И.С. Тургенев "Бежин луг": описание, герои, анализ произведения. Как объяснить, почему рассказ называется «Бежин луг»? Какие еще произведения, названные по месту происходящих в них событий, вы читали? Как автор относится к героям бежин луг

Сочинение

Каждую из этих историй рассказывают и слушают пять очень разных и очень интересных мальчишек из окрестных деревень. Практика многолетнего изучения этого рассказа знала использование всех пяти характеристик мальчиков в рассказе «Бежин луг», но использовался и прием сопоставления характеристик двух главных рассказчиков. Мы также рекомендуем этот путь и используем его для неторопливого и четко расчлененного сочинения о крестьянском мальчике XIX в.- о своем ровеснике. Весь процесс работы над сопоставлением характеристик связан со стремлением понять, как автор создает каждую, какими способами выражает свое отношение к героям, как дает портретное описание и как в это описание включается авторская оценка, каким способом показывает нам на этапе самого первого, внешнего знакомства с героем свое к нему отношение. Иногда оно выражено в словах прямой оценки, иногда - при помощи моментов менее явных, описательных:

О том, что Павлуша понравился автору, сказано напрямик. По более скептическое отношение ко второму рассказчику выражено в манере описания, в общей характеристике лица (незначительно). Логика рассказа о человеке у себя пока только формируется. Мы помним, что и Павлуша и Ильюша рассказывали о светопреставлении. При этом Павлуша рассказывает о том, как все «перетрусились» во время солнечного затмения: и он сам, и все жители деревни, и даже барин, который предупреждал народ об этом событии. Рассказывает он неторопливо и весело. Единственный раз за всю ночь они смеются, слушая этот рассказ, который состоит из нескольких забавных сценок - зарисовок. Рассказ о прошедшем и, как уже выяснилось, напрасном страхе вызывает добродушную усмешку. Голос Васи заставляет задуматься и пугает. Он пытается во всем разобраться сам и думает напряженно, всегда приходя к конкретному решению.

Тут и стряпуха, которая перебила все горшки в печи, и бочар Вавила со жбаном на голове, которого приняли за Тришку, и староста, который в канаву залез, и старостиха, которая в подворотне застряла, и Дорофеич, который вскочил в овес «и давай кричать перепелом»… Смеясь над его рассказом, мы видим и самого рассказчика: его открытую прямоту и честность (он сказал и о том, что сам струсил, и показал, что бояться, оказывается, было нечего), его умение видеть смешное и относиться к нему без издевки. Видим его наблюдательность и способность рассказать обо всем обстоятельно, ярко, занимательно, даже весело.

Иное дело Ильюша - он сам врывается в рассказ Павлуши. Мы слышим легенду о Тришке, которая вызывает в нем страх и восхищение перед таинственной силой «удивительного человека». Он готов стыдить нас за то, что они не знают этого героя легенд: Илыоша свято верит, что настанет время и Тришка «будет соблазнять народ христианский». Его любовь ко всему таинственному, искренняя и самозабвенная вера во всякие чудеса, откровенный испуг перед неведомыми силами рисуют натуру слабую и поэтичную. Так, сопоставление эпизодов также дает возможность7 охарактеризовать - доказательно и уважительно - каждого из этик очень разных мальчуганов. Работу по сопоставлению можно обогатить обращением к лаборатории писателя; напомним, что в набросках к «Бсжину лугу» была такая запись: «Федя красив, смел, Павлуша труслив, Ильюша поэтичен, Костя - глупый и мрачный».

Нас обычно очень удивляет эта запись, и они готовы спорить с самим автором. Но нам важно не только их удивление и настрой на защиту уже сложившихся представлений, а еще одна возможность заглянуть в лабораторию писателя, тот повторный взгляд на каждого из мальчиков, который Читатели вынуждены сделать, услышав, как оценил их автор в предварительном наброске. Как он относится к непонятным, странным происшествиям, которые пугают других мальчиков, к тому, что происходит у костра? Многое, что пугает мальчиков (голос цапли, куличков), его не пугает, потому что он знает, что это такое, и потому не только сам не боится, но и успокаивает товарищей. В непонятном для себя старательно пытается разобраться (так, например, происходит с голосом из бучила). Его желание разобраться очень быстро переходит в действие: припомним, как стремительно помчался он за волками; любознательность и решительность, а не только смелость стоят за каждым из его поступков.

Откуда знал Илыоша то, о чем он рассказывал у костра? Только одна история произошла с ним самим. Обо всем остальном он слышал и запоминал рассказы разных людей. Можно даже припомнить этих людей: псарь Ермила, дедушка Трофимыч, бабка Ульяна. Конечно, они едва ли рассказывали все эти истории двенадцатилетнему мальчику. Он просто с необычайной жадностью ловил любые подобные рассказы и разговоры взрослых.

Он с увлечением и необычайной быстротой подхватывает любой разговор на «странную» тему. В его рассказах мы видим не только чрезвычайно целеустремленную память, но и увлеченность всем этим фантастическим миром, бурную и с детства определенным образом направленную фантазию.

Автор не выражает таких симпатий Ильюше, но и у этого мальчика, как ни странно, находится гораздо больше сторонников, чем предполагает Читатель. Особенно много сочувственных реплик слышишь от девочек: «Он так много помнит», «Такой слабый, а историй знает больше всех…»

Итак, мы строим разговор о мальчиках, в значительной мере опираясь на их беседу у костра. Но мальчики потому и разговорились, что они были под влиянием ночной темноты, полной неразгаданных звуков и готовой направить фантазию человека на поиски самых неожиданных объяснений неведомого. Так, начав анализ рассказа с наиболее интересного и доступного, мы приближаемся к одной из самых важных проблем, которые стоят в этом произведении,- к проблеме отношения человека к природе, к проблеме умения видеть и слышать все, что вокруг тебя, а значит, и умения рассказать обо всем этом.

Другие сочинения по этому произведению

Пейзаж в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Урок 29
И. С. ТУРГЕНЕВ. КРАТКИЙ РАССКАЗ О ПИСАТЕЛЕ.
«БЕЖИН ЛУГ». СОЧУВСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ
К КРЕСТЬЯНСКИМ ДЕТЯМ

Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представления об как великом русском писателе, его жизненном и творческом пути, о круге друзей и современников поэта; пробудить интерес к творчеству и художественному миру писателя.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

● познавательная сфера: иметь представления о жизни и творчестве как великого русского писателя, автора «Записок охотника»; находить в художественном тексте изобразительно-выразительные средства языка; приобщаться к духовно-нравственным ценностям ; уметь создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений;

● ценностно-ориентационная сфера: уметь давать оценку выразительного чтения одноклассников; формулировать собственное отношение к произведениям;

● коммуникативная сфера: уметь строить устный ответ с использованием цитирования; закрепить навыки выразительного чтения;

● эстетическая сфера: определять роль изобразительно-выразительных языковых средств в произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

● познавательные: ориентироваться в ; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;


● регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

● коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; демонстрировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы и формы обучения: фронтальная (рассказ, беседа), индивидуальная (сообщение).

Интернет-ресурсы:

1. БСЭ. Тургенев. – Режим доступа: http://dic. academic. ru/dic. nsf/bse/171636/Тургенев

2. Вехи писательской судьбы. (биография, жизнь и творчество). Рассказ «Хорь и Калиныч». – Режим доступа: http://www. /lit/clas19/turgenevHor

3. Куделько, Н. А. «Охота питала и литературу». и его литературные последователи об особенностях национальной охоты / . – Режим доступа: www. turgenev. org. ru/e-book/vestnik-10-2003/ohota_i_literatura. htm

4. Лебеденко, Н. П. в оценке / . – Режим доступа: www. turgenev. org. ru/e-book/vestnik-12-2005/lebedenko. htm

5. Музей-заповедник «Спасское-Лутовиново». – Режим доступа: http://www. turgenev. org. ru/museum/spasskoe. htm

6. «Спасское-Лутовиново». Государственный мемориальный и природный музей-заповедник. – Режим доступа: http://www. spasskoye-lutovinovo. ru/exhibitions. php? id=138

Оборудование: портрет; выставка книг « – мастер художественного слова»; плакат – эпиграф к уроку: «В деревенских детях отчетливо прослеживаются лучшие черты национального характера» ().

Основные понятия и термины: духовная красота, национальный характер, суеверия.

Сценарий урока

В деревенских детях отчетливо прослеживаются лучшие черты национального характера.

I. Постановка целей и задач урока.

– Имя великого русского писателя всем хорошо знакомо. Вы узнаете писателя на портрете. Знаете, что среди современников много известных имен: , -Щедрин, и др. На книжной выставке вы видите многие произведения писателя. Надо сказать, что полное собрание сочинений составляет 30 томов.

Перед нами книга «Записки охотника». В ней более 20 очерков. Мнения о том, что она представляет, высказывались разные. Например, Мопассан назвал «Записки охотника» «серией коротких рассказов», Флобер – «сценами из русской жизни». Исследователь творчества Тургенева говорит о художественном единстве книги, о том, что в ней можно увидеть множество сцеплений, которые соединяют все очерки в единое целое. А образ охотника – рассказчика помогает этому. «Очень часто судьба одного из героев, кажущаяся загадочной, недосказанной, проясняется судьбою другого», – пишет в своей книге «У истоков эпоса». Это книга о России. Она открывает 1860-е годы в истории русской литературы. Книга о русском национальном характере.

Есть такое словосочетание «тропа к Тургеневу». Мне бы хотелось, чтобы в свои 12 лет вы уже встали на эту «тропу», для того чтобы ближе познакомиться с обаятельной личностью, с его книгами. Чтобы вы, читая Тургенева, размышляли о родной природе, о силе и красоте художественного слова, о своей стране.


II. Изучение нового материала.

Учащиеся записывают дату, тему урока, ведут в ходе урока краткие записи.

1. Рассказ о писателе (заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново).

2. Рассказ учащегося о выставке книг « – мастер художественного слова».

3. Рассказ учителя «История появления “Бежина луга” и оценка произведения критикой». (См. Ресурсный материал.)

4. Сообщение ученика « об ».

5. Сообщение ученика «Д. Мережковский об ».

6. Чтение первых страниц рассказа учителем (до слов «Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним»).

– Бывало ли с вами такое, что вы вдруг заблудились?

– Какие чувства вы испытывали в тот момент?

7. Беседа о произведении в целом и о роли рассказчика.

– Какое впечатление произвел на вас рассказ «Бежин луг»?

– Есть ли в рассказе такие страницы, которые вам хотелось бы перечитать? Прочитайте любимые страницы рассказа.

– Кто из мальчишек произвел на вас большее впечатление, почему?

– Что о жизни крестьянских детей вы узнали именно из этого рассказа? Как вы понимаете, что стоит за словами Павлуши «Вишь ты – фабричные!» (с. 174)?

– Каким вы увидели рассказчика?

– Найдите, в тексте доказательства того, что перед нами настоящий охотник. (Это человек, хорошо знающий лес, уверенно себя чувствующий в нем. «Быстрыми шагами прошел я длинную площадь кустов, взобрался на холм..». «Я узнал, наконец, куда я зашел». «Этот луг славился в наших околотках под названием Бежина луга...». Человек наблюдательный, зоркий и осторожный. «Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка, я отправился по ней». «Что я было принял за рощу, оказалось темным и круглым бугром». Знаток занятий деревенских крестьянских детей, смог хорошо объяснить, что значит быть «в ночном».)

Чтение отрывка «Это просто были крестьянские ребятишки… с репейниками в спутанной гриве».

– Расскажите, пожалуйста, что вы знаете об как охотнике?

III. Рассказ учителя « – заядлый охотник».

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Сегодня получился необычный и очень содержательный урок. И вы показали себя настоящими тургениеведами. Много интересного прозвучало в ходе заочной экскурсии в Спасское-Лутовиново, из материалов презентации книжной выставки, из беседы о любимых героях и любимых страницах рассказа «Бежин луг». Отрадно то, что вам небезразлична дальнейшая судьба героев рассказа. Заметно, что тема охоты вызвала интерес. Было верно отмечено выступающими, что «подлинная история охотничьей темы в русской литературе начинается именно с “Записок охотника” ». В вашей речи появились новые слова и выражения. Видимо, Тургенев как мастер художественного слова разбудил ваше воображение, произвел необычайное впечатление, заставил задуматься. Разговор о духовной красоте человека, о национальном характере будет продолжен на следующем уроке.

– Чем интересен для вас был этот урок? (Высказывания учащихся.)

Домашнее задание.

1. Подготовить выразительное чтение или пересказ «Рассказа мальчика...».

2. Подготовиться к чтению по ролям. Начало отрывка «Костя вздрогнул» до слов «Настало опять молчание».

3. Сделать иллюстрацию к рассказу «Бежин луг».

4. Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Иллюстрации к рассказу “Бежин луг”».

Подробное решение Страница 49-79стр. по литературе для учащихся 6 класса, авторов Мушинская Т.Ф., Перевозная Е.В., Каратай С.Н. 2014

1.Что вам показалось интересным и близким в этом рассказе?

2.Какие эпизоды произвели на вас наибольшее впечатление?

Впечатлили эпизоды, где дети рассказывают про необычные случаи из жизни деревни, особенно про русалку, истории утопленников, про солнечное затмение, история мальчика Васи и его мамы. Все истории по-своему интересны.

ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

1.Какой из рассказов мальчиков кажется вам самым интересным? Чем? Какой вам хотелось бы перечитать еще раз?

Понравился рассказ Павлуши про конец света, а так же рассказ Ильюши про псаря Ермила и «бяшу». Павлушин рассказ был интересно рассказан, вызвал смех, так же насмешил рассказ Ильюши про «бяшу». Эти два рассказа перечитывали несколько раз.

2.Вы, наверное, заметили, что рассказчиков трое. Это Ильюша, Костя и Павлуша. Выберете из текста все истории, рассказанные каждым из них. Чей рассказ больше напугал мальчиков, чей развеселил? Как вы думаете, чей рассказ больше нравится автору?

Из всех рассказов развеселил рассказ Павлуши. Напугал рассказ Ильюши про псаря Ермила, потому что в самый интересный момент резко залаяли собаки. Думаем, автору понравилась история Павлуши, так как он рассказывал его лучше и интереснее всех.

3.То, что рассказывает человек, всегда его каким-то образом характеризует. Как вам кажется, чем отличаются друг от друга три мальчика-рассказчика по своему отношению к окружающему (то есть какие стороны жизни и поведения людей наиболее интересны для каждого из них)? Сравните манеру высказывания. Чем она отличается у Кости? У Павлуши? У рассказчика? Как вы думаете, кому подражают ребята в манере повествования?

Мальчики-рассказчики очень отличаются друг от друга. Ильюша от всех своих друзей¬ этот мальчик отличался большим мастерством в рассказывании¬ страшных историй. Эти рассказы у него получались очень интересными и увлекательными. Он мог без перерыва поведать своим друзьям большое их количество: и об оборотнях, и о домовом, и о водяном, и о покойниках, и о гадании, которое происходит по родительским субботам, о мужике с лешим. Он способен завладеть вниманием всей мальчишеской компании, сидящей вместе с ним у ночного костра. Он фантазёр и выдумщик.

Павлуша - слушает истории с интересом, но к жизни относится реально, он не трус, храбрый, спокойный, в чем-то мудрый. Он любит окружающую природу и в отличии от всех других замечает красоту окружающего их мира.

Костя - впечатлительный, немного трусоватый, но добрый, жалостливый, переживательный.

Все мальчишек в какой-то мере подражают в своей манере рассказа взрослым. Кто отцу, кто соседу или человеку, от которого услышал рассказ. Их речь богата различными словечками, характерными для той местности, где они жили.

4.Сравние портреты мальчиков. Какая художественная деталь в них подчеркивается? Попробуйте сопоставить портрет и рассказ каждого из ребят. Какие отличия становятся заметны в их характерах, интересах, поведении? Кто из них более деятельный и смелый? Кто мечтатель и фантазёр? У кого заметен дар поэтического воображения? Кто из мальчиков лучше знает жизнь природы?

Илюша - двенадцатилетний мальчик с незначительной внешностью, горбоносый, с вытянутым, подслеповатым лицом, выражающим "какую-то тупую, болезненную заботливость". Автор подчеркивает, насколько бедно выглядел этот крестьянский мальчик: "На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку". А свою низенькую войлочную шапочку, из-под которой торчали острые косицы желтых волос, он то и дело натягивал на уши обеими руками.

Илюша отличается от остальных деревенских мальчиков своим мастерством интересно и увлекательно пересказывать страшные истории. Он поведал друзьям 7 историй: о домовом, которая приключилась с ним и его товарищами, об оборотне, про покойного барина Ивана Ивановича, о гадании в родительскую субботу, об антихристе Тришке, о мужике и лешем, и о водяном.

Внешность Павлуши была неказистой: огромная голова, непричесанные волосы, бледное лицо, неуклюжее тело. Но Иван Петрович восхищается его "смелой удалью и твердой решимостью", когда он, безоружный, ночью поскакал один на волка и нисколько этим не хвастался. Уделил внимание и его одаренности: глядел Павлуша очень умно и прямо, "да и в голосе у него звучала сила". На одежду автор обратил внимание в самую последнюю очередь. Состояла она из простой рубахи и портов. Павел ведет себя спокойнее и храбрее всех: после страшной истории, рассказанной Костей, он не побоялся, а успокоил мальчиков и перевел разговор на другую тему. Сам Павел, смышленый, умный мальчик, только слушает истории о «нечисти», рассказывает о реальных событиях, происходивших в его деревне во время солнечного затмения. Он интересуется окружающей природой, все замечает, много знает о животных и птицах.

Десятилетний Костя привлек внимание охотника задумчивым и печальным взглядом его черных блестевших глаз. Лицо Кости маленькое, худое, сам он низкий. Мальчик очень суеверный, верит в водяных и русалок, о которых рассказал остальным ребятам. Он подражает взрослым, в своей речи часто говорит "братцы мои". Автор назвал Костю трусишкой за страх перед волками, сопоставляя его с Павлом. Но Костя был добрым мальчиком. Он очень жалел Феклисту, мать утонувшего Васи. Одет он так же бедно, как Павел.

5.Какие поступки Павлуши вызвали восхищения автора? Какие черты характера видны в этих поступках? Почему рассказ закончен сообщением о смерти Павлуши?

Павлуша - один из пяти мальчиков, с которыми познакомился рассказчик у костра, который жгли ребята. Весь облик мальчика говорит о бедственном положении его семьи: вся его одежда «состояла из простой запашной рубахи да из заплатанных портов». Внешне нескладный: «волосы...всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее», Павлуша привлекает своим умным и прямым взглядом, а также силой, звучавшей в голосе. Именно Павлуше доверено наблюдать за варившимся на костре котелком. Значит, это дело привычно для мальчика. Со знанием говорит герой и о рыбе, блеснувшей на реке, и о покатившейся звезде: «...Вишь плеснула, - прибавил он, повернув лицо в направлении реки, - должно быть, щука... А вон звёздочка покатилась». Павел ведет себя по сравнению с другими ребятами наиболее смело. Когда после рассказа Илюши о лесной нечисти все вздрогнули, услышав чей-то шипящий свист, Павел крикнул: «Эх вы, вороны!., чего всполохнулись?» - и перевел сразу разговор на бытовую тему, сказав о том, что картошка сварилась. Хорошо разбирается герой в повадках лесных зверей и птиц: то он слышит крик цапли, то объясняет, что белый голубок отбился от дома и теперь ищет места для ночлега. Вернувшись с реки, Павел говорит о том, что ему показалось, будто его звал водяной. Всего боявшийся Илюша отмечает, что это плохая примета. Но Павел не боится примет, так как верит в судьбу и считает, что «своей судьбы не минуешь». В финале рассказа читатель узнает о трагической гибели мальчика, но не в воде: «он убился, упав с лошади». Именно Павлуша вызывает наибольшие симпатии рассказчика, так как, не испугавшись, «с криком бросился вслед за собаками». В этот момент он был особенно хорош: «Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью. Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка...»

6.Как вы думаете, есть ли связь между рассказами мальчиков и тем, что автор-повествователь заблудился, чуть не упал с обрыва? Если есть, то какая?

7.Перечитаете тургеневские пейзажи еще раз. Их в рассказе несколько. Изображен июльский день от раннего утра до позднего вечера, ночь и утро следующего дня. На какие детали этих описаний вы могли бы указать как на результат тонкой наблюдательности писателя, его обостренного внимания к тому, что происходит в природе? Найдите в описаниях природы сравнения, метафоры, олицетворения. Какова их роль? Как вам кажется, автор просто наблюдает и регистрирует и то, что заметил, или он восхищается, волнуется, радуется, удивляется? Как вы думаете, присутствует ли в этих описаниях лирическое начало?

И.С.Тургенев более сдержан эмоционально, он скорее зритель, чем участник процесса течения времени. Его восхищение красотами природы созерцательно, а личное присутствие - статично. Писатель видится мне в роли художника реалиста, подробно и скрупулезно передающего зрителю пейзаж во всех тонкостях и деталях.

Внимание И.С.Тургенева сконцентрировано в основном на красках неба и солнца, движении облаков (как у древнерусских писателей), земная же растительность прописана куда менее подробно.

Текст изобилует множеством определений, передающих цветовую гамму: "тускло-багровое", "светлое и приветно лучезарное", "блеск кованого серебра", "бледно-лилиовый", "золотисто-серый", "голубоватый", "алый" и т.д..

Множество сравнений дают читателю возможность абсолютно точно представить себе описываемый пейзаж: "блеск (края облака) подобен блеску кованого серебра", "облака - подобны островам", "небо - бесконечно разлившаяся река", "вечерняя звезда - бережно несомая свечка",ё "приближающаяся ночь - грозовая туча", "облака…,как дым...".

Текст оживает благодаря изобилию олицетворений ("солнце …- мирно всплывает", "вихри- круговороты -…гуляют по дорогам…", "уныло висело… небо", "звездочки… зашевелились" и т.д.); метафор ("утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем", "солнце…. мирно всплывает", "трава на дне долины…белела ровной скатертью", и т.д.); эпитетов ("солнце…светлое и приветно лучезарное…мирно всплывает", "край… облачка засверкает змейками", "надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак", "ночная птица… пугливо нырнула в сторону", "неприятная, неподвижная сырость", "страшная бездна", и т.д.).

Писателю удивительно точно удается передать атмосферу погожего летнего дня: тепло и тишину, благостность и неподвижность. В разогретом воздухе едва различимы легкие ароматы полевых растений, но всеобъемлющи лишь тепло и красоты неба. Авторский текст подобен немому кино, где внимание зрителя приковано лишь к изображению, звуковой ряд практически полностью отсутствует.

Описание природы в исполнении И.С.Тургенева дает четкое представление о личности автора: это человек высокообразованный, тонкий, умный, влюбленный в родную русскую природу, но весьма сдержанный в проявлении своих эмоций.

8.Какой пейзаж вам понравился, вызвал отклик в душе? Может быть вы сами когда-нибудь наблюдали восход солнца, рождение утра или какие-нибудь другие перемены в природе?

Понравилось описание утра в самом конце произведения. Автор настолько явственно передал наступление нового дня, что вся картина предстала перед глазами. Нам очень нравится восход солнца - это очень красиво, особенно, когда утро не пасмурное. Еще нам нравится наступление грозы и радуга, возникающая на небе.

ОБОБЩАЕМ ВПЕЧАТЛЕНИЯ И НАБЛЮДЕНИЯ.

1.Каково отношение автора к природе, крестьянским детям, их рассказам? Что главное увидел и понял писатель в ребятах? Как вам кажется, есть ли связь между одухотворенными образами мальчиков и общей антикрепостнической направленностью «Записок охотника»?

Природа в произведении не только фон, но и герой, сопереживающий, отражающий чувства других героев рассказа. Охотник заблудился, занервничал – и его охватила неприятная сырость, дороги не стало, кусты «какие-то некошеные», мрак «угрюмый», камни как будто сползлись в лощину «для тайного совещания». Но вот он нашел ночлег и успокоился около костра, теперь «картина была чудесная». Природа оживает в рассказах ребят, они населяют ее живыми существами: на фабрике живет домовой, в лесу – леший и русалка, в реке – водяной. Непонятное они объясняют понятным через сравнения (русалка беленькая, «как пескарь», голос у нее жалобный, «как у жабы») и через простые толкования сложных вещей (Гаврила заснул, Ермил был пьяный), хотя простое не вызывает у них интереса. Природа как бы сама участвует в диалоге с ребятами. Поговорили про русалок – кто-то захохотал, заговорили про барашков и покойников – собаки залаяли. Камни, реки, деревья, животные – все вокруг живое для ребят, все вызывает страх и восхищение. Не все суеверны, о даже реалист Павел слышит голос утонувшего Васи и верит в водяного.

Думаем, что связь между образами мальчишек и антикрепостнической направленностью «Записок охотника» есть. Она заключается в том, что автор показывает крестьянских детей, которые живут с воем мире, у них есть радости, горести, беды, трагедии, многие из них умирают, они не учаться, их взгляды на жизнь иногда базируются на мифологических представлениях о жизни.

2. Каким образом такие разнородные элементы, как развернутые пейзажи портреты ребят, их рассказы, соединены в одном произведении? Что скрепляет, придает повествованию единство, цельность? Попробуйте объяснить композиционную целесообразность любого из названных элементов рассказа.

Эти разнородные элементы соединены общей композицией произведения, которая создает единство повествования. Так, например, описание природы дает нам возможность понять психологическое состояние героев, а описание портретов, составить образ мальчиков-рассказчиков. А их истории добавляют в их портреты свои оттенки и детали.

3.Из чего складывается образ повествователя-рассказчика в сознании читателя? В каком месте рассказа автор прямо выражает своё отношение к героям и ситуации? Каким тоном он ведет повествование? Каким общим настроением проникнуто произведение Тургенева?

Рассказчик всю ночь проводит у костра вместе с мальчиками, слушает истории, рассказанные детьми. Каждая история - это одновременно полет фантазии и наивная вера простых людей, что буквально рядом, живут домовые, русалки, водяные, что можно повстречать выходца с того света и даже о чем-то поговорить с ним. Тургенев с мельчайшими подробностями передает манеру разговора крестьянских детей, характерные обороты их речи. Автор прямо выражает свое отношение к Павлуше: «Малый был неказистый - что и говорить! - а все-таки он мне понравился… »

Тон повествования ровный, спокойный, автор будто любуется происходящим, ему интересно, он сопереживает в какой-то момент ребятам. Общее настроение произведения - восхищение и любование природой, любовь к крестьянским детям, его внимание к ним и их проблемам. Здесь присутствует и доля фантастичности, юмора и трагедии.

  1. Как объяснить, почему рассказ называется «Бежин луг»? Какие еще произведения, названные по месту происходящих в них событий, вы читали?
  2. Рассказ называется «Бежин луг» по месту, где происходили его события. Бежин луг находится в тринадцати кило-метрах от имения И. С. Тургенева Спасское-Лутовиново. Кроме маленьких рас-сказов, названных по месту, где происхо-дили события, в них описанные, есть большие произведения, например роман- эпопея «Тихий Дон» М. А. Шолохова.

  3. На какие приметы хорошей летней погоды, которые знал русский земледелец, указывает Тур-генев?
  4. Рассказ «Бежин луг» начинается с очень подробного описания всех примет стойкой хорошей погоды летом в средней полосе России. Это описание не только точно, но и красиво. Мы вместе с автором наблюдаем за тем, как изменяется небо над нами, и учимся связывать красоту живой природы с теми явлениями, кото-рые эта красота помогает понять. Перед нами своеобразный прогноз погоды, кото-рый умел составлять русский крестьянин XIX века.

    Читаем в начале рассказа:

    «С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем…»;

    «Солнце — не огнистое, не раскален-ное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но свет-лое и приветно лучезарное…»;

    «Верхний, тонкий край растянутого об-лачка засверкает змейками…»;

    «Но вот опять хлынули играющие лу-чи, — и весело и величаво, словно взле-тая, поднимается могучее светило…».

  5. Попробуйте описать состояние летней приро-ды: утром, днем, вечером.
  6. Мы только что вспомнили, как в рассказе описано утро. Сейчас понаблюда-ем за вечером: «К вечеру эти облака ис-чезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розо-выми клубами напротив заходящего солн-ца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над по-темневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда».

    Можно взять и другой фрагмент, но каждое описание доносит до нас и красоту природы, и точную характеристику зна-комых крестьянам примет летней погоды.

  7. Опишите первую встречу охотника с крестьян-скими ребятишками из соседних деревень. Подоб-но автору дайте общую характеристику мальчиков.
  8. «Детские звонкие голоса раздались во-круг огней, два-три мальчика поднялись с земли… Это… были крестьянские ребя-тишки из соседних деревень…»; «Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня». Мальчики вы-ехали в ночное и до появления охотника были заняты беседой. Им было от семи до четырнадцати лет. Все ребята были из разных по достатку семей, и поэтому они различались не только одеждой, но и ма-нерой держаться. Но мальчики были дружны между собой и с интересом разго-варивали, их беседа привлекла внимание охотника.

  9. Создайте портрет одного из мальчиков по ва-шему выбору.
  10. Чаще всего ученики выбирают для опи-сания Павлушу как самого смелого и ре-шительного мальчика. Но некоторые де-вочки выбирают Ильюшу за то, что он знал много страшных историй и их можно включить в рассказ, что делает повество-вание интересней. Те, кто хочет ответить покороче, выбирают портрет Вани.

    Рассказ о любом мальчике должен быть небольшим. Мы предлагаем построить его по общему плану.

    1. Внешний облик мальчика.
    2. Его роль среди приятелей у костра.
    3. Рассказанные им истории.
    4. Отношение к чужим рассказам.
    5. Представление о характере мальчика.
    6. Отношение автора к этому герою.

    Если вы выбираете для рассказа Павлу-шу, то нужно обязательно решить, как вы объясняете причину его гибели. Чаще все-го говорят о нелепой случайности, но нельзя не учитывать, что Павлуша был очень смелым и пошел на неоправданный риск, а это могло его погубить.

    В рассказе очень коротко и четко дан портрет каждого из мальчиков и подробно рассказаны их истории. Так что выбрать из текста нужные предложения и соеди-нить их в один рассказ по приведенному выше плану нетрудно.

  11. Какой персонаж вам понравился больше всех? Кто из мальчиков, как вам кажется, больше всего нравится автору? Попробуйте доказать это текстом.
  12. Когда обсуждают тех мальчиков, кото-рых мы видим у костра, симпатии боль-шинства оказываются на стороне Павлу-ши. И его преимущества легко доказать: он смел, решителен, менее своих товари-щей суеверен. Поэтому каждый его рас-сказ о таинственных событиях отличает стремление понять причины того, что происходит, а не желание искать в этих событиях страшную тайну. Но Павлуша нравится не только большинству читате-лей, сам И. С. Тургенев говорит о своей симпатии к нему на страницах рассказа: «Малый был неказистый, — что и гово-рить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голо-се у него звучала сила».

  13. Тургенев назвал истории, рассказанные маль-чиками, сначала россказнями, затем преданиями, потом поверьями. Современные ученые называют их быличками. Объясните, что обозначает каждое из этих слов. Какое из них точнее передает особен-ности рассказов детей?
  14. Россказнями обычно называют недо-стоверные рассказы людей, которые пы-таются обмануть своих слушателей. Чаще всего это слово используют, пренебрежительно оценивая чей-то неправдивый рас-сказ о событиях. Преданием чаще всего называют устный рассказ об историче-ских событиях или деятелях, который пе-редается из поколения в поколение. Этот жанр фольклора часто заменяют словом легенда, которая также повествует о дав-но прошедших событиях. Близкое значе-ние имеет и слово поверье. Слово былин-ка было создано недавно и используется при характеристике произведений фольк-лора, в которых речь идет о событиях, где участвовали сами рассказчики или близ-кие им люди.

  15. Перескажите близко к тексту одну из быличек. Попробуйте объяснить, как она могла появиться .
  16. Можно использовать самую первую быличку, которую охотник услышал от Ильюши. Это рассказ о том, что произош-ло на рольне — крохотной бумажной фаб-рике, на которой работали мальчики. Ос-тавшись ночевать на своем рабочем месте, они только начали рассказывать всякие страшные истории и вспомнили о домо-вом, как сразу же услышали чьи-то шаги. Они испугались прежде всего потому, что были уверены: домового можно услы-шать, но нельзя увидеть. А шаги и возня над их головами были отчетливо слышны, да еще кто-то стал спускаться по лестни-це… И хотя дверь в ту комнату, где все они лежали, распахнулась и никого там они не увидели, это их не успокоило. По-том вдруг кто-то «как закашляет, как за-перхает, словно овца какая…».

    В каждом классе находятся ученики, которые тут же говорят об овце, которая, наверное, случайно забрела на бумажную фабричку и стала бродить по ее лестни-цам, а перепуганные ребята приняли зву-ки, которые слышали, за проделки домо-вого.

    Так, бытовыми наблюдениями можно объяснить каждую из рассказанных у ко-стра историй. При этом важно не то, что страхи чаще всего оказывались плодом выдумки, а то, как изобретательны были рассказчики и как они стремились разоб-раться в причинах самых разных проис-шествий.

  17. Сравните рассказы Павлуши и Ильюши о све-топреставлении. Чем отличаются представления мальчиков? Выберите для пересказа одно повество-вание и объясните свой выбор.
  18. Рассказы об одном и том же эпизоде — о солнечном затмении (светопреставле-нии) — у Павлуши и Ильюши резко отли-чаются друг от друга. Павлуша рассказы-вает очень лаконично, коротко, он видит в событиях, которые вызвали светопрестав-ление, смешную сторону: трусость своих односельчан, неумение понять, что же про-исходит. Ильюша же, напротив, полон вос-торга перед необычным событием, и ему не приходят в голову никакие шутки. Он даже склонен немного попугать слушате-лей и утверждает, что «придет он (Триш-ка), когда наступят последние времена».

    Выбирая одно повествование для своего пересказа, нужно объяснить, почему сде-лан выбор. Обычно мальчики выбирают рассказ Павлуши за лаконизм речи, за ве-селую усмешку над тем, что пугает дру-гих. Девочки же часто сочувствуют Илью-ше, а некоторые даже склонны сопережи-вать его страхам.

  19. Как вы можете объяснить финал рассказа «Бежин луг»?
  20. Финал рассказа «Бежин луг» прост и естествен. Охотник проснулся раньше мальчиков, которые спали у костра, и от-правился к своему дому. Таков финал многих рассказов сборника «Записки охотника» И. С. Тургенева, в который входит и «Бежин луг». В каждом из них охотник покидает то место, где с ним про-изошли какие-то события, и отправляется домой. Но в финале рассказа «Бежин луг» есть примечание, которое сделал автор: «Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не уто-нул: он убился, упал с лошади. Жаль, славный был парень!» Так, в повествова-ние о судьбе героя, который вызвал у ав-тора симпатию, добавлено трагическое за-вершение.

  21. Проследите за приемами, которыми пользу-ется автор, создавая портрет Павлуши: «Его некра-сивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью». Какие ху-дожественные приемы использует автор?
  22. Перескажите близко к тексту фрагмент рас-сказа, где автор дает описание природы.
  23. Готовя пересказ, нужно поработать с художественным текстом: разметить ло-гические ударения, паузы. Вот так может выглядеть разметка части текста.

    «Не успел я отойти двух верст,| как уже полились кругом меня по широкому мок-рому лугу,| и спереди, по зазеленевшимся холмам,| от лесу до лесу,| и сзади по длин-ной пыльной дороге,| по сверкающим, обагренным кустам,| и по реке,| стыдливо синевшей из-под рдеющего тумана, — Го-дились сперва алые,| потом красные, золо-тые потоки молодого горячего света…» Материал с сайта

  24. Подготовьте речевые характеристики мальчи-ков из рассказа «Бежин луг».
  25. Мальчиков у костра было пятеро, и каждый из них отличается голосом, мане-рой общения, речью. Ильюша говорит «сиплым и слабым голосом», он очень многословен и склонен к повторениям. У Павлуши «в голосе звучала сила», он четок и убедителен. Костя говорил «тон-ким голоском» и при этом умел описать события. Федя «с покровительствующим видом» поддерживал беседу, но сам до рассказов историй не снисходил. Не сразу услышали мы и «детский голос» Вани, которому было еще рано быть рассказчи-ком.

    Можно очень подробно рассказывать о манере говорить Павлуши и Ильюши, ко-торые сильно отличаются друг от друга своими речевыми характеристиками.

    Павлуша говорит четко, мыслит логич-но, при рассказе стремится обосновать свои суждения. Он, пожалуй, один наде-лен чувством юмора, умением видеть ко-мическую сторону событий, которые на-блюдает.

    Ильюша многословен и склонен к по-вторениям, он эмоционально переживает то, о чем рассказывает, и даже не пы-тается организовать свою речь или найти сколько-нибудь убедительные доказатель-ства правдивости своих рассказов.

    Там, где Павлуша смеется, Ильюша пу-гается, там, где Павлуше ясны бытовые причины событий, Ильюша все рисует в мрачном тумане таинственности.

    Можно сделать вывод, что речевая ха-рактеристика помогает понять характер человека.

  26. Как удается автору показать различное отно-шение к каждому из мальчиков в рассказе «Бежин луг»? Найдите слова, которые показывают это от-ношение.
  27. Сначала И. С. Тургенев собирается прос-то познакомить читателя с мальчиками. Описывая каждого из них, он об одном сказал — «а все-таки он мне понравил-ся…», а о Косте — он «возбуждал мое лю-бопытство своим задумчивым и печаль-ным взором». Но после первого знакомст-ва автор не раз добавляет попутные уточ-нения. Ильюша отвечает «…сиплым и слабым голосом, звук которого как нельзя более соответствовал выражению его лица…», немного спустя слышим мы и «дет-ский голос Вани».

    Однако самое убедительное доказатель-ство отношения автора к каждому из сво-их героев звучит в описании самих исто-рий, рассказанных мальчиками, в словах автора, которые сопровождают эти исто-рии. Стоит вспомнить, как об одном и том же событии рассказывали Павлуша и Ильюша, и мы сразу же скажем, что сим-патии автора на стороне Павлуши.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • характеристика кости из рассказа бежин луг по плану
  • кто в рассказе бежин луг произносит кто какую историю
  • иванов почему вам понравился?из рассказа возвращение
  • смотреть бесплатно метафоры из рассказа бежин луг
  • портрет кости из бежиного луга

Повесть И. С. Тургенева о поверьях крестьянских детей, которые и есть главные герои рассказа «Бежин луг», впервые была напечатана в журнале Н. А. Некрасова «Современник» в 1851 году.

Заблудившийся охотник

Поняв, что он потерял верный путь, наш герой проблуждал до ночи, которая спустилась на землю душистая, теплая и темная. Вдруг вдалеке он заметил два маленьких огонька, и поспешил на их свет, к людям.

Это оказались крестьянские мальчики, которых отпустили пасти ночью лошадей. Они - главные герои рассказа «Бежин луг».

У костерка

Вокруг стоял угрюмый мрак. Охотник тихонько лег под куст. Ребятишки, а их было пятеро, решили, что он задремал, и стали вести прерванный разговор. Тем временем наш герой присмотрелся к каждому. Федя, лет 14, Павлуша и Илюша лет 12, Костя примерно 10 лет, и самый младший, которому на вид было лет семь, Ванюша, - главные герои. Бежин луг, на котором они пасли лошадей, находился вблизи реки и очень далеко от дома охотника.

Федя и Павлуша

Федя - самый старший мальчик, стройный и красивый, с белокурыми кудрявыми волосами и светлыми глазами, явно рос в богатой семье. Одежда на нем была красивая и новенькая, а сапоги принадлежали ему самому, а не его отцу. Он выехал в ночное для забавы.

Его положение обязывало держаться значительно. Павлуша со всклокоченными волосами и серыми глазами был приземист и неуклюж. Его рябое лицо было умное, да и голос звучал значительно. Одеждой он похвастаться не мог, но не это было в нем основное.

Вот так выглядели главные герои. Бежин луг, на котором они находились, ночью стал таинственным. Особую роль в рассказе будет играть Павлуша. Четырех других мальчиков (они тоже главные герои, «Бежин луг») И. Тургенев охарактеризует не столь ярко, как Павлушу.

Илюша, Костя и Ваня

Илюша обладал лицом незначительным, он постоянно щурился на огонь и натягивал на почти желтые волосы шапочку. Одет он был опрятно в новые лапти и онучи и черную свитку. Костя, печальный и худощавый, как будто что-то хотел рассказать, но казалось, что ему не хватало слов. Ваня, лежавший на земле и укрытый до кудрявой головы рогожкой, как потом окажется, был поэтичным и добрым мальчиком. Вот все главные герои. Бежин луг объединил разных мальчиков этой ночью. Они все до единого любили слушать страшные рассказы, которые больше всех рассказывал Илюша. Главные герои («Бежин луг») Тургенева - дети с неодинаковыми характерами. Сейчас мы подробно рассмотрим каждого из них.

Главные герои («Бежин луг»), их характеристика

Федя - положение обязывает его вести себя немногословно и важно, чтобы не уронить свое достоинство. Он старается держать покровительственный вид по отношению ко всем мальчикам.

Павлуша - самый яркий из всех ребят, несмотря на его некрасивость. Страшные рассказы, от которых у всех захватывает дух, так и льются из него. Павлуша может рассказывать бесконечно несчетное количество страшных историй. Он единственный, который слышал, как ходит домовой по ночам, переставляет предметы ночью на старой бумажной фабрике. Многозначительно он объясняет присутствующим, что домового увидеть нельзя.

Темной ночью его байки становятся совершенно правдоподобными. Павлуша сам ничего не пугается. Когда ему показалось, что на табун напали волки, он взметнулся на коня, за ним полетели собаки, и только его и видели. Когда он вернулся, сказав, что волков, к счастью, не было, все были поражены его смелостью и решительностью. Не менее храбро он отправился на реку за водой. Все испугались, что его может утащить водяной. Но Павлуша вернулся, как ни в чем не бывало, принеся воду. Все его поведение показывает читателю умного мальчика с сильным характером. В конце автор рассказывает, что Павлуша погиб в том же году. Он упал с лошади и разбился насмерть.

Характеристика Илюши

Илюша - ровесник Павла, он тоже хорошо знает местные поверья, но рассказывает их сиплым слабым голосом. Рассказ Илюши об утопленнике также захватывает воображение мальчиков, и они слушают его с неослабевающим вниманием, потому что история оборачивается появлением барана-оборотня, который умеет говорить на человеческом языке. Илюша с удовольствием готов поведать рассказ о восставшем покойнике, который по ночам ищет разрыв-траву.

Его с удивлением расспрашивают об этой истории и вообще, когда можно увидеть покойников. Он даже знает, как можно разведать, кто умрет в этом году. Все поражены. А вообще-то Илюша, в отличие от всех ребятишек, уже работает вместе с братом на фабрике. Это вызывает уважение детей, как и его глубокие познания. Вот такие они - главные герои («Бежин луг») Тургенева.

Костя и Ваня

Костя - слабенький и худенький мальчик, на вид даже болезненный, тонким голоском рассказал историю с русалкой, которую он слышал от отца. Плотник из слободы Гаврила заблудился в лесу, и ему встретилось диво дивное: серебристая русалочка с зелеными волосами покачивается на ветке и зовет его к себе.

Гаврила уж совсем хотел к ней подойти, да положил на себя крест. А рука была тяжелая, еле-еле поднялась. Русалочка опечалилась и сказала Гавриле, что и он теперь будет всегда мрачный, и исчезла. Так и ходит Гаврила вечно печальный. Но вообще Костя трусоват. Он бы не решился, как Павел, поехать разгонять волков, да и крики цапли над рекой его испугали.

Самый младший и незаметный - кудрявый Ваня. Он пролежал всю ночь, не вставая, так, что автор его сначала не увидел.

Говорит он, слегка картавя, совсем детским голоском. Он только слушает своих старших товарищей, а сам ничего не рассказывает. Когда ему предлагают гостинец, то он, добрый и заботливый мальчик, просит отдать его сестре, потому что Анюта хорошая девочка.

Вот и описаны все главные герои рассказа «Бежин луг». Характеристика показывает нам душевную красоту детей с их маленькими слабостями. И. Тургенев, вероятно, первый из русских писателей, кто так подробно остановился на теме детской психологии.