Что изучает история? Зачем нужно изучать историю? История мира. Что изучает история Что такое история сообщение

14.02.2023 Концепты 

Quis nescit primam esse historiae legem, ne quid falsi dicere audeat?
Deinde ne quid veri non audeat?

Кто не знает, что первый закон истории - бояться какой бы то ни было лжи?
А затем - не бояться какой бы то ни было правды?

Цицерон, «Об ораторе», II, 15, 62:

1. Определение истории как науки

История – наука, занимающаяся изучением законов и закономерностей развития (=изменения) человеческого общества путем изучения важнейших исторических процессов (прежде всего в сфере развития государственности), на основе анализа событийной истории, социального устройства, хозяйственных отношений и культуры .


Важнейшими объектами изучения истории являются общество и человек (социум и индивидуум). Первое относится ко второму как общее к частному. Человек социален и не может рассматриваться в отрыве от общества.


История изучает те исторические процессы, которые в настоящее время завершились. Поэтому особенно важно подчеркнуть отличие истории от политологии и социологии, которые занимаются изучением процессов в развитии общества, которые еще не закончились.


История с своего зарождения возникает как средство познания человека и общества, как средство познания, сохранения и передачи социального опыта человечества. Основная цель научной деятельности историков остается традиционной – расширение наших знаний об истории и передача социального опыта (Деопик Д.В.).


Становление историка требует усвоения теории познания, овладение методами познания и приемами исторической интерпретации полученных данных. В этом собственно и заключается «ремесло историка».


История – это наука, наука точная, ее основная задача является установление истины. Истории присущи важнейшие атрибуты науки – законы, методы, методология. Для того, чтобы стать историком недостаточно только наличия профессиональных знаний (владения «ремеслом»), но необходимо и обладание мировоззрением.


1. Установление истины осуществляется путем выявления и формулирования научных законов и происходит это благодаря использованию методов исследования, основанных на научной методологии. Отсюда и задачи науки – обнаружение, формулирование и обоснование законов. Путь развития исторической науки – увеличение числа законов и качества их обоснования, что соответственно требует совершенствования научной методологии. Историк – это специалист, знающий исторические законы и методологию, способный использовать их в самостоятельных исследованиях.


Познание исторического процесса и формулирование законов предполагает выявление основных закономерностей, которые отражают внутреннюю взаимосвязь и соотношение между различными проявлениями исторического процесса, определяют их суть и смысл.


2. Методы исторических исследований. Источниковедческие, текстологические, сопоставительные. Точные методы – количественный анализ.


3. Методология. В советское время – марксистко-ленинская методология исторической науки. Сейчас часто вспоминают методологию XIX в. – позитивизм и методологию XX в. постпозитивизм.


4. Мировоззрение современного историка гуманистично и основывается на общечеловеческих ценностях. Давно замечено, что совершенствование профессионального мастерства в любой специальности это еще и совершенствование человеческих качеств.


Исторические процессы в совокупности составляют всемирно исторический (общеисторический) процесс.


Наиболее общим историческим законом является закон единства всемирноисторического процесса . О других законах будет сказано в следующей лекции. Именно представление об исторических законах позволяет делать научные обобщения, которые позволяют решать важнейшую задачу работы историка - накапливать и передавать социальный опыт.


Если без профессиональных знаний и навыков точного профессионального мышления человек остается носителем обывательского мышления, то без отрефлексированного мировоззрения историк легко становится идеологом. Это Сцилла и Харибда, которые удается миновать далеко не всем историкам. То, что отличает историю от идеологии, это задачи и, соответственно, пути их достижения. Под идеологией мы понимаем систему идей, которые предлагаются властью для более эффективного управления обществом в конкретный исторический момент.
У идеологии другие задачи и иной категориальный аппарат.


Признаком наличия вируса идеологии в историческом тексте, как правило, является эмоционально окрашенное оценочное (негативное - о чужих, позитивное - своих) суждение историка действий или фигуры исторического деятеля, прежде всего носителя высшей власти. Историку нет необходимости делать это, его задача иная. Так как эти персоны являются объектом его изучения, через деяния которых он устанавливает объективные процессы, происходящие в изучаемом социуме. В современной литературе так проявляются рудименты марксистского подхода.


Сейчас уже не у кого не вызывает сомнение, что историческая наука находится на грани с «идеологией», но историческая наука это не идеология. Четкое разделение науки и идеологии предопределяется мировоззрением историка и в свою очередь предопределяет профессионализм историка. Историк выявляет общие причины, идеолог оправдывает частные следствия. Недопонимание этого было вызвано сокращением рефлексии в этом направлении и предопределило кризис исторической науки в России в конце ХХ в. В начале ХХI в. стало появляться достаточно много литературы на эту тему, что свидетельствует о возрождении рефлексии и выходе из кризиса.

История как общественная наука

Все науки ставят своей задачей познание окружающего нас мира. Но чем история как общественная наука отличается от наук естественных. Естественные науки (физика, химия, биология и др.) ставят своей задачей изучение законов окружающей природы, а общественные – общества, а история – даже общества в прошлом.


Природа – неодушевленна, общество – совокупность огромного числа одушевленных, обладающих разумом, объектов. «... Человеческие действия, точно так же, как и всякое другое природное явление, определяются всеобщими законами природы» писал И. Кант в работе «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (Кант И. Сочинения: на немецком и русском языках. Т.1. М., 1994)


Выделим три основных отличая:
1. Законы в общественных науках носят более вероятностный предположительных характер, чем законы естественных наук.
Отсюда, одна из особенностей исторической науки заключается в том, что историкам значительно реже удается сформулировать закон. Результат исследования чаще всего формулируется в виде гипотезы. Это вызвано невозможностью проведения прямого эксперимента (увидеть своими глазами) и опосредованностью восприятия действительности источником. Поэтому исторические законы особенно сложно формулировать и обосновывать. Следовательно, в исторической науке особенно важное значение имеет фиксация закономерностей.


2. первичная фиксация «факта» осуществляется не самим исследователем, а летописцем прошлого – оно опосредовано письменным текстом, составленным в прошлом.


3. неодушевленная природа не оказывает такого обратного воздействия на ученого, какое оказывает на него общество. Отсюда важность отделения задач идеологических от собственно исторических.


Изучение исторического процесса происходит и путем логических рассуждений (качественный анализ) и путем анализа массового материала (количественный анализ: от очевидных – экономических показателей, до неочевидных – идей).


Основная цель изучения истории: строго научная – а) аналитическая, т.е. установление законов и объяснение закономерностей в той или иной сфере существования человеческого общества с помощью методов исторического исследования, а также б) синтетическая, т.е. изложение истории социального опыта данного сообщества как части всего человечества.


Из прошлого пришли и сохранили свое значение еще две цели: ознакомительная – рассказ о событиях и явлениях, которые имели место в прошлом; назидательная – наиболее древняя, извлечение исторических уроков.

2. Основные составляющие в освоении и изучении истории

Событийная история

Изучение событийной истории начинается со знакомством с уже имеющейся периодизацией, а заканчивается уточнением старой или установлением новой. Периодизация может быть нескольких уровней, от самой общей до частной. Границы периода маркируются завершением одних и началом других исторических процессов, либо переход процесса в одной и той же сфере на качественно новый уровень.


Исходными понятиями, которыми пользуется историк, являются 1. факт, 2. событие, 3. процесс.
1. Исторический факт – это одно действие, локализованное в историческом пространстве и историческом времени.


Исторический факт формулируется как простое высказывание и включает: 1. Обстоятельство времени (когда), 2. обстоятельство места (когда), 3. подлежащее-объект (кто), 4. сказуемое-действие (что сделал), 5. дополнение-субъект (по отношению к кому). Только при наличии этих пяти компонентов историческое сведение может считаться фактом. При отсутствии одного или более компонентов историк путем аналитических процедур пытается их установить. Это одна из важнейших (но не единственная и не главная) сторон исторического исследования.


Установление исторического факта, в частности, это конкретизация простого суждения путем указания точного времени и места в пространстве. Например, Великая отечественная война (это субъект) началась (предикат) 22 июля 1941 г. (это указание времени) на западных граница СССР (это указание места в пространстве). Такое суждение мы можем считать истинным. Отсюда, установление точного времени и места в пространстве – первая задача историка. И происходит это, как и в естественных науках, на основании эксперимента.


Исторический эксперимент – это анализ исторического источника, проводимый с помощью методов исторического исследования, направленный на извлечение исторических фактов, которые содержатся в нем в явном (в виде высказываний) и скрытом (не сформулированном в виде высказываний) виде. Как и в любой науке, такой факт должен быть подвергнут проверке на истинность. «Забота о фактах в истории – это забота о доказательности».


Исследование начинается с выявления исторических фактов, но этим не ограничивается. Это первый шаг.


2. Несколько исторических фактов, т.е. действий произошедших примерно в одно время и в одном месте, составляют историческое событие. Таким образом, событие включает в себя несколько исторических фактов. Часто случается, что историк за несколькими фактами угадывает событие, и сначала формулирует название этого события, а затем начинает расширять круг фактов, детализируя его.



Чаще всего историки изучают процессы, которые касаются разных сторон возникновения, изменения и исчезновения государственности. В центре изучения – вопросы обретения власти и ее передачи. Внутри одного или нескольких правлений следует отмечать периоды роста или упадка (динамика), стабильности или кризиса (статика).


Кризис может быть вызван внутренними и внешними факторами. Внутренний кризис может проявится в виде кризиса передачи власти, мятежей знати, голодных бунтов земледельцев и др. Внешний кризис может быть вызван нападением извне. Внутренний кризис может породить необходимость проведения преобразований. Успешные преобразования могут осуществляться в начале периода и в середине. Неуспешные преобразования – часто в конце периода.


Повторим, важнейшим результатом изучения исторических процессов является установление периодизации – т.е. выявление основных этапов в развитии данного общества. Знание периодизации позволяет составить цельную картину развертывания исторического процесса во времени, она является опорой при изложении истории и для размышлений историков.


Периодизация всегда бывает нескольких уровней, по убывающей: от установленного научной традицией уровня периода в общей периодизации Всемирной истории, до заданного исследователем уровня в частной периодизации (до дней и даже часов).


Выделенные исторические периоды и отражают этапы развития исторического процесса, соответственно, упомянутая «глубина» периодизации и отражает наше представление об исследуемом историческом процессе. Поэтому с составления периодизации начинается и заканчивается любое историческое исследование.

Принципы периодизации

Как правило, опорным при составлении периодизации любого сообщества являются несколько правлений государей, реже одно правление, если оно длительно.


Нижней границей в нашем курсе лекций принято считать краткое правление (до пяти лет). Мы исходим из допущения, что краткое и особенно сверхкраткое правление является наиболее тонким индикатором кризиса, который собственно и маркирует конец периода.


О каком кризисе идет речь. Поскольку внимание историка при изложении хода исторического процесса прикован к носителям власти и эволюции института власти, то речь и идет о кризисе власти (пусть даже нереализованном в явном виде) как первом симптоме, наиболее раннем проявлением кризиса в обществе.


Признаком острого кризиса является краткое правление от нескольких месяцев до 2-3 лет, т.к. это время наиболее интенсивной борьбы за власть, когда позиции правителя наиболее уязвимы, к 4 году они заметно упрочняются.


В этом отношении заметим, что социальный конфликт является менее надежным проявлением кризиса, поскольку кризисы, которые анализируются историком, не всегда приводят к очевидным экономическим последствиям, а экономические последствия кризисов, если они есть, не всегда приводят к социальному конфликту.


Добавим, что если социальный конфликт и был в истории, то не всегда он отражается в летописи и крайне редко отражается в хроникальных записях. В источниках они чаще всего является проявлением начавшейся борьбы за власть между представителями знати, а не добровольным почином социальных групп производителей.


Важный вывод
Действительно, хотим мы или нет в изложении истории древнего или средневекового общества история измеряется от правителя к правителю. Видимо, и применительно к новой и новейшей историей можно сказать то же самое. Сейчас отсчет истории Англии ведется по премьер-министрам, Америки по президентам, СССР по генсекам и т.д. Эпоха Б.Н.Ельцина и эпоха В.В.Путина в новейшей истории то же существенно отличаются и мы как современники это тонко чувствуем. Иными словами, это наиболее стабильный фактор отсчета исторического времени в обществе, о котором мы узнаем по письменным источникам.


Поэтому при первом рассказе об истории в учебном пособии важнейшим аспектом является изучение института высшей власти. С этой точки зрения в предлагаемом курсе лекций особое внимание уделяется трем важнейшим ее аспектам: обретения власти, сохранения и передачи. Историку нужно помнить, что за власть всегда кто-то борется. Кто – лагерь сторонников носителя верховной власти и группировки претендентов. Они и являются важнейшими составляющими такого рассказа.

Социальная история

Изучается устройство общества – основные социальные группы, которые формируют «верхи» и «низы» общества – кто управляет и кем управляют; кто производит интеллектуальный продукт и кто производит материальный продукт.


Верхи: а) монарх, его семья и их родственники, б) родовая наследственная знать; в) служилая знать; г) чиновничество (служилые, но не знатные по происхождению); д) духовенство (к верхам относится не везде).


Два важных понятия: Аристократия – положение в обществу по родству. Бюрократия – положение в обществе по службе.


Низы: те, кто занимается физическим трудом – сельскохозяйственным, ремесленным, обслуживающим трудом и торговлей.


Те, кто профессионально занимается торговлей часто занимают особое положение и могут тяготеть как в низам, так и к верхам.


Следует принципиально различать такие понятия, как 1) «сословия» – используется при рассмотрение социальной истории с правовой точки зрения (привилегированные – «знать», свободные – «народ», ущемленные в правах – «?», не имеющие прав – «рабы») и 2) «классы» – с точки зрения экономической (индивидуальные владельцы земли разного уровня и происхождения, коллективные владельцы и невладельцы).


Здесь же говорится о системе управления государством. Ключевой вопрос – о власти. Соответственно, в лекциях будет обращено внимание на систему управления.
Характеристика служилых слоев может быть общей и частной.


Общая – характеристика служебных слоев как части всего общества:

  1. Место в социально-статусной иерархии общества; 2. Внутренняя организация; 3. Формальные признаки (система чинов и рангов, форма и т.п.); 4. Принципы комплектования; 5. Сравнение положения гражданских и военных чинов; 6. Владение землей и другим.

Частная – характеристика служебных слоев по внутренним особенностям
1. Организация государственного аппарата; 2. территориальное управление; 3. ранговая система; 4. способ комплектования; 5. правила прохождения службы; 6) формы материального обеспечения (см. С. В. Волков Служилые слои на традиционном Дальнем Востоке, М., 1999, с. 5-6 , 10).

Экономическая история

Изучается то, в какие экономические отношения вступают представители различных социальных групп. Ключевой вопрос – собственность на основное средство производства – землю. Изучается, кто и на каких условиях имеет право на присвоение прибавочного продукта.
Его формы: налог, отработки.
Кроме этого изучается его перераспределение в обществе: в виде налога, путем торговли и в результате войн (как формы насильственного присвоения материальных благ).

Духовная культура

В сфере всего общества: а. Религиозная – религии и верования, представления о сакральном; б. Светская – наука, виды искусств, мировоззрение и мировосприятие.


На ранних этапах развития человеческого общества сфера религиозной культуры является превалирующей. По мере приближения к современной эпохе, соотношение между ними изменяется – увеличивается значение светской культуры и рациональных знаний (тех, которые требует подтверждение не верой, а экспериментом).


В сфере отдельного индивида: историческая психология. Изучается то, как в сознании отдельного человека, совмещаются особенности светской и религиозной культуры своего времени и то, как это влияло на поступки исторических деятелей. Соответственно, возвращаясь к первому этапу исследования, мы можем углубить понимание событийной истории за счет представления о том, чем были обусловлены поступки участников исторических событий.


Необходимо подчеркнуть, что все четыре компонента являются взаимодополняющими, придают историческому исследованию целостный вид, без одного из них исследование будет неполным и незаконченным. Другой вопрос, что их соотношение может варьироваться в зависимости от поставленной исследовательской задачи. Исследователь должен чувствовать меру в их соотношении и стремиться к целостному изложению своего материала.


Специфика настоящего этапа развития исторической науки, по сравнению с предыдущим, заключается в необходимости большей специализации историков. Анализ социальной, экономической и культурной истории сейчас более, чем раньше требует специальных знаний и специальной подготовки. Сейчас, когда намечается выход из мировоззренческого кризиса, которое переживали многие историки 90-х гг., становится очевидным важность равномерного изучения всех четырех компонентов.


Но основным, на наш взгляд, в исторических востоковедных штудиях все еще остается восстановление событийной истории.


1.1 Понятие, объект и предмет истории.

1.2 Исторические источники и факты.

1.3 Методы и принципы исторического исследования.

1.4 Функции истории.

1.5 Подходы к изучению истории.

1.1 Понятие, объект и предмет истории

В переводе с древнегреческого «история» – рассказ о прошедшем, об узнанном. Существует несколько значений понятия история . Основными являются следующие: 1) история – рассказ, повествование; 2) история – это процесс развития природы и общества во времени; 3) история – это наука, изучающая прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.

Объектом исторической науки (т.е. что она изучает) является вся совокупность фактов, событий, явлений, характеризующих жизнь общества в прошлом. Поскольку прошлое человечества очень многообразно, его изучают не только историки. Чтобы определить границы исследования для различных общественных наук, существует предмет науки. Предметом исторической науки являются закономерности развития человеческого общества. Таким образом, главной целью истории становится познание законов общественного развития в прошлом для того,чтобы объяснить настоящее.

История включает в себя историю мира в целом (всеобщая история), историю какого-либо континента, региона (история Европы, африканистика, балканистика и т.д.) и историю отдельных стран, народов, цивилизаций (отечественная история, славяноведение и др.).

Историческая наука хронологически делит прошлое на историю первобытного общества, древнюю историю, средневековую историю, новую историю и новейшую историю.

Историческая наука имеет много отраслей: истории экономическая, политическая, социальная, военная, религии, культуры, историческая география, историография ит.д.

История – это комплекс наук, куда относятся специальные исторические науки археология (изучает историю происхождения человека и общества по вещественным источникам древности) и этнография (изучает быт и нравы народов).

1.2 Исторические источники и факты

Для установления закономерностей исторического развития необходимо исследовать множество фактов, событий и процессов на основе всестороннего изучения исторических источников. Исторический источник – это свидетельство прошлого, попавшее в сферу внимания исследователя, которое используется как основание для какого-либо утверждения о прошлом.

Выделяют следующие виды источников:

а) письменные (летописи, законы, указы и т.д.);

б) вещественные (орудия труда, одежда, жилища и т.д.);

в) этнографические (традиции различных народов мира);

г) лингвистические;

д) устные;

е) аудиовизуальные (фото-, кино-, видеодокументы, звукозаписи).

Изучением различного рода источников занимаются источниковедение (отдельная отрасль исторической науки) и ряд вспомогательных исторических дисциплин, предметом которых является всестороннее исследование какого-либо одного источника или отдельныхего сторон, например:

Нумизматика (наука о монетах).

Генеалогия (наука о происхождении и родственных связях людей).

Геральдика (наука о гербах).

Историческая метрология (наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом системы мер и весов).

Палеография (наука, изучающая различные системы письма в их развитии).

Сфрагистика (наука о печатях).

Хронология (наука, изучающая системы летосчисления и календари разных народов) и др.

Из исторических источников извлекаются исторические факты – утверждения о прошлом, которые вводятся в научный оборот.

Выделяют следующие виды фактов:

а) абсолютные, т.е. утверждения о действительно происходивших событиях. Например: «22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война».

б) вероятностные, т.е. утверждения о предполагаемых событиях, действительность которых не установлена, но и сама возможность их полностью не опровергнута. Например: «Александр I закончил свою жизнь в Сибири под именем старца Федора Кузьмича в 1846 г.».

в) ложные, т.е. утверждения о событиях, никогда не происходивших. Подобные примеры можно без труда найти в массовой печати. Например: «При И.В. Сталине было репрессировано 40 млн. человек».

От фактов необходимо отличать интерпретацию (т.е. толкование) фактов. Одни и те же факты даже историки-профессионалы могут оценить по-разному. Можно по-разному представлять и оценивать историческую ситуацию, но это не отменит случившихся событий.

Абсолютная монархия - самодержавие, государство, в котором монарху принадлежит неограниченная власть. При этом создаются мощный бюрократический аппарат, армия и полиция, а деятельность органов управления прекращается.
Автократия - бесконтрольное самовластие одного лица.
Автономия - право самостоятельного осуществления власти (в некоторых оговоренных заранее пределах) для части государственного образования на своей территории.
Авторитаризм - антидемократическая система политической власти, обычно сочетающаяся с элементами личной диктатуры.
Агора - площадь, где собирались свободные граждане, - народное собрание в древнегреческом городе-государстве.
Агрессор - государство, осуществляющее вооруженное посягательство на суверенитет, территорию или политическую систему другого государства.
Администрация - совокупность органов управления.
Административно-территориальное деление - деление территории страны на более мелкие единицы со своими органами управления.
Акрополь - укрепленная часть древнего города.
Амнистия - освобождение от уголовной или др. ответственности.
Анархия - безвластие, неподчинение законам, вседозволенность.
Антанта - союз Англии, России и Франции против Германии в Первой мировой войне;
Антигитлеровская коалиция - союз стран, боровшихся против гитлеровской Германии и др. держав оси, - СССР, Великобритании, США, Франции, Китая, Югославии, Польши и др.
Аристократия - родовая знать, высшее сословие.
Аутодафе - публичная казнь еретиков по приговору инквизиции.
Баланс сил (равновесие, уравновешивание) - примерное равенство военных потенциалов противостоящих сторон.
Барщина - принудительный труд крепостного крестьянина в хозяйстве феодала.
Блокада - система политических и экономических мероприятий, направленная на нарушение внешних связей какого-либо государства. Применяется с целью изоляции блокируемого объекта.
Буржуазия - класс собственников, использующий наемный труд. Доходы обеспечивает присвоение прибавочной стоимости - разницы между затратами предпринимателя и его прибылью.
Буферные государства - страны, расположенные между враждующими государствами, разделяющие их и обеспечивающие таким образом отсутствие общих границ и контакта враждебных друг другу армий.
Бюрократия - господство чиновничества, власть бумаг, когда центры исполнительной власти практически не зависят от народа. Характеризуется формализмом и произволом.
Вандалы - древнегерманское племя, захватившее и разграбившее Рим. В переносном смысле - дикари, враги культуры.
Вассал - феодал, зависящий от своего сеньора. Нес определенные повинности и воевал на стороне сеньора.
Великое переселение народов - движение германцев, славян, гуннов и др. на территории бывш. Римской империи в IV-VII вв.
Вербальная нота - форма текущей межгосударственной переписки.
Вече - народное собрание в Древней Руси (Новгород, Псков)
Вотум - мнение, выраженное голосованием.
Гаагские конвенции - международные соглашения о законах и обычаях ведения войны (приняты в Гааге в 1899 и 1907 гг.), о защите культурных ценностей (1954), по международному частному праву и др.
Герб - отличительный знак страны, области, дворянского рода.
Гетман - военачальник, глава “реестровых” казаков в XVI- XVIII вв. в Украине.
Гильдия - союз купцов, торговцев, ремесленников в средние века.
Гимн государственный - торжественная песнь, официальный символ государства.
Государство - объединение людей (населения), проживающих на одной территории и подчиняющихся одним законам и распоряжениям общей для всех власти.
Демократия - форма государства и общества, основанные на признании народа источником власти и участником управления.
Демонстрация - шествие, митинг или другая форма массового выражения настроений в обществе.
Денонсация - отказ одной из сторон соблюдать в дальнейшем заключенные ранее соглашения, договоры и т.п.
Депрессия - фаза развития экономики, следующая за кризисом перепроизводства. Синоним - застой. Великая депрессия - экономический и политический кризис 1929-1933 гг. в США.
Деспот - правитель, угнетающий своих подданных самовластнои бесконтрольно.
Диктатура - политический режим, означающий полное господство отдельной личности или общественной группы.
Династия - последовательный ряд родственников - правителей государства.
Дож - глава Венецианской и Генуэзской республик в средние века.
Дружина - постоянный вооруженный отряд, войско князя,
Ересь - отклонение от предписанных религией взглядов.
ЕЭС (Европейское экономическое сообщество, “Общий рынок”) -организация, основанная в 1957 г. с целью устранения всех ограничений в торговле между ее членами.
Железный занавес - так на Западе называли границу между странами Варшавского договора (“коммунистическими”) и остальным миром.
Закон - свод правил, выполнение которого обязательно для всех.
Запорожская Сечь - организация украинского казачества, военная республика во главе с кошевым атаманом в XVI- XVIII вв. с центром за днепровскими порогами, на островах.
Изоляция - создание непреодолимых барьеров между государствами или общественными группами.
Империализм -. фаза развития общества, когда соперничающие между собой финансово-промышленные группировки, монопольно владеющие рынком, контролируют все области жизни и сливаются с государственной властью.
Империя - монархия или деспотия, имеющая колониальные владения или включающая в себя разнородные элементы.
Индустриальная революция - переход на качественно новый уровень техники и технологии, приводящий к резкому увеличению производительности труда и выпуска продукции.
Инквизиция - в XIII-XIX вв. система судов в католической церкви, независимых от светской власти. Преследовала инакомыслящих и еретиков, применяла пытки и казни.
Казачество - военное сословие в России в XVI-XX вв. Возникло на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке в виде вольных общин, являлось главной движущей силой народных восстаний в Украине и в России. В XVIII в. превратилось в привилегированное военное сословие. В начале XX в. существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Семиреченское, Уральское, Уссурийское, Сибирское, Астраханское, Амурское), насчитывавших в общей сложности 4,4 млн чел., свыше 53 млн десятин земли. С 1920 г. как сословие упразднено. В 1936 г. созданы казачьи соединения, принимавшие участие в войне; в 40-х гг. расформированы. С конца 80-х гг. началось возрождение казачества; общая численность в СНГ - свыше 5 млн чел.
Капитализм -общественная формация, основанная на частной собственности на орудия и средства производства, системе свободного предпринимательства и наемного труда.
Класс - большая группа людей, роль которых в экономической системе общества и в отношении к собственности сходна.
Коммунизм - общественный строй, отвергающий частную собственность на средства производства. Теория была разработана К. Марксом, ф. Энгельсом, В. И. Лениным. Попытка построения такого строя была предпринята в 1917-1991 гг. в СССР.
Консерватизм - приверженность к старому, устоявшемуся, недоверие ко всему новому и неприятие изменений в обществе.
Конституционная монархия - система правления, при которой власть монарха ограничена законом (обычно конституцией).
Конституция - основной закон государства.
Контрразведка - деятельность специальных служб по пресечению разведывательной (шпионской) деятельности соответствующих органов других стран на собственной территории.
Конфедерация - форма объединения стран, при которой они полностью сохраняют свою независимость, но имеют общие (объединенные) органы для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооруженные силы. Пример - Швейцарская Конфедерация.
Кризис - период острых затруднений в экономике. Характеризуется увеличением безработицы, массовыми банкротствами, обнищанием населения и т.п.
Кроманьонец - первобытный человек; древний представитель современного человеческого вида (Homo sapiens, человек разумный). Ему предшествовал неандерталец.
Либерал - сторонник свободы личности и свободы предпринимательства.
Матриархат - устройство общества, характеризующееся доминирующим положением женщины. Родство и наследование считались по материнской линии. Был распространен в начальный период родового строя.
Монархия - государство, во главе с королем, царем, императором и т, п., власть которого обычно передается по наследству.
Народ - все население одной страны (реже - часть населения, однородная по национальному составу).
НАТО - Североатлантический союз, военно-политический блок государств Европы, а также США и Канады.
Национал-социализм - идеология немецких нацистов. Для нее характерны слепое подчинение “фюреру”, чувство превосходства над другими народами, вседозволенность по отношению к “низшим”, стремление к мировому господству.
Национальная символика - совокупность символов, изображений, цветовых сочетаний, присущих определенным национальным, этническим или территориальным общностям. Используется в гербах и флагах государств и др. образований.
Национально-освободительное движение - борьба за независимость этнической группы или всего населения колонии, а также борьба за экономическую и политическую самостоятельность части населения многонациональной страны.
Нация - историческая общность людей, сложившаяся благодаря общности их территории, экономических связей, литературы, языка, особенностей культуры и характера.
Оброк - натуральная или денежная повинность крестьян феодалу.
Общий рынок - то же, что и ЕЭС (организация, основанная в 1957 г. с целью устранения всех ограничений в торговле между ее членами).
Опричнина - система мероприятий Ивана IV Грозного по борьбе с боярской оппозицией (массовые репрессии, казни, земельные конфискации и др.).
Ось (“ось Берлин -Рим”) - военный союз агрессивных фашистских режимов (1936 г.) для подготовки и ведения войны за мировое господство. Вскоре к “оси” присоединилась Япония.
Патриархат - устройство общества, в котором доминируют мужчины. Возник в период разложения родового строя.

Парламент - представительный (выборный) орган власти в государстве. Впервые образован в XIII в. в Англии.
Плебисцит - опрос населения по важнейшим вопросам: Целостности государства, форме правления, реформам и т. д. Как правило, законодательной силы не имеет.
Племя - объединение нескольких родов под управлением вождя.
Президент - избираемый глава государства или организации.

Полис - город-государство в античном мире.
Раб - человек, жизнь и труд которого принадлежат рабовладельцу.
Радикал - сторонник решительных, крайних, кардинальных мер в вопросах преобразования общества.
Разведка - совокупность мер для сбора данных о действительном или возможном противнике.
Расизм - теория об изначальном превосходстве людей с определенным цветом кожи, глаз и другими внешними различиями. На практике приводит к унижению, конфликтам, погромам, кровопролитным войнам и т. п.
Реакционный - сопротивляющийся общественному прогрессу, стремящийся к сохранению отживших общественных порядков.
Республика - форма правления, при которой высшая власть принадлежит выборному представительному органу (парламентская) или избираемому президенту (президентская республика).
Революция - качественный скачок; насильственное изменение общественных отношений.
Референдум - всенародное голосование по важнейшим вопросам жизни страны. Имеет законодательную силу.
Род - группа людей, связанная кровным родством (происходит от общего предка) и обладающая общей собственностью.
Свободное предпринимательство - система поощрения частной инициативы в организации предприятий, банков, торговли и т. п.
Славяне - крупнейшая группа народов Европы: восточные (русские, украинцы, белорусы), западные (поляки, чехи, словаки и др.), южные (болгары, сербы, хорваты и др.).
Смерды - крестьяне в Древней Руси.
Социализм - общественная система, основанная на государственной или общественной собственности на орудия и средства производства и отсутствии эксплуатации человека человеком (в соответствии с теорией марксизма-ленинизма).
Социальная защита - поддержка государством или обществом малообеспеченных слоев населения (стариков, детей и т. п.).
Суверенитет государства - независимость его во внешних и верховенство во внутренних делах.
Сюзерен - феодал, которому подчинены другие, более мелкие феодалы (вассалы). Король - всегда сюзерен.
Терроризм - преступное посягательство на жизнь невинных людей с целью достижения политических или иных целей.
Фашизм - террористическая диктатура с использованием крайних форм насилия. Сочетается с национализмом и расизмом.
Федерация - устройство государства, при котором вся территория разделена на административные единицы, а часть полномочий верховной власти делегируется местным властям (издаются местные законы, взимаются местные налоги и т. д.).
Форум - площадь в Древнем Риме, центр политической жизни. В настоящее время - представительное собрание, съезд.
Царь - монарх, король. Титул происходит от имени Гая Юлия Цезаря. Титул государей всея Руси, начиная с Ивана IV Грозного.
Чиновник - исполнитель государственных установлений и законов государства, государственный служащий.Эволюция - постепенный, плавный (в отличие от революции) переход к новому качеству, новой общественной формации.

История во многом определяет вектор развития будущего: тот, кто контролирует прошлое, контролирует настоящее и будущее. Бытует мнение, что история – самая политизированная наука. И это мнение имеет право на существование, ведь каждая предыдущая эпоха отрицает другую, как следствие – история корректируется с учетом запросов времени.

Историческое знание охватывает несколько тысячелетий, и если понимание самого древнего мира основано на ветхих источниках, археологических раскопках, предположениях и гипотезах, то опора современной истории – факты, события, документы, статистика и человеческие свидетельства.

Если рассмотреть факты как фрагменты действительности, можно понять, что сами по себе они ничего не говорят. Для исторического знания факт – основа, и только историк может придать факту тот смысл, который требуют определенные идейно-теоретические взгляды. Поэтому один и тот же факт в исторической практике может иметь разное видение. Таким образом, важна интерпретация, стоящая между фактом и его пониманием исторической наукой.

Исторические школы и предмет их исследований

Сам предмет исторической науки определяют неоднозначно. С одной стороны, предметом истории является политическая, экономическая, демографическая история, а также история конкретного места – деревни, города, страны, порой история отдельной единицы общества – человека, семьи, рода.

Современные исторические школы насчитывают до тридцати определений предмета истории (в научном понимании). Как правило, предмет истории определяется мировоззрением историка, его философскими, идеологическими убеждениями. Поэтому не стоит искать в истории объективности, опорой в ее понимании должно быть собственное понимание процессов, самостоятельная работа с фактами и источниками, а также критическое мышление.

Историки-материалисты придерживаются мнения, что история изучает закономерности развития общества, которые зависят от материальных благ и способов их производства. Иными словами, в основе истории с точки зрения материализма – экономические отношения, а с помощью общества определяются причины развития или неразвития этих отношений.

В основе либерального понимания лежит убеждение о том, что предметом является конкретно человек (его личность), через которого реализуются его естественные права. То есть, история, по словам историков-либералов, изучает людей во времени.

История - это наука, занимающаяся изучением особенности деятельности человека в прошлом. Дает возможность определить причины событий, имевших место задолго до нас и в наши дни. Связана с большим количеством общественных дисциплин.

История как наука существует не менее, чем 2500 лет. Ее основателем считают греческого ученого и летописца Геродота. В античное время эту науку ценили и считали ее «наставницей жизни». В древней Греции ей покровительствовала сама богиня Клио, занимавшаяся прославлением людей и богов.

История - это не просто констатация того, что происходило сотни и тысячи лет назад. Это даже не только изучение процессов и событий, имевших место в прошлом. На самом деле ее назначение больше и глубже. Она не дает сознательным людям забыть прошлое, но все эти знания применимы в настоящем и будущем. Это - кладезь древней мудрости, а также знаний социологии, военного дела, и многое другое. Забыть прошлое - это значит забыть свою культуру, наследие. Также ошибки, которые когда-либо были допущены, не должны быть забыты, чтобы не повторить их в настоящем и будущем.

Слово «история» переводится как «расследование». Это очень подходящее определение,

позаимствованное из греческого. История как наука расследует причины событий, имевших место, а также их последствия. Но это определение все же не отображает всей сути. Второе значение этого термина может восприниматься как «рассказ о том, что происходило в прошлом».

История как наука переживала новый подъем в эпоху Возрождения. В частности, философ Круг наконец-то определил ей место в системе учений. Чуть позже его подкорректировал французский мыслитель Навиль. Он все науки поделил на три группы, одну из которых так и назвал - «История»; в нее должны были входить ботаника, зоология, астрономия, а также и собственно история как наука о прошлом и наследии человечества. Со временем эта классификация претерпела некоторые изменения.

История как наука является конкретной, она требует наличия фактов, привязанных к ним дат, хронологии событий. Вместе с тем, она тесно связана с большим количеством других дисциплин. Естественно, среди последних была и психология. В прошлом и позапрошлом веке разрабатывались теории о развитии стран и народов с учетом «общественного сознания» и других подобных явлений. В такие доктрины свой вклад вложил и известный Зигмунд Фрейд. В итоге этих изысканий появился новый термин - психоистория. Наука, выраженная этим понятием, должна была изучать мотивацию поступков отдельных личностей в прошлом.

История связана с политикой. Именно поэтому ее могут толковать предвзято, приукрашая и живописуя некоторые события и тщательно замалчивая другие. К сожалению, в таком случае вся ее ценность нивелируется.

История как наука имеет четыре основных функции: познавательная, мировоззренческая, воспитательная и практическая. Первая дает сумму сведений о событиях и эпохах. Мировоззренческая функция предполагает осмысление событий прошлого. Суть практической - в понимании некоторых объективных исторических процессов, «учении на чужих ошибках» и воздержании от субъективных решений. Воспитательная функция предполагает формирование патриотизма, нравственности, а также чувства сознательности и долга перед обществом.