Конспект занятия по развитию речи с использованием умк по обучению детей татарскому языку в старшей группе. МДК.03.02. Теория и методика развития речи у детей Развитие психологической базы речи

25.05.2024 Концепты

Школа – сад гимназия города Костаная

Учебно - методический комплекс

по развитию речи и обучению основам грамоты

«Балапан»

Составители: Надточий Т.А.

Ержанова Н.Н.

Пояснительная записка

Интеллектуальное и нравственное развитие личности – основная цель образования. Изменившееся цели обучения, направленные на развитие личности дошкольника, изменения в содержании образования влекут за собой изменения в формах и методах обучения. Развитие речи и обучения основам грамоты выступают одной из главных задач в процессе обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время возраст поступления детей в школу снизился, и вполне понятно нетерпение родителей побыстрее научить ребенка читать и писать. Большинство из них полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно писать и читать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений. К основным причинам подобного явления относятся: несформированность навыков звукового анализа и синтеза, нарушение фонематического восприятия. Принимая во внимание современные тенденции к интенсификации обучения дошкольников, и опираясь на мнение современных лингвистов, психологов и педагогов, которые считают пятый год жизни ребенка периодом наибольшей восприимчивости к звуковой стороне речи был разработан учебно – методический комплекс по обучению основам грамоты и развитию речи.

УМК был разработан в соответствии с ГОСО РК и программой воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «БІЗ МЕКТЕПКЕ БАРАМЫЗ» (5-6 лет) .

Данная программа включает следующие направления работы с детьми старшего дошкольного возраста:

Развитие психологической базы речи;

Развитие звуковой стороны речи;

Развитие фонематического восприятия;

Формирование лексико – грамматического строя речи;

Развитие способностей к звуковому анализу и синтезу;

Расширение и активизация активного и пассивного словаря;

Ознакомление со знаковой системой языка;

Формировать монологическую и диалогическую речь, развивать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать беседу;

Подготовка руки к письму.

Цель программы – создание системы работы по обучению основам грамоты и развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий педагогов, комплексность педагогического воздействия на всестороннее гармоничное развитие личности.

Задачами программы являются:

    формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

    научить детей умению выполнять звуковой анализ и давать качественную характеристику звукам, свободно оперировать условно-схематическими моделями; формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

    ознакомление с буквами русского алфавита; обучение детей послоговому и слитному способам чтения; составлению слов и предложений из букв азбуки;

    подготовка ребенка к письму;

    развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;

    развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;

    обогащение активного, пассивного словаря; формирование правильного произношения звуков;

    формирование монологической и диалогической речи.

Учебная программа рассчитана на 36 часов по основам грамоты и 18 часов по развитию речи.

Продолжительность каждого занятия 25 - 30 мин.

Лексическая тема

Связная речь

Кол-во часов

Дата

Дид. игра «Что бывает осенью?»

Цель:закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря до данной теме

Составление описательного рассказа по картине «Осень»

Упр. «4-ый лишний»

Сад-огород

Дид.упражнение «Доскажи словечко и назови первый звук в слове»

Упр. «Один-много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа

Знакомство с многозначными словами

Составление описательного рассказа по схеме

Упр. «Разрезные картинки»

Дикие животные

Закрепление понятий «начало, середина, конец слова»

Закрепить умение употреблять существительные в р.п. Упр. «Угадай-ка?»

Составление описательного рассказа по картине «Ежи»

Уточнение пространственно-временных представлений «Перед-между-после»

Домашние животные

Повторение условных обозначений звуков. ЗАС «Бок»

Работа над звуковым синтезом

Упр. «Скажи ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Пересказ рассказа Н. Калининой «Про козленка»

Упр. «Найди дорогу от буквы к зверю»

Цель: развитие мелкой моторики, формирование ориентировки в пространстве

Дикие птицы

Учить дифференцировать на слух и при произношении звуки [Г], [Г"],[В], [В"]

Упр. «Скажи наоборот»

Цель: употребление антонимов в речи

Закрепление слогового анализа слов

Составление описания птицы по примеру педагога

Упр. «4 – ый лишний»

Домашние птицы

Упр. «Назови правильно» Закрепление понятия «ударение»

Упражнять в составлении полных ответов на вопросы

Выкладывание из счетных палочек образов знакомых букв

Упражнять в анализе звукового и слогового состава слова

Упражнять в подборе однокоренных слов.

Закрепить умения работы со схемой предложения

Пересказ рассказа Н. Калининой «Снежный колобок»

Упр. «Лабиринт»

Наша страна

Учить дифференцировать на слух и в произношении звуки [З]-[С],[З"]-[С"]

Закрепить умение составление предложений по схеме

Составление предложения из заданных слов

Графический диктант

Одежда, обувь

Упр. «Услышь звук [Ш] (компьютерная игра «Учимся говорить правильно»)

Упр. «Большой – маленький»

Упр. «Из чего – какой?» Цель: преобразовывать имена существительные в относительные прилагательные

Составление описательных рассказов по предложенной схеме

Упр. «Что забыл модельер?»

Упр. «Из чего сделано»

Цель: преобразовать имена существительные в относительные прилагательные

Пересказ рассказа Н. Калининой «Вот так помогу!»

Фигуры Поппельрейтера

Упр. «Найди место звука в словах» (комп.игра «Учимся говорить правильно»)

Упр. «Один – много»

Цель: закрепить умение изменять слова в мн.числе

Описание портрета любимого героя сказки

Ориентировка в схеме собственного тела

Учить дифференцировать на слух звуки

Упр. «Подбери и называй»

Составление фразы, состоящей из 4-х предложений

Упр. «4-ый лишний»

Составление схемы предложения

Составление описательного рассказа по сюжетной картине

Упр. «Найди отличие»

Профессии

Учить дифференцировать на слух звуки, проводить звуковой анализ слова

Упр. «Угадай профессию»

Упр. «Подбери действие»

Цель: активизировать предметный и глагольный словарь

Пересказ рассказа Э.Шим «Откуда хлеб пришел»

Логоритмическое упражнение

Музыкальные инструменты

Упр. «Какой инструмент звучал?» (комп.ира)

Употребление существительных в П.падеже. Составление простых предложений

Составление описание муз.инструмента по плану

Упр. «Найди контур»

Транспорт

Упр. «Назови одним словом»

Цель: работа над словообразованием

Составление рассказа по наблюдениям «Транспорт нашего города»

Обведение фигур по точкам

Растительный мир

Игра «Звуки-двойняшки» ([ж]-[ш])

(комп.игра «Учимся говорить правильно»)

Упр. «Назови ласково»

Цель: закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Спор деревьев»

Задание на соотношение числа и количества одинаковых предметов

Совершенствование звукового анализа слов

Составление рассказа «Что я буду делать летом»

Упр. «Божья коровка»

Лексическая тема

Овладение элементарными навыками письма и чтения

Формирование фонематической стороны речи

Лексико-грамматический строй речи

Развитие психологической базы речи

Кол-во часов

Дата

Познакомить с понятием «звук», «гласный звук», «согласный звук»

Дать представление о звуках природы и звуках речи

Д.игра «Один - много»

Цель: учить образовывать мн.ч. у существительных

Обведение листочка по точкам

Закрепить понятие «звук», «гласный звук», «согласный звук». Дать понятие, что слова состоят из звуков

Выделение гласных звуков из ряда.

Дать понятие, что слова обозначают живые и неживые предметы

Сад - огород

Познакомить с понятием «буква» Знакомство с гласным звуком [А] и буквой Аа

Д.Игра «Угадай звук»

Д.игра «Чего не стало»

Цель: развитие умения употреблять сущ. в ед.ч. Р.П.

Игра на внимание «Четвертый лишний»

Знакомство с гласным звуком [У] и буквой Уу. Нахождение буквы в словах.

Упражнение «Хлопни в ладоши»

Выделение ударного гласного звука в начале слова

Закрепление в речи простых предлогов. Игра «Что где растет».

Обведение фигур по точкам

Дикие животные

Знакомство с гласным звуком [О] и буквой Оо.

Выделение первого и последнего гласного звука в слове. Знакомство со звуковой линейкой.

Знакомство со словами признаками. Упражнение «Подбери и называй»

Игра «Найди маму»

Знакомство с согласным звуком [М] [М"] и буквой Мм.

Упражнение «Хлопни в ладоши»

Познакомить с условным обозначением звуков.

Уточнить название детенышей диких животных

Упр. «Найди и закрась букву М»

Домашние животные

Знакомство с согласным звуком [К] [К"] и буквой Кк.

Учить различать отдельные звуки в слове и соединять их в слоги. ЗАС «Мак»

Уточнить название детенышей домашних животных

Упр. «Найди и закрась букву К»

Знакомство с согласным звуком [Б] [Б"] и буквой Бб.

Упражнять в чтении слогов.

Продолжить работу над звуковым анализом слова,

Учить согласовывать числительное и существительное в роде. числе и падеже. Игра «Сосчитай детенышей»

Дикие птицы

Знакомство с согласным звуком [Г] [Г"] и буквой Гг

Учить определять количество слогов в слове

Упражнять в анализе звукового состава слова

Дидактическое упражнение «Один - много» (упражнение в словооб­разовании).

Работа над ориентировкой в пространстве листа

Знакомство с согласным звуком [В] [В"] и буквой Вв

Закрепление предлогов на, с, в, из, Упр. «Исправь ошибки»

Упр. «Найди слова»

Домашние птицы

Знакомство с гласным звуком [И] и буквой Ии

Упражнять в анализе звукового состава слова и определения количества звуков в слове. Дать понятие «Ударение». «Ударный гласный звук»», «безударный гласный звук.»

Упражнение «Скажи наоборот»

Цель: активизировать употребление антонимов в речи.

Упражнение «обведи по точкам»

Закрепить знакомство с гласным звуком [И] и буквой Ии. Упражнять в составлении и чтение целых слогов.

Упражнять в анализе звукового состава слова и определения количества звуков в слове. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков

Обучать понимать вопрос косвенного падежа где?, продолжать учить употреблять существительные с предлогами.

Выкладывание букв из подручного материала.

Знакомство с согласным звуком [З] [З"] и буквой Зз

Упражнять в анализе звукового состава слова и определения количества звуков в слове

Дать понятия «слово», «предложение». Познакомить со схемой предложения.

Упр. «Найди отличия» (компьютерная игра)

Наша страна

Знакомство с согласным звуком [С] [С"] и буквой Сс

Упражнять в анализе звукового состава слова и определения количества звуков в слове

Работа над предложением: членение предложений на слова: выделение слов из предложений, определение количества слов.

Штриховка фигур

Дифференциация звуков [З] - [С] , [З"] - [С"] .

Упражнять в составлении и чтение целых слогов.

Упражнять в анализе звукового состава слова и определения количества звуков в слове. ], учить дифференцировать на слух и в произношении звуки [З] - [С] , [З"] - [С"] .

Упражнение «Выложи снежинку»

Игра «Рисование веревочкой»

Цель: развитие координированность и точность движений мелкой моторики рук.

Одежда, обувь

Знакомство с согласным звуком [Ш] и буквой Ш

Упражнение «Повтори правильно». Упражнять в анализе звукового состава слова

Учить преобразовывать имена существительные в имена прилагательные

Упражнение «Найди букву»

Дифференциация звуков [Ш] - [С]

Упражнение «Собери в корзины» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно»)

Упражнение «Подбирай и называй»

Цель: активизация глагольного словаря

Графический диктант

Знакомство с согласным звуком [П] [П"] и буквой Пп. Упражнять в чтении коротких слов.

Упражнение «Что для чего»

Цель: учить образовывать существительные с суффиксом -иц

Выкладывание буквы из подручного материала

Повторение пройденных букв. Упражнять в чтении коротких слов.

Упражнять в анализе звукового состава слова. Упражнение «Наш дом» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно»)

Упражнять детей в подборе однокоренных слов. Работа над предложением.

Компьютерная игра «Что лишнее»

Знакомство с согласным звуком [Л] [Л"] и буквой Лл.

Упражнять в анализе звукового состава слова. Упражнение «Сердитые и ласковые слова» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно»)

Упражнение на словообразование «Скажи одним словом». Работа над предложением.

Ориентировка в «схеме собственного тела»

Повторение пройденных букв. Упражнять в чтении слов.

Упражнять в анализе звукового состава слова

Работа над предложением. Слоговой анализ слов

Обведение по точкам

Знакомство с согласным звуком [Т] [Т"] и буквой Тт

Упражнять в анализе звукового состава слова.

Д.игра «Поймай звук»

Определение порядка звука в слове.

Упражнять в словообразовании «Скажи одним словом», активизировать в речи прилагательные.

Игра «Выложи мебель»

Упражнять в чтении слов. Работа над предложением.

Упражнять в анализе звукового состава слова

Дифференциация звуков на слух.

Работа над предложением Слоговой анализ слова. Закреплять слова, обозначающие пространственные отношения(на, под, в, около……)

Обведи контур мебели

Знакомство с гласным звуком [ы] буквой ы

Упражнять в анализе звукового состава слова

Закрепить умение вычленять последний звук в слове. Упражнение «Звуки леса»

Работа над предложением. Введение в речь предлоги из-под, со, перед. Упражнение «Где растаял снежок – угадай!»

Обвести по точкам «Букет для мамы

Профессии

Знакомство с согласным звуком [Х] [Х"] и буквой Хх

Упражнять в анализе звукового состава слова

Работа над предложением.

Игра «Нелепицы».

Упр. «Назови профессию»

Фигуры Поппельрейтера

Закрепление.

Упражнять в анализе звукового состава слова

Работа над предложением.. Составление схем к предложениям. Работа над деформированным предложением

Графический диктант «Кораблик»

Профессии

Знакомство с гласным звуком [Э] буквой Э

Нахождение звука в слове. Игра «Цепочка слов»

Употребление им.сущ. в тв. падеже. Игра «Кем я буду»

Музыкальные инструменты

Знакомство с согласным звуком [Д] [Д"] и буквой Дд

Развитие умения передавать определенный ритмический рисунок

Учить детей образовывать им.сущ. при помощи суффикса - ист

Обвести фигуру по точкам

Закрепление

Упражнять в анализе звукового состава слова,

Нахождение изученных букв в словах и тексте.

Работа над предложением. Закрепить умения определять ударный звук в словах. Введение в речь глаголов совершенного вида.

Игры на развитие логики и мелкой моторики.

Транспорт

Знакомство с согласным звуком [Р] [Р"] и буквой Рр

Звуковой анализ слова. Игра «Услышь звук» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно»)

Употребление им.сущ. в р.п. мн.числа игра «Один - много»

Штриховка фигур

Дифференциация звуков[ Р] - [Л]

Звуковой анализ слова. Игра «Звуки двойняшки» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно»)

Упр. «Из чего – какой»

Цель: образование им.прил. от им.сущ.

Выкладывание букв из пластилина

Растительный мир

Знакомство с согласным звуком [Ж] и буквой Жж

Звуковой анализ слова. Игра «Звуки леса» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно»)

Учить образовывать им. сущ. с помощью суффикса ОК с чередованием Г и Ж.

Работа с манной крупой

Закрепление

Формировать правильную артикуляцию звуков, выделять заданные звуки

Учить строить распространенное предложение, согласуя слова в роде, числе и падеже.

Графический диктант

Знакомство с согласным звуком [Н] [Н"] и буквой Нн

Совершенствовать фонематический слух; закреплять умение выделять в словах пройденные звуки

Закрепление работы над предложением, словообразованием, словоизменением

Штриховка фигур

Закрепление

Совершенствовать фонематический слух;

Закрепление работы над предложением, словообразованием, словоизменением

Ковер «Лето» из геометрических фигур

Творческое воображение - универсальное качество дошкольников 3–7 лет - положено в основу УМК «Тропинки», который представляет собой систему пособий для педагогов и воспитанников детских садов. Работа ведется по пяти направлениям: развитие культуры общения, познавательной активности и творческих способностей, становление речи, физическая подготовка. У детей формируются продуктивное воображение, любознательность, ориентация на позицию другого человека, волевые качества, элементы рефлексии и др. Особое внимание уделено методам диагностики результатов и работе с ребятами, имеющими ослабленное здоровье.

УМК «Тропинки» представляет собой систему пособий для воспитанников и педагогов дошкольных образовательных организаций. Воспитательно-образовательная работа, предлагаемая разработчиками УМК «Тропинки», обеспечивает становление личности дошкольников 3–7 лет в различных видах общения и деятельности и направлена на создание условий для общего психического развития детей посредством использования творческого воображения как универсальной способности. Освоение общечеловеческой культуры рассматривается разработчиками комплекта как творческий процесс. В ходе творческого приобщения ребёнка к началам культуры - познавательной, художественно-эстетической, коммуникативной, физической - у него закладываются, развиваются и проявляются важнейшие созидательные способности: продуктивное воображение, постигающее мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность, элементы рефлексии и др.

Особое внимание при разработке УМК было уделено детальному обоснованию концепции программы «Тропинки», рассмотрению общих вопросов воспитания дошкольников, в том числе с ослабленным здоровьем.

Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» и все пособия, входящие в одноимённый УМК, разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО).

В программе представлены стратегические ориентиры развивающей работы с детьми, отражённые в пяти направлениях образовательного процесса: «Развитие культуры общения» (Коммуникативно-личностное развитие), «Развитие культуры познания» (Познавательное развитие), «Развитие культуры речи» (Речевое развитие), «Развитие художественно-эстетической культуры» (Художественно-эстетическое развитие), «Развитие культуры движений и оздоровительная работа» (Физическое развитие). Содержание этих направлений разработано в соответствии с пятью образовательными областями, выделенными в ФГОС ДО.

В УМК «Тропинки» предусмотрена система мониторинга освоения программы, представленная в виде педагогической диагностики индивидуального развития ребёнка 3–7 лет, максимально упрощённая для практики дошкольного образования. Подобранные диагностические методики позволяют оценить уровень физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого и художественно-эстетического развития ребёнка в оптимально короткие сроки (примерно за 1–1,5 недели) путём использования методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.

Цели : развивать умственные операции сравнения и обобщения; воспитывать заботливое отношение ко всему живому.

Программные задачи:

Воспитательные:

Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.

Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.

Развивающие:

Развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами.

Развивать воображение и логическое мышление.

Развивать умение «входить» в образ животных.

Образовательные:

Продолжать учить детей узнавать и называть животных

Расширять и углублять знания детей о характерных особенностях животных. Познакомить следами животных.

Систематизировать знания о животных.

Предварительная работа:

Продуктивная деятельность: «Следы животных»

Материалы и оборудование:

Интеграция в образовательные области:

социализация, коммуникация, безопасность, развитие речи, труд, физическая культура.

Ход прогулки

Воспитатель: Ребятки! К нам пришла Машенька! Она хочет с вами познакомиться! Протяни мне свои ладошки, как тебя зовут?

Как красиво вас назвали мамочки и папочки, у вас у всех такие чудесные имена. А я вот шла к вам солнышко так на улице греет, птички поют, и капельки с крыши капают кап-кап! А почему так? Какое время года? (весна)

Воспитатель: Правильно весна! Я в гости собралась к моему самому, самому большому другу – медведю, весна же пришла, мищке просыпаться пора, пойдём те его разбудим! Пойдём те со мной!

Воспитатель: Пойдём те ребята со мной поскорей! За мной по быстрей! Со мной веселей! В лесу с вами много мы встретим зверей! Пушистых зверей! Хороших друзей

Воспитатель: О - о - о! Что-это? (следы). Посмотрите ребятки, кто это здесь пробежал? Чьи это ушки, ну иди, иди сюда трусишка не бойся!

Вопросы детям:

1. Кто это (зайчик -куян) .Погладьте его, чтобы заинька нас не боялся!

2. А какая шёрстка у зайки? (пушистая, мягкая, теплая, гладкая) .

3. Какого цвета шерстка? (белого) .

Воспитатель: Правильно белого, спрячется заинька под ёлочку, лисичка его и не увидит!

4. А посмотрите, какие у заиньки ушки длинные или короткие? (длинные) .

5. А зачем заиньке длинные ушки?

Воспитатель: Хорошо слышит заинька, каждый шорох в лесу. Почует опасность и спрячется под ёлочку.

6. Ребята, а что зайка любит кушать? (морковку-кишер, капусту-кәбестә).

Воспитатель: Правильно любит зайка кушать морковку и капусту(куян кишер, кәбестә ярата).

По тропинке мы шагаем, выше ноги поднимаем, раз-два, раз-два вот шагает детвора!

Воспитатель: Ребятки, а кто это за ёлочкой прячется (лиса-төлке) Ах, ты лисонька, лиса. Всего леса ты краса! Ходит лиса по лесу принюхивается!

Вопросы детям:

1. Какой у лисоньки нос (чуткий).

Идёт лиса по лесу лапки осторожно ставит, и хвостиком заметает, чтоб никто её не заметил!

2. А какого цвета хвост у лисички? (сам рыжий, а кончик белый). Маленькие лисята видят белый огонёк, никогда маму не потеряют.

Воспитатель: Ну беги к своим лисятам, а мы к мишке поспешим!

Воспитатель: К мишке в гости мы идём не за что не упадём.

Вопросы к детям:

1. Ребята к кому мы пришли? Чей это дом (здесь живёт медведь-аю яши)

2. А кто знает как называется домик медведя (берлога)

Воспитатель: Спит медвежонок в берлоге, а мы с вами его разбудим.

Художественное слово «Мишка, мишка, хватит спать».

Ласково будем будить мишку. «Просыпайся мишенька весна пришла! »

Воспитатель: Проснулся мишенька!

3. Какой медведь большой или маленький (большой-зур) .

4. Какие лапы у медведя. (большие и сильные, ходит медведь по лесу с лапы на лапу переваливается и называют его поэтому косолапым. Повторим-косолапым).

Воспитатель: А мы с вами с мишкой поиграем! Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной!

Коммуникативная игра «Мы – весёлые ребята. Наше имя медвежата».

Воспитатель: Угостим мишку, вкусными яблочками.

Как вежливо угостим мишку? Аю, мә алма аша!

– Обратите внимание на наличие следов на снегу. Подумайте, кому они могут принадлежать и куда ведут. Вспомните, сколько ног у животных, какие они по размеру, какие следы должны быть животных Пофантазируйте, куда направлялись они

Животным тяжело пережить холодное время, и по возможности их надо подкармливать, но при этом соблюдать правила поведения с незнакомыми животными.

Загадки.

На картинке узнаю

Это ведь медведь - …

Жить не хочет в конуре

Лесной житель волк - …

В нашей речке караси

Ходит туда кот - …

Промелькнула вдалеке

Рыжая лиса - …

А он вовсе не буян

Он трусишка, он - …

В мышеловку-капкан

Попала мышка …

Это что за силуэт

Там стоит собака - …

Воспитатель: Сейчас поиграем в игру "Командир"

Аю сикер! Куян йөгер! Төлке аша! Песи йокла! Эт эч!

Приметы весны: Увидел скворца - знай: весна у порога.

Когда перелётные птицы летят большими стаями – то это к дружной весне.

Коли прилетели дрозды, значит морозов уже не будет.

Зяблик летит к холодам, а жаворонок к теплу.

У человеческого жилья много синиц, значит весна будет холодной.

Если в марте видно дятла, то весна поздней будет.

Поют синицы, жди тепла.

Журавль прилетел - скоро лёд сойдёт.

Трудовая деятельность

Воспитатель: -Давайте, заглянем в кормушки. Кормушки пустые - значит птицы часто бывают здесь. Давайте наполним кормушки, семечками и кусочками хлеба. А дома у вас есть кормушки? Чем вы кормите птиц? Что больше всего любят кушать птицы?

Воспитатель: А теперь, давайте поиграем.

Татарская подвиңная игра "Лисички и курочки" (Төлке һәм тавыклар)

На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном - стоит лисичка.
Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т. д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков.
Правила игры . Если водящему не удается запятнать кого-либо из игроков, то он снова водит.

Нам пора возвращаться в детский сад.

Пойдём те ребята в сад поскорей, идём по быстрей, идём веселей. В лесу с вами встретили много зверей! Пушистых зверей! Хороших друзей!

Воспитатель: Понравилось вам в лесу! Вспомним, что мы сделали в лесу?

Каких животных мы видели в лесу (аю, төлке, куян, бүре,песи, эт). Дома расскажите своим родителям о нашем путешествии.

Нам пора в группу возвращаться! До свиданья!

Конспект занятия по развитию речи с использованием УМК по обучению детей

татарскому языку в старшей группе

Тема: «Моя семья»

Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной

активности.

Задачи:

Воспитательные: Воспитывать положительные взаимоотношения в семье,

взаимовыручку; воспитывать сочувствие, любовь ко всем членам семьи.

Образовательные: Ввести понятие «семья». Углубление представлений

детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории:

Формирование правильного представления о семье, роли матери, отца,

бабушки, дедушки, сестры, брата;

закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.

Развивающие: Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов;

развитие мелкой моторики; пополнение и активизация словаря на основе

углубления знаний детей о ближайшем окружении; введение в словарь детей

существительных, обозначающих профессии; глаголов, характеризующих

трудовые действия; развитие диалогической речи: умения участвовать в

беседе; развитие детского творчества.

Ход НОД:

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Исэнмесез балалар!

Дети : Исэнмесез!

Воспитатель : Ребята, вы принесли рисунки, фотографии вашей семьи. Вот о

семье мы сегодня и поговорим. Послушайте стихотворение.

Воспитатель читает стихотворение:

Есть в доме любом семейный альбом

Как в зеркале мы отражаемся в нем

Пускай, не всегда мы красивы,

Зато эти фото правдивы.

Ребята, вчера мы рассматривали фотографии вашей семьи. Как вы думаете,

что такое семья?

Андрей : Семья – это мама, папа, брат и я.

Воспитатель: Скажи на татарском

Андрей : Гаилэ -эни, эти, эби, абый эм мин.

Настя : Это мама, папа, я и дедушка с бабушкой

В оспитатель : Скажи на татарском

Настя : бу эни, эти, мин, эби һэм бабай.

Воспитатель : Правильно. Это папа, мама, брат, сестренка, дедушка,

бабушка. Это самые близкие люди. Члены семьи живут вместе, любят друг

друга и заботятся друг о друге. Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших

родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?

Андрей : Мою маму зовут Вера. Она работает в аэропорту. Папу зовут Сергей. Он работает сборщиком мебели.

Настя : Мою маму зовут Тамара. Она работает медсестрой в больнице. Папу зовут Иван он водитель.

Воспитатель : У кого есть братья и сестры?

Аня : У меня есть братик. Его зовут Андрей.

Катя : А у меня тоже есть братик. Он очень маленький.

Эмиль : У меня есть старшая сестра - Диана.

Воспитатель : Дружно ли вы живете?

Аня : Мы всегда дружим.

Воспитатель : Маленьких братьев и сестер нужно жалеть, заботиться о них. Как можно заботиться о младших?

Катя : Можно с ними поиграть, пока мама готовит ужин

Воспитатель : А сейчас послушайте стихотворение и скажите про кого оно.

Бабушка родная,
Милая моя,
Больше всех на свете
Я люблю тебя.
По твоим морщинкам
Проведу рукой…
В целом свете нету
Бабушки такой.
Никогда не буду
Огорчать тебя.
Только будь здоровой,
Бабушка моя.

О ком эти строки?

Дети : Про бабушку. А бабушка и дедушка - это родители ваших мам и пап

А ваши мама и папа – это ваши родители.

Воспитатель : У кого в семье живут бабушки и дедушки, поднимите руки?

Воспитатель : Хорошо, когда бабушка живет с вами и заботится о вас.

Скажите, как о вас заботятся ваши бабушки?

Арсений : Меня бабуля приводит в садик и забирает из садика. А еще мы вместе

гуляем и ходим в цирк.

Алина : Моя бабушка печет вкусные пироги, и мы все вместе пьем чай.

Миша : А когда я болею, бабуля мне дает молоко с медом, чтобы я поскорее

выздоровел.

Диана : А моя бабушка вяжет мне теплые носки и варежки, чтобы я зимой

не замерзла и не заболела.

Воспитатель: Правильно, бабушка вкусно накормит и пожалеет, приласкает.

Им как никому другому нужна ваша забота и внимание. Если бабушка и

дедушка не живут с вами, что нужно сделать, чтобы они знали, что вы их

любите и помните.

Шамиль : Надо позвонить!

Катя : Надо приехать к ним в гости!

Воспитатель : Как можно назвать их всех: маму, папу, сестер, братьев,

бабушку и дедушку одним словом?

Дети говорят: Семья!

Воспитатель: Скажите на татарском

Дети : Гаилэ

Пальчиковая игра Гаилэ

Бу бармак- әти,

Бу бармак- әни,

Бу бармак- бабай,

Бу бармак- әби,

Бу бармак- малай,

Яшәве бергә шулай- Бик күңелле, бик кызык,

Кабатлыйк кызып-кызып:

Воспитатель: Молодцы! Семьи бывают не только у людей, но и у животных.

Вспомните сказки «Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят».

Игра «Нарисуем «семью»

Нужно в правую руку взять карандаш, а левую руку положить на середину листа, и обвести свою руку, каждый пальчик в отдельности. Затем выбрать из этих пальчиков себя, и других членов семьи. Нарисовать глазки, нос, рот и раскрасить цветными карандашами остальное. (Дети рисуют под музыку – «Улыбка»).

– Молодцы, ребята! Хорошо нарисовали у кого-то семья большая, у кого-то поменьше. У вас у всех получился семейный портрет.

Игра «Какая у вас семья? »

Дети поднимают руку и отвечают:

Дети: Большая (зур, дружная (куенлле, маленькая (кечкенэ, заботливая,

хорошая (эйбэт, крепкая, счастливая).

Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было

радостное настроение?

Миша : Не обижать младших братьев и сестер.

Диана : Не ссориться, помогать друг другу, трудиться.

Алина : Дарить подарки, любить друг друга.

Луиза : Получать хорошие оценки, вместе отдыхать.

Воспитатель: Вы очень интересно и с большой любовью рассказали о своей

семье. Я желаю, чтобы ваша семья была здоровой и счастливой.

Государственное управление образования

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Псковской области

«Опочецкий индустриально-педагогический колледж»

Рассмотрено на заседании кафедры УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по

Учебной работе

«____» ________________ ___________

Протокол №

Заведующая кафедрой _____» _________ 20

_________ _____________________

подпись ФИО

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО

МДК.03.02. Теория и методика развития речи у детей

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 03.

Организация занятий по основным

Профессионального цикла

по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Составитель: , преподаватель ГБПОУ ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж»

Опочка, 2014

Учебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу (далее МДК) 03.02. Теория и методика развития речи у детей составлен в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения профессионального модуля (далее ПМ), изложенными в Федеральном среднего по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от «5» г. № 000.

Учебно-методический комплекс по МДК 03.02. Теория и методика развития речи у детей входит ПМ. 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.


УМК включает теоретический блок, перечень практических занятий, виды самостоятельной работы, перечень точек рубежного контроля, вопросы и задания по .


Наименование разделов

1. Введение

2. Образовательный маршрут

3.1. Краткое содержание теоретического материала программы

3.2. Лабораторные работы

3.3. Практические занятия

3.4. Самостоятельная работа

Закономерности речевого развития детей;

Особенности овладения речевыми сторонами (лексика, грамматика, связность);

Направления работы по развитию словаря, формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой , развитию связной речи и ознакомлению с , по подготовке к обучению грамоте;

Современные подходы к развитию речи детей на занятиях и в повседневной жизни.

Диагностические методики для определения уровня развития речи дошкольников;

Виды документации, требования к ее оформлению.

В результате освоения МДК у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):

Таблица 1

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Устойчивость и демонстрация интереса к будущей профессии.

Эффективность организации собственной деятельности, выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценка их эффективности и качества.

Наличие положительных отзывов по итогам педагогической практики.

Системная и качественная работа над всеми видами заданий.

Полнота оформления портфолио студента.

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Рациональность организации, выбор методов и способов выполнения профессиональных задач.

Соответствие применения методов и способов решения профессиональных задач в соответствии с целями и задачами образовательного процесса.

Способность анализировать собственную деятельность по качественным и количественным показателям;

Проявление самостоятельности, инициативы при решении профессиональных задач.

Рациональность планирования и организации деятельности по изучению (МДК).

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Адекватность принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях и ответственность за них.

Прогнозирование проблемных ситуаций в организации образовательного процесса.

Эффективность предложений способов предупреждения и нейтрализации рисков.

Своевременность проведения эффективных профилактических мер для снижения риска в .

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Эффективность поиска необходимой информации.

Рациональное использование различных источников, включая электронные, для поиска информации.

Качество анализа и отбора информации, необходимой для организации учебного процесса.

Объективность оценки значимости и возможности применения информации для решения профессиональных задач и личностного роста.

Целесообразность педагогического взаимодействия с детьми, работниками ДОУ, родителями в ходе прохождения производственной практики.

Аргументированность трансляции своей точки зрения, умение учитывать позицию других при выработке совместного решения профессиональных задач.

Эффективность организации коллективной работы в профессиональной деятельности.

Объективность анализа успешности коллективной (групповой) работы, путей ее совершенствования

Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

Способность формулировать цели, проектировать способы мотивации, организации и контроля деятельности обучающихся в образовательном процессе.

Готовность организовывать и контролировать работу детей на занятии с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

Коррекция собственной деятельности на основе ее анализа.

Владение технологией деятельностного подхода.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Четкость организации собственной самостоятельной работы при изучении профессионального модуля.

Эффективность по повышению личностного и профессионального уровня.

Своевременность и качество выполнения заданий для самостоятельной работы при изучении теоретического материала и прохождении различных этапов производственной практики.

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

Степень проявления интереса к инновациям в области профессиональной деятельности.

Проявление эмоциональной устойчивости в ситуациях социально – профессиональной напряжённости.

Использование возможностей сети Интернет и различного , включая специальные компьютерные образовательные программы.

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

Создание условий, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья детей.


Строить профессиональную деятельность с соблюдением , ее регулирующих.

Ориентированность в нормативно-правовой, законодательной базе, регулирующей профессиональную деятельность.

Грамотное использование нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в области образования, в своей профессиональной деятельности.

Прогнозирование правовых последствий различных ситуаций, явлений и процессов.

В результате освоения МДК у Вас должны формироваться профессиональные компетенции (ПК).