Аудиозаписи и тексты для сжатого изложения. Проблема молодости, юности, детства. Сочинение ЕГЭ по русскому Изложение когда я учился

2008 г Часть 1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы,

так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя взрослая жизнь будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в иной мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего. А на самом деле оказалось всё иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно, многих унесла смерть. Но всё же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья - старые.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде - тоже. Привык к работе - работа вечно будет доставлять радость. А это очень важно для человеческого счастья: нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные - усложнят её и затруднят.


И ещё. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершённые в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать.

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

Моя молодость осталась со мною. Настоящие, друзья - старые.

И радость, и горе легче пережить с подлинными друзьями.

Берегите богатства молодости: друзей, привычки и. навыки в труде!

Молодость всегда в памяти - хорошим и плохим. «Берегите честь смолоду».

Ответы на задания части 2. Смирнова

оправданную

краткое прилагательное

толкование слов

ведь, и, не

Экзаменационная работа по русскому языку (9 класс)

Часть 2

Внимательно прочитайте текст и выполните задания Л1 - А9, В1 - В14

(1) Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды «новорусской образованщины». (2) Особенно здесь не повезло почему-то Суворову. (3) Нет-нет да и услышишь из уст телеобозревателя: мол, как говорил Суворов: тяжело в учении - легко в бою!

(4) Но ведь Суворов - великий человек, он, я думаю, не мог сказать такой глупости! (5) Уж кто-кто, а он-то понимал: в бою, где убивают твоих соратников, где на тебя с оружием в руках идёт твой смертельный враг, не может быть легко! (6) Суворов же говорил нечто иное, а именно: тяжело в учении - легко в походе! (7) В походе, а не в бою! (8) Ибо нет ничего страшнее и тяжелее боя!

(9) Ещё более нелепо широко ныне распространившееся толкование суворовских слов, будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат. (10) Поняв слово «похоронен» в буквальном смысле, добровольные могильщики, присвоив себе ничем не оправданную миссию завершителей Великой Отечественной войны, убеждают нас с телевизионных экранов: похоронены не все солдаты, война не окончена, героические подвиги русского воинства могут быть признаны лишь в тот момент, когда они, похоронщики, закопают в землю останки последнего русского солдата! (11) Да задумайтесь, что вы говорите! (12) Десятки тысяч солдат исчезли без следа, от них не осталось ни клочка плоти, они действительно пропали без вести. (13) Их невозможно похоронить! (14) И что же?

(15) Не считать законченной ни одну войну в истории? (16) Да не проще ли предположить: вы не поняли, что сказал Суворов! (17) Он сказал: война, боевые действия не окончены, пока не похоронен, то есть пока не убит, пока жив. пока держит в руках оружие и пока ведёт бой последний солдат! (18) Это ведь и есть воинский долг: драться до последнего бойца. (19) И пока этот последний солдат не убит, образно говоря, не похоронен, война не закончена!

(По Г. Смирнову)

К каждому заданию А1 - А9 даны 4 варианта ответа, из которых только

один правильный.

Ответы на задания А1 - А9 обведите кружком.

А 1. Какая мысль в этом тексте основная?

1) В наше время многие люди, получившие возможность публично выступать, не продумывают свои выступления.


2) Многие изречения великих людей со временем искажаются.

3) Изречения Суворова искажались и неверно понимались до последнего времени.

4) Неточное цитирование и поверхностное толкование высказываний известных людей - признак недостаточного образования.

А 2. Какую цель не ставил перед собой автор?

1) Донести до читателя своё понимание воинского долга.

2) Пробудить в читателе чувство преклонения перед Суворовым и павшими на поле боя.

3) Поразить читателя красотой слога.

4) Убедить читателя в том, что неточное цитирование - признак недостаточного образования.

А 3 . Как, по вашему мнению, надо понимать слова Суворова: «Война не закончена, пока не похоронен последний солдат»?

1) Нужно предать земле всех убитых на войне.

2) Воину можно закончить только тогда, когда все неприятельские солдаты уничтожены.

3) Армия не должна сдаваться врагам, пока жив хоть один солдат.

4) Войны не будет, когда не будет армий.

А 4. Почему словосочетание «новорусской образованщины» употреблено в кавычках?

2) словосочетание употреблено в ироническом значении

3) название

А 5. В каком значении употребляется слово ОБРАЗОВАНЩИНА?

1) просвещение

2) лжепросвещение, лжеобразованность

3) получение систематизированных знаний и навыков

4) совокупность знаний, полученных в результате обучения

А 6 . Определите, каким способом образовано слово ОШЕЛОМЛЯЮЩИЕ.

1) сложением

2) приставочным

3) суффиксальным

4) приставочно-суффиксальным

Ответы на задания В1 – В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми

В 1. Из предложений 1 - 3 выпишите слово (-а), правописание которого (-ых) определяется правилом «Дефисное написание частицы - то с местоимением».

В 2. Из предложения 10 выпишите слово с суффиксом - НН-.

В 3. Назовите часть речи , к которой принадлежит слово НЕЛЕПО (предложение 9).

В 4. Из предложений 6 - 8 выпишите подчинительный союз.

В 5. В каком слове количество букв и звуков совпадает ? Укажите цифру.

1) боевые 3) укореняться

2) экранов 4) здесь

В 6. Из приведённого ниже предложения 4 выпишите все цифры, при помощи которых пронумерованы запятые, выделяющие вводное предложение .

Но ведь Суворов - великий человек, (1) он,(2) я думаю, (3) не мог сказать такой глупости!

В 7. Из приведённого ниже предложения 10 выпишите цифры, при помощи которых пронумерованы запятые, выделяющие приложение.

Поняв слово «похоронен» в буквальном смысле, (1) добровольные могильщики, (2) присвоив себе ничем не оправданную миссию завершителей Великой Отечественной войны, (3) убеждают нас с телевизионных экранов: похоронены не все солдаты, (4) война не окончена, (5) героические подвиги русского воинства могут быть признаны лишь в тот момент, (6) когда они, (7) похоронщики, (8) закопают в землю останки последнего русского солдата!

В 8 . Из предложения 9 выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.

В 9 . Из предложений 18-19 выпишите частицы.

В 10. Укажите, сколько простых предложений входит в состав сложного предложения 19?

В 11. Среди предложений 4-10 найдите бессоюзное сложное предложение, одна часть которого выражает условие. Напишите номер этого предложения.

В 12. Среди предложений 9-14 найдите предложение с необособленным определением. Напишите номер предложения.

В 13. Среди предложений 1- 2 абзацев найдите сложное предложение, состоящее из четырёх частей, среди которых два односоставных предложения. Напишите номер предложения.

В 14. Среди предложений 9-12 найдите сложное предложение с разными видами связи. Напишите номер этого предложения.

С 2. Напишите сочинение-рассуждение на тему: « Роль частиц в русском языке». Обдумывая теоретические положения для своей работы, прочитайте ещё реп текст Г. Смирнова и найдите необходимые примеры разных групп частиц, аргументирующие Ваши мысли.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений.

Объём сочинения должен составлять не менее 40 слов.

Сочинение пишите разборчиво, грамотно.

Письма о добром и прекрасном Лихачев Дмитрий Сергеевич

Письмо второе МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ

Письмо второе

МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…

Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят.

И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Письма о театре автора Андреев Леонид Николаевич

ПИСЬМО ВТОРОЕ 1 За то короткое, сравнительно, время, которое прошло с напечатания первого моего письма, кинематограф отчаянно скакнул вперед. Вот быстрота! Он не идет приличной поступью, как другие изобретения - он несется; он плывет по воздуху, он расползается

Из книги Русское общество в Париже автора Лесков Николай Семенович

(ПИСЬМО ВТОРОЕ) Первое письмо о жизни русских в Париже я закончил обещанием в следующем письме или в следующих письмах заняться латинцами, среди которых протекла моя парижская жизнь; рассказать их житье-бытье, их нравы и отношения, пройтись с читателем по кое-каким

Из книги Театр и его Двойник [сборник] автора Арто Антонен

Письмо второе Ж[ану] П[олану]Париж, 14 ноября 1932 г.Дорогой друг,Жестокость не является поздним приложением к моей мысли, она там всегда была, но мне надо было осознать ее. Я употребляю слово «жестокость» для обозначения жажды жизни, космической непреложности и неумолимой

Из книги Письма к немецкому другу автора Камю Альбер

Из книги Письма о провинции автора Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

Письмо второе Я уже писал вам, и писал тоном, исполненным уверенности. Пять лет спустя после нашей последней встречи я объяснял вам, отчего мы сильнее вас: из-за того окольного пути, на котором искали подтверждения своим принципам; из-за опоздания, виной которому было

Из книги И здесь граница автора Росин Вениамин Ефимович

ПИСЬМО ВТОРОЕ Опять о раздоре. Дрянное это явление до того усилилось, что сделалось почти исключительным содержанием нашей жизни; оно отравляет все наши удовольствия; оно поражает даже пресловутое наше гостеприимство. Нет более блинов красных, гречневых, со снетками, с

Из книги Анархические письма автора Рябов Петр

ПИСЬМО ВТОРОЕ Впервые - ОЗ, 1868, № 4, отд. II, стр. 262–272 (вып. в свет 10 апр.). Работа над «Письмом вторым» была закончена в Рязани к 4 марта 1868 г., когда рукопись была послана по почте в редакцию журнала (см. письмо Салтыкова к Некрасову от 4 марта 1868 г.).В изд. 1869 «письмо» было

Из книги Честь и бесчестие нации автора Бушин Владимир Сергеевич

Письмо второе «1 сентября 1944 г. Вашу весточку получил. Спасибо, товарищ лейтенант. Опишу дальше свою службу на новом месте. После двухдневного перехода прибыли мы на свою «заставу». Это слово я специально взял в кавычки. На самом деле никакой заставы не было и в

Из книги Великая смута автора Плахотный Николай

Из книги Разговор в письмах о материке Россия автора Грунтовский Андрей Вадимович

ПИСЬМО ВТОРОЕ Евгений Александрович!Что ж Вы делаете со мной? Только настроился я на покаянный лад, решил очистить душу от грехов и прегрешений перед Вами и 30 января, накануне Афанасия Великого, уже начал было на страницах "Советской России" это богоугодное дело, как вдруг

Из книги Том 5. Книга 2. Статьи, эссе. Переводы автора Цветаева Марина

Письмо второе Уважаемый Н. Ф.! Ответ пришел раньше, чем ожидал. Большое вам колхозное спасибо. Но есть беспокойство. В глубине души я надеялся, что заявочку на галоши и комбинированный кнут-зонт направите в Кремль. Вы же переслали в министерство сельского хозяйства. Эх, не

Из книги О смысле жизни автора Сборник статей по гуманной педагогике

Письмо второе Я хочу написать о памяти земли. Земля ведь помнит все - не в смысле метафоры, аллегории, не в смысле языческого какого-нибудь волхования, а - онтологически помнит. Вот цитирую по памяти из 1237 года: О светло светлая И украсно украшенная Земля Русская! И

Из книги Избранное автора Богат Евгений

Письмо второе 19 июня, ночь.Вы освобождаете во мне мою женскую суть, мое самое темное и наиболее внутреннее существо. Но от этого я не менее ясновидяща. Вся моя зрячесть обратной стороной имеет - ослепление.Мой нежный (тот, кто меня делает…), всей моей неразделимой

Из книги Письма отца к сыну автора Антонович Максим Алексеевич

О бессмертии (письмо второе) Но ты хотел еще знать, мой друг, признаю ли я бессмертие личной души; и я хотел бы ответить тебе и на этот вопрос, со всею прямотою и откровенностью, но помимо всякой богословской учености.Скажу тебе по совести, что самая мысль об окончательном,

Из книги автора

Письмо второе Действие Темный - вечерний, ночной - Эрмитаж с детства вызывал во мне фантастические мысли и чувства, особенно поздней осенью и зимой, когда город рано освещается миллионами окон. Неужели уснула, замерла жизнь в этих залах?! Ее насыщенность, разнообразие,

Из книги автора

Письмо второе Милый мой Ваничка!Вот ты, брат, какой у меня! не соглашаешься с моими замечаниями и не отступаешься от своих доказательств против материализма, – это делает честь твоей стойкости, но не уму. Ты говоришь, что я слишком требователен, что нельзя же придумать

Школьные Знания.com

Задай вопрос из школьного предмета

daryasamarina1
5 - 9 классы Русский язык 5+3 б

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде — тоже. Привык к работе — и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий...

Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные — усложнят ее и затруднят.

И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!
Попроси больше объяснений следить Отметить нарушение Misszilanurisa 05.06.2014
Ответы и объяснения
MargoSvet
MargoSvet Главный Знаток
Когда - то мне казалось, что круг моего общения в старости будет иным. А на самом деле оказалось иначе. Сверстники - всегда со мной, кроме тех, кто умер. Я помню, что у моих родителей настоящими друзьями остались только друзья из гимназии или сокурсники.Желание дружить снижается с возрастом, ибо молодость - время сближения. Об этом стоим помнить и ценить тех, кто к тебе расположен. Настоящий друг может не только может посочувствовать в горе, но и порадоваться твоим успехам.Когда же наступит пора несчастий и утрат — нельзя быть одному.

Берегите молодость до старости. Цените все хорошее. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, навыки сохраняются на всю жизнь. Привык к работе — и работа вечно будет доставлять радость. Это очень важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого.
Чудесные привычки делают жизнь краше, дурные - усложняют ее.

Есть русская пословица: "Береги честь смолоду". В памяти остаются все поступки, совершенные в юности. Хорошие будут радовать, плохие не давать спать!

Когда я учился в школе, мне казалось, что моя взрослая жизнь будет проходить в какой-то иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать другие люди. А на самом деле сложилось всё иначе. Мои сверстники остались со мной. Друзья молодости оказались самыми верными. Круг знакомых возрос необычайно. Но настоящие друзья, старые, подлинные друзья, приобретаются в молодости. Молодость - это время сближения.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не теряйте друзей. Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь. Дурные усложнят её и затруднят. Помните русскую пословицу: "Береги честь смолоду"? В памяти остаются все поступки, совершённые в молодости. Хорошие будут радовать. Дурные не дадут спать.

Когда мне было лет десять...

Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником». От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лесу с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, с ночёвкой в лесу...

Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.

И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками, и есть любовь, приближающая человека к счастью.

(По В.М. Пескову)

Неуверенность в себе - проблема древняя...

Неуверенность в себе - проблема древняя, однако она привлекла внимание медиков, педагогов и психологов сравнительно недавно - в середине XX века. Именно тогда стало понятно: всё усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной массы неприятностей - вплоть до серьёзных заболеваний, не говоря уже о житейских проблемах.

А проблемы психологические? Ведь неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения. Представим себе, как неудобно чувствует себя зависимый: чужие оценки кажутся ему гораздо более важными и значимыми, чем собственные; каждый свой поступок он видит прежде всего глазами окружающих. А главное, ему хочется одобрения ото всех, начиная с близких и заканчивая пассажирами в трамвае. Такой человек становится нерешительным и не может правильно оценить жизненные ситуации.

Как же преодолеть неуверенность в себе? Одни учёные ищут ответ на этот вопрос, основываясь на физиологических процессах, другие опираются на психологию. Ясно одно: преодолеть неуверенность в себе можно лишь в случае, если человек способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты.

Сочинение
В тексте, который я прочитал, известный ученый и публицист Д.С. Лихачев рассуждает о проблеме роли молодости в жизни человека. Анализируя свой опыт, автор вспоминает, что во время учебы думал, будто «взрослая жизнь» проходит как-то по-другому, ничего не оставляя из прошлого. Однако все оказалось не так. Главное, что сохранилось у писателя с молодых времен, - это верные друзья и нужные для жизни умения и навыки. Автор уверен в том, что именно в юные годы происходит сближение человека с другими людьми и огромное накопление опыта. На всю жизнь сохраняются привычки и навыки, способность к труду, если они приобретены в молодости. Ученый призывает нас беречь молодость до глубокой старости, ценить этот период жизни и не упускать возможности, которые дает нам юность. Ведь «ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно».
Я согласен с позицией Д.С. Лихачева. Именно в молодости формируется жизненная позиция, отношение человеку к себе, миру, природе. В это время люди находят своих лучших друзей, с которыми будут поддерживать тесные личные отношения всю жизнь. Примером такой дружбы могут служить отношения А. Пушкина и И. Пущина, а также их лицейских друзей. Известно, что именно Пущин первым навестил опального поэта, пребывавшего в ссылке, чтобы поддержать друга, тогда как многие от него отвернулись. И до конца жизни друзья уважали друг друга, равнялись друг на друга и говорили друг другу правду.
В русской литературе тоже есть примеры, доказывающие идеи Д.С. Лихачева. Вспомним судьбы двух друзей - Ильи Обломова и Андрея Штольца. Эти примеры как нельзя лучше подтверждают то, что отношения, сформировавшиеся в ранние годы, могут длиться долго. Привязанность Обломова к Штольцу и его вера в друга не знали границ. А сам Штольц был тем единственным человеком, который мог «расшевелить» своего апатичного товарища. Кроме того, судьбы этих героев подтверждают истину: что посеешь в молодости, пожнешь в зрелости. Их характеры и образ жизни кардинально отличались, так как различным было их поведение в молодости: один учился и совершенствовался, другой - мечтал, лежа на диване.
Я рад, что познакомился с текстом Д.С. Лихачева, так как из него я извлек мудрую мысль: то, что приобретено в молодости, сохраняется на всю жизнь. Я постараюсь сделать хорошие приобретения.