Формирование личностных качеств фгос. Проблема развития личности в процессе реализации фгос ноо Что такое фгос

10.06.2024 Концепты 

Формирование личностных качеств у учащихся начальных классов

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (далее - ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений .

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Актуальность формирования УУД для начального общего образования обусловлена, в первую очередь, в достижении успешности всеми учащимися.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные;

2) регулятивные;

3) познавательные;

4) коммуникативные.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Учитель должен учитывать
взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:
-состояние здоровья детей;
- успеваемость по основным предметам;
-уровень развития речи;
-степень владения русским языком;
-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
-стремление принимать и решать учебную задачу;
-навыки общения со сверстниками;
- умение контролировать свои действия на уроке.

В связи с внедрением ФГОС НОО главная задача учителя состоит в том чтобы воспитать активного, любознательного, позитивного школьника. Моя задача сегодня показать опыт своей работы по формированию личностных УУД.

Каждый человек в жизни играет социальны роли: в отношениях на работе мы коллеги, в отношениях с детьми мы мамы, в отношениях с друзьями мы подруги, в семье мы жены, мамы, бабушки. Начиная с младшего школьного возраста, мы должны учить детей играть социальные роли, чтобы вырастить их достойными гражданам

и нашей страны. Разберем виды УУД в начальной школе более подробно.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.

К ним относятся:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия :

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Структурирование знаний;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

Моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия :

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

Подведение под понятие, выведение следствий;

Установление причинно-следственных связей;

Построение логической цепи рассуждений;

Доказательство;

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы :

Формулирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

Управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе. Можно выделить следующие преимущества совместной работы:

Возрастает объем и глубина понимания усваиваемого материала;

На формирование знаний, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

Уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (сокращается число учеников, не работающих на уроке, не выполняющих домашние задания);

Снижается школьная тревожность;

Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

Возрастает сплоченность класса;

Меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

Растет самокритичность; ребенок, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;

Дети, помогающие своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;

Дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.

В контексте задач образования ценность овладения учащимися коммуникативными действиями и навыками кооперации диктуется необходимостью их подготовки к реальному процессу взаимодействия с миром за рамками школьной жизни. Современное образование не может игнорировать то обстоятельство, что обучение всегда погружено в определённый социальный контекст и должно отвечать его требованиям и нуждам, а также всемерно способствовать становлению гармоничной личности.

К числу таких задач относятся толерантность и умение жить с другими в многонациональном обществе, что в свою очередь предполагает:

. осознание приоритетности многих общих для всех членов общества

проблем над частными;

. следование моральным и этическим принципам, отвечающим задачам

современности;

. понимание, что гражданские качества основаны на уважении друг

друга и обмене информацией, т. е. умении слушать и слышать друг друга;

. умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор.

Развивающий потенциал коммуникативных УУД не ограничивается сферой своего непосредственного приложения — общением и сотрудничеством, но и напрямую затрагивает познавательные процессы, в также личностную сферу школьников.

Без внедрения соответствующих педагогических технологий коммуникативные действия и основанные на них компетенции будут, как и сегодня, принадлежать сфере индивидуальных способностей ученика (в основном не соответствующих современным требованиям).

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий :

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение .

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Способы формирования личностных УУД

Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

К личностным УУД относятся:

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,

желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,

осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

осваивать новые виды деятельности,

участвовать в творческом, созидательном процессе;

осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Для формирования личностных универсальных учебных действий мною используются следующие виды заданий:

Участие в проектах;

Творческие задания;

Зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

Мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

Самооценка события, происшествия;

Дневники достижений.

Формирование личностных УУД в процессе использования современных образовательных технологий:

Для развития ЛУУД нужно использовать разные образовательные технологии.

Современному учителю необходимо применять и вариативно использовать разнообразные технологии обучения для построения процесса обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Технология проблемного диалога

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

Технология оценивания реализована в предметных УМК (тетради для проверочных и контрольных работ), в «Дневниках школьника», в тетрадях по диагностике метапредметных результатов.

«Личный ежедневник первоклассника» сочетает в себе элементы традиционного дневника и «взрослого» ежедневника, а также даёт возможность развить у первоклассников организационные умения и умения самоконтроля и самооценки.

Дети сами в сентябре формулируют правила нашей жизни в школе, учатся записывать расписание с первого дня обучения в школе буквами или условными знаками, учатся оценивать собственные успехи, своё отношение к урокам. В конце учебного года ребёнок может оценить свои успехи за год.

Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.

Информационно-коммуникационная технология

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Изучение учебных предметов предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации.

Над формированием личностных универсальных учебных действий работа будет строиться на протяжении всего обучения в школе. Выполняемая мною работа - эта часть пути для реализации стандартов второго поколения.

Заключение

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Для формирования личностных УУД необходимо использовать различные технологии в комплексе

«Новое надо создавать в поте лица, а старое само продолжает существовать и твердо держится на костылях привычки". А.И.Герцен




Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от «01» февраля 2011 г новые требования к результатам освоения учащимися школы основной образовательной программы




Что хочет получить каждый субъект? Государство – национальное единство, безопасность, развитие человеческого потенциала, конкурентноспособность Общество – безопасность и здоровье, свободу и ответственность, благосостояние. Семья – личностную успешность, социальную успешность, профессиональную успешность.


Глобальные вызовы 10 самых востребованных видов занятости в 2010 году в 2004 году еще не существовали В 2006 году зарегистрирован 31 млн. поисков в системе Google, a в 2008 их было 2б7 млрд. Каждый 4-й житель планеты работает на своем рабочем месте меньше года, а каждый второй – меньше 5 лет Для того чтобы охватить 50 млн. аудиторию радио понадобилось 38 лет,телевидению – 13, интернету - 4, Iphon – 3 В год мы производим больше информации, чем за все 5000 лет существования человечества К 2013 году компьютер станет умнее человека, а к всего человечества


Данные РАО Ребенок стал другим! Ребенок, подросток, реально поднявшийся на новый уровень социальной зрелости, не включается в серьез, последовательно в сферу деятельности общества, не включается и в обсуждение на доступном ему уровне взрослых проблем У детей появляются взрослые медицинские диагнозы медикализация, маркетизация, адопция


«Всё новое – это давно забытое старое» Проектная деятельность (групповая форма), исследовательская деятельность КТД (коллективно- творческое Дело) Ранее в отечественной педагогической практикеСовременное время более сложная структура и содержит строгие обязательные для исполнения этапы Не стоит отбрасывать то, что доказало свою эффективность на практике. то, что ранее позволяло формировать устойчивые предметные результаты у учащихся.






Цель образования: ФГОС 1 поколения 2004 г. Знать Уметь Использовать ЗУН ФГОС 2 поколения Личностные Метапредметные Предметные УУД Переход от «Школы накопления знаний» к модели «Школы универсального развития личности», основанном на системно-деятельностном подходе




Матрица личностных результатов освоения основной образовательной программы (5-7 классы) Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. Осознание своей этнической принадлежности, знание и уважительное отношение к истории, языку, культуре своего народа, своего края, основ культурного наследия других народов России и человечества. Осознание ценности человеческой личности, формирование гуманизма, уважительного отношение к окружающим. Формирование ответственного отношения к учению. Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Формирование умений ставить реально достижимые цели, выбирать адекватные способы и средства их достижения. Формирование умений адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.


Матрица личностных результатов освоения основной образовательной программы (8-9 классы) Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Усвоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Формирование готовности к личностному и профессиональному самоопределению и самостоятельному построению жизненных планов. Готовность к выбору профильного образования на основе ИУП на 3 ступени обучения.


Особенности оценки личностных результатов сформированность основ гражданской идентичности личности; готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования; сформированность социальных компетенций, включая ценностно- смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.



Рекомендую прочитать! Мир, в котором предстоит жить нашим детям, меняется в четыре раза быстрее, чем наши школы АвторНазвание Г.Драйден, Д.Вос. Революция в обучении. Научить мир учиться по новому. – М.:ПАРВИНЭ, 2003 – 672с. Спиваковский В.М. Образовательный взрыв.- Киев: ЧФ «МУВЦ «Гранд – Экспо», – 436 с. П.Сенге и др.Школы, которые учатся: книга ресурсов пятой дисциплины. – М.: «Просвещение», – 575 с. Подласый И.Энергоинформационная педагогика. – М.: Дата Сквер, 2010 – 424 с.

Усманова Римма Александровна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Актанышской средней школы №2 с углублённым изучением отдельных предметов

И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.

Л.Н.Толстой.

В российском образовании систематически происходят инновационные процессы. На этот раз активно входит в нашу жизнь ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт). Тщательно изучая новые стандарты, анализируя материалы с высоты жизненного и профессионального опыта и работая по ним с 20142015 учебного года, я прихожу к мысли: ФГОС Ф ундамент Г осударственного О бразования – С оциализация.

Что это, как и почему мы, педагоги и родители, должны сообща выполнять социальный заказ современного гражданского общества. Об этом и хотелось бы поговорить с вами, уважаемые родители!

Едва ли кто сегодня задаётся вопросом, зачем нужны образовательные стандарты второго поколения. Необходимость ФГОС очевидна, так как основной его целью является обучение, развитие и воспитание обучающихся, отвечающих запросам нашего государства, – социализация поколения. Воспитание личности рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание благоприятных условий для развития фундаментальных ценностей, оказание помощи детям в жизненном самоопределении, социальной адаптации, в гражданском, нравственном и профессиональном становлении. Неслучайно в Концепции духовно-нравственного воспитания школьников, которая входит в ФГОС, конкретно сформулирован идеал современного человека – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях народов России».

Для формирования такого идеала в новых стандартах предлагается системно-деятельностный подход. Так же, как и вы, родители, изо дня в день организуете своих детей к различной деятельности, учите их премудростям жизни, показывая на собственном примере, на опыте, на практике, так и ФГОС предполагает активное применение знаний в практических, жизненных ситуациях. Именно поэтому новый стандарт из чистых добываний знаний, умений и навыков (ЗУН) переходит к формированию универсальных учебных действий (УУД). Важна, в первую очередь, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения и развития изменения, а не сумма знаний, накопленная за школьные годы. Одним словом, главная идея системно-деятельностного подхода в образовании – сотрудничество, сотворчество и содружество ученика, учителя и родителей, их совместная деятельность на высокие результаты, на готовность детей к продолжению образования и к самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях (это является особо актуальным и значимым для сельских школьников). Именно эти идеи легли в основу моей авторской образовательно-воспитательной программы «Ступени развития личности. Творчество. Интеллект. Успешность», реализуемой в сельской школе с 2007 года.

Уважаемые родители! Несмотря на то, что в рамках введения ФГОС впервые в истории отечественной системы образования включается в стандарты воспитательный компонент, именно в семье мы видим неисчерпаемый воспитательный потенциал и возлагаем на неё огромные надежды при реализации ФГОС. Семья является уникальным посредником между индивидуумом и государством, мощным транслятором нравственно-этических, культурных ценностей от поколения к поколению, семейных и национальных традиций. Вы, родители, – наши первые друзья и помощники, надёжные воспитатели, поэтому наша совместная работа строится на принципах взаимопомощи, содействия и взаимопонимания. Знакомя вас с новыми требованиями к воспитанию в условиях ФГОС, хочется раскрыть некоторые целевые ориентиры воспитания детей и напомнить вам прописные истины.

1. «Ребёнок учится всему, что видит у себя в дому. Родители – пример ему», – поэтические строки немецкого учёного и писателя XIV века Себастьяна Брандта остаются актуальными и в XXI веке. Очень важны для ребенка модели родительского поведения: став взрослыми, дети повторяют в своей семье всё то, что было в семье его родителей. Подумайте, родители, правильно ли Вы расставили приоритеты в своей жизни! Старайтесь жить достойно и образцово!

2. Семья – основной источник жизненного, социального опыта. В этом отношении условия сельской местности ограничены, поэтому повышается ответственность родителей в социализации ребёнка. Кроме организованной внеурочной деятельности в школе, вне школы продолжайте расширять запас детских знаний и их кругозор в соответствии с их потребностями и интересами через дополнительные кружки, секции, посещение культурно-исторических мест, увлечение научными познаниями, поиск интересных информаций, открытий. Кроме того, с детьми важно много беседовать, беседовать на самые разные темы, ибо общение позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, установки, нормы. Помните: дети, жизненный опыт которых включает широкий набор различных ситуаций и разносторонних взаимодействий, встреч, лучше других ребят адаптируются в новой обстановке и положительно реагируют на происходящие вокруг перемены.

3. Дорогие родители! Будьте со своими детьми всегда вместе, несмотря на нехватку времени, делайте всё сообща. Не бойтесь брать вашего ребёнка с собой везде, где только можно, посещать с ним различные мероприятия, организовывать семейные праздники, поездки, познавательные экскурсии в музеи и театры, города и страны. Вместе работайте в своём хозяйстве, на своём участке земли, вместе решайте семейные дела и вместе отдыхайте! Лучший способ научить ребенка чувствовать себя счастливым и в будущем жить счастливо – это начать делать всё вместе с ним.

4. Семья – решающее звено в формировании здорового и безопасного образа жизни ребёнка. Не упускайте из вида ни одной стороны воспитания: на равных находятся физическое, нравственное, эстетическое развитие и эмоционально-психическое состояние своего ребенка. Проявляйте постоянное внимание к ребёнку, проживайте с ним и общие радости, и горести, и тревоги. Успокаивайте, подбадривайте и мотивируйте на успех! Почаще решайте ситуативные «задачи». Учите детей управлять собой в зависимости от ситуации и развивайте навыки правильного и разумного поведения в повседневной реальной жизни.

Уважаемые родители! Мы, школа, педагоги, крайне заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок стал настоящим Человеком, высоконравственной и конкурентоспособной личностью, и предлагаем вам сотрудничество в воспитании нашего ребёнка. У нас с вами большой потенциал, хорошие резервы и, самое главное, прекрасные дети. Если каждый из нас, будь то родитель, ученик, педагог, внесёт определённую лепту в продвижение государственной идеи социализации современного поколения, нас ждёт здоровое и успешное будущее! Утвердительны и справедливы слова известного политика Б.Франклин: «Инвестиции в знания всегда дают хорошие проценты!»

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС), который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГОС как инструмент формирования современной личности.

Макеева Татьяна Владимировна, учитель начальных классов.
МОУ СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов «Центр образования». Московская область г. Серпухов.

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС), который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования. Вспомним, когда мы учились, главной задачей школы считалось дать хорошие, прочные знания.
Сегодня же мы нацелены на изменения, потому что мир вокруг нас стремительно меняется. Уровень жизни благодаря научно-техническому прогрессу растет, это в свою очередь, порождает спрос на информацию, образование, культуру. Все большее число людей участвуют не столько в производительном труде, сколько в сфере услуг. В их деятельности все в большей степени лежит решение информационных проблем. Человеку просто необходимо научиться грамотно вести целенаправленный поиск и отбор нужной информации. При этом большое значение имеет:
способность правильно сформулировать проблему;
умение отобрать из своего интеллектуального багажа ту информацию, которая пригодится для решения этой проблемы;
умение определить, какой информации не хватает и где ее искать;
умение найти недостающую информацию;
умение оценить, подходит ли данная информация для решения проблемы;
умение использовать отобранную информацию.
Ученые прогнозируют, что сегодняшним школьникам придется работать по специальностям, которых пока просто нет, о которых мы даже не подозреваем. Поэтому сейчас все хорошо понимают, что ориентировка обучения только на формирование у младших школьников знаний-умений, связанных с освоением учебного предмета, не может привести к серьезным результатам в развитии личности ученика. Необходимо, чтобы в поле зрения учителя постоянно находилась деятельность, которой занимается ребенок, - ее цель, мотив, конкретные учебные действия и операции. Только в этом случае учащийся становится активным участником деятельности или, как говорят психологи, ее субъектом. Иными словами, ребенок по окончании начальной школы должен уметь общаться, работать в группе, презентовать свою работу. Также он должен овладеть навыками работы с различной информацией, в том числе и представленной в электронном виде. Школа обязана обеспечить по окончании начальной ступени образования (1-4 класс) достижение ребенком результатов не только в предметных областях, как это было раньше, но и метапредметных и личностных результатов. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
Теперь перед образовательной системой стоит новая непростая задача – формирование и развитие мобильной, самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это, в свою очередь, корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.
Научить – учиться – лозунг стандартов II поколения.
Новый стандарт отличается реализацией системно – деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика – активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного исполнителя.
Система образования отказалась от традиционного представления результатов обучения в виде ЗУН. Новый стандарт указывает реальные виды деятельности, которыми учащиеся должны овладеть к концу начального обучения.
Требования сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра стандарта являются УУД.
УУД включают в себя:
- личностные умения – позволяют сделать обучения более осмысленными;
- социальные – способность действовать в социуме с учетом позиции других людей;
- коммуникативные – формирование навыков конструктивного общения со сверстниками и взрослыми.
Уже в 1 классе необходимо начинать учить детей ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности, осуществлять самоконтроль и давать самостоятельную оценку своей работы на уроке. В условиях без отметочного обучения учить детей оценивать качество своей работы. Учить обсуждать работу в паре, в группе, корректировать оценку. Если эта работа будет проходить в системе, то на основе системно – деятельностного подхода дети научатся объективнее оценивают свою деятельность.
В новых ФГОСах большое внимание уделено интегрированному подходу в обучении, который предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.
В своей работе учителю необходимо стремиться к тому, чтобы никогда не давать ученикам знания в готовом виде. Надо учить их сравнивать, обобщать, делать выводы. Очень тщательно продумывать систему заданий.
Изучая новый стандарт, невольно обнаруживаешь его явную особенность – акцент делается на умение применять знания в жизни, на развитие личности, ее социализацию, т.е. современное образование должно обеспечить способность жить в современном обществе.
Таким образом, нужно, прежде всего усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни.
Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Высший пилотаж в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором деятельность детей организована так, что учитель лишь направляет и дает рекомендации, заставляя детей мыслить, выдвигать свои гипотезы и аргументировать их. Это сложно, но очень важно для гармоничного развития личности.
Каковы же согласно новым ФГОСам основные результаты начального образования? Как должен выглядеть портрет выпускника начальной школы?
инициативный
искренний, доброжелательно настроенный к миру, к людям
умеет использовать свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях
желает активно высказывать свою точку зрения, аргументировать ее
любознательный
умеет организовывать свои дела, решая различные проблемы
умеет результативно мыслить, добывать информацию и работать с ней
может оценивать свои и чужие поступки, занимать свою позицию
умеет общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая что-то сообща
В заключении хочу сказать, что одним из главных критериев успешного внедрения ФГОС является характер педагога, его желание и готовность к изменениям. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то его первые, уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОС будут являться хорошим стартом для дальнейшего развития личности современного педагога. Ведь, как говорил Конфуций «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, и шагать в ногу со временем, достоин быть учителем».

Обратимся к тексту ФГОС основного общего образования. Важность проблемы духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося подтверждается следующими аргументами (цитатами).
Аргумент 1. Стандарт направлен на обеспечение

  • формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
  • единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
  • духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья и т.п.
Аргумент 2. В соответствии со ФГОС на ступени основного общего образования осуществляется:
  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся и др.
Аргумент 3. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):
  • любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Аргумент 4. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Личностные результаты направлены на:

  • самоопределение : внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка;
  • смыслообразование : мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания»;
  • ценностную и морально-этическую ориентацию : ориентацию на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков.

Для справки:
Децентрация (в психологии развития) [лат. de - от + centrum - центр] - преодоление центрации (эгоцентризма), т.е. видения мира только со своей точки зрения и невозможности учитывать точку зрения других лиц на те же явления и предметы.

Задание для самостоятельной работы:

Еще раз обратите свое внимание на текст ФГОС. Вам предлагается классифицировать предложенный перечень личностных результатов в соответствии с указанными выше типологическими признаками. И на это есть веская причина.
В частности, как показывает практика, у большинства педагогов личностные результаты ассоциируются с морально-нравственными установками и характеристиками учащихся. И это очень серьезное заблуждение... Поскольку значительная часть личностных результатов характеризует личностную позицию школьника (самоопределение: кто я?) и его осмысленное отношение к выбранной позиции (смыслообразование: зачем мне надо учиться в школе, заниматься самообразованием, повышать свой уровень культуры...?).
Поскольку наш тренинг ориентирован на осмысленное и даже рефлексивное прочтение ФГОС, нам видится такое уточнение весьма значительным, поскольку вся деятельность педагога по сути своей должна быть ориентирована на осознание школьником социальной роли учащегося (не потребителя знаний, а исследователя!), повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности, на вовлечение школьников в процесс оценивания результатов продуктивной деятельности. А в результате этого как раз и формируются личностные качества, ориентированные на самоопределение и смыслообразование...

Итак, личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать :

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  9. формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  11. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.