Организационно – педагогические условия, обеспечивающие формирование мотивации в развитии креативности у школьников. Понятие педагогического условия и средства развития ребенка Педагогические условия виды

27.02.2024 Концепты

В последнее время на страницах журнала «Педагогика сегодня» появилось несколько публикаций, посвященных педагогическим условиям . В одной из них утверждается, что «анализ современной психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что о природе

педагогических условий единых, принимаемых всеми учеными научных положений не выработано». В философии термин «условие» трактуется как категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может; условия составляют ту среду, обстановку, в которой явление возникает, существует и развивается . В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова под условием понимается «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит».

Л.А.Мирошниченко определяет понятие «условие» как обстоятельство. Но условия не отрицают возможности их конструирования. Однако объективное обстоятельство можно не только прогнозировать, его можно учитывать. И тогда возникает вопрос: является ли учет фактора педагогическим условием? По нашим представлениям, является, более того, условием решающим, потому что без него все остальные условия теряют смысл. Так, если мы не учитываем фактор современного состояния общества и его требований к школьнику, как можем мы разрабатывать теоретические и практические аспекты его обучения и воспитания? Или специфика учебного предмета? Это тоже фактор объективный, но без учета этого фактора невозможна разработка учебных курсов, программ и т.п. Любое явление обусловлено внешними и внутренними факторами или факторами заданными и факторами конструируемыми. Внешние или заданные факторы мы не конструируем, но мы их учитываем. И их учет является генеральным педагогическим условием. Учет внешних факторов обеспечивает постановку цели и определение содержания дисциплины, определение требований к уровню освоения программы - то, что Ю.Г. Татур относит к условиям педагогического проектирования .

Подробный анализ сущности категории «педагогические условия» представлен в работах доктора педагогических наук Б.В.Куприянова . Автор рассматривает педагогические условия как специально создаваемые обстоятельства, составляющие педагогического процесса, являющиеся внешними по отношению к процессу изменений личности учащегося (воспитанника). Этого определения мы будем придерживаться в своем исследовании. При этом существенным является то, что категория «педагогические условия» тесно связана с категорией «закономерности педагогического процесса» трактующейся как связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами, где в качестве результатов выступает обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных ее параметрах.

Учитывая это, автор считает возможным рассматривать педагогические условия в качестве одной из сторон закономерности воспитательного процесса. В результате удалось обнаружить семь вариантов формулировок педагогических условий, которые были условно названы:

  • -«Характеристики ребенка» (школьник, воспитанник и т.п.);
  • -«Характеристики субъекта педагогической деятельности» (педагог, педагогический коллектив, руководитель образовательного учреждения и т.п.);
  • -«Деятельность детей (ребенка)»;
  • -«Отношение детей (ребенка) к деятельности»;
  • -«Внутренняя среда образовательного учреждения»;
  • -«Внешняя по отношению к данному образовательному учреждению среда и взаимодействие с ней» (иное образовательное учреждение, семья, общественные организации и проч.);
  • -«Педагогическая деятельность - управление деятельностью, отношениями, средой, регулирование состояний ребенка».

Данные блоки автор считает компонентами воспитательного процесса, Б.В. Куприянов указывает, что при определении педагогических условий при изучении эффективности педагогического средства, педагогические условия являются характеристиками самого средства . Другими словами, педагогические условия эффективности представляют собой свойства педагогического обеспечения. В этом случае, наиболее явными представляются три аспекта такого компонента как педагогическая деятельность:

  • - педагогическая деятельность, направленная на деятельность воспитанников (отбор содержания, форм, организация и т.д.);
  • - педагогическая деятельность, способствующая повышению субъективной значимости для воспитанника воспитывающей деятельности;
  • - педагогическая деятельность, предусматривающая управление жизнедеятельностью воспитательной организации (межличностными отношениями, предметно-эстетической средой, символикой детско- взрослого воспитательного сообщества).

Таким образом, педагогические условия - это целенаправленно созданная обстановка (среда), в которой в тесном взаимодействии представлены совокупности психологических и педагогических факторов (отношений, средств и т.д.), позволяющих педагогу эффективно осуществлять воспитательную или учебную работу .

Для анализа педагогических условий важным представляется выделение И.П. Подласым четырех генеральных факторов, определяющих в комплексе формирование продуктов дидактического процесса. К ним он относит:

  • - учебный материал;
  • - организационо-педагогическое влияние;
  • - обучаемость учащихся;
  • - время .

Очевидно, что обучаемость учащихся и время - это факторы, на которые мы не можем повлиять в силу того, что они заранее заданы. Время, отводимое на изучение определенной дисциплины, задано стандартом, а обучаемость - та данность, с которой мы имеем дело. Однако учитывать эти факторы мы должны. Следует также учитывать и то, что обучаемость - фактор, меняющийся и диалектичный, так как, определенным образом изменяя образовательный процесс, он в то же время меняется в ходе данного процесса. Таким образом, из перечисленных четырех генеральных факторов непосредственному конструированию поддаются два: учебный материал и организационно-педагогическое влияние. К организационно-педагогическому влиянию относятся методы преподавания и учения, организационные формы, практическое использование приобретенных знаний и умений, средства обучения, оборудование учебного процесса и др.

Если условия, ассоциируемые с внешними факторами позволяют усмотреть в педагогическом пространстве определенную проблему и диктуют необходимость ее решения, то конструируемые условия делают возможным решение этой проблемы. В нашем случае это будут педагогические условия эстетического воспитания школьников. Под педагогическими условиями эстетического воспитания школьников мы понимаем целенаправленно используемые преподавателем возможности образовательного процесса и специально организованные обстоятельства, которые способствуют формированию достойного уровня эстетической культуры учащегося .

Эффективность процесса формирования эстетического воспитания на уроках технологии определяют выделенные нами следующие педагогические условия: дидактические, организационные, психолого-педагогические.

Дидактические условия - это специально создаваемые педагогом обстоятельства педагогического процесса, при которых оптимально сочетаются процессуальные компоненты системы обучения.

К ним относятся:

  • -выбор определенных форм, средств и методов обучения, а также методов и форм контроля за усвоением знаний (тренажеры, тесты, интерактивные обучающие компьютерные программы и т.д.);
  • -разработка и применение специальных заданий, способствующих овладению эстетическими представлениями и навыками в ходе изучения учебной дисциплины;
  • -разработка и применение системы оценивания знаний, умений и навыков школьников.

Организационные условия - это обстоятельства процесса обучения, необходимые для формирования эстетического воспитания школьников, каждое из которых реализуется за счет определенного вида деятельности.

Нами определены следующие организационные условия:

  • -ориентация на творческую деятельность, направленную на создание и преобразование новой информации, представленной в виде новых заданий и предполагающей самоорганизацию (создание творческих проектов, самостоятельная деятельность вне школы)
  • -ресурсное обеспечение процесса формирования эстетических навыков учащихся;
  • -целенаправленное управление познавательной деятельностью школьников средствами специальной методики обучения, путем осуществления мониторинга её результативности.

Психолого-педагогические условия - это обстоятельства процесса обучения, предполагающие эмоциональный комфорт и благоприятный психологический климат в коллективе, характеризующиеся взаимоуважительным общением и сосуществованием педагога и учеников. Это и педагогический такт, и создание «ситуации успеха», и сплоченность коллектива, а также осуществление диагностики развития школьников, система стимулирования мотивации учения, рефлексивно-оценочный этап каждого занятия .

Татьяна Кислова
Создание эффективных педагогических условий в ДОУ для социально-личностного развития воспитанников.

Педагогическая система может успешно функционировать и развиваться лишь при соблюдении определенных условий . Специфической чертой понятия «педагогические условия » является то, что оно включает в себя элементы всех составляющих процесса обучения и воспитания : цели, содержание, методы, формы, средства. В. И. Андреев считает, что педагогические условия - это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей».

Педагогические условия - это процесс , влияющий на развитие личности , представляющий собой совокупность внешних факторов (обстоятельств, обстановки) с единством внутренних сущностей и явлений.

1. Одна из задач дошкольного образовательного учреждения – социализация ребёнка , т. е. усвоение воспитанником и дальнейшее развитие социально-культурного опыта , необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из : трудовых навыков; знаний; норм, ценностей, традиций, правил; социальных качеств личности , которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей. Коллектив нашего детского сада работает над созданием благоприятных условий для освоения детьми первоначальными представлениями социального характера и включения детей в систему социальных отношений . Решение вышеназванной задачи осуществляется, в частности, через развитие игровой деятельности детей. В ходе игры формируется умение вступать в общение и сотрудничество друг с другом и с взрослыми. Повышаются коммуникативные способности детей, служащие одним из параметров высокого уровня социальной компетентности .

2. Педагогами детского сада создана и развивается игровая предметная среда, которая является средством тренировки человеческих отношений, позволяя копировать их. Во время игры у детей формируется игровая позиция, соответствующая принятым в обществе нормам, правилам, способам поведения людей в различных ситуациях. Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, атак, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. В процессе игры раскрывается социальная польза выбранной роли. Ребёнок получает представления о многообразии социальных ролей , выполняемых взрослыми.

3. Педагоги стремятся поддерживать коммуникативную инициативу детей, учат их договариваться друг с другом при распределении действий, игрушек, пособий. В коллективных играх успешно соблюдаются правила, поскольку сверстники следят за тем, как партнеры их выполняют. Нарастающая с возрастом потребность играть совместно со сверстниками ставит малыша перед необходимостью выбрать сюжет, распределить роли, проконтролировать ролевое поведение партнера, что приводит к развитию коммуникативных умений и навыков.

4. В играх формируются не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры . Воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка : на его сознании, чувства, волю, поведение. Основа гуманного отношения к людям –способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Как в повседневной жизни, так и в специально организованных занятиях, беседах мы работаем над развитием внимания и сопричастности к партнеру. Учим понимать разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе. Воспитываем эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, сочувствовать.

5. При восприятии произведений художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства педагоги стараются вызывать у детей чувство сострадания к тем героям, которые нуждаются в помощи или испытывают тревогу, волнение, физическую боль, огорчение, обиду; формируют представление о добре и зле. На материале сказок, рассказов или драматизаций дети учатся оценивать характеры героев, их поступки, понимать, “что такое хорошо и что такое плохо.

6. В детском саду созданы условия для формирования нравственной основы патриотических чувств.

В непосредственно образовательной деятельности с воспитателями дети получают первоначальные представления о стране, в которой они живут; о названии государства, о его символике, о его территории и расположении; о его многонациональном населении, о том, что государственный язык России – русский, о столице России– Москве. Мы воспитываем детей в духе уважения и интереса к различным культурам.

7. Мы также в своей группе используем систему нравственно патриотического воспитания . Которое способствует гуманистической направленности поведения воспитанников . На материале литературных произведений, исторических фактов, биографических данных, понятных жизненных ситуаций мы знакомим детей с поступками людей, защищавших и отстаивающих ценности жизни, семьи, дружбы, любви и верности, созидания и труда. Такая форма работы, как семейный проект позволяет формировать у детей патриотические чувства, основанные на знакомстве с участием родственников в Великой Отечественной войне, их подвигами; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.

8. Семейные проекты помогают ребёнку получить представления о родословной своей семьи, узнать традиции семьи, позволяют поддерживать любовь ребенка как родным и близким людям, своему дому, воспитывать интерес к истории своей семьи. Являясь нетрадиционной формой общения и совместной деятельности родителей и детей, обогащают внутрисемейные связи.

9. Большое внимание мы уделяем организации совместной трудовой деятельности детей со сверстниками и с взрослыми. Это способствует формированию у наших воспитанников таких важных социальных умений , как умение определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнеров, оценивать результат и характер взаимоотношений.

Главным педагогическим условием в подготовительной группе является подготовка к школе. Как отмечал еще Л. С. Выготский, сложность переходного периода от дошкольного к школьному детству заключается в том, что у ребенка уже есть основные предпосылки учения – произвольность, способы познавательной деятельности, мотивация, коммуникативные умения и т. д. Однако он, по существу, "еще дошкольник, который, переступая порог школы, "несет с собой представления о ярком, интересном мире".

В своей группе мы используем следующие методы взаимодействия с детьми :

1. Целенаправленные беседы о школе.

2. Экскурсия в школу, экскурсия в класс.

3. Рассматривание картины "В школе", иллюстраций и открыток с изображением учителей, школьников, класса, рисунков, сделанных бывшими выпускниками детского сада на данную тему.

4. Чтение художественной литературы (рассказа С. Баруздина "Кто сегодня учитель?", А. Барто "Подружки идут в школу" и др.).

5. Серия сюжетно-ролевых и режиссерских игр "Школа" с целью формирования положительного отношения к школе, а также формирования мотивов, связанных с учебной деятельностью.

В начале работы с будущими выпускниками детского сада, мы проводим цикл целенаправленных бесед, в которых рассказывалось бы о школе и существующих в ней порядках, о взаимоотношениях учителя и учеников. Это необходимо с целью расширения кругозора детей, уточнения представлений детей о работе учителя, о взаимодействии учителя и учеников.

Беседы с детьми о школе могут включать следующие вопросы (можно использовать часть из них в первый раз, часть – во второй) .

1. Когда в школе начинаются занятия?

2. Какой это день и как он называется?

3. Как можно догадаться, что находишься у здания школы?

4. Как вас будут называть, когда вы будете учиться в школе?

5. Какие помещения есть в школе и зачем они нужны?

6. Как называется профессия человека, который учит детей?

7. Каким вы себе представляете учителя?

8. Как учитель оценивает ответы детей?

9. Что необходимо ученикам для школы? Как это можно назвать одним словом? Для чего они нужны?

10. Зачем нужно учиться? А вы хотите учиться? Почему?

Беседа проходит сразу со всей группой детей в виде диалога.

Публикации по теме:

Создание педагогических условий и психологического комфорта для математического развития детей дошкольного возраста Подготовила педагог - воспитатель: Борисова Анна Трофимовна Детский сад «Филиппок» Развитие детей зависит от создания воспитателем педагогических.

Создание условий для физического развития детей в ДОУ «Создание условий для физического развития детей в ДОУ» 1 слайд Цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении –.

Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между.

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно.

какие бывают педагогические условия? и получил лучший ответ

Ответ от А Вы не знаете... как?)[гуру]
Семь вариантов формулировок педагогических условий, которые были условно названы:
«характеристики ребенка» (студент, школьник, воспитанник и т. п.) ,
«характеристики субъекта педагогической деятельности» (педагог, педагогический коллектив, руководитель образовательного учреждения и т. п.) ,
«деятельность детей (ребенка)» ,
«отношение детей (ребенка) к деятельности» ,
«внутренняя среда детского объединения (образовательного учреждения)» ,
«внешняя по отношению к данному образовательному учреждению среда и взаимодействие с ней» (иное образовательное учреждение, семья, общественные организации и проч.) .
Первоначально полагалось, что выделенные шесть конструктов являются рядоположными. Однако внимательное рассмотрение гипотез убедило, что можно выделить своего рода уровни:
Первый уровень условий - характеристики ребенка (детей) детерминирующие успешность воспитательного процесса. Условием успешности воспитательного процесса может быть наличие у ребенка определенного опыта деятельности, отношений. Например: «успешность реализации лидерского потенциала старших подростков обусловливается… участием социально активных подростков, имеющих опыт социальной деятельности в детских объединениях, в программе смены…» 2
Третий уровень условий - непосредственные обстоятельства воспитания - собственно классические педагогические условия - характеристики:
- содержания и организации деятельности детей (ребенка) ,
- межличностных отношений, общения в группе, быта детского объединения,
- отношений педагогов с детьми (педагога с ребенком) ,
- вхождения ребенка в объединение,
- взаимодействия детского объединения (образовательного учреждения) с окружающей средой.
Обозначим место второго и четвертого уровней педагогических условий. Второй уровень представляет собой своего рода проекцию обстоятельств воспитательного процесса на субъективный мир воспитанника. Другими словами в качестве педагогических условий может рассматриваться субъективное восприятие ребенком деятельности, отношений, взаимодействий и других обстоятельств воспитательного процесса. Так как без указания объекта отношения, эти самые отношения раскрыть достаточно сложно, мы и пропустили третий уровень вперед второго.
Четвертый уровень условий - «педагогическая деятельность как управление жизнедеятельностью детского объединения» . Анализ гипотез в кандидатских диссертациях по педагогике позволяет выделить следующие варианты формулировки педагогического условий:
- педагогическая деятельность по осуществлению отбора и селекции воспитанников;
- педагогическая деятельность по управлению деятельностью воспитанников (отбор содержания, форм, организация и т. д.) ;
- педагогическая деятельность, предусматривающая управление межличностными отношениями, предметно-эстетической средой, бытом детско-взрослого воспитательного сообщества;
- педагогическая деятельность - управление взаимодействием воспитательной организации (детского коллектива) с внешней средой;
- педагогическая деятельность представляющая собой непосредственное взаимодействие воспитатель - воспитанник;
- педагогическая деятельность создающая целостный образ педагога;
- педагогическая деятельность, способствующая повышению субъективной значимости для воспитанника деятельности, отношений, общения.
Пятый уровень педагогических условий может быть обозначен как - ресурсное обеспечение воспитания - это характеристики:
- кадрового обеспечения (свойства субъекта педагогической деятельности) ,
- материального обеспечения деятельности детей (оборудование и проч.) ,
- пространственно-временных параметров воспитательного процесса,
- сознательно измененных свойств среды, окружающей образовательное учреждение,
- нормативно-правового обеспечения воспитательного процесса,
- программно-методического обеспечения воспитания,
- PR -обеспечения воспитательного процесса.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Понятие педагогической системы и ее структурные компоненты. Социально-педагогические и временные условия функционирования педагогической системы. Инновационные образовательные системы XXI века. Наиболее известные в мире "новые школы" XX столетия.

    презентация , добавлен 18.06.2011

    Понятие адаптации детей к детскому саду в психолого-педагогической литературе. Особенности, этапы, психолого-педагогические условия данного процесса у детей с нарушениями слуха. Организация работы по улучшению адаптации детей с нарушениями слуха 3–4 лет.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2017

    Особенности развития детей раннего возраста, педагогические условия их развития и опытно-экспериментальное исследование. Реализация педагогических условий развития и анализ эффективности проведенных мероприятий по воспитанию детей раннего возраста.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2013

    Сущность, особенности и анализ компетентностного подхода в профессиональном образовании в странах Евросоюза, США и России. Организационно-педагогические условия формирования ключевых компетенций в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла.

    доклад , добавлен 06.04.2010

    Анализ понятия "педагогические условия" сущность, классификация. Анализ приемов обучения элективного курса "Загрязнение окружающей среды и здоровье человека". Характеристика методов обучения школьников. Организация проверочной работы и знаний школьников.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2015

    Сущность школьного буллинга, его структура, формы выражения, условия и механизмы проявления. Психолого-педагогические особенности его участников. Причины проявления жестокости у подростков в условиях общеобразовательной школы. Меры ее профилактики.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2015

    Проблема и психолого-педагогические основы формирования начал экологического воспитания у дошкольников. Педагогические условия формирования экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе элементарной поисковой деятельности.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2011

    Общая характеристика подросткового детства. Психолого-педагогические доминанты развития (формирование стереотипа, собственной уникальности, необходимая потребность в любви). Сложные педагогические ситуации в работе с подростками и способы их разрешения.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2014

1

Большинство исследователей, занимающихся проблемами современного образования, считают, что правильно подобранный комплекс педагогических условий способен существенно повысить результативность функционирования педагогической системы. В связи с тем, что целью нашего исследования является разработка, теоретическое обоснование и реализация структурно-функциональной модели формирования информационно-исследовательской компетенции учащихся на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов, возникает необходимость рассмотрения педагогических условий, обеспечивающих ее результативное функционирование. Мы считаем, что решение проблемы формирования информационно-исследовательской компетенции учащихся общеобразовательных учреждений, на наш взгляд, возможно при учете двух аспектов: 1) организационного – организация учебного процесса с учетом разработанной нами структурно-функциональной модели; 2) личностного – взаимодействие субъектов образовательного процесса в ходе реализации информационно-исследовательской деятельности.

сетевое взаимодействие

сотрудничество

стимулирующая среда

информационно-исследовательская компетенция

педагогические условия

2. Андреев В. И. Эвристическое программирование практической деятельности. - М.: Высшая школа, 1981. - 240 с.

3. Мануйлов Ю. С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестник Костромского гос. пед. у-та им. Н. А. Некрасова, Т. 14. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». - 2008. - № 1.

4. Найн А. Я. Подготовка учителя трудового обучения к исследовательской деятельности (Опыт Челябинской области) // Актуальные проблемы управления образованием в регионе. - Челябинск, 1997. - С. 102-107.

5. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ, 1995. - 928 с.

6. Старченко С. А. Интеграция содержания естественнонаучного образования в лицее: теоретико-практический аспект. - М.: Изд. дом «Подмосковье», 2000. - 280 с.

7. Тулькибаева Н. Н. Педагогика: взаимосвязь науки и практики в условиях модернизации образования. - Челябинск: Изд-во Челяб. Гос. Пед. ун-та, 2008. - С. 141 - 147.

8. Яковлев Е. В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. - Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.

9. Яковлева Н. М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. - Челябинск: ЧГПИ, 1991. - 128 с.

Введение

Одним из требований школьного образования становится не столько необходимость обеспечить учащихся системой знаний, сколько вооружить их продуктивными способами, умениями приобретать, применять на практике, преобразовывать и самостоятельно вырабатывать новые знания в любой деятельности. И только правильно организованный педагогический процесс, представляющий собой систему, способен реализовать данные требования.

В своем исследовании мы рассматриваем проблему формирования информационно-исследовательской компетенции учащихся общеобразовательных учреждений. Под информационно-исследовательской компетенцией мы понимаем компетенцию, интегрирующую совокупность знаний, умений и личностных качеств, формирующуюся в процессе образовательной деятельности и направленную на самостоятельное преобразование информации с целью познания неизвестного, решения учебной проблемы.

Приоритетным направлением в деятельности общеобразовательных учреждений является создание таких педагогических условий, которые обеспечивают развитие личности с учетом ее внутренних мотивов познания, на основе учебно-исследовательской деятельности .

В. И. Андреев отмечает, что педагогические условия - это результат целенаправленного отбора, констатирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей .

Е. В. Яковлев под педагогическими условиями понимает «совокупность мер педагогического процесса, направленную на повышение его эффективности» .

А. Я. Найн, Н. М. Яковлева и другие исследователи определяют педагогические условия как совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса .

В нашем диссертационном исследовании под педагогическими условиями будем понимать совокупность необходимых и достаточных мер, которые создают наиболее благоприятную обстановку (или среду) для успешного функционирования модели формирования исследовательской компетенции учащихся общеобразовательных учреждений.

Наличие социального заказа на подготовку выпускника общеобразовательной школы, владеющего способами исследовательской деятельности, а значит, и информационно-исследовательской компетенцией, обусловливают выделение следующего комплекса педагогических условий формирования информационно-исследовательской компетенции учащихся:

Организация стимулирующей среды при формировании информационно-исследовательской компетенции учащихся;

Сотрудничество педагога и учащегося в процессе исследовательской деятельности;

Организация сетевого взаимодействия учащихся, педагогов и родителей.

Первое условие - организация стимулирующей среды при формировании информационно-исследовательской компетенции учащихся.

Стимулирующая среда применительно к нашей теме исследования представляет собой созданные условия в образовательном процессе, представляющие собой побудительную причину, толчок, приводящие ученика в состояние заинтересованности в выполнении исследовательской работы. В данном случае «исследовательская работа» употребляется в широком смысле и заключает в себя исследовательские задания, проблемные задачи, информационно-исследовательскую деятельность и так далее...

Выбор стимула, по которому обучаемому надо, но не очень хочется действовать, требует специальных усилий, которые, в свою очередь, связаны с сознательным преодолением противостоящих побуждений. Одного лишь понимания того, как надо поступить, далеко не достаточно. Стимулы нужно искать в преобладающей сфере потребностей, опираться на достигнутый уровень их развития.

Общеизвестным является тот факт, что результаты деятельности человека только на 20-30 % зависят о т его интеллекта и на 70-80 % - от тех сил, которые его движут, то есть его мотивов.

Во многих школах к проведению кружков, секций, конференций относятся как к второстепенному процессу. При этом как раз внеурочная деятельность в большей степени формирует те или иные мотивы.

Мотив - это побудительная причина, повод к какому-нибудь действию .

В процессе формирования информационно-исследовательской компетенции на разных этапах в зависимости от уровня сформированности у отдельных учащихся информационно-исследовательской компетенции формируются моральные (желание получить хорошую отметку, не огорчать родителей, получить похвалу, грамоты, подарки); социальные (чувство долга и ответственности, желание подготовиться к будущей профессии, возможность завести новых друзей, участвовать в обсуждениях докладов, встреча с научными работниками, знакомство с вузами, люблю выезжать на конференции в другие школы, вузы; бывать в разных поселках и городах); учебно-познавательные мотивы и мотивы самообразования (хочу больше знать и уметь, интересен сам процесс выполнения исследовательской работы).

Большую роль в формировании у учащихся позитивной мотивации на участие в информационно-исследовательской деятельности играет прием стимулирования интересов к исследовательским заданиям, исследовательским работам: похвала, заметки о данных учениках в школьных газетах, подготовка к предметным олимпиадам...

Критериями сформированности внутренней мотивации являются интерес к информационно-исследовательской деятельности, потребность к проведению опытов, проявление желания самостоятельно исследовать.

Второе условие - сотрудничество педагога и учащегося в процессе исследовательской деятельности.

Понятийный аппарат средового подхода понятие «способ жизнедеятельности» считает синонимичным понятию способ бытия в значении «события бытия» (М. М. Бахтин, Х. Хайдеггер, Л. И. Новикова, В. И. Слободчиков). Проведенное совместное с лингвистами (Е. Трегубова, 1994 г.) исследование подтвердило предположение о том, что «событие» содержательно вбирает в себя феномены, передаваемые в языке глаголами с приставкой «Со-». Как то: сотрудничество, созидание, созерцание и прочие промежуточные между субъектом и средой, являющиеся одновременно переменными образа жизни .

Педагогическое взаимодействие, в основе которого лежит совместная деятельность учителя и учащихся на уроке и вне, является базовой категорией современной педагогики, активно и всесторонне изучается в последнее десятилетие. Основными параметрами этой формы взаимодействия принято называть взаимоотношение, взаимоприятие, поддержку, доверие. В гуманистически ориентированной психологии и педагогике теоретически обоснована идея сотрудничества, диалога, партнерства во взаимоотношениях обучаемого и обучающихся. Однако реализация идеи сотрудничества (кооперации) в практической деятельности педагога происходит с большим трудом.

Н. Н. Тулькибаева и З. М. Большакова выделяют разные типы взаимодействий педагога и учащегося: объектно-субъектный, субъект-субъектный, личностно-субъектный и личностно-личностный .

В нашем исследовании мы педагогическую парадигму сотрудничества применили в новом типе взаимодействий: личностно-личностном. Взаимодействие ученика и учителя происходит в педагогическом процессе. Для того чтобы ученик научился самостоятельно приобретать знания, осуществлять и принимать достойные решения, педагогический процесс должен обеспечить обязательный переход личности на процесс саморазвития (самообучения, самовоспитания). Именно такое взаимодействие влияет на результативность формирования информационно-исследовательской компетенции учащихся. Следовательно, должна быть определена тактика обучающего в организации саморазвития личности учащегося. Этот процесс возможен, если взаимодействие обучающего и обучающегося будет осуществляться в режиме согласования стилей деятельностей, то есть педагогического резонанса. В такой ситуации преподаватель должен постоянно и очень тонко понимать обучающегося, чувствовать особенности его мышления и процесс учения организовывать в зависимости от стиля учения детей . В данном случае процесс происходит на основе личностно-личных взаимодействий. Такое взаимодействие относится к стилевой педагогике. В процессе личностно-личных взаимодействий на основе сотрудничества каждый из участников образовательного процесса выполняет определенные действия при формировании информационно-исследовательской компетенции (таблица 1).

Таблица 1. Действия педагога и учащихся в процессе сотрудничества

Этапы формирования информационно-исследовательской компетенции

Личность =

Действия

Личность =

Учащийся

Ориентационный

Побуждение учащихся к выполнению информационно-исследовательских заданий: сообщение, сосредоточение

Согласие принимать новую информацию с целью применения ее в дальнейшей деятельности; созерцание увиденного, выполнение действий по образцу: созерцание, согласие

Прогностический

Вовлечение учащихся в информационно-исследовательскую деятельность: созерцание, соотнесение, соизмерение

Взаимодействие с педагогом по вопросам выбора исследовательских заданий, тем, выдвижения гипотез: созидание

Формирующий

Руководство (ненавязчивое) информационно-исследовательской деятельностью учащихся: содействие

Нахождение нужной информации, ее анализ; планирование информационно-исследовательской деятельности совместно с другими учениками, применение знаний, приобретенных из учебника самостоятельно или из других источников, рекомендованных учителем; умение выдвигать и обосновывать гипотезу, выполнение исследования согласно разработанному совместно с учителем плану; предложение результатов деятельности в форме доклада с разработанной совместно с учителем компьютерной презентацией; умение с помощью учителя осуществлять рефлексию: сопротивление, сомнение, сотрудничество, соперничество

Контролирующий

Анализ выполненных информационно-исследовательских действий: сопоставление, сохранение

Поиск информации, ее интерпретация и перенос на новое предметное содержание; формулирование цели; планирование информационно-исследовательской деятельности самостоятельно или с другими учениками; применение знаний, полученных из разных источников, выходящих за рамки школьной программы; умение самостоятельно выдвигать гипотезу; самостоятельное планирование эксперимента; предложение результатов работы в виде доклада, а также оценка результатов; самостоятельная разработка компьютерной презентации; самостоятельное осуществление рефлексии: соизмерение

Практика применения системно-деятельностного и компетентностного подходов к формированию информационно-исследовательской компетенции учащихся общеобразовательных учреждений показала, что мы, педагоги, не всегда и далеко не полностью раскрываем потенциал наших учеников. На самом деле, наши дети могут значительно больше того, что мы им даем, если педагогически грамотно организовать их самостоятельную познавательную и творческую деятельность. Когда человек увлечен, когда ему интересно, он успевает за то же время выполнить значительно больший объем работы без видимых признаков утомления.

Третье условие - организация сетевого взаимодействия учащихся, педагогов и родителей.

Целью деятельности сетевого педагогического сообщества является освоение актуального для российского образования и личностно значимого для каждого участника содержания, традиционных ценностей отечественной культуры; формирование ключевых компетентностей в процессе совместной деятельности образовательного характера. Средствами взаимодействия в сетевых педагогических сообществах являются различные каналы коммуникации, социальные сервисы хранения и совместного редактирования информации в сети Интернет.

Таким образом, мы можем сформулировать понятие «сетевое взаимодействие педагогов, родителей и учащихся» - это свободное взаимодействие между равноправными и равнозначными субъектами педагогического процесса в контексте совместной деятельности по освоению актуального для системы образования и личностно значимого для каждого участника сетевого сообщества содержания.

У всех школ, участвующих в эксперименте, созданы свои сайты, где представлена информация о школе, проводимых мероприятиях. Также имеются разделы для педагогов, учащихся и родителей. В частности, для педагогов выложены все нормативно-правовые документы, регламентирующие их деятельность, локальные акты, методические копилки, помощь методических служб. Для родителей - информация о мероприятиях, проводимых в школе, расписание занятий, работа родительского комитета, электронный дневник учащихся. Для учеников - раздел, содержащий информацию для подготовки к ЕГЭ, электронный дневник, портфолио, занимательный раздел, конкурсы и олимпиады. Учащиеся имеют возможность на сайте учреждения пообщаться с педагогами, получить необходимую консультацию.

Учебная среда, организованная через сеть Интернет, позволила учащимся иметь свободный доступ к информационному обеспечению: справочники, энциклопедии; к необходимым разделам смежных областей знаний; к лабораторным занятиям, практикумам, проектам; консультациям педагогов-тьюторов.

В нашем понимании тьюторское сопровождение - образовательная технология, в которой основной формой взаимодействия учащегося с тьютором является лонгэтюдная индивидуальная работа, которая проходит в режиме периодических консультаций в режиме он-лайн и в форме электронной переписки. Тьюторами являются преподаватели университетов. Целью организации тьюторского сопровождения учащихся является оказание помощи в информационно-исследовательской деятельности, написании исследовательских работ.

Сетевое взаимодействие позволило повысить результативность формирования информационно-исследовательской компетенции, так как именно в процессе сетевого взаимодействия учащиеся испытывали эмоциональный и психологический комфорт, соблюдался этикет общения, осуществлялось своевременное консультирование педагогами и тьюторами, учащиеся находились в привычной для них среде.

Рассмотренные условия реализуются в целостной совокупности и последовательности, поскольку каждое из выделенных условий выступает в качестве основания для другого педагогического условия.

Рецензенты:

Тулькибаева Надежда Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.

Большакова Земфира Максутовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.

Библиографическая ссылка

Репета Л.М. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8583 (дата обращения: 28.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»