Анализ стихотворения Афанасия Фета “Осенняя роза”. Анализ стихотворения А.А. Фета «Осенняя роза А фет сентябрьская роза главная мысль

09.02.2024 Концепты 

Великий русский поэт А.Фет написал в свое время достаточно много произведений на тему природы. Через описание природы он выражал свои мысли и чувства. Безответная любовь поэта к Марии Лазич оставила глубокий след в его воспоминаниях, поэтому тоску по этой женщине можно увидеть во многих его лирических произведениях.

Прочитав стихотворение А.Фета «Осенняя роза», сразу же попадаешь в период печальной поздней осени. Осень для Фета является временем ухода и прощания, а еще временем, когда можно спокойно предаться размышлениям. Но как ни

Крути, осень пуста. Именно поэтому, читая это стихотворение, невольно ловишь себя на мысли, что за пределами осени ничего нет, только лишь вечность и пустота. Но единственным проблеском надежды является роза, которая не желает прощаться с теплом, поэтому от нее так «веет весною».

Название стихотворения в полной мере отражает его сюжет.

В начале произведения Фет при помощи поэтического приема олицетворение рисует осеннюю пору («дохнул сентябрь» и так далее). Автор грустит по ярким краскам, которые с наступлением осени поблекли и почти пропали, их смыли проливные дожди.

Но чуть позже во всей красоте

Перед читателем предстает роза, которая символизирует жизнь, которая способна напомнить автору о тех теплых солнечных днях. Она приближает будущую весну. Именно так в произведении осуществляется резкая смена картин.

Фет воздвигает розу на высокий пьедестал, называя ее царицей, одной единственной и неповторимой.

Так, наконец, разрешается лирический конфликт, который имеет место быть в этом стихотворении. Именно великолепная роза радует поэта яркими весенними красками. Только она одна помогает ему не впасть в осеннюю хандру. Наперекор всем испытаниям, когда день катится к своему концу, именно роза веет будущей весной и дает надежду будущее.

Довольно часто А.Фет в своих стихах использует картины природы, чтобы выразить свои глубокие переживания. Природа в его произведениях играет одну из основных ролей, подчас помогая разрешить лирический конфликт героя.

Вся жизнь поэта Афанасия Фета наполнена таинственными событиями. До сегодняшнего дня не ясна точная дата его рождения, нет точных данных о его родном отце. Но еще более таинственной кажется картина любовных отношений Фета и Марии Лазич.

Мария была сестрой девушки Елены, к которой Фет, будучи молодым солдатом, воспылал чувствами. Та, как замужняя женщина, любящая своего супруга, отказала Афанасию. Вскоре он переключил свое внимание на сестру Елены Марию. Но и Мария отвергла его ухаживания, сообщив, что собирается выйти замуж за другого. На самом же деле Фет безумно нравился Марии, она знавала его еще по стихам, которые перечитывала время от времени, никаких планов на ближайшее замужество она не имела, Мария была сильно обижена, что поэт не обратил на нее внимания и стал ухаживать лишь в момент отказа сестры. Общения молодые люди не прекратили. Фет со временем понял, что влюблен в Марию, но чувств своих так и не открыл. Вскоре Мария погибла ужасной смертью - заживо сгорела в доме. Фет всю свою жизнь не мог себе простить, что так и не успел поговорить с Марией и открыть ей свои чувства. Исследователи полагают, что вся любовная лирика Фета посвящена именно Марии Лазич.

Уже после смерти поэта, в его письменном столе было найдено несколько пронзительных стихотворений, посвященных Лазич, о которых не знала даже законная супруга поэта. Последние стихотворения Фета проникнуты горечью утраты, весь ужас которой он осознал лишь спустя много лет. Именно в момент осознания, что и его жизнь подходит к концу, поэт понял, что истинную взаимную любовь не могут заменить никакие материальные ценности. Однако почти никто не знал, что именно чувствовал в эти моменты Фет, поэтому не каждый видит иносказания, к которым прибегал поэт в этих стихотворениях.

В 1886 году Фет пишет стихотворение «Осенняя роза». В нем он воссоздает картину сада после сильных морозов: погибли георгины, сад буквально обнажен и лишь роза сохранила всю свою красоту.

Под розой здесь поэт понимает именно свою далекую возлюбленную Марию Лазич. Он помнит о ее красоте, не желая мирится с мыслью, что девушки больше нет в живых. Мария как будто незримо присутствует рядом с Фетом.

В этом стихотворении автор словно кричит о том, что мы все должны ценить тех людей, которые любят нас и которых мы любим. Жизнь непредсказуема, и мы не знаем, что будет завтра, поэтому не стоит скрывать своих истинных чувств, не нужны бессмысленные глупые ссоры, нужно наслаждаться моментами единения и взаимопонимания.

Афанасий Фет

Осенняя роза

Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица-роза,
Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.

«Осенняя роза», анализ стихотворения Фета

Осень у большинства людей ассоциируется с периодом умирания в природе. Да и поэты не слишком жаловали своим вниманием это время года. Гораздо чаще в русской поэзии появлялись стихотворения о весне или лете – таких временах года, когда в природе царит возрождение и расцвет.

Пожалуй, один Александр Сергеевич Пушкин считал осень «унылой порой, очей очарованьем». Только ему приятна была «прощальная краса» и «пышное природы увяданье». А лето как раз не было слишком желанным, ведь всем известны строки поэта о том, что он любил бы лето красное, «когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи».

В стихотворении Афанасия Афанасьевича Фета описана поздняя осень, потому что «осыпал лес свои вершины», а «сад обнажил свое чело». Использование здесь олицетворений очень трогательно, как будто перед нами абсолютно одушевленные персонажи, которые прощаются со своими зрителями, как настоящие актеры, сняв перед ними шляпу.

Дальше на сцену вступает новое действующее лицо: «Дохнул октябрь». И вдруг – обезличенность: «Георгины дыханьем ночи обожгло». Словно автор не в силах поверить, будто октябрь способен на такую жестокость. И все-таки холодное дыхание осени вызывает соответствующее настроение: тоску по ушедшему лету, грусть от предстоящих долгих осенних вечеров, наполненных ожиданием далекой весны.

На первый взгляд, неожиданным оказывается противопоставление во втором четверостишии: «Но в дуновении мороза…» лишь одна роза «благоуханна и пышна».

Действительно, по меньшей мере, странно видеть живую розу среди погибших цветов. Перед глазами возникает яркая картина: заледеневшие, почерневшие от «дуновения мороза» последние цветы осени - георгины, и яркая, наверняка, красная, как огонь во тьме, роза. Автор называет ее царицей. А герой, застывший, восхищенный, обращается к ней почтительно, как к персоне самых высоких кровей: «Царица роза».

Что ж, вполне традиционно считать розу царицей цветов. Однако у Фета она действительно заслуживает высокого титула, ведь роза «между погибшими одна… благоуханна и пышна». Это ли не чудо? Поэтому герой, потерявший надежду на счастье, вновь ее обретает. Он как будто расправляет плечи и вместе с розой противостоит «жестоким испытаньям и злобе гаснущего дня».

И опять вступает в силу традиционный для поэзии Фета параллелизм: для розы «гаснущий день» - осенняя ночь. Но и для героя гаснущий день означает наступление старости. Это достаточно распространенная аналогия в русской поэзии. А уж «жестоких испытаний» в жизни самого Афанасия Афанасьевича было немало.

Параллелизм последних строк тоже очевиден: роза, которая «очертаньем и дыханьем весною» веет, означает, что герой еще чувствует себя молодым, так как весна – время молодости и цветения.

В завершении анализа просто необходимо вспомнить, какое огромное значение придавал Фет концовке, считая, что она должна быть такой, чтобы ни одного слова к ней нельзя было прибавить. Именно таков финал стихотворения «Осенняя роза». Последнее четверостишие вновь построено на параллелизме героя и розы: наперекор всем несчастьям («жестоким испытаньям») и приближающейся старости («злобе гаснущего дня») роза своей красотой («очертаньем») и ароматом («дыханьем») напоминает ему о вечной молодости и красоте. Иными словами, герой – уже немолодой человек, но в «злобе гаснущего дня», т. е. в угасании собственной жизни, все-таки остается восприимчив ко всему доброму и прекрасному. В этом и заключается смысл финала.

Поднимая социальные проблемы, драма «На дне» одновременно ставит и решает философские вопросы: что есть правда? нужна ли она людям? можно ли обрести счастье в реальной жизни? В пьесе можно обнаружить два конфликта. Первый - социальный: между хозяевами ночлежки и босяками, второй - философский, затрагивающий основные вопросы бытия, - разворачивается между обитателями ночлежки. Он-то и является основным. Мир ночлежки - это мир «бывших людей». Раньше они принадлежали к разным слоям общества: здесь и барон, и проститутка, и слесарь, и актер, и картузник, и торговка, и вор. Они примеряют к себе ра

Голова моя пашет ушами, Как крыльями птица. Ей на шее ноги Маячить больше невмочь. С.А. Есенин. Черный человек «Черный человек» - одно из самых загадочных, неоднозначно воспринимаемых и понимаемых произведений Есенина. Работать поэт начал в 1922 году, и в основном она была написана заграницей, в феврале 1923 года был закончен первый вариант поэмы. Этой поэме суждено было стать крупным последним поэтическим произведением Есенина. В ней выразились настроения отчаяния и ужаса перед непонятной действительностью, драматическое ощущение тщетности любых попыток проникнуть в

Здійснилася моя давня мрія. Нещодавно я побував у тата на заводі. Мій батько слюсар-оператор, працює у технічному відділі програмної обробки. Ось тато приніс перфострічку з програмою-завданням для верстата. Перфострічка - це креслення деталі, перекладене на мову чисел. Тато швидко переписав програму-завдання в пам"ять верстата, який відразу ж за­шелестів мотором і притягнув до себе робочий стіл-палету із складнющою деталлю. Моргнувши лампою, верстат висвітив на пульті стрункі ряди цифр. Потім потягнувся вгору, вибрав потрібний інструмент і переніс його у шпин­дель. Із неголосним дзижчанням


А. А. Фет писал очень много стихов о природе, в которых пытался передать своё душевное состояние, мысли и чувства. Афанасия Афанасьевича посетила несчастная любовь (к Марии Лазич) и поэтому, как мне кажется, во многих стихотворениях прослеживается тоска по ней.
Читая это стихотворение, чувствуешь некоторую грусть на душе, так как описана печальная поздняя осень. Осень- время покоя, время ухода и прощания, время размышлений. Она наполнена пустотой. Складывается впечатление, что за пределами осени нет ничего кроме вечности. Но в тоже время радует то, что единственная роза не хочет отпускать тёплое время года, поэтому «веет весною».
В названии стихотворения отражён весь сюжет. Оно адресовано самому прекрасному и божественному цветку-розе.
Осыпал лес свои"вершины,
Сад обнажил своё чело.
В начале стихотворения автор показывает самую настоящую осень с помощью олицетворения: сад обнажил, дохнул сентябрь.
Сначала Фет выражает огромное сожаление, потому что с наступлением осени пропадают яркие краски, начинаются долгие проливные дожди, кругом сырость и грязь. Тоска. Но потом он как будто случайно замечает великолепное создание-розу:
Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица роза,
Благоуханна и пышна.

И тут он понимает, что жизнь продолжается, что цветок будет напоминать ему о солнечных днях и уносить в будущее, ближе к весне. Таким образом, происходит смена картин в стихотворении.
Поэт воздвигает розу на пьедестал, называет её царицей, считает единственной и неповторимой:
Лишь ты одна, царица роза,
Благоуханна и пышна.
Так лирический конфликт находит своё разрешение. Поэту помогает не впасть в осеннюю хандру великолепная роза: Назло жестоким испытаньям И злобе гаснущего дня Ты очертаньем и дыханьем Весною веешь на меня.