Школа – сад гимназия города Костаная
Учебно - методический комплекс
по развитию речи и обучению основам грамоты
«Балапан»
Составители: Надточий Т.А.
Ержанова Н.Н.
Пояснительная записка
Интеллектуальное и нравственное развитие личности – основная цель образования. Изменившееся цели обучения, направленные на развитие личности дошкольника, изменения в содержании образования влекут за собой изменения в формах и методах обучения. Развитие речи и обучения основам грамоты выступают одной из главных задач в процессе обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время возраст поступления детей в школу снизился, и вполне понятно нетерпение родителей побыстрее научить ребенка читать и писать. Большинство из них полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно писать и читать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений. К основным причинам подобного явления относятся: несформированность навыков звукового анализа и синтеза, нарушение фонематического восприятия. Принимая во внимание современные тенденции к интенсификации обучения дошкольников, и опираясь на мнение современных лингвистов, психологов и педагогов, которые считают пятый год жизни ребенка периодом наибольшей восприимчивости к звуковой стороне речи был разработан учебно – методический комплекс по обучению основам грамоты и развитию речи.
УМК был разработан в соответствии с ГОСО РК и программой воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «БІЗ МЕКТЕПКЕ БАРАМЫЗ» (5-6 лет) .
Данная программа включает следующие направления работы с детьми старшего дошкольного возраста:
Развитие психологической базы речи;
Развитие звуковой стороны речи;
Развитие фонематического восприятия;
Формирование лексико – грамматического строя речи;
Развитие способностей к звуковому анализу и синтезу;
Расширение и активизация активного и пассивного словаря;
Ознакомление со знаковой системой языка;
Формировать монологическую и диалогическую речь, развивать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать беседу;
Подготовка руки к письму.
Цель программы – создание системы работы по обучению основам грамоты и развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий педагогов, комплексность педагогического воздействия на всестороннее гармоничное развитие личности.
Задачами программы являются:
формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
научить детей умению выполнять звуковой анализ и давать качественную характеристику звукам, свободно оперировать условно-схематическими моделями; формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
ознакомление с буквами русского алфавита; обучение детей послоговому и слитному способам чтения; составлению слов и предложений из букв азбуки;
подготовка ребенка к письму;
развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
обогащение активного, пассивного словаря; формирование правильного произношения звуков;
формирование монологической и диалогической речи.
Учебная программа рассчитана на 36 часов по основам грамоты и 18 часов по развитию речи.
Продолжительность каждого занятия 25 - 30 мин.
Лексическая тема | Связная речь | Кол-во часов | Дата |
||||
Дид. игра «Что бывает осенью?» Цель:закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря до данной теме | Составление описательного рассказа по картине «Осень» | Упр. «4-ый лишний» | |||||
Сад-огород | Дид.упражнение «Доскажи словечко и назови первый звук в слове» | Упр. «Один-много» Цель: научить образовывать существительные множественного числа Знакомство с многозначными словами | Составление описательного рассказа по схеме | Упр. «Разрезные картинки» | |||
Дикие животные | Закрепление понятий «начало, середина, конец слова» | Закрепить умение употреблять существительные в р.п. Упр. «Угадай-ка?» | Составление описательного рассказа по картине «Ежи» | Уточнение пространственно-временных представлений «Перед-между-после» | |||
Домашние животные | Повторение условных обозначений звуков. ЗАС «Бок» Работа над звуковым синтезом | Упр. «Скажи ласково» Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами | Пересказ рассказа Н. Калининой «Про козленка» | Упр. «Найди дорогу от буквы к зверю» Цель: развитие мелкой моторики, формирование ориентировки в пространстве | |||
Дикие птицы | Учить дифференцировать на слух и при произношении звуки [Г], [Г"],[В], [В"] | Упр. «Скажи наоборот» Цель: употребление антонимов в речи Закрепление слогового анализа слов | Составление описания птицы по примеру педагога | Упр. «4 – ый лишний» | |||
Домашние птицы | Упр. «Назови правильно» Закрепление понятия «ударение» | Упражнять в составлении полных ответов на вопросы | Выкладывание из счетных палочек образов знакомых букв | ||||
Упражнять в анализе звукового и слогового состава слова | Упражнять в подборе однокоренных слов. Закрепить умения работы со схемой предложения | Пересказ рассказа Н. Калининой «Снежный колобок» | Упр. «Лабиринт» | ||||
Наша страна | Учить дифференцировать на слух и в произношении звуки [З]-[С],[З"]-[С"] | Закрепить умение составление предложений по схеме | Составление предложения из заданных слов | Графический диктант | |||
Одежда, обувь | Упр. «Услышь звук [Ш] (компьютерная игра «Учимся говорить правильно») | Упр. «Большой – маленький» Упр. «Из чего – какой?» Цель: преобразовывать имена существительные в относительные прилагательные | Составление описательных рассказов по предложенной схеме | Упр. «Что забыл модельер?» | |||
Упр. «Из чего сделано» Цель: преобразовать имена существительные в относительные прилагательные | Пересказ рассказа Н. Калининой «Вот так помогу!» | Фигуры Поппельрейтера | |||||
Упр. «Найди место звука в словах» (комп.игра «Учимся говорить правильно») | Упр. «Один – много» Цель: закрепить умение изменять слова в мн.числе | Описание портрета любимого героя сказки | Ориентировка в схеме собственного тела | ||||
Учить дифференцировать на слух звуки | Упр. «Подбери и называй» | Составление фразы, состоящей из 4-х предложений | Упр. «4-ый лишний» | ||||
Составление схемы предложения | Составление описательного рассказа по сюжетной картине | Упр. «Найди отличие» | |||||
Профессии | Учить дифференцировать на слух звуки, проводить звуковой анализ слова | Упр. «Угадай профессию» Упр. «Подбери действие» Цель: активизировать предметный и глагольный словарь | Пересказ рассказа Э.Шим «Откуда хлеб пришел» | Логоритмическое упражнение | |||
Музыкальные инструменты | Упр. «Какой инструмент звучал?» (комп.ира) | Употребление существительных в П.падеже. Составление простых предложений | Составление описание муз.инструмента по плану | Упр. «Найди контур» | |||
Транспорт | Упр. «Назови одним словом» Цель: работа над словообразованием | Составление рассказа по наблюдениям «Транспорт нашего города» | Обведение фигур по точкам | ||||
Растительный мир | Игра «Звуки-двойняшки» ([ж]-[ш]) (комп.игра «Учимся говорить правильно») | Упр. «Назови ласково» Цель: закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами | Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Спор деревьев» | Задание на соотношение числа и количества одинаковых предметов | |||
Совершенствование звукового анализа слов | Составление рассказа «Что я буду делать летом» | Упр. «Божья коровка» |
Лексическая тема | Овладение элементарными навыками письма и чтения | Формирование фонематической стороны речи | Лексико-грамматический строй речи | Развитие психологической базы речи | Кол-во часов | Дата |
|
Познакомить с понятием «звук», «гласный звук», «согласный звук» | Дать представление о звуках природы и звуках речи | Д.игра «Один - много» Цель: учить образовывать мн.ч. у существительных | Обведение листочка по точкам | ||||
Закрепить понятие «звук», «гласный звук», «согласный звук». Дать понятие, что слова состоят из звуков | Выделение гласных звуков из ряда. | Дать понятие, что слова обозначают живые и неживые предметы | |||||
Сад - огород | Познакомить с понятием «буква» Знакомство с гласным звуком [А] и буквой Аа | Д.Игра «Угадай звук» | Д.игра «Чего не стало» Цель: развитие умения употреблять сущ. в ед.ч. Р.П. | Игра на внимание «Четвертый лишний» | |||
Знакомство с гласным звуком [У] и буквой Уу. Нахождение буквы в словах. | Упражнение «Хлопни в ладоши» Выделение ударного гласного звука в начале слова | Закрепление в речи простых предлогов. Игра «Что где растет». | Обведение фигур по точкам | ||||
Дикие животные | Знакомство с гласным звуком [О] и буквой Оо. | Выделение первого и последнего гласного звука в слове. Знакомство со звуковой линейкой. | Знакомство со словами признаками. Упражнение «Подбери и называй» | Игра «Найди маму» | |||
Знакомство с согласным звуком [М] [М"] и буквой Мм. | Упражнение «Хлопни в ладоши» Познакомить с условным обозначением звуков. | Уточнить название детенышей диких животных | Упр. «Найди и закрась букву М» | ||||
Домашние животные | Знакомство с согласным звуком [К] [К"] и буквой Кк. | Учить различать отдельные звуки в слове и соединять их в слоги. ЗАС «Мак» | Уточнить название детенышей домашних животных | Упр. «Найди и закрась букву К» | |||
Знакомство с согласным звуком [Б] [Б"] и буквой Бб. Упражнять в чтении слогов. | Продолжить работу над звуковым анализом слова, | Учить согласовывать числительное и существительное в роде. числе и падеже. Игра «Сосчитай детенышей» | |||||
Дикие птицы | Знакомство с согласным звуком [Г] [Г"] и буквой Гг Учить определять количество слогов в слове | Упражнять в анализе звукового состава слова | Дидактическое упражнение «Один - много» (упражнение в словообразовании). | Работа над ориентировкой в пространстве листа | |||
Знакомство с согласным звуком [В] [В"] и буквой Вв | Закрепление предлогов на, с, в, из, Упр. «Исправь ошибки» | Упр. «Найди слова» | |||||
Домашние птицы | Знакомство с гласным звуком [И] и буквой Ии | Упражнять в анализе звукового состава слова и определения количества звуков в слове. Дать понятие «Ударение». «Ударный гласный звук»», «безударный гласный звук.» | Упражнение «Скажи наоборот» Цель: активизировать употребление антонимов в речи. | Упражнение «обведи по точкам» | |||
Закрепить знакомство с гласным звуком [И] и буквой Ии. Упражнять в составлении и чтение целых слогов. | Упражнять в анализе звукового состава слова и определения количества звуков в слове. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков | Обучать понимать вопрос косвенного падежа где?, продолжать учить употреблять существительные с предлогами. | Выкладывание букв из подручного материала. | ||||
Знакомство с согласным звуком [З] [З"] и буквой Зз | Упражнять в анализе звукового состава слова и определения количества звуков в слове | Дать понятия «слово», «предложение». Познакомить со схемой предложения. | Упр. «Найди отличия» (компьютерная игра) | ||||
Наша страна | Знакомство с согласным звуком [С] [С"] и буквой Сс | Упражнять в анализе звукового состава слова и определения количества звуков в слове | Работа над предложением: членение предложений на слова: выделение слов из предложений, определение количества слов. | Штриховка фигур | |||
Дифференциация звуков [З] - [С] , [З"] - [С"] . Упражнять в составлении и чтение целых слогов. | Упражнять в анализе звукового состава слова и определения количества звуков в слове. ], учить дифференцировать на слух и в произношении звуки [З] - [С] , [З"] - [С"] . | Упражнение «Выложи снежинку» Игра «Рисование веревочкой» Цель: развитие координированность и точность движений мелкой моторики рук. | |||||
Одежда, обувь | Знакомство с согласным звуком [Ш] и буквой Ш | Упражнение «Повтори правильно». Упражнять в анализе звукового состава слова | Учить преобразовывать имена существительные в имена прилагательные | Упражнение «Найди букву» | |||
Дифференциация звуков [Ш] - [С] | Упражнение «Собери в корзины» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно») | Упражнение «Подбирай и называй» Цель: активизация глагольного словаря | Графический диктант | ||||
Знакомство с согласным звуком [П] [П"] и буквой Пп. Упражнять в чтении коротких слов. | Упражнение «Что для чего» Цель: учить образовывать существительные с суффиксом -иц | Выкладывание буквы из подручного материала | |||||
Повторение пройденных букв. Упражнять в чтении коротких слов. | Упражнять в анализе звукового состава слова. Упражнение «Наш дом» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно») | Упражнять детей в подборе однокоренных слов. Работа над предложением. | Компьютерная игра «Что лишнее» | ||||
Знакомство с согласным звуком [Л] [Л"] и буквой Лл. | Упражнять в анализе звукового состава слова. Упражнение «Сердитые и ласковые слова» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно») | Упражнение на словообразование «Скажи одним словом». Работа над предложением. | Ориентировка в «схеме собственного тела» | ||||
Повторение пройденных букв. Упражнять в чтении слов. | Упражнять в анализе звукового состава слова | Работа над предложением. Слоговой анализ слов | Обведение по точкам | ||||
Знакомство с согласным звуком [Т] [Т"] и буквой Тт | Упражнять в анализе звукового состава слова. Д.игра «Поймай звук» Определение порядка звука в слове. | Упражнять в словообразовании «Скажи одним словом», активизировать в речи прилагательные. | Игра «Выложи мебель» | ||||
Упражнять в чтении слов. Работа над предложением. | Упражнять в анализе звукового состава слова Дифференциация звуков на слух. | Работа над предложением Слоговой анализ слова. Закреплять слова, обозначающие пространственные отношения(на, под, в, около……) | Обведи контур мебели | ||||
Знакомство с гласным звуком [ы] буквой ы | Упражнять в анализе звукового состава слова Закрепить умение вычленять последний звук в слове. Упражнение «Звуки леса» | Работа над предложением. Введение в речь предлоги из-под, со, перед. Упражнение «Где растаял снежок – угадай!» | Обвести по точкам «Букет для мамы | ||||
Профессии | Знакомство с согласным звуком [Х] [Х"] и буквой Хх | Упражнять в анализе звукового состава слова | Работа над предложением. Игра «Нелепицы». Упр. «Назови профессию» | Фигуры Поппельрейтера | |||
Закрепление. | Упражнять в анализе звукового состава слова | Работа над предложением.. Составление схем к предложениям. Работа над деформированным предложением | Графический диктант «Кораблик» | ||||
Профессии | Знакомство с гласным звуком [Э] буквой Э | Нахождение звука в слове. Игра «Цепочка слов» | Употребление им.сущ. в тв. падеже. Игра «Кем я буду» | ||||
Музыкальные инструменты | Знакомство с согласным звуком [Д] [Д"] и буквой Дд | Развитие умения передавать определенный ритмический рисунок | Учить детей образовывать им.сущ. при помощи суффикса - ист | Обвести фигуру по точкам | |||
Закрепление | Упражнять в анализе звукового состава слова, Нахождение изученных букв в словах и тексте. | Работа над предложением. Закрепить умения определять ударный звук в словах. Введение в речь глаголов совершенного вида. | Игры на развитие логики и мелкой моторики. | ||||
Транспорт | Знакомство с согласным звуком [Р] [Р"] и буквой Рр | Звуковой анализ слова. Игра «Услышь звук» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно») | Употребление им.сущ. в р.п. мн.числа игра «Один - много» | Штриховка фигур | |||
Дифференциация звуков[ Р] - [Л] | Звуковой анализ слова. Игра «Звуки двойняшки» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно») | Упр. «Из чего – какой» Цель: образование им.прил. от им.сущ. | Выкладывание букв из пластилина | ||||
Растительный мир | Знакомство с согласным звуком [Ж] и буквой Жж | Звуковой анализ слова. Игра «Звуки леса» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно») | Учить образовывать им. сущ. с помощью суффикса ОК с чередованием Г и Ж. | Работа с манной крупой | |||
Закрепление | Формировать правильную артикуляцию звуков, выделять заданные звуки | Учить строить распространенное предложение, согласуя слова в роде, числе и падеже. | Графический диктант | ||||
Знакомство с согласным звуком [Н] [Н"] и буквой Нн | Совершенствовать фонематический слух; закреплять умение выделять в словах пройденные звуки | Закрепление работы над предложением, словообразованием, словоизменением | Штриховка фигур | ||||
Закрепление | Совершенствовать фонематический слух; | Закрепление работы над предложением, словообразованием, словоизменением | Ковер «Лето» из геометрических фигур | ||||
Творческое воображение - универсальное качество дошкольников 3–7 лет - положено в основу УМК «Тропинки», который представляет собой систему пособий для педагогов и воспитанников детских садов. Работа ведется по пяти направлениям: развитие культуры общения, познавательной активности и творческих способностей, становление речи, физическая подготовка. У детей формируются продуктивное воображение, любознательность, ориентация на позицию другого человека, волевые качества, элементы рефлексии и др. Особое внимание уделено методам диагностики результатов и работе с ребятами, имеющими ослабленное здоровье.
УМК «Тропинки» представляет собой систему пособий для воспитанников и педагогов дошкольных образовательных организаций. Воспитательно-образовательная работа, предлагаемая разработчиками УМК «Тропинки», обеспечивает становление личности дошкольников 3–7 лет в различных видах общения и деятельности и направлена на создание условий для общего психического развития детей посредством использования творческого воображения как универсальной способности. Освоение общечеловеческой культуры рассматривается разработчиками комплекта как творческий процесс. В ходе творческого приобщения ребёнка к началам культуры - познавательной, художественно-эстетической, коммуникативной, физической - у него закладываются, развиваются и проявляются важнейшие созидательные способности: продуктивное воображение, постигающее мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность, элементы рефлексии и др.
Особое внимание при разработке УМК было уделено детальному обоснованию концепции программы «Тропинки», рассмотрению общих вопросов воспитания дошкольников, в том числе с ослабленным здоровьем.
Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» и все пособия, входящие в одноимённый УМК, разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО).
В программе представлены стратегические ориентиры развивающей работы с детьми, отражённые в пяти направлениях образовательного процесса: «Развитие культуры общения» (Коммуникативно-личностное развитие), «Развитие культуры познания» (Познавательное развитие), «Развитие культуры речи» (Речевое развитие), «Развитие художественно-эстетической культуры» (Художественно-эстетическое развитие), «Развитие культуры движений и оздоровительная работа» (Физическое развитие). Содержание этих направлений разработано в соответствии с пятью образовательными областями, выделенными в ФГОС ДО.
В УМК «Тропинки» предусмотрена система мониторинга освоения программы, представленная в виде педагогической диагностики индивидуального развития ребёнка 3–7 лет, максимально упрощённая для практики дошкольного образования. Подобранные диагностические методики позволяют оценить уровень физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого и художественно-эстетического развития ребёнка в оптимально короткие сроки (примерно за 1–1,5 недели) путём использования методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.
Цели : развивать умственные операции сравнения и обобщения; воспитывать заботливое отношение ко всему живому.
Программные задачи:
Воспитательные:
Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.
Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
Развивающие:
Развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами.
Развивать воображение и логическое мышление.
Развивать умение «входить» в образ животных.
Образовательные:
Продолжать учить детей узнавать и называть животных
Расширять и углублять знания детей о характерных особенностях животных. Познакомить следами животных.
Систематизировать знания о животных.
Предварительная работа:
Продуктивная деятельность: «Следы животных»
Материалы и оборудование:
Интеграция в образовательные области:
социализация, коммуникация, безопасность, развитие речи, труд, физическая культура.
Ход прогулки
Воспитатель: Ребятки! К нам пришла Машенька! Она хочет с вами познакомиться! Протяни мне свои ладошки, как тебя зовут?
Как красиво вас назвали мамочки и папочки, у вас у всех такие чудесные имена. А я вот шла к вам солнышко так на улице греет, птички поют, и капельки с крыши капают кап-кап! А почему так? Какое время года? (весна)
Воспитатель: Правильно весна! Я в гости собралась к моему самому, самому большому другу – медведю, весна же пришла, мищке просыпаться пора, пойдём те его разбудим! Пойдём те со мной!
Воспитатель: Пойдём те ребята со мной поскорей! За мной по быстрей! Со мной веселей! В лесу с вами много мы встретим зверей! Пушистых зверей! Хороших друзей
Воспитатель: О - о - о! Что-это? (следы). Посмотрите ребятки, кто это здесь пробежал? Чьи это ушки, ну иди, иди сюда трусишка не бойся!
Вопросы детям:
1. Кто это (зайчик -куян) .Погладьте его, чтобы заинька нас не боялся!
2. А какая шёрстка у зайки? (пушистая, мягкая, теплая, гладкая) .
3. Какого цвета шерстка? (белого) .
Воспитатель: Правильно белого, спрячется заинька под ёлочку, лисичка его и не увидит!
4. А посмотрите, какие у заиньки ушки длинные или короткие? (длинные) .
5. А зачем заиньке длинные ушки?
Воспитатель: Хорошо слышит заинька, каждый шорох в лесу. Почует опасность и спрячется под ёлочку.
6. Ребята, а что зайка любит кушать? (морковку-кишер, капусту-кәбестә).
Воспитатель: Правильно любит зайка кушать морковку и капусту(куян кишер, кәбестә ярата).
По тропинке мы шагаем, выше ноги поднимаем, раз-два, раз-два вот шагает детвора!
Воспитатель: Ребятки, а кто это за ёлочкой прячется (лиса-төлке) Ах, ты лисонька, лиса. Всего леса ты краса! Ходит лиса по лесу принюхивается!
Вопросы детям:
1. Какой у лисоньки нос (чуткий).
Идёт лиса по лесу лапки осторожно ставит, и хвостиком заметает, чтоб никто её не заметил!
2. А какого цвета хвост у лисички? (сам рыжий, а кончик белый). Маленькие лисята видят белый огонёк, никогда маму не потеряют.
Воспитатель: Ну беги к своим лисятам, а мы к мишке поспешим!
Воспитатель: К мишке в гости мы идём не за что не упадём.
Вопросы к детям:
1. Ребята к кому мы пришли? Чей это дом (здесь живёт медведь-аю яши)
2. А кто знает как называется домик медведя (берлога)
Воспитатель: Спит медвежонок в берлоге, а мы с вами его разбудим.
Художественное слово «Мишка, мишка, хватит спать».
Ласково будем будить мишку. «Просыпайся мишенька весна пришла! »
Воспитатель: Проснулся мишенька!
3. Какой медведь большой или маленький (большой-зур) .
4. Какие лапы у медведя. (большие и сильные, ходит медведь по лесу с лапы на лапу переваливается и называют его поэтому косолапым. Повторим-косолапым).
Воспитатель: А мы с вами с мишкой поиграем! Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной!
Коммуникативная игра «Мы – весёлые ребята. Наше имя медвежата».
Воспитатель: Угостим мишку, вкусными яблочками.
Как вежливо угостим мишку? Аю, мә алма аша!
– Обратите внимание на наличие следов на снегу. Подумайте, кому они могут принадлежать и куда ведут. Вспомните, сколько ног у животных, какие они по размеру, какие следы должны быть животных Пофантазируйте, куда направлялись они
Животным тяжело пережить холодное время, и по возможности их надо подкармливать, но при этом соблюдать правила поведения с незнакомыми животными.
Загадки.
На картинке узнаю
Это ведь медведь - …
Жить не хочет в конуре
Лесной житель волк - …
В нашей речке караси
Ходит туда кот - …
Промелькнула вдалеке
Рыжая лиса - …
А он вовсе не буян
Он трусишка, он - …
В мышеловку-капкан
Попала мышка …
Это что за силуэт
Там стоит собака - …
Воспитатель: Сейчас поиграем в игру "Командир"
Аю сикер! Куян йөгер! Төлке аша! Песи йокла! Эт эч!
Приметы весны: Увидел скворца - знай: весна у порога.
Когда перелётные птицы летят большими стаями – то это к дружной весне.
Коли прилетели дрозды, значит морозов уже не будет.
Зяблик летит к холодам, а жаворонок к теплу.
У человеческого жилья много синиц, значит весна будет холодной.
Если в марте видно дятла, то весна поздней будет.
Поют синицы, жди тепла.
Журавль прилетел - скоро лёд сойдёт.
Трудовая деятельность
Воспитатель: -Давайте, заглянем в кормушки. Кормушки пустые - значит птицы часто бывают здесь. Давайте наполним кормушки, семечками и кусочками хлеба. А дома у вас есть кормушки? Чем вы кормите птиц? Что больше всего любят кушать птицы?
Воспитатель: А теперь, давайте поиграем.
Татарская подвиңная игра "Лисички и курочки" (Төлке һәм тавыклар)
На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном - стоит лисичка.
Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т. д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков.
Правила игры
. Если водящему не удается запятнать кого-либо из игроков, то он снова водит.
Нам пора возвращаться в детский сад.
Пойдём те ребята в сад поскорей, идём по быстрей, идём веселей. В лесу с вами встретили много зверей! Пушистых зверей! Хороших друзей!
Воспитатель: Понравилось вам в лесу! Вспомним, что мы сделали в лесу?
Каких животных мы видели в лесу (аю, төлке, куян, бүре,песи, эт). Дома расскажите своим родителям о нашем путешествии.
Нам пора в группу возвращаться! До свиданья!
Конспект занятия по развитию речи с использованием УМК по обучению детей
татарскому языку в старшей группе
Тема: «Моя семья»
Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной
активности.
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать положительные взаимоотношения в семье,
взаимовыручку; воспитывать сочувствие, любовь ко всем членам семьи.
Образовательные: Ввести понятие «семья». Углубление представлений
детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории:
Формирование правильного представления о семье, роли матери, отца,
бабушки, дедушки, сестры, брата;
закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.
Развивающие: Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов;
развитие мелкой моторики; пополнение и активизация словаря на основе
углубления знаний детей о ближайшем окружении; введение в словарь детей
существительных, обозначающих профессии; глаголов, характеризующих
трудовые действия; развитие диалогической речи: умения участвовать в
беседе; развитие детского творчества.
Ход НОД:
Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Исэнмесез балалар!
Дети : Исэнмесез!
Воспитатель : Ребята, вы принесли рисунки, фотографии вашей семьи. Вот о
семье мы сегодня и поговорим. Послушайте стихотворение.
Воспитатель читает стихотворение:
Есть в доме любом семейный альбом
Как в зеркале мы отражаемся в нем
Пускай, не всегда мы красивы,
Зато эти фото правдивы.
Ребята, вчера мы рассматривали фотографии вашей семьи. Как вы думаете,
что такое семья?
Андрей : Семья – это мама, папа, брат и я.
Воспитатель: Скажи на татарском
Андрей : Гаилэ -эни, эти, эби, абый эм мин.
Настя : Это мама, папа, я и дедушка с бабушкой
В оспитатель : Скажи на татарском
Настя : бу эни, эти, мин, эби һэм бабай.
Воспитатель : Правильно. Это папа, мама, брат, сестренка, дедушка,
бабушка. Это самые близкие люди. Члены семьи живут вместе, любят друг
друга и заботятся друг о друге. Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших
родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?
Андрей : Мою маму зовут Вера. Она работает в аэропорту. Папу зовут Сергей. Он работает сборщиком мебели.
Настя : Мою маму зовут Тамара. Она работает медсестрой в больнице. Папу зовут Иван он водитель.
Воспитатель : У кого есть братья и сестры?
Аня : У меня есть братик. Его зовут Андрей.
Катя : А у меня тоже есть братик. Он очень маленький.
Эмиль : У меня есть старшая сестра - Диана.
Воспитатель : Дружно ли вы живете?
Аня : Мы всегда дружим.
Воспитатель : Маленьких братьев и сестер нужно жалеть, заботиться о них. Как можно заботиться о младших?
Катя : Можно с ними поиграть, пока мама готовит ужин
Воспитатель : А сейчас послушайте стихотворение и скажите про кого оно.
Бабушка родная,
Милая моя,
Больше всех на свете
Я люблю тебя.
По твоим морщинкам
Проведу рукой…
В целом свете нету
Бабушки такой.
Никогда не буду
Огорчать тебя.
Только будь здоровой,
Бабушка моя.
О ком эти строки?
Дети : Про бабушку. А бабушка и дедушка - это родители ваших мам и пап
А ваши мама и папа – это ваши родители.
Воспитатель : У кого в семье живут бабушки и дедушки, поднимите руки?
Воспитатель : Хорошо, когда бабушка живет с вами и заботится о вас.
Скажите, как о вас заботятся ваши бабушки?
Арсений : Меня бабуля приводит в садик и забирает из садика. А еще мы вместе
гуляем и ходим в цирк.
Алина : Моя бабушка печет вкусные пироги, и мы все вместе пьем чай.
Миша : А когда я болею, бабуля мне дает молоко с медом, чтобы я поскорее
выздоровел.
Диана : А моя бабушка вяжет мне теплые носки и варежки, чтобы я зимой
не замерзла и не заболела.
Воспитатель: Правильно, бабушка вкусно накормит и пожалеет, приласкает.
Им как никому другому нужна ваша забота и внимание. Если бабушка и
дедушка не живут с вами, что нужно сделать, чтобы они знали, что вы их
любите и помните.
Шамиль : Надо позвонить!
Катя : Надо приехать к ним в гости!
Воспитатель : Как можно назвать их всех: маму, папу, сестер, братьев,
бабушку и дедушку одним словом?
Дети говорят: Семья!
Воспитатель: Скажите на татарском
Дети : Гаилэ
Пальчиковая игра Гаилэ
Бу бармак- әти,
Бу бармак- әни,
Бу бармак- бабай,
Бу бармак- әби,
Бу бармак- малай,
Яшәве бергә шулай- Бик күңелле, бик кызык,
Кабатлыйк кызып-кызып:
Воспитатель: Молодцы! Семьи бывают не только у людей, но и у животных.
Вспомните сказки «Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят».
Игра «Нарисуем «семью»
Нужно в правую руку взять карандаш, а левую руку положить на середину листа, и обвести свою руку, каждый пальчик в отдельности. Затем выбрать из этих пальчиков себя, и других членов семьи. Нарисовать глазки, нос, рот и раскрасить цветными карандашами остальное. (Дети рисуют под музыку – «Улыбка»).
– Молодцы, ребята! Хорошо нарисовали у кого-то семья большая, у кого-то поменьше. У вас у всех получился семейный портрет.
Игра «Какая у вас семья? »
Дети поднимают руку и отвечают:
Дети: Большая (зур, дружная (куенлле, маленькая (кечкенэ, заботливая,
хорошая (эйбэт, крепкая, счастливая).
Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было
радостное настроение?
Миша : Не обижать младших братьев и сестер.
Диана : Не ссориться, помогать друг другу, трудиться.
Алина : Дарить подарки, любить друг друга.
Луиза : Получать хорошие оценки, вместе отдыхать.
Воспитатель: Вы очень интересно и с большой любовью рассказали о своей
семье. Я желаю, чтобы ваша семья была здоровой и счастливой.
Государственное управление образования
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Псковской области
«Опочецкий индустриально-педагогический колледж»
Рассмотрено на заседании кафедры УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по
Учебной работе
«____» ________________ ___________
Протокол №
Заведующая кафедрой _____» _________ 20
_________ _____________________
подпись ФИО
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО
МДК.03.02. Теория и методика развития речи у детей
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 03.
Организация занятий по основным
Профессионального цикла
по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Составитель: , преподаватель ГБПОУ ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж»
Опочка, 2014
Учебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу (далее МДК) 03.02. Теория и методика развития речи у детей составлен в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения профессионального модуля (далее ПМ), изложенными в Федеральном среднего по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от «5» г. № 000.
Учебно-методический комплекс по МДК 03.02. Теория и методика развития речи у детей входит ПМ. 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.
УМК включает теоретический блок, перечень практических занятий, виды самостоятельной работы, перечень точек рубежного контроля, вопросы и задания по .
Наименование разделов | |||||||||||||||||||||||
1. Введение | |||||||||||||||||||||||
2. Образовательный маршрут | |||||||||||||||||||||||
3.1. Краткое содержание теоретического материала программы 3.2. Лабораторные работы 3.3. Практические занятия 3.4. Самостоятельная работа |
Закономерности речевого развития детей; Особенности овладения речевыми сторонами (лексика, грамматика, связность); Направления работы по развитию словаря, формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой , развитию связной речи и ознакомлению с , по подготовке к обучению грамоте; Современные подходы к развитию речи детей на занятиях и в повседневной жизни. Диагностические методики для определения уровня развития речи дошкольников; Виды документации, требования к ее оформлению. В результате освоения МДК у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК): Таблица 1
В результате освоения МДК у Вас должны формироваться профессиональные компетенции (ПК). |