"современный урок химии в свете требований фгос нового поколения". Урок как система. Требования к уроку химии б) Уроки сообщения новых знаний

13.02.2024 Концепты

Проектирование современного урока химии в контексте требований ФГОС.

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал известный педагог В.А. Сухомлинский.

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга. Современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

Методические принципы современного урока.

Современный урок - это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.

Урок - целостная, логически законченная часть образовательного пространства, ограниченная определенными рамками времени, в которой представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: содержание, средства, методы, организационные моменты.

От умения учителя правильно определить каждый из этих компонентов и их рационального сочетания зависит результативность урока. Важными компонентами проектирования современного урока является конструирование технологической карты учебного занятия. Технологические карты - это методический инструментарий, обеспечивающий учителю качественное преподавание нового учебного курса путём перехода от планирования урока к проектированию изучения темы. В технологических картах определены задачи, планируемые результаты (личностные и метапредметные), указаны возможные межпредметные связи, предложен алгоритм прохождения темы и диагностические работы (промежуточные и итоговые) для определения уровня освоения темы учащимися. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить достижение предметных, метапредметных и личностных результатов (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Требования к современному уроку:

Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

Вывод делают сами учащиеся;

Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

Времясбережение и здоровьесбережение;

В центре внимания урока - дети;

Учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

Умение демонстрировать методическое искусство учителя;

Планирование обратной связи;

Урок должен быть добрым.

Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура.

Правила на каждый день , которые помогут учителю:

Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят;

Ребёнок должен знать, зачем ему это, т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами, и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка;

Исключила из своего лексикона слова «ошибочный ответ», «неправильно» и т.д. Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, предлагаю обсудить: «А как вы думаете…», «Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…»;

Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Время «готовых» уроков постепенно отходит. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «урочить», наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя

Следует помнить, что максимально эффективно усваивается информация, которая:

    согласуется с текущими, осознаваемыми потребностями и интересами человека;

    сочетается с текущей ситуацией, с известной информацией;

    затрагивает чувства конкретного человека;

    активно проводится через разные каналы восприятия

    является базовой для принятия решения

На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её другим.

Самое главное –эмоциональный настрой урока. Стратегия учителя:

Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей.

Если после моего урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или со мной, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с моей точки зрения, то у ребенка он не оставил следа.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? В своём докладе попробую остановиться на основных этапах работы по данной проблеме.

Учебно-воспитательный процесс начинается с урока и им же заканчивается. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в условиях ФГОС ООО , на мой взгляд, существенно меняется его функция, форма организации. Урок должен подчиняться не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию. Для этого на своих уроках стремлюсь:

    создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;

    стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. д.

    использовать в ходе урока дидактические материалы, позволяющие ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

    оценивать деятельность ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;

    поощрять стремления ученика находить свой способ работы (решение задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

    создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создавать обстановку для естественного выражения ученика.

Как спроектировать урок?
Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты?

Традиционный и современный уроки различаются по следующим показателям: цели урока, роли и функции учителя на уроке, изменения отношений между учителем и учащимися, логика построения процесса обучения, использование межпредметных связей, внедрение коллективной учебной деятельности. Цели традиционного урока направлены на усвоение знаний и умений, вопросы же воспитания осуществляют спонтанно. Цели современного урока –формирование и развитие личности с использованием всех компонентов образования.

Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока :

    Определение темы учебного материала.

    Определение дидактической цели темы.

    Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

    Продумывание структуры урока.

    Обеспеченность урока (таблица).

    Выбор методов обучения.

    Выбор форм организации педагогической деятельности

    Оценка знаний, умений и навыков.

    Рефлексия урока.

Структура современного урока

Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения. Важным аспектом деятельности учителя химии в условиях введения ФГОС ОО остаются подготовка и проведение как демонстрационного эксперимента по химии, так и «практикума» для обучающихся (лабораторные и практические работы). Следует отметить, что виртуальный эксперимент, в любом случае, не может являться альтернативой реально проведенному эксперименту. Использование электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР) является логическим дополнением к практической части (или иллюстрацией в случае опасного опыта). Анализируя учебно-методические комплекты по химии, программы можно сделать вывод, что учебный химический эксперимент служит иллюстрацией химических процессов, явлений, а проблемно-исследовательский эксперимент задействован в незначительной степени. Таким образом, в условиях введения ФГОС с учетом необходимости достижения метапредметных результатов при организации химического эксперимента, в том числе и в малокомплектной школе, следует реализовывать: - проблемно-поисковый и проблемно-исследовательский эксперимент; - домашний эксперимент в форме мини-проекта с обязательной фото (видео) фиксацией и ученическим описанием его хода, результатов; - эксперимент, позволяющий использовать межпредметные связи; - виртуальный эксперимент, как иллюстрация или «проблема» на этапе введения в новую тему; - работа с виртуальным экспериментов в рамках домашнего задания для закрепления ранее изученного материала или подготовки к выполнению практической работы; - экскурсии в природу с использованием мини-исследовательских заданий (определение рН, взятие проб воды, воздуха, почвы и т.д.

«Стремление учиться заложено в самой природе человека – вот тезис, от которого необходимо отталкиваться, организуя обучение». (П. Щедровицкий)

Для достижения современных требований к результатам обучения химии необходимо применение заданий, в которых химическое содержание интегрировано с практикой. Опыт педагогической деятельности показывает, что для решения обозначенных задач целесообразно использовать методы и средства контекстного обучения. Сущность контекстного обучения определяется как организация такой деятельности, которая требует приобретения новых знаний и их последующего применения, объясняет и оправдывает усилия, затраченные на их усвоение. Одним из средств контекстного обучения, которые будут наиболее эффективны в условиях освоения требований ФГОС, являются контекстные задачи. Контекстная задача – это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данное); требованием (неизвестным) задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости. С помощью контекстных задач выявляются не только предметные знания и умения, но и их системность, и функциональность, самостоятельность и креативность мышления, другие личностные характеристики.

Заключение

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования обладают рядом существенных отличий от государственного образовательного стандарта, которые должны быть отражены учителем в процессе проектирования образовательной деятельности, начиная с уровня рабочей программы учебного предмета и заканчивая уровнем конкретного урока.

В вопросе о том, каким быть современному уроку следует видеть не столько форму работы, организацию познавательной деятельности (хотя это, бесспорно, важно), сколько содержательный компонент, позволяющий осуществлять обучение на современном уровне требований к качеству образования. И если обеспечиваются обучение и воспитание обучающихся, если это позволяет развивать личность школьника, то все формы могут иметь место.

В современном уроке есть черты, обусловленные временем. Это уже никак не озвучивание некой учебной информации, но такое творческое взаимодействие ученика и учителя, которое обеспечивает образование на уровне компетентностном, позволяет каждому проявить и познавать самого себя. В его организации сказывается уровень дидактической культуры, культуры отношений.

В настоящее время, на основе анализа опыта учителей, работ известных теоретиков и практиков можно сделать вывод: современный урок должен иметь свою структуру, но она не должна мешать творческой работе учителя. Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания и развития. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения. Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен учащимся, задача учителя – найти такие методы организации образовательного процесса, которые бы не только соединяли теоретические знания и практические умения школьников, но и способствовали формированию их мировоззрения в целом. Учитывая вышеизложенное, современный урок - это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха. Существуют три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. Если дети равнодушны к предмету, учеба становится тяжелой повинностью. Поэтому в преподавании естественных наук, и в частности в химии, основная задача учителя состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать и увлечь учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы.

Конструктор урока по химии в 8 классе по теме

«Химические свойства оснований»

Цель урока : создать условия для развития навыков исследовательской деятельности при изучении темы химические свойства оснований.

Этапы урока : организационно - мотивационный, актуализация опорных знаний и умений, целеполагание, изучение нового, обмен информацией, оценивание результатов самоконтроль и взаимоконтроль, рефлексия, домашнее задание.

Развитию этих УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность.

Новый материал учащиеся изучают выполняя лабораторную работу при помощи инструкционных карт.

Например, инструкционная карта №1 «Действие индикаторов на основания»

Цель : выяснить отношение щелочей к индикаторам.

Порядок действий:

1. Прочитайте предложенную информацию.

2. В пробирки со щёлочью поочерёдно капнуть индикаторы: лакмус, фенолфталеин, метилоранж.

Ответы занесите в таблицу:

№п/п Индикатор Окраска

2 фенолфталеин

3 метилоранж

3. Подготовьте отчет, опираясь на вопросы:

Как индикаторы действуют на основания?

Реактивы (формула и название вещества)

Наблюдения

Задания для повторения и закрепления:

1. Найдите химическую формулу основания: НСl, ВаО, SO3, Са(ОН)2.

2. Лакмус в щелочной среде: синяя, красная, желтая, зеленая.

3. Фенолфталеин в щелочной среде: синий, красный, желтый, зеленый.

4. Метилоранж в щелочной среде: малиновый, синий, красный, жёлтый.

5. Продолжить реакцию: 1) HCl + Сu(OН)2 =

На этапе рефлексии учащиеся заполняют оценочную карту, где они общаясь с одноклассниками высказывают своё отношение к уроку при помощи, например, таких вопросов: понравился ли тебе урок? Что понравилось? Чем обогатил тебя урок? Какую оценку вы поставили себе за работу на уроке?

Примеры контекстных задач

8 класс

Молекулярные массы веществ

Задача 1 .Установлено, что крапива увеличивает содержание гемоглобина и количество эритроцитов в крови. Поэтому она является хорошим “кровоочистительным” средством и чрезвычайно полезна при самых различных заболеваниях крови; используется также для лечения фурункулов, угрей, лишаев и других кожных заболеваний. Гемоглобин содержится в эритроцитах крови. Это красный пигмент (гем), содержащий железо, в сочетании с протеином. Когда кровь проходит через легкие, к атому железа гема C34H32O4N4Fe присоединяется кислород.

Задание . Вычислите относительную молекулярную массу гема. (Ответ: 616 .)

Количество вещества. Молярный объем газа

Задача 1. Фосфид цинка Zn3P2 весьма ядовит и используется для борьбы с грызунами. Летальная доза для средней серой крысы составляет 20,56 мг, а для мыши -- 4,1 мг.

Вопрос: Какое количество мышей и крыс может погибнуть от 0,16 ммоль фосфида цинка? (Ответ: 10 мышей, 2 крысы .)

Задача 2 .Для уничтожения микробов и бактерий можно использовать диоксид серы, его также применяют в качестве консервирующего средства при сушке чернослива и других фруктов.

Задание: Вычислите, какой объем займут 1,5 моль диоксида серы (н. у.). (Ответ: V(S0 2 ) = 33,6 л.)

Задача 3. В прошлом были частыми случаи отравления людей в угольных шахтах угарным газом. Поскольку оксид углерода(2) не имеет запаха, то опасность подступала незаметно. Шахтеры, спускаясь в шахты, брали с собой в качестве своеобразного индикатора канарейку в клетке: канарейки падают в обморок от присутствия в воздухе следов СО. Задание: Вычислите, какой объем (н. у.) займут 0,5 моль СО; 56 г СО.(Ответ:11,2л; 44,8л .)

Конструктор урока в 7 классе

по теме «Класс земноводные. Среда обитания, внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных».

Цель урока: создать условия для формирования знаний об особенностях внешнего строения земноводных в связи со средой обитания. Выяснить особенности строения скелета и мускулатуры земноводных.

В уроке выделяются следующие этапы: организационный момент с элементом психологической настройки на работу, ориентировочно-мотивационный - сообщение темы, цели и задач урока, этап актуализации зоны усвоения оптимальных знаний, этап формирование новых знаний (организация учебной деятельности учащихся), этап закрепления знаний, этап подведение итогов, выводов, рефлексия, оценки, объявление домашнего задания.

На этих этапах развивают познавательные, личностные, регулятивные, предметные, коммуникативные УУД.

Развитию этих УУД на уроке способствует следующие методы обучения: словесный, наглядный, развивающие, исследовательские, проблемно-поисковые, творческие.

В уроке используется следующее оборудование: компьютерная презентация к уроку, таблица «Земноводные», скелет лягушки, распечатанный материал для самостоятельной работы: информационные карточки, незаполненные опорные конспекты, тест для самопроверки, термины.

Тип урока: урок получения новых знаний. Новый материал учащиеся изучают выполняя лабораторную работу при помощи инструкционных карт.

Класс делится на группы. Каждая группа выполняет своё задание, заполняет карточку и выступает с отчетом перед классом.

Например, Инструктивная карта №1 «Экологи»

Проблема: определить, как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения лягушки.

Задание: Изучите особенности среды обитания и поведения лягушки. Прочитайте параграф 36 абзац 1, 2 и информационный лист.

Подготовьте сообщение для класса, ответив на вопросы:

1. В каких местах чаще всего встречаются лягушки?

2. В какое время года они наиболее активны?

3. Как ведет себя лягушка с наступлением холодов?

4. От каких факторов среды зависит активность лягушки?

5. Какие виды земноводных встречаются на территории Ленинградской области?

Актуализация опорных знаний и умений реализуется через выполнение теста, помогающего организовать повторение основных понятий, которые потребуются на данном уроке.

Учащимся предлагается домашнее задание на выбор: решить творческие задачи. Написать четверостишие или нарисовать плакат в защиту земноводных.

На этапе рефлексии учащимся предлагается ответить на вопросы: чем обогатил тебя урок? Какое открытие ты сделал на уроке? Что изменилось в твоем миропонимании?

Что тебя больше всего заинтересовало? Что тебе хотелось бы узнать еще? Оцени свою работу на уроке. С каким настроением вы уходите с урока? Поднимите карточку соответствующего цвета: с отличным - зеленый цвет; хорошим – желтый цвет; с плохим – красный цвет.

Список литературы

1.Рулина, Л.Н. Современный урок. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// ruliene.bsu.ru, свободный. Загл. с экрана.

2.Раевская, М.В. Материалы лекции 6.7. Конструирование современного урока в 7-8 классах: преемственность пропедевтического и основного курсов [Текст].

Воспитательные требования , которые предусматривают реализацию воспитательных функций обучения:

Единство морального, нравственного, трудового воспитания, формирования мировоззрения, политической культуры школьника;

Формирование инициативы, ответственности, добросовестности, трудолюбия;

Выработка привычки к систематичности работы, дисциплины и т.п..

Дидактические требования , которые заключаются:

В реализации принципов обучения;

В четком определении целей, задач обучения. Учитель должен знать, какого уравнения учебных компетентностей должны достичь учащиеся на определенном занятии (глубина, осознанность, прочность, объем, умение работать самостоятельно, по образцу, алгоритму или творчески)

В организации работы (выбор содержания, методов, приемов, определения структуры занятия, его материальное оборудование, темп и ритм и т.д.);

Психологические требования . Учитель должен учитывать психологические особенности учащихся, их реальные учебные возможности, стимулировать положительное отношение учащихся к учебно-познавательной деятельности, формировать позитивную мотивацию. Важным является и настрой учителя на проведение занятия, требующее собранности, внимательности, самоконтроля, самообладания, контакта с классом подобное.

Гигиенические требования направлены на обеспечение на уроке условий, затрагивающих здоровье учеников. Они связаны не только с соблюдением режима проветривания, норм освещения, размера и размещения парт, но и созданием положительного микроклимата в классе. Реализация отдельных гигиенических требований осуществляется учителем. Так, усталость школьников можно можно предупредить, если избегать однообразия в работе, монотонного изложения, репродуктивной деятельности и др..

Соблюдение правил техники безопасности.

Требования к организации домашних заданий .

1.Доводить ученикам мысль о необходимости выполнения домашних заданий, что требует стимулирования позитивных мотивов деятельности школьников.

2.Давать домашнее задание при полном внимании всего класса.

3.Проводить инструктаж выполнения домашних заданий.

Типы современных уроков

Традиционная типология уроков проводится на основании состава и его структурных компонентов. В этих условиях определяют следующие типы уроков:

Вводный, урок изучения нового материала, урок закрепления знаний и формирования умений и навыков, повторительно-обобщающий, контрольно-проверяющий.

По ведущим методам выделяют: урок лекцию, урок диспут, игровой урок, урок-путешествие и др.. По дидактическим замыслам (подходам) наряду с традиционными видами уроков (комбинированный, информационный) выделяют интегрированный урок, проблемный урок и др..

Сегодня наиболее распространенной является типология уроков по цели. Так, по когнитивными целями выделяют: 1-й - урок усвоения новых знаний, 2-й - урок формирования умений и навыков 3-й - урок применения знаний, 4-й - урок обобщения и систематизации знаний; 5-й - урок контроля и оценки учебных достижений; 6-й - комбинированный урок.

Все большее число ученых склоняется к мысли о целесообразности создания циклов уроков, проведение которых позволило бы привлечь учащихся к тем видам деятельности, в процессе которых достигаются намеченные цели. Циклом называют определенную последовательность уроков, объединенных по какому-либо критерию, который может повторяться. Так, например, цикл может включать:

Вводный урок;

Уроки усвоения новых знаний;

Уроки развития новых умений, навыков;

Уроки обобщения, систематизации;

Уроки контроля и коррекции знаний и умений;

Итоговый урок.

Виды учебной деятельности учащихся

1. Индивидуальная работа.

2. Фронтальная работа

3. Коллективный способ

4. Групповая работа

5. Звеньевая форма

6. Бригадная форма

7. Парная работа

Средства обучения

Под средствами обучения понимают источники информации, с помощью которых учитель учит, а ученики учатся.

К средствам обучения относят: слово учителя, учебники, учебные пособия, хрестоматии, справочники и другие дидактические материалы, технические средства обучения, в том числе и масс-медиа, устройства и др..

Средства обучения можно объединить в следующие группы:

Вербальные - устное слово учителя, печатный текст, дидактические материалы и т.п.;

Наглядные - таблицы, диаграммы, рисунки, графики, реальные объекты, модели и т.д.;

Специальные - устройства, приборы и т.п.;

Технические - экранные, звуковые, комбинированные и т.д..

К современным техническим средствам обучения (ТСО) относят:

Видеопроекторы;

Экраны больших размеров;

Персональный компьютер;

Видеокамеру; видеомагнитофон и др..

Все многообразие уроков, применяющихся сейчас в практике бучения, может быть разделено на несколько типов и видов в зависимости от того, какие учебно-воспитательные задачи ставятся перед уроками и какими методами эти задачи решаются.

построение уроков влияет их содержание. Но это влияние проявляется не непосредственно, а через методы обучения, которые, как мы видели выше, являются не чем иным, как формой движения самого содержания в процессе обучения основам наук.

Чаще всего перед уроком ставятся все основные задачи преподавания, т. е. сообщение, закрепление, повторение, учет, обобщение и систематизация знаний, формирование умений и навыков, организация домашней работы учащихся. Такие уроки^ называются смешанными или комбинированными. Перед отдельными уроками ставятся не все указанные выше, а отдельные задачи, например передать новые знания и навыки или закрепить, обобщить и учесть их. Такие уроки называются уроками передачи новых знаний, умений и навыков, уроками закрепления и обобщения знаний, уроками учета их. В зависимости от того, какими методами осуществляются эти задачи, эти типы уроков разделяются на виды.

Ниже, в таблице 5, мы даем классификацию уроков, базирующуюся на указанных выше признаках деления, причем задачи преподавания служат для разделения уроков на типы, а методы преподавания - для разделения каждого типа на виды.

Таблица 5

Типы уроков

Виды уроков данного типа

I. Смешанные (комбинированные) уроки

1. Смешанные уроки с использованием главным образом наглядных методов

2. Смешанные уроки с использованием практических методов и самостоятельной работы учащихся

3. Смешанные уроки с использованием главным образом словесных методов

II. Уроки передачи и приобретения новых знаний, умений и навыков

4. Уроки передачи и приобретения новых знаний, умений и навыков с использованием главным образом наглядных методов

5. Те же с использованием практических методов

6. Те же с использованием словесных методов (уроки словесного изложения, уроки-беседы, уроки-лекции)

7. Уроки самостоятельного приобретения учащимися знаний и навыков

III. Уроки повторения и закрепления знаний, умений и навыков

8. Уроки-беседы и уроки- конференции

9. Уроки-упражнения

10. 10. Уроки - практические занятия

IV. Уроки обобщения и систематизации знаний

11.Обобщающие беседы,

12.Обзорные лекции

13.Обобщающие конференции

V. Контрольно-учетные уроки

14.Письменные контрольные работы

15.Контрольные практические занятия

Таблица 6

Смешанные уроки с использованием главным образом:

демонстрационного эксперимента и наглядных пособий

словесного изложения

3. Опрос учеников по вопросам, пройденным на предыдущих уроках; повторение, уточнение, закрепление и оценка знаний, умений и навыков учащихся

4. Сообщение школьникам цели предстоящей работы и затем сообщение новых знаний, умений и навыков путем:

а) демонстрации опытов и наглядных пособий с разъяснением их учителем или, по его предложению, учащимися

б) организации лабораторных опытов, работы с раздаточным материалом и книгой, сопровождаемыми объяснениями учителя

в) изложения нового материала, сопровождаемого демонстрацией таблиц, диапозитивов и других наглядных пособий

5. Задание на дом

6. Обобщение сообщенных сведений, проверка понимания их учащимися и закрепление знаний в памяти (oпpoc, решение задач).

Таблица 7

Уроки сообщения и приобретения новых знаний, умений и навыков с использованием всех методов и главным образом:

Уроки самостоятельного приобретения знаний и навыков учащимися

демонстрации опытов и наглядных пособий

лабораторных опытов и других видов самостоятельной работы учащихся

словесных

1. Учет отсутствующих учащихся

2. Сообщение учащимся цели урока, сообщение новых знаний, формирование новых навыков путем:

а) демонстрации опытов и наглядных пособий и объяснения их

б) постановки лабораторных опытов, работы с раздаточным материалом и книгой и объяснений учителя

в) словесного изложения, беседы

3. Организация практических лабораторных занятий, самостоятельной работы с учебником, книгой, с раздаточным материалом и т. д.

4. Подведение итогов самостоятельной работы учеников

5. Задание на дом

3. Задание на дом

4. Обобщение изложенных знаний, проверка понимания их учащимися, закрепление знаний в памяти учащихся допрос, решение задач).

Конечно, II-V типы уроков тоже в некотором отношении смешанные, так как при передаче новых знаний (II тип уроков) происходит повторение и закрепление ранее приобретенных; при закреплении знаний (III тип) происходит их обобщение и систематизация, их проверка и оценка; при обобщении и систематизации знаний (IV тип)-их закрепление и учет; при контроле и учете знаний (V тип)-их закрепление, повторение, обобщение и систематизация. Однако в уроках II типа на первый план выдвигается задача сообщения новых знаний, ей придается главное значение, а решение других задач выступает лишь как условие и следствие решения этой главной задачи. Точно так же главное, преимущественное значение в III типе уроков имеет закрепление знаний, в IV - систематизация и обобщение, в V - учет знаний, а все другие задачи решаются как условия и следствия успешного выполнения этих главных задач. В смешанных уроках (I тип) все задачи учебной работы

Таблица 8

Уроки-беседы и уроки- конференции

Уроки-упражнения

Уроки - практические занятия

1. Учет отсутствующих учащихся

2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания

2. Проверка понимания учащимися описания предстоящего практического занятия (фронтальная или по звеньям). Проверка составленных учащимися планов работы

3. Постановка цели предстоящей работы

3. Подготовка учащимися рабочих мест к практическому занятию

4. Постановка учителем системы вопросов, чтобы выяснить усвоение учащимися пройденного материала и закрепить его в памяти или выслушивание и обсуждение докладов учеников

5. Задание на дом

4. Упражнения (например, в составлении формул веществ и уравнений реакций, в решении расчетных и экспериментальных задач и т. д.) и при этом учет и оценка знаний

5. Уборка рабочих мест

4. Самостоятельная лабораторная практическая работа учащихся под наблюдением и контролем учителя и при оказании с его стороны помощи; учет и оценка работы учащихся

5. Задание на дом

6. Мытье посуды; сдача наборов посуды, реактивов, материалов и принадлежностей лаборанту, уборка рабочего места

равнозначны, ни одна из них не выдвигается особо и не имеет преимущественного значения, хотя и занимает различное количество времени.

Главное в построении каждого типа и вида уроков -это максимальная активизация учащихся, так как знания, умения и навыки приобретаются в самостоятельной целенаправленной деятельности и тем более быстро и основательно, чем активнее на протекает.

Уроки должны носить характер активной самостоятельной работы учащихся, а проверка, сообщение, закрепление, систематизация и обобщение знаний взаимно проникать и подкреплять друг друга.

Важной характеристикой уроков является их структура.

Структура уроков I типа смешанных уроков - показана в таблице 6.

Указанные выше 3, 4, 5 и 7-й моменты уроков могут идти друг за другом, как указано в таблице, или проникать друг в друга. В опыте липецких учителей они проникают друг в друга, чем достигается большая активность учащихся на уроке и повышение успеваемости учеников. Структурно уроки липецких учителей состоят из следующих трех частей - подготовительной, основной, заключительной.

Структура уроков передачи и приобретения новых знаний, умений и навыков видна из таблицы 7.

Указанные в таблице 2, 3, 4, 5-й моменты могут идти на уроке друг за другом или переплетаться, активизируя учащихся и создавая лучшие условия для усвоения материала учениками.

Структура уроков повторения и закрепления знаний показана в таблице 8.

Структура уроков обобщения и систематизации знаний показана в таблице 9.

Структура контрольно-учетных уроков видна из таблицы 10.

Приведенная выше структура уроков не может рассматриваться как неизменная. Здесь не должно быть шаблона. Структура уроков может и должна изменяться учителем в зависимости от развития учащихся, усвоения ими учебного материала, от наличия учебного оборудования. Отдельные моменты уроков могут перемещаться, совсем исключаться и вместо них вставляться новые. При этом вид урока может сохраняться, но может и превращаться в другой вид и даже тип. В IX-XI классах смешанные уроки применяются реже, чем в VII-VIII классах, а уроки сообщения новых знаний, наоборот, используются чаще. В VII-VIII классах лабораторные работы встречаются чаще, чем в IX-XI классах. В старших классах чаще применяются практические занятия. В VII классе уроки словесного Изложения используются главным образом в виде рассказа-беседы, в X-XI классах - главным образом в виде лекции. Для обобщения знаний в VII-VIII классах используются, как правило, обобщающие беседы, а в IX-XI классах -обзорные лекции. На каждом уроке ученики записывают в своих тетрадях то, что учитель или вызванные им ученики записывают на доске.

Таблица 9

Обобщающие беседы и конференции

Обзорные лекции

1. Учет отсутствующих учащихся

2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания

3. Сообщение учащимся цели предстоящей беседы, конференции, лекции

4. Постановка учащимся вопросов, составленных учителем, для систематизации и обобщения пройденного; доклады отдельных учеников, коллективное обсуждение их; демонстрация учащимися отдельных опытов; дополнения, излагаемые учителем в целях облегчения усвоения учащимися новых обобщений; решение качественных и количественных задач, в том числе экспериментальных, помогающих систематизировать знания; учет и оценка знаний учащихся

5. Задание на дом

6. Краткое изложение учителем итогов беседы

4. Лекция учителя:

а) вступление;

б) обзор пройденного в целях его обобщения и систематизации, сопровождаемый показом отдельных опытов и наглядных пособий;

в) заключение

5. Задание на дом

6. Ответы на возникшие у учащихся вопросы и постановка учащимся вопросов с целью проверки усвоения ими основных мыслей обзорной лекции

Таблица 10

Письменные контрольные работы

Контрольные практические занятия

1. Учет отсутствующих учащихся

2. Организация учителем самостоятельной работы учащихся (распределение заданий, указания по технике предстоящей работы и т. д.)

3. Самостоятельная письменная работа учащихся

4. Предупреждение учителя о том, что осталось 5 мин до конца урока

5. Сбор письменных работ

3. Письменное решение экспериментальных задач, составление плана проведения опытов и списка необходимых реактивов, материалов и принадлежностей

4. Подготовка рабочего места к занятию

5. Постановка опытов и составление письменных отчетов учащимися; учет и оценка учителем работы учащихся. Сдача учителю письменных отчетов

6. Мытье посуды; сдача наборов реактивов, материалов и принадлежностей лаборанту; уборка рабочего места

Читайте также:
  1. I. Назначение, классификация, устройство и принцип действия машины.
  2. Акты официального толкования норм права: понятие, признаки, классификация.
  3. Акты применения норм права: понятие, классификация, эффектив-ность действия. Соотношение нормативно-правовых и правоприменительных актов.
  4. Алюминий. Классификация сплавов на основе алюминия, маркировка
  5. Аномалии развития органов и систем. Классификация аномалий развития.
  6. Артерии. Морфо-функциональная характеристика. Классификация, развитие, строение, функция артерий. Взаимосвязь структуры артерий и гемодинамических условий. Возрастные изменения.
  7. Берг С. Классический цигун для женщин. Полный курс за 10 уроков. – СПб. : Вектор, 2014. – 160 с. – (Здоровье на все 100)
  8. Виды психологической помощи: определение, структура. Подготовка психолога. Личностные качества психолога

Организационные формы обучения химии в средней школе.

План.

1. Урок – основная организационная форма обучения. Требования к уроку химии.

2. Классификация уроков химии. Структура уроков химии разных типов.

3. Подготовка учителя к уроку химии.

4. Факультативные занятия по химии. Учебные экскурсии по химии

5. Внеклассная работа по химии.

Организационные формы обучения – это специально организованная совместная деятельность учителя и учащихся, протекающая по установленному порядку в определенном режиме. (Г.И. Щукина).

Организационные формы обучения делятся на:

1) учебные : уроки, факультативы, курсы по выбору, учебные экскурсии и дополнительные занятия;

2) внеклассные : индивидуальные, групповые (химический кружок) и массовые (химические вечера, КВНы и т.д.).

Урок – это систематически применяемое 45- минутное занятие с постоянным составом учащихся при руководящей роли учителя, в ходе которого решаются определенные учебно-воспитательные задачи.

Требования к уроку химии. (по Р.Г. Ивановой)

1) направленность на достижение конкретных целей обучения, воспитания, развития учащихся (реализация принципов дидактики);

2) научность содержания: теоретически и методологически правильное раскрытие основных теорий, законов, понятий, фактов химии, указанных в школьной программе;

3) использование всех возможностей содержания и методов обучения для развития интереса учащихся к учению, логического мышления, творческих способностей; широкое применение проблемного обучения;

4) обучение с учетом межпредметных связей;

5) сочетание разнообразных методов обучения, соответствующих целям урока и содержанию учебного материала, обеспечивающих доступность обучения; целесообразное применение всех видов химического эксперимента и комплексов средств обучения, включающих технические средства (мастерство учителя);

6) привитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроке в ее фронтальных, групповых и индивидуальных формах;

7) целенаправленность и целостность урока по всем его параметрам (содержанию, дидактическим звеньям), определяемая целями обучения, согласованность всех его частей; экономия учебного времени;

8) спокойная, деловая обстановка на уроке, основанная на доброжелательности и взаимном доверии учителя и учащихся и общей заинтересованности в успехе урока.

Классификация уроков химии и их структура.

1. По основным этапам учебного процесса:

вводные уроки;

уроки первоначального ознакомления с учебным материалом;

тренировочные уроки;

зачетные уроки.

2. По доминирующему методу обучения (по способу проведения) :

лекция, беседа, семинар, практическое занятие и т.д.

3. По характеру познавательной деятельности учащихся :

уроки с использованием объяснительно-иллюстративного метода;

уроки с использованием эвристического метода;

уроки с использованием исследовательского метода;

Классификация 2 и 3 относительна, так как при одном ведущем методе учитель обычно использует еще множество вспомогательных методов и приемов. Иногда разнообразие методов на уроке столь велико, что вообще невозможно точно определить его вид, но методы всегда должны соответствовать целям обучения, содержанию урока и конкретным условиям в классе.

4. По дидактической цели :

Специализированные уроки (реализуется одна дидактическая цель):

уроки передачи и приобретения новых знаний;

уроки закрепления и совершенствования знаний и умений;

уроки проверки результатов обучения.

Комбинированные уроки (реализуется несколько дидактических целей).

Такая классификация относительна, ибо обучающий характер урока предполагает, наряду с передачей новых знаний, обеспечивать их закрепление и контролировать их усвоение.


1 | |