Возникновение ощущений. Происхождение ощущений. Этапы возникновения ощущений

03.02.2023 Концепты

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Педагогического колледжа №7

г. Санкт-Петербург

Домашняя контрольная работа

по психологии

Тема: «Ощущения»

Выполнила:

Студентка Батынская Л.Н.

3«А» группы ОЗО

специальность 050704

Дошкольного образования

Преподаватель:

Кирилюк Е.Ф.

Санкт-Петербург

План домашней контрольной работы:

1. Теоретическая часть.

1.1. Понятие.

1.2. Виды ощущений.

1.3. Основные закономерности ощущений.

1.4. Взаимодействие ощущений.

1.5. Особенности ощущений у детей.

2. Практическая часть.

2.1. Практический опыт воспитателей по развитию ощущений у детей.

2.2. Игры и упражнения по развитию ощущений.

Список используемой литературы:

1. И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан. «Психология», под редакцией И.В.Дубровиной, М., «Академия», 2002.

2. «Введение в психологию», под общей редакцией профессора А.В.Петровского, М., «Академия», 1998.

3. Р.С. Немов. «Психология», М., «Просвещение», 1995.

4. «Психология», под редакцией профессора В.А.Крутецкого, М., «Просвещение», 1974.

5. Я.Л.Коломинский. «Человек: психология», М., «Просвещение», 1980.

Понятие ощущения.

Простейшими, но очень важными психическими познавательными процессами являются ощущения. Они сигнализируют нам о том, что происходит в данный момент вокруг нас и в нашем собственном организме. Они дают нам возможность ориентироваться в окружающих условиях и сообразовывать с ними свои действия и поступки.

Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств.

Орган чувств – анатомно-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах; специализирован для приёма воздействия определённых раздражителей из внешней и внутренней среды.

Органы чувств, или анализаторы, человека с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и других воздействий). Анализаторы состоят из рецептора (глаз, ухо, вкусовые луковицы, расположенные на поверхности языка и т.п.), нервных путей и соответствующего участка мозга. Для возникновения ощущения необходимо, во-первых, чтобы было что ощущать: какой-то предмет, явление; далее, предмет должен воздействовать на рецептор своим определённым свойством – цветом, поверхностью, температурой, вкусом или запахом. Воздействие может быть контактным или дистантным. Однако оно обязательно раздражает специальные чувствительные клетки рецептора.

Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают её в мозг, ежесекундно получающий и перерабатывающий этот огромный и неиссякаемый поток. На этой основе формируются нервные импульсы, поступающие к исполнительным органам, ответственным за регуляцию температуры тела, работу органов пищеварения, органов движения, желез внутренней секреции, за настройку самих органов чувств и т.п. И вся эта чрезвычайно сложная работа, состоящая из многих тысяч операций в секунду, совершается непрерывно.

Ощущения – начальный источник всех наших знаний о мире. При помощи ощущений мы познаём величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах, вкус окружающих нас предметов и явлений, улавливаем различные звуки, постигаем движение и пространство и пр. Именно ощущения дают материал для сложных психических процессов – восприятия, мышления, воображения.

Виды ощущений .

Уже древние греки различали пять органов чувств и соответствующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Современная наука значительно расширила представления о видах ощущений человека.

В настоящее время насчитывают около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействие внешней и внутренней среды на организм. Различные виды ощущений возникают в результате воздействия различных раздражителей на различные анализаторы.

1. Зрительные ощущения это ощущения света и цвета. Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза. Светочувствительным органом глаза является сетчатка, в которой находятся клетки двух видов – палочки и колбочки.

При дневном освещении активны только колбочки (для палочек такой свет очень ярок). В результате мы видим цвета, то есть возникает ощущение хроматических цветов – всех цветов спектра. При слабом освещении (в сумерках) колбочки прекращают работу (света для них недостаточно), и зрение осуществляется только аппаратом палочек – человек видит в основном серые цвета (все переходы от белого до чёрного, то есть ахроматические цвета).

Цвет различно влияет на самочувствие и работоспособность человека, на успешность учебной деятельности. Психологи отмечают, что наиболее приемлемый цвет для окраски стен учебных помещений оранжево-жёлтый, создающий бодрое, приподнятое настроение, и зелёный, создающий ровное, спокойное настроение. Красный цвет возбуждает, тёмно-синий угнетает, и тот и другой утомляют глаза.

2 . Слуховые ощущения . Возникают при помощи органов слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяет четыре качества: силу звука (громкий или тихий), высоту (высокий или низкий), тембр (своеобразие голоса или музыкального инструмента), а также темпо-ритмические особенности последовательно воспринимаемых звуков.

Слух к звукам речи называется фонематическим. Он формируется в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается ребёнок. Овладение иностранным языком предполагает выработку новой системы фонематического слуха. Развитый фонематический слух ребёнка заметно влияет на безошибочность письменной речи, особенно в начальной школе.

Музыкальный слух ребёнка воспитывается и формируется, как и речевой слух. Здесь большое значение имеет раннее приобщение ребёнка к музыкальной культуре.

Шумы могут вызывать у человека определённый эмоциональный настрой (шум дождя, шелест листьев, вой ветра), иногда служат сигналом приближающейся опасности (шипение змеи, грозный лай собаки, грохот идущего поезда) или радости (топот ножек ребёнка, гром салюта).

3. Вибрационные ощущения . Отражают колебания упругой среды. Такие ощущения человек получает, например, при прикосновении рукой к крышке звучащего рояля. Вибрационные ощущения обычно не играют важной роли для человека и развиты очень слабо. Однако они достигают весьма высокого уровня развития у многих глухих, которым они частично заменяют отсутствующий слух.

4. Обонятельные ощущения .Способность чувствовать запахи называются обонянием. Органами обоняния являются специальные чувствительные клетки, которые находятся в глубине носовой полости. Отдельные частички разнообразных веществ проникают в нос вместе с воздухом, который мы вдыхаем. Так мы получаем обонятельные ощущения. У современного человека обонятельные ощущения играют сравнительно незначительную роль. Но люди слепо-глухие пользуются обонянием, как зрячие – зрение со слухом: определяют по запаху знакомые места, узнают знакомых людей, получают сигналы об опасности и пр.

Обонятельная чувствительность человека тесно связана с вкусовой, помогает распознать качество пищи. Обонятельные ощущения предупреждают человека об опасной для организма воздушной среды (запах газа, гари).

Обонятельные ощущения весьма значимы для человека в тех случаях, когда они связаны со знаниями. Только зная особенности запахов тех или иных веществ, человек может ориентироваться в них.

5. Вкусовые ощущения .Возникают при помощи органов вкуса – вкусовых почек, расположенных на поверхности языка, глотки, нёба. Существует четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, солёное. Кончик языка лучше чувствует сладкое. Края языка чувствительны к кислому, а его основание – к горькому.

Вкусовые ощущения человека находятся в большой зависимости от чувства голода, невкусная пища кажется вкусной в состоянии голода. Вкусовые ощущения очень зависят от обонятельных. При сильном насморке любое, даже самое любимое, блюдо кажется безвкусным.

6. Кожные ощущения .Тактильные (ощущения прикосновения) и температурные (ощущения тепла и холода). На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, каждый из которых даёт ощущение или прикосновения, или холода, иди тепла. Чувствительность разных участков кожи к каждому виду раздражений различна. Прикосновение больше всего ощущается на кончике языка и на кончиках пальцев, спина менее чувствительна к прикосновению. К воздействию тепла и холода наиболее чувствительна кожа тех частей тела, которые обычно покрыты одеждой, а так же кожа поясницы, живота и груди.

Температурные ощущения имеют весьма выраженный эмоциональный тон. Так, средние температуры сопровождаются положительным чувством, характер эмоциональной окраски для тепла и холода различен: холод переживается как бодрящее чувство, теплота – как расслабляющее. Температура же высоких показателей, как в сторону холода, так и тепла, вызывает отрицательные эмоциональные переживания.

7. Двигательные ощущения .Ощущение движения и положения частей тела. Благодаря деятельности двигательного анализатора человек получает возможность координировать и контролировать свои движения. Рецепторы двигательных ощущений расположены в мышцах и сухожилиях, а так же в пальцах рук, языке и губах, так как именно этими органами осуществляются точные и тонкие рабочие и речевые движения.

8. Органические ощущения .Рассказывают нам о работе нашего организма, наших внутренних органов – пищевода, желудка, кишечника и многих других, в стенках которых и находятся соответствующие рецепторы. Органические ощущения появляются только тогда, когда в работе организма что-нибудь нарушается. Например, если человек съел что-то не очень свежее, нарушится работа его желудка, и он сразу это почувствует: появится боль в желудке.

Голод, жажда, тошнота, боль, половые ощущения, ощущения, связанные с деятельностью сердца, дыханием и т.д. – всё это органические ощущения. Если бы их не было, мы не могли бы вовремя распознать какую-нибудь болезнь и помочь своему организму справиться с ней.

Органические ощущения тесно связаны с органическими потребностями человека.

9. Осязательные ощущения .Это сочетание кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов, то есть при прикосновении к ним движущейся руки.

Маленький ребёнок начинает познавать мир с осязания, ощупывания предметов. Это один из важных источников получения информации об окружающих его предметах.

У людей, лишённых зрения, осязание – одно из важных средств ориентировки и познания.

Сочетание кожных и двигательных ощущений, возникающих при ощупывании предметов, т.е. при прикосновении к ним движущейся руки, называется осязанием.

Осязание имеет большое значение в трудовой деятельности человека, особенно при выполнении различных операций, требующих точности.

10. Ощущения равновесия .Отражают положение, занимаемое нашим телом в пространстве. Ощущение равновесия даёт нам орган, расположенный во внутреннем ухе. Он похож на раковину улитки и называется лабиринтом.

При изменении положения тела происходит колебание особой жидкости (лимфы) в лабиринте внутреннего уха, называемого вестибулярным аппаратом. Органы равновесия тесно связаны с другими внутренними органами. При сильном перевозбуждении органов равновесия наблюдаются тошнота, рвота (так называемая морская или воздушная болезнь). При регулярной тренировке устойчивость органов равновесия значительно возрастает.

11. Болевые ощущения .Имеют защитное значение: они сигнализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме. Если бы ощущение боли отсутствовало, человек не чувствовал бы даже серьёзных ранений.

Болевые ощущения имеют различную природу. Во-первых, существует «точка боли» (специальные рецепторы), расположенные на поверхности кожи и во внутренних органах и мышцах. Механическое повреждение кожи, мышц, заболевания внутренних органов дают ощущение боли. Во-вторых, ощущения боли возникают при действии сверхсильного раздражителя на любой анализатор. Ослепляющий свет, оглушительный звук, сильный холод или тепловое излучение, очень резкий запах вызывают и болевое ощущение.

Основные закономерности ощущений.

Общие свойства ощущений.

Ощущения – это форма отражения адекватных раздражителей. Каждый вид ощущений имеет свои специфические раздражители. Однако различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида. Так, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные – по насыщенности, цветовому тону и т.п.

Интенсивность ощущений является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Продолжительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое назвали латентным (скрытым) периодом ощущения. Латентный период для различных ощущений неодинаков.

Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением последнего. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последствии.

Зрительное ощущение обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после того, как перестаёт действовать вызвавший его раздражитель. След от раздражителя остаётся в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ по светлоте и цветности соответствует первоначальному раздражителю. На инерции зрения, на сохранении зрительного впечатления в течение некоторого времени в виде положительного последовательного образа основан принцип кинематографа. Последовательный образ изменяется во времени, при этом положительный образ заменяется отрицательным.

Слуховые ощущения, аналогично зрительным, тоже могут сопровождаться последовательными образами. Наиболее сравнимое явление при этом «звон в ушах», которым часто сопровождается воздействие оглушающих звуков. После действия на слуховой анализатор в течение нескольких секунд ряда коротких звуковых импульсов они начинают восприниматься слитно или приглушённо. Это явление наблюдается после прекращения действия слухового импульса и продолжается в течение нескольких секунд в зависимости от интенсивности и длительности звукового импульса.

Подобное явление происходит и в других анализаторах. Например, температурные, болевые и вкусовые ощущения также продолжаются некоторое время после воздействия раздражителя.

Наконец, для ощущения характерна пространственная локализация раздражителя. Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, даёт нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения (тактильные, болевые, вкусовые) соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает более разлитой и менее точной, чем тактильных.

Чувствительность и её измерение.

Не всё, что действует на наши органы чувств, вызывает ощущение. Мы не ощущаем прикосновение падающих на кожу пылинок, не видим света далёких звёзд, не слышим тиканья часов в соседней комнате, не чувствуем тех слабых запахов, которые хорошо улавливает идущая по следу собака. Чтобы возникло ощущение, раздражение должно достигнуть определённой величины. Слишком слабые раздражители не вызывают ощущений.

Чувствительность органа чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях оказывается способным вызвать ощущение. Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности.

Каждый вид ощущения имеет свой порог. Эта та, самая маленькая, сила воздействия на органы чувств, которую они способны уловить. Раздражители меньшей силы, так называемые подпороговые, не вызывают возникновения ощущений.

Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора.

Абсолютная чувствительность анализатора ограничивается не только нижним, но и верхним порогом чувствительности. Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой ещё возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает в них лишь болевое ощущение.

Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от различных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности раздражителя и т.п.

С помощью органов чувств мы можем не только констатировать наличие или отсутствие того или иного раздражителя, но и различать раздражители по их силе и качеству. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется порогом различия или разностным порогом.

Адаптация.

Чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов, не постоянна и не изменяется под влиянием ряда физиологических и психологических условий, среди которых особое место занимает явление адаптации.

Адаптация, или приспособление, - это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя.

Модно различать три разновидности этого явления:

1. Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя. Например, лёгкий груз, покоящийся на коже, вскоре перестаёт ощущаться. Обычным фактом является и отчётливое исчезновение обонятельных ощущений вскоре после того, как мы попадаем в атмосферу с неприятным запахом.

2. Адаптацией называют также другое явление, близкое к описанному, которое выражается в притуплении ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. Например, при погружении руки в холодную воду интенсивность ощущения, вызываемого холодным раздражителем, снижается. Когда мы из полутёмной комнаты попадаем в ярко освещённое пространство, то сначала бываем ослеплены не способны различать вокруг какие-либо детали. Через некоторое время чувствительность зрительного анализатора резко снижается, и мы начинаем нормально видеть. Это понижение чувствительности глаза при интенсивном световом раздражении называется световой адаптацией.

Описанные два вида адаптации можно объединить термином негативная адаптация, поскольку в результате их снижается чувствительность анализатора.

3. Адаптацией называют повешение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адаптации, свойственный некоторым видам ощущений, можно определить как позитивную адаптацию.

В зрительном анализаторе это темновая адаптация, когда увеличивается чувствительность глаза под влиянием пребывания в темноте. В температурных ощущениях позитивная адаптация обнаруживается тогда, когда предварительно охлаждённая рука чувствует тепло, а предварительно нагретая – холод при погружении в воду одинаковой температуры.

Явление адаптации можно объяснить теми периферическими изменениями, которые происходят в функционировании рецептора при продолжительном воздействии на него раздражителя.

Взаимодействие ощущений .

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

Ощущения, как правило, не существуют независимо и изолированно друг от друга. Работа одного анализатора может влиять на работу другого, усиливая или ослабляя её. Например, слабые музыкальные звуки могут повысить чувствительность зрительного анализатора, а резкие или сильные звуки, наоборот, ухудшают зрение.

Зрительная чувствительность повышается так же под влиянием некоторых обонятельных раздражений. Однако при резко выраженной отрицательной окраске запаха наблюдается снижение зрительной чувствительности. Аналогично этому при слабых световых раздражениях усиливаются слуховые ощущения, а воздействие интенсивных световых раздражителей ухудшает слуховую чувствительность.

Таким образом, все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах: повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией .

Физиологическим механизмом взаимодействия ощущений являются процессы иррадиации и концентрации возбуждения в коре головного мозга, где представлены центральные отделы анализаторов.

Изменение чувствительности анализаторов может быть вызвано воздействием второсигнальных раздражителей. Так, получены факты изменения электрической чувствительности глаз и языка в ответ на предъявление испытуемым слов «кислый, как лимон». Эти изменения были аналогичны тем, которые наблюдались при действительном раздражении языка лимонным соком.

Зная закономерности изменения чувствительности органов чувств, можно путём применения специальным образом подобранных побочных раздражителей сенсибилизировать тот или иной рецептор, т.е. повышать его чувствительность.

Взаимодействие ощущений проявляется ещё в одном роде явлений, называемом синестезией . Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Синестезия наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У различных людей нет совпадения в этих синестезиях, однако они довольно постоянны для каждого отдельного лица.

Реже встречаются случаи возникновения слуховых ощущений при воздействии зрительных раздражений, вкусовых – в ответ на слуховые раздражители и т.п. Синестезией обладают далеко не все люди, хотя она довольно широко распространена. Ни у кого не возникает сомнений возможность употребления таких выражений, как «острый вкус», «кричащий цвет», «сладкие звуки» и т.п. Явление синестезии – ещё одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира.

Особенности ощущений у детей.

Чувствительность, т.е. способность иметь ощущения, в элементарном проявлении врождённа и является безусловно рефлекторной. Ребёнок, только что появившийся на свет, уже реагирует на зрительные, звуковые и некоторые другие раздражители. Человеческий слух формируется под влиянием музыки и звуковой речи.

Развитие ощущений зависит от требований, которые предъявляют жизнь, практика, деятельность человека. Если отсутствуют дефекты в строении органов чувств, то упражнением можно добиться чрезвычайной тонкости ощущений.

Всестороннее развитие ощущений связано с разнообразной, интересной и активной творческой деятельностью ребёнка – трудовой, изобразительной деятельностью, музыкальными занятиями. Особенно заметно развиваются и совершенствуются ощущения у ребёнка в том случае, когда он сам заинтересован в таком развитии, сам добивается успехов в этом развитии, когда упражнения, тренировка его ощущений вытекают из потребностей его личности, его жизненных запросов.

При нормальных условиях развития острота зрения у младших школьников улучшается под влиянием систематических упражнений в процессе обучения. Но если учащийся сидит неправильно при чтении или письме, низко склоняется над книгой или тетрадью, если слаба освещённость, то острота зрения может значительно ухудшиться.

К семи-восьми годам дети уже хорошо различают основные хроматические цвета. Различение детьми цветовых тонов и их оттенков с возрастом значительно совершенствуется, особенно если детей специально обучать цветоразличению.

В младшем школьном возрасте наблюдается некоторое увеличение остроты слуха по сравнению с дошкольным возрастом. Наибольшая острота слуха наблюдается у детей 13-14 лет. Под влиянием обучения чтению и совершенствования устной речи у младших школьников значительно улучшается фонематический слух. С помощью этого слуха учащиеся различают фонема, т.е. звуки, которые в нашей речи служат для различения значения слов и их грамматических форм.

Ощущения детей заметно совершенствуются, если включать детей в специальные упражнения в ту или иную деятельность.

Практическая часть.

Нередко развитию ощущений уделяют недостаточное внимание, особенно по сравнению с более сложными познавательными процессами – памятью, мышлением, воображением. Но ведь именно ощущения лежат в основе всех познавательных способностей, составляют мощный потенциал развития ребёнка, который чаще всего в полной мере не реализуется.

Практический опыт воспитателей по развитию ощущений детей.

Под наблюдение была взята младшая группа, в которой находятся детки 3-4 лет.

В детском саду много времени уделяется дополнительным занятиям с детьми, такими как: занятия по музыке, физкультуре, рисованию; а так же игровой деятельности. Всё это способствует всестороннему развитию детей, в том числе и развитию ощущений, без которых невозможно себе представить нашу жизнь.

Например, на музыкальных занятиях детей учат слышать музыку, различать быстрый и медленный темп, высокие и низкие звуки, а так же попадать в такт во время пения. Показывают, как звучат различные музыкальные инструменты. Благодаря этому у детей развиваются слуховые ощущения и музыкальный слух.

На занятиях по рисованию деток учат основным цветам, то есть развивают зрительные ощущения. Объясняют, какие цвета называются «тёплыми», а какими «холодными» и почему. На занятиях по рисованию дети соотносят цвета с различными явлениями. Например, жёлтый – цвет солнца, тёпла. Зелёный – цвет травы, лета. Синий – цвет льда, холода. Таким образом, происходит взаимодействие зрительных и кожных ощущений.

На занятиях по физкультуре детей обучают ощущению равновесия, просят пройти по неширокой дорожке или играют в «ниточку и иголочку», когда дети цепляются друг за друга «змейкой» и те, кто сзади («ниточка») должны идти за тем, кто впереди («иголочкой») и при этом не упасть. Для этого ребёнку в цепочке нужно учиться ощущать изменение направления идущего впереди него товарища (с помощью рук, положенных ему на плечи или талию), видеть его действия и координировать свои движения в соответствии с движением цепочки. Это очень трудное для таких малышей задание, потому что требует работы сразу в нескольких направлениях.

В группе также устраиваются занятия по развитию ощущений. Все они, конечно, проводятся в доступной для детей форме, то есть в форме игры.

Иногда, во время приёма пищи воспитатель может спросить у детей об их вкусовых ощущениях. Например, дети отвечают какая пища на вкус: сладкая, солёная, горькая и т.п. Это делается для того, чтобы детки могли разбираться в своих вкусовых ощущениях и называть их.

Ощущения тренируются также и во время прогулки. Например, обонятельные ощущения: воспитатель предлагает ребятам понюхать, как пахнет трава, цветы, листья.

В группе проводиться множество игр для развития осязательных, слуховых и зрительных ощущений. Далее приведены примеры некоторых из них.

Игры и упражнения по развитию ощущений.

«Дорожки»

Цель игры . Развитие осязательных ощущений.

Ход игры . Перед ребёнком на стол кладётся картинка с наклеенными на ней дорожками разной длинны и из материала разной фактуры: клеёнка, мелкозернистая наждачная бумага, хлопчатобумажная ткань, кожаная ткань и т.д.

Правила . Ребёнок проводит пальчиком по дорожке и рассказывает воспитателю о своих ощущениях: холодная дорожка или тёплая, длинная или короткая, мягкая или твёрдая на ощупь, приятная или не приятная, какую бы дорожку он выбрал для прогулки с мамой (по какому материалу ему приятней всего проводить пальчиком).

«Кот в мешке »

Цель игры. Развитие осязательных ощущений.

Ход игры : Ребёнку даётся мешочек, в котором что-то лежит, но не видно, что именно. Ребёнок засовывает в мешочек руку и ощупывает предмет.

Правила: Задача ребёнка состоит в том, чтобы описать свойства спрятанного предмета (мягкий или твёрдый, тёплый или холодный, пушистый или гладкий и т.д.), не доставая его из мешочка, и по-возможности назвать его. Можно придумать несколько вариантов игры. Дети младшего возраста могут угадывать спрятанных игрушечных животных или просто называть свойства предметов. Детям постарше можно предложить угадывать геометрические фигуры, цифры или буквы, если они их уже знают.

«Погремушки»

Цель игры. Развитие слуховых ощущений.

Ход игры . В приготовленные коробочки (или непрозрачные баночки) насыпают различные материалы (сахар, гречневую крупу, горох, песок, бусины и т.п.) и дают детям погреметь каждой коробочкой по-отдельности.

Правила. Детей помладше можно просто спросить, какой звук (громкий или тихий, приятный или неприятный). Дети постарше могут попробовать угадать, какой величины предметы в коробочке (мелкие или крупные), а также попытаться ассоциировать тот или иной звук с каким-нибудь явлением (шум дождя, падающие камни, грохот машин и т.п.).

«Подбери картинку»

Цель игры . Развитие осязательных и зрительных ощущений.

Ход игры. Перед ребёнком на стол кладётся лист картона с наклеенными на нём материалами разной фактуры (наждачная бумага, мех, фольга, хлопчатобумажная ткань, шёлковая или атласная ткань, бархат и т.п.) и разного цвета. К каждому виду материала по-очереди прикладывается сверху другой лист картона с выбитым на нём изображением предмета. Ребёнок смотрит глазками и трогает пальчиками получившейся предмет.

Правила. Ребёнок рассказывает о своих ощущениях: какой материал на ощупь (мягкий или жёсткий, шершавый или гладкий, тёплый или холодный, приятный или нет, и т.п.). Также задача ребёнка – подобрать для каждого вида материала подходящую картинку (для меха – шубку, для бархата – игрушку, для атласа – платье и т.д.).

Ощущение

Познавательные процессы

Ощущение - отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в мозге человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение, продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде.

В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живой материи избирательно реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения.

Органы чувств, или анализаторы человека, приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и других воздействий).

Ощущения - субъективные образы объективного мира. Ощущение возникает в результате преобразования специфической энергии раздражителя, воздействующего в данный момент на рецептор, в энергию нервных процессов. Ощущение как психическое явление при отсутствии ответной реакции организма или при ее неадекватности невозможно. Оно возникает как реакция нервной системы на раздражитель и имеет, как и всякое психическое явление, рефлекторный характер. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор.

Анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела (рецептора), являющегося специальным трансформатором внешней энергии в нервный процесс; 2) афферентных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервов, проводящих путей, соединяющих периферический отдел анализатора с центральным; 3) подкорковых и корковых отделов (мозговой конец) анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого. Анализатор составляет исходную и важнейшую часть всего пути нервных процессов, или рефлекторной дуги. Рефлекторная дуга состоит из рецептора, проводящих путей, центральной части и эффектора.

Восприятие и ощущение - взаимосвязанные процессы. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.

Виды ощущений (по Ч. Шеррингтону):

Экстероцептивные ощущения - возникают при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела. Делятся на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые).



Интероцептивные ощущения (органические) – ощущения, сигнализируют с помощью специализированных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма.

Проприоцептивные ощущения (кинестетические) – ощущения, отражающие движение и относительное положение частей тела человека, с помощью рецепторов расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах.

Субсенсорные ощущения - форма непосредственного психического отражения действительности, обусловливаемая такими раздражителями, о влиянии которых на его деятельность субъект не может дать себе отчета (одно из проявления бессознательного).

Ощущения - начальный источник всех наших знаний о мире. При помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах, вкус окружающих нас предметов и явлений, улавливаем различные звуки, постигаем движение и пространство и пр. Именно ощущения дают материал для сложных психических процессов - восприятия, мышления, воображения.

Обязательным условием возникновения ощущения является непосредственное воздействие предмета или явления на наши органы чувств. Предметы и явления действительности, которые воздействуют на органы чувств, называются раздражителями. Процесс воздействия их на органы чувств называется раздражением .

Механизм возникновения ощущения состоит из 3-х этапов :

1. Физический этап . На этом этапе необходимо воздействие какого-то физического раздражителя на соответствующий рецептор.

2. Физиологический этап . В него объединены три последовательных шага:

а) возникновение возбуждения в рецепторе;

б) проведение возбуждения в соответствующий центр коры больших полушарий;

в) концентрация возбуждения в соответствующем центре коры больших полушарий мозга, либо переключение его на другие нервные образования в коре больших полушарий.

3. Психический этап . Возникает субъективный образ – ощущение.

Уже древние греки различали пять органов чувств и соответствующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Современная наука значительно расширила представления о видах ощущений человека.

Окружающая действительность, воздействуя на наши органы чувств (глаз, ухо, окончания чувствительных нервов в коже и т.д.), вызывает ощущения. Ощущения появляются тогда, когда вызванное каким-либо раздражителем возбуждение в органе чувств распространяется по центростремительным путям на соответствующие участки коры головного мозга и подвергается там тончайшему анализу. Мозг получает информацию и от внешнего мира и от самого организма. Поэтому анализаторы бывают внешними и внутренними. У внешних анализаторов рецепторывынесены на поверхность тела - глаз, ухо и пр. Внутренние анализаторы имеют рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях. Своеобразное положение занимает двигательный анализатор. Анализатор - сложный нервный механизм, который производит тонкий анализ окружающего мира, то есть выделяет отдельные его элементы и свойства. Каждый анализатор приспособлен для выделения определенных свойств предметов и явлений: глаз реагирует на световые раздражения, ухо - на слуховые и пр. Главная часть каждого органа чувств - рецепторы, окончания чувствующего нерва. Это органы чувств, реагирующие на определенные раздражители: глаз, ухо, язык, нос, кожа, и специальные рецепторные нервные окончания, заложенные в мышцах, тканях и внутренних органах тела. Такие органы чувств, как глаз, ухо объединяют десятки тысяч рецепторных окончаний. Воздействие раздражителя на рецептор приводит к возникновению нервного импульса, который по чувствующему нерву передается в определенные участки коры больших полушарий головного мозга.



Ощущение - отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В настоящее время насчитывают около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействия внешней и внутренней среды на организм. Различные виды ощущений возникают в результате воздействия различных раздражителей на различные анализаторы.

Ощущения мы получаем при помощи органов чувств. Каждый из них дает нам свои особые ощущения - зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и пр.

Виды ощущений:

Зрительные ощущения - это ощущения света и цвета. Все, что мы видим, имеет какой-нибудь цвет. Бесцветным может быть только совершенно прозрачный предмет,которыймы не видим. Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза.

Слуховые ощущения возникают при помощи органа слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяет четыре качества: силу звука (громкий-слабый), высоту (высокий-низкий), тембр (своеобразие голоса или музыкального инструмента), длительность звука (время звучания), а также темпа-ритмические особенности последовательно воспринимаемых звуков.

Слух к звукам речи называется фонематическим. Он формируется в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается ребенок. Овладение иностранным языком предполагает выработку новой системы фонематического слуха. Развитый фонематический слух ребенка заметно влияет на безошибочность письменной речи, особенно в начальной школе. Музыкальный слух ребенка воспитывается и формируется, как и речевой слух. Здесь большое значение имеет раннее приобщение ребенка к музыкальной культуре человечества.Шумы могут вызывать у человека определенный эмоциональный настрой (шум дождя, шелест листьев, вой ветра), иногда служат сигналом приближающейся опасности (шипение змеи, грозный лай собаки, грохот идущего поезда) или радости (топот ножек ребенка, шаги приближающегося любимого человека, гром салюта). В школьной практике чаще приходится сталкиваться с отрицательным влиянием шума: он утомляет нервную систему человека.

Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Такие ощущения человек получает, например, при прикосновении рукой к крышке звучащего рояля. Вибрационные ощущения обычно не играют важной роли для человека и развиты очень слабо. Однако они достигают весьма высокого уровня развития у многих глухих, которым они частично заменяют отсутствующий слух.

Обонятельные ощущения. Способность чувствовать запахи называется обонянием. Органами обоняния являются специальные чувствительные клетки, которые находятся в глубине носовой полости. Отдельные частички разнообразных веществ проникают в нос вместе с воздухом, который мы вдыхаем. Так мы получаем обонятельные ощущения. У современного человека обонятельные ощущения играют сравнительно незначительную роль. Но люди слепо-глухие пользуются обонянием, как зрячие - зрением со слухом: определяют по запахам знакомые места, узнают знакомых людей, получают сигналы об опасности и пр.

Вкусовые ощущения возникают при помощи органов вкуса - вкусовых почек, расположенных на поверхности языка, глотки и неба. Существует четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое.

Кожные ощущения - тактильные (ощущения прикосновения) и температурные (ощущения тепла или холода). На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, каждый из которых дает ощущение или прикосновения, или холода, или тепла. Чувствительность разных участков кожи к каждому виду раздражений различна. Прикосновение больше всего ощущается на кончике языка и на кончиках пальцев, спина менее чувствительна к прикосновению. К воздействию тепла и холода наиболее чувствительна кожа тех частей тела, которые обычно прикрыты одеждой, поясницы, живота, груди. Температурные ощущения имеют весьма выраженный эмоциональный тон. Так, средние температуры сопровождаются положительным чувством, характер эмоциональной окраски для тепла и холода различен: холод переживается как бодрящее чувство, теплота - как расслабляющее. Температура же высоких показателей, как в сторону холода, так и тепла, вызывает отрицательные эмоциональные переживания.

Двигательные ощущения - это ощущения движения и положения частей тела. Благодаря деятельности двигательного анализатора человек получает возможность координировать и контролировать свои движения. Рецепторы двигательных, ощущений расположены в мышцах и сухожилиях, а также в пальцах рук, языке и губах, так как именно этими органами осуществляются точные и тонкие рабочие и речевые движения.

Органические ощущения рассказывают нам о работе на
шего организма, наших внутренних органов - пищевода, желудка, кишечника и многих других, в стенках которых и находятся соответствующие рецепторы. Пока мы сыты и здоровы, мы вообще не замечаем никаких органических ощущений. Они появляются только тогда, когда в работе организма что-нибудь нарушается.

Осязательные ощущения - это сочетания кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов, то есть при прикосновении к ним движущейся руки.

Болевые ощущения имеют защитное значение: они сигнализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме.

4.2. Ощущения

Понятие ощущения. Предметы и явления внешнего мира имеют множество различных свойств и качеств: цвет, вкус, запах, звук и т. д. Для того чтобы произошло их отражение человеком, они должны воздействовать на него какими-либо из этих свойств и качеств. Познание осуществляется прежде всего органами чувств – единственными каналами, по которым внешний мир проникает в сознание человека. Образы предметов и явлений действительности, возникающие в процессе чувственного познания, называются ощущениями.

Ощущения – это простейший психический познавательный процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма, возникающий при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Наше сознание существует только благодаря наличию ощущений. Если человека лишить возможности ощущать и воспринимать окружающую действительность, он не сможет ориентироваться в мире, ничего не сможет делать. В условиях «сенсорной депривации» (недостатка ощущений) у человека меньше чем через сутки отмечаются резкое снижение внимания, уменьшение объема памяти, происходят серьезные изменения в психической деятельности. Недаром это одно из самых сложных испытаний для будущих космонавтов, полярников, спелеологов.

В обычной жизни нас утомляет не столько недостаток ощущений, сколько их изобилие – сенсорная перегрузка. Поэтому так важно соблюдать элементарные правила психогигиены.

Физиологической основой ощущений является деятельность анализатора – специального нервного аппарата, осуществляющего функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Любой анализатор состоит из трех частей.

1. Рецепторный (периферический) отдел – рецептор, главная часть любого органа чувств, специализированная для приема воздействий определенных раздражителей. Здесь же происходит трансформация энергии внешнего раздражителя (тепло, свет, запах, вкус, звук) в физиологическую энергию – нервный импульс.

2. Проводниковый отдел – чувствительные нервы, которые могут быть афферентными (центростремительными), проводящими возникающее возбуждение в центральный отдел анализатора, и эфферентными (центробежными, по которым нервный импульс поступает к рабочему органу (эффектору)).

3. Центральный отдел – корковый отдел анализатора, специализированный участок коры головного мозга, где и происходит преобразование нервной энергии в психическое явление – ощущение.

Центральная часть анализатора состоит из ядра и рассеянных по коре нервных клеток, которые называются периферическими элементами. В ядре сконцентрирована основная масса рецепторных клеток, за счет чего осуществляется наиболее тонкий анализ и синтез раздражителей; за счет периферических элементов производится грубый анализ, например свет отличается от тьмы. Рассеянные элементы корковой части анализатора участвуют в установлении связи и взаимодействия между различными системами анализаторов. Так как каждый анализатор имеет свой центральный отдел, то вся кора больших полушарий представляет собой своеобразную мозаику, взаимосвязанную систему корковых концов анализаторов. Несмотря на общность строения всех анализаторов, детальное строение каждого из них очень специфично.

Ощущение возникает в сознании всегда в виде образа. Энергия внешнего раздражителя превращается в факт сознания тогда, когда человек, у которого возникает образ предмета, вызвавшего раздражение, может обозначить его словом.

Ощущение всегда связано с ответной реакцией по типу рефлекторного кольца с обязательной обратной связью. Орган чувств является попеременно то рецептором, то эффектором (рабочим органом).

Виды и классификация ощущений. По известным еще древним грекам пяти органам чувств выделяют следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные (тактильные). Кроме того, существуют промежуточные ощущения между тактильными и слуховыми – вибрационные. Есть и сложные ощущения, состоящие из нескольких самостоятельных анализаторных систем: например, осязание – это тактильные и мышечно-суставные ощущения; кожные ощущения включают в себя тактильные, температурные и болевые. Выделяют ощущения органические (голод, жажда, тошнота и т. п.), статические, ощущения равновесия, отражающие положение тела в пространстве.

Выделяются следующие критерии классификации ощущений.

I. По месту расположения рецепторов экстероцептивные и интероцептивные. Рецепторы экстероцептивных ощущений расположены на поверхности тела и принимают раздражения из внешнего мира, а рецепторы интероцептивных (органических) ощущений расположены во внутренних органах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека.

II. По наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущения, экстероцептивные ощущения делятся на контактные и дистантные. Контактные ощущения предполагают непосредственное взаимодействие с раздражителем. К ним относятся вкусовые, кожные, болевые, температурные и др. Дистантные ощущения обеспечивают ориентировку в ближайшей среде – это зрительные, слуховые и обонятельные ощущения.

Особым подклассом интероцептивных ощущений являются ощущения проприоцептивные, рецепторы которых расположены в связках, мышцах и сухожилиях и получают раздражения из опорно-двигательного аппарата. Эти ощущения также свидетельствуют о положении тела в пространстве.

Ощущения имеют ряд характеристик и закономерностей, проявляющихся в каждом виде чувствительности. Можно выделить три группы закономерностей ощущений.

1. Временны?е соотношения между началом (концом) действия раздражителя и возникновением (исчезновением) ощущений:

Начало действия раздражителя и возникновение ощущений не совпадают – ощущение возникает несколько позже начала действия раздражителя, поскольку нервному импульсу необходимо некоторое время для того, чтобы доставить информацию в корковый отдел анализатора, а после произведенного в нем анализа и синтеза – обратно к рабочему органу. Это так называемый скрытый (латентный) период реакции;

Ощущения исчезают не сразу с концом действия раздражителя, иллюстрацией чему могут служить последовательные образы – положительные и отрицательные. Физиологический механизм возникновения последовательного образа связан с явлениями последействия раздражителя на нервную систему. Прекращение действия раздражителя не вызывает мгновенного прекращения процесса раздражения в рецепторе и возбуждения в корковых частях анализатора.

2. Соотношение ощущений и интенсивности раздражителя. Не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущение – оно возникает при воздействии раздражителя известной интенсивности. Принято различать порог абсолютной чувствительности и порог чувствительности к различению.

Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности.

Между чувствительностью и силой раздражителя существует обратная зависимость: чем большая сила нужна для возникновения ощущения, тем ниже чувствительность. Могут быть и подпороговые раздражители, которые не вызывают ощущений, поскольку сигналы о них не передаются в головной мозг.

Максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринять анализатор (иными словами, при которой еще сохраняется ощущение данного вида), называется верхним абсолютным порогом чувствительности.

Интервал между нижним и верхним порогами называется диапазоном чувствительности. Установлено, что диапазоном чувствительности цвета являются колебания электромагнитных волн частотой от 390 (фиолетовый) до 780 (красный) миллимикрон, а звука – колебания звуковых волн от 20 до 20000 Герц. Сверхвысокие по интенсивности раздражители вместо ощущений определенного вида вызывают боль.

Порог чувствительности к различению (дифференциальный) – это минимальное различие между двумя раздражителями, которое вызывает едва заметное различие ощущений. Другими словами, это наименьшая величина, на которую надо изменить (увеличить или уменьшить) интенсивность раздражителя, чтобы возникло изменение ощущения. Немецкие ученые – физиолог Э. Вебер и физик Г. Фехнер – сформулировали закон, справедливый для раздражителей средней силы: отношение добавочного раздражителя к основному есть величина постоянная. Эта величина для каждого вида ощущений является определенной: для зрительных – 1/1000, для слуховых – 1/10, для тактильных – 1/30 от первоначальной величины раздражителя.

III. Изменение чувствительности анализатора. Это изменение можно проиллюстрировать на примере таких закономерностей ощущений, как адаптация, сенсибилизация и взаимодействие.

Адаптация (от лат. adaptare – приспосабливать, прилаживать, привыкать) – это изменение чувствительности под влиянием постоянно действующего раздражителя. Адаптация зависит от условий окружающей среды. Общая закономерность такова: при переходе от сильных раздражителей к слабым чувствительность повышается, и наоборот, при переходе от слабых к сильным – снижается. Биологическая целесообразность этого механизма очевидна: когда раздражители сильны, тонкая чувствительность не нужна, когда же они слабы, то важна способность улавливать их.

Различают два вида адаптации: позитивную и негативную. Позитивная (положительная, темновая) адаптация связана с повышением чувствительности под влиянием слабого раздражителя. Так, при переходе из света в темноту площадь зрачка увеличивается в 17 раз, происходит переход от колбочкового зрения к палочковому, но в основном увеличение чувствительности происходит за счет условно-рефлекторной работы центральных механизмов анализатора. Негативная (отрицательная, световая) адаптация может проявляться как понижение чувствительности под действием сильного раздражителя и как полное исчезновение ощущений в процессе длительного действия раздражителя.

Еще одной закономерностью ощущений является взаимодействие анализаторов, которое проявляется в изменении чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой. Общая закономерность взаимодействия ощущений может быть выражена в такой формулировке: слабые по интенсивности раздражения одного анализатора повышают чувствительность другого, а сильные раздражения – понижают.

Повышение чувствительности анализатора называется сенсибилизацией. Она может проявляться в двух сферах: либо в результате упражнений органов чувств, тренированности, либо как необходимость компенсации сенсорных дефектов. Дефект работы одного анализатора обычно компенсируется усиленной работой и совершенствованием другого.

Частным случаем взаимодействия ощущений является синестезия, при которой происходит совместная работа органов чувств; при этом качества ощущений одного вида переносятся на другой вид ощущений и возникают соощущения. В обыденной жизни синестезии используются очень часто: «бархатный голос», «кричащий цвет», «сладкие звуки», «холодный тон», «острый вкус» и т. п.

. Ощущение- простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств внешних предметов. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой.Осознаваемы ощущения только человеком.Ощущения могут объективны и субъективны. Объективный характер определяется тем, что в них всегда отражен внешний раздражитель,а субъектный- их зависимостью от состояния организма и индивидуальных особенностей человека.При возникновении ощущений выделяют: 1физические(заключаются в том, что для возникновения ощущения необходим материальный объект, им определяются физические характеристики);2физиологический процесс(являются деятельностью нервных аппаратов);3.психический процесс(возникновение ощущения в коре головного мозга).

4.Классификация ощущений. Сущ. различные подходы к классификации ощущений. Общепринятым считается выделение 5 основн. видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух. Лурия предлагает классификацию по 2 основным принципам:систематическому и генетическому. Систематическая классификация ощущений: 1. Интерацептивные-сигнализируюто состоянии внутренних процессах организма. возникают благодаря рецепторам находящимся на стенках внутренних оранов.2. проприоцептивные-передаютсигналы о положении тела в пространстве и состовляют афферентную основу движения человека.рецепторы находятся в мышцах,суставах,сухожилиях,связках.3. Экстероцептивные-передают сигналы извнешнего мира и условно подразделяются на контактные и дистантные. Контактные ощущ.- вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств(вкусовые ощущ.,

температурные) дискантные- отражают качество объектов наход. на некотором расстоянии оторганов чувств(зрительные, слуховые) Генетическая классификация. выделяют два вида чувствительности: 1.Протопатическая-наиболеепримитивна и менее деференцированая и менее локализована(органическая чувствительность)2.эпикритическая-более тонко дифференцирована.

5. Физиологические основы ощущений. Понятие об анализаторах. Физиолог. осн. ощущений явл. деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных Павловым, анализаторами. Каждый анализатор сост. Из 3-х частей: 1)периферический отдел(рецептор) это воспринимающая часть анализатора и её основная ф-ция- трансформация энергии внешних воздействий в нервные импульсы; 2)проводящий- представ. Нервными путями, по которым нерв. Сигналы передаются в мозг(центростремительно) и от коры головного мозга к рабочему органу(центробежно);3)корковый отдел анализатора(центральный)- в этом отделе происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов, корковая часть каждого анализатора представ. собой проекцию периферии, т. е. определенным рецепторам соответствуют определ. участки коры головного мозга. Для возникновения ощущений необх. задействовать все составные части анализатора. Анализатор - активный орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей, поэтому ощущ. не явл. пассивным процессом(включает двигательные компоненты).

6 особенности зрительных ощущений…Зак.слияния:1) для всякого цвета имеется др. цвет, от слияния с которым может получиться ахроматический цвет;2)если смешают. два цвет., лежащих по цветовому кругу ближе, чем цвета дополнительные, получается цвет, по тону лежащий между смешиваемыми цветами по меньшей дуге цвет.круга;3)одинаково воспринимаемые цвет. при слиянии дают одинаково воспринимаемые смеси, независимо от различий в физическом составе слияния цвет. стимулов. Слияния цвет. Различают:1) оптическое, или слагательное - кокгда лучи, соответствующие цветовым раздражителям, одновременно или в быстрой последовательности действуют на одни и те же элементы сетчатки глаза;2) техническое, или вычитательное когда каждый из слияемых цвет. раздражителей поглощает часть лучей, освещающих их смесь, и в глаз попадают только лучи, оставшиеся после подобного вычитания непоглощенными. Физ. х-ка излуч.: спектральный состав и интенсивность. Цвет. зр. делят на: трихроматическое, дихроматическое и монохроматическое (в зависим. от наличия фотопигментов (колбочек) в сетчатке). 1) тип делятся: протано-малы, дейтероаномалы, тританомалы; 2) тип: протанопы, дейтеранопы, тританопы. . У люд. часто встреч.: дейтаны (дейтеранопы и дейтероаномалы) - 6-7 % м. и 0,5-0,6% ж., реже протаны (протанопы и протаномалы) 2-3% м. и 0,05% ж., и крайне редко тританы (тританопы и тританомалы). У животных на самом разном уровне эволюционного развития, встречаются эти же варианты цветового зрения, но в т. ч. и очень отличающиеся от человеческого.

7.Основные феномены цветового зрения. Закон слияния цветов. Зрительное ощущение не прекращается в то же мгновение, как прекращается действия раздражителя. Оно длиться еще некоторое время. Это происходит потому, что зрительное возбуждение обладает определенной инерцией. Такое продолжение ощущений в течении некоторого времени называется положение последовательным образом. Чтобы наблюдать это явление на практике, вечером сидя возле лампы и на 2-3 минуты закройте глаза. затем откройте глаза и в течении 2-3 секунд смотрите на лампу, после чего снова закройте глаза и прикройте их рукой (чтобы свет не проникал сквозь веки). Вы увидите на темном фоне светлый образ лампы. Следует отметить, что именно благодаря этому явлению мы смотрим кино, когда мы не замечаем движение пленки из-за положения последовательного образа, возникающего после засветки кадра.2-гой феномен зрения связан с отрицательным последовательным образам. Суть данного феномена состоит в том, что после воздействия света в течении некоторого времени сохраняется ощущения противоположного по светлоте воздействующего раздражителя. Например, положите перед собой два чистых белых листа бумаги. На середину одного из них положите квадратик нарисуйте маленький крести и в течении 20-30-секунд смотрите на него, не отрывая взора. Затем переведите взгляд на чистые белый лист бумаги. Через некоторое время вы увидите на нем образ красного квадрата. Только цвет у него будет иной –голубовато –зеленый. Через несколько секунд он будет бледнеть и вскоре исчезнет. Образ квадрата и есть отрицательный последовательный образ. Почему квадрата зелено –голубой? Дела в том что этот цвет является дополнительным по отношению к красному цвету,т.е. их слияние дает ахроматический цвет.

Теория цветового зрения.

Представление о том, что любой цвет может быть «составлен» путем измене­ния интенсивности трех различных лучей - трихроматичность.

1802 г. Т. Юнг - теория, объясняющая трихроматичность: в каждой точке сет­чатки должны существовать три «частицы» - структуры, чувствительные соответственно к красному, зеле­ному и фиолетовому.

1852 г. теория Юнга-Гельмгольца : изолированное возбуждение красноощущающего аппарата дает ощущение красного цвета, зеленоощущающего - ощущение зеленого цве­та, фиолетовоощущающего - ощущение фиолетового цвета. Воз­буждение этих аппаратов дает все известные хроматические цвета. Ощущение белого цвета возникает при равномерном возбуждении всех трех аппаратов; ощущение черного цвета - когда ни один из цветоощущающих аппаратов не возбуждается.

1878 г. Э. Геринг теория оппонентныгх цветов : в зрительной системе имеются три типа цветочувствительных элементов. Один тип реагирует на крас­ный или зеленый, другой - на синий или желтый, третий - на черный или белый. Каждый элемент противоположно реагиру­ет на свои два оппонентных цвета. Поскольку эле­мент не может реагировать сразу в двух направлениях, при предъявлении двух оппонентных цветов одновременно воспри­нимается один из них.

Двухстадийная теория : те три типа рецепторов, которые рассматриваются в трихроматической теории, постав­ляют информацию для оппонентных пар, расположенных на более высоком уровне зрительной системы.

Целенаправленными исследования­ми было установлено наличие трех типов рецепторов, а также цветооппонентных нейронов, расположенных в таламусе.

9.Специфика слуховых ощущений . Раздражителем для органа слуха явл. звуковые волны-продольное колебание частиц воздуха, распространяющееся во все стороны от колеблющего тела,которое служит источником звука.Все звуки разделены на 2 группы: музыкальные и шумы.В звуковых волнах различают частоту, амплитуду и форму колебаний. Слуховые ощущения имеют следующие три стороны: высоту звука,(явл отражением частоты колебания);громкость звука,(определяется амплитудой колебания волн);тембр,(явл отражением формы колебания волн. Высота звука определяется в герцах.Верхняя граница слуха у детей-22000 герц.Нижняя-16-20 герц. Громкостью звука называется субъективная интенсивность слухового ощущения.Существуют индивидуальные различия между людьми в отношении абсолютной чувствительности к звуковым раздражителям.Единицами измерения громкости звука являются децибелы. Тембром(окраска звука) называется качество, которое отличает друг от друга звуки одной и той же высоты и интенсивности, издаваемые разными источниками. Приятное звучание-консонанс, неприятное звучание-диссонанс.