Понятия, ген, генотип и фенотип. Фенотипическая и генотипическая изменчивость, мутации. Фенотип – это описание индивидуальности человека Фенотип и компоненты фенотипической изменчивости

13.08.2024 Концепты 

Фенотипическая изменчивость — очень важный процесс, который обеспечивает способность организма к выживанию. Именно благодаря ей он способен адаптироваться к условиям внешней среды.

Впервые модификационная изменчивость организмов была отмечена еще в исследованиях Чарльза Дарвина. Ученый считал, что именно так происходит в дикой природе.

Фенотипическая изменчивость и ее основные характеристики

Ни для кого не секрет, что в процессе эволюции постоянно изменялись, приспособляясь к выживанию в условиях внешней среды. Возникновение новых видов обеспечивалось несколькими факторами — изменением структуры наследственного материала (генотипическая изменчивость), а также появлением новых свойств, которые делали организм жизнеспособным при изменении условий внешней среды.

Фенотипическая изменчивость имеет ряд особенностей:

  • Во-первых, при такой форме затрагивается лишь фенотип — комплекс внешних характеристик и свойств живого организма. Генетический материал при этом не изменяется. Например, две популяции животных, которые обитают в разных условиях, имеют некоторые внешние различия, несмотря на идентичный генотип.
  • С другой стороны, фенотипическая изменчивость носит групповой характер. Изменения в строении и свойствах возникают у всех организмов данной популяции. Для сравнения стоит сказать, что перемены генотипа одиночны и спонтанны.
  • обратима. Если убрать те специфические факторы, которые вызвали реакцию со стороны организма, то со временем отличительные признаки исчезнут.
  • Фенотипические изменения не передаются по наследству, в отличие от генетических модификаций.

Фенотипическая изменчивость и норма реакции

Как уже упоминалось, смены фенотипа не являются результатом каких-либо генетических модификаций. В первую очередь это реакция генотипа на воздействие В этом случае изменяется не сам набор генов, но интенсивность их проявления.

Конечно же, такие изменения имеют собственные пределы, которые и называются нормой реакции. Норма реакции - это спектр всех возможных изменений, из которых отбираются только те варианты, которые будут подходящими для обитания в определенных условиях. Этот показатель зависит исключительно от генотипа и имеет собственные верхние и нижние границы.

Фенотипическая изменчивость и ее классификация

Конечно же, типология изменчивости носит весьма относительный характер, так как все процессы и этапы развития организма до конца еще не изучены. Тем не менее, модификации принято разделять на группы, в зависимости от некоторых характеристик.

Если брать во внимание измененные признаки организма, то их можно разделить на:

  • Морфологические (изменяется внешний вид организма, например, густота и цвет шерсти).
  • Физиологические (наблюдаются изменения в метаболизме и физиологических свойствах организма; например, у человека, поднявшегося в горы, резко увеличивается количество эритроцитов).

По длительности выделяют модификации:

  • Ненаследуемые — изменения присутствуют лишь у той особи или популяции, которые подверглись непосредственному влиянию внешней среды.
  • Длительные модификации — о них говорят тогда, когда приобретенная адаптация передается отпрыскам и сохраняется еще в течение 1-3 поколений.

Существуют также и некоторые формы фенотипической изменчивости, которые не всегда имеют одинаковой значение:

  • Модификации — это изменения, которые приносят организму пользу, обеспечивают адаптацию и нормальную жизнедеятельность в условиях окружающей среды.
  • Морфозы — это те изменения фенотипа, которые происходят под влиянием агрессивных, экстремальных факторов внешней среды. Здесь изменчивость выходит далеко за пределы и может привести даже к гибели организма.

Б) ДНК неравномерно распределяется между дочерними ядрами.

В) репликация ДНК не всегда происходит. Г) закономерно идут процессы редупликации ДНК

Д) образуются дочерние клетки с одинаковыми наследственными признаками

Е) не обеспечивают равномерного распределения генетического материала между дочерними клетками.

7. Установите последовательность этапов митотического цикла, начиная с митоза:

А) Удвоение ДНК Б) Удвоение хромосом

В) Происходит накопление питательных веществ, энергии, синтез АТФ

Г) образование и восстановление необходимого числа органоидов

Д) образование материнской звезды, неполное обособление сестринских хроматид друг от друга Е) конденсация хроматина, и образование хромосом

Ж) деконденсация хромосом, формирование ядерной оболочки, цитотомия

8. Установите последовательность соотношения хромосом и ДНК в митозе:

А) 2п2с Б) 4п4с В) 2п4с

9. Установите последовательность уровней структурной организации хромосом, начиная с наименьшей:

А) конденсированный участок хромосомы

Б) серии петельных доменов

В) двойная спираль ДНК

Г) метафазная хроматида (хромосома)

Д) нуклеосомная нить

Ж) хроматиновая фибрилла
10. Установите соответствие между правилом хромосом и его характеристикой:

11.Установите соответствие между тканями и их характеристикой:

12. Установите соответствие между типом клеток и их митотической активностью

Эталоны ответов:

Часть 1


0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

б

г

г

б

в

а

в

в

в

1

а

в

в

а

б

в

а

б

а

г

2

б

в

б

а

г

в

б

б

в

в

3

а

б

г

б

а

в

в

б

а

в

4

а

в

а

а

г

б

б

в

в

б

5

а

б

г

в

г

б

г

г

а

д

6

г

г

б

г

в

в

а

а

а

Часть 2


0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

АБГ

БГД

АБД

АГД

БГД

БВЕ

ЕДБЖГАВ

ВБА

ВДБАЖГ

1

БАГВ

ВБА

АБВБВ

Дата _________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

Тема: Аллельные гены, их взаимодействие. Множественные аллели.
Цель занятия:


  • установить характер и тип наследования признаков у человека, их моно – или полигенность, влияния факторов среды на их проявление.

  • знать наследование наследственных заболеваний у человека
Задачи занятия:

  • изучить основные генетические понятия и закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании;

  • решать задачи на разные типы взаимодействия аллельных генов

Генетика - раздел общей биологии, предметом изучения которого являются фундаментальные свойства живого – наследственность и изменчивость. Основоположником генетики является

Г.Мендель, который сформулировал основные закономерности наследования. Функциональной единицей наследственного материала является ген. Большинство признаков контролируется совместным действием многих генов. Система взаимодействующих генов образует генотип особи, реализация которого зависит от конкретных условий окружающей среды. Различают взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Аллельные гены - это гены, которые занимают одинаковые локусы (место) в гомологичных хромосомах.
Тесты контроля итогового уровня знаний (ответить на вопросы, предложенные преподавателем).
ВАРИАНТ №

1 _______ 6 _______

2 _______ 7 _______

3 _______ 8 _______

4 _______ 9 ________

5 _______ 10_______ Количество баллов: _______
Вопросы для самоподготовки:

1. Аллельные гены, виды взаимодействия аллельных генов. Гибридологический анализ взаимодействия аллельных генов.

2. Формирование признаков и фенотипический эффект в 1 и 2 поколениях в случаях: доминирования, неполного доминирования, сверхдоминирования, рецессивного наследования. Приведите примеры наследования признаков у человека.

3. Множественный аллелизм. Наследование групп крови по системе АВО.

4. Явление кодоминирования. Наследование IV группы крови по системе АВО и группы крови L M L N по аллелям М и N.

5. Аллельные исключения.

6. Межаллельная комплементация. Формирование нового признака у гетерозигот. Фенотипический эффект.

7. Особенности плейотропного действия, привести примеры наследования плеотропных признаков у человека.

8. Пенетрантность и экспрессивность в проявлении признаков.

Литература:


  1. Биология под ред. проф. В.Н.Ярыгина, Москва «Высшая школа», 1984г стр.66-83, 87-99, 103.

  2. Биология под ред. проф. В.Н.Ярыгина, Москва «Высшая школа»,1987г. стр.184-188.

  3. Биология под ред. проф. В.Н.Ярыгина, Москва «Высшая школа», 1997г. стр.90, 163-171, 222, 223, 240, 241, 246-253, 367, том№1

  4. Биология, А.А. Слюсарев, С.В.Жукова, Киев,1987г стр.75-79.
Основные термины по теме:

Аллель _________________________________________________________________________

Аллельное исключение _________________________________________________________

Аллельные гены _______________________________________________________________

Альтернативные (контрастные) признаки__________________________________________

Ген __________________________________________________________________________

Геном________________________________________________________________________

Генотип _____________________________________________________________________

Гетерозиготы__________________________________________________________________

Гибриды_____________________________________________________________________

Гипотеза чистоты гамет ________________________________________________________

Гомозиготы___________________________________________________________________

Закон доминирования _________________________________________________________

Закон расщепления ____________________________________________________________

Кодоминантные аллели_________________________________________________________

Кодоминирование _____________________________________________________________

Локус ________________________________________________________________________

Межаллельная комплементация __________________________________________________

Множественный аллелизм ______________________________________________________

Наследование _________________________________________________________________

Наследственность______________________________________________________________

Неполное доминирование _______________________________________________________

Пенетрантность _______________________________________________________________

Плейотропия__________________________________________________________________

Полное доминирование _________________________________________________________

Сверхдоминирование __________________________________________________________

Фенотип _____________________________________________________________________

Чистые линии_________________________________________________________________

Экспрессивность _____________________________________________________________

Ход работы:

Решение задач на разные типы взаимодействия аллельных генов.

Задание №1. Полное доминирование.

Полное доминирование – взаимодействие аллельных генов, при котором фенотипическое проявление доминантного гена не зависит от другого аллельного гена. Полное доминирование наблюдается в том случае, когда доминантный аллель полностью подавляет рецессивный.

Поэтому гомозиготы АА и гетерозиготы Аа имеют одинаковый доминантный признак в фенотипе. В данном случае развитие признака не зависит от количества т.е. дозы доминантных генов в зиготе, достаточного одного доминантного гена из пары аллелей А_ в генотипе для реализации доминантного признака. При полном доминировании в F 1 все особи единообразны с доминантным признаком. В F 2 в моногибридном скрещивании при явлении полного доминирования происходит расщепление по фенотипу в отношении 3:1 на два фенотипических класса.

У человека по типу полного доминирования наследуются признаки: праворукость, полидактилия, синдактилия, брахидактилия, положительный резус-фактор , рахит.

Пример : шестипалость (полидактилия) наследуется как аутосомный доминантный признак. Какова вероятность проявления этого признака у детей от отца гетерозиготного по данному гену и матери не имеющей этой аномалии

Ответ : вероятность проявления полидактилии у детей равна 50%.


Решение:

Р: ♂ Аа х ♀ аа

F 1: Аа, аа


1. Миоплегия (периодические параличи) наследуется доминантно. В семье, где жена здорова, а муж болен миоплегией, родился здоровый ребенок. Какова вероятность рождения следующего здорового ребенка.
2. Аниридия (отсутствие радужки) наследуется как аутосомный доминантрый признак. Какова вероятность рождения здоровых детей в семье, где один из родителей страдает аниридией, а другой нормален, если известно, что у больного родителя эту аномалию имел только отец.
3. Альбинизм наследуется у человека как аутосомный рецессивный признак. В семье, где один из супругов альбинос, а другой нормален, родились двуяйцовые близнецы, один из которых нормален, а другой альбинос. Какова вероятность рождения следующего ребенка – альбиноса.

4. Ахондроплазия (карликовость) передается как доминантный аутосомный признак. В семье, где оба супруга страдают ахондроплазией, родился нормальный ребенок. Какова вероятность того, что следующий ребенок тоже будет нормальным.

Задание №2. Явление доминирования не исключает все случаи взаимодействия аллельных генов. Существуют взаимодействия по типу: неполного доминирования, кодоминирования, сверхдоминирования, аллельные исключения.

Неполное доминирование.

Неполное доминирование – взаимодействие аллельных генов, при котором у гетерозигот – Аа признак проявляется в промежуточном значении. Развитие признака зависит от дозы соответствующего аллеля (действие гена дозировано). Доминантный аллель (А ) присутствует в организме гетерозигот (Аа ) в одном экземпляре, он обеспечивает развитие соответствующего признака до известного количественного предела. Увеличение «доз» доминантного аллеля – (А ) в гомозиготном состоянии (АА ) даёт нарастание количества фенотипического проявления признака. Гомозиготы - АА имеют доминантный признак. В F 1 все особи гетерозиготы « Аа» единообразны по фенотипу, имеют в фенотипе промежуточный признак. При неполном доминировании во втором поколении моногибридного скрещивания наблюдается одинаковое расщепление по генотипу и фенотипу в соотношении 1:2:1 на три генетических и фенотипических класса (АА:2Аа:аа).

Могут существовать и другие механизмы неполного доминирования.

Рассмотрим это на примере серповидно-клеточной анемии . Это наследственная гемоглобинопатия, наследуется по аутосомно-рецессивному типу. Причиной заболевания служит патологический ген «а», формирующий аномальный гемоглобин (HbS), в молекуле которого вместо глутаминовой кислоты в 6-м положении ß-цепи находится валин. Генетический дефект - точечная генная мутация , происходит в структурном гене ДНК, кодирующим ß-цепи гемоглобина. Патологический гемоглобин получил название своё название S - гемоглобин от слова «sicsle» - серп, потому что эритроцит, несущий этот аномальный белок приобретает серповидную форму. Под микроскопом дефектные клетки крови имеют форму усечённого круга или форму полумесяца, в отличие от нормальных округлых клеток. За что эта форма гемоглобинопатии получила название серповидно-клеточной анемии. Гомозиготные особи (аа) умирают обычно до полового созревания, гетерозиготные (Аа) жизнеспособны, анемия у них чаше всего проявляется субклинически в лёгкой форме, АА - здоровы.
Гибридологический анализ:


ген

генотип

признак

А

Аллель,определяющий развитие нормального гемоглобина HbA

а

Аллель определяющий развитие аномального белка HbS

АА

Здоровы, форма гемоглобина HbA, эритроциты нормальной формы

Аа

Лёгкая форма анемии, имеются две формы гемоглобина HbA / HbS

аа

Больные тяжёлой формой серповидноклеточной анемии, форма гемоглобина HbS, эритроциты деформированы в форме серпа

Гетерозиготные (Аа) носители гена гемоглобина S (HbA / HbS) на уровне моря имеют нормальную форму эритроцитов и нормальную концентрацию гемоглобина в крови (полное доминирование гена А над а). Но, на больших высотах (более 2,5-3 тыс. м), в холодное время года, при повышенной нагрузке, а также при полетах на самолете, в условиях гипоксии снижение кислорода у них появляются боли в суставах, сердце, брюшной полости, в области селезенки. У гетерозигот в изменяющихся условиях понижается концентрация нормального гемоглобина - HbA (но все же его содержание намного выше, чем у больных серповидноклеточной анемией - аа). Появляются аномальные эритроциты серповидной формы, наблюдается клиническое проявление анемии.

Этот пример показывает, что доминантность или неполное доминирование может зависеть не только от дозы доминантного гена в зиготе, но и от условий, в которых происходит реализация наследственного признака.

Пример : Определить вероятность рождения детей с разными фенотипами у гетерозиготных родителей, носителей гена серповидноклеточной анемии.

Решение: Р: ♂ Аа х ♀ Аа

G : А, а А, а

Ответ: вероятность рождения абсолютно здоровых детей – 25%, проявления заболевании в экстремальных условиях у взрослого потомства – 50%, летальная форма у 25% детей.
Решите задачи, используя пример.

3. Одна из форм цистинурии наследуется как аутосомный рецессивный признак. У гетерозигот наблюдается лишь повышение содержания цистеина в моче, а у гомозигот – образование цистиновых камней в почках. Определите возможные проявления цистинурии у детей в семье, где один супруг страдал этим заболеванием, а другой лишь повышенное содержание цистина в моче.
4. Семейная гиперхолестеринемия наследуется доминантно через аутосомы. У гетерозигот – высокое содержание холестерина в крови. У гомозигот, кроме того, развиваются доброкачественные опухоли кожи и сухожилий, атеросклероз. Определите возможную степень заболевания у детей в семье, где оба родителя имеют только высокое содержание холестерина в крови.
Задание 3. Множественный аллелизм. Кодоминирование.

Множественный аллелизм – присутствие в генофонде вида одновременно более двух аллелей одного гена. Большинство генов существует в виде двух вариантов аллелей. Но некоторые гены существуют в виде большего числа аллелей. Тогда в популяции имеется не два аллельных гена, а больше три, четыре до нескольких десятков. Такое явление называется множественным аллелизмом. Обозначаются множественные аллели одной буквой с указанием номера: А, а 1 , а 2 , а 3 , а 4. Возникают они в результате многократных генных мутаций одного локуса гена. Чем больше аллельных генов, тем больше их комбинаций попарно. Они дают намного больше генотипов (Аа 1 , Аа 2 , Аа 3 , а 1 а 2 , а 1 а 3 , а 2 а 3 , а 3 а 3), чем двухаллельные гены, дающие только три генотипа (АА, Аа, аа). У одной диплоидной особи может быть только два аллеля из серии множественных аллелей. Характер взаимодействия в серии множественных аллелей может быть по типу полного или неполного доминирования одного аллеля над другим, или кодоминирования. По типу множественных аллелей у человека наследуются: группы крови по системе АВО, цвет глаз, варианты серповидноклеточной анемии: НbA, HbS, HbC.

Кодоминирование – взаимодействие аллельных генов, при котором разные аллели одного гена в генотипе особи не подавляют друг друга (отсутствуют типичные доминантно-рецессивные отношения), оба аллеля в равной степени проявляют своё действие при одновременном их присутствии в генотипе. Каждый из аллелей кодирует определённый белок. У кодоминантного организма синтезируются оба белка, и в результате в фенотипе формируется новый признак , отличный (непохожий) на признаки контролируемых в отдельности каждым из аллельных генов самостоятельно.

Так у человека кодоминантно наследуется четвёртая группа крови группа крови по системе АВО в результате кодоминирования генов I A и I B (в генотипе присутствуют аллели второй и третьей группы, а в фенотипе формируется четвёртая группа IУ - I A I B) и группа крови MN по аллелям L M и L N .

Наблюдается кодоминантность у гетерозигот Аа по серповидно-клеточной анемии и других форм гемоглобинопатий (талассемии, С, G – формах). Феномен HbA/HbS у гетерозигот Аа проявляется только на уровне синтеза двух полипептидных цепей гемоглобина HbA и HbS.

Гибридологический анализ. Рассмотрим на примере наследования групп крови по системе АВ0. У человека групповая принадлежность крови по системе АВО определяется тремя генами: I O , I A , I B (множественными аллелями). Гены I A и I B доминантны по отношению к гену I O и кодоминантны по отношению друг к другу. Пример наследования групп крови по системе АВО иллюстрирует также и проявление множественного аллелизма


Ген

Генотип

Признак

I O

I O I O

I группа

I A

I A I A – гомозиготы, I A I O – гетерозиготы

II группа

I B

I B I B – гомозиготы, I B I O – гетерозиготы

III группа

I A , I B

I A I B – кодоминанты

IV группа

Пример : определите вероятность рождения ребенка с группой крови такой же, как у родителей: отец с 1 группой крови, а мать с 4 группой.

Решение:

Р: ♂ I O I O х ♀ I A I B

G: I O I A , I B

F 1: I A I O , I B I O

Ответ : вероятность рождения ребёнка с 1 группой крови и с 4 группой крови равна нулю.

Используя пример, решите задачи.

1. Определите вероятность рождения ребенка с группой крови такой же, как у родителей, если родители гетерозиготны по III группе крови

2. Пара супругов имеют II и III группы крови, другая пара – III и IV группы крови. Ребенок имеет группу крови I. Какой паре принадлежит ребенок?

3. В суд поступило заявление о взыскании алиментов в пользу детей со II и III группами крови. Мать имеет IV группу, а предполагаемый отец – I. Какое заключение даст судебная экспертиза.

4. У человека антигены MN- группы крови определяются кодоминатными аллелями - LM и LN. Сколько различных фенотипов групп крови существует у людей, если учитывать со-четания антигенов M, N?

5. Генотип матери L M L M , отца L M L N . Какие сочетания антигенов возможны у их детей?

Задание 4. Плейотропия

Плейотропия – явление, при котором один ген обуславливает развитие нескольких признаков.

Пенетрантность и экспрессивность.

Пенетрантность и экспрессивность - показатели, характеризующие проявление генотипа в фенотип. Они обусловлены системой взаимодействующих генов генотипа (дозой гена, системой полимерных генов, эпистазом, модифицирующим действием со стороны неаллельных генов модификаторов – интенсификаторов и супрессоров), половой принадлежностью и факторами среды.

Пенетрантность – показатель частоты проявления гена (аллелей) в признак. Отражает частоту фенотипического проявления наследственной информации, имеющейся в генотипе.

Пенетрантность рассчитывается по формуле K (П) = х 100%, где К (П)– пенетрантность, n – количество потомков, у которых проявился признак, N – общее количество потомков.

Экспрессивность – это степень фенотипического проявления признака, контролируемого данным геном. Например, интенсивность пигментации кожи у человека.

Рассмотрим генетические закономерности наследования признаков.

Плейотропия.

Пример : Синдром дефекта ногтей и коленной чашечки определяется полностью доминантным аутосомным геном. Определите вероятность проявления признака у детей в семье, где один родитель гетерозиготен по данному гену, а второй нормален в отношении исследуемых признаков.

Дано:

Ответ : вероятность проявления синдрома дефекта ногтей и коленной чашечки у детей равна 50% (Аа)
Пенетрантность.

Пример : Подагра наследуется по аутосомно – доминантному типу. Пенетрантность гена подагры у мужчин составляет – 20 %, а у женщин равна 0%.

Какова вероятность заболевания подагрой в семье, где родители гетерозиготны в отношении данного признака.

Дано:



Ген

Признак

А

подагра

норма


Решение :

Р: ♂ Аа х ♀ Аа

G: А, а А, а

F 1: АА, Аа, Аа, аа


Вероятность того, что в семье появятся дети, несущие ген подагры, равна ¾.

Но не у всех этот ген проявится. Он будет проявляться лишь у мужчин.

Вероятность рождения мальчиков равна ½.

Следовательно, ген проявит себя равно 3/4 х 1/2 = 3/8.

Ген подагры проявится лишь 20% - 1/5 несущих его мужчин.

Окончательный результат 3/8 х 1/5 = 3/40 или 7,5% или (0,75х 0,5 х 0,2 х 100% = 7,5%).

Ответ : вероятность заболевания подагрой в семье гетерозиготных родителей равна 7,5%.

Используя пример, решите следующие задачи.

1. Некоторые формы шизофрении наследуются как доминантные аутосомные признаки. При этом, у гомозигот пенетрантность равна 100%, у гетерозигот – 20%. Определить вероятность заболевания детей в семье от брака гетерозиготных родителей.
2. Арахнодактилия, или синдром Марфана , характеризуется сочетанием различных скелетных, глазных и висцеральных аномалий: длинные и тонкие пальцы , подвывих хрусталика – близорукость, аневризм аорты (расширение), астеническая конституция наследуется как плейотропный доминантный аутосомный признак с пенетрантностью 30%. Определить проявление арахнодактилии у детей в семье, где оба родителя гетерозиготны?

3.Синдром Ван дер Хеви наследуется как доминантный плейотропный аутосомный ген, определяющий голубую окраску склеры, хрупкость костей и глухоту. Пенетрантность признаков изменчива. По голубой склере она составляет 100%, хрупкости костей 63%, глухоте – 60%. В брак вступают два гетерозиготных носителя голубой склеры, нормальные в отношении других признаков синдрома. Определить вероятность появления у детей глухоты и хрупкости костей одновременно?

Задание 5. Сверхдоминирование.

Сверхдоминирование - более сильное проявление признака у гетерозигот (Аа), чем у гомозигот (АА, аа). Сверхдоминирование можно определить также как гетерозис (гибридная сила) у растений и животных, возникающий при скрещивании.

Генетическая сверхдоминантность, лучшая приспособленность и более высокая селективная ценность (отборное преимущество) гетерозигот (Аа) от моногибридов с обоими типами гомозигот (АА и аа).

Например: сверхдоминантность наблюдаются, у гетерозигот (Аа) с формами гемоглобина НbA\НbS, они менее подвержены малярии и характеризуются устойчивостью к малярии, гомозиготы (АА) с формами гемоглобина НbА\НbА подвержены малярии в большей степени. В тропической Африке и других районах, где распространена малярия, в популяциях человека постоянно присутствуют все три генотипа - АА, Аа и аа (20-40% населения гетерозиготы - Аа). Оказалось, что сохранение в популяциях человека летальной (смертельной) аллели (а) обусловлено тем, что гетерозиготы (Аа) более устойчивы к малярии и анемия на имеет клинического проявления, чем гомозиготы по нормальному гену их генотип – АА, форма гемоглобина – HbA / HbA - восприимчивы к малярии (тяжёлое заболевание часто заканчивается смертельным исходом), и, следовательно, обладают отборным преимуществом. Особи имеющие HbS/HbS гемоглобин и генотип аа (летальны – тяжёлая форма анемии). Таким образом, получают приоритет особи имеющие эритроциты HbА /HbS – генотип Аа:

HbА/HbА А /HbS > HbS/HbS .
Задание 6. Аллельные исключения.

У гетерозиготного организма Аа наблюдается аллельное исключение в части клеток организма, за счёт факультативного гетерохроматина. Фенотипически проявляются разные аллели: в одних клетках активен доминантный ген, определяющий синтез «тяжёлого » белка, в других – рецессивный, определяющий синтез «легкого» белка. Аллельное исключение увеличивает разнообразие признаков многоклеточного организма при идентичности генотипов соматических клеток (Аа). Например: инактивация одного из аллелей в составе Х-хромосомы способствует тому, что в разных клетках организма, мозаичных по функционирующей хромосоме, фенотипически проявляются разные аллели.

Приведите пример аллельного исключения.

Задание 7. Межаллельная комплементация.

В этом случае возможно формирование нормального признака В у организма, гетерозиготного по двум мутантным аллелям гена В(В 1 В 2) В 1 – мутантный аллель – аномальный пептид – 1, В 2 – мутантный аллель – аномальный пептид – 2, аллель В контролирует нормальный белок. У гетерозигот В 1 В 2 при формировании структурной организации белка компенсируются аномальные изменения белков,обеспечивая образование белка с нормальными свойствами. В результате межаллельной комплементации формируется нормальный признак. Приведите пример межаллельной комплементации.

Таким образом, даже процесс формирования элементарного признака зависит от взаимодействия, по меньшей мере, двух аллельных генов , и конечный результат определяется конкретным сочетанием их в генотипе.
ВЫВОДЫ: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание: подготовить следующую тему (написать термины, разобрать вопросы для самоподготовки).
Подпись преподавателя_____________________
Тесты контроля итогового уровня знаний:

В заданиях выберите один верный ответ

Сегодня специалисты уделяют особое внимание фенотипологии. Они способны за считанные минуты "раскусить" человека и рассказать о нем множество полезной и интересной информации.

Особенности фенотипа

Фенотип - это все характеристики в целом, которые присущи индивиду на определенной стадии его развития. Таким образом, можно смело сказать, что фенотипы человека в течении всей его жизни могут изменяться.

Каждая черта или характеристика живого существа, которая наблюдается, определяет фенотип человека. Признаки фенотипа - это особенности человека:

  • развитие;
  • морфология;
  • физиологические характеристики;
  • биохимические свойства;
  • поведение и т.д.

Фенотипы первоначально формируются под действием генотипа. Также влияют и факторы окружающей среды. К фенотипу относятся и клинически определяемые факторы:

  • рост;
  • группа крови;
  • цвет и тип волос;
  • цвет глаз.

Фенотипология

Фенотипология - это относительно новая наука, которая способна провести экспресс-диагностику характера человека по его внешним признакам.

Смело можно заявить, что фенотип - это внешность генетики. Человек, который освоит фенотипологию, может быстро и легко прочитать на лице человека многие его личностные особенности, характер.

Фенотипология - это «мощное оружие», которое пригодится каждому человеку в деловой отрасли, продажах, воспитании и т.д.

Фенотипология - это наука, которая говорит о взаимосвязи психофизиологических и психофизических характеристик в поведении человека, основываясь на индивидуальных признаках фенотипа личности.

Фенотип - это все признаки биологического индивида в конкретный момент его жизни. Формирование происходит при участии генотипа под влиянием окружающей среды. Таким образом, фенотип является различной реализацией генотипа в каждом конкретном случае.

Автором фенотипологии Марком Лучини были выделены около 140 основных признаков фенотипа. Различные специалисты насчитывают их до 10 в 30 степени. Это свидетельствует о том, что каждый человек является индивидуальной личностью. Теперь можно смело сказать, что соотношение фенотипов может быть различным.

Полным комплексом навыков и знаний по фенотипологии можно овладеть за учебный курс от 30 до 55 академических часов.

Возможности фенотипологии

За 4 минуты обученный фенотипологии человек может определить такие черты характера :

  • направленности и степень маниакальности;
  • пределы, перспективы и ориентацию генетического потенциала интеллекта;
  • особенности сексуальности, учитывая склонность к извращениям или плотоядным ощущениям;
  • моральная характеристика человека (честность, подлость, преданность, лживость, двуличность и т.д.);
  • генетическая склонность человека к нестандартным поступкам, учитывая и криминальность;
  • воля человека (способность противостоять агрессии, отстаивать свою точку зрения и т.д.);
  • склонность к героизму и сумасбродным поступкам (учитывая и склонность к убийству, подвигу, самоубийству и т.д.);
  • порог раздражительности, качество нервной системы ;
  • склонность к морализму;
  • недееспособность, дееспособность;
  • трусость, смелость, скрытость;
  • упрямство;
  • жажда авторитета, озабоченность своим внешним видом;
  • внимательность, подозрительность, проницательность;
  • практические, коммерческие, хищнические и деловые задатки;
  • и так далее, всего 140 качеств

Степень точности результатов после проведения работы специалистами составляет 80-95%.

Нужны ли знания о фенотипах?

На самом деле, знание фенотипологии необходимо каждому человеку. Ведь мы живем в обществе, а значит, постоянно окружены социумом.

Где же особенно важны знания фенотипологии?

  1. Различные кадровые аудиты, в том числе и люди, которые имеют высокую степень допуска к важной, секретной информации.
  2. Продажи, переговоры, общение и покупки.
  3. Криминалистика.
  4. Воспитание.
  5. Социальная и политическая сфера.
  6. Анализ исторических личностей.
  7. Расшифровка поступков людей, который уже умерли.
  8. Разработка сценического образа различных литературных героев.
  9. Подбор грамотного имиджа.
  10. Психологический макияж.

Вывод

Фенотип - это совокупность всех характеристик, которые присущи индивиду на определенной стадии развития. Знания о фенотипе позволяют за минимальное время охарактеризовать человека и особенности его характера.

Фенотипические особенности включают описание кожных покровов, особенностей строения черепа, состояния костей свода, швов, родничков. Оценивают особенности лицевого черепа, глаз; указывают наличие органомегалии и стигм дисэмбриогенеза.

Кожа. Описывают её окраску, эластичность и растяжимость, тургор мягких тканей, наличие и локализацию отёчности, симметрию нормальных кожных складок, наличие локальных изменений. Оценка состояния и описание кожных покровов имеет особое значение для детей с судорожными приступами. Выявление очаговых нарушений пигментации кожи в виде «кофейных пятен», очагов депигментации, гемангиом и невусов может оказать помощь в диагностике целого ряда неврологических заболеваний (факоматозы). Особо следует оценивать степень иктеричности кожных покровов новорождённого, так как неврологическая симптоматика является ключевой в диагностике билирубиновой энцефалопатии.

Окружность головы, состояние швов и родничков. В клинической практике основной характеристикой головы ребёнка является её окружность. Этот показатель следует фиксировать при каждой оценке неврологического статуса. Окружность измеряют сантиметровой лентой, проходящей через наиболее выступающие супраорбитальные и окципитальные точки. Показатели окружности головы доношенных новорождённых представлены в табл. 27-1. У недоношенных новорождённых окружность головы коррелирует с гестационным возрастом и ростом.

Как правило, окружность головы = рост (см)/2+10+-1,5 см.

Таблица 27-1. Окружность головы при рождении у доношенных новорождённых

(по данным Журбы Л.Т., Мастюковой Е.М., 1981).

При конфигурации головы в родах окружность головы может быть оценена ошибочно, поэтому данные об окружности головы должны сопровождаться описанием состояния черепных швов и размеров родничков. Снижение данного показателя ниже предельной величины бывает при врождённой микроцефалии. Так, принято расценивать уменьшение окружности головы ниже возрастной нормы на два стандартных отклонения и более. Отклонение от среднего на три стандартных отклонения служит высокоинформативным маркёром в отношении дальнейшего нарушения интеллектуального развития ребёнка. Большие размеры головы - признак макроцефалии, врождённой гидроцефалии, лакунарного черепа.

К концу 1-го месяца жизни окружность головы доношенного ребёнка увеличивается в среднем на 1,5-2 см. Динамика увеличения окружности головы доношенных новорождённых на протяжении 1-го года жизни приведена в табл. 27-2. Таким образом, в первые 3 мес жизни окружность головы увеличивается в среднем на 2 см в месяц, за 3-6 мес на 1 см в месяц, во втором полугодии по 0,5 см в месяц. За первый год жизни окружность головы доношенного ребёнка увеличивается на 10-12 см.

Таблица 27-2. Средние показатели увеличения окружности головы на первом году жизни

(по данным Каширской Н., Капранова Н. с соавт., 2000).

У недоношенных младенцев увеличение окружности головы в первом полугодии в среднем составляет 1-3 см в месяц, во втором - 0,5-1,0 см в месяц. За первый год жизни окружность головы увеличивается на 15-19 см, достигая к 1 г 44,5-46,5 см.

Задержка темпа роста головы может быть конституциональным признаком, о чём косвенно свидетельствуют малые размеры головы у одного или обоих родителей, либо симптомом задержки развития мозга. Ускоренный рост окружности головы в период новорождённости, если это не конституциональная особенность, свидетельствует о гидроцефалии.

Плотность костей черепа и их краёв, состояние и размеры родничков и черепных швов определяют пальпаторно. Кости черепа здорового доношенного новорождённого, как правило, сразу после рождения достаточно плотные, за исключением мест их стыков - будущих швов - метопического, венечного, сагиттального и ламбдовидного. Метопический шов между лобными костями к рождению частично уже сформирован, так что пальпаторно определяют только ту его часть, которая прилегает к переднему родничку, расположенному на стыке метопического шва с сагиттальным и венечным. Остальные швы пальпируются на всём протяжении. На стыке сагиттального и ламбдовидного швов расположен малый родничок. В месте схождения лобных костей с теменными и височными лежат два передних боковых родничка, а между теменными, височными и затылочными - два задних боковых. В прилегающих к швам и родничкам участках черепные кости менее плотные. Боковые роднички неправильной формы могут быть закрыты к рождению или закрываются в период новорождённости. Малый задний родничок треугольной формы у 25% детей остаётся открытым на протяжении всего периода новорождённости, но постепенно уменьшается. Большой родничок имеет ромбовидную форму. Его размер измеряют между краями правой лобной и левой теменной, левой лобной и правой теменной костей, наиболее выступающими в родничок и обозначающими его границу. Величина большого родничка у новорождённого в среднем составляет 2,5-3,2 см. В связи с исчезновением родовой конфигурации костей черепа размеры большого родничка на протяжении периода новорождённости могут несколько увеличиваться.

При пальпации родничков, особенно переднего, следует определять не только его размеры, но и степень напряжения покрывающей его соединительнотканной перепонки. При этом ребёнок должен находиться в расслабленном состоянии, не кричать и не напрягаться. Рекомендуется оценивать этот показатель в вертикальном положении. Обычно как визуально, так и при пальпации родничок плоский и слегка западает по сравнению с окружающей его поверхностью черепа. Выбухание переднего родничка или повышенное сопротивление надавливанию, обозначаемое как напряжение, а также отсутствие пульсации свидетельствует о повышении внутричерепного давления. Западение родничка и чрезмерная податливость перепонки обычно указывают на обезвоживание организма ребёнка (эксикоз).

В целом на 1-м месяце жизни значительно большее значение, чем абсолютные размеры в момент осмотра, имеет темп их изменения. Быстрое, неуклонно прогрессирующее увеличение родничков и расхождение швов служит признаком повышения внутричерепного давления, что сопровождает развитие гидроцефалии. Ускоренное закрытие родничков и швов наблюдается при поражении ЦНС и формировании вторичной микроцефалии.

Локальные выбухания в области головы новорождённого могут быть обусловлены следующими причинами: так называемой «родовой опухолью», кефалгематомой (поднадкостничным кровоизлиянием), а также мозговой грыжей (менингоцеле, менингоэнцефалоцеле).

Завершая общий осмотр и пальпацию головы, следует оценить соотношение величины мозгового и лицевого черепа. У новорождённого мозговой череп преобладает над лицевым. При гидроцефалии преобладание мозговой части черепа над лицевой выражено особенно резко. При микроцефалии преобладают размеры лицевого черепа.

Помимо указанных параметров, необходимо отметить наличие черепно-лицевых асимметрий, если таковые имеются. Асимметрия костей мозгового или лицевого черепа - чаще конституциональный признак, но может быть обусловлен и дисэмбриогенезом.

Глаза. В периоде новорождённости глазная симптоматика служит одним из важнейших индикаторов состояния нервной системы, её поражения, наличия судорог. Изучение глаз необходимо начать с исследования склер, кровоизлияния в которые могут свидетельствовать о гипоксии или травме в родах.

В ответ на световой раздражитель ребёнок смыкает веки (если глаза закрыты) или жмурится (если глаза открыты). При слуховом раздражении у новорождённого возникает закрывание глаз (кохлеопальпебральный рефлекс) или сужение зрачка (кохлеопупиллярный рефлекс). Движения глазных яблок у новорождённого недостаточно координированы и толчкообразны, у ряда детей может отмечаться горизонтальный нистагм в покое, а его наличие при вращении ребёнка является признаком сохранности вестибулярного аппарата. Постоянный или длительный (более 20 с) нистагм (горизонтальный, вертикальный, ротаторный) свидетельствует о раздражении вестибулярного аппарата вследствие гипоксически-ишемического поражения. Крупноразмашистый горизонтальный нистагм может также встречаться у больных в коме, при врождённых аномалиях развития головного мозга, значительном снижении остроты зрения младенца. Наличие преходящего сходящегося косоглазия может быть физиологической особенностью здорового новорождённого, но требует динамического наблюдения. Стойкое сходящееся косоглазие с приведением одного глазного яблока свидетельствует о поражении отводящего нерва; расходящееся косоглазие - о поражении глазодвигательного нерва и часто ассоциируется с птозом на стороне поражения и расширением зрачка.

Органомегалия. Увеличение размеров внутренних органов может встречаться как при синдромальной форме патологии, ассоциированной с неврологическими отклонениями (например, синдром Прадера-Вилли), так и при наследственных нарушениях метаболизма. В частности, гепатомегалия в периоде новорождённости может встречаться при гликогенозах.

Дисэмбриогенетические стигмы. Наличие пяти и более стигм дисэмбриогенеза является показателем повышенного риска последующей задержки психомоторного развития. Устойчивое сочетание малых аномалий развития может служить ключом к диагностике синдромальной формы патологии, ассоциированной с неврологическими отклонениями. Младенцы с высоким уровнем стигматизации должны подвергаться углубленному обследованию с привлечением специалистов-генетиков, использованием специализированных методов лабораторной и инструментальной диагностики.

  1. Фенотип как результат реализации генотипа в определенной среде.
  2. Количественная и качественная специфика проявления генов в признаках.
  3. Взаимодействие неаллельных генов.

Геном – совокупность генов, характерных для гаплоидного набора хромосом данного вида. При оплодотворении геномы родителей объединяются и образуют клеточный генотип зиготы.

Генотип – совокупность всех генов организма (генетическая конституция). Из генотипа зиготы в процессе онтогенеза возникает много сотен различных клеточных фенотипов. Отдельные клеточные фенотипы формируют фенотип всего организма. Весь процесс жизни от образования зиготы до естественной смерти контролируется генами. Генотип постоянно испытывает воздействие внешней среды, он взаимодействует со средой, что приводит к формированию всех признаков и свойств организма.

Фенотип – все признаки организма, формирующиеся в результате взаимодействия генотипа и среды. (Иогансен – 1803год) свойства любого организма зависят от генотипа и от среды, поэтому формирование организма – результат взаимодействия генетических факторов и факторов внешней среды.

Долгое время считалось, что в зиготе находятся разные хромосомы для разных клеток, однако теперь известно, что в зиготе имеется та же генетическая информация, что и во всех клетках данного организма. В специализированных клетках работают гены, характерные для функций данных клеток, а все остальные – до 95% - заблокированы. Каждая эмбриональная клетка потенциально может стать любой клеткой организма, т.е. специализироваться в любую сторону – полипотентные клетки. Каждая клетка организма способна дифференцироваться только по одному пути. Направление специализации определяется внешней средой (химическим окружением хромосом – цитоплазмой). На самых ранних этапах эмбриогенеза, генотип уже взаимодействует со средой. Взаимодействие удобно просматривать на примере глобиновых генов. До и после рождения эти гены работают неодинаково. В раннем эмбриогенезе включается ген, отвечающий за альфа-цепь гемоглобина (он активен на протяжении всей жизни), а ген, отвечающий за синтез бета-цепи, неактивен. Зато есть ген, отвечающий за синтез гамма-цепи. После рождения ген бета-цепи начинает работать, а гамма - блокируется. Эти изменения связаны с особенностями дыхания. Фетальный гемоглобин легко доносит воздух до зародыша.

Фенотипическое проявление генотипа в зависимости Ио среды изменяется в пределах нормы реакции. От родителей потомки получают специфические типы химических реакций на разные условия среды. Совокупность всех химических реакций определят метаболизм – обмен веществ. Интенсивность обмена веществ варьирует в широких пределах. У каждого человека свои особенности обмена веществ, которые передается от поколения к поколению, и подчиняются законам Менделя. Различия в обмене веществ реализуются в конкретных условиях среды на уровне синтеза белка.

Дифференцированная реакция растений примулы в разных условиях окружающей среды. При обычной температуре 20-25 градусов и нормальном давлении – красные цветы, при повышенной температуре или давлении – белые цветы. Семена обладают теми же свойствами.

Муха – дрозофила имеет ген, формирующий замыкание крыльев на спину. Если мух с мутантным генов выводить при температуре22-25 градусов, крылья загнуты. При более низкой температуре – нормальные крылья и лишь у некоторых – загнуты. Ген обуславливает синтез термочувствительного белка. Поэтому, обсыхая после выхода из куколки, при повышенной температуре происходит деформация крыльев.

Никакие признаки не наследуются . Признаки развиваются на основе взаимодействия генотипа и среды. Наследуется только генотип, т.е. комплекс генов, который определяет норму биологической реакции организма, изменяющую проявление и выраженность признаков в разных условиях среды. Таким образом, организм реагирует на свойства внешней среды. Иногда один и тот же ген в зависимости от генотипа и от условий внешней среды по-разному проявляет признак или меняет полноту выраженности.

Степень проявления фенотипа – экспрессивност ь. Образно ее можно сравнить со степенью тяжести болезни в клинической практике. Экспрессивность подчиняется законам распределения Гаусса (некоторые в малом или среднем количестве). В основе изменчивости экспрессивности лежат и генетические факторы, и факторы внешней среды. Экспрессивность – очень важный показатель фенотипического проявления гена. Количественно ее степень определяют, используя статистический показатель.

Генетический признак может даже не проявляться в некоторых случаях. Если ген есть в генотипе, но он вовсе не проявляется – он пенетрирован. (русский ученый Тимофеев-Рисовский 1927 год). Пенетрантность – количество особей (%), проявляющих в фенотипе данный ген, по отношению к количеству особей, у которых этот признак мог бы проявиться. Пенетрантность свойственна проявлению многих генов. Важен принцип – «все или ничего» - либо проявляется, любо нет.

Наследственный панкреатит – 80%

Вывих бедра – 25%

Пороки развития глаз

Ретинобластома – 80%

Отосклероз – 40%

Колотокома – 10%

Хорея Гентингтона проявляется в непроизвольном подергивании головы. Конечностей, постепенно прогрессирует и приводит к смерти. Может проявиться в раннем постэмбриональном периоде, в зрелом возрасте или не проявиться вообще. И экспрессивность, и пенетрантность поддерживаются естественным отбором, т.е. гены, контролирующие патологические признаки могут иметь разную экспрессивность и пенетрантность: заболевают не все носители гена, а у заболевших степень проявления будет различна. Проявление или неполное проявление признака, а так же его отсутствие зависит от среды и от модифицирующего действия других генов.

1919 год Бриджес ввел термин ген-модификатор . Теоретически любой ген может взаимодействовать с другими генами, а значит, и проявлять модифицирующее действие, но некоторые гены – модификаторы в большей степени. Они часто не имеют собственного признака, но способны усиливать или ослаблять проявление признака, контролируемого другим геном. В формировании признака кроме основных генов проявляют свое действие и модифицирующие гены.

Брахидактилия – может быть резкая или незначительная. Помимо основного гена, есть еще модификатор, который усиливает эффект.

Окраска млекопитающих – белая, черная + модификаторы.

Ген может действовать плейотропно (множественно), т.е. опосредовано влиять на течение разных реакций и развитие многих признаков. Гены могут оказывать влияние на другие признаки на разных стадиях онтогенеза. Если ген включается в позднем онтогенезе, то оказывается незначительное действие. Если на ранних стадиях – изменения более значительны.

Фенилкетанурия. У больных есть мутация, которая выключает фермент – фенилаланин – гидролазу. Поэтому фенилаланин не превращается в тирозин. В результате в крови количество фенилаланина повышается. Если выявить эту патологию рано (до 1 месяца) и перевести ребенка на другое питание, развитие идет нормально, если позднее – понижен размер головного мозга, умственная отсталость, не развиваются нормально, отсутствует пигментация, умственные способности минимальны.

Плейотропность отражает интеграцию генов и признаков.

У человека есть патологический ген, приводящий к синдрому Фанкони (порок развития или отсутствие большого пальца, порок или отсутствие лучевой кости, недоразвитие почки, коричневые пигментные пятна, нехватка кровяных телец).

Есть ген, связанный с Х-хромосомой. Невосприимчивость к инфекциям и нехватка кровяных телец.

Доминантный ген, сцепленный с Х-хромосомой – пилонефрит, лабиринтная тугоухость.

Синдром Марфани – паучьи пальцы, вывих хрусталика глаза, пороки развития сердца.

Полимерия . Если гены располагаются, каждый в своем отдельном локусе, но их взаимодействие проявляется в одном и том же направлении – это полигены. Один ген проявляет признак незначительно. Полигены дополняют друг друга и оказывают мощное действие – возникает полигенная система – т.е. система является результатом действия одинаково направленных генов. Гены подвергаются значительному влиянию главных генов, которых более 50. полигенных систем известно множество.

При сахарном диабете наблюдается умственная отсталость.

Рост, уровень интеллекта - определяются полигенными системами

Комплементарность – явление, при котором 2 неаллельных гена. Находясь в генотипе, одновременно приводят к формированию нового признака. Если присутствует один из пары – проявляется он.

Примером служат группы крови у человека.

Комплементарность может быть доминантная и рецессивная.

Для того чтобы человек имел нормальный слух, необходимо чтобы работали, согласовано многие гены, и доминантные и рецессивные. Если, хотя бы по одному гену он будет гомозиготен по рецессиву – слух будет ослаблен.

Эпистаз – такое взаимодействие генов, когда ген одной аллельной пары маскируется действием другой аллельной пары. Это обусловлено тем, что ферменты катализируют разные процессы клетки, Когда на одном метаболическом пути действуют несколько генов. Действие их должно быть согласовано во времени.

Механизм: если В выключится, он замаскирует действие С

В – эпистатический ген

С – гипостатический ген

Макьюсик :

Соотношение между генотипом и фенотипом такое, как между характером человека и его репутацией: генотип (и характер) – внутренняя суть индивидуума, фенотип (и репутация) – это то, каким он выглядит или представляется окружающим».