Анализ стихотворения А. А. Фета " Вечер". Афанасий Фет — Вечер: Стих А фет вечер отзыв

Написанное в 1855 году стихотворение «Вечер» пополнило коллекцию пейзажной лирики А.А. Фета. В узком понимании произведение автора не имеет главного героя, лишь его ощущения, которые передаются с тонким намеком на то, что природа жива. Она может «прозвучать», «прозвенеть», «прокатиться» и «засветиться». А вместе с этим, все в ней подчинено своим законам, и каждый день переходит в вечер, после чего наступает ночь, предвестницей которой служит зарница.

Такое любование природой, каждым ее штрихом, очаровывает. Вместе с автором читатель наблюдает угасание дня. Ведь еще совсем недавно шумела роща, река была ясной, и луг манил свежестью. А уже на облаках каймой отражается вечернее низкое солнце. Да и этого предвестника ночи не осталось, тучки разлетелись, словно дым дрогнул на ветру. Оставшееся тепло отдает земля на пригорке, согревая влажный вечерний воздух. Последние огни горящего неба возвестили о скором приходе ночи. Фет искусно, штрих за штрихом дополняет картину уходящего дня, ночь у него диктует свои правила.

Точно выписанные детали конкретны. Время идет, оно не может остановиться и замереть. Сначала медленно, словно нехотя, но день уступает свои права. Об этом свидетельствуют глаголы, что стоят в начале каждой строчки первой строфы. Сравнения помогают оживить эстетическую картину засыпающего дня. Автор словно хочет заставить воображение каждого читателя почувствовать самому контрасты и переливы вечера, и метафоры в этом помогают. Эпитеты делают все признаки вечера более яркими. День еще может подарить свои очаровательные звуки и неповторяющиеся картины.

Размер стихотворения - трехстопный анапест, рифма перекрестная. Это определяет темп, настроение и мелодичность произведения. Оно легкое, живое, «дышащее». Каждая деталь плавно сменяет другую.

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зелёным огнём.

Анализ стихотворения «Вечер» Фета

В стихотворении «Вечер» (1855 г.) раскрывается огромный талант Фета в изображении пейзажа, отличающий его от других поэтов.

Главная отличительная особенность произведения – отсутствие каких-либо конкретных деталей. Автор дает лишь общую картину природы с помощью неопределенных звуков и образов. В первой строфе вообще преобладают безличные глаголы («прозвучало», «прокатилось»). Влияние поэта минимально. Читателю дается прекрасная возможность самому представить себя в роли наблюдателя, нарисовать в воображении недостающие детали. Природа также никак не проявляет себя, это подчеркивается эпитетами: «померкшем», «немою». Отдаленные звуки внезапно появились и исчезли. Остается лишь догадываться о причинах их возникновения. Если не учитывать название стихотворения, то непросто определить даже время суток.

Во второй строфе усиливается ощущение предчувствия чего-то неизвестного. Природа словно отходит на второй план, освобождая после себя место: «убегает… река», «разлетелись… облака». Вся атмосфера пропитана каким-то ожиданием.

Третья строфа объясняет возникшие у читателя вопросы. В ней косвенным образом описан сам лирический герой. Он появляется в стихотворении через свои ощущения («то сыро, то жарко»). Конкретно указано вечер, как переходное состояние между «вздохами дня» и «дыханьем ночным». Из последних строк становится понятно, что природа готовится к грозе. Источником неясных звуков и отблесков является далекая зарница, предвещающая гром и молнию.

Фет блестяще использовал звуковые и визуальные эффекты в своем стихотворении. В нем практически не упоминается лирический герой, нет красочных описаний природы. За эту «беспредметность» его часто упрекали критики. Но для человека с богатым воображением произведение представляет большую ценность. Очень удачно автор выбрал время для наблюдения. Смена дня ночью – неуловимое мгновение. Его нельзя определить с математической точностью. Оно может быть охарактеризовано лишь постепенным изменением звуков и света. Сияние далекой зарницы хорошо подчеркивает это переходное состояние. Стихотворение «Вечер» написано в спокойном и размеренном темпе, идеально подходящем для вечернего созерцания пейзажа. Оно создает в душе читателя умиротворение и очищает ее от тревог и волнений.

Наполненное восхищением стихотворение “Вечер” – один из лучших образцов пейзажной лирики Фета. Краткий анализ “Вечер” по плану поможет ученикам 7 класса погрузиться в прекрасный мир его поэзии и понять, почему это произведение так в нем выделяется. На уроке литературы его можно использовать в качестве основного материала или как дополнительный разбор.

Краткий анализ

История создания – написано оно в 1855 году, когда поэт был уже в достаточно зрелом тридцатипятилетнем возрасте.

Тема – очарование природы, которая в вечернее время кажется особенно таинственной.

Композиция – стихотворение можно разделить на две части: первая строфа является зачином, остальные две раскрывают его.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – анапест с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты “ясная река”, “померкший луг”, “немая роща”, “золотые каймы”, “ночное дыханье”, “голубой и зеленый огонь”.

Метафоры “убегает на запад река”, “облака разлетелись”, “вздохи дня”, “зарница теплится” .

Сравнение “облака как дым” .

История создания

Афанасия Афанасьевича Фета всегда глубоко волновала тема природы. Особенно он интересовался таким таинственным по его мнению явлением, как переход от дня к ночи. Благодаря дару видеть прекрасное в том, что другие считают повседневностью, поэту и удавалось создавать очаровательные пейзажные зарисовки, такие как написанные в 1855 году “Вечер”.

Несмотря на то, что поэту к тому времени уже исполнилось тридцать пять, он не утратил юношеской свежести восприятия и продолжал считать природу прекрасной и достойной созерцания.

Также в этом произведении отразилось типичное фетовское восприятие природных явлений как чего-то, что помогает познать космическое начало и имеет скрытое начало.

Тема

Стих посвящен природе, а точнее – ее таинственному очарованию в то время, когда ясность дня переходит в глубину ночи. Это действительно самое волнующее время суток и самое загадочное, что поэт искусно передает с помощью безличных предложений. Он пытается передать неуловимую красоту, придавая поэзии музыкальность.

Композиция

Первая часть произведения состоит из одной строфы и как раз наполнена безличными предложениями. Они и помогают Афанасию Афанасьевичу создать атмосферу таинственности, показать, насколько загадочен природный мир.

А вот вторая часть, состоящая из двух строф, представляет собой как раз попытку эту загадку разгадать. Размышления лирического героя, основанные на визуальных впечатлениях, раскрываются уже более традиционным способом. Автор рисует прекрасную картину природы в вечернее время, когда все понемногу засыпает с одной стороны, и как будто предчувствует утро – с другой.

Очевидно, что лирический герой видит всю развернувшуюся перед ним картину с пригорка, где то жарко, то сыро (очевидно, от ветра с реки). Это позволяет ему видеть больше, как если бы он был непосредственным участником. Такой взгляд “сверху”, немного отстраненный и в то же время пристальный, типичен для фетовских стихов. Именно за счет него была сформирована композиция: сначала лирический герой видит и слышит нечто неясное, но, вглядевшись, может разгадать хотя бы часть природных загадок. Таким образом Афанасий Афанасьевич передает свою философскую идею.

Жанр

Это пейзажная лирика в лучшем своем проявлении – задушевном, таинственном, музыкальном. Поэт наполняет свое стихотворение не только визуальными, но и акустическими образами, как бы погружая читателя не только в пейзаж, но и в особое вечернее настроение, этим пейзажем навеваемое.

Трехстопное произведение имеет трехсложный стихотворный размер – Афанасий Афанасьевич использует для него анапест. Перекрестная рифма как будто связывает между собой части произведения, а последовательное сохранение ритмики делает его еще более цельным.

Средства выразительности

Богатая палитра тропов, использованная Фетом, делает стихотворение “Вечер” глубоко чувственным. Проникновенность ему придают:

  • Эпитеты – “ясная река”, “померкший луг”, “немая роща”, “золотые каймы”, “ночное дыханье”, “голубой и зеленый огонь”.
  • Метафоры – “убегает на запад река”, “облака разлетелись”, “вздохи дня”, “зарница теплится” .
  • Сравнение – “облака как дым” .

Все эти художественные средства помогают передать взгляд лирического героя, наблюдающего за уходом дня. Он восхищен великолепием пейзажа, чувствует природу живым существом и ощущает себя наблюдателем и частью ее в одно и то же время.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 35.

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном, -
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.

Анализ стихотворения Фета «Вечер»

Смена дня и ночи - объект пристального внимания фетовского героя-созерцателя, награжденного даром видеть прекрасное в повседневности. Если утро ассоциируется с пробуждением прекрасной природы и образом зари-невесты, то трактовки окончания дня лишены подобной целостности. Образ вечера связан с познанием скрытых сущностей, космическим началом, меняющимися характеристиками взаимоотношений человека и природы.

Поэтический текст 1855 г. начинается с описания звуковых и зрительных ощущений, источник которых не понятен, загадочен. Для передачи неясных явлений автор избирает форму безличного предложения, выражая реакцию героя при помощи череды однородных сказуемых. Звуки на реке, звон на лугу, рокот над верхушками деревьев «разбавляются» визуальным образом - отдаленной вспышкой света. Природные объекты, связанные преимущественно акустическими доминантами, характеризуются спокойствием, абсолютное значение которого порождает коннотации замирания и угасания. Последние сближают фетовскую картину с мифологическими представлениями о вечере как смерти дня, восходящими к древним славянским представлениям о закате.

Взгляд лирического героя, привлеченный внезапным всполохом, останавливается на вечерней панораме. В перспективе отображаются изгибы реки, уходящей на запад, а затем - редкие облака. Обе детали динамичны, наделены свойствами к стремительному передвижению. В описании неба появляется первая колористическая доминанта - золотая, будто обгоревшая кайма легких туч.

В финальной части проясняется место нахождения лирического «я». Он наблюдает за наступающими сумерками с пригорка. Перемена осязательных ощущений, сырости и жары, обнаруживает связь между двумя отрезками суток, метафорически обозначенную однокоренными лексемами «вздохи» и «дыхание». Художественный троп, дополненный олицетворениями, оживляет природное пространство, окружающее героя.

Неторопливый и плавный темп, музыкальное звучание стиха поддерживаются при помощи трехстопного анапеста с перекрестным чередованием женских и мужских рифм.

Завершающее двустишие фиксирует внимание на игре света, которая предзнаменует приход ночи. Загадочную трансформацию завершает смена колористических признаков: вместо позолоченных облаков появляются чистые оттенки голубого и зеленого.

Атмосфера спокойствия наполняет и поэтический мир, изображенный в произведении « …», появившемся на 8 лет раньше анализируемого текста. «Реки извивы», дремлющие деревья, закатное небо, тишина, нарушаемая лишь конским ржанием и легким ветром, - близкие образные системы двух стихотворений передают ощущения умиротворения, спокойной радости и причастности к естественному ходу жизни, охватившие наблюдателя.

В поздней лирике «вечерняя» тема осложняется философскими размышлениями о незначительной сущности человеческого бытия. Эмоции, даже самые сильные и искренние, кажутся «робкими и бедными» по сравнению с великолепием «нетленного заката», отраженного в тихих водах залива.

Задушевность, музыкальность и таинственность фетовского лиризма ощущается в ранних блоковских творениях. В стихотворении «Летний вечер» читатель встречает акустические и визуальные образы, навеянные фетовскими традициями: закатные лучи солнца, «дремота» природы, отдаленные звуки крестьянской песни. Финальный призыв вполне по-фетовски приглашает лирического адресата отрешиться от забот и насладиться красотой теплой ночи, умчавшись на коне в туманные луговые дали.

ВЕЧЕР.

Прозвучало над ясной рекою ,
Прозвенело в померкшем лугу ,
Прокатилось над рощей немою ,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке , луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами ,
Разлетелись , как дым , облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном , -
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем .
(1855 г.)

1. Стихотворение написано в 1855 году. Первая публикация - журнал " Отечественные записки" №5 за 1855 год. При издании в сборнике 1856 года стихотворение было помещено в состав цикла " Разные стихотворения", в составе это же цикла опубликовано в сборнике 1863 года. В плане издания 1892 года стихотворение было помещено Фетом в составе цикла " Вечера и ночи" (перед ним следует стихотворение " Степь вечером", отделяющее от " Вечера" стихотворением " Шепот, робкое дыханье...")

Благодаря этому стихотворение вступает в поэтический диалог с другими текстами цикла - как пейзажными (" Вдали огонек за рекою...", 1842; " Летний вечер тих и ясен...", 1847; " Что за вечер! А ручей...", 1847; " Степь вечером", 1854; " Благовонная ночь, благодатная ночь...", 1853 ;) и пейзажно - философскими (" Я люблю многое, близкое сердце...", 1842; " Каждое чувство бывает понятней мне ночью, и каждый...", 1843; " Заря прощается с землею...", 1858; " Молятся звезды, мерцают и редеют...", 1884; ) и любовными (" Я жду... Соловьиное эхо...", 1842; " Здравствуй! Тысячу раз мой привет тебе, ночь", 1842;, " Шепот, робкое дыханье...", 1850; " Сегодня все звезды так пышно...", 1888 ). В этом соседстве, казалось бы, чисто пейзажное стихотворение " Вечер" приобретает и философский (день и ночь как два лика природы и бытия - мотив, характерный для поэзии Ф. И. Тютчева, таящееся в глубине природы хаотическое, грозовое начало, проявлением которого оказываются неназванный гром и " зарница"), и любовный (гроза чувств, зарождающаяся " зарница" страсти) подтексты.
2. Стихотворение относится к пейзажной лирике Фета : в нем изображается неброская красота русской природы. Поэт замечает ее неуловимые переходные состояния: как художник - пейзажист он рисует словесно, находя все новые оттенки и звуки. Для поэта природа - источник неожиданных открытий, философского оптимизма. Стихотворение можно сравнить с картинами импрессионистов: то же желание показать субъективность мировосприятия и формы выражения.
Пейзаж стихотворения очень конкретен, детально выписан: " ясная река", " померкший луг", " роща немая", " пригорок" . В то же время фетовский пейзаж создает целостную картину бытия. Поэт смотрит на природу и мир как на реальное, объективно существующее явление, но такое, которое отличается крайней нестабильностью, текучестью - это мир " сопричастий", зеркальных отражений, соприкосновений и мимолетностей.
3. В стихотворении " Вечер" описывается один промежуток времени - между ясным днем и ночью. Вечер - не только переходное состояние между днем и ночью, но и союзник, который объединяет их в одно целое.

Вздохи дня есть в дыханье ночном.

Здесь это время суток олицетворяется Фетом: за последним вздохом дня следует вздох ночи, а их связующим звеном является вечер. Данное стихотворение - это описание одного мгновения, описание определенного промежутка времени, в котором отразилась красота, видимая человеку.

4. Вечер у фета не статичен. Каждую секунду этого вечера в мире происходят изменения. Глаголы первого безличного предложения сразу дают динамику: " прозвучало", " прозвенело", " прокатилось", " засветилось" . Дальше - " убегает на запад река", " разлетелись облака". О непостоянстве, мимолетности и переходности говорят строки: " На пригорке то сыро, то жарко..."
Картина природы в этом периоде суток создана полностью, все гармонично иедино слито умелой рукой мастера.
А. А. Фет использует интересные описания и метафоры. Кроме этого автор использует и сравнения: например, облака он сравнивает с дымом (" Разлетелись, как дым, облака" ). Образ солнца метафоричен. Солнце у Фета, как живое существо, спряталось за горизонтом, оставив за собою след на небе (" Погорев золотыми каймами..." ). Река - это тоже " живое существо", она " луками убегает на запад" , для нее нет помех и препятствий, потому что все в природе гармонично, и вот этот лучезарный поток направляется вперед.
Стихотворение " живое", оно наполнено жизнью, красотою, звуками природы. Природа, как живая, прозвенела, прозвучала, засветилась . Природа словно говорит нам о красоте, мире, счастье, добре и радости, которые она нам несет. Все в природе наполнено гармонией и красотой. Все живое, и несомненно движется вперед.
" Вечер" - стихотворение об одном мгновении, о его красоте, и эта красота откроется любому, стоит только захотеть ее увидеть.
5. Смысл названия стихотворения.
Вечер - это особое время суток, когда день становится ночью, время перехода, быстрой смены явлений. Поэт стремится увековечить эти переходящие моменты, " миги" бытия, видение предмета таким, каким он предстает в настоящий момент. Такое понимание цели искусства свидетельствует о точках соприкосновения лирики Фета с эстетикой и стилем импрессионизма.
6. Композиция.
Стихотворение, как и большинство строфических лирических произведений Фета, состоит из трех строф, каждая из которых объединена перекрестной рифмовкой: АБАБ.
Первая строфа показывает картину наступающего грозового вечера, наплывающей тени от тучи и яркого света (не ясно, от чего этот свет - от далекой молнии - зарницы или от закатного солнца). Первая строка заключает в себе звуковой образ (" прозвучало" ) и зрительный (" ясная река" ). Вторая строка симметрична первой, она также членится на два образа - звуковой (" прозвенело" ) и зрительный (" померкший луг" ). Однако не менее отчетливо и смысловое различие: если в первом стихе пейзаж светлый (" ясная" ), то во втором - теневой (" померкший" ). В третьей строке зрительный образ полностью вытесняется звуковым - " прокатилось" , а цветовой эпитет заменен звуковым " немая" . Четвертый стих передает только зрительное впечатление: " засветилось". Одновременно появляется и наблюдатель - " на том берегу" (на другом по отношению к человеку, созерцающему картину природы)
Во второй строфе также присутствует взгляд наблюдателя, как и в концовке первой: река убегает " далеко", " на запад" по отношению к его положению в пространстве.
Контраст света и темноты сменяется своеобразным синтезом " полумрак". Вводится мотив движения (" река убегает" ), излучины, извивы (" луки") реки - своеобразное соответствие " извивам", колебаниям, поворотам света и темноты, звука и беззвучия. Предложения во второй строфе противостоят по синтаксису первой: первая строфа - 4 безличных предложений, совпадающих с границами четырех стихов. Во второй строфе только два предложения, занимающие каждое по две строки. Благодаря этому происходит замедление интонации: для первой строфы в сравнении со второй характерно быстрое интонационное движение, которому соответствует смена " кадров" пейзажа (река, луг, роща, тот берег), подобие киномонтажа. Во второй строфе даны лишь два пейзажных кадра, образ реки дан посредством не монтажа, а скольжения взгляда - наподобие движения камеры, именуемого в кинематографии -трэвелингом.
В третьей строфе контрастная поэтика переведена в план температурных ощущений, отражающих присутствие лирического "я" (" то сыро, то жарко" ). Пригорок, который упоминается в третьей строфе, явное указание на местонахождение " я" в пространстве: с этого пригорка он видит реку, луг, рощу, облака. Контрастам света (цвета) и темноты, звука и безмолвия соответствует соединение противоположностей дня и ночи, объединенных вместе посредством метафоры " вздохи - дыханье". Завершает строфу свето - цветовая вспышка - " голубым и зеленым огнем" (мотивы огня и воды - главные в творчестве Фета)
Последние строки всех трех четверостиший связывает образ яркого света: " засветилось", " погорев золотыми каймами", " зарница уже теплится ярко... огнем" . Так, в композиции, в структуре стихотворения как бы отражен образ грозового эха, которым текст открывается, а в концовке текста повторяет упоминание о вспышках, сполохах молний, содержащееся в первой строфе. Противительный союз но, которым вводится строка - " но зарница уж теплится ярко", противопоставляет приближающуюся грозу одновременно и уходящему дню, и наступающей ночи.
7. Образная структура.
Стихотворение строится на сочетании образов света (и яркого цвета) и темноты. Название " Вечер", традиционное для русской поэтической традиции (" Вечер" - стихотворение В. А. Жуковского, одна из первых элегий с пейзажными элементами), формирует ожидание встретить в тексте упоминание об обычных признаках этого времени суток: о смене дневного, солнечного света ночной темнотой, о закате, о появлении луны на небе. Однако Фет заменяет эти ожидаемые признаки вечера упоминанием о грозе или о грозовом эхе; игра, переливы света и темноты объясняются скорее не приближением ночи, а подступающей грозой. Вопреки традиции вечернего пейзажа стихотворение завершается не наступлением сумерек или ночной темноты, а яркой вспышкой света - образом молнии - " зарницы". Традиционен, почти цитатен в своей основе образ горящих в закатных лучах облаков, напоминающий строки из " Вечера" Жуковского: " Уж вечер... облаков померкнули края..." и отчасти из его же " Невыразимого": " сей пламень облаков, по небу тихому летящих..."
Образ " зарницы" - молнии появляется только в конце, объясняя природу раскатов и звона, упоминаемых в начале стихотворения. В первых строках появления грозы еще не названо, дано лишь впечатление от него в форме безличных предложений (что - то " прозвучало", " прозвенело"). Сходный прием встречается в стихотворении " Весенний дождь", в котором не упомянутый прямо дождь замене неопределенно - личным местоимением что - то: " И что - то к саду подошло, по свежим листьям барабанит"
8. Стихотворение написано трехстопным анапестом - самым популярным и " заметным" трехсложным размером в русской поэзии, начиная с середины XIX века.
9. Звуковой строй.
Аллитерация на -р- в тексте стихотворения - подражание раскатам грома: скопление звуков -р- отличительно для первой строфы, изображающей гром: причем этот звук встречается во всех четырех строках четверостишия. Другой сонорный звук -л- ассоциируется с семантикой пространства: л уг, дал еко, л уками. Акустические и пространственные ассоциации, характерные для этих звуков, объединены в глаголах звучания и движения (пр озвучал о, пр озвенел о, пр окатил ось, р азл етел ись), а также в существительных и прилагательных с цветовой и звуковой семантикой (пол умр аке, зол отыми, зар ница, гол убыми, зел еными). В стихотворении также выделен звук -з- , ассоциирующийся одновременно и со " звоном", со звуком, со светом и с предметами, воспринимаемыми зрением: проз вучало, проз венело, з асветилось, раз летелись, з апад, з олотыми, з арница, з елеными.
Так благодаря звуковому строению текста происходит своеобразное " примирение" и " слияние" звука и пространства в свете и цвете, создается целостное восприятие звука, света и цвета.
10. В лирическом произведении преобладают светлые, жизнеутверждающие тона. Поэт видит в природе ту гармонию, которую ему не хватает в человеческих взаимоотношениях. Лирический герой обретает способность видеть прекрасную душу природы, поэтому его характерное состояние - эстетическая восторженность.