новенькая, меченная альпийской эмблемой каска, громко звякая, криво покатилась по тротуару.

Куда исчез задний, Волока не увидел.

Вокруг грохотали взрывы, где-то со стоном рушилось здание, в подворотню хлынули клубы рыжей кирпичной пыли. Волока пригнулся, перескочил через откинутую руку немца, на которой еще дергались костистые с перстнями пальцы, и сунулся в настежь раскрытую дверь. Внутрь и вниз тут сбегали ступеньки, в спешке Волока промахнулся ногой и торчком полетел в темноту. Опережая его, в полумраке загремел его автомат.

Так боец очутился в подвале.

Тут было тихо и темно. Прохлада бетонного пола сразу охладила разгоряченное тело. Потирая ушибленные колени, Волока прислушался, медленно встал, ступил раз, второй, наклонился, отыскивая на полу оброненное оружие, и от неожиданности вздрогнул: пальцы его наткнулись на что-то пыльное, теплое и, несомненно, живое. Волока как-то не сразу сообразил, что это сапоги, которые тут же рванулись из-под его рук, и тут что-то тупое и тяжелое ударило бойца в спину. Волока ахнул от боли, но не упал, а взмахнув обеими руками, сгреб в темноте чьи-то ноги. Сознание пронзила догадка: немец!

Немец не удержался, свалился наземь, но руками успел охватить Волоку за голову. Иван напрягся, пытаясь вырваться, но напрасно. Враг все ниже пригибал его голову и, шаркая по полу подкованными сапогами, старался одолеть его. Но Иван, уже придя в себя от испуга, уцепился за одежду немца и, нащупав подошвами опору, всем телом толкнул врага.

Они оба тяжело рухнули на пол. Иван, задыхаясь от боли в подвернутой шее, почувствовал, как что-то под ним хрустнуло. Он теперь оказался наверху и, перебирая в темноте ногами, искал надежной опоры. Через минуту, а может и меньше, он с трудом высвободил голову и, сделав сильный рывок, распластал немца на полу. Еще не совсем уверенно, Иван почувствовал, что сильнее врага, только, видно, тот был проворнее или, может, моложе, ибо не успел боец поймать в темноте его цепкие руки, как те снова ухватили Волоку за горло.

Иван только крякнул от боли, в глазах блеснул желтый огонь. На минуту он обмяк, отчаянно захрипел, а немец, извернувшись, перекинул в сторону ноги и очутился наверху.

– А-а-а! Сволочь! Ы-ых!.. – хрипел Иван.

Он инстинктивно вцепился в руки, сжимавшие его шею, пытаясь во что бы то ни стало разомкнуть их, не дать цепким пальцам сдавить горло. После долгих судорожных усилий ему удалось оторвать одну руку, но вторая тотчас сползла ниже и ухватила за воротник его застегнутой гимнастерки.

Боец задыхался, Грудь распирало удушье; казалось, вот-вот хрустнут горловые хрящи, помутилось сознание, и Волоку охватил испуг оттого, что вот так нелепо дает умертвить себя. В нечеловеческом отчаянии он уперся в пол коленями, напрягся и обеими руками резко вывернул в сторону одну, более мешавшую руку немца. Воротник гимнастерки затрещал, что-то глухо брякнулось о пол, немец засопел; бешено зашаркали по бетону его подкованные сапоги.

Волоке стало полегче. Он высвободил шею и, кажется, начал одолевать немца. На смену отчаянию в сознание ворвалась злоба, мелькнуло намерение убить – это придало силы. Барахтаясь и сопя, он нащупал ногами стену, уперся в нее и всем телом надавил на немца. Тот снова оказался снизу – Волока, мыча от злорадства и ярости, наконец добрался до его жилистой шеи.

– И-и-и-э-э! – мычал немец, и Волока чувствовал, что побеждает.

Его противник заметно сбавил напор и только оборонялся, хватаясь за ожесточившиеся Ивановы руки. Волоке, однако, очень мешала сумка с дисками, которая попала под немца и ремнем, как на привязи, держала бойца. Волока снова утратил опору, куда-то пропала стена, ноги скребли по скользкому полу. Но он изо всех сил держался наверху и не выпускал из рук немца, который вдруг захрипел, рванул Ивановы руки, раз и второй, напрягся, стукнулся о бетон головой и неистово забился всем телом. Однако Иван приналег плечом, удерживая пятерней горло, и сдавил.

В этот момент наверху что-то стряслось.

Оглушительный взрыв туго ударил в уши, в бездну рухнуло черное подземелье, сотни громов и грохотов обрушились на людей. Удушливым смрадом забило грудь, болью пронизало голову, спину, ноги, что-то навалилось и придушило... Волока инстинктивно отпрянул от немца, вскинул над головой руки, беспомощно съежился, подставив обвалу потную, побитую спину, и от боли сжал зубы.

Главной особенностью творчества Василя Быкова является то, что он изображает войну такой, какой она была на самом деле. В произведении “Одна ночь” она выступает настоящим чудовищем, которое несет с собой страдания, беды и море крови простым людям. Сюжет произведения “Одна ночь” довольно сложный: чувства гражданского долга и человеческие чувства героя тесно переплетаются друг с другом.

Главным героем рассказа является Иван Волока, перед которым стоит выбор: собственная жизнь или смерть немецкого солдата, с которым он оказывается под завалами. Автор изображает его довольно рассудительным и совестным парнем, однако, совсем скоро, он проявляет ярость, убив его. В этот момент читатель видит, как четко в произведении “Одна ночь” писатель выводит одну из главных тем – жестокость и бесчеловечность.

В произведении “Одна ночь” выступает две группы героев: герои военных действий – страх и ненависть и герои, ставшие жертвами военных событий, то есть главные персонажи самого произведения. Именно страх и ненависть руководят разумом людей, они загоняют человека в угол, как зверя, которому приходится совершать жестокие поступки. В. Быков в произведении “Одна ночь” заставляет читателя задуматься над причинами действия Ивана, которому следует выстрелить во Фрица.

В. Быков довольно умело изображает картины войны, проникая в восприятия молодого солдата. Прочитав эпизод встречи Волока с немцами, читателю становится понятно, какой видит войну сам писатель. Чувства, которые испытывает главный герой: страх, ненависть, ярость, жесткость довольно сильно перемешаны и напоминают некую мозаику. Истинная правда прячется за маской войны – страх, несущий за собой необдуманные действия героев.

Цель войны – убивать людей, невзирая ни на что. Впервые, автор, заставив своего героя убить человека, сосредотачивает внимание читателя на механичности и бесчеловечности войны. В произведении “Одна ночь” автор изображает все подробные события войны, дав возможность своему читателю, самостоятельно оценить ситуацию.

Сочинение по литературе на тему: Краткое содержание Одна ночь Быков

Другие сочинения:

  1. Полюби меня, солдатик… Повесть “Полюби меня, солдатик…” принадлежит знаменитому писателю Василию Быкову. В произведении четко прослеживается тема Отечественной войны, которая акцентировалась в его ранних произведениях. Тема Отечественной войны не считается новой, но зачем писатель возвращается к ней вновь? Зачем доносить Read More ......
  2. Стужа В мир выходит новая книга Василия Быкова “Стужа”, сюжет которой довольно прост. В основном, писатель во многих произведениях предписывал своим героям испытания. Самой известной проверкой для персонажа было одиночество. Так, случилось и в произведении “Стужа”, где автор ставит Азевичав Read More ......
  3. Дожить до рассвета В повести В. Быкова “Дожить до рассвета” перед читателем предстает образ героя, лейтенанта Ивановского. В произведении четко раскрывается человеческая ответственность и адекватное понимание происходящего. Как известно, война устанавливает свои законы, соответственно, приказы отдают старшие по званию, а Read More ......
  4. Карьер Перу Василию Владимировичу Быкову принадлежит повесть “Карьер”. В произведении писатель раскрывает основную тему – война, которая принесла с собой огромное количество страданий и людям, и земле Белоруссии. В произведении “Карьер” писатель изображает как сильных и смелых людей, так и Read More ......
  5. Бурная ночь Что хотел сказать автор своим стихотворением? Что показать, кроме описанного в скудных строчках? Существуют разные мнения и смысловые видения. Загадочный всадник, беззвездная ночь, цокот копыт. Какова разгадка этого стихотворения? Наиболее интересен предложенный вариант пятиклассника из школы-интерната из далекого Read More ......
  6. Ночь Стихотворение “Ночь” можно воспринимать как философскую лирику. Александр Блок написал его, будучи в Петербурге, в октябре 1912 года. В нем просматривается дисгармония поэта с окружающим миром, отсутствие творческих взлетов и свершений. Это стихотворение можно считать одним из наиболее трагических Read More ......
  7. Альпийская баллада Середина Великой Отечественной войны, лагерь военнопленных в Австрии возле Лахтальских Альп. Ночью была бомбежка, а утром пятеро военнопленных нашли в полуразрушенном заводском цехе неразорвавшуюся бомбу. Это был шанс. Заменив поврежденный взрыватель, пленные бросили жребий – кто ударит по Read More ......
  8. Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали… Это произведение является воспоминанием о бывших чувствах поэта, и обращено к девушке, которая вызвала большую любовь, заставив трепетать сердце. Замечательным лирическим началом, автор показывает читателю, что это стихотворение о любви. Здесь отображается ночной Read More ......
Краткое содержание Одна ночь Быков